В ту ночь ужас объял войско от [прогремевшего] грома и [прокатившегося] грохота. И те, кто жил недалеко [от места кончины святого], всю ночь не могли сомкнуть глаз от охватившего их трепета. Человеколюбивый Бог прославлял прославившего его [мужа] – разверзлась твердь и дугообразный свет снизошел на мученика во славу его и в посрамление неверных. Увидев это, они от изумления осмелели, пришли к судье своему и наставнику и спрашивают: – Что означает этот нур 1082 , т. е. свет, снизошедший на него? И [судья] говорит им: – Это [наш] Бог чтит камни и кости мертвых, которыми вы осыпали его, посему и [снизошел] свет. Сколь же паче [чтит он] вас, убивших его. Иные же говорили: – Он был мельхедом 1083 , свет Божий сжигает его. Умер св. Иосеп в доброй вере в Отца и Сына и св. Духа в двадцатый день месяца ахки 1084 , в субботу, в девятом часу, в месте, называемом Миджоц, на берегу великой реки Ерасх 1085 у подножья великой горы Масис 1086 , насупротив города Арташата 1087 и замка-крепости, где находится великий вирап 1088 , место мучений св. Григория. О христолюбивые братья, мученическая смерть его изумительна! Множество мучеников было прежде, особенно среди армян. Страна Армянская цвела и была украшена их кровью. Ибо для них примером и доказательством [милости Божьей] служили другие мученики. Одних они видели удостоившимися венца, других – одаренными дугообразным светом, иных – прославляемыми Богом и людьми. И все это поощряло их [на подвиг]. Но сей [св.] не воспитывался в доме Божьем, не пил из Св. писания и не узрел других [в качестве примера] для совершения такого мученичества. Этим он и изумил вышние силы. Страна наша Армянская давно иссушилась и жаждала росинки крови мучеников. Теперь она утолила жажду свою, напоившись кровью его. И ныне все, кто с горячим сочувствием, великой надеждой, любовным желанием и истинной верой чтит праздник мучеников Божьих, те, не испытав мучений, приобщаются к сонму мучеников и, избежав меча, удостаиваются их венца. Уповающие на Господа, по заступничеству [святых мучеников] просите у Христа отпущения грехов наших, и Христос помилует вас и нас. Аминь. Мученичество Теодороса Кесараци

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Посол Армении сказал слова признательности в адрес владыки митрополита за деятельную поддержку духовной жизни армянской диаспоры, и, в частности, за совершение заупокойного богослужения в Успенском кафедральном соборе Нур-Султана 7 декабря — в 31-ю годовщину катастрофического Спитакского землетрясения, разрушившего 21 город и 300 населенных пунктов и унесшего жизни десятков тысяч людей. В ходе общения состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес. Митрополит Александр преподнес гостям календарь Митрополичьего округа на 2020 год и новую книгу, выпущенную издательским отделом Астанайской епархии, — «Храмы Казахстана. XXI век». В этот же день в духовно-культурном центре Православной Церкви Казахстана состоялось открытие выставки фотографий, посвященной иерархам, священнослужителям и мирянам, пострадавшим за Христа в Казахстане в ХХ столетии. Мероприятие завершает собой празднование 15-летия установления Собора новомучеников и исповедников Казахстанских в столице РК. В открытии фотовыставки приняли участие митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Талдыкорганский Нектарий, епископ Каскеленский Геннадий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир, священнослужители, сотрудники Астанайского епархиального управления, преподаватели и учащиеся воскресных школ столицы. В числе почетных гостей были посол Республики Сербия В. Матич, посол Республики Армения Г.К. Галачян, временный поверенный в делах Республики Болгария А. Будев, сотрудники дипмиссий и представители этнокультурных объединений. Мероприятие было организовано комиссией Астанайской епархии по канонизации святых и Астанайским благочинием. Открывая экспозицию, ее куратор ключарь Успенского кафедрального собора протоиерей Димитрий Байдек рассказал собравшимся о концепции выставки и прокомментировал некоторые группы фотографий.

http://patriarchia.ru/db/text/5544279.ht...

е. приходивших от Бога с книгами, мухаммедане относят Адама, коему Бог дал 10 свитков, Сифа, получившего 50 свитков, Эноха с 80 свитками, Авраама с 10, Давида с Псалмами и других». Моисей с своим Законом, Иисус Христос с своим Евангелием считаются мухаммеданами великим в числе других расулей. Мухаммед же из всех расулей есть по преимуществу расуль (араб.). Это имя собственно и принадлежит только ему одному, по мнению мухаммедан, оно усвояется другим пророкам только по некоторому слабому сходству их с Мухаммедом. Внося в число своих пророков почти всех патриархов и многих святых ветхого и нового завета, мухаммеданская религия чтит память их особенными названиями. Так Адама называет она чистым в Боге (араб.), Сифа посланником Божием, Еноха 108 – возвышенным в Боге (араб.), Ноя – спасенным от Бога (араб.), Авраама – другом Божиим (араб.), Измаила – жертвою Божиею (араб.), Иосифа – праведником Божиим (араб.), Иова – страдальцем Божиим (араб.), Моисея – собеседником Божиим (араб.), Давида – халифом или наместником Божиим (араб.), Соломона – поверенным Божиим (араб.) и пр. И. Христа мухаммедане называют Духом Божиим (араб.). Мухаммеду же прописывают 99-ть имен, подобно тому, как самому Богу они приписывают 99 прекрасных имен. Вот некоторые имена Мухаммеда: Мухаммед (араб.) хвальный, Махмуд (араб.) славный, Хамид (араб.) хвалящий, Хамид (араб.) хвалимый, Гакиб (араб.) наместник, Хатим (араб.) судья, Сирадж (араб.) светильник, Мюнир (араб.) блистающий, Мюбашшир (араб.) возвещающий, Мюнзир (араб.) обетованный, Мюрсаль (араб.) посланный, Мюгтад (араб.) направляющий на прямой путь, Табиб (араб.) врач (неверия и нечестия), Мустафа (араб.) избранный, Каим (араб.) опора, Нур (араб.) свет, Бурган (араб.) доказательство, Худжжат (араб.) основа, Газиз (араб.) великий, Мютавассит (араб.) посредник, Авваль (араб.) первый, т. е. пророк по достоинству (а по мнению некоторых мухаммедан, первый человек по сотворению), Ахыр (араб.) последний, т. е. пророк по времени, Батын (араб.) проникающий в сущность, Шафиг (араб.) ходатай, Эмир (араб.) повелитель.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В Осроене первые монашеские общины, видимо, возникли в окрестностях Харрана, в Фадане (ныне Телль-Феддан), а также недалеко от Эдессы, в Гадале, где образовалась община учеников подвижника Юлиана Сабы, в состав к-рой входили не только зап. сирийцы, но и выходцы из Персии. Особый акцент в традиции старца Юлиана делался на непрестанной индивидуальной молитве в течение дня. Монахам разрешалось днем удаляться в пустыню на небольшое расстояние, но вечером они должны были собираться для совместной молитвы. В пров. Евфратисия, недалеко от г. Зевгма, к западу от Эдессы, находился монастырь, основанный мон. Публием (или Павлом). Община в нем делилась по этническому признаку на 2 части: сирийскую и греческую (последняя включала также армян). Каждой частью управлял свой игумен, однако все монахи подчинялись единому уставу и вместе собирались вечером на молитву, к-рая совершалась на 2 языках. На север от Антиохии, на горном хребте Аман (или Нур), существовали мон-ри, связанные с именем Симеона (Старшего), в пров. Киликия Вторая - обители, основанные учениками подвижника Феодосия из г. Росс ( Theodoret. Hist. rel. X 1-2). Монашеские центры в кон. IV - нач. V в. возникли и в окрестностях Антиохии, но не в самом городе. Во времена Феодорита Кирского в Антиохии существовал только знаменитый Аскетерион, школа аскетического типа, основанная Диодором, еп. Тарсийским, в к-рой нек-рое время учился свт. Иоанн Златоуст. На склонах горы Сильпий, на юго-восток от Антиохии, в пещерных кельях жили неск. отшельников, упоминаемых Феодоритом, в частности Афраат (не путать с Афраатом Персянином), Петр Галатиец и Македоний Критофаг ( Theodoret. Hist. rel. VIII, IX, XIII). На территории этой же провинции (Сирия Первая) на склонах известкового массива Шейх-Баракат (т. н. гора Корифея, в рус. пер. Корифа), расположенного вдоль дороги, ведущей из Антиохии в Алеппо, в V-VI вв. возникло множество келий и неск. монастырских комплексов, среди к-рых наиболее известными являются мон-рь Теледа (Телль-Адда), основанный мон. Аммианом, и мон-рь Теланисс (Калъат-Симъан), возникший во 2-й пол. V в. недалеко от колонны прп. Симеона Столпника (Старшего) при значительном содействии имп. Зинона ( Nasrallah. 1970). В VI в. мон-рь Теледа с зависящими от него мелкими обителями стал центром монофизитского М. в Антиохийском регионе. Среди его насельников были выходцы из Осроены, воспитанные в среде учеников старца Юлиана Сабы, к-рые явились проводниками традиции сир. отшельничества в эллинизированном районе Антиохии.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Празднование дня свв. Кирилла и Мефодия в Болгарии. В болгарском общешкольном  гимне  «Върви, народе възродени» ( " Вперёд, народ возрождённый " ) Стояна Михайловского не обижаются на славянское и называют святых братьев Кирилла и Мефодия «апостолами высокославными, звёздами Славянского мира», «отцами болгарского знания, творцами милого нашего говора», обращаются к ним: «о вы, которые вывели всё племя из мёртвости». Из «мёртвости» язычества нас вывели  Святые Седмочисленники , а из «мёртвости» бездержавности, пятивекового исторического безвременья нас вывела Россия, поэтому память о Третьем марте – благодарная память, без гнева, без комплексов, а с радостью. 24 мая был праздником и под османским игом – «даскальский праздник» (учительский), как назвал его Иван Вазов. Но как он праздновался? «… после песни Кирилла и Мефодия «И след тисяща години»», сочинённой пловдивским учителем Якимом Груевым, мы спели песню в честь султана «Нушири нур Абдул Джихан» - произведение того же Груева. Агата, со светящимися от счастья глазами, поглаживал бороду, глядя на этих будущих покорных рабов его величества султана. - Ашколсун, чоджуклар ( " Браво, дети! " ) – сказал он, когда закончился турецкий гимн. А потом, вне школы пели  тогдашнюю болгарскую марсельезу : «Захотел гордый Никифор». Гремело ли? Гремела марсельеза! Учителя угрожающе махали руками при кровожадном стихе: «Сечи, коли, отечество да се освободи!» ( " Руби и коли, освобождай отечество " ). Чинтуловских бунтовщических песен ещё не было, и их замещала эта» (Иван Вазов. Големият ден, май 1920 г. – В: Спомени). Память существует не для того, чтобы был мир, или чтобы не было обиженных, а чтобы хранить воспоминание об истине. Церковь помнит/поминает каждый день православных болгарских царей, освободителя нашего царя Александра Второго Николаевича и всех вождей и воинов, павших за веру и освобождение отечества нашего. Церковь пребудет до конца, но держава наша будет до тех пор, пока она помнит/празднует Третье марта. Перевод с болгарского Янины Алексеевой

http://ruskline.ru/opp/2022/05/21/pamyat...

С официального сайта Казанского Кремля Когда построена эта церковь не известна, но есть точные данные , что в 1749 году она сгорела. Ходят упорные слухи о том, что это сохранившаяся татарская мечеть Нур-Али, но подобное утверждение безосновательно. Археологические раскопки 70-х гг. показали, что здание церкви строилось одним ансамблем с башней Сююмбике в самом конце XVII, а скорее в начале XVIII века, т.е после взятия Казани. Ориентирована на местности она так, как и все русские церкви, а не мечети. И главное, между храмом и башней найдены фундаменты татарского времени. Возможно, это остатки мечети, а скорее мавзолей. Фундаменты сохранены – их укрепили и законсервировали. В 1815 году церковь полностью сгорела и до 1849 года использовалась как склад казенного пороха. В 1849 году по инициативе главноуправляющего путей сообщения графа П. А. Клейнмихеля началось ее восстановление. Работы велись до 1854 года, а освящен храм лишь 19 марта 1859 года. Здание храма сохранилось до наших дней. Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г. В. Фролов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Дворцовая или «при губернаторском доме» церковь каменная, двухэтажная находится в крепости, на одной линии с дворцом. Вероятно, она поставлена на том месте, где с давних пор и до последнего времени была Введенская церковь. Она примыкает к зданию дворца с западной стороны его, а с южной стороны почти рядом с нею башня Сююмбике. Место, где находится часть дворцового сада, к Благовещенскому собору, ранее принадлежало соборному причту. Церковь, которая находится теперь на западной стороне губернаторского дома, в ужасный пожар 1815 г. была истреблена пожаром, после которого остались от нее одни стены. В полуразрушенном состоянии она оставалась до 1849 г. Богослужение в ней не совершалось, а под нижними сводами хранился казенный порох для частной продажи. В ней не было ни иконостаса, ни утвари: все было уничтожено временем, а частью передано для хранения в монастырь Кизический.

http://sobory.ru/article/?object=10280

Толпа же направилась к вардапету, чтобы камнями побить его. И камни сыпались на него, подобно дождю, до тех пор, пока над ним не образовался холм из камней. В таких мучениях отдал Богу душу св. вардапет Григор. Палачи отрубили ему голову и повесили ее на крепостной стене у ворот города. С наступлением субботнего утра показалось чудесное видение. С неба засиял ослепительный свет, [озарив] место, где замучены были их тела. Первым это увидел главный муэдзин, который звал народ на молитву, поднимаясь по утрам на минарет. Увидев необычайный свет над телом вардапета Григора, он с возвышения стал кричать жителям города: «Идите, вы ходите, армяне и мусульмане, взгляните на нур, снизошедший на махраси! Горе вам, замучившим невинного и чистого! Бог почтил и прославил своего любимца, а вас посрамил и осудил». Услышав голос муэдзина, они устремились в сторону видения и были ошеломлены порицавшим их сиянием. Тогда христиане со священниками пришли на это место, ибо до того часа, страшась насильников, они прятались. Увидев свет, они обрадовались, взяли тело и голову святого и с псалмопением и благословениями понесли и похоронили вместе [с телами] Киракоса и Симеона за городом, в монастыре православных сирийцев яковитов, который называется св. Парсамеем. Каждому [вырыли] отдельную могилу. Монахи монастыря присматривают за ними. Святые могилы их и земля с могил исцеляют от всех болезней во славу Христа, Бога нашего, который благословен во веки веков. Это случилось в 739 г. нашего летосчисления, 4-го [числа] месяца хори 1139 и 10-го февраля, в субботу, в празднование дня св. Саргиса [Сергия], в царствование Хетума 1140 , в патриаршество владыки Степаноса 1141 , при владычестве народа стрелков, [в правление] Аргун-хана 1142 в Тавризе. Мученичество Григора Карнеци Небольшое по объему «Мученичество Григора Карнеци» содержит весьма ценные сведения о том периоде монгольского владычества, когда в результате принятия мусульманства резко изменялась политика монгольских правителей в отношении христианских народов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Положение Раймунда де Пуатье тем более осложнилось, что 10 ноября 1144 г. скончался король Фульк Иерусалимский, случайно разбившийся на охоте вследствие падения с лошади, всегда выступавший на стороне князя Антиохии. Теперь новым королем Иерусалимского королевства стал 14-летний сын покойного Фулька и королевы Мелизенды Балдуин III (1143–1163). Но это еще – полбеды. Ободренный известиями о смерти Иоанна Комнина и Фулька, Зенги направился с армией на Диарбакыр, принадлежащий союзнику Эдесского графа Жослена II Кару Арслану. Каково же было удивление Кара Арслана, когда выяснилось, что Жослен II не только не спешит к нему на помощь, но, напротив, вывел свою армию из города и направился через Евфрат, чтобы, пользуясь случаем, занять часть владений своего союзника. Жители Харрана, мимо которого прошло воинство Жослена II, срочно сообщили об этом своему повелителю Зенги, и тот не замедлил предложить мир и дружбу единоверцу, а затем с большим войском двинулся на беззащитную Эдессу. 28 ноября 1144 г. он уже стоял под стенами города. Несмотря на былые клятвы, Раймунд Антиохийский ничем не помог своему союзнику, зато королева Мелизенда, отличавшаяся и волей, и характером, созвала Коронный совет, на котором было принято решение идти на помощь осажденным собратьям. Однако было уже слишком поздно: Зенги понадобилось всего 4 недели, чтобы взять Эдессу и устроить настоящую резню – под стать той, которой было ознаменовано взятие в 1099 г. Иерусалима. Вслед за тем Зенги захватил город Сарудж – вторую по величине крепость на левом берегу Евфрата, а затем осадил Биреждик, защищавший брод через эту реку. Вслед за тем Зенги прогнал из Мосула своего номинального сеньора Альп Арслана, сына умершего султана Махмуда ибн Мухаммеда и племянника нынешнего султана Масуда I. Это событие стало пиком славы Зенги, который принял титулы «Зайн-Ислам» («Украшение ислама»), «Аль-Малик аль Мансур» («Принц-победитель») и «Насир Эмир аль Муминин» («Опора халифа»). Правда, это был и последний успех великого полководца: 14 сентября 1146 г., после того, как он, напившись пьяным, заснул, его зарезал неподалеку у города Балис один евнух франкского происхождения, которого ранее Зенги сильно обидел. И хотя после смерти атабега его сыновья разделили владения, а враги попытались вернуть ранее утраченные земли, второй наследник Зенги, Нур ад-Дин Махмуд (1146–1174), получив в правление Мосул, стал новой грозой пилигримов. Он быстро вернул под свой контроль Эдессу, которую граф Жослен II попытался отвоевать у турок, и наглядно показал, что является достойным сыном своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ИОАННОВИЧ Молодой (15.02.1458, Москва - 7/8.03. 1490, там же), старший сын и соправитель Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , рожден в 1-м браке вел. князя с Марией Борисовной - дочерью Тверского вел. кн. Бориса Александровича. Не позднее 1471 г. отец объявил И. И. соправителем, наиболее ранний документ, фиксирующий титул вел. князя у И. И.,- договор Иоанна III с Вел. Новгородом, заключенный в авг. 1471 г. В 1472 г. И. И. участвовал в закладке нового здания Успенского собора Московского Кремля и в перенесении мощей митр. св. Петра , в 1479 г. присутствовал на освящении Успенского собора. Во время похода на Москву в 1472 г. хана Большой Орды Ахмата, остановленного в кон. июля на Оке, И. И. был отправлен отцом в Ростов. 12 нояб. 1472 г. И. И. присутствовал на свадьбе Иоанна III с Софией (Зоей) Палеолог . От имени младшего вел. князя были отправлены дары Римскому папе и братьям вел. кнг. Софии. В заключенном 12 янв. 1474 г. договоре Вел. Новгорода и Пскова с Дерптом И. И. назван, как и отец, «царем всея Руси»; это 1-й случай использования царского титула в отношении рус. князей в офиц. документе. А. Контарини, побывавший в Москве в 1476 г., писал, что И. И. состоит в «немилости» у отца, т. к. «нехорошо ведет себя с деспиной», т. е. с Софией Палеолог. Однако эта «немилость» (факт не подтверждается отечественными источниками) не повлияла на статус И. И. Во время поездок Иоанна III в Новгород в 1476 и в 1479 гг., а также во время похода русских войск в кон. 1477 - нач. 1478 г., положившего конец новгородской самостоятельности, Москвой управлял И. И. В кон. 1479 г., когда Иоанн III вновь находился в Новгороде, на службу в рус. столицу приехали братья крымского хана Менгли-Гирея Нурдовлат (Нур-Даулят) и Хайдар. В янв. 1480 г. И. И. послал отцу в Новгород известие о мятеже братьев Иоанна III князей Андрея Угличского и Бориса Волоцкого. Когда на Москву летом 1480 г. двинулся хан Большой Орды Ахмат, Иоанн III направил И. И. к «Берегу», т. е. к Оке. Ахмат обошел окский рубеж и вышел по территории Великого княжества Литовского к р. Угре. И. И. вместе со служилым кн. Даниилом Холмским и дядей Андреем Васильевичем Меньшим возглавил рус. войска, противостоявшие Ахмату на Угре в течение осени. Согласно др. летописному своду, Иоанн III, находившийся под влиянием нек-рых лиц из его окружения, сомневался в возможности противостоять Орде. Он приказал сыну вернуться в Москву, но И. И. отказался. Когда кн. Даниил Холмский, получивший от Иоанна III поручение привезти сына силой, начал просить И. И. ехать в Москву, князь ответил: «Леть ми зде умерети, нежели к отцу ехати».

http://pravenc.ru/text/471249.html

  миримни мниси – Масих   12 мынаны леймен: мени басымнан кеширгенлерим Хош Хабарды жне де кбирек аыйаттан да жрдем етти. 13 Мени Масих ушын тутын боланым пткил сарай сашыларына м алан мме адамлара млим болды. 14 Сондай-а, мени тутынлыым себепли, кпшилик Ийемизге деген исеними беккемленип, олар удайды сзин орпастан бурыныдан да кбирек батырлы крсетпекте. 15 Дурыс, Масих аында кншиллик пенен, жарыспаа жрияласа, ал базылар жасы нийет пенен жрияламата. 16 Усы кейингилер мени бул жерге Хош Хабарды етип ойыланымды билип, буны сйиспеншилик пенен ислеп атыр. 17 Ал алдыылары мени тутынлы еле де болып, Масих аында злерини ата-абырайлары ушын напк нийет пенен жрияламата. 18 Бира, солай болса не болыпты? Мейли, жаман нийет пенен болсын, мейли, а нийет пенен болсын, Масих аында андай жол менен жрияланса да, мен буан мен беремен де. 19 Себеби сизлерди еткен м Ийса Масихты жрдеми менен, бул азат болатуынымды билемен. 20 андай жадай болса да, мен Масихтан леймен. Тири болсам да, лсем де, р ашан болып келгениндей, зир де Масихты пткил барлыым менен ушын толы батырлы беккем мит етемен. 21 йткени мени ушын миримни мниси – бул Масих, ал лим утыс демек. 22 Бира, егер бул дньяда мир аралы нимли мийнет етсем, онда нени билмеймен. 23 Мени еки треп те зине тартады. Бул дньядан кетип, Масих пенен бирге леймен. Себеби бул анаурлым жасыра. 24 Бира, бул дньяда сизлер ушын кереклирек. 25 Буан кзим жеткенликтен, алатуынымды билемен. Исенимде сип ушын, ммеиз бенен бирге боламан. 26 Солай етип, жне жаныыза келгенимде, Масих Ийса алдында мени менен еле де кбирек матана аласызлар. 27 Тек жасап атыран мирииз Масихты Хош Хабарына ылайылы болсын. Сонда келип сизлерди крсем де, алыста болып ал-жадайыызды еситсем де, сизлерди бир беккем тураныызды, Хош Хабара деген исеним ушын бир жан, бир тн болып гресип атыраныызды билейин. 28 Жне де, злериизге арсы шыанлардан еш орпайтуыныызды да еситейин. Сизлерди бундай батырлыыыз оларды набыт болатуыныны, ал сизлерди утарылатуыныызды белгиси м удайды иси. 29 йткени удай Масих ушын, сизлерге Оан тек емес, ал Ол ушын азап де айрыша уы етип берген. 30 Усы азапты басымнан кеширгенимди сизлер крдилер м зир де азап шегип атыранымды еситип атырсызлар. Мени бул гресиме сизлер де шериксизлер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010