КАК ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ СЛОВА ХРИСТОВЫ О ПОКЛОНЕНИИ БОГУ «ДУХОМ И ИСТИНОЮ»? «Грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною... Дух есть Бог: и иже кланяется Ему,  духом и истиною  достоит кланятися»  ( Ин. 4, 23–24 ) В 5-ую неделю по Пасхе Церковь вспоминает замечательную беседу Христа-Спасителя с женой-самарянкой. Сколько глубоких возвышенных мыслей содержится в этой беседе: здесь мы находим учение о всеоживляющей благодати Духа Святаго под прекрасным образом «воды живой, текущей в жизнь вечную»; здесь Господь наставляет нас, какой должна быть истинная молитва; здесь же Он явно и открыто засвидетельствовал о Своем Божественном посланничестве – о том, что Он и есть тот Самый Мессия-Христос, о приходе Которого в мир было предвозвещено Богом в Ветхом Завете. Вековечная распря между иудеями и самарянами, которые слишком внешне понимали Богопочитание и постоянно спорили о том, где правильнее поклоняться Богу – в Иерусалимском храме или в Самарии на горе Гаризим, – эта распря послужила поводом к тому, что Христос-Спаситель в кратких, но убедительных словах научил нас, каково должно быть истинное Богопочитание и, как, следовательно, нужно молиться Богу. На вопрос самарянки, где надо покланяться Богу: на этой ли горе, которая виднелась перед ними, или в Иерусалиме, Господь решительно ответил:  «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу... Бог есть Дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться духом и истиною»  ( Ин. 4, 21–24 ). Этими словами Господь внушает нам, что истинное Богопочитание не связано ни с каким местом, а приобретает цену лишь от своих внутренних качеств. Не только в Иерусалиме и не только «на горе сей» можно поклоняться Богу, а и на «всяком месте владычества Божия», но это поклонение должно быть прежде всего  «духовно»  и  «истинно» . Что это значит и как надо правильно понимать эти слова? Везде, на всяком месте, можно и нужно молиться Богу, но эта молитва должна быть «духовна», то есть должна быть действительно выражением внутреннего духовного устремления человека к Богу, духовным порывом его души к Богу, и должна быть «истинна», то есть не лжива, не фальшива, не лицемерна. Она должна быть не только наружной, внешней, на показ, а искренней, исходящей из глубины сердца и отражающей действительное внутреннее настроение души молящегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Как-то раз я общался на религиозные темы с некоей женщиной, лет 45, постоянной прихожанкой одного московского прихода. В какой-то момент я обронил такие слова: «Господь не наказывает детей за грехи родителей». Но тут же моя собеседница уверенно сказала: «Как же это? А помнишь, в Библии есть такие слова: “Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Ведь Священное Писание об этом говорит!» К сожалению, среди наших прихожан встречаются люди с взглядами, которые не соотносятся с учением Вселенского Православия. И сегодня среди широких масс вопрос о том, наказываются ли дети за грехи, совершенные их родителями, остается нерешенным. Наша Церковь всегда давала и дает четкий ответ: дети не несут ответственности за грехи, содеянные родителями. Бывали случаи, когда какой-то пастырь, к которому пришли люди, убитые горем потери своего ребенка, говорил, что это расплата за грехи, содеянные до этого самими родителями. Комментируя такие случаи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25 октября 2017 года на VII Общецерковном съезде по социальному служению сказал: «Если кто-то говорит, что “за грехи”, то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении. Как так можно? Не знаю, с каким сердцем и с какой головой может быть священник, чтобы так сказать несчастной матери или отцу!» . Но о чем тогда слова о «кислом винограде»? Что говорит нам Священное Писание? Давайте разберемся и найдем аргументированный ответ. В Писании мы действительно находим слова о том, что «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Самое интересное: они повторяются даже и не раз. Только тут есть одно «но»: приводя этот отрывок в качестве аргумента, люди обычно вырывают его из контекста. Заглянем в Книгу пророка Иезекииля, где есть следующие слова: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле… Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 1–3, 20).

