История 3. «Полная келлия бесов, и все бегут гурьбою в двери!!!» Один молодой послушник, не понимая, зачем батюшка каждый вечер окропляет свою келлию святой водой, как-то спросил его: «Батюшка, зачем это вам надо окроплять? Что оно дает?» Прошло дня три. Отец Кукша зашел к послушнику в келлию и на глазах у него начал окроплять ее святой водой. Впоследствии монах рассказывал: «И вдруг я такое увидел, такое увидел! Полная келлия бесов, и все бегут гурьбою в двери, да не успевают, вываливаются один через другого...» Окропив келлию, старец спросил: «Ну что, видел, что оно дает?» История 4. Сила милостыни Старец придавал большое значение милостыни. Его духовная дочь попросила у кого-то книжку с акафистом, хотела переписать себе. В храме она положила книжицу возле свечного ящика, где продавал свечи ее знакомый инок Фаддей, а сама пошла к помазыванию елеем. Когда она вернулась, обнаружила, что книжки нет. Женщина стала скорбеть, ведь книжка была чужая, и со своей бедою обратилась к отцу Кукше. «Не скорби, проси, чтобы Господь принял это как милостыню. А враг милостыни не любит, он все вернет, вернет», — был ответ батюшки. На другой день вечером книжка лежала на том же месте, где ее положили. Отец Фаддей рассказал: «Вот, принесли люди, сказали, что нашли в трамвае эту книжку. Не знали, куда деть, думали-думали и решили в монастырь сдать. Пришли в монастырь и положили на то самое место, где она и была». История 5. Подсказка для ученого Один раз к преподобному приехал известный ученый, у которого была какая-то неразрешимая задача в его научной работе. В беседе с ним отец Кукша своими простыми словами навел его на мысль о правильном решении вопроса. Ученый, выйдя из келлии, в радостном изумлении рассказывал, как неученый старец помог ему открыть секрет его научных изысканий. История 6. «Терпи и молись, твой муж будет христианином!» К старцу часто приезжала его духовная дочь Елена. Она была научным работником-химиком, а муж ее — горным инженером, крупным специалистом по горным породам. Она очень скорбела о том, что муж не крещен и даже хотела разойтись с ним, но старец велел ей: «Терпи и молись, твой муж будет христианином!» Уже после смерти старца она поехала в Псково-Печерскую обитель и уговорила мужа проводить ее туда. В Печерском монастыре есть Богом зданные пещеры, где погребают усопших монахов. Елена предложила мужу посмотреть на гробы, которые здесь по обычаю не закапывают, а ставят один на другой в пещерах, в которых явственно чувствуется благодать Божия. Когда муж Елены увидел своды пещер, он, как горный инженер, был поражен тем, что сыпучий песчаник веками не осыпается, держится как камень, и обвалов не происходит. Такое явное чудо произвело на него сильное впечатление. Благодать Божия коснулась его сердца. Он пожелал немедленно креститься, а потом повенчался с женой и по-детски был предан Богу и духовному отцу.

http://pravoslavie.ru/73964.html

Благослови меня на добрые помыслы и дела!! Помолись за родных моих и друзей. Помоги Р.Б.Сергию, р.Б. Ларисе,р.Б Людмиле! Слава Богу за Всё! Галина 27 октября 2015, 15:48 Святый отче Кукша, моли Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу о спасении душ наших грешных рабов Божиих Игоря, Андрея, Елены, Галины. Вымоли у Господа и Матери Божией замужество для дочери Елены и обретение собственного жилья, окончание учебы в школе и верного выбора дальнейшего жизненного пути сыну Андрею, дай нам молитвами твоими святыми стяжать веру живую и спасение душ наших. Храни Одессу, Украину и весь наш Южный край от погибели, Святый отче Кукша. Благодарю от вей души за помощь в сохранении семьи, умягчи сердце мужа моего Игоря чтобы Господь вразумил его и мы обвенчались. Прошу молись о многогрешной душе моей, святый отче... Слава Богу за все, Слава Богу за все, Слава Богу за все!!!! Vyacheslav Mosolov 11 октября 2015, 16:59 О преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за НАС молитвенниче, усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в нейже подвигом добрым подвизался еси. Буди помощник благий всем благочестиво живущим и добре труждающимся в ней. О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Помяни ВСЕХ людей, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощей твоих святых приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением. Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господнею жизнь нашу, да в Законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем. Осени твоим благословением НАС и ВСЕХ в скорбех сущих, болезнями душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление даруй.

