Преподобный Кукша имел великую любовь и сострадание к людям. Святой апостол Павел пишет, что “любы николиже отпадает” (I Кор. 13. 8). Поэтому старец говорил, уповая на милость Божию к нему в жизни будущего века, чтобы после кончины его приходили на могилку и все ему, как живому, говорили, изливая печали и нужды. И действительно, всякий, приходящий с верою к месту его земного упокоения, всегда получал утешение, вразумление, облегчение и исцеление от болезни по его богоугодным молитвам и предстательству.   Отец Кукша жил и действовал в духе и силе оптинских старцев, будучи с ними благословен от Бога дарованиями прозорливости, врачевания, исцеления душевных и телесных недугов и высочайшего призвания в деле домостроительства спасения мира — старческого окормления душ человеческих. О нем можно вполне сказать, что он пришел в меру святых отцов.   Поучения произносил он краткие, но заключавшие в себе все, что каждому вопрошающему необходимо ко спасению. А это невозможно без ведения воли Божией. Поэтому говорил старец не от человеческой мудрости, а при содействии благодати Святого Духа, просвещающего его.   Преподобный несомненно имел дар прозорливости. Однажды один генерал, переодевшись в штатскую одежду, приехал в Почаевскую лавру и смотрел с любопытством, как исповедует преподобный. Старец подозвал его к себе и беседовал с ним некоторое время. Отошел от старца генерал очень бледный, крайне взволнованный и потрясенный, спрашивая: “Что это за человек? Откуда он все знает? Он обличил всю мою жизнь!”   Когда преподобный был в Иоанно-Богословском монастыре, он послал свою духовную дочь В. посмотреть место, где можно построить большой корпус для множества монахов. Она пошла и по молитвам старца нашла хорошее место на горе, прямо над монастырем. Вернувшейся В. старец сказал, что там будет большой монашеский корпус, и что он должен приготовить место. Предсказание его начало сбываться спустя 30 лет; после открытия и возвращения монастыря новое поколение монахов, не знавшее старца и его предсказание, начало строительство храма и монашеского корпуса на том самом месте, о котором шла речь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1275

Достоверно известно, что священномученик Кукша был иноком Киево Печерского монастыря. Одной из основных форм деятельности монастыря было осуществление апостольской миссии в землях язычников. Киево Печерская лавра, откуда совершалась миссия, была тесно связана с Черниговской кафедрой. Вероятно, на проповедь Евангелия среди вятичей Кукшу призвал Черниговский архипастырь Иоанн, который обращает внимание на духовное состояние вятичей. Очевидно, миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот. В 1113 г. архиепископа Иоанна сменил св.Феоктист, в прошлом игумен Киево Печерского монастыря с 1103 по 1113 гг., ближайшим сподвижником которого и был Кукша. Видимо, миссионеры отправились в путь из Чернигова по р. Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные племенами северян, миссия достигла пределов вятичей вблизи г. Брянска. В западных уездах Орловской губернии было записано древнее предание о «великом муже» Куке. Перед ним расступались леса и горы. Он передвигал реки и озера. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув р. Оки, по ней они отправились ко Мценску. Здесь от миссии отделился преподобный Авраамий Печерский, проповедовавший в земле новосильской. Согласно преданиям, св.Кукша во мценской Введенской церкви — маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, — поставил чудотворный образ св.Николая из дерева в человеческий рост и восьмиконечный каменный крест. В 1238 г., когда хан Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия горы Самород в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства в г. Мценске в 1415 г. Есть предположение, что Введенская церковь положила начало монашеству в г. Мценске. Проповедь Кукши сопровождалась чудесами. Он «недужных исцелял и чудодействием многих приведе ко Христу».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ku...

Так в возрасте 63 лет о. Кукша оказался на изнурительных лесоповалочных работах. Весной 1943 года, по окончании срока заключения, на праздник святого великомученика Георгия Победоносца отца Кукшу освободили, и он отправился в ссылку в Соликамскую область, в деревню близ г. Кунгура. Взяв благословение у епископа в Соликамске, он часто совершал богослужение в соседнем селе. В 1947 году, после завершения своего восьмилетнего исповеднического подвига, о. Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру, где нес послушание свечника в Ближних Пещерах. На о. Кукшу, искусного и опытного в духовной жизни, запечатлевшего верность Христу различными испытаниями, предочищенного несением скорбей, лишений и гонений, Господь возлагает подвиг служения страждущему человечеству путем духовного окормления людей — старчество. Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, а наоборот, всегда с состраданием принимал их. Говорил: «Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешники». Исповедь всю жизнь была его основным послушанием, и все стремились у него исповедаться и получить душеспасительные советы и назидание. Богоборческую власть раздражала и страшила жизнь угодника Божия. Он был постоянно преследуем и гоним ею. В 1951г. отца Кукшу из Киева переводят в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. Пресвятая Богородица, которую всю жизнь так любил преподобный, принимает Своего избранника в том месте, где Она чудесно явилась в древности. И здесь, в Почаеве, люди сотнями стояли к нему в очереди на исповедь. О всенародной любви к старцу можно судить и по следующему событию. Кукша, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: «Собирайся, отец, домой», — т.е. умирать — и ушел. Через неделю игумен опять пришел к о. Кукше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»

http://pravicon.com/info-2750

1211  Что соответствовало планам греков по эллинизации Афона и показало неспособность Российского МИД противостоять их давлению. 1213  Протат – верховное Правление Афона. В нём заседают проты, то есть игумены важнейших Афонских монастырей. 1219  Далее преп. Кукша рассказывает следующее: «Затем вывел его из кельи и спросил: «Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку?» – «Хочу, отче!» – «Тогда смотри». – И старец перекрестил тёмное небо, и оно стало светлым; перекрестив ещё раз – и оно раскрылось, и о. Кукша увидел Господа во всей славе в окружении сонмов Ангелов и всех Святых. Он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал: – «Отче, мне страшно!» – Через некоторое мгновение старец произнёс: – «Вставай, не бойся». – Отец Кукша поднялся с земли – небо было обычным. На нём по-прежнему мерцали южные звёзды. На следующий день он простился с любимой обителью и отбыл в Россию. Так Афонский монах Ксенофонт (впоследствии схиигумен Кукша – Сост.) оказался насельником Киево-Печерской Лавры. Киевские монахи встретили афонских братьев недружелюбно; они знали только то, что с Афона их выслали за какое-то неповиновение или бунт и относились к ним с недоверием. Отец Кукша рассказывал, что первое время он (и другие афонцы) тосковал по Афону и, ходя по пещерам, со слезами молился, лобызая мощи святых угодников, а Киевские монахи говорили: «Вон, афонские воры пошли, надо следить, чтобы они не покрали деньги из кружек!» Слыша это, усугублялась скорбь афонских изгнанников. Но постепенно истина выяснилась, и на афонцев стали смотреть как на «изгнанных правды ради» (Житие преп. Кукши Нового. Житомир, 1995. С. 12–13). 1221  Епископ Василий (Зеленцов). «Общая картина отношений. Богословские Труды». М., 1997. С. 180. 1227  Молчаливое неодобрение действий Св. Синода можно наблюдать в среде различных старческих центров, например: настоятель Глинской пустыни о. Исаакий принял у себя изгнанных имяславцев, построил им кельи в скиту во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны, где они могли жить в уединении. Митрополит Вениамин (Федченков) в упоминаемом ранее письме к митроп. Сергию в 1938 г. пишет, что молчаливое подчинение решению Синода заставило его «вот уже 25 лет ощущать в душе предательство страха ради». В этом же письме он утверждает, что, будучи в 1913 г. в Оптиной, лично слышал, что оптинцы внутренне были не согласны с Синодом». На указ. письмо см. ссылку в сноске

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Иркутская область. Эфир 07.06.2020 г.».  Для будущих родителей Ромы : 8 (3954) 65-25-07 — Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. - С.54-55. Напрасно забытые книги Есть много книг для детей и подростков, которые написаны давно, но не утратили своей увлекательности и пользы. В нашей новой рубрике некоторые напрасно забытые книги предлагает вспомнить Виталий Каплан , редактор отдела «Культура» журнала «Фома», писатель и педагог. Юрий Вронский « Странствия Кукши за тридевять морей »/о книге рассказывает Виталий Каплан //Фома. - - октябрь2020. – С.55. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Напрасно забытые книги »). Одна из самых моих любимых в детстве книг. Образец детского исторического романа (ориентирована на детей от десяти лет), но с нелегкой издательской судьбой. Первые   две части (из четырех) вышли еще при советской власти под названием   «Необыкновенные приключения Кукши из Домовичей», а целиком роман был издан      только в 2006 году. Действие происходит в IX веке. Главный герой, славянский мальчик Кукша из новгородской деревни Домовичи, попал в плен к викингам... Сбежав от викингов, герой книги вновь оказывается в плену, на этот раз у сарацинов, и те продают его в рабство в Константинополь. И далее начинается то, что в советское время могло быть издано только чудом. Кукша встречается с христианами, да не просто с христианами, а самим Андреем, Христа ради блаженным, который выкупает его из рабства. Кукша знакомится с православным вероучением, принимает святое         Крещение... Воистину, Господь ослепил глаза цензоров. В последующих частях книги христианин Кукша оказывается в Киеве, дружит с князем Аскольдом (принявшим в     крещении имя Николай), попадает в сложнейшие переплеты, взрослеет, преодолевает соблазны власти, женится и в итоге с молодой женой возвращается к матери. И во всех ситуациях выбора, порой мучительного, герой поступает по-христиански. Кстати, по первой части романа  был снят совместный советско-норвежский фильм «И на камнях растут деревья» (1985).

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-210...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 14. Схиигумен Феодосий О жизни скитоначальника отца Феодосия (Поморцева) сохранилось немного известий, но есть все же рассказы о нем, иногда весьма выразительные. Вот, например, митрополита Вениамина (Федченкова) , который еще архимандритом гостил в Скиту в 1915 году. «В Скиту был обычай – вечерние молитвы совершать в домике о. скитоначальника, – писал Владыка. – После этого мы все кланялись о. Феодосию в ноги, прося прощения и молитв, и уходили к себе. А если ему нужно было поговорить с кем-нибудь особо, то он оставлял их для этого после всех. Но на этот раз о. Феодосий оставил всех. Братий в Скиту было немного. Почти все послушники были призваны в армию. После “прощения” он обращается к о. Кукше и довольно строго спрашивает: – Кто благословил тебя разрешить отцу архимандриту (т. е. мне) служить ныне Литургию? О. Кукша понял свою вину и без всяких оправданий пал смиренно в ноги скитоначальнику со словами: “Простите меня, грешного! Простите”. – Ну, отец архимандрит не знает наших порядков. А ты обязан знать! – сурово продолжал выговаривать о. Феодосий. О. Кукша снова бросается в ноги… Так он и не сказал ни одного словечка в свое оправдание. А я стоял тоже как виноватый, но ничего не говорил… И мне, и всей братии был дан урок послушания. Вот скоро встретился другой случай. В Калужскую епархию приехал новый архиерей… День был солнечный. Утро ясное. Вижу, о. Феодосий направляется с о. Кукшей к храму Св. Иоанна Предтечи. Я поклонился. Батюшка говорит мне, что ныне он с отцом настоятелем архимандритом Исаакием едет в Калугу представляться новому владыке: – Вот, сначала нужно отслужить молебен. …В это время о. Кукша отпер уже храм, и мы двинулись туда. На пути о. Феодосий говорит мне: – Вы знаете, отец Кукша – великий благодатный молитвенник. Когда он молится, то его молитва – как столп огненный возносится к Престолу Божию. Я молчал. И вспомнил выговор этому столпу: видно, было нужно это и ему, и всем нам». В последнее время жизни старца Варсонофия в Скиту иеромонах о. Феодосий, тогда ризничий, был его духовником, но в то же время сам был духовным чадом старца. Однажды он появился в доме скитоначальника-старца, и кто-то сказал: «Батюшка, вот к вам ваш сынок пришел». – «Какой он мне сынок, – улыбнулся отец Варсонофий, – мы с ним ровня».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

  В октябре 1964 года старец, упав, сломал бедро. Пролежав в таком состоянии на холодной сырой земле, он простудился и заболел воспалением легких. Он никогда не принимал лекарств, называя врачебницей святую Церковь. Даже страдая в предсмертной болезни, он также отказался от всякой врачебной помощи, полагая в Господе Боге Единого помощника и покровителя, причащаясь каждый день святых Христовых Тайн.   Блаженный подвижник предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А. вспоминает: “Батюшка иногда говорил: “90 лет — Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают”. И действительно, его слова исполнились в точности. Он упокоился в 2 часа ночи, а в 2 часа пополудни этого же дня над могильным холмиком возвышался уже крест. Скончался, когда ему было около 90 лет”.   Власти, боясь большого стечения народа, препятствовали тому, чтобы батюшку погребли в монастыре, а требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: “У монаха родина - монастырь”. Власти дали срок на погребение 2 часа. Весь Церковный мир был настолько обеспокоен этими обстоятельствами, что святейший патриарх Алексий I с тревогой запрашивал — почему так поступили с останками старца Кукши?   Так, пройдя земное поприще, претерпев все искушения воздохнув из глубины души своей: “обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя” (Пс. 114, 6) преподобный Кукша 11 (24) декабря 1964 года преставился ко Господу, в селения “идеже все праведнии почивают”, вознося там молитвы о всех, прибегающих к его молитвенному предстательству.   Старец Кукша принадлежит к тем отечественным праведникам, которые в последние века подобно Серафиму Саровскому, Оптинским и Глинским старцам служением Богу светили миру светом любви, терпения и сострадания.   Преподобный был очень кротким и смиренным. Ни перед кем не заискивал, не человекоугодничал. Он не боялся обличить грешника, невзирая на чин и сан, делая это тонко, с любовью к образу Божию, с целью пробудить его совесть и подвигнуть на покаяние.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1275

В 40-х годах XX века в Кунгуре проживал на покое обновленческий архиепископ Серафим (Коровин) 149 . После закрытия в городе всех обновленческих храмов он молился дома, церковь не посещал. По свидетельству современников, Владыка был глубоко благочестив, местные жители даже обращались к нему за советами в духовной жизни. И вот чада отца Кукши с удивлением стали замечать, что их наставник частенько посещает обновленческого архиепископа. Это у всех вызвало глубокое недоумение: почитаемый старец и вдруг – раскольник? На самом же деле отец Кукша, встречаясь с Владыкой, уговаривал его вернуться в лоно Православной Церкви. Архиепископ Серафим, вняв увещаниям, написал владыке Александру (Толстопятову), архиепископу Молотовскому и Соликамскому 150 , покаянное письмо, которое отец Кукша сам взялся отвезти к Преосвященному в Пермь. Он вышел очень рано, около четырех утра, но по дороге на железнодорожный вокзал на него напали бандиты, отобрали котомку, в которой было письмо, и сильно избили. От побоев у отца Кукши случилось ущемление грыжи, потребовалась операция. Выйдя из больницы, он со смирением просил прощения у архиепископа Серафима за свою неудачную попытку доставить священноначалию его прошение. Но Владыка воспринял происшедшее как указание, что нет пока воли Божией на его воссоединение с православными, и остался в расколе еще на несколько лет. По всей видимости, отец Кукша не оставлял своих попыток примирить владыку Серафима с истинной Церковью . Перед самым отъездом отца Кукши в Киев обновленческий архиепископ принес покаяние Патриарху. Его воссоединение с Церковью произошло 1 августа, когда празднуется память преподобного Серафима Саровского . Скончался отец Серафим через два года после этого и был погребен у Всехсвятского храма города Кунгура. По воспоминаниям знавших отца Кукшу, сердце он имел не отцовское, а материнское – нежное, мягкое, всех обнимающее любовью. Иногда в Кунгуре он навещал монахинь из разогнанных монастырей, большинство из которых были его духовными чадами. Бывало, возникнет между монахинями какое-то непонимание, разлад, чего отец Кукша совершенно не мог переносить, и он, как услышит их взаимные обвинения, тут же берет икону, зовет всех молиться и сам начинает читать Псалтирь. Старец никогда не осуждал согрешающих и не сторонился их, напротив, принимал ласково и любовно, говоря: «Я сам грешный и грешных люблю. Нет человека на земле, который бы не согрешил. Един Господь без греха, а мы все грешные».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Тайна преподобного Кукши Одесский чудотворец благословлен для общецерковного почитания Петр Маслюженко Источник: Столетие.Ru Во время визита в 2010 г. в Одессу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Успенский мужской монастырь, где произнес такие слова: «В сей обители в последние годы своего земного бытия проходил церковное послушание преподобный старец Кукша, одесский чудотворец, причисленный к лику святых. Я вспоминаю, как всякий раз, посещая сие святое место, мы ходили на монастырское кладбище и молились у скромной могилы отца Кукши. Уже тогда все понимали, что этот человек прожил особую жизнь, что он свят пред Богом. И замечательно, что настало время, когда мы можем обращаться к нему как к угоднику Божию, прося его заступления и молитв и о сей обители, и о граде Одессе, и о всей Церкви нашей». Старец Кукша Новый, Кукша Одесский, в имени коего теперь навсегда закрепилось название большого черноморского русского города, совсем недавно, 2–3 февраля с. г., решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, в плеяде 33-х местночтимых русских подвижников разных времен, был благословлен для общецерковного почитания. Это один из тех самых «сердечных старцев», которые, с одной стороны, сердечны по природе своей, по самоотречению ради других, а с другой, наши сердца, тянущиеся навстречу им, продолжают согреваться светом этих подвижников даже много лет спустя после их кончины. Преподобный Кукша (в миру Косьма Величко) родился 12 января (25 н. ст.) 1875 г. в селе с характерным «херсонским» названием — Арбузинка, Херсонского уезда Николаевской губернии, в семье Кирилла и Харитины; в семье было еще два сына — Федор и Иоанн, и дочь Мария. Харитина с юности мечтала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она молилась Богу, чтобы хоть один из ее детей ушел в монастырь, поскольку на Руси был благочестивый обычай: если кто из детей посвящал себя иноческой жизни, родители почитали это за особую честь, это было знаком особой милости Божией. Косьма с малых лет любил молитву и уединение, избегал игр, увеселений, в свободное время читал св. Евангелие. Всю жизнь хранил он икону Казанской Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, которым, напутствуя в дорогу, матушка его благословила. Эта икона была положена святому во гроб после кончины...

http://pravoslavie.ru/92963.html

Матушка на Кавказе была около двух лет, это было в первой половине 50-х годов. Ее благословил туда поехать схиигумен Кукша (преподобный Кукша). Она ведь была во всесоюзном розыске. Ее родная сестра и жених-военный ее искали, в милицию заявили, что она ушла в монастырь, неизвестно в какой, и по всем монастырям ее милиция искала. Когда она была в монастыре в Кременцах и с другими монахинями работала в поле, к ней бежит матушка игумения с узлом: «Матушка Игнатия, милиция приехала, тебя разыскивают. Вот твои вещи, поезжай к отцу Кукше, иди, куда он теперь тебя благословит». Она взяла этот узел и прямо с поля уехала к отцу Кукше, он ее благословил ехать на Кавказ под начало великого старца схиархимандрита Пимена, который закончил свой путь в Псково-Печерском монастыре и там погребен в пещерах. А в то время он управлял всеми подвижниками, которые жили в Кавказских горах. Матушка жила в горах, несла послушание, молилась. Жили они в пещерах в горах, на листьях спали. Потом отец Пимен благословил ее в затвор. Шесть месяцев она была в затворе, ни разу не выходила, все время молилась. Там не было окон, семь лампадок у нее горело, было очень много икон… Ее на Кавказе арестовали, вывели из затвора и сюда в Самару (тогда Куйбышев) прислали по месту жительства на перевоспитание… Родные все были против матушки, милиция ее перевоспитывала. А Вера блаженная подошла к матушке и говорит: «Знаешь, где тебе жить? Герцена, 26, у Ляткиной Валентины» (блаженная Вера назвала имя (до пострига) будущей келейницы матушки). Она там раньше жила в Запанском у переезда. Они с матушкой еще не были знакомы… Она мирскую одежду никогда не надевала. Как ее постриг отец Кукша в схиму и сказал ей: «Чтобы мирской одежды у тебя не было. Голову на плаху клади, а монашескую одежду не снимай. Одежду эту тебе дала Божия Матерь, Она тебя не оставит». А в то время в нее летели и камни, и ножи, и всякие злые слова. Она все, бедненькая, терпела ради Христа. Она всегда ходила в монашеском. Носила рясу, апостольник, скуфью… И, как ей предсказал схиигумен Кукша и схимонах Дамиан, она действительно все это вынесла. И тяжелое испытание было в последний период жизни – до смерти она болела. Она еженедельно приобщалась Святых Христовых Таин, соборовалась. И всегда выполняла свое молитвенное правило».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010