http://pravoslavie.ru/111857.html

Катехизис часть 1 Приидите, чада! послушайте Мене, страху Господню научу вас. Сыне! аще приим глагол Моея заповеди, скрыеши в себе, послушает премудрости твоея ухо, и приложиши сердце твое к разуму приложиши е в наказание свое; аще премудрость призовеши, и разуму дашь глас твой; и аще взыщеши ея, яко сребра, и, якоже сокровища, испытаеши ю: тогда уразумеети страх Господень, и познание Божие стяжеши, и благодать Его обрящеши. ( Пс. 35:12 ; Притч. 2:1–5; 3:3 ). Вступление в Катехизическое учение Возлюблении во Христе братия! Как земледелец прежде, нежели начнет сеять семена, изыскивает место, где бы способнее посеять, и приуготовляет землю, которой бы вручить семена с пользою, с надеждою плодоношения и с ожиданием награждения за труды свои: так и я, слабый делатель на поле Христовом, последний сеятель семени Слова Божия, имея, по возложенной на меня должности от высшего Священноначальника нашего, проходить нынешний год Катехизическое учение, непременно должен сперва промышлять о земле, которой бы вручить духовные семена, да плод принесет, ежели не сто, ежели не шестьдесят, ежели не тридесять 1 то по крайней мере, десять, дабы не вотще и не без пользы трудиться, но в славу Божию и в истинное назидание ближнего; что есть единая цель и единая награда всех трудов моих. Где ж есть земля для семени Слова Божия? где есть место; на котором бы удобностию можно было посеять оные? Вы, Христиане, составляете духовное поле! в вас есть место для Слова Божия! Сердца ваши суть земля, способная для сеяния Божественных семен. Почему, чистосердечно благодаря тех, которые удостоивали всегда благосклонного внимания поучительные Слова мои, искренно прошу, что бы также и Катехизическое учение не лишено было оного присудствия и внимания; тем паче, что сим вы не только труд мой наградите, что не вотще я буду трудиться, не без пользы буду сеять Божественные семена, но что и сами пользу получите, духовную лихву обрящете и Христианскую должность свою исполните. Ибо как вы обязаны питать телесною пищею наружного человека: так точно должны питать внутреннего своего человека духовными брашном, которое есть Слово Божие, Христианское учение. – Преподавать же буду оное Катехизическое учение во всякий Воскресный, яко от обыкновенных работ и житейских попечений свободный, на единое Богослужение и на Божественное учение, по намерению и благоволению Божию, посвященный день. A время на сие определяю по обыкновенном к Литургии звоне, пред самым началом Литургии, подражая обыкновению первенствующей Церкви, в которой всегда сперва, по установлению Апостольскому, предлагалось учение, a потом уже совершалось Священнодействие; что можно ясно видеть из Литургии первого Архиерея Иерусалимского; Святого Апостола Иакова, брата Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Книга 2. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные слова и послания. Собрание I (Vatic. Graec. 694) Условные обозначения < > добавление издателей по рукописям, не относящимся к типу I (то есть в основном рукописные, а не издательские конъектуры; последних почти нет) слова, опускаемые издателями (обычно принимаются за глоссы с полей, часто на основании других рукописных чтений) [ ] дополнения переводчика для смысла (по большей части вытекают из контекста, а не из различий грамматического строя: уточнять визуально – и тем более в комментариях – эти два рода дополнений мы сочли излишним) «курсив» буквальная цитата (прямая или косвенная) (в основном тексте) «обычный шрифт» дополнения в цитате или лексические различия (в основном тексте) курсив косвенные цитаты (обычно вольные или с сильным нарушением синтаксиса), аллюзии и т. п. (в основном тексте) (В аппарате для различения текста от пояснений используется комбинация обычного текста, курсива и кавычек по принципу «экономии») пар. параллельные синоптические тексты (для Евангелий) unde? неопознанная цитата р.п. русский перевод фрагмент текста между словами, стоящими до и после тильды (не путать с аналогичным знаком в GCS, обозначающим перестановку слов) … отдельные слова до и после многоточия (без включения слов между ними) † † испорченное, непонятное или допускающее разные (противоположные) толкования место + добавляет (или комбинация текстов при ссылках на Священное Писание) < опускает Условные обозначения рукописей см. на с. XVIII-XIX. В аппарате для облегчения ориентации между разными группами рукописей введены пробелы. Слово 1 1464 . [Великое и весьма полезное 1465 1,1 Владыка всяческих, Творец и человеколюбивый Бог всегда дарует человеческому роду благие поводы к познанию будущих благ и желающим 1466 избрать лучшее преуспеяние 1467 внушает [это] мановением [Своей] благости, постоянно привлекая к добру человека, созданного по Его образу 1468 . Ибо как душа по природе имеет склонность к прекрасному и присно тщится вожделевать лучшего, так шуя 1469 часть зла всегда