2) Правда, далее есть оправдание повинного перед Богом человека посредством благодати и живой, т. е. деятельной веры во Иисуса Христа. Оставленный самому себе, человек может алкать и жаждать правды, но не может утолить своего голода и жажды, не может достигнуть оправдания перед Богом. Он не имеет средств загладить свои грехи, которыми оскорблял Бога, и не имеет сил освободиться от греха, чтобы перестать грешить; ибо все существо его, душа и тело, заражены грехом. Но Христос Спаситель, ублажая алчущих и жаждущих правды, возвещает в то же время и путь к достижению оправдания через живую и деятельную, т. е. сопровождаемую добрыми делами, веру в Него, Единородного Сына Божия: Он, по воле Отца Небесного, явился на земле, чтобы «исполнити всякую правду» ( Мф.3:15 ), «да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.З:16). Поэтому, под правдою, о которой говорил Христос Спаситель, ублажая алчущих и жаждущих правды, надобно разуметь далее оправдание повинного перед Богом человека посредством благодати и веры во Иисуса Христа. Слушавшие проповедь из уст Господа Спасителя и веровавшие в Него, были те алчущие и жаждущие правды, которых ублажает Он. Слушавшие Его и не веровавшие Ему не были из числа алчущих и жаждущих правды: они слушали о правде и о пути к достижению оправдания через веру в Сына Божия, но не алкали и не жаждали правды, потому что не веровали в Господа. О сей правде или об этом оправдании через веру во Иисуса Христа говорит апостол: «Правда... Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия, вси бо согрешиша, и лишены суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе, егоже предположи Бог очищение верою в Крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов», т. е. «правда Божия через веру во Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его, через веру, для показания правды Его в прощении грехов, прежде соделанных» ( Рим.3:22–26 ). Поэтому говорится: «праведный... от веры жив будет» ( Рим.1:17 ). «Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом» ( Рим.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

 См.:  Иероним Стридонский,  блаженный. Толкование Евангелия.  Господь всегда отдавал в деле благовествования предпочтение простым и некнижным людям. Таковые слушали Его наставления не умом, а сердцем. Апостол Павел писал о христианах его времен: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1: 26–28). Однажды апостол Павел попытался заговорить с эллинскими мудрецами о Христе и воскресении из мертвых, их реакция была следующая: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17: 32). Немногие образованные люди способны поверить в истины Евангелия, ибо само их образование для них – как некая «религия», кумир или идол. Им кажется, что они все уже познали; правда, наиболее мудрые из них, например такие, как Сократ, говорили: «Я знаю, что ничего не знаю; а есть люди, которые и этого не знают».  См.:  Феофилакт,  блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.  См.:  Евфимий Зигабен.  Толкование на Евангелие. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии 7 июня 2016, 10:07 интересно. Татьяна 5 июня 2016, 22:46 Отец Олег, спасибо за лекцию. Дай Бог Вам сил на многие новые труды. Руслан 3 июня 2016, 16:14 Батюшка большое спасибо за Ваш труд! Редко по своей лености могу дочитать до конца длинные статьи, а тут, всё просто и Сильно! тамара 3 июня 2016, 01:27 О.Олег,огромная благодарность за такую лекцию и рассказ. Божией Вам помощи. Ирина 2 июня 2016, 15:10 Отец Олег, спасибо большое за замечательную лекцию. Храни Вас Господь! EлehaS 2 июня 2016, 12:32 Безупречная и внятная статья, дающая ответы на самые пожалуй сложные вопросы. Нет ни возражений ни недопонимания. Ясно, четко, аргументированно. Огромное спасибо! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/93853.html

Без веры невозможно иметь истинного блаженства, а где вера, там и любовь, ибо любовь от веры неотлучна. Если же пребудешь в любви к миру, погубит тебя мир, хотя и ласкает, как многих погубил, ибо князь мира сего есть сатана, который как прародителей наших в раю яблоком прельстил и погубил, отвел от источника истинного блаженства – Бога, и ввергнул в бедствие, так и ныне благополучием мира этого, как красным яблоком, прельщает и отводит от Христа и ведет с собою в вечное неблагополучие и погибель. Истинное же, непоколебимое и вечное блаженство только у Христа. Внимай и помни, что сказал Христос: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:26-27). Тогда не спросит нас Христос, были ли мы в мире славны, богаты, честны, имели ли мудрость, художество, красноречие, похвалу, благородство, честное и почтенное имя, и прочее. Нет, ничего того не будет, но спросит, как мы в мире жили. Христианами нарицались, но имели ли христианское святое житие? Бога единого исповедовали, но единому ли Богу служили? Слово Божие проповедуемое слушали, но жили ли по правилу его? Примечай и то, что написано: Дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4:4). Миролюбцев же, как врагов Божиих, будет Христос судить, и воздаст им по делам их. Глава 3. О почитании страстей Христовых   Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр. 12:3)   § 343. Все житие Иисуса Христа Господа нашего, которое не земле ради нашего спасения начал и совершил, было всегдашний крест. В вертепе родился и повитый положен был в яслях, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2:7). Не было места в гостинице Тому, Которому принадлежат и небо, и земля, и все, что в них. Так изволилось Ему нас ради, гордых, смириться. Только что на свет показался и житие Свое на земле не успел начать, как от беззаконного Ирода претерпел гонение, и Младенец, ничего, кроме пелен, молока матери, плача и слез не знающий, иском был на убиение (Мф. 2:16). Благочестие не успеет появиться, тотчас от нечестия начинает гонение терпеть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: «Бог мой, милующий меня, предварит меня» ( Пс.58:11 ), и следует за нашей волею, почему и говорится: «рано утром молитва моя предваряет Тебя» ( Пс.87:14 ); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: «простирал Я руки Мои к народу непокорному» ( Ис.65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день простирал руки мои к Тебе. Бог нас ожидает, ибо говорится: «и потому Господь медлит, чтобы помиловать вас» ( Ис.30:18 ), и мы Его ожидаем, ибо говорится: «твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне» ( Пс.39:2 ). Бог укрепляет нас, ибо говорит: «Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня» ( Ос.7:15 ), и увещевает, чтобы мы сами укреплялись: «укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» ( Ис.35:3 ); Иисус Христос взывает: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин.7:37 ); а пророк взывает к Нему: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]» ( Пс.68:4 ); жалуется Бог: «Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали» ( Ис.66:4 ); жалуется и невеста: «на ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его» ( Песн.3:1 ). Глава 13. О том, что усилия человеческие не могут быть равны благодати Божией Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону и помогает во всем так, что иногда и от нас требует или ожидает некоторых усилий; чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их вследствие нашего желания и труда. Впрочем, благодать Божия всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает нам бессмертием и нескончаемым блаженством с неоценимой щедростью. Нельзя сказать, что разбойник, распятый на кресте, был введен в рай не даром, или что Давид прощен за свое покаяние, а не по милосердию Божию. Делом его воли было то, что он к прелюбодеянию присоединил убийство, а то, что пророк обличил его, было делом благодати Божией; опять же, смиренное раскаяние в грехе своем было делом его воли, а немедленное прощение – делом милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

В ветхозаветной истории не упоминается селений и местечек с такими названиями, которые бы находились по ту сторону Иордана, напротив Иерихона. Но Вифаварой могли называть не только существующую здесь переправу с одного берега на другой в виде плота или какого-то судна (2 Цар 19:17), но переход сынов Израилевых в Землю Обетованную из “дома угнетения”, когда ковчег завета Господня чудесным образом рассек воды Иордана: вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама (Нав 3:16). От Мертвого моря, куда “ушла и иссякла” текущая в него вода, до города Адама было около сорока километров. И народ переходил против Иерихона (Нав 3:17). Иордан был последней преградой на сорокалетнем пути переселения избранного народа из “Вифа­нии” в Землю Обетованную. И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона (Чис 22:1). Здесь, в Иорданской пустыне, они стояли станом около двух лет. На этом месте происходило “исчисление” всего общества сынов Израилевых, отсюда ходили они войной на мадианитян и возвращались сюда с пленными и всей добычей. Здесь прозвучал глас Моисея: Слушай, Израиль! (Втор 6:4); Слушай постановления и законы (Втор 4:1). И слушали все израильтяне Второзаконие; и чтобы услышанное было свидетельством против них и их дальнейшей жизни на Святой Земле, Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца и отдал ее левитам, носившим ковчег завета Господня, и положили ее одесную ковчега (Втор 31:24,26). Здесь же, у Иордана близ Иерихона, и умер Моисей в возрасте 120 лет, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6). Святитель Василий Великий, говоря о прообразовании как выражении “ожидаемого в уподоблении, которым назнаменательно предуказуется будущее”, пишет: “повествуемое об изведении Израиля служит указанием на спасаемых крещением” 13 . А святитель Кирилл Александрийский в “искусных объяснениях” пятикнижия Моисея, в главе “О рождении Моисея” представляет написанное о Моисее как “образ в предызображении спасения, совершенного через Христа” 14 . В том, что младенец Моисей был найден дочерью фараона у берега реки, святитель Кирилл видит образ Крещения.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Принимая благодать Божию, молитвами Пресвятой Богородицы, обратим вечную жажду Богопознания и Богообщения в жизнь для Церкви Христовой и ближних по великой христианской любви. Не только услышим слово Божие, но и сподобимся его соблюдать! Аминь. Христос воскресе! Слово 14. О чудесном исцелении. В пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению) Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. ( Деян.3:6 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня мы с вами слушали Апостольское чтение (см. Деян.3:1-8 ) об исцелении хромого от рождения человека, просившего милостыню у Иерусалимского храма. В Деяниях святых апостолов повествуется о том, как Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Девятый час у иудеев соответствует нашему третьему часу пополудни. Это было время особой молитвы в храме. Считалось, что молитва бывает особенно действенной и сильной, если помолиться не дома, а в храме. Хотя специального указания на то не было, и человек мог молиться в любом месте по своему духовному стремлению и желанию. Для нас примечателен и значителен тот факт, что апостолы, исповедуя учение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, соблюдали ветхозаветные традиции. Они в ни коей мере не противопоставляли себя другим иудеям, не отрицали то духовное богатство, к которому ревностно и трепетно относился иудейский народ. Ученики Христа понимали, что новая вера не противоречит старым, давно сложившимся установлениям. И Господь говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (ср. Мф.5:17 ). Вот и теперь апостолы Петр и Иоанн спешили в храм в час девятый для того, чтобы совершить там молитву. Мы знаем из Святого Евангелия, что эти два ученика Господа повсюду являли дружбу и единодушие, помогали, поддерживали друг друга. Между ними была настоящая христианская любовь и взаимопонимание. И вот встреча: …был человек; хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Вот Апостол Павел, и тот говорит, что, будучи Савлом, он сидел у ног Гамалиила и слушал его (см. Деян. 22:3 ). Это знаменитый в то время был учитель. Шаммай, Гиллел, Симон, Александр, Иоханан бен Закхай – вот это современники Иисуса были. Эти имена, как у нас святые отцы, для них такие же авторитеты. И дивились иудеи: а Этот нет, ! Как Он знает Писания, не учившись? И вот какой парадокс: если вы не могли сказать, кого вы из знаменитых слушали, ваше знание не будут и считать за дело – нужно, чтобы ты слушал таких-то – вот тогда это да. Это как визитная карточка, что слушал вот таких знаменитых. Как Он знает Писания, не учившись? Иисус говорит: Моё учение – это не учение раввинов] Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня [Вот Он всё время сейчас ссылается на Отца и подчёркивает Своё Мессианское достоинство. Подчёркивает Своё мессианское достоинство. Дальше. Моё учение не Моё, но Пославшего Меня]; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно [то есть это учение через опыт. Не обязательно через книги, а вот, кто творит волю Его. А Его воля выражена в заповедях. Через любовь Господь и будет давать учение. Посмотрите, пожалуйста, если я не ошибаюсь, 1-е Послание к Коринфянам, и надо найти место, где говорится, что знание надмевает, а любовь назидает, и всё знание идёт через любовь (см. 1Кор. 8:1–3 ). Вот эта мысль проводится, что знание-то через любовь идёт. А не через ум. Ладно, найдём в следующий раз. Следовательно, воля Отца Небесного раскрыта в заповедях. Вот Он им и говорит, что Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня, и кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно] или Я Сам от Себя говорю [Это будет самое верное свидетельство]. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? [а ведь это ж какая хула-то: не бес ли в Тебе?] Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Глава 13 1–4. Беседа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Христа и о кончине мира. – 5–13. Повод к речи. – 14–27. Время, предшествующее концу. – 28–32. Последние времена и наступление конца. – 33–37. Увещания к бодрствованию. Мк.13:1 .  И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Мк.13:2 .  Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. Мк.13:3 .  И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: Мк.13:4 .  скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? (См. Мф.24:1–3 ). Евангелист Марк здесь точнее, чем Матфей, изображает события. «Один» (а не все) ученик указал Христу на камни и здания храма. Четыре ученика, ближайшие ко Христу (а не все), обратились с вопросом ко Христу на горе Елеонской. Камни, из которых был выстроен второй храм, были чрезвычайно велики: около 25 локтей в длину, 12 – в ширину, и 8 – в толщину. «Против храма». С горы Елеонской был хорошо виден весь храм. «Петр, и Иаков, и Иоанн и Андрей». Как в начале открытой деятельности Христа ( Мк.1:16–20 ), так и при окончании ее евангелист Марк выводит на вид эти две пары братьев. Тогда они слушали весть, что время исполнилось и что Царство Божие приблизилось, теперь Христос возвещает им о будущей судьбе этого Царства. «Когда это будет», т.е. когда будет разрушен храм. «Какой признак, когда все сие должно совершиться?» Апостолы, без сомнения, сливали в своем представлении разрушение храма с концом мира и открытием славного Царства Божия. Поэтому-то они и говорят «все сие». Значит, в первом вопросе речь идет о времени наступления конца, во втором – о признаке, по которому можно ждать этот конец. Мк.13:5 .  Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, Евангелист приводит речь Христа с сокращениями, но при этом сообщает и некоторые изречения, опускаемые Матфеем. ( Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XIII Мф.13:1–2 . В день тот Иисус, вышедши из дома, сел у моря. И собрались к нему многие толпы народа, так что Он вошел в корабль и сел, а вся толпа стояла на берегу. 258 Народ не мог ни войти в дом Иисуса, ни быть там, где апостолы слышали тайны, посему благий и милосердный Господь выходит из дома и садится при море века сего, чтобы многие толпы народа, которые не удостаивались слышать внутри дома, сходились к Нему и слушали Его на берегу; было так, что Он сидел на маленьком корабле: а вся толпа стояла на берегу. Иисус находится среди волн и подвергается ударам моря то оттуда, то отсюда; но Он в Своем величии не подвергается опасности и повелевает приблизить корабль Свой к берегу. А народ стоит на берегу твердой стопой, чтобы слышать то, что говорится, не подвергаясь опасности и искушениям, которых он не мог вынести. Мф.13:3 .  И поучал их много притчами, говоря Толпа не имеет одинаковой способности судить, и каждый отдельный человек имеет отличную от других волю. Поэтому-то и говорит Он им в притчах, чтобы, сообразно различию воли, народ мог получать различное наставление. И при этом необходимо приметить, что Он не все говорил им в притчах, а только «много». Ибо если бы Он все говорил в притчах, то народы остались бы без особенной пользы. Вполне ясное Он соединяет с непонятным, чтобы через понятное призывать их к тому, чего они не понимают. Мф.13:4 . [окончание 3-го, начало 4-го]  Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял. Он был внутри дома, вращался в доме, сообщал апостолам таинства (священнодействия ­­ sacramenta). Итак, чтобы сеять толпам, Сеющий слово Божие вышел из дома Своего. Но этот сеятель, который сеет, обозначается именем Сына Божия и сеющим слово Отца среди народов. Вместе с тем обрати внимание на то, что это есть первая притча, соединенная с толкованием. Поэтому нам нужно воздержаться в толковании там, где Господь сам изъясняет слова Свои и на вопрос учеников отвечает разъяснением внутреннего значения, и искать большего или меньшего значения сравнительно с тем, что ясно показано Им самим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если в этих местах дождь не выпадает 3 месяца, то это считается национальным бедствием. Если эта засуха длится год или полтора, то люди начинают испытывать страшнейшие муки и приходят в отчаяние. Илия встречается с Ахавом. И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву. «Когда Ахав увидел Илию, он сказал: Ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалу; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Бааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели» (3 Цар. 18, 17-19). В этом резком ответе — весь Илия со всей решимостью сражаться до конца за правду. Он не колеблясь бросает вызов Ахаву и предлагает собрать прорицателей Ваала, чтобы они показали силу своего бога. Воздвигаются два жертвенника: один Ваалу, другой Богу Израилеву, и на чей жертвенник снизойдет огонь с неба, тот будет истинный бог. Это великое состязание состоялось на горных склонах Кармила. Толпы народа, собранные Ахавом, окружили Илию и слушали каждое его слово. Прошли времена, когда они смотрели на нововведения царя и сами курили фимиам перед идолами. «Долго ли вы будете хромать на оба колена? — сказал Илия, обращаясь к народу, — если Яхве есть Бог, то последуйте ему, а если Ваал, то ему последуйте.» Это было решительное, окончательное осуждение религиозного синкретизма, двубожия. И так было повсеместно в Израиле и так, может быть, осталось потом в Самарии. В смущении народ хранил молчание, чувствуя свою вину. Страшный голод заронил в сердца сомнения относительно могущества Ваала и его жрецов. «Я один остался пророк Господень», — говорил Илия, напоминая народу о том, что никто не вступился за тех, кого преследовали до этого, потому что всех тех, кто исповедывал истинного Бога, предавали смерти. Иезавель истребляла пророков Господних и Авдий взял сто пророков и скрывал их в пещерах и питал их хлебом и водой. Авдий — это начальник дворца Ахава, так что не все были полностью развращены, а были люди честные, которые помогали спастись пророкам.

http://sedmitza.ru/lib/text/432138/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010