Азбука веры Православная библиотека святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Пожертвовать Вход святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Источник Поучение 13 Поучение 15 Скачать epub pdf Оригинал: 18 Мб Поучение на усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи, месяца августа, в 29 день в 1701 г. («При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «За кого почитаете вы меня?» (Деян. 13:25)) Возлюбленные слушатели! Честного и славного пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, коего усекновение честной главы ныне мы вспоминаем, спросили некогда: кто он? «Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» ( Ин. 1:19 ). Ныне же сам Иоанн, кончая жизнь свою, запечатлевая свою проповедь своей кровью и преклоняя честную главу свою под меч Иродов, спрашивает о себе: как каждый о нем думает? «За кого почитаете вы меня?» Пусть всякий мыслит о нем, как хочет, я же, имея в виду нынешний пятничный день крестный, день вольного страдания Господня, и видя в этот день две смерти: смерть Христа Господа – крестную, и смерть Предтечи Его от меча, скажу, что святой Иоанн был подражатель Христу, согласно тому, что говорит нам тот, кто носил язвы Господа своего на теле своем: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). И если о ком-либо, то о святом Иоанне Предтече прежде всего могут быть сказаны слова Послания к евреям: «Уподоблен Сыну Божию» ( Евр. 7:3 ), ибо он был первым из святых, о которых говорит апостол: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8:29 ). Посмотрим, как и в чем святой Иоанн был сообразен, подобен Сыну Божию, Христу Спасителю нашему? Толкователи Божественного Писания, рассматривая вышереченные апостольские слова: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего», – объясняют, как можно сообразоваться Христу: «Крестом, – говорят они, – сообразуемся мы Сыну Божию, Христу распятому, и в том великая честь и польза наша. Ибо как здесь мы сообразуемся Христу в скорбях, так сообразны будем Ему в блаженной жизни. А потому кто не захочет нести крест со Христом? Чтобы быть сообразными и подобными Христу, Господу нашему, мы должны быть Его подражателями не в творении чудес, не в воскрешении мертвых, а в духовном ношении креста, то есть в терпеливом перенесении всех бед, скорбей, гонений и самой смерти ради Бога. Этим именно крестом, если мы хорошо несем его, мы сделаемся сообразными, подобными Сыну Божию и сопрославимся с Ним, по словам апостола: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Апология Христианского Поста В книге речь идет о православном посте и месте его в духовной жизни человека. Пост как послушание воле Божией, как победа духа над телом, как залог исполнения Заповедей Господних и продвижения к благочестию и добротолюбию. Читатель найдет здесь и глубокое обоснование духовного значения поста, и конкретные указания о всех постах годичного цикла, вплоть до состава постной пищи по выпискам из Уставов. Особый интерес представляет подробное изложение реальных случаев исцелений постом и молитвой от неизлечимых болезней. Автор – протоиерей Михаил (Труханов), кандидат богословия – обладает обширным жизненным опытом, включившим более 15-ти лет тюрем, лагерей и поселения. Духовный опыт его воспринял традиции русского старчества. О. Михаил утверждает: «Чем полнее осуществляет человек Слово Божие в своей жизни, тем более глубоким будет и постижение им этого Слова». Пост Впервые пост был установлен Богом для людей, живших в раю. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» ( Быт.2:16–17 ). Соблюдая сказанное Богом (то есть, воздерживаясь от вкушения запрещенного плода), человек жил в смиренном послушании Богу. Но, как только он по гордости нарушил повеление Божие – своевольным вкушением запрещенного плода, – так впал в грех (отсюда: грехопадение) и оказался, вследствие этого, в плачевном положении изгнанника из рая, не пожелавшего там жить по воле Божией. Послушание Богу есть смиренное повиновение человека воле Божией, – что практически может быть осуществляемо жизнью человека по слову Божию, по заповедям Его. Так как нами не постигается до конца смысл и ценность заповедей Божиих, равно как не постигается и глубочайшее содержание богодухновенного Писания, то все заповеди и слова Божии нами воспринимаются верою, – именно, как повеления любящего нас Бога. Передав народу Израильскому заповеди, постановления и слова Божии, Моисей затем говорит: «положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша» ( Втор.32:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Берем мы эти слова апостола для беседы с вами потому, что они имеют отношение ко времени, которое приходится переживать нам. Замечательные слова сии дают нам разуметь, что есть в роде человеческом некоторые темные подземные силы, которые ведут скрытую, но