– Почто Ему червлены (красны) ризы? (стиховна вечерни праздника). Эти слова взяты из пророчества Исаии, поразительного по силе и предсказанию: – Кто это идет от Едома в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? – И ответ там же: Я – изрекающий правду, Сильный, чтобы спасать. – Отчего же у Тебя одеяние Твое красно и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле (красный виноград)? – Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною… Кровь их (врагов, диавола) брызгала на ризы Мои, и Я запятнай всё одеяние Свое… Но за то год Моих искупленных настал ( Ис. 63:1–4 ). Но только Церковь «кровь» относит не к «брызгам» от пораженных врагов, а к Нему Самому. – Точило ныне Я изгнетох (тропарь 7-й песни канона накануне). – Из Восора приходит, еже есть плоти (стиховна вечерни праздника). Но вот совсем ясно: – Что червлены ризы, плоти соединившагося дебельству (грубой плоти)? – Святии ангели, Христа зряще, вещаху страсти честныя (родительный падеж) Божественныя носяща образы, то есть видя знаки страсти на Нем (тропарь 6-й песни утрени праздника). Итак, не с простою плотию Вифлеема приходит Господь, а с ранами Голгофы… И этим именно и «умиротворяет» Отца Своего: вознесшись с распятого на кресте, а потом воскресшего плотию, сел еси во славе одесную Началосветнаго Отца Твоего, умиротворивый всяческая (тропарь 3-й песни утрени накануне). Про КРЕСТ говорится, что им «стерты» «врата адовы и вереи» (тропарь 9-й песни канона накануне), «пленена смерть» (тропарь 3-й песни трипеснца в среду 2-й недели по Пасхе), «сокрушен диавол», освобождено от рабства ему человечество. Поразив супостата страстию плоти Твоея, ко Отцу… со славою востекл еси (тропарь 8-й песни трипеснца пятницы 7-й недели по Пасхе; там же тропарь 9-й песни). После этого наступает во Христе уже «новое» бытие. Но пока еще – в Нем одном: воскресшим Он «обновляет» «состаревшийся мир»; но воскресение только не могло быть потому, что сначала была смерть; потому, – а также и вследствие жертвенного характера Креста, – нужно говорить, что обновление совершается и тем, и другим: крестом и воскресением.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

39. «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки…» (Дан. 3:26). 40. В церковнославянском «вам», но в греческом здесь не дательный падеж, а родительный: μν. Это слово относится к последующему: …ες παραδσει με, т. е. «[из] вас… один предаст Меня». Искусственный порядок слов в данном случае обусловлен желанием прп. Космы начать тропарь с буквы Υ ради акростиха. 41. «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13:21). 42. Ср. первый тропарь 3-й песни канона. 43. «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня…» (Мф. 26:23). 44. Ирмос 8-й песни традиционно отсылает ко второй части Песни вавилонских отроков: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки…» (Дан. 3:57-88). 45. Ср.: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во ве-ки» (Дан. 3:57). 46. Ср. в предыдущем тропаре: «...преданные огню». 47. Ирмос 9-й песни традиционно отсылает либо к Песни Богородицы, либо к Песни Захарии из Евангелия от Луки, однако здесь единственной отсылкой является слово «величаем» в конце ирмоса: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:46). 48. То есть в Синайской горнице. 49. παναβεβηκτα λγον — это выражение в том же значении встречается у Оригена в комментарии на Евангелие от Луки. 50. Верным переводом было бы «тем ихже тайноводствую». 51. «…И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху…» (Лк. 22:8). 52. «Господь положил Меня началом путей Своих для дел Его» (Притч. 8:22). 53. φσις νωθεσ μοι — выражение νωθεσα τ λγ φσις (соединенная Слову природа) неоднократно встречается у прп. Максима Исповедника и у последующих авторов. 54. Богословский термин «тропос взаимообмена [свойств]» (τρπος τς ντιδσεως) указывает на то, что в Боговоплощении присущие Божественной природе качества стали во Христе принадлежать и человеческой природе. Это выражение неоднократно используется прп. Иоанном Дамаскиным и другими авторами. Я благодарю Г.И. Беневича, обратившего на это мое внимание.

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

[В тот же день] служба преп. Никону Чудотворцу, утреня. Кондак после песни 6-й канона: «Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився и от него наставляемь, во всем Христови поработився, монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас» . Наставление ученика и руководство им ко спасению должно иметь целию усвоение его Христу до полного порабощения и послушания Ему. Канон, песнь 8-я, тропарь 5-й Божией Матери: «Мати Божия Всенепорочная, души моея язвы исцели, сласти утоли плоти моея, омраченное сердце мое просвети…» Сласти плотские есть язвы души, омрачающие сердце, приводящие в смятение ум и позволяющие врагам причинять нам напасти. Ноябрь, день 20-й, утреня. Канон 2-й преп. Григорию, песнь 1-я, тропарь 1-й: «Умерщвленную сластьми телесе, смиренную мою душу твоими молитвами оживи, блаженне Григорие: жизнь бо ныне приял еси нестареющуюся, умертвив яже на земле уды, преподобне, постническими подвиги» . Душа воздерживается от сластей телесных чистотою ума. Песнь 6-я, тропарь 2-й: «Молчаливо твою жизнь совершил еси, Боговдохновенне (молчание души и ума), мятежей житейских явился еси больший, и страстей вышний, и земле всея странен же и пришлец» . Вот каково должно быть духовное состояние христианина. Песнь 7-я, тропарь 1-й . «Слез пролияньми греха огнь погасил еси, безстрастия же воду и врачеваний чистое песнопоющим точиши, Григорие: благословен Бог отец наших» . Огонь греха [страстей] погашается молитвенными слезами [покаяния] ( Лк. 11:9–13 : И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него); песнь 9-я, тропарь 1-й: «Постническими труды греха угасил еси углие» , то есть телесные труды, соединенные с воздержанием, лишают нашу плоть силы вредить душе, как угли без огня не могут жечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

80. На такое пение в древней храмовой практике, может быть, указывает Пс 146, 7: «пойте поочередно, по-евр. henu отвечайте, но в греч. ξρξατε, слав. начните; выражениие можно понимать и о двух других родах пения: епифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих (Исх 32, 18); буквальнее с еврейского: это не голоса попеременные (anoth — отвечающие) побеждающих, ни голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу. — Филон видит первый опыт антифонного пения в песни Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пою Господу, ибо Он высоко превознесся…; по изложении песни прибавлено: и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубен, танцевальный музыкальный инструмент) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот, пляски, греч. χορν); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх 14, 31; 15, 1, 20, 21). Это описание толкователи понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни, и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т. д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо пою в пойте, как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. Олесницкий, Др.-евр. муз. и пение, Труды К. Д. Ак. 1871, 11, 115–116. Наш чин исполнения песни в Великую субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев 1879, II, § 136). Примечания к главе: I век. Апостольское богослужение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

На такое пение в древней храмовой практике, м. б., указывает Пс. 146:7: «пойте поочередно» по-евр. «henu» «отвечайте», но в греч. ξαρξατε , слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: епифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» (Исх. 32:18); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, ни голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в песни Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пойте Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубне, танцевальный музык. инструм.) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот , пляски, греч. χορω ν ); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 14:31; 15, 1. 20. 21). Это описание толкователя понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо пою в пойте, как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. Олесницкий , Др.-евр. муз. и пение, Труды К. Д. Ак. 1871, 11, 115—116. Наш чин исполнения песни в В. субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев 1879, II, § 136)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

На такое пение в древней храмовой практике, может быть , указывает Пс.146:7 «пойте поочередно» по-евр. «henu» – «отвечайте», но в греч. ξρξατε, слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: эпифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» ( Исх.32:18 ); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, не голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в пении Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пою Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубен, танцевальный музыкальный инструмент) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот, пляски, греч. χορων); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» ( Исх.14:31, 15:1,20:21 ). Это описание толкователи понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним, мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни, и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо «пою» в «пойте», как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. (Олесницкий А.. Древнееврейская музыка и пение//Т.К.Д.А. 1871, 11:115–116). Наш чин исполнения песни в Великую субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев, 1879, II, § 136)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Бог!» Я же беден и нищ: Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли». «По блаженному Феодориту. в этом псалме пророк просит спасения и избавления от враждующих: «изрек же этот псалом блаженный Давид, будучи преследуем Авессаломом. И справедливо к надписанию прилагается в воспоминание, потому что памятование греха уязвляет его сильнее врагов». “Пророк воспевает этот псалом. — говорит святой Афанасий, — от лица всего человечества, которое умоляет Бога восстать на помощь ему " » (Толковая Псалтирь с краткими пояснениями святых Отцов и указанием порядка чтения псалмов на всякую потребу. М., 1998. С. 239). Смысл последнего прошения псалма поясняет авва Макарий Великий: «Та душа есть нищая духом, которая познает язвы свои, познает и окружающую ее тьму страстей — и всегда просит избавления у Господа. Переносит и труды, по не радуется ни о каком земном благе, а полагается на одного только небесного Врача и на Его врачевания» (Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 239). 72 Василий Великий, святитель. Беседа 1. О посте/Василий Великий. Творения. Ч. 4. С. 17. 73 Ирмос (греч. ειρμος, сплетение) — строфа, соединявшая библейскую песнь с христианскими гимнами силлабического сложения; с VIII в. — вступительный, оглавный стих, показывающий содержание прочих стихов песни, 1-я строфа каждой из 9 песней канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей (тропарь — молитвенный стих и речитативного склада песнопение Православной Церкви в честь некоторого праздника или святого). Ирмосы песней Великого канона в их современном звучании присоединены к нему преподобным Иоанном Дамаскином (см.: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. С. 124). 74 Исх.15:2: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его»: 75 Ирмос 1-й песни воскресного канона, глас 4. 76 Ирмос 1-й песни, глас 6. 77 Триодь, как и Типикон, указывает (в понедельник 1-й седмицы святаго поста, о часе девятом): «Творим же на кийждо тропарь метания 3», то есть — по три малых поклона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

«Земля высокая», куда должен был идти Авраам, в еврейском тексте указывается землею Мориа. По этим именем толковники обыкновенно разумеют ту гору Мориа, на которой впоследствии Соломон построил Иерусалимский храм (2 Книга Паралипоменон 3:1). Некоторые толковники, разумеют под горою Мориа Голгофу, отождествляют место распятия Спасителя с местом жертвоприношения Исаака. Под ангелом Господним (Евр. «Ангел Иеговы») явившимся Авраамом, толковники разумеют Ангела завета, второе лицо Святой Троицы. Слова, которые произносит явившийся патриарху Ангел, показывает в нем лицо Божественное (12:15–18). Сущность, значение и цель великого испытания Авраама подробно и обстоятельно объясняют Священное Писание и святые отцы и учители Церкви. Сам бытописатель говорит, что необыкