Н. Василиадис Память смертная Вспомним о смерти Христианская душа, живущая с твердой надеждой на загробную жизнь и в сладком предчувствии многожеланного рая, старается хранить живую память о смерти. Премудрость Сирахова гласит: «Во всех словесех твоих поминай последняя твоя» ( Сир.7:39 ), то есть во всех своих действиях и делах помни конец жизни своей, последняя твоя, смерть. Христианин знает, что он будет жить после смерти, и постоянно осознает свою нынешнюю смертность, имея перед очами свой исход из мира сего, Второе Пришествие, грядущий Суд и вступление в бесконечную вечность. Потому-то святитель Григорий Богослов часто повторяет слова Платона о том, что настоящая жизнь должна быть «помышлением смерти». Своему другу Филагрию он советует жить «вместо настоящего будущим, обращая здешнюю жизнь в помышление о смерти». 639 К священнику Фотию он писал: «Теперь у меня об одном забота – об отшествии, к которому собираюсь и приготовляюсь». 640 Святой, носящий имя бессмертия, в сочинении «О девстве» также советует: «Каждый час помни о своем исходе и каждый день поминай смерть, к которой должен приготовляться». 641 И преподобный Иоанн, игумен Синайский, учит: «Память смерти да засыпает и да восстает с тобой». 642 Возможно, кто-либо возразит, что если постоянно памятовать исход из временной жизни, то не приведет ли это к болезни? Не остановит ли эта память нашу деятельность? Не означает ли такая установка презрения к настоящей жизни, которая есть дар Божий? Конечно, люди, далекие от Христа, не верующие в загробную жизнь, обычно страшатся, помышляя о смерти. Поэтому они избегают разговоров о ней. Самого слова «смерть» достаточно, чтобы вывести их из душевного равновесия. Они предаются развлечениям, пирам и кутежам по слову: будем есть и пить, ибо завтра умрем ( Ис.22:13 ). Этим способом они стараются забыть о том, что существует смерть!... Все эти речи, которые часто можно слышать, о продлении жизни, о скорой победе над смертью, все усилия многих обезопасить себя являются мучительными попытками спастись от ощущения беззащитности. Ибо преизобилие греха приводит современных людей к состоянию неуверенности, и они упрямо отказываются вступить в диалог со смертью. Поэтому, «когда неудержные мысли или внешние события доносят до них дыхание смерти», их бросает в дрожь. 643

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Святитель Киприан Карфагенский ввел в русло Предания богословие Тертуллиана. Внес огромный вклад в решение некоторых канонических и дисциплинарных вопросов. Великий богослов, развивавший экклесиологию. Церковь, по учению Киприана Карфагенского, есть «место», где человек встречается с Богом. Человек входит в Церковь Крещением. Природа Церкви евхаристична. Киприан Карфагенский, акцентировал внимание на единстве Церкви, понимая его в сакраментальном и иерархическом ключе. Творения Киприана Карфагенского условно можно разделить на экклесиологические, этические и апологетические. В наше собрание творений Киприана Карфагенского вошли: «О падших» и «О единстве кафолической Церкви» (основные творений Киприана Карфагенского; посвящены проблемам отступничества и раскола), «Об одеждах девственниц», «О благе терпения», «О ревности и зависти», «О смертности» (самые интересные этические сочинений Киприана Карфагенского), «О зрелищах», «О суете идолов», «О Молитве Господней» (первое в истории толкование «Отче наш»); письма к «Донату о Благодати Божией» (по сути, целый трактат; здесь Киприан Карфагенский рассказывает о своем обращении, о Крещении как входе в новую жизнь), «К Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа», «К мученикам и исповедникам, просившим даровать мир павшим», «К народу», «К клиру о падших и оглашенных, чтобы разрешать их при смерти», «Павшим», «К Фиду, о крещении детей», «Квинту Корнилию о достоинстве епископов и расколе Фелициссима», «Фиваретянам, с увещанием к мученичеству», «К Флоренцию Пупиану о поносителях», «Христианам Легиона и Астурики о падших епископах», «Квинту о крещении еретиков», «Цецилию о Таинстве Чаши Господней», «Немезиану и другим сосланным на рудокопии», «Сукцессу о возвращении послов из Рима с известием о гонении», «Клиру и народу о своем временном удалении перед страданием», «К Евкратию о комедианте», «К Помпонию о девственницах», «К клиру и народу фурнитанскому, о Викторе, назначившем пресвитера Фавстина опекуном», «К пресвитерам и диаконам», «К Фортунату, о не выдержавших мучений», «К Фортунату об увещевании к мученичеству».

http://predanie.ru/book/67549-tvoreniya/

1. Тому, кто собирается прочесть наши размышления о Троице, сначала следует узнать, что это сочинение направлено против превратных толкований тех, кто, презирая начало веры, ошибается вследствие незрелой и извращенной любви к разуму. Иные из их числа пытаются перенести на бестелесное и духовное то, что они узнали о телесных вещах посредством телесных чувств, или то, что они усвоили посредством природной умственной способности и живости усердия либо же с помощью ученичества так, что они хотели бы судить и полагать, исходя из тех [телесных вещей]. Есть, впрочем, и другие, которые думают о Боге (если вообще думают) сообразно с природой или страстями человеческой души, и по причине этой ошибки они, высказываясь о Боге, устанавливают для своего рассуждения искаженные и лживые правила. Однако есть и еще один род людей, которые изо всех сил тужатся выйти за пределы тварной вселенной, каковая, несомненно, изменчива, чтобы устремить свой взор на неизменную сущность, которой является Бог . Но, отягощенные бременем смертности, они, хотя и желают показаться знающими то, чего не знают, все же не могут знать то, чего хотят. Дерзновенно утверждая свои предубеждения, они преграждают себе пути к пониманию и предпочитают не исправлять и не менять свое извращенное мнение. И действительно, таков недуг всех этих трех видов [людей], о котором я сказал: и тех, кто мудрствует о Боге сообразно с телом; и тех, кто делает это сообразно с духовным творением, таким, как душа; и тех, кто судит о Боге, не сообразуясь ни с телом, ни с духовным творением, но все так же ложно. Последние тем более далеки от истины, поскольку то, что они надумывают, не обнаруживается ни в теле, ни в духе созданном и устроенном, ни в Самом Творце. Ибо тот, кто считает Бога, например, белым или красным, [несомненно], ошибается, хотя [такие признаки] обнаруживаются в телах. И, опять-таки, тот, кто считает Бога то забывающим, то припоминающим, или что-нибудь еще в таком же роде, тем не менее, ошибается, хотя [такие признаки] обнаруживаются в душе. И также тот, кто полагает, что во власти Бога породить Самого Себя, ошибается тем более, так как не только Бог не таков, но не таково ни духовное, ни телесное творение. Ибо вообще нет ни одной вещи, которая бы породила себя саму к существованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Т.А. Щукин Скачать epub pdf Леонтий Иерусалимский – православный богослов-халкидонит. Его перу принадлежат два трактата – «Против монофизитов» (Contra Monophysimas) u «Npomub несториан» (Contra Nestorianos), которые дошли до нас в составе т.н. Леонтиевского корпуса (Corpus Leontianum). О жизни Л.И. практически ничего не известно. Датировка его творений до сих остается предметом споров. На данный момент, общепринятой является точка зрения, что они были составлены во второй четверти VI века. Однако существуют веские аргументы в пользу куда более поздней датировки: концом VI века или даже 20-ми годами VII-ro. В сочинениях Л.И. мы сталкиваемся со зрелой формой неохалкидонитского богословия. Содержащиеся в них аргументация и терминология максимально приближены к тому нормативному антимонофизитскому и антинесторианскому дискурсу, который мы находим, у авторов конца VII – начала VIII века (прежде всего Иоанна Дамаскина ). Судя по трактату «Против монофизитов», Л.И. хорошо знаком с аргументацией противоположной стороны, однако богословский язык, на котором говорили монофизиты, ему уже непонятен. В частности, для него неактуален вопрос, который был ключевым в споре Леонтия Византийского и последователей Севира Антиохийского: является ли человеческая природа Христа общей или частной? Л.И. допускает, что оппоненты могут считать ее частной, однако воспринимает эту точку зрения маргинальной для монофизитов и ничем не отличимой от несторианства. Знаменитая формула «единая природа Бога воплощенная» трактуется им в смысле воплощения Слова, имеющего общую природу с Отцом, в природе плоти, то есть в смысле соединения двух общих природ. На подобном понимании природы построены практически все аргументы Л.И. против монофизитов: если единая природа Христа является общей, это ведет ко множеству нелепостей и недоразумений. Например, к тому, что природа Сына нетождественна природе Отца, что природа человечества иллюзорна (ведь нельзя сказать, будто она существовала до соединения), что одна и та же природа примет в себя противоположные отличительные признаки (безначальность и бытие от начала, простоту и сложность, нетварность и тварность, смертность и бессмертие) и так далее. Л.И. уделяет особое внимание христологической гносеологии: он полагает, что различие природ не дано в непосредственном восприятии, и познается с помощью особого интеллектуального акта – примышления, однако истинность этого примышления гарантирована восприятием данных в опыте особенностей общих природ.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед зрителем разворачивается иллюстрированная энциклопедия греховной жизни. В центре изображения круг или колесо, на каждом из сегментов которого изображены семь смертных грехов. Учение о восьми главных грехах сформировалось в монашеской среде, в восточной христианской аскетике. Ещё Киприан Карфагенский , умерший в 258 г., в сочинении «О смертности» (De mortalitate) упоминал восемь главных грехов. Первым христианским автором, в трудах которого точно и определенно излагается учение о восьми главных грехах, считается Евагрий Понтийский , который в конце IV века изложил это учение в сочинении «О восьми злых помыслах» говорит, что учение о восьми главных грехах принято повсюду: чревоугодие, похоть, скупость, гнев, лень, печаль, тщеславие и гордость Описание Работа представляет собой серию небольших сцен, изображающих простых людей, каждый из которых совершает один из смертных грехов под бдительным оком Христа (оно изображено в центре). Его присутствие напоминает грешнику о Страшном Суде, но они упрямо продолжают свои проступки. Четыре маленьких круга – четыре последних вещи (то, с чем люди сталкиваются в конце земной жизни) – символизируют «Смерть грешника», «Страшный Суд», «Ад» и «Рай». Маленькие круги окружают больший, в котором изображены семь смертных грехов. Это гнев (внизу), затем по часовой стрелке зависть, жадность, обжорство, уныние, похоть и гордыня. Все символы отображают реальные сцены из жизни, а не аллегории. Центр большого круга представляет глаз Бога (и там же виден «зрачок», в котором можно разглядеть изображение Христа, выходящего из могилы). Ниже находится латинская надпись Cave Cave Deus Videt («Бойся, бойся, ибо Господь всё видит»). Четвертый, самый широкий круг, поделён на сектора, в которых через узнаваемые жизненные сюжеты, художник изобразил семь смертных грехов, которыми поврежден человек. Под изображением каждого дано его латинское название: чревоугодие, уныние, похоть, гордыня, гнев, зависть, алчность. Каждая сцена на картине изображает отдельный грех.

