Pitra в Des canons et des collections canonique, Par. 1858, и в historia et monumenta t. II, 1868. Romae. Kopftar, в Wiener Jadrbücher für Literatur. В. XXV. Bickel, в Neue Jenaische Lfteratur-Zeit. 1844. 282 и 283. Hergenrötter, Photius, Partriarch von Constantinopel, Regeasbürg, 1869. III B. s. 92 – 143. – У нас Розенкампф, „Обозрение Кормчей книги в историческом виде», С.-Пб. 1839. 2-е изд. стр. 15 – 40; арх. Иоанн, в „Опыт церковного законоведения» С.-Пб. 1851, т. I, стр. 86 – 97; автор статьи в „Духовном Вестнике» 1866 г. июнь и июль, под заглавием: „Номоканон патр. Фотия»; А. Павлов „Первоначальный славяно-русский номоканон». Каз. 1869. 141 См. Синтагму и номоканон Иоанна Схоластика в Voelli et Justelli, Bibliotheca juris canonici, 1666, t. II, p. 499 sq. сн. Pitra, Historia et monumenta juris ecclesiastici, Romae, 1868, t. II, p. 368 – 385. 142 Смотрите описание Иверской греческой кормчей IX–X вв. с собранием Иоанна Схоластика, находящееся в „Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках» И. Срезневкого, С.-Пб. 1876, стр. 65–79. 143 См. описание Кормчей XIII в. Румянцевского музея в „Обозрении Кормчей книги» Розенкампфа, С.-Пб. 1839, изд. 2-е, стр. 90 – 95 и в „Описании рукописей Румянцевского Муз.» Востокова стр. 273 – 276. По замечанию Востокова, „хотя почерк (этой Кормчей) и указывает на XIII в. или начало XIV-ro, но язык перевода во многих местах сохранен древнейший, по коему несомненно заключать можно, что сие собрание церковных законов есть первое на языке славянском, за коим уже следовали другие». 147 Что правила VII вселенского собора были известны в России в XI веке, это видно из одного ответа митрополита Uoahha II , который приводит из них в своих ответах 22-е правило. См. Русские Достопамятности, М. 1875, ч. I, стр. 98. 149 Отрывок этот находится в Кормчей XIII века, описанной Востоковым (Описание Румянцевского Музея 277), и озаглавлен здесь с ошибкою „О взбраненных женах», – в Соловецкой Кормчей XV в., которая признается копиею с первоначального славяно-русского номоканона в которой имеется оглавление „О вображении женитвах» ( А.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Кирилла в Симонов монастырь действительно не могло быть позже 8 сентября 1380 года, когда был убит околничий Тимофей Васильевич, при жизни которого это происходило (см. прим. 32). – Житие Феодора Ростовского издано архим. Леонидом в Душеполезном Чтении за 1891 год (май, июнь, июль), но по неисправному списку (Моск. Синод. Библ. 580). Поэтому ссылаемся на Академическую рукопись 282, о времени написания которой см. у А. С. Родосского: Описание 432 рукописей принадлежащих СПБ. Духовн. Академии... СПБ. 1894, стр. 280–281. Критическую оценку жития см. у Ключевского, Древне-русския жития святых... М. 1871, стр. 92 и 353. 38 Преп. Кирилл «прииде в обитель зовому Симонову к архимандриту Феодору, иже создатель бе обители тоя» («краткое житие» см. в приложении). Пахомиево житие не говорит о том, что Феодор быль основателем Симонова. – По свидетельству русских источников, Феодор был «муж велик в добродетели и в разуме (Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 485), но греческие источники по делу русского митрополита Киприана и Пимена обрисовывают Феодора (ср. Преосв. Макарий, История русской церкви, т. IV, е. с., стр. 66) как человека недостойного, корыстного, честолюбивого, нетвердого в своих убеждениях, и свидетельствуют, что он самовольно усвоил архиепископский титул, за что и подвергся низложению от константинопольского патриарха (Р. И. Б., т. VI, приложения, стб. 211–212, 217–218). – О порядках в Симонове монастыре см. в духовной грамоте преп. Иосифа Волоцкого (Вел. Мин. Четьи, изд. Археогр. комм., сент. 9, стб. 551). 39 См. «краткое житие» преп. Кирилла в приложении. Пахомиево житие умалчивает об испытании преп. Кирилла пред пострижением: «и ту абие Феодор приемлет его (преп. Кирилла) с радостью и тако постризает его соврешево и даст ему тож наименование Кирилл» (Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 485 и об.). 40 В Пахомиевом житии: «повелением настоятеля, и священьству сподобляется» (Рукоп. Кир. библ. 18–1095, л. 490). В «кратком житии» несколько иначе: «понуден же бысть от отца своего приати священство и не хотя повинуся на се» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

9. Летопись печати по вопросам миссии Вера простого народа; ее выражение в суевериях.– Вера в таинственность разных местностей, в колдунов и гадалок, в чудодейственную силу священных предметов.– Злоупотребление именем о. Иоанна Кронштадтского . Э. О. Февраль, стр. 272–278. Из миссионерских итогов прошлого века; характеристика настоящего времени.– Значение Церкви в жизни христианина.– Из переписки Н. И. Субботина с архимандритом Павлом.– О мнимых “мелочах” церковной жизни.. Э. О. Март, стр. 438–444. Новый литературный тип интеллигента-беспоповца; его упреки по адресу православной интеллигенции. Есть ли интерес и потребность в вере у этой? Примеры. Э. О. Май, стр. 730–735. Задачи и цели миссионерства; призвание и подготовка миссионеров. Значение “Уве ания” м. Платона (Прав. Собесед., январь – март). О единоверии в Майносе. Взгляд архим. Павла на преподавание науки о расколе в дух. семинариях и назначение для миссии распространения противораскольничьих брошюрок (Вера и Церковь , март – апрель). Э. О. Июнь, стр. 864–868. 10. Библиографические отзывы о сочинениях Январь Секты хлыстов и скопцов. Исследование священника Константина Кутепова. Издание второе. Н. Булгаков. Стр. 132–135. Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. М. Чельцов. Стр. 135–138. Успенский М. И. и Рождественский Т. С. Рассудная книга для старообрядцев (сочинение протопресвитера И. П. Полубенского). М. Чельцов. Стр. 138–140 Февраль Новое издание К. П. Победоносцева “Ученье и учитель”. (Педагогические заметки). Свящ. И. Фудель . Стр. 278–279. Прот. Т. А Буткевича. Философия монизма. М. Леонович. Стр. 280–282. Март Семья православного христианина.– Сборник религиозно-назидательных статей, очерков и рассказов для чтения в храме, семье и школе. М. Леонович. стр. 445. Об изданиях И. В. Преображенского и свящ. Серапиона Брояковского. Стр. 446. Апрель Свящ. Евгений Ландышев. Сборник простонародных внебогослужебных бесед, поучений и воскресных чтений в школах. Протоиерей В. Знаменский. Учение о богослужении православной Церкви. Свящ. А. виноградов. Стр. 572–574.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 835/9), прп., исп. (пам. греч. 27 апр.), игум. Кафарского монастыря. Сказание об И. включено в греческий стишной Синаксарь под 27 апр. (Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и, возможно, является краткой версией несохранившегося Жития. Дополнительные сведения о жизни И. содержатся в письмах и в «Малом оглашении» прп. Феодора Студита . И. род. в Иринополе, одном из городов Десятиградия Исаврийского, в семье благочестивых христиан Феодора и Григории. В возрасте 9 лет, движимый любовью к Богу, он ушел в мон-рь. Духовный наставник, видя смирение и послушание И., в знак особого расположения позволил ему сопровождать себя в Никею на Вселенский VII Собор (787), а затем в К-поль. На основании этого указания франц. исследователь Д. Стьернон относит время рождения И. к 765-770 гг., поскольку для того, чтобы присутствовать на Соборе, ему в 787 г. должно было быть не менее 18 или 20 лет. В столице наставник И. получил сан архимандрита Далматского мон-ря (см. Далмата монастырь ), а И. был рукоположен во иерея. Согласно Синаксарю, спустя нек-рое время имп. Никифор I (802-811) назначил И. игуменом Кафарского мон-ря, располагавшегося в Вифинии , рядом с г. Пифии Фермы (ныне Термал, близ Яловы, Турция), в 12 км к юго-западу от порта Пилы (ныне Ялова, Турция). Вскоре после этого к И. пришел Иларион Новый Далматский , к-рый, не желая быть избранным на пост игумена Далматского мон-ря, тайно покинул обитель. И. управлял Кафарским мон-рем чуть больше 10 лет, когда имп. Лев V Армянин (813-820) начал гонения на иконопочитателей. Посланники императора прибыли в обитель, тогда И. собрал насельников и призвал их оставаться верными в поклонении св. иконам. Иконоборцы прогнали братию и разграбили имущество, а И. заковали в цепи и отправили в К-поль. И. предстал перед императором и смело обвинил его в нечестии. Придя в ярость, Лев приказал бичевать святого, а затем заключить на 3 месяца (апр.-июнь 815(?)) под стражу на подворье Кафарского мон-ря в К-поле, после чего он был отправлен в ссылку в крепость Пентадактил (возможно, в горах Бешпармак) в районе Лампы (в сказании Синаксаря - Кампа). Вероятно, крепость располагалась недалеко от совр. сел. Бакланкуюджак (Турция). В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца Лампа была отождествлена с Лампидией на Пелопоннесе ( Νικδημος. Σ. 282).

http://pravenc.ru/text/468999.html

997 В печ. прологе: «поживе 50 лет от рождения». Это – ошибка, следствие неправильно понятой рукописи. В ркп. житии: «и пребысть блаженный Аврамий подвизался лет 50, от юности до конца живота своего». – Св. Димитрий: «Ему же (Господу) до 50 лет неленостно во иночестве поработа». 999 Ркп. святцы «преп. отец Аврамий архим. преставился в л. 6800 мес. авг. в 21 д. Преп. Ефрем архимандрит ученик св. Аврамия». 1001 Описание смоленской епархии стр. 269–271. О жизни Аврамия стр. 280–283, сведения не удовлетворительные, а о смоленских епископах стр. 70–76, и все ошибочные. 1009 Местное предание, считающее до 700 лет существованию обители, очевидно, увеличивает древность ее, вопреки актам. 1010 У Лохвицкого грамота вяжицкого игумена 1478 г.: «а кто почнет с ними (иноками палеостр. п.) супоровати: ино его звати нашею позовницею, а суд его предо мною». 1011 У Неволина опись 1582 г. «монастырь общий, церкви рож. Богородицы и пр. Илии», последняя с трапезою, «построены прежним игуменом Корнилием»; кроме игум. Ионы два иеромонаха и 49 братьев Пятивы, прилож. стр. 166. Спб. 1953 г. сл. ист. акт. 5, 258. 1013 Ркп. житие преп. Арсения у Царского 134. Оно написано уже после пожара 1598 г., истребившего древнее житие. Потому в нем есть хронологические ошибки. Эти ошибки повторяются даже в новом издании словаря святых стр. 36. 37. 1018 Грам. в ист. иер. 3, 283–985. Вологодский епископ Алексий управлял паствою 1523–1537 г. ист. иер. 1, 350. 1020 Пролог: «всех же святой во обители своей на комельском лесу и в пустыни на Шиленге поживе 45 лет, в посте, молитве и в трудах непрестанных», 45 лет были летами всей иноческой жизни его. Иначе с 1528 г. когда оставил он лавру до авг. 1550 г. прошло 22 года. 1021 В прологе отнесена кончина его к августу 1550 г. ркп. святцы: «преп. Арсений игумен комельский, иже бысть во обители ризы Господней положения, на Лежи реце, преставился в лето 7058 мес. августа 24 д.» Если такое показание о годе кончины верно, то Герасим, которого видим строителем Арсениевой пустыни в июне 1550 г. (ист. иер 3, 291. 282), поставлен был в строителя еще при жизни преп. Арсения, по его назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Зриши Божия и Ангельския светлости, патриарх и мученик, и апостольския красоты,/моля с ними Человеколюбца оставление грехов и жития исправление/даровати нам, преподобне, хвалящим тя. Яве престол первее украсил еси светло всех председящих градов,/в немже пожив, яко Ангел, и, святительством сей украсив,/помазав, освятил еси, совершив люди богомудры. Богородичен: Якоже капля небесная,/во Твое чрево, Дево, Дождь сниде и изсуши потоки лестныя,/одожди нетление всем человеком,/ и избавление Тобою, Богорадованная, даровася. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Звезду тя многосветлую Церкве знаем, Митрофане святителю, Патриархов светлость:/Ариево бо хуление соборне низложил еси,/православными учении Церковь уяснив./Темже верно тя поем. Слава, и ныне, Богородичен: Премудрость Ипостасную, и Слово Пресущное, и Врача душ и телес рождшая,/гноение и язвы души моея исцели лютыя и летныя/и сердца моего устави болезни, Дево. Святитель Митрофан, Патриарх Константинопольский Святитель Митрофан, Патриарх Константинопольский, родился в 208 году в Риме. Его отец Дометий принадлежал к знатному роду; брат Дометия Проб был Римским императором (276–282). Уверовав во Христа, Дометий с семьей покинул языческий Рим и поселился в городе Византии (впоследствии – Константинополь). Епископ Византии Тит (242–272), муж святой жизни, наставлял Дометия и его сыновей Проба и Митрофана в богоугодной жизни. Видя желание Дометия трудиться ради Господа, епископ Тит рукоположил его во пресвитера. После смерти Тита епископами в Византии были сначала Дометий (272–303), а затем его благочестивые сыновья – Проб (303–315) и Митрофан (315–325). Святой равноапостольный император Константин Великий (306–337; память 21 мая) полюбил святителя Митрофана за его мудрость и высокую добродетельную жизнь. Святитель пребывал с императором в Риме, пока столица империи не была перенесена в Византию (Константинополь). В 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее, где была обличена ересь Ария, святителю Митрофану святыми отцами Собора был присвоен, по ходатайству Константина Великого , титул Патриарха. Таким образом, святитель Митрофан был первым Патриархом Константинопольским. Сам святитель по причине глубокой старости и немощи не присутствовал на Соборе. Вместо него против Ария выступил хорепископ (викарный епископ) Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Митрофан Константинопольский, свт. Описания иконы Митрофан Константинопольский, свт. - житие Святитель Митрофан, Патриарх Константинопольский, был современником святого Константина Великого (306 - 337). Отец его, Дометий, был родным братом римского императора Проба (276 - 282). Уразумев ложность языческой религии, Дометий уверовал во Христа. Во время жестоких преследований христиан в Риме святой Дометни с двумя своими сыновьями, Пробом и Митрофаном, удалился в Византию, где стал обучаться закону Господню у епископа Тита (242 - 272), мужа святой жизни. Видя пламенное желание Дометия потрудиться для Господа, епископ Тит рукоположил его во пресвитера. После смерти Тита на епископский престол был возведен Дометий (272 - 303), а затем - его сыновья, Проб (303 - 315) и в 316 году - святой Митрофан.Прибыв однажды в Византию, император Константин Великий был восхищен красотой и удобным расположением города. Увидев святость жизни и мудрость святого Митрофана, император взял его с собой в Рим. Вскоре Константин Великий перенес столицу из Рима в Византию и перевел туда святителя Митрофан[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Свт. Митрофан. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 8436.jpg:   Размер: 412x1200, 0.49 MPix, 108 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (105) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 июнь (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8438.jpg:   Размер: 383x1200, 0.46 MPix, 89 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (101) , (0) . Описание: Святой Митрофан Чудотворец, Патриарх Константинопольский. 2-я пол. XVIII в. Русский Север. Дерево, левкас, темпера. 30х26 см. Частное собрание. Файл 29915.jpg:   Размер: 833x990, 0.82 MPix, 261 Kb. Дата: 2017-09-19, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (100) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2457

Из Новгорода в следующем 1330 г. Феогност отправился в юго-западную Русь или, как выражаются летописи, в Волынскую землю. Мы говорили выше, что в правление св. Петра в 1316–1317 г. был поставлен для юго-западной или Литовско-галицкой Руси отдельный митрополит. Этот отдельный митрополит, по имени Феофил, оставался на кафедре до 1329 г. 278 Но в сем году, как должно думать, он умер (после 7-го Апреля, под которым упоминается), и Феогност с своей стороны поспешил воспользоваться этим обстоятельством, чтобы снова присоединить к митрополии всея Руси находившуюся в отделении от ней ее часть. Действительно, он был принят в Литовско-галицкой Руси как законный митрополит и пробыл там довольно долго; 279 но —232— в то самое время, как он находился там, в Константинополе был поставлен новый особый Галицко-литовский митрополит. 280 Из юго-западной Руси Феогност ходил в Константинополь, 281 по всей вероятности, хлопотать, чтобы устранен был вновь поставленный отдельный митрополит. Однако его старания остались безуспешными. К сожалению, мы вовсе не знаем истории постановления нового Галицко-литовского митрополита, в которой Феогност, наделенный, как мы имеем основания предполагать, весьма немалою дипломатическою мудростию, был искусно проведен южнорусскими правителями. Со всею вероятностию следует предполагать, что действующим лицом при этом был не великий князь Галичский, каковым был тогда последний из великих князей Галичских Андрей Львович, а великий князь Литовский, мудрый и хитрый, Гедимин. 282 В большую часть времени пра- —233— вления митрополита Феогноста отдельная Галицко-литовская митрополия оставалась существовать, и только в 1347 г. ему вместе с Московским великим князем Симеоном Ивановичем удалось достигнуть того, чтобы она была закрыта. При этом, есть вероятность думать, что и оставшийся настоящим столом митрополитов всея России Киев, ставший с 1321 г. в государственном отношении Литовским, был оспариваем или и совсем освояем у него митрополитом Галицко-литовским. 283

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 3-й четв. XVI в. инок суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Григорий использовал Похвальное слово Г. прп. отцам в Сырную субботу при написании Похвалы всем святым, в Российской земле просиявшим. Вероятно, уже в XVI в. на основе Слова Г. на Успение была создана стихира «цамблачна» на тот же праздник, обычно считающаяся творением самого Киевского митрополита (см.: Ундольский В. М. Замечания для истории церк. пения//ЧОИДР. 1846. Кн. 3. Отд. 3. С. 4-6). Ок. 1-й трети XVII в. (не позднее 1630) написанная Г. служба св. Стефану Дечанскому с небольшими изменениями (не затрагивающими даже акростиха-«подписи» в богородичнах) была приспособлена для литургического прославления вел. кн. Владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича ( Кожухаров. 2004. С. 189-191). Не позднее сер. XVII в. выполнена переделка (с сохранением имени автора в заглавии) Похвального слова апостолам Петру и Павлу, приуроченная к празднику Поклонения веригам ап. Петра ( Дончева-Панайотова. 2004. С. 283-291). В XVII в. неизвестные по имени украинско-белорус. книжники переработали Слова Г. на Великую пятницу и вмч. Димитрию Солунскому ( Сивкова (Илиева). 1983. С. 17-18; Дончева-Панайотова. 2004. С. 282-283). Свт. Димитрий (Туптало), митр. Ростовский, использовал Житие Иоанна Нового Г. в т. 4 (июнь-авг.) «Книги житий святых» (К., 1705; см.: Кенанов. 1997. С. 229). Не позднее 2-й пол. XVI в. упоминание сочинений Г. (вероятно, «Книги Григорий Цамблак») - «Григорие, архиепископ Российский» - включается на Руси в одну из редакций «Индекса истинных книг» (т. н. исихастскую), где символично помещается между творениями св. Евфимия, патриарха Тырновского, и митр. Фотия. В 1644 г. еще одна редакция «Индекса», прямо упоминающая «Григория Цамблака», была опубликована в Москве в составе «Кирилловой книги» ( Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 81, 84, 98-99, 134, 186, 206). В старейшем рус. библиографическом труде - «Оглавлении книг, кто их сложил», составленном Сильвестром (Медведевым) в 70-80-х гг. XVII в., отмечено 9 произведений Г. ( Ундольский В. М. Сильвестр Медведев, отец славяно-рус. библиографии//ЧОИДР. 1846. Кн. 3. С. XIX-XXI).

http://pravenc.ru/text/166685.html

11. стр. 282). Понятно, что этими данными выясняется лишь историческая сторона вопроса. 96 Кроме того, автор пользовался материалами Московского главного архива Министерства иностранных дел, Московского архива Министерства юстиции, рукописями Ундольского в Румянцевском музее, Санкт-Петербургской Духовной академии и т. п. 97 Исследование это помещено в «Христианском Чтении» 1886 г. за январь-февраль, март-апрель, май-июнь. Некоторые документы, касающиеся означенного эпизода, хранились в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря; при переносе же этой библиотеки в 1859 г. в Санкт-Петербургскую Духовную академию документы по делу Патриарха Никона оставлены были в Кирилловском монастыре, но после были из него похищены. Содержание их известно только по обстоятельному описанию в статье архимандрита Варлаама, напечатанной в «Чтениях Московского общества истории», 1858 г., кн. 3, и озаглавленной: «О пребывании Патриарха Никона в заточении в Ферапонтове и Кириллове Белозерских монастырях» (стр. 129–168). Так говорит о. П. Николаевский . Но, как видно из других данных, некоторые материалы еще уцелели там (Иаков, архимандрит. Извлечения из архивных дел Кириллова Белоозерского монастыря//Древности Московского археологического общества. 1880. т. 8. стр. 142–145). Некоторые материалы (докучливые жалобы с намеками Никона на Кирилловских монахов и архимандрита с любопытными бытовыми чертами), были напечатаны еще Соловьевым (т. 11, стр. 470–475, прим. 71, по Государственному архиву). Монахи жаловались, что Никон спрашивает осетров живых мерой по два аршина с четью, каких в Шексне в улове не бывает; а он повторяет, что они грибов прислали только таких скаредных с мухоморами, что и свиньи их не станут есть, рыбу прислали сухую, только голова да хвост и т.п. 99  Христианское Чтение. 1886. Январь-февраль. C. 55–58. 100 Так, по поводу ссоры с Кирилловским монастырем из-за постройки новых келий, Патриарх Никон жаловался Царю: «всякия беды бесы мне творили, являяся иногда служками кирилловскими, иногда старцами, угрожая мне всякими злобами» (Соловьев. т. 11. стр. 341–342). Скептицизм Никона в других случаях описан в «Материалах для истории раскола» (т. 5. стр. 21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010