Масих — Мессия; в араб. яз. часто используется с определенным артиклем «аль», что образует титулование «Аль-Масих» Муджбар — принужденный, т.е. не обладающий свободой выбора Мусульманин — последователь ислама Мутазилиты — направление («толк») в исламе, в значительной степени ориентированное на рационализм. Мутазилиты принимали участие в дискуссиях относительно Корана и считали, что священная книга ислама была создана в определенное историческое время Мутлак — абсолютный Мухаллес — Спаситель Рабб — господин Расул — апостол Салам — мир. Используется в качестве приветствия «Ассалам Алейком» Сунна (суннизм) — ортодоксальный ислам, согласный с традицией Суннит — последователь Сунны, т. е. ортодоксальный мусульманин или «не шиит» Таухид — учение о единственности Бога в исламском понимании унитаризма Тавил — еретическая экзегеза или неверное толкование фрагментов Корана Таурат — откровение, полученное Моисеем, закон Моисея; часто используется мусульманами для обозначения всех книг Ветхого Завета Тора — древнеевр. название Пятикнижия Моисеева, первого раздела Ветхого Завета Умма — народ или большое сообщество людей; нередко используется для обозначения всего исламского мира Хариджиты — раскольники в раннем периоде ислама. Радикально настроенные, они расходились как с суннитами, так и с шиитами, и стали убийцами Али — четвертого халифа Халил — букв. «друг»; обычно используется по отношению к Ибрагиму, т.е. Аврааму, «другу Аллаха». Это также араб. название горы Хеврон в Палестине Халиф — букв. «преемник». Обозначает преемников Мухаммеда, начиная с Абу-Бакра — первого халифа (632–634) Халифат — система преемственности в исламе, объединяющая «церковь» и государство под властью халифа. Окончательно ликвидирована Ататюрком — основателем Турецкой республики в 1924 г. Харб — война Хизбулла — партия Аллаха Шалом — мир (древнеевр.) Шариа (шариат) — закон, понимаемый, в частности, как Божественное Откровение, данное в Коране Шиит — сторонник или последователь Али, четвертого халифа Ширк — признание иных богов, кроме Аллаха. Согласно исламу — величайший грех. Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/bibliya-i-islam

Возникает сразу несколько недоумений: 1. Ислам отрицает христианское учение о Пресвятой Троице, отрицает искупительную смерть Спасителя на Кресте, не признает Воскресение Христово. Неясно, как отец Георгий решился считать христианами тех, кто отрицает эти краеугольные истины. « А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15: 17). 2. Отец Георгий, по-видимому, не знает, что в Коране нет учения о Мессии. Иисус, сын Марии, в исламе только пророк (наби) и посланник Аллаха (расуль). Почему тогда в Коране употребляется слово «аль-Масих» (75-й аят, сура 5)? Согласно исламскому богослову Абу Исхак Ибрахим аль-Фирузбади (ум. в 1083 г.), слово «аль-Масих» применительно к Иисусу в Коране перенято у христиан и не несет в себе того сакрального смысла, которое придают христиане. Это мнение подтверждается обращением к Корану. Привожу 75-й аят (сура 5) в четырех переводах: Э. Кулиева: «Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены от истины». М.-Н. Османова: «Мессия, сын Марйам, – всего лишь посланник. Много посланников задолго до него [приходили и] уходили. Мать же его – праведница, и оба они принимали пищу. Смотри же, как Мы разъясняем им знамения. И вновь узри, до чего они далеки [от их понимания]!» И.Ю. Крачковского: «Мессия, сын Марйам, – только посланник, прошли уже до него посланники, а мать его – праведница. Оба они ели пищу. Посмотри, как разъясняем Мы им знамения; потом посмотри, до чего они отвращены!» И.В. Прохоровой: «Мессия, сын Марйам, не боле чем посланник – Ему предшествовали многие другие, и праведницей мать его была. Они питались пищей (что для смертных), – смотри, как ясно разъясняем Мы Свои знамения для них, и посмотри, как все же далеки (от Истины) они!» Как видим, в 75-м аяте содержится не утверждение мессианства Иисуса, а, напротив, отрицание.