http://azbyka.ru/art/sem-smertnyh-grehov...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева " Домострой " не может быть основой современных православных семей – священник Андрей Лоргус Источник:  Благовест-инфо Сегодня применение норм семейной жизни, зафиксированных в " Домострое " , абсолютно невозможно, утверждает ректор Института христианской психологии, православный священник Андрей Лоргус. Необходимости упорядочения и пересмотра канонических норм в отношении семьи он посвятил свой доклад " Проблемы домашнего насилия – историко-канонический анализ " на круглом столе " Церковь и проблема домашнего насилия " , который состоялся 24 января в рамках ХХ Рождественских чтений. Очевидно, что возрождение православной жизни в России должно происходить на основе традиций, но о. Андрей категорически против того, чтобы за основу этих традиций семейной жизни принимали " Домострой " . Это сочинение, приписываемое протопопу Сильвестру, отнюдь не является церковным документом, богословским трактатом, но представляет собой памятник нравоучительной литературы XVI в., отражающий " средневековый московский бытовой уклад " . По словам докладчика, необходимость его выступления связана с тем, что и в наше время в Русской Православной Церкви достаточно священников, которые в пастырских наставлениях ссылаются на " Домострой " : " Мы часто слышим: " А вот в " Домострое " написано! " В связи с этим актуальность доклада отметил и председатель секции, епископ Воскресенский Савва. " Я наблюдал таких фанатично настроенных отцов – их семьи, жившие по " Домострою " , уже распались " , – сказал он. Со своей стороны, Марина Писклакова-Паркер, директор национального центра по предотвращению насилия " АННА " , тоже наблюдает разрушительное влияние идеологии " Домостроя " в семьях. " Эти заморочки с " Домостроем " часто становятся основой для насилия в семье " , – отметила она и привела чудовищную статистику семейного насилия в современной России. Согласно " Домострою " , насилие отца семейства по отношению к жене и детям " допускалось, но ограждалось " , и поэтому можно считать, что этот " памятник средневековой жестокости для своего времени был прогрессивным " , продолжил о. Андрей. Учитывая низкую цену человеческой жизни, высокую детскую смертность (более 50%) в средневековой Руси, надо понимать, что суровые телесные наказания в семье (по классификации о. Андрея, " демонстративное " – не до смерти и " реальное " , соответственно, когда секли насмерть) не считались грехом. Поэтому " ссылки на " Домострой " как на основу строительства сегодняшней семейной жизни абсолютно несостоятельны " , подчеркнул священник.