с ужасным коварством подбрасывает более простодушным воображаемые блага для омрачения истинных благ, при помощи коих неисповедимая любовь благодати Христовой учит нас чрез Богодухновенные Писания 1470 ведению истины, согласно слову пророка: «Благости и наказанию и разуму научи меня, ибо заповедям Твоим уверовал» 1471 . Значит, Он хочет, чтобы мы отринули от себя всякую причину зол, дабы смогли мы таким образом устранить неведение – причину всех зол и, постоянно 1472 путеводимые светом истинного знания, изгнать сущее в нас плотское и неразумное мудрование 1473 , утверждаемое [в нас] коварным обещанием знания 1474 , научившись, что ведение истины 1475 есть причина спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Мы призываемся к интенсивной духовной жизни, в центре которой — совершение реальных добрых дел. Не таких, которые сегодня любят совершать люди, громогласно о них говоря, а тех дел, которые Господь призвал нас совершать втайне (см. Мф. 6:3). Именно такой елей и способен поддерживать огонь в светильниках нашей духовной жизни. 15 апреля 2014 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Петр, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья, матушки игумении! Братья и сестры! Хотел бы всех вас приветствовать и поздравить с Великим вторником — днем, когда мы вспоминаем особо сильные, вдохновенные слова Спасителя, которые Он произнес накануне Своих страданий. Он, конечно, знал и говорил апостолам, что Ему надлежит умереть. Как ведет себя человек накануне смерти, если он точно знает, что умрет? Наверное, все второстепенное уходит в сторону; мысли и слова — только о самом главном. Хотя все, что говорил Спаситель, было главным для жизни людей, но слова, которые Он произнес накануне Своих страданий, — самые главные из главных. Он говорил о том, что жизненно необходимо знать каждому человеку. И вторник Страстной седмицы посвящается воспоминанию о тех евангельских повествованиях, о тех словах, о тех притчах Спасителя, которые связаны с концом человеческой жизни и с концом человеческой истории. Святой Василий Великий, размышляя на тему конца света, говорил, что конец света, по всей вероятности, не будет скоро. Но это не имеет никакого значения для верующего человека, потому что его собственный конец может наступить в любой момент его жизни. И потому слова Спасителя, связанные с концом человеческой истории, мы должны воспринимать не только в эсхатологической, может быть, отдаленной перспективе. Эти слова мы должны примерить к самим себе, потому что конец мира для каждого из нас — не за горами. Что означают пять, десять, пятнадцать, двадцать, тридцать, сорок или пятьдесят лет? Люди, которые уже прожили это время, могут свидетельствовать, что оно пронеслось мгновенно. Жизнь человека скоротечна, и потому в каждый момент своей жизни мы как бы стоим на пороге вечности, на пороге второго пришествия для нас лично, потому что мы предстанем пред Богом после нашей смерти. Вот почему и Евангельские повествования сегодняшнего дня (Мф. 22:15-23:39, Мф. 24:36-26:2), связанные с кончиной мира, одновременно ориентируют мысль человека на его собственную кончину и говорят о действительно самом важном — о том, что явится «пропуском» для человека в жизнь вечную, в Царство Небесное.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

На слова: " Царство Небесное подобно зерну ropчuчhoмy&quom. Том 12, книга 2, слово 54 На слова: " Царство Небесное подобно зерну ropчuчhoмy&quom. Том 12, книга 2, слово 54 святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   Что величественнее Царства Небесного и что незначительнее зерна горчичного? Как же безграничное Царство Небесное уподобляется здесь ограниченному и ничтожному зерну горчичному? Но если мы поглубже вникнем, что такое Царство Небесное и что такое горчичное зерно, то увидим, как прекрасно и вполне естественно было уподобить их одно другому. Что такое Царство Небесное, как не Христос? Разве не говорил Он о самом Себе: " Вот, Царствие Божие внутрь вас есть " (Лук. 17: 21)? Что же больше Христа по Божеству? Вот как изображает пророк Его величие: " Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми " (Варух. 3: 36–38). Говорит о Нем и Исайя в подобных же выражениях. Как именно говорит он? " Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель " (Ис. 45: 14, 15). Такой же точно смысл имеют и слова блаженного Петра: " Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись " (Деян. 4: 12). Что же незначительнее Христа в та­инстве воплощения? Вот как, например, Давид говорит о том, что Он был ниже ангелов: " Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его " (Пс. 8: 5, 6). А что эти слова Давида относят­ся ко Христу, это поясняет Павел, говоря: " За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами " (а умаленнаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти) (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1595...