упорную и вековечную борьбу со светлыми началами добра, живущими в человеческих обществах. Борьба эта то меньшее, то большее принимает напряжение; ибо есть нечто в самых обществах людских, что сдерживает и ограничивает живущие в них злые начала, и охраняет общественное благо. Но настанет время, когда зло достигнет наивысшей своей напряженности в страшном и таинственном лице антихриста, после чего однако же последует полное его низложение и поражение и откроется новая жизнь человечества на новых и светлых началах. Это будет при конце сего видимого мира и по втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю. По толкованию богомудрых отцов церкви, – то, что сдерживает и тушит зло, таящееся внутри грешных обществ человеческих и рвущееся наружу, есть не что иное, как правительственная власть гражданская; так что по мере ослабления сей власти в обществах людских станет все больше и больше увеличиваться простор для темных сил. Время же антихристово не иначе нужно воображать, как полною анархией и окончательным попранием всякого гражданского права. Не станем гадать, далеко ли мы отстоим от сей ужасной развязки всемирной истории, – это ведомо единому Богу, положившему времена и лета во своей власти, но – повторяем – мы не без намерения поставили во главе нашего слова вышеприведенные слова апостола Павла, ибо тайна беззакония уже в действии, как говорит он. Это мы можем чувствовать отчасти по тем глухим и зловещим отголоскам, которые слышаться время от времени в нынешних обществах людских, проявляются то в виде безбожных и материалистических учений, то в виде разных политических партий – с целию поколебать правительственную власть и низвратить вековечные законы гражданственности. К прискорбию, и в нашем родном крае стали дерзновенно подымать голову тайные деятели противу государственных начал и затеяли распространение этих антихристовых начал по преимуществу в нашем учащемся и только еще созревающем юношестве. Об этом возвестило нам само правительство, и всей читающей России уже известно, что несколько несчастных жертв из отуманенной и заблудшей среды юношества уже потерпели заслуженную кару от правосудия. Мы не имеем возможности определить, на сколько широко и успешно идет подземная работа, подкапывающаяся под наше общественное благо, но довольно и того, что она есть, о чем предупредить и вразумить нас находит нужным сама правительственная власть. Церковь православная не может оставаться равнодушною к этим прискорбным явлениям среди народа православного, и нам-ли пастырям духовным молчать об них, когда прямой наш долг – с словом врачевания и назидания отзываться на все, что может угрожать не только спасению, но даже и внешнему благоустройству наших пасомых?!...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Беседа в третью неделю поста «Иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и евангелия, той спасет ю» (Мк. 8:35). Странное, по-видимому, учение предлагает нам Господь Иисус в ныне чтенном евангелии. Кто хочет, говорит Он, спасти душу свою: тот погубит ее и кто погубит ее Мене ради, тот спасет ее. Отчего это так? Почему нельзя, не погубляя души?, спасти ее и, спасая ее, не погубить? И как это так? Спасая душу погубляешь ее, а погубляя спасаешь? Не наоборот ли? Кажется, что тот, кто решился спасти душу, кто решился употребить все способности к ее Сохранению и преодолеть все препятствия, какие только могут встречаться ему, тот рано или поздно достигнет цели, — сохранит душу. Чтобы не быть в недоумениях, которые иногда могут оканчиваться ложными убеждениями, вредными для душевного спасения, разсмотрим внимательно, что значат слова Спасителя, произнесенные для нас ныне при кресте Его: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, той спасетет ю» (Мк. 8:35). О какой душе говорит здесь Спаситель? Не имеет ли Он в виду только временную жизнь, требуя ее пожертвования для Его имени пред гонителями имени Его? Такой смысл прост и слова Спасителя в таком случае мало касались бы нас, которые живем не во времена открытых гонений за веру. Но подлинно, одно ли пожертвование жизнию разумеет Спаситель? Если бы было так, тогда надлежало ожидать, что все возлюбленные Христовы умирали бы не иначе, как смертию мученическою; а вместе с тем награда за подвиг мученический была бы не очень значительна, — возвращение жизни физической за пределами гроба. Сколько первое несогласно между прочим с повелением Спасителя — удаляться из того места, где не принимают верного ученика Христова, столько второе несовместно с благостию небесного Отца. О какой же душе говорит Спаситель? Всмотримся ближе в слова Его. «Иже бо аще хощет» : слова показывают, что слова сии имеют связь с предыдущим. Что же сказано прежде того? «И призвав народы со ученики своими, рече им: иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2969...

Беседа на слова: В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:37, 38). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Приступающие к Божественной проповеди и внимательные к вере должны выказывать расположение жаждущих и возжигать в себе такое же, как у них, желание: чрез это они будут в состоянии вернее удержать в себе говоримое. Жаждущие, взяв чашу, выпивают ее с великою охотою, и тогда только успокоиваются: так и те, которые слушают Божественные слова, если будут принимать их с жаждою, никогда не отстанут от них прежде, нежели совершенно насытятся. А что всегда должно жаждать и алкать, об этом сказано: блажени алчущии и жаждущии правды ( Мф. 5:6 ). И здесь (в Евангельском чтении) Христос говорит: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Эти слова означают: «Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю». Но почему Евангелист заметил, (что это было) в последний день великий? – Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними, большею частию, проводимы были в увеселениях. Почему же (Христос) говорит: в последний. Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит (те слова), частию для того, чтобы показать Свое дерзновение, частию по причине, многочисленности народной. А чтобы показать, что Он говорит о питие духовном, присовокупляет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: и закон Твой посреди, чрева моего ( Пс. 39:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В своих «Словах» преп. Анастасий толкует непростые для экзегезы слова Божии, сказанные Творцом после грехопадения прародителей: Слова: Вот, Адам стал — после преступления [заповеди] — как один из Нас (Быт. 3, 22) ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: как один из Нас. Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия. Ибо змий говорит: вы будете, как боги (Быт. 3, 5), но Бог не изрекает: «Вот, вы стали, как боги», а говорит: Вот, Адам стал как один из Нас. Если змий словами вы будете, как боги научает прародителей наших многобожию, то Бог обращается к Адаму не от лица множества, но от лица единого [Бога], и говорит: Стал как один из Нас, то есть как Один из Святой Троицы. Если бы это речение было порицающим, то упрек следовало бы сделать обоим, и особенно жене, введшей Адама в заблуждение. Однако так или иначе, но в устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы (II, 2, 5). Данное христологическое толкование стиха довольно оригинально в святоотеческой литературе. Обычно это место толкуется совсем в другом ключе и именно в связи со словами змия. Так, свт. Филарет Московский суммирует святоотеческое наследие экзегезы слов Вот, Адам стал как один из Нас следующим образом: «Слова сии очевидно соответствуют обещанию искусителя будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт. 3, 5), и потому, без сомнения, имеют знаменование обличительное… Итак, здесь представляется внутреннее, так сказать, собеседование Святой Троицы и новый торжественный Совет о судьбе падшего человека, подобный первому Совету о его сотворении. Поскольку же величественность сего действия и величество глаголющего Бога не позволяет слова совета Его принять за простую уязвляющую укоризну, то под образом глумления должно искать истины чистой и бесстрастной, которая здесь может быть следующая: человек, вняв искусителю, не только внутренне возжелал быть Богом, но и самим делом исполнил сие желание столько, сколько мог; уже ничего не может он для себя сделать более; он сам решил свою судьбу: Рай, место испытания, не нужен уже для того, который окончил свое испытание». В данном ключе толкуют это место и свт. Иоанн Златоуст , и преп. Максим Исповедник .

http://pravoslavie.ru/2995.html

Глава 26 1–5. Совещание о предании Христа смерти. – 6–13. Помазание Его в Вифании драгоценным миром. – 14–16. Предательство Иуды. – 17–19. Приготовление пасхальной вечери. – 20–25. Обличение предателя. – 26–30. Установление Таинства Причащения. – 31–35. Предсказание об отречении Петра. – 36–46. В Гефсимании. – 47–56. Взятие под стражу. – 57–68. Суд и поругание. – 69–75. Отречение Петра. Мф.26:1 .  Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: Как нужно думать, это было во вторник на Страстной неделе, т.е. в тот же день, когда сказаны были речи, изложенные в 24-й и 25-й главах. На слова Лк.21:37–38 можно смотреть как на краткий очерк предшествующей истории. Но их едва ли можно считать введением к дальнейшей речи евангелиста. Начиная рассказ о последних днях земной жизни Христа, Матфей употребляет вместо обычного «тогда» еврейский оборот речи. Буквально: «и было, когда Иисус окончил» и т.д. Эта формула повторяется у Матфея пять раз ( Мф.7:28, 11:1, 13:53, 19:1 ), всякий раз по окончании речей Иисуса Христа, у Марка – 4 раза, у Луки – 43 раза, в Деяниях – 18 раз. Здесь у Матфея формула может считаться точным указанием времени произнесения дальнейших слов 2-го стиха. Но если евангелист в указанных выше цитатах говорит просто: «и было, когда окончил Иисус слова сии» или «наставления», «притчи» – то здесь к выражению «слова сии» прибавляется πντας – «все слова сии». Это значит, что Спаситель окончил теперь всю Свою проповедь народу. В дальнейшем рассказе синоптиков до Воскресения не приводится, действительно, никаких длинных речей Христа народу. Длинная речь, изложенная у Иоанна в главах 14–17, обращена только к ученикам. Первый стих разбираемой главы относится ближе всего, конечно, к речам, изложенным в главах 24–25, но можно толковать стих и в более общем смысле, что учительная деятельность Христа теперь окончилась и это совпадало с началом Его первосвященнического служения. Omnia dixerat, quae dicenda habuerat (все сказал, что было нужно). «Хотя Он и часто терпел от козней иудеев, однако они не могли нанести Ему никакого вреда, потому что диавол отошел от Него до времени; Он не мог подвергнуться страданиям, пока не окончил всех речей Своих, которые предполагал произнести перед Своими учениками» ( Ориген ). Ср. Втор.31:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Догмат о призывании святых, то есть Ангелов Божиих и других святых, ушедших из сего мира Обращение к читателям Если хозяина дома назвали веелъзевулом, не тем ли более домашних его? – говорит Христос, Бог наш, в Евангелии ( Мф. 10, 25 ). Неложны Слова Того, Кто есть Истина. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф. 24, 35 ). Ибо все, что Он сказал, исполнилось, иное исполняется сегодня, иное исполнится в будущем. Но мне все не перечесть, на все недостанет времени, да у меня и нет намерения говорить обо всем. Предлагаю рассмотреть только один вопрос: не исполняются ли в нынешние времена эти Слова Христовы: Если хозяина дома назвали веелъзевулом, не тем ли более домашних его? Посмотрите на противников Святой Православно-Кафолической Церкви и увидите, что на них исполняются неложные Слова Христа. Разве не называют наши противники хозяина дома веелъзевулом, когда, не усомнясь, именуют икону Христа Бога нашего идолом, когда не боятся изгонять Его из Евхаристии, когда Его истинные Слова: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя дерзают толковать ложно и недостойно веры. Умолчу о прочем нестерпимом для ушей Православных пустословии, в котором хула и клевета на Христа Бога нашего. Если хозяина дома назвали веелъзевулом, не тем ли более домашних его, то есть угодников, друзей Его, с Ним в Небе царствующих, о которых говорит Псалмопевец: А я высоко чту друзей Твоих, Боже, утвердилось владычество их ( Пс. 138, 18 ). И на них устремились противники Святой Церкви, презирая, насмехаясь, попирая, сожигая или их святые мощи, или их святые души, предстоящие Владычнему Престолу, считая их мертвыми, лишая всякого ведения и славы небесной, пренебрегая их святыми молитвами и считая безумными тех, кто призывает их на помощь. Посмотрите, разве это не означает, что хозяина дома назвали веелъзевулом, не тем ли более домашних его? Но да заградятся уста говорящих неправду, в этом догмате нам предстоит внимательно рассмотреть, на чьей стороне, нашей или противников, находится истина, чей дом утверждается на камне веры, а чей на песке, не имеющем отношения к цельности и прочности.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Если бы постановка вопроса была столь же проста, как в вопросе Коринфской церкви о даре языков и даре пророчества, то мы без колебания стали бы на сторону русскою языка, как апостол Павел стал на сторону дара пророчества (впрочем, не без оговорок). Но такой простоты нет в нашей проблеме, ибо никто не может сказать, что церковнославянский язык есть чужой язык для русского слуха и что русский язык с церковнославянским суть явления взаимно друг друга исключающие. Известно, что церковнославянский язык, как мы видим его в наших богослужебных книгах, произошел из древнеславянского языка, в который с тех пор, как им стала пользоваться Русская Церковь , внесено множество элементов русского языка. Учитывая то обстоятельство, что и древне-славянский язык Кирилла и Мефодия по корням своим есть язык, близко родственный русскому, мы должны признать, что в современной своей богослужебной, уже русифицированной рецензии этот язык не только не чужой, не иностранный язык для русского слуха, но, напротив, свой, родной. Почти все корни и знаменования их общи у церковнославянского и русского языков. В подтверждение этого сошлюсь на такой пример. В Псалтири, книге наиболее трудной для понимания, имеется не более сотни слов, которые русский слух оценивает как чужие, незнакомые, нуждающиеся в переводе. Таковы, например, «абие», «аз», «аще», «брашно». «брение», «брозда», «буий», «вскую», «выя», «ганание», «гобзовати», «голоть», «егда» и так далее. В это число входят и такие, явно иностранные слова, как «онагр», «рамн», «скрания», «скимен», «стакти» и другие. Все эти слова встречаются в Псалтири приблизительно в 1250 местах, причем наиболее чуждые слова встречаются по одному, по два раза, наиболее же близкие русскому слуху слова повторяются много раз ( например, «яко» – 550 раз, «иже» – 180, «аще» – 60, «аз» – 46 раз). Принимая во внимание, что все вообще речения Псалтири, упомянутые в словаре П. Гильтебрандта , применены 23 416 раз, мы видим, что непонятные слова составляют лишь около 5% всего лексического материала Псалтири. Можно ли говорить поэтому, что, читая псалом по-славянски, я говорю на незнакомом языке, как это бывало в Коринфской церкви и как это бывает в Католической церкви наших дней?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Значение слова жид, и главное - насколько оно обидно для человека с другого берега Евфрата? Протоиерей Олег Стеняев, ответы на ваши вопросы. 23.08.2013 14:29:11 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. После некоторого перерыва как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. У нас уже есть вопросы, которые мы получили письменно. Первый вопрос: как разговаривать с неправославными людьми, о Боге? -Прежде всего, нужно понять, что каждый человек по-своему понимает те или иные слова. Точнее- разные группы людей понимают те или иные слова по-своему. Вот если вы обратите внимание на проповедь евангелия так, как она осуществлялась святыми апостолами, так, как она записана в Новом Завете, то мы видим целый ряд таких моментов, когда апостолы не говорят все сразу. Например. в день Пятидесятницы, когда Дух святой сошел на апостолов, и апостол Петр проповедовал, он не говорил о святой Троице, он не говорил о том, что Иисус Христос есть Бог, но он сослался на Пятикнижие Моисея, которое для иудеев и прозелитов иудаизма являлось авторитетным свидетельством. И там было пророчество в книге Второзакония, где Моисей говорит, что другого пророка воздвигнет Господь подобно мне, и его слушайтесь. И вот Петр приводит эти слова, то- есть делает эту ссылку. Что интересно, архидьякон Стефан тоже проповедует через некоторое время. Он тоже ссылается на Второзаконие, на этот текст, где Моисей говорит, что иного пророка воздвигнет Господь, и его слушайтесь. Святые отцы обращают на это внимание. И они говорят: если бы апостолы сразу говорили о Троице, Божестве Иисуса Христа- то на этом их проповедь бы окончилась. Они идут от Писаний, от того, что авторитетно и, собственно говоря, понятно для иудеев. Также блаженный Феофилакт задается вопросом, почему евангелия как бы умалчивают о Деве Марии, почти ничего не говорят. Потому, отвечает блаженный Феофилакт, что не все могли услышать эту тайну. Ибо эту тайну можно созерцать только верующим сердцем. И если неверующим говорили бы о существовании Иисуса Христа, то, возможно, они неадекватно реагировали бы на это. И поэтому в Писании сказано: не мечите бисер перед свиньями. И еще в Писании сказано, что не всем надо проповедовать. Господь говорил: в какой город придете, узнаете, кто достоин. И идите к этим людям, и им говорите.

http://radonezh.ru/text/znachenie-slova-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010