http://religare.ru/2_92064.html

Мониторинг СМИ Христос и эпидемия. Бросил ли Бог человечество в беде? Кто научил нас ценить каждую жизнь и помогать другим, забывая о себе 29.04.2020 17:42 Фото: Buda Mendes/Getty Images Каждый раз, когда число заболевших Covid-19 увеличивалось примерно на 80 тысяч, в два раза больше становилось тех, кто гуглил слово «молитва». Но при этом мало кто верит, что за вспышкой коронавируса последует религиозный ренессанс. О роли христианских ценностей в борьбе с коронавирусом рассуждает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Александр Храмов. Согласно  исследованию , проведенному учеными из Копенгагенского университета, в странах, в которые пришел коронавирус, резко возросло число поисковых запросов в Google, связанных с религией.  55% жителей США молятся об окончании эпидемии, причем делают это отнюдь не только религиозные люди. По  данным  американского исследовательского центра Pew, мольбы к Богу сейчас возносят 15% тех, кто ранее молился очень редко или не молился вовсе, а также 24% американцев, не относящих себя к приверженцам какой-либо из религий. Но, несмотря на все эти данные, мало кто верит, что за вспышкой опасной инфекции последует религиозный ренессанс. Наоборот, есть опасения, что многие прихожане просто не вернутся в опустевшие храмы. Если церковные службы с такой легкостью можно перевести в онлайн-режим, то зачем вообще лично присутствовать на них каждое воскресенье?..  Киприанова чума По иронии судьбы, именно пандемия — причем гораздо более опасная, чем нынешняя — когда-то помогла христианству превратиться из маргинальной секты в государственную религию. Во всяком случае, так считает ряд современных ученых, как, например, американский социолог религии Родни Старк, автор книги «Подъем христианства» (1996). По его мнению, почву для триумфа христианства подготовила Киприанова чума, разразившаяся в середине III века нашей эры. Это заболевание было названо в честь св. Киприана, епископа римского города Карфаген, который в своем  сочинении  «Книга о смертности» привел наиболее полное описание его симптомов: жар, гортанные язвы, непрерывная рвота, потеря зрения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Христос и эпидемия. Бросил ли Бог человечество в беде? Кто научил нас ценить каждую жизнь и помогать другим, забывая о себе 29 апреля, 2020 Кто научил нас ценить каждую жизнь и помогать другим, забывая о себе Каждый раз, когда число заболевших Covid-19 увеличивалось примерно на 80 тысяч, в два раза больше становилось тех, кто гуглил слово «молитва». Но при этом мало кто верит, что за вспышкой коронавируса последует религиозный ренессанс. О роли христианских ценностей в борьбе с коронавирусом рассуждает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Александр Храмов. Александр Храмов Согласно исследованию , проведенному учеными из Копенгагенского университета, в странах, в которые пришел коронавирус, резко возросло число поисковых запросов в Google, связанных с религией.  55% жителей США молятся об окончании эпидемии, причем делают это отнюдь не только религиозные люди. По данным американского исследовательского центра Pew, мольбы к Богу сейчас возносят 15% тех, кто ранее молился очень редко или не молился вовсе, а также 24% американцев, не относящих себя к приверженцам какой-либо из религий. Но, несмотря на все эти данные, мало кто верит, что за вспышкой опасной инфекции последует религиозный ренессанс. Наоборот, есть опасения, что многие прихожане просто не вернутся в опустевшие храмы. Если церковные службы с такой легкостью можно перевести в онлайн-режим, то зачем вообще лично присутствовать на них каждое воскресенье?..  Киприанова чума По иронии судьбы, именно пандемия — причем гораздо более опасная, чем нынешняя — когда-то помогла христианству превратиться из маргинальной секты в государственную религию. Во всяком случае, так считает ряд современных ученых, как, например, американский социолог религии Родни Старк, автор книги «Подъем христианства» (1996). По его мнению, почву для триумфа христианства подготовила Киприанова чума, разразившаяся в середине III века нашей эры. Это заболевание было названо в честь св. Киприана, епископа римского города Карфаген, который в своем сочинении «Книга о смертности» привел наиболее полное описание его симптомов: жар, гортанные язвы, непрерывная рвота, потеря зрения.

http://pravmir.ru/hristos-i-epidemiya-br...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Святитель Киприан Карфагенский ввёл в русло Предания богословие Тертуллиана. Внес огромный вклад в решение некоторых канонических и дисциплинарных вопросов. Великий богослов, развивавший экклесиологию. Церковь, по учению Киприана Карфагенского, есть «место», где человек встречается с Богом. Человек входит в Церковь Крещением. Природа Церкви евхаристична. Киприан Карфагенский, акцентировал внимание на единстве Церкви, понимая его в сакраментальном и иерархическом ключе. Творения Киприна Карфагенского условно можно разделить на экклесиологические, этические и апологетические. В наше собрание творений Киприана Карфагенского вошли: «О падших» и «О единстве кафолической Церкви» (основные творений Киприана Карфагенского; посвященны проблемам отступничества и раскола), «Об одеждах девствениц»,  «О благе терпения», «О ревности и зависти», «О смертности» (самые интересные этические сочинений Киприана Карфагенского), «О зрелищах»,  «О суете идолов», «О Молитве ГОсподней» (первое в истории толкование Отче наш); письма к «Донату о Благодати Божией» (по сути целый трактат; здесь Киприан Карфагенский рассказывает о своем обращении, о Крещении как входе в новую жизнь), «к Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа», «к мученикам и исповедникам, просившим даровать мир павшим», «к народу», «к клиру о падших и оглашенных, чтобы разрешать их при смерти», «павшим», «к Фиду, о крещении детей», «Квинту Корнилию о достоинстве епископов и расколе Фелициссима», «фиваретянам, с увещанием к мученичеству», «к Флоренцию Пупиану о поносителях», «христианам Легиона и Астурики о падших епископах», «Квинту о крещении еретиков», «Цецилию о Таинстве Чаши Господней», «Немезиану и другим сосланым на рудокопии», «Сукцессу о возвращении послов из Рима с известием о гонении», «клиру и народу о своем временном удалении перед страданием», «к Евкратию о комедианте», «к Помпонию о девственницах», «к клиру и народу фурнитанскому, о Викторе, назначившем пресвитера Фавстина опекуном», «к пресвитерам и диаконам», «к Фортунату, о не выдержавших мучений», «к Фортунату об увещевании к мученичеству». Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/kiprian-ka...

Более глубокий анализ сведений о жизни преподобного содержится в работе А. Юрьевского «Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан». Он предполагает, что существовало два преп. Марка писателя. Один, упоминаемый в «Лавсаике», живший в IV веке, писал сочинения нравственно-аскетические, а другой, живший во время несторианского спора, догматико-полемические: «О Мелхиседеке» и «Против несториан». Следует отметить, что труд А. Юрьевского, вышедший в 1900 году, является первым специальным исследованием богословия преподобного в русской патрологии. К обстоятельствам, существенно снижающим качество его работы, относится то, что сочинение «Против несториан» рассматривается вне связи с сочинением «О Мелхиседеке», что не позволяет провести качественный анализ христологической терминологии преподобного в исследуемом творении. Кроме того, рассматриваемое сочинение преп. Марка практически не сопоставляется с творениями других христианских писателей. Характеристику богословия преп. Марка дал прот. Георгий Флоровский. Он отмечает, что нравственные наставления преп. Марк приводит к догматическим предпосылкам, развивая связное учение о грехе и спасении, о свободе и благодати. В диалоге «Против несторин» прот. Георгий видит умеренное антиохийское богословие. Прот. Георгий относит время жизни преп. Марка к первой половине V века, а место подвигов — к Галатии, близ Анкиры, где преп. Марк был сначала настоятелем киновии, а потом ушел в пустыню и подвизался как отшельник. В 2003 году в Московской Духовной Академии была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия диаконом Алексеем Зверевым «Аскетические воззрения преподобного Марка Подвижника». Помимо заявленного анализа аскетических воззрений преподобного, диакон Алексей освящает также тему, стоящую на стыке аскетики и богословия: действия благодати таинства Крещения на христианина. А. Г. Дунаев в предисловии к изданию творений преп. Макария Великого посвятил несколько страниц разбору некоторых аспектов богословского учения преп. Марка, содержащихся в сочинении «О Крещении». По его мнению, преп. Марк в указанном сочинении приходит к выводу о том, что каждый после Крещения сам ответственен за свою смертность. Это, как отмечает А. Г. Дунаев, вступает в противоречие с церковным Преданием, по которому Божия Матерь не имела личных грехов, но окончила свою земную жизнь Успением. Выход в этой ситуации исследователь видит в том, чтобы считать смерть Божией Матери добровольной, а Её считать соучастницей Христа в деле искупления человечества.

http://bogoslov.ru/article/3508099

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010