(Общедоступное разъяснение заключающегося в нём смысла и несколько «исторических» данных и соображений, имеющих прямое отношение к «слову»). Бесспорно, нет другого проповеднического «слова», которое было бы так общеизвестно в среде нашего православного русского народа, как общеизвестно в ней вышеназванное. Почему это – так, понятно без труда, если принять во внимание, что «огласительное слово» св. Иоанна Златоуста читается в храме во время богослужения и, при том, не в какой-либо другой день, а в первый день св. Пасхи (в конце пасхальной утрени), когда все – и старый, и малый, и здоровый, и даже немощный, и богатый, и бедный, и наслаждающийся земными благами, счастьем, и лишённый тех благ, удручённый горем и невзгодами – неудержимо стремятся в Божию « церковь », забывая обо всём, кроме того, что имеет непосредственное отношение к «светлому Христову Воскресению». Общий смысл данного огласительного слова, его, так сказать, «дух», несомненно, понятен каждому, сколько-нибудь знакомому с сущностью праздника св. Пасхи, с историей и значением земной жизни Богочеловека. Но в некоторых своих частях «слово» не совсем понятно для многих. Отчасти недоумевают перед теми или иными его местами даже и лица, от которых этого, по-видимому, меньше всего можно было бы ожидать. Сознаваясь в этом чистосердечно, они просят об общедоступном разъяснении пасхального слова. Настоящая статья и написана в удовлетворение одной из таких просьб. Ввиду специального назначения статьи, которая должна быть вполне удобопонятна всем читателям «Христианского Чтения», «филологический» разбор пасхального слова нами естественно будет оставлен в стороне, тем более что освещение последнего в этом отношении уже сделано в прекрасной статье о. М. И. Орлова, помещённой в этом же журнале 1 . Наше внимание будет обращено на выяснение догматического и нравственного смысла «слова», после чего будет сделано нами и несколько замечаний исторического характера. I. В пасхальном огласительном слове св. Иоанна Златоуста кратко, но в высшей степени выразительно раскрывается и выясняется великое значение Воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мёртвых. Чтобы понять это значение, мы должны несколько напомнить о тех обстоятельствах, которые вызвали собою искупительную деятельность Спасителя; иначе сказать: должны наметить общий ход жизни человека за дохристианский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — март 2015 г. 02.03.2015 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Слыша эти Христовы слова, я думаю с удивлением: Христос заповедует Своим последователям две вещи — сотворить и научить. У учителей и отцов Церкви было то и другое — святая жизнь и просвещение. Но я не знаю многого. Я не изучал богословия. Я не могу проповедовать. Что же будет со мной и с такими, как я? Допустим, мы творим — но мы же не учим! Следовательно, не будем приняты в Царство Небесное. Д.М. Аксенов, г. Саратов На это недоумение можно ответить кратко. Когда Христос говорит, что Его верные ученики должны не только жить по-христиански, но и учить других, это не означает, что все верующие должны изучать богословие и быть способными проповедовать о чудесах Христовых с амвонов храмов. Такой труд — для немногих получивших от Господа дар проповедания. На этих проповедниках лежит великая ответственность, и они должны быть очень внимательны к своей жизни. Если они не живут согласно тому, чему учат, они окажутся лицемерами, теми, к кому относится приговор Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13). Кроме церковной проповеди с амвона есть иной род проповеди. Это — простое учительство. Это те немногие слова о Христе, которые самые некнижные христиане могут произнести. Это те немногие слова, которые исходят из сердца глубоко верующего во Христа и соединяющего Писание с каждодневной жизнью. Эти немногие слова могут сильно действовать на других людей. На тех, кто живет в грехе и обмане, но обретая веру во Христа, начинают меняться — не благодаря чьему-то красноречию, но благодаря простым словам, которые они услышали от смиренного верующего. Мы помним из жития преподобного Серафима Саровского, как приехал к нему из любопытства в обитель прославленный генерал и после продолжительной беседы вышел от него, рыдая, как ребенок, оставив в келье преподобного все свои ордена. Какие простые слова сказал ему святой, которые, как меч, рассекли его и проникли «до разделения души и духа, составов и мозгов», как говорит апостол (Евр. 4, 12)?