http://pravoslavie.ru/73964.html

Просветителем вятичей был преподобный Кукша, священноинок киево-печерский. Подвиг его был столько славен и общеизвестен, что святой Симон, епископ Владимирский, писавший свои сказания об иноках киево-печерских в начале XIII в., воскликнул: “Могу ли умолчать и о сем священномученике, черноризце того же Печерского монастыря Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро иссушил и многие чудеса сотворил и после многих мук усечен был с учеником своим Никоном?” Это случилось не прежде XII в., потому что к концу XI и в начале XII в., как свидетельствует современный летописец, вятичи были еще язычниками или, по крайней мере, твердо держались некоторых языческих обычаев, но и не позже первой половины XII в., потому что, по словам святого Симона, в тот самый день, когда преподобный Кукша и ученик его были замучены вятичами, скончался в Киево-Печерском монастыре преподобный Пимен постник 1182 . А Пимен постник был один из числа знаменитейших и, вероятно, старейших братий Киево-Печерского монастыря еще при игумене Никоне (1078 – 1088), которые приходили к преподобному Никите затворнику, чтобы своими молитвами освободить его от обольщений дьявола, следовательно, мог умереть не далее 1-й половины XII в. 1183 Впрочем, трудно согласиться, чтобы до преподобного Кукши вятичи были вовсе не знакомы со святою верою: в Курске и некоторых окрестных городах, находившихся в соседстве со страною вятичей, существовало христианство еще в начале XI в., как видно из жития преподобного Феодосия. Святой Кукша мог крестить только тех вятичей, которые еще не были крещены. На севере России вера Христова, вероятно из Новгорода, проникла в пределы олонецкие и великопермские. В Олонецком крае, в 43-х верстах от Каргополя, основан был еще в XI в. монастырь Челменский, или Челмогорский, преподобным Кириллом, скончавшимся к концу того же века; а в пределах Биармии, при слиянии двух рек: Сухоны и Юга, существовал монастырь Гледенский Троицкий, вокруг которого, по словам Устюжского летописца, еще до XII в. находился старый город – Устюг, перенесенный на нынешнее место в начале XIII столетия 1184 . Существование в этих странах иноческих обителей заставляет предполагать, что там были уже христиане или что самое основание монастырей имело целию дальнейшее распространение христианства между коренными жителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  Как-то батюшка тяжело заболел. Его положили в больницу, он был близок к смерти. Но Господь явно хранил угодника Своего и воздвиг от одра смертного. “Не умру, но жив буду и повем дела Господня” (Пс. 117, 17), — преисполнялось благодарением сердце исповедника Христова.   Батюшка вспоминал: “Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный, — ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников на головах противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: “Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога”. Вдруг слышу над головой: “Кар-р-р!”,— и к ногам упал пирог, — это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод”.   Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученника Георгия Победоносца о. Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область, в деревню близ г. Кунгура. Взяв благословение у епископа в г. Соликамске, он часто совершал богослужения в соседнем селе. Как к светильнику, в ночи зажженному, стекались к нему люди.   Так в труде, в терпении, в деннонощной молитве старец подвизался до своего освобождения. В 1947 году окончилось время ссылки. Завершился восьмилетний исповеднический подвиг. За все это время ничто не отлучило старца от “любве Божия” (Рим. 8, 39), и он, как доблестный воин Христов, увенчанный исповедническим венцом, вышел победителем в сей страшной брани.   В 1947 году о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую лавру и был с великой радостью принят братией. Нес он послушание свечника в Ближних Пещерах.   На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, эапечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений н гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей — старчество. Безбожие, маловерие, нужда, горе, греховное пленение приводили к преподобному людей в те минуты, когда испытания достигали наибольшей остроты и становились невыносимыми, когда иссякала надежда. И старец оказывался тем несокрушимым камнем истинной веры, непоколебимого упования на Бога, о который бессильно разбивались пенящиеся волны многовидного зла. Через старца, испытанного в горниле всевозможных искушений, люди начинали трудный, узкий, но истинный путь спасения. Ведает только Господь, скольким он помогал и скольких обнимал всепрощающей и всепокрывающей любовью, которая так привлекала людей, стремящихся к нему со всех концов страны. Как за полвека до этого в Иерусалиме паломники окружили Косьму и старались с его головы и одежды взять чудесно излившийся из лампады елей, чтобы помазаться им, так и к отцу Кукше в страждущей земле нашей шла нескончаемая вереница людей, ждущих Божией помощи и благодати, изливавшихся через молитвы, духовные советы и наставления святого подвижника.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1275

Преподобный Кукша советовал все новые вещи и продукты освящать святой водой, перед сном окроплять келью (комнату). Утром, выходя из кельи, он всегда окроплял себя святой водой. Все жизненные испытания преподобный побеждал воспоминанием искупления рода человеческого Спасителем и живоносным Воскресением Его. Своей духовной дочери монахине В. он говорил: «Когда тебя куда повезут – не скорби, но духом всегда стой у Гроба Господня, вот как Кукша: я и в тюрьме, и в ссылке был, а духом всегда стою у Гроба Господня!» Отец Кукша жил и действовал в духе и силе Оптинских старцев, будучи с ними благословен от Бога дарованиями прозорливости, врачевания, исцеления душевных и телесных недугов и высочайшего призвания в деле домостроительства спасения мира – старческого окормления душ человеческих. Преподобный старец Севастиан Карагандинский (1884–1966) В юные годы преподобный Севастиан был келейником великого Оптинского старца преподобного Иосифа, а после его кончины – келейником преподобного Нектария. Под руководством двух старцев преподобный Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. Он принял на себя бремя старчества в исключительно трудное время. В 1933 году преподобный был репрессирован, отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан. Здесь же, в Караганде, в Михайловке (район города) он и остался жить. К старцу Севастиану стали съезжаться со всей страны, и не только монашествующие, но и глубоко верующие, ищущие духовного руководства миряне. Много положил труда преподобный Севастиан на воспитание паствы. Говорили, что добрая половина Михайловки как бы негласный монастырь в миру. Служение Церкви – от послушания в скиту Введенской Оптиной пустыни до настоятельства и посвящения в сан схиархимандрита – преподобный Севастиан исполнял шестьдесят лет, с 1906-го до 1966 года. Наставления преподобного Севастиана Карагандинского Преподобный Севастиан считал, что очень важно прикладываться к иконам и ставить свечи. Иногда он звал к себе кого-нибудь из своих духовных детей или прихожан и давал пучок свечей. Иной раз большой, иной раз меньше. И говорил: «Молись и ставь свечи почаще». То ли угрожало что человеку, то ли он видел, что редко тот свечи ставит. Часто потом раскрывалось объяснение этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовным чадом здесь в одесском монастыре был будущий игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин), который по благословению старца настоятельно и неоднократно писал прошения о разрешении ему уехать на Афон. Через много лет ожиданий это пророческое благословение прп. Кукши исполнилось и о. Иеремия, сам уже не веря в такое чудо, получил от Патриарха Константинопольского разрешение поселиться на Святой Горе. Святой Кукша стал восприемником при монашеском постриге и Блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана). Духовным чадам батюшка говорил: «Матерь Божия хочет взять меня к себе, но молись — и Кукша будет жить 111 лет! А то 90 лет — и Кукши нету, возьмут лопаточки и закопают». Осенью 1964 года он заболел: в приступе злобы келейник Николай в октябре месяце в 1-м часу ночи выгнал отца Кукшу раздетым из кельи. В темноте старец упал в яму, повредив ногу, и так пролежал до утра, пока его не обнаружили братия. Старец заболел двусторонним воспалением легких. Несмотря на старания близких, он так и не оправился от болезни. Блаженный подвижник предвидел обстоятельства и время своей кончины. За несколько мгновений до смерти старец сказал: «Престало время» и очень спокойно отошел ко Господу. Власти, боясь большого стечения народа, распорядились не принимать телеграмм из Одессы с оповещением о кончине отца Кукши, требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: «У монаха родина — монастырь». После блаженной кончины старца свидетельством его святости явились чудеса, совершавшиеся на могиле преподобного, и 29 сентября 1994 года правящий архиерей, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, совершил обретение мощей старца, а 22 октября того же года было совершено его прославление в лике преподобных. Еще при жизни святой Кукша завещал всем приходить к нему на могилку со своими скорбями, обещая ходатайствовать за всех перед Богом. Сегодня мощи преподобного Кукши почивают в Одесском Свято-Успенском монастыре, по завету святого источая благодатную помощь всем, кто с верою к нему обращается.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2681

«Благодаря таким старцам пустынь сделалась образцом для других монастырей, лучшей школой иноческой жизни, развила обширное влияние на многие другие монастыри и выпустила из своих стен множество деятелей на пользу как иночества, так и всей Церкви и народа» 756 . «Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов) , ученик старца Амвросия – Иосиф, старец Варсонофий – в миру полковник Генерального штаба, по благодатной одаренности подобны своим учителям. Последние старцы: Феодосий – мудрец, Анатолий Утешитель (Потапов) и дивный старец Нектарий продолжили ту же традицию. Последний из них – старец Нектарий – во дни огненного испытания Родины утоляет духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании» 757 . Преподобные XX века Несмотря на тяжелейшие гонения XX века, и в советское время в нашем отечестве не прекращался подвиг преподобных. И, как и в прежние века, в этом подвиге было соединено высокое монашеское делание и служение миру словом и молитвою в духе евангельской любви. Серафимом Саровским XX века называют преподобного Кукшу Одесского, Почаевского и Киевского чудотворца (1875–1964). «Отец Кукша жил и действовал в духе и силе Оптинских старцев, будучи с ними благословен от Бога дарованиями прозорливости, врачевания, исцеления душевных и телесных недугов и высочайшего призвания в деле домостроительства спасения мира – старческого окормления душ человеческих» 758 . Свой иноческий путь преподобный Кукша начал на Афоне. Это было время прп. Силуана Афонского , время расцвета монашеского подвига на Святой Горе, когда там в молитве и трезвении подвизались тысячи наших соотечественников. Преподобный Кукша под руководством опытных наставников приобщился к святоотеческой мысли, прошел школу монашеской жизни. В советское время он служил священником в Киеве до 63 лет, потом 8 лет провел в лагерях и ссылках. С 1947 года преподобный жил в Киево-Печерской, потом в Почаевской Лавре. Последние годы он провел в Одесском Свято-Успенском монастыре. «Молитвою, терпением и состраданием, добрым словом и духовным советом старец отвращал от безбожия и греха... ободряя малодушных и ропщущих... умиротворяя и утешая отчаявшихся, пробуждая спящих в греховном сне» 759 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако что делать? Пошел во двор, там крепкие груши- чурбачки лежат. Перекрестился, помолился, перевернул полено, ударил – и такая боль пошла по всей руке, как будто кость отделилась! А это осколок наружу, под кожу вышел. Вскоре его вырезали, от прежней болезненности не осталось и следа. Духовная дочь преподобного Евдокия Ивашова вспоминала, что как-то они с монахиней Варварой поехали к отцу Кукше в Крещатицкий монастырь. По дороге заехали в Киев, к монахине Талиде – духовной дочери преподобного, которая передала для отца Кукши большое количество бутылок «Кагора» (в то время в монастыре не хватало вина для Евхаристии). Приехали они ночью, а чтобы в обитель попасть, нужно было подняться по высокой и крутой горе. Идут, и вдруг у Евдокии сумка с вином выпала и вниз покатилась. Она испугалась: батюшку подвела, такой ценный дар не донесла! Но тут она увидела, что сумка, немного откатившись, остановилась. Подняв ее и возблагодарив Бога, они вскоре пришли в монастырь. Отец Кукша встретил их, как всегда, ласково, только заметил: «О, какой у вас трудный путь был!» Тут они поняли, что батюшка провидел их приход, молился за них и знал о случившемся с ними. Кунгурский протоиерей Леонид Быков рассказывал, как его отец Кукша «сосватал». Его будущая супруга, Емилия, приехала однажды в Почаев к отцу Кукше вместе со своей подругой. Они обе были из Свердловска и приехали, чтоб получить благословение поступить в монастырь, причем у Емилии желание монашества было гораздо сильнее. Но отец Кукша подругу ее сразу благословил идти в одну из женских обителей, а ей велел возвращаться домой, сказав: «Тебе не монастырь. К тебе приедет семинарист». Она изумилась и поначалу даже верить не хотела, потому что в те времена молодежи в Церкви было очень мало и она точно знала, что из Свердловска никто в семинарии не учится. Послушавшись отца Кукшу, Емилия вернулась домой. А через некоторое время в Свердловск к своей крестной матери приехал воспитанник Ленинградской семинарии Леонид Быков. Вот как он вспоминал об этом: «Пришел я к крестной и говорю: „Крестная, мне нужно невесту, я приехал за твоей помощью». – „Хорошо, у меня есть две невесты на примете». Пришли к одной, а ее дома нет. Потом пошли к другой, познакомились. Затем год переписывались. Я еще учился тогда. Через год третий класс окончил, приехал, и мы зарегистрировались в Свердловске. А потом повенчались в этом храме, где я сейчас служу. И после этого мы вместе жили сорок четыре года».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

К концу своей жизни старец снова претерпел много зла, скорбей и преследований от богоборческой власти. В начале 60-х годов диавол воздвиг на Церковь новую волну гонений. Стараниями новых богоборцев-правителей закрывались храмы, обители, духовные школы. Святой апостол Павел говорит, что все, «хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» ( 2Тим. 3, 12 ). У безбожной власти лютую ненависть вызывали духовный авторитет, всеобщее почитание и народная любовь, какими пользовался старец Кукша. Незадолго до расформирования монастыря во время Божественной литургии отец Кукша находился в алтаре Покровского храма. Вдруг на жертвенник с подсвечника упала свеча, загорелись покровцы и воздух, которыми были накрыты потир и дискос. Огонь тут же загасили, а батюшка сказал: «Враг и отсюда меня выживает», что вскоре и сбылось. В 1960 году закрыли Черновицкий женский монастырь. Монахинь перевели в мужской Иоанно-Богословский монастырь, монахов отправили в Почаевскую лавру, а отца Кукшу – в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. 19 июля 1960 года старец прибыл в Одесский монастырь, где провел последние четыре года своей страдальческой подвижнической жизни. Но «любящим Бога вся поспешествует во благое» ( Рим. 8, 28 ). Перемещения из монастыря в монастырь для старца были лишь «демонов немощными дерзостями». Господь злобу демонов и тщетные усилия богоборцев обратил во благо для спасения душ человеческих. Благодаря перемещениям батюшки по разным монастырям овцы стада Христова всего юга страны окормлялись у благодатного старца. В Одесском Успенском монастыре отца Кукшу с любовью встретили насельники обители. Ему определено было послушание исповедовать людей и помогать вынимать частицы из просфор во время совершения проскомидии. Всей душой желая «приметатися в дому Бога» ( Пс. 83, 11 ), батюшка любил храм Божий и стремился всегда бывать на монастырских богослужениях. Старец вставал рано утром, читал свое молитвенное правило, старался причащаться каждый день. Он любил литургисать, причем любил особенно раннюю литургию, говоря, что ранняя литургия для подвижников, а поздняя для постников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Схимонахиня А. вспоминает: “В 1961 году я хотела поступить в женский монастырь, но в то время войти в число насельниц обители было очень тяжело, препятствовали власти. Я устроилась на работу в трапезную Одесской Духовной семинарии. Жила на квартире. Очень хотела быть духовным чадом о. Кукши. Узнала, где живет батюшка. Подошла к двери келии и стала стучать. Долго дверь не открывалась, я уже думала, что не примет меня старец. Но потом, открыв дверь, я увидела батюшку, стоявшего перед иконами. Старец, ранее не знавший меня, сказал: “Иди, мое чадо духовное, иди”. Он принял меня в свои духовные чада, дал советы, наставления, благословил в праздничные дни причащаться. Однажды в праздник св. апостола Иоанна Богослова, отстояв раннюю литургию, я не причастилась святых Тайн, так как не готовилась. После службы увидела батюшку, благословляющего народ. Я тоже подхожу под благословение, но он не благословил и сурово сказал: “Ты что сегодня не причащалась? Что, за ручку надо водить?”. Этим он обличил меня за непослушание и показал свою прозорливость, ведь он не видел, кто подходил к святой Чаше. Я попросила прощения, и старец благословил вычитать правило ко причащению и причаститься за поздней литургией”.   “Я по какому-то делу зашла к нему, — продолжает матушка А., — а он говорит, что напротив Свято-Никольского храма сидит человек полный, в шляпе, такой голодный, голодный, и чтобы я ему передала пищи. Я вышла с едой, и действительно, напротив Свято-Никольской церкви сидит тучный мужчина в шляпе. Я подошла и сказала, что батюшка Кукша передал ему еду. Он удивился этому, заплакал и сказал, что он действительно три дня уже ничего не ел и так обессилел, что не может подняться со скамейки. Оказывается, у этого человека на вокзале украли вещи и деньги. Стыдно было ему просить, и он находился в сильном унынии. Долго удивлялся он прозорливости старца.   Помню старец говорит мне: “Спаси Господи, что ты меня развязала”. Я долго не могла понять этих слов. И только намного позже поняла их смысл. Когда батюшку положили во гроб, я завязала ему голову бинтом, чтобы уста были сомкнуты, но погребали настолько спешно, что только перед выходом из храма я вспомнила, что нужно снять повязку. Обратилась к наместнику монастыря, он благословил, и я развязала. Вот так сбылись слова преподобного.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1275

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010