http://bogoslov.ru/article/3123502

Самые ранние арабо-христ. рукописи сохранились именно в Е. в. м., к-рый за мн. века ни разу не был разрушен и разграблен. Древнейшие датированные араб. рукописи Синайской б-ки относятся к 859 (873?) и 867 гг. В колофоне сборника Sinait. arab. 542 (кон. IX - нач. X в.) сообщается, что содержащиеся в нем тексты переведены с греч. на араб. язык в 771 г. Образцом оригинального лит. творчества синаитов на араб. языке стало Житие Абд аль-Масиха ан-Наджрани, мусульманина, принявшего христианство и ставшего экономом, а затем настоятелем Е. в. м. Ок. 860 г. Абд аль-Масих был казнен наместником Рамлы за отступничество от ислама. Часть его мощей была впосл. перенесена в Е. в. м. Датировка этих событий остается предметом дискуссий, возможно Абд аль-Масих жил столетием раньше ( Griffith S. The Arabic Account of (?)lsquo;Abd al-Mash an Nara  n al-Ghassa  n// Idem. Arabic Christianity the Monasteries of Ninth-Century Palestine. Aldershot, 1992. P. 331-374). Высказывались предположения о существовании на Синае уже в кон. IX в. собственной школы араб. книгописания с характерными особенностями грамматики, синтаксиса и орфографии. В зап. паломнической лит-ре сохранились описания Синайского монастыря, восходящие к нач. IX в. Упоминались, в частности, игум. Илия и 30 братий мон-ря ( Eckenstein. 1921. P. 137). В 941 г. синайский мон. Исаак, уроженец Эль-Масисы (Мопсуестии), был против своей воли возведен на Александрийский Патриарший престол. Судя по всему, мон-рь существовал гл. обр. за счет пожертвованных ему владений (вакфов). Самые ранние свидетельства о них относятся к нач. XI в., однако они отражают уже сложившийся комплекс монастырских имуществ. По аналогии с другими мон-рями того времени можно заключить, что вакфы Е. в. м. представляли собой как сельскохозяйственные угодья (пашни, сады, финиковые рощи), так и городскую недвижимость (дома, бани, кайсарии - торгово-ремесленные центры) (Accedunt Annales Yahia. 1909. P. 227-233). Эти владения находились в различных местах Египта и др.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Неожиданным подтверждением того, что все люди — независимо от веры, которую они исповедуют ныне, — призваны к жизни самим Христом, стал в очередной раз язык. Правда, на сей раз азербайджанский, в котором слово интеллигент звучит как зиялы, где корень “зия” означает луч, свет. Как тут не вспомнить Нагорную проповедь Христа, обращение Его к Своим ученикам с призывом: “Вы — свет мира” ( Мф. 5:14 )! Как же мудро народное сознание, предполагающее, что истинно интеллигентные люди, подлинная элита нации вне зависимости от рода занятий, — призваны светить людям, быть лучезарными. В том же азербайджанском, как и в других языках, тоже бывают свои прозрения и озарения, подтверждающие, что язык — Божий инструмент, данный Им людям. Так, например, тварный и нетварный свет называются по-разному: ишыг и нур. Потому и человек, исполненный добродетели, именуется нурани — можно сказать, озаренный Божественным светом. А разве не удивительно пожелание вослед усопшему: “Пусть могила его наполнится светом!” Тем самым — который нур. Не перестаешь удивляться тому, как замечательно в русском языке преобразилось значение слова интеллигент, уйдя от западного, чрезвычайно узкого, профессионально-функционального понимания. При западном, сугубо рациональном подходе понятие интеллигент не соотносится с душевными, а уж тем более духовными свойствами человека. А ведь только из духовного понимания могло родиться наше чеховское: “Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой”. Идущие по небесам В самый канун 2000-летия Рождества Христова автор этих строк исполнил наконец-то свой давний обет поклониться мощам великого святого, приехав 22 декабря в Дивеево. И сподобился нечаянной радости — стал свидетелем незабываемого торжества прославления святых мощей первоосновательниц обители игуменьи Александры, сестер Марфы и Елены, возлюбленных духовных чад Саровского чудотворца. Последняя панихида и первый молебен… Ну за что мне такая радость?! Но главное, как оказалось, ожидало впереди. Следующей ночью тысячи паломников крестным ходом понесли раки со святыми мощами по Богородичной Канавке. Хотя температура была довольно низкой, холода, кажется, не чувствовал никто, в том числе и я, позабывший захватить перчатки и несущий в руках приобретенную здесь же икону — специально для младшей дочери, которую незадолго до этого так замечательно исцелил святой Серафим. Икона удивительная: преподобный с кроткой улыбкой на устах кормит из рук сухариком огромного медведя… Пламя свечей, хоругви, иконы, благоговейная молитва. Благодать!

http://azbyka.ru/fiction/tajna-russkogo-...

Митрополит Александр рассказал германскому дипломату о жизни Митрополичьего округа, отмечающего в 2019 году 15-летие установления празднования в честь Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Архипастырь подчеркнул, что в память об этом событии в Нур-Султане состоялась закладка храма в честь Всех казахстанских святых, участниками которой стали гости-архипастыри из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Франции, Италии и Эстонии, а также министр информации и общественного развития Республики Казахстан Д.А. Абаев, заместитель акима Нур-Султана  Е.Е. Каналимов, чрезвычайный и полномочный посол России в Республике Казахстан А.Н. Бородавкин, чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь А.И. Ничкасов, посол Сербии В. Матич, посол Греции А. Катранис; представители этнокультурных и общественных организаций. Иерарх отметил, что этот проект получил одобрение Лидера нации Н.А. Назарбаева. Далее владыка митрополит привел статистические данные о числе приходов и священнослужителей, поделился планами по реализации просветительских, культурных, социальных и молодежных программ. В своем сообщении иерарх коснулся деятельности по упрочению межнационального мира и межрелигиозного согласия в стране двух ведущих конфессий Казахстана — ислама ханафитского мазхаба и православного христианства. Глава Митрополичьего округа подчеркнул консолидирующую роль в развитии государственно-конфессионального и межрелигиозного диалога в Казахстане первого президента Н.А. Назарбаева и действующего главы государства — президента К.-Ж.К. Токаева, которые придают большое значение духовно-нравственной составляющей в общественной жизни и видят успех развития страны в укреплении добрососедства и братолюбия ее граждан. Посол Германии проинформировал митрополита Александра об основных вехах своей биографии, отметив, что работал в Пакистане и Китае, трудился в столице России и служил генеральным консулом в Екатеринбурге, где познакомился с нынешним митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием , главой Среднеазиатского митрополичьего округа .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вторично собор подвергся разрушению весной 1009 г. по приказу егип. халифа аль-Хакима. Тем не менее церковь была восстановлена, и в 1184 г. араб. географ аль-Джубайр с восхищением отзывался о ее архитектуре и росписях. Распад Исламского халифата В IX-X вв. Д. оказывался под властью различных местных династий - егип. Тулунидов (869-905), Ихшидидов (935-969), неоднократно подвергался нападениям Хамданидов Сев. Сирии (40-е гг. Х в.) и карматов Аравии (рубеж IX и X вв., 970). Во время похода в Сирию визант. имп. Иоанна Цимисхия (975) правитель Д. выразил покорность Византии. В 976 г. после отхода византийцев из Сирии Д. подчинился егип. Фатимидам и затем более 100 лет оставался под их властью. Население страдало от бесчинств военного гарнизона, набранного из магрибинцев. Столкновения с ними не раз сопровождались пожарами и разрушениями. В 1076 г. эмир Д. вышел из повиновения Фатимидам и призвал на помощь турок-сельджуков. В 1079 г. эмир Тутуш, брат сельджукского султана, установил власть над всей Сирией. В 1095 г. после его смерти сир. земли разделили между собой его сыновья. Д. стал владением эмира Дукака (1095-1104), к-рому приходилось отражать нападения со стороны Фатимидов, багдадских Сельджукидов и крестоносцев. Реальная власть над Д. в этот период была сосредоточена в руках Тугтегина, прежнего воспитателя (атабека) эмира. После пресечения рода Дукака Тугтегин стал единственным хозяином Д. и основал династию Буридов, правившую городом до 1154 г. В XII в. военно-политическое положение Д., служившего связующим звеном между Египтом и мусульм. Сирией, было весьма сложным. Крестоносцы из Иерусалимского королевства угрожали земледельческой округе Д.- Хаурану и долине Бекаа, а в Сев. Сирии у Буридов появился опасный соперник в лице династии Зенгидов, центр владений к-рых находился в Халебе. В противоборстве с ними Буриды не раз прибегали к союзу с крестоносцами. В 1148 г., во время 2-го крестового похода, крестоносцы попытались захватить Д., осадив город. Это заставило просить помощи у Зенгидов и привело в конечном счете к установлению в Д. власти зенгидского эмира Халеба Нур ад-Дина. При нем Д. снова стал столицей обширного гос-ва, охватывавшего всю Сирию. После смерти Нур ад-Дина в 1174 г. и непродолжительной борьбы его преемника с бывш. вассалом Зенгидов егип. султаном Салах-ад-Дином Д. и Сирия перешли под власть Салах-ад-Дина, основателя династии Айюбидов. Объединив мусульм. Ближ. Восток, он нанес решительное поражение крестоносцам в битве при Хаттине (1187), овладел Иерусалимом и отразил 3-й крестовый поход. В 1193 г. султан умер и был похоронен в Д. Сыновья и брат Салах-ад-Дина разделили его владения. Хотя политическим центром Айюбидов остался Каир, Д. сохранял свое значение. В 1-й пол. XIII в. он не раз переходил из рук в руки в ходе междоусобной борьбы различных ветвей Айюбидов.

http://pravenc.ru/text/168694.html

  Думается, что темы «Украина» и «Китай» не соперничают, а весьма гармонично друг друга дополняют в масштабных планах и коварных целях Ватикана.   Так стоит ли встречаться нашему Патриарху с папой? Поймёт ли паства?..   Сошенко Андрей Витальевич , публицист, общественный деятель   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 9. Не бывать ноге римского жреца ? Это вам не бывать... С официального сайта РПЦ МП Версия для печати 15 сентября 2022 г. 10:58 14 сентября 2022 года в столице Казахстана Нур-Султане состоялась встреча с главой Римско-Католической Церкви Папой Франциском иерархов Московского Патриархата, принимающих участие по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в VII Съезде лидеров мировых и традиционных религий. Во встрече участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. В ходе встречи участники обсудили ряд аспектов православно-католических и межрелигиозных отношений, ситуацию в мире и вызовы, стоящие перед обществом 8. Казахстан - Русская земля. Там все города Русские: Атырау это Гурьев, Алма-Ата - это Верный, Кзыл-Орда - это Перовск, Семей - Семипалатинск, Талды-Курган - Гавриловское, Нур-Султан, ранее Астана, ранее Акмола - это Целиноград. Кстаи, Туркменбаши - это Красноводск. А еще Кустанай, Кокчетав, Павлодар, Уральск, Актюбинск, Рудный, Зыряновск и еще сотни и сотни русских городов, посёлков, сёл и деревень. Спрашивается, где здесь казахи? Так называемый " Казахстан " - это Русская земля! Не бывать ноге римского жреца на Русской Земле! Для тех, кто не в курсе: титул так называемого " римского Папы " - понтифик, переводится на русский именно как жрец. 7. Ответ на 3, Калужанин: " Православие и либеральное крыло в РПЦ - вещи разные. "

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/10/pa...

Но к 1170 г. отношения быстро переменились. Нужно признать, что, несмотря на довольно значительные успехи между христианскими князьями, Мануил не успел дать твердого и самостоятельного направления восточной политике и часто руководился совершенно случайными и мало согласованными с пользами империи мотивами. Таково, между прочим, его громадное морское предприятие, экспедиция в Египет, предпринятое по внушениям короля Амальрика и имевшее в виду не совсем хорошо понятые интересы Иерусалимского королевства. Идея похода на Египет родилась из того соображения, что Египетский калифат находился тогда в полном ослаблении и что спорившие из-за власти визири приглашали уже к вмешательству в египетские дела то Нур ад-дина, то короля Амальрика. Начиная с 1165 г. иерусалимский король, отчаявшись в надежде получить помощь с Запада, возложил все расчеты на союз с Византией и пытался заинтересовать Мануила в египетских делах. В 1167 г. король Амальрик женился на племяннице Мануила, дочери протосеваста Иоанна Комнина Марии, и еще более сблизил интересы своего королевства с византийскими. В течение двух лет обсуждался план общего движения на Египет и достигалось соглашение насчет дележа добычи, и только через два года до некоторой степени устранены были затруднения. Король Амальрик боялся, чтобы союзник не воспользовался всеми плодами победы, и старался всеми мерами обеспечить себе больше успеха. Мы видели выше, что Вильгельм Тирский раз отправлял деликатную миссию своего короля к Мануилу и свиделся с царем в Битоли, во время его похода против сербов, где и был заключен договор насчет совместного похода и дележа добычи. Но еще прежде чем организована была экспедиция, в Египте произошел переворот, которого так боялись палестинские христиане: верховными делами и военными силами Египта, за слабостью калифа, завладели посланные Нур ад-дином вожди, получившие сан визиря, – сначала Ширкух, а потом его племянник Саладин. Алексею Контостефану приказано было действовать совместно с иерусалимским королем, который очень замедлил своим прибытием к сборному месту к острову Кипру и вообще далеко не обнаружил готовности к облегчению задачи Контостефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Arhiva În capitala Kazahstanului au avut loc solemnitile cu prilejul aniversrii a 20 de ani de la instituirea Eparhiei de Astana i Almatî 12 mai 2019 17:54 12 мая 2019 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, день памяти святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице Казахстана — городе Нур-Султане — начались торжества, посвященные 20-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии . К этой дате приурочено принесение  из Костромы в пределы Казахстанского митрополичьего округа чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Перед началом Божественной литургии древний образ Царицы Небесной был внесен под своды Успенского кафедрального собора — главного храма Православной Церкви Казахстана. После встречи святыни в соборе началась Литургия пасхальным чином, которую возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Нарвский и Причудский Лазарь ( Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата), епископ Единецкий и Бричанский Никодим ( Православная Церковь Молдовы ), епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Муромский и Вязниковский Нил , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Арцизский Виктор , епископ Бирский и Белорецкий Спиридон , благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), сопровождающие Феодоровскую икону Богородицы клирики Костромской митрополии — настоятель Петропавловского храма Костромы протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора протоиерей Владимир Воронин, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасиина собора диакон Сергий Бахтин, а также руководители отделов и комиссий Казахстанского митрополичьего округа в священном сане, духовенство Округа и клирики, прибывшие с гостями-архипастырями.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5434528...

Основания для этого сказания мусульмане видят в следующем аяте Корана: “Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений” (Коран 17.1). Причём если в ранних источниках говорилось о мирадже как о сне, который приснился Мухаммеду, то позднее мусульманские богословы стали настаивать на физическом, телесном путешествии “пророка”. В предании говорится, что, когда Мухаммеда спрашивали о подробностях здания Иерусалимского храма курайшиты, он забыл, как выглядел храм (называемый в исламе Бейт ал-Мукаддас, Священный Дом), но ему немедленно было дано видение, и он смог описать его: “Аллах поднял меня над Бейт ал-Мукаддас, и я начал описывать им (курайшитам Мекки) его признаки, видел его перед собой”. (Ас-Сахих Муслима, т. 1, с. 109), и курайшиты, бывшие в Иерусалиме, будто бы подтвердили его правоту. При этом очевиден анахронизм этой легенды, так как великий храм Иерусалима был разрушен римской армией под предводительством Тита за пять сотен лет до времени Мухаммеда. Другой характерный пример “чуда Мухаммеда” – легенда о разделении луны (Шакку-л-камар). Оно выросло из коранического аята: “Приблизился час, и раскололся месяц! Но если они видят знамение, то отворачиваются и говорят: «Колдовство длительное! " ” (Коран 54.1–2). И хотя ранние мусульманские толкователи понимали эти слова как относящиеся к знамениям перед концом света, позднее закрепилась версия, согласно которой курайшиты однажды ночью попросили Мухаммеда подтвердить знамением, что он является пророком и тогда он на глазах у всех разделил луну на две половинки, причём одна из половинок спустилась и вошла Мухаммеду в один рукав, а вышла из другого, после чего луна воссоединилась. В некоторых хадисах говорится, что луна оставалась разделённой на две половины в течение всей жизни Мухаммеда (Бухари, 5.58.210). Однако курайшиты всё равно будто бы отказались признать Мухаммеда пророком. Суфийские легенды о Мухаммеде трансформировали его из простого человека в величайшее творение Бога, из которого затем были созданы все ангелы, пророки, святые и смертные. Вначале Мухаммед якобы был создан в качестве восхитительного света, и это духовное существо, созданное до сотворения всего остального, в народе известно как Нур-и-Мухаммед, “Свет Мухаммеда”. В исламских преданиях эта история варьируется, но в основе она сводится к тому, что вначале Аллах создал свет из вечного мрака, а из него – Нур-и-Мухаммеда. Из него создал Великий Трон небес, который установил над водами. Затем сотворил перо (ал-калам) и приказал ему обходить трон в течение тысячи лет. Перо увидело имя Мухаммеда, начертанное на троне .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010