http://moral.ru/dom_03_2015/

Огласительное поучение девятое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И также на слова Иова: Кто этот, омрачающий Провидение словами без смысла? и проч. (ср. Иов38:2 ).] 1 . Невозможно видеть Бога телесными очами, ибо бестелесное не может быть предметом зрения телесного, и это засвидетельствовал Сам Единородный Сын Божий, Который говорит: Бога не видел никто никогда ( Ин.1:18 ), ибо хотя бы кто на основании написанного у Иезекииля и сделал нам возражение, однако что говорит Писание? Видел Иезекииль подобие славы Господней, а не Самого Господа; подобие славы, а не саму славу, какова она сама в себе есть. И узрев только подобие славы, а не саму славу, пал он на землю от страха. Если же виденное подобие славы приводило пророков в страх и трепет, то, конечно бы, и жизни лишился тот, кто осмелился бы зреть Самого Бога, так как сказано: человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Потому-то Бог, чтобы не погубить нас, по неизреченному Своему человеколюбию, для покровения Божества Своего, распростер небо. Это не мои слова, но пророк сказал: О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего ( Ис.64:1 ). И почему удивляешься, что Иезекииль, увидев подобие славы, пал, когда Даниил, узрев Гавриила, служителя Господня, вдруг пришел в ужас и пал на лицо, и, доколе Ангел не принял на себя подобия человеческого, пророк не смел отвечать? Итак, если явившийся Гавриил приводил пророков в трепет, то не погибли ли бы все, если бы узрели Самого Бога в существе Его? 2 . Итак, невозможно видеть существа Божия телесными очами, но возможно от дел Божественных восходить к созерцанию Всемогущества, как говорит Соломон: ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их ( Прем.13:5 ). Не сказал он, что из созданий можно созерцать Творца, но присоединил, что сравнительно, ибо Бог тем более представляется каждому, чем более человек занимается созерцанием тварей; и, чем более посредством рассматривания возвышает сердце свое, тем более созерцает он Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Одна из важнейших заслуг святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия та, что они оставили нам драгоценного, первее всего, к познанию Господа, к переводу Священного Писания . «Искони бе Слово и Слово бе от Бога и Бог бе Слово: се бе искини у Бога» ( Ин.1:2 ) Вот начальные слова, которые изображены нашей азбукой, слова, выражающие основную мысль Христовой веры. Старее этих слов не имеет наша грамота. Затем свв. братьями переведены были Евангелие, Апостол, Литургия, псалмы и все необходимые богослужебные книги. С каким восторгом приняли это Слово Божие все славяне! Теперь у них началось в полном смысле этого слова общественное Богослужение, теперь-то они достойно могли славословить Господа на родном их языке. Что касается до перевода Священного Писания , то здесь замечается великий талант первоучителей, их глубина понимания христианства и человеческих отношений. Слова и выражения, вводимые первоучителями в Слово Божие, не поражают читающего яркостью жизни действительной, могущей бы выступить разнообразными намеками, проглядывающими сквозь идеи христианства. Возвышенность учения христианского не низводится до осязательных образов, заимствованных из действительности. Чистота христианских идей не омрачается намеками на язычество. Видно вообще, что наши первоучители руководствовались в этом труде чувством приличия и благочестивой набожностью при выборе выражений. Особенно великим представляется нам этот труд при сопоставлении его с переводом Библии Ульфилы, который прямо из уст язычества взял, еще не очистившиеся молитвой, слова для выражения ими Священного Писания. Положив начало письма при посредстве азбуки, свв. братья дали возможность всему славянскому миру увековечить свои мысли и чувства, выразившиеся впоследствии в их литературных произведениях. Голос славянства через них не умолкает до позднейших времен, передается из рода в род потомству для поучения и назидания. Но не для одного славянства имеют значение эти памятники мысли и чувства. Они распространились по всему свету, дошли до отдаленнейших пределов, дали возможность всякому, понимающему славянскую азбуку, поразмыслить об этом народе, поучиться у него уму-разуму, познакомиться с его жизнью, нравами, обычаями и позаимствовать что-либо для себя лично и для своих соотечественников. Грамота таким способом положила начало духовной жизни в славянском мире, пробудила его народный дух, дала возможность понимать самих себя. В ней он узрел свое мощное, величественное и прекрасное слово, крепость и величие своих сил. Не без основания с восторгом приветствовали ее все славянские племена, через нее вспомнили они о своем кровном родстве, о своем братстве. Грамота объединила их, образовала громадную семью, определила для них порядок жизни общественной, политической, семейной и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010