11 . А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени,– („Гад или Ваал-Гад, и Мени или Мануфи имена божеств солнца и луны“. Примеч. переводч. Русск. Библии в Сунод. изд. 1889). 12 . вас обрекаю Я мечу, и все вы приклонитесь на заклание, потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне. Поклонение Гаду иногда тожественно с поклонением Ваалу, как это видно из Нав. 11:17, 12:7 , где эти имена соединены вместе. Впрочем мы должны сказать, что Ваал означает „господин“, и этот титул придавался божествам других названий, как напр. Ваал Фегор, Чис. 25:3 1826 ; Ваал Зебуб 4Цар. 1и друг. Но повидимому Бел или Ваал имел множество аттрибутов, которые и чтились в разных местностях под разными именами, объединяясь в личности основного Бела Вавилонского. Самое слово Гад означает „счастье“, как мы указывали, ссылаясь на Митр. Филарета в 1 т. Св. Лет. в примеч. на Быт. 30:11 . На это же значение указывает и Ленорман в статье своей о Каабе (Lettres Assyriologiques l. V) говоря об Арабской мифологии. Там же есть указание на обыкновенное сочетание двух божеств: божества счастья с богиней, которая под разными именами была на востоке первообразом Афродиты-Персефоны. Гаду и богине этой принадлежали планеты Юпитер и Венера в астрономической обработке первоначального натуралистического культа. Из сравнения настоящего места с Иер. 44:17 можно, кажется, заключить, что под именем Мени надо разуметь богиню, называемую „богиней неба“ у Иеремии, так как ей преимущественно приносились возлияния и ей приписывались плодородие и умножение людей и животных. Таким образом, мы видим из изучаемого вами стиха 11, что Иудеи подпали сильнейшему влиянию Вавилонян, культ которых, как доказал Ленорман (l. s. tit.), распространился на всю Аравию и Сирию с некоторыми местными изменениями 1827 . Трапеза учреждалась божеству счастья, а возлияния делались богине плодородия и умножения богатств.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

12:2, 3). Это говорит он и теперь ученику, как будто выражаясь следующим образом: не бойся смерти, ведь ты раб Бога, который может все оживотворить. Но что называет он добрым исповеданием? То, что, будучи спрошен Пилатом: « итак Ты Царь? » — отвечал, — « Я на то родился », и опять: « на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине » (Ин. 18:37). Вот эти слушали Меня. Итак, или поэтому так говорит, или потому, что, будучи спрошен, Сын ли Он Божий? — сказал: « вы говорите, что Я » (Лк. 22:70). И многое другое засвидетельствовал Он и исповедал. « Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа », то есть, до твоей кончины, до исхода. Впрочем, не сказал так, но сказал: « даже до явления », чтобы больше ободрить его. Что значит: « Соблюсти заповедь чисто »? Не навлечь на себя ни малейшего укора ни за верования, ни за жизнь. « Которое в свое время откроет », — говорит, — « блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете ». О Ком это сказано? Об Отце ли, или о Сыне? Без сомнения, о Сыне. « Которое в Свое время откроет блаженный и единый сильный ». И это опять (говорит) в утешение, чтобы (Тимофей) не приходил ни в удивление, ни в страх пред царями земными. « В Свое время », то есть, в подобающее, в должное время, чтобы не печалиться о том, что оно еще не наступило. А из чего видно, что Он явит? Из того, что Он могуществен; а Он один могуществен. Следовательно, явит Блаженный, — (Который есть) само блаженство. Говорит же это, давая понять, что там нет ни скорби, ни огорчения. А слово: « единый » употребил, или противопоставляя Его людям, или для означения Его нерожденности, как и мы часто говорим о людях, которых хотим отличить. « Единый », — говорит, — « имеющий бессмертие ». Итак, что же? Разве Сын не имеет его? Разве Он не само бессмертие? Как же это (возможно), когда Он — того же существа с Отцом? « Обитает », — говорит, — « в неприступном свете ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

17. Но кто пожелает хвалиться, тот пусть хвалится проповедью, которую дал ему Господь возвещать между непокорными народами. 18. Ибо не кто себя самого представляет (одобряет) на словах, тот достоин (есть), но кого Бог представляет (одобряет) чрез дела. Глава XI 1. Лучше бы было, если бы вы умом своим с некоторым снисхождением поняли то, что я (скромно) высказываю с некоторым неразумием, то есть в похвалу себе; но хорошо и то, что вы слушаете меня. 2. Ведь, я говорю во имя Того, Кто говорил во плоти, подтверждая чудесами проповедь Свою, - и таинств Его. Таким образом, я утвердил и обручил вас в святой истине, решив представить вас в последний день пред Христом. 3. Но боюсь, чтобы, как змей Еву прельстил лукавством своим и отделил от Бога, так не были бы повреждены помыслы ваши теми самыми апостолами змея и чтобы вы не уклонились от простоты святости, которую имеете во Христе, то есть от истины святости Христовой. 4. Ведь (ибо) если кто приходит к вам и иного Христа некоего проповедует, Коего мы не проповедали вам, - или другой какой-либо дух (дар) получаете чрез них, коего вы, пока мы были у вас, не получили, - или другое Евангелие возвещают вам, коего не приняли вы от нас: то вы хорошо терпели бы и слушали бы слова тех, кои хулят нас. 5. Ибо так думаю о себе, что ничего я не дал вам менее, чем высшие Апостолы дают своим ученикам. 6. Если же и простец (неискусен) я словом, как говорили, но не знанием, то есть, однако - не в отношении к истине и проповеди моей, - но во всем мы явлены были вам: и в истинном Евангелии и в духовных дарах. 7-8. Или разве грех совершил я тем, что себя унизил, не восхвалил, дабы возвысились вы кротостью и унижением, которое получили от нас? И, быть может, я унижен тем, что даром Евангелие Божие благовестил вам? Или тем, что у других церквей брал я, чтобы отдать вас другому оброку и покончить дело ваше? А если чего не доставало мне, когда я был у вас, как это засвидетельствуете сами вы, то никому из вас мы никогда не досаждали, прося чего-либо. Но после терпения моего недостаток мой восполнили не дети вашего города, но братья, пришедшие из Македонии, они-то, говорю, и восполнили нужду мою. И не только в этом сберегал я себя, чтобы не быть для вас в тягость, но и во всем (чтобы) не в тягость мне быть вам, я старался и постараюсь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/891/...

191 . Беседа 7 на книгу Бытия.  Четвертая заповедь церковная Эта заповедь предписывает хотя бы четыре раза в год, и уж непременно один раз в год, исповедовать свои грехи перед священником, законно и православно рукоположенным. Больные прежде всего должны стараться очистить исповедью свою совесть и приобщиться Св. Таин, приняв прежде Таинство Елеосвящения. Часто ли приступаешь к святым, великим и спасительным Таинствам покаяния и Причащения? С должным ли приготовлением приступаешь к ним? Не забывай, что «есть только одно убежище от гнева Божия — покаяние,— учит свт. Тихон Задонский,— оно скрывает грешных от мщения и казни. К сему безопасному убежищу прибегли ниневитяне, услышавшие о грядущем гневе Божием, и так спаслись. К сему и ныне многие прибегают и спасаются. Покайся, пока есть время; обратись, пока принимает Господь». 192 Знай: Бог хочет, чтобы все люди спаслись достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился от пути злого и жив был (Иез. 18, 23). Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Если исповедаем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и всего мира (1 Ин. 1, 7, 9; 2, 2). Вспомни, что Господь говорит: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, во мне пребывает и И в нем (Ин. 6, 56). Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54). Если у христианина нет желания пользоваться этими спасительными Таинствами, то это верный знак того, что он равнодушен к своему вечному спасению, не замечает своей приближающейся гибели, не ценит дара беспредельной милости Божией, не ценит Жертвы, принесенной за него Спасителем, чуждается общения с Ним, и хотя находится в среде верующих, но не принадлежит к ней, как засохшая ветвь не принадлежит более дереву, хотя и остается на нем до времени, пока не будет отсечена и брошена в огонь. 192 . Творения. Т. II. С. 205.  Пятая заповедь церковная Эта заповедь требует от христианина твердо хранить свою православную веру, для чего предписывается, чтобы неопытные в познании Св. Писания и наук не читали книг, написанных еретиками, не слушали богохульного их учения и удалялись от общения с ними (см. Пс. 1, 1, 3, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

1. О священной иерархии Когда Господь наш, Иисус Христос основал на земле Свою Церковь , т. е. общество верующих в Него, то для руководства этим обществом Он поставил особых лиц – пастырей Церкви. Первыми пастырями были святые апостолы, которых избрал Господь. « И поставил из них , говорит Слово Божие, двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь » ( Мк.3:14 ). Избранным апостолам Господь прежде всего повелел учить людей. « И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари » ( Мк.16:15 ), Во-вторых, апостолы были призваны совершать богослужения и тайны: « Идите , сказал Христос апостолам, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » ( Мф.28:19 ). « Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся » ( Ин.20:22 ). Поэтому и святой апостол Павел писал христианам об апостолах: « каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих » ( 1Кор.4:1 ). Поставив апостолов, Господь, посвятил их. на пастырское служение, преподав им благодатные дары св. Духа. « Иисус сказал им (апостолам): мир вам! Как послал меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святого » ( Ин.29:21–22 ). В пятидесятый же день по воскресении Своем Господь послал на апостолов Пресвятого Духа, излившего на них Благодать Свою во всей полноте. Установив в Своей Церкви пастырей, Господь заповедал, чтобы все христиане повиновались им и слушали их. « Слушающий вас, сказал Господь апостолам, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня » ( Лк.10:16 ). « Принимающий того, кого Я пошлю. Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня » ( Ин.13:20 ; Мф.10:40 ; Лк.9:48 ). Вместе с тем Господь строго осудил тех, которые, не будучи поставлены, самовольно объявят себя пастырями: « Кто не дверью входит во двор овчий , сказал Господь, но перелазит инде, тот вор и разбойник » ( Ин.10:1 ). Но так как апостолы не могли жить на земле вечно, то для продолжения пастырского дела они, по воле Божией, также поставили вместо себя пастырей. Так книга Деяний передает, что апостолы Павел и Варнава « рукоположив пресвитеров к каждой Церкви, помолились с постом и передали их Господу » ( Деян.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

1Мак.14:39 . и сделал его другом своим, и прославил его славою великою. 1Мак.14:40 . Ибо слышал, что римляне нарекли иудеев друзьями и споборниками и братьями, и принимали послов Симона знатно, 1Мак.14:41 . и что иудеи и священники благоизволили, чтобы Симон был им вождем и первосвященником навек, до явления пророка вернаго, 1Мак.14:42 . и был бы у них военачальником, и радел бы о благочестивых, делая их приставниками у работ, и у страны, и у вооружений и у крепостей, 1Мак.14:43 . и радел бы о святынях, и слушали бы его все, и писались бы во имя его все дееписания в стране, и одевался бы в порфиру и золотую ризу. 1Мак.14:44 . А никто из народа и священников не властен отменить что либо из сего, и противоречить тому, что будет сказано им, и сзывать собрание в стране без него, и одеваться в порфиру, и застегиваться застежкою золотою. 1Мак.14:45 . Кто же сделает больше сего, или отменит что либо из сего, тот будет виноват. 1Мак.14:46 . И благоволил весь народ установить это Симону, и поступать по словам сим. 1Мак.14:47 . и Симон принял сие, и благоволил первосвященствовать и быть воеводою и народоначальником иудеев и жрецов, и предстательствовать за всех. 1Мак.14:48 . И решили запись сию начертать на медных досках, и поставить их в притворе Святынь на месте почетном, 1Мак.14:49 . а списки с сего положить в сокровищнице, дабы имел их Симон и сыны его. Глава 15 1Мак.15:1 . И послал Антиох сын Димитрия царя письма с островов морских к Симону священнику и народоначальнику иудеев и всему народу. 1Мак.15:2 . Содержание их было вот какое: «Царь Антиох Симону священнику великому и народоначальнику и народу иудейскому обрадование. 1Мак.15:3 . Поскольку некоторые губители овладели царством отцов наших, а я хочу возвратить себе это царство, дабы устроить его, как оно было прежде, и потому я нанял множество ратей, и соорудил корабли военные, 1Мак.15:4 . и хочу пройти по области с тем, чтобы отыскать насиловавших область нашу и опустошивших многие города в царстве: 1Мак.15:5 . То ныне прощаю тебе все те недоимки, кои уступили тебе бывшие до меня цари, и все другие дары, какие они уступили тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

23 июня 1857 года. Воскресенье. Последнее слово (не сказано) Богоспасаемого града сего благочестивым обитателям Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 1Кор.1:3 . Сие Апостольское, молитвенное благожелание как было первым и начальным, так да будет последним и заключительным моим к вам словом, благочестивые обитатели града сего! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Благодать вам и мир, отцы и братия, мирстии и духовнии! Благодать вам и мир, сослужители и сопастыри! Благодать вам и мир, старцы и юноши! Благодать вам и мир, мужи и жены! Благодать вам и мир, богатии и беднии, знатнии и не знатнии! Благодать вам и мир, судии и начальствующие! Благодать тебе и мир, Нижний-Новграде, по основанию своему чадо доблестнейшаго, Святаго Князя страстотерпца Христова Георгия! Благодать и милость Пресвятые Троицы Отца и Сына и Св. Духа буди всем христоименитым, православным чадам Твоим – настоящим, почившим и будущим! Аминь. Всегда, во все время пребывания моего с вами и пастырского моего служения вам, граждане Георгиева града, благодарил я Бога моего о вас, о благодати Божией, данной вам о Христе Иисусе. 1Кор.1:4 . Ныне же, когда Божиим изволением и по неотступному стремлению моему к житию уединенному, оставляю Богоспасаемый град сей, и с вами разлучаюсь, ныне наипаче благодарю Бога моего о вас. Буди благодарение мое о вас Господу Богу за то, что вы любили со мною молиться Господу Богу; спешно и неопустительно притекали к священнослужению моему все – старцы и юные, матери и дети их. Благодарю Бога моего о вас, воспоминая, что никто из вас не опечалил дух мой неблагоговейным присутствием в храмах Божиих и неприличным движением; но своим вниманием и сердечным соучастием вы окрыляли и возвышали мои молитвы о вас и о всей пастве. Буди благодарение мое о вас Господу Богу всегда за то, что пастырские словеса мои и советы вы слушали благосклонно, принимали и исполняли благопослушно. Все приснопамятные мне дела вашего благочестия и послушания слабому моему пастырскому гласу незабвенны пред Богом, благоприятны Богу и к доброму послужат ответу на страшном суде Хриством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

27 После этого я, Даниил, настолько изнемог, что несколько дней пролежал больной. Потом я встал и продолжал по-прежнему служить царю, но был в ужасе от этого откровения и не находил объяснения увиденному. Пророчество о семидесяти седмицах 9 Шел первый год правления Дария, сына Ахашвероша, мидийца, который был поставлен царем над царством халдейским. 2 В первый год его правления я, Даниил, читая священные Писания, понял, что, по слову Господа к пророку Иеремии, Иерусалим будет оставаться в запустении, пока не истечет назначенный срок и не пройдет семьдесят лет. 3 Обратился я к Господу Богу с неотступными просьбами, пребывал в молитве и стал поститься во власянице, посыпая голову пеплом . 4 Я молился и исповедовался Господу Богу моему: «Господи Боже, великий и дивный а ! Ты хранишь завет Свой и полон неизменной любви б ко всем любящим Тебя и соблюдающим Твои заповеди, 5 а мы согрешили, сделали зло: отвратились мы от заповедей Твоих и установлений, творили беззаконие и действовали Тебе наперекор . 6 Не внимали мы Твоим слугам, пророкам, когда те говорили от Твоего имени царям, правителям и отцам нашим, всему народу нашей земли. 7 Ты, Господи, прав, мы же ныне посрамлены – все иудеи, жители Иерусалима, все израильтяне, живущие вблизи и вдали, во всех странах, по которым Ты рассеял их за то, что они были Тебе неверны . 8 О Господи, все мы посрамлены: и цари, и правители, и отцы наши, потому что согрешили мы против Тебя. 9 Но у Господа Бога нашего милость и прощение, не взирая на то, что мы восстали против Него, 10 не слушали Господа Бога нашего, не жили по Его законам, которые Он дал нам через Своих слуг, пророков. 11 Весь Израиль нарушил закон Твой, отвернувшись от него и не повинуясь зову Твоему, за что и постигли нас проклятия, о которых написано в законе Моисея , слуги Божьего, ибо согрешили мы против Бога. 12 И всё Им прежде сказанное о нас и правителях наших Он исполнил: навел на нас ужасное бедствие – еще никогда не случалось под небесами того, что постигло Иерусалим. 13 Обрушилось на нас это бедствие, как и было написано в законе Моисея. А мы не искали милости у Господа, Бога нашего: не прониклись мы Твоей истиной и не покаялись во грехах. 14 В мыслях у Господа было это бедствие и Он допустил ему прийти и обрушиться на нас. Ты, Господи Боже наш, праведен во всех Своих делах, а мы Твоему голосу не внимали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

2:3). Нет, это не так. Тем судом, говорит, какой ты произнес на другого, и тебя Бог осудит тогда: ведь, конечно, не ты только справедлив, а Бог — несправедлив! Если же ты не оставляешь без внимания проступков другого, то как оставит Бог? Если ты исправляешь грехи других, то, как Бог не будет исправлять тебя? Если же Он не тотчас посылает на тебя наказание, не надмевайся этим, но тем более страшись. Так повелел и Павел: « или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию » (Римл 2:4). Не для того, говорит он, Бог долго терпит, чтобы ты сделался хуже, но чтобы раскаялся; если же не хочешь, — Его долготерпение послужит основанием к большому наказанию твоей нераскаянности. И это самое, показывая, апостол сказал: « но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его » (Римл 2:5–6). Итак, поелику Бог воздаст каждому по делам, и вложил в нас естественный закон, а потом дал и писанный, для того, чтобы за грехи наказывать, а за добродетели увенчать; то будем устраивать дела свои с великой тщательностью, как готовящиеся предстать некогда перед страшное судилище, зная, что не получим никакого прощения, если, при законе естественном и писанном, после такого наставления и непрерывного увещания, вознерадим о своем спасении. 6. Хочу опять поговорить с вами о клятвах, но стыжусь. Не тяжело мне говорить вам день и ночь одно и то же, но боюсь, чтобы, проследив за вами столь много дней, не обвинить мне вас в великой беспечности тем, что нужно вам постоянно напоминать о таком легком деле. Да не только стыжусь, но и боюсь за вас, потому что непрерывное наставление внимательным полезно и спасительно, а нерадивым вредно и опасно. Чем чаще слышит кто, тем большее навлекает на себя наказание, если не исполняет слышанного. За это–то упрекая иудеев, Бог и сказал: « посылал к ним рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, но они не слушали » (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2, 9. Богочеловек в Иерусалиме Близился к концу третий год общественной службы Спасителя. Слава о Его милосердии, чудесах и Божественной мудрости разнеслась по всему иудейскому царству. Нищие и больные, все истомившиеся и исстрадавшиеся с верой и упованием произносили Его имя, считая великой милостью Божией слышать Его Божественное слово, видеть Его лик и касаться Его одежд. Женщины, старики, дети — все слабые и немощные с огромной радостью слушали рассказы о святом Защитнике всех обидимых, и все во всех краях с нетерпением ожидали Его прихода. Одним словом, все, кто был угнетен и слаб, обрели в Нем надежду и уверовали в Божие слово Учителя.Только книжники и фарисеи со своими приспешниками были обеспокоены учением Господа Иисуса Христа, ибо слышали в Нем укор и осуждение своей неправды. В школах и синагогах им не удавалось оспорить Его ясные, святые и всем понятные слова; явно вызвать Его на публичный суд им не хватало смелости, и они пытались настроить против Христа народ, обвинить Его в нарушении закона, объявить преступником. Но народ не верил фарисеям и жаждал слышать святые слова и наставления великого Учителя.Уже по всей Палестине разнеслась весть о чудотворении Христа, всюду повторяли Его слова, которые Он произнес перед народом в Своей Нагорной проповеди:Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.Блаженны плачущие, ибо они утешатся.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5, 3–12).И далее: Не собирайте себе сокровищ на земле [ 1 ], не ищите земной славы, и богатства, и счастья — посвятите себя Господу и добрым делам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010