б) Вторую четверть дня (от 3-го до 6-го часа) Израильтяне « исповедовались в грехах своих и в преступлениях отцов своих, и поклонялись Господу Богу своему ». Это значит, что они повергались на землю пред святилищем храма и, стоя на коленах, слагали импровизированные покаянные молитвы, и свободно выражали в них чувства своей греховности, своего неведения и нарушения заповедей Господних. Эго были самые трогательные моменты всенародной покаянной молитвы пред святилищем Господним и пред очами всевидящего Бога. в) Затем восходят на возвышенное место избранные левиты и « громко взывают ко Господу Богу своему » о помиловании и прощении от лица коленопреклоненного и безмолствующего народа. Может быть, здесь произносились избранные покаянные псалмы даря Давида. По произнесении их, левиты взывают к народу: « встаньте, славьте Господа Бога нашего, от века и до века. Да благословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! » Ст. 6–37. Лишь только встал народ и прославил имя Господне, как раздается пламенная и вдохновенная молитва самого Ездры. В ней он, исповедав всемогущество Господа Бога, создавшего небо и небеса небес, перечисляет милости Его к народу израильскому, начиная от времен Авраама. Он вспоминает, как Господь призвал Авраама из Ура Халдейского и отдал его потомству землю Ханаанскую; как Он заставил Фараона отпустить Израильтян из Египта, как рассек пред ними море, как вел столпом облачным и огненным, как дал им на Синае закон, кормил их небесным хлебом и из камня источал воду; затем припоминает Ездра, как, несмотря на измену и упорство евреев, сделавших себе золотого тельца и хотевших возвратиться в рабство свое, Господь не отнимал от них Своих чудесных милостей в продолжении всего сорокалетнего странствования и, наконец, ввел в прекрасную землю Хананеев, где они ели, насыщались, тучнели и наслаждались, по великой Его благости. Потом приводит на память, как евреи сделались упорны и презрели закон Божий, как Господь отдавал их за это в руки врагов, но сейчас же возвращал к ним милость Свою, как только они обращались к Нему с раскаянием 915 . Потом же, когда евреи развратились окончательно и хребет свой сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали вразумлений Господних через пророков 916 , Господь предал их в руки иноземных народов; но, по великому милосердию Своему, не истребил их до конца, а возвратил из плена. « И ныне, Боже наш, – заключает Ездра молитву свою, – Боже великий, сильный и страшный, хранящий завет и милость! Да не будет малым пред лицем Твоим все страдание, которое постигло нас... от дней царей Ассирийских до этого дня». Т. е., сочти за удовлетворение Своей правде вытерпенное нами тяжкое рабство, которое, однако же, продолжает тяготеть над нами и доселе. Ибо, „вот, мы до этих пор рабы на той земле, которую Ты дал отцам нашим... И телами нашими, и скотом нашим иностранные цари владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Бог говорит: «Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» ( «се нарекох именем Веселеила, ...от племене Иудина, и наполних его духом Божиим, духом премудрости, ...смышления, и ведения») ( Исх. 31:2–3 ). Духом мудрости – чтобы советовал делавшим скинию, так ли им строить, или иначе. Духом разумения ( «смышления») – чтобы привел все в стройный порядок. Духом ведения – чтобы уразумел, какую имеет силу то, что говорится Богом. В другом случае Бог обещает сообщить благодать человеколюбия и говорит: «излию на дом Давидов... дух благодати и щедрот» ( Зах. 12:10 ), то есть, дар человеколюбия. В свою очередь, сообщается благодатный дар смиренномудрия. Откуда это ясно? Три отрока в пещи, будучи праведными, попрали пламень, но, как смиренномудрые, называли себя грешными. Они попрали пламень, благодаря преизбытку своей праведности, и печь превратили в росу. Однако не возгордились и не сказали: «О, сколь велика наша праведность! Мы победили естество, превзошли закон»! Но поступают, как праведники, и говорят, как грешники. В самом деле, размысли. Они попирали пламень, ликовали, как святые, и говорили о себе, как о грешниках: «Согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было» ( Дан. 3:29–30 ). Поэтому, так как, будучи праведными, они уничижали себя, то и получили духа смирения, благодатный дар смиренномудрия. Как таковые, увидев проявление благодати, они говорят: «Нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою» ( Дан. 3:38–39 ). Итак, вследствие того, что не имеем ни города, ни храма, ни алтаря, ни фимиама, вместо всего этого для нас будет достаточно смиренномудрия. Поэтому они говорят: «Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В. Как даёт Бог человеку распознавать добрые дела от дурных? О. Для этого Им даны людям два закона: ВНУТРЕННИЙ, называемый голосом совести, и ВНЕШНИЙ, или заповеди Божии. На первого рода закон, закон внутренний, указывал ап. Павел у язычников, которые, как всем известно, не имели писанного, от Бога данного, закона, и однако, по природе законное творят. «Они показывают в этом случае – говорит он, – что дело закона у них написано В СЕРДЦАХ, в свидетельстве их совести и помышлений, то обвиняющих, то оправдывающих друг друга» ( Рим. 2, 14–15 ). Что касается закона внешнего, то евреи приняли его в Синайском законодательстве, когда Бог в огне и облаке дал им 10 заповедей, принесенных Моисеем на двух каменных скрижалях. Заповеди эти читаются так: 1 . Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2 . Не сотвори себе кумира, и всякого подобия: елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им. 3 . Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 4 . Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему. 5 . Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 6 . Не убий. 7 . Не прелюбы сотвори. 8 . Не укради. 9 . Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10 . Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. ( Исх. 20, 2–17 ; Втор. 5, 6 и 21). В. Если заповеди эти даны народу еврейскому, то должны ли и мы руководиться ими в своей жизни? О. Да, должны, ибо, по своей сущности они выражают тот же внутренний нравственный закон, который, по слову ап. Павла, написан в сердцах человеческих и который был дан в письменах вследствие потемнения совести. 70 1-я и 2-я Заповеди Закона Моисеева В. Что значат слова: «Аз есмь Господь Бог твой»? О. Словами этими Господь как бы указывает нам на Себя (вот Я твой Господь Бог), и таким образом указывает на главный наш долг – учиться Богопознанию, как важнейшему из всех знаний. Знание же о Боге, как мы уже видели, всего лучше и вернее даётся нам в откровении Божественном – как Священном Писании , в особенности Нового Завета, так и в Священном Предании. И вообще, обязанность Богопознания требует от нас, чтобы мы как читали книги, так и слушали беседы – прежде и нужнее всего – религиозно-нравственного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В пользу зависимости фразы IX:13 «ет кол гâраâ газзот баâ алейн», – «все это бедствие постигло нас» – от Неемии, говорит, по мнению Байера, ее конструкция: постановка субъекта с приметой винительного падежа «ет», аналогия чему имеется у Неем. 9:12; 32:34 . Но такое же точно сочетание встречается в Еккл. 4:3 и Иезек. 47:17; 18:19., и потому аналогия из Неемии не доказывает зависимости от него Даниила. Нельзя считать оригиналом рассматриваемой фразы и буквально сходное с нею выражение 18 ст. 13 гл. Неемии: «не так ли поступали отцы ваши, и за то Господь навел на нас и на город сей все это бедствие» – «вайабе ет кол гâраâ газзот». По словам Неемии, повторяющего в данном стихе Иер. 17:21, 27 , бедствие постигло Иудею за нарушение закона о субботе. Мысль Даниила шире – иудеи наказаны за нарушение всех законов, возвещенных чрез пророков (10 ст. и д.). Заимствуя данное положение у Иеремии 35:15–17, он пользуется и его словесною формою: «вот Я наведу все то зло (мби ет кол гараâ), которое Я изрек на них, потому что Я говорил им, а они не слушались» ( Иер. 35:17 )==«наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас, но мы не слушали гласа Его» ( Дан. 9:14 ). Независимо друг от друга Неемия и Даниил воспроизводят различные места кн. пр. Иеремии; говорить о повторении одним другого нет оснований. Подобно двум первым частям молитвы IX гл. кн. пророка Даниила, и третья не стоит в зависимости от книг Ездры – Неемии, Паралипоменон. Как показало предшествующее изучение содержания молитвы IX гл., одна, и при том б0льшая, его часть покрывается заимствованиями из книги пр. Иеремии, а параллели для другой, меньшей, даются книгами Числ, Второзакония и Царств. Молитва IX гл. воспроизводит произведения допленного времени, не имеет в своем содержании признаков послепленного происхождения. 1 Meinhold. Das Buch Daniel. Kurzgefasster Kommentar zu den heiligen Sehriften Alten Testaments, herausgegeben von Strack. VIII Abteilung. S. 313. 2 Knaberbauer. Commentarius in Danielem Prophetam. P. 226. Parisiis. 1891. Zndel. Kritische Untersuchungen ber die Buches Daniel. S. 192. Basel. 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

В субботы, т.е. в день субботний, в субботу; «сеяниями» называет поля, нивы. Мф.12:1.   Ученицы же Его взалкаша и начаша востерзати класы и ясти . ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Марк (2, 23) сказал: и «начаша ученицы Его путь творити, востерзающе класы» . Так как они проходили чрез средину засеянных полей, то прежде всего срывали колосья, чтобы можно было пройти вперед, а затем и ели сорванные колосья, «стирающе руками» , как сказал Лука (6, 1), т.е. растирая. Они хотели есть, так как делали это, побуждаемые голодом. Мало заботясь о теле, они все время были заняты и слушали Спасителя, а потому и взалкали. Мф.12:2.   Фарисее же видевше реша Ему: се, ученицы Твои творят, егоже не достоит творити в субботу . Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Лука (6, 2) говорит, что они сказали так ученикам: «что творите, егоже не достоит творити в субботы?» И Христу, и ученикам говорили одно и то же эти мелочные и докучливые люди. О Христе сказал Матфей, а об учениках — Лука; и часто подобное ты найдешь. Осуждали учеников за то, что они срывали, так как это была работа, а не за то, что они ели. Мф.12:3—4.   Он же рече им: несте ли чли, что сотвори Давид, егда взалка сам и сущии с ним? Како вниде в храм Божий и хлебы предложения снеде, ихже не достойно бе ему ясти, ни сущым с ним, токмо иереем единым» . Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?: В первой книге Царств (21, 1 и след.) рассказано, что Давид, преследуемый тестем своим Саулом и убегая от него, взалкал; придя в город священников Божиих Номву, он сказал, будто бы был послан царем Саулом по какой-то нужде и просил хлебов; не найдя в то время других, он, понуждаемый голодом, взял хлебы предложения «Предложение» — это была трапеза в храме, на которой лежали жертвенные хлебы). Взяв эти хлебы, он ел сам и бывшие с ним. Вот история этого события.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Ведь даже не веря в Бога, невозможно не согласиться с верностью того факта, что человек переживает успокоение и полную радость, с верою обращаясь ко Христу. Ведь это опыт миллионов людей в любых условиях, этим опытом живет Церковь». Приложения к главе 1-й о. Александр Ельчанинов о вере Для чего нужна вера? Ни для чего! Если бы я сказал, что она нужна, чтобы быть хорошим человеком, чтобы помогать людям, чтобы познавать Бога, чтобы спасти свою душу, — все это означало бы корыстное и эгоистическое отношение к вере. Мы верим не для чего-то, а потому что мы любим Бога, потому что Бог есть для нас (в Своем явлении на землю в качестве Богочеловека Христа) совокупность всего самого светлого, чистого, бесконечно прекрасного, короче — всего самого желанного. Любовь к Богу ведет за собой веру в Бога. Когда вы ищете истины среди противоречивых философских систем — это потому, что вы любите Истину; если всякая земная красота только томит ваше сердце и никогда его не насыщает — это потому, что мы успокоимся только на Вечной Нетленной Красоте. Если вы мучаетесь нечистотой вашего сердца — это потому, что, сами того не зная, вы жаждете абсолютной чистоты и святости. Вера — от любви; любовь — от созерцания. Невозможно не любить Христа. Если бы мы Его увидели сейчас, мы бы не оторвали от Него глаз, мы бы «слушали Его с услаждением», мы теснились бы вокруг Него, как теснились евангельские толпы. Надо только не противиться, Ему отдаться, созерцанию Его образа — в Евангелии, в святых, в Церкви — и Он возьмет в плен наше сердце. «Преображаемся в тот же образ, от славы в славу» (2 Кор. 3, 18). Суть веры и религиозной жизни не в принудительной очевидности, а в усилении и выборе. Вера — путь к Богу, опыт, который всегда удается. Праведники стремились к небу, и оно приняло их. «Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам» (Иак. 4, 8). Вот перед тобою «жизнь и смерть... благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19). Убедить кого-либо в существовании Бога совершенно невозможно, так как все, что можно словами сказать о вере, ни в какой степени не может передать того, что вообще не сказуемо и что в ней главное. Доводы веры не против разума, а помимо его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Великим постом в храме читаются те страницы Ветхого Завета, в которых предизображено страдание Праведника, смерть и погребение Бессмертного. На Страстной Седмице читается Книга Иова, на первом часе в Великий Четверг и на девятом часе в Великую Пятницу — Книга пророка Иеремии, где описывается, как враги хотели Иеремию отравить: козни врагов пророка — прообраз того, как иудеи искали убить Господа Иисуса Христа. Очень интересна паремия из Книги Иова на вечерне Великой Пятницы: мы воспоминаем Страсти Христовы, мы вчера на утрене и сегодня утром на часах слушали Страстные Евангелия, и вдруг — вторая паремия из Книги Иова рассказывает уже не о страданиях ветхозаветного праведника, а о возвращенном ему Богом благосостоянии: И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц (Иов 42, 12). Толкование здесь двоякое. Во-первых, обрушившиеся на Иова несчастья и, в конце концов, избавление от них и возвращение к заслуженному благоденствию рассматриваются как подобие смерти и воскресения: Иов как бы умирает на какое-то время, а затем воскресает. Во-вторых, слова благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние — говорят о том, что слава Христа после Его Воскресения превзошла Его славу при земной жизни. В храме прочитывается также и неканоническое добавление к Книге Иова, которое отсутствует в еврейской Библии; впервые оно возникло в некоей «сирской книге», затем вошло в текст Септуагинты (греческого перевода Библии семьюдесятью толковниками) и других переводов Библии. После заключительных слов канонического текста и умер Иов в старости, насыщенный днями — «Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь». Паремии Великой Субботы — одни из самых древних чтений, они упоминаются уже в источниках IV века. Большинство из них — предизображения Воскресения. Многие из этих паремий необычно пространны. Например, небольшая Книга пророка Ионы прочитывается полностью. Тридневное пребывание Ионы в чреве китовом и затем его освобождение — прообраз Воскресения тридневного Иисуса Христа. Об этом говорит и Сам Господь: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16, 4). Чтения из 3й и 4й книги Царств заставляют нас вспомнить о древних воскресениях, о пророке Илии, вернувшем к жизни сына вдовы из Сарепты Сидонской (3 Цар. 17), и о пророке Елисее, воскресившем мальчика, сына сонамитянки (4 Цар. 4).

http://pravoslavie.ru/75251.html

Великим постом в храме читаются те страницы Ветхого Завета, в которых предызображено страдание Праведника, смерть и погребение Бессмертного. На Страстной седмице читается Книга Иова, на первом часе в Великий Четверг и на девятом часе в Великую Пятницу – Книга пророка Иеремии, где описывается, как враги хотели Иеремию отравить: козни врагов пророка – прообраз того, как иудеи искали убить Господа Иисуса Христа. Очень интересна паремия из Книги Иова на вечерне Великой Пятницы: мы вспоминаем Страсти Христовы, мы вчера на утрени и сегодня утром на часах слушали Страстные Евангелия, и вдруг – вторая паремия из Книги Иова рассказывает уже не о страданиях ветхозаветного праведника, а о возвращенном ему Богом благосостоянии: И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов т тысяча ослиц (Иов. 42: 12). Толкование здесь двоякое. Во-первых, обрушившиеся на Иова несчастья и в конце концов избавление от них и возвращение к заслуженному благоденствию рассматриваются как подобие смерти и воскресения: Иов как бы умирает на какое-то время, а затем воскресает. Во-вторых, слова благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние – говорят о том, что слава Христа после Его Воскресения превзошла Его славу при земной жизни. В храме прочитывается также и неканоническое добавление к Книге Иова, которое отсутствует в еврейской Библии ; впервые оно возникло в некоей «Сирской книге», затем вошло в текст Септуагинты (греческого перевода Библии семьюдесятью толковниками) и других переводов Библии. После заключительных слов канонического текста и умер Иов в старости, насыщенный днями – «Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь». Паремии Великой Субботы – одни из самых древних чтений, они упоминаются уже в источниках IV века. Большинство из них – предызображения Воскресения. Многие из этих паремий необычно пространны. Например, небольшая Книга пророка Ионы прочитывается полностью. Тридневное пребывание Ионы в чреве китовом и затем его освобождение – прообраз Воскресения тридневного Иисуса Христа. Об этом говорит и Сам Господь: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16: 4). Чтения из 3-й и 4-й книги Царств заставляют нас вспомнить о древних воскресениях, о пророке Илии, вернувшем к жизни сына вдовы из Сарепты Сидонской (см.: 3Цар. 17 ), и о пророке Елисее, воскресившем мальчика, сына сонамитянки (см.: 4Цар. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вот и в отношении хотя бы осуждения — в отношении того, в чем всегда нас наставляют Св. Отцы — так хорошо говорит Апостол Иаков: «Не злословьте друг друга, братие: кто злословит брата, или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья», (Иаков. 4, 11) — это то же, что слушали вы и у Св. Отцов, которые говорят, что осуждающий ближнего, ставит себя на место Небесного Судии. Точно также и относительно зависти, той страсти, которая зачастую не дает человеку покоя в этой жизни. Иаков пишет так: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иаков. 3, 14—16). Он намечает все почти страсти, борьба с которыми становится в основание делания духовного, в первой части христианской жизни. Хочу еще раз напомнить вам о том, зачем я все это говорю. Вы не получили здесь ничего нового, но я хочу казать, что есть одно христианское делание, что оно не выдумано в V или VII веке. Но оно было только ближе раскрыто Св. Отцами, учителями и пастырями, сообразно требованиям жизни. Апостол Иаков раскрывает нам тот же путь, во-первых — вражды с миром, противления диаволу и покорности Богу, и во-вторых — путь очищения от греха, путь испытаний и борьбы, путь плача о грехах. Есть одно христианство, одно христианское учение, которое идет от Самого Господа. Возьмите хотя бы терпение. Когда Господь испытывал жену Хана-неянку, даже ученики приступили к Господу с просьбой помиловать ее, как бы из любви к ней, а на самом деле оттого, что она кричала и надоедала им, и когда Он ответил ей вновь не как Спаситель, а как ответил бы всякий иудей в те времена: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам», — не показывает ли Он нам этим примером, что и нам необходимо терпение, что и мы должны быть долготерпеливыми в наших прошениях и смиренны, и тогда Он, видя наше смирение, скажет, как сказал ей: «Велия вера твоя, да будет тебе по желанию твоему».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Вот что говорит св. ап. Павел в послании своем к Ефесянам: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). Никакое гнилое слово, никакое слово, лишённое доброты и любви, никакое слово, проникнутое нечистотой сердца нашего, да не исходит из уст наших. Св. ап. Иаков говорит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие» ( Иак.1:26 ). Немало среди нас таких, благочестие которых называет св. Иаков пустым; немало таких, которые считают себя благочестивыми, а язык не обуздывают; немало таких, которые, вернувшись из храма Божия, где слушали слова Христовы и даже приобщались Крови и Тела Христова, изрыгают злые и недобрые слова на своих ближних. Много таких женщин, которые своими злыми словами отравляют жизнь своим невесткам; немало таких, которые, всё это делая, считают себя тем не менее благочестивыми. Пустое их благочестие, как говорит ап. Иаков. Св. ап. Павел говорит о том, что никакое гнилое слово не должно исходить из уст наших. А Сам Господь Иисус Христос сказал нам гораздо больше: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» ( Мф.12:36–37 ). Даже за праздные только слова дадим мы ответ перед Богом! А сколько среди нас таких, уста которых ничем не ограждены, сколько таких, которые беспрестанно, без умолку говорят, говорят, и болтают, и болтают с утра до ночи. И, разумеется, среди этой болтовни есть бесконечное множество слов пустых, слов праздных, злых. Неудержимо болтают они, и никакого запора на уста свои нечестивые не кладут, и тем не менее считают себя благочестивыми. Пустое это благочестие, и дадут они ответ перед Богом за все праздные слова свои, которые льются грязным потоком из уст их во все дни жизни. Все люди подлинно благочестивые всегда были глубоко сосредоточенными, в себя устремлёнными, в свои сердца смотревшими. А эти болтливые уста не только пустословят без конца, но изрыгают и то, о чём сказал св. пророк Давид: «Яд аспида под языком их» ( Пс.139:3 ), ибо ядовиты слова осуждения, слова клеветы и сплетен, которые так любят они. А кроме всей этой нечистоты словесной, как много отвратительных ругательств льётся из уст многих. Как легко относятся многие христиане даже к такому дьявольскому ругательству, которое знает только русский народ и которым поносится имя матери, имя, которое должно быть священным для нас. И не останавливается язык их даже в произнесении этого мерзкого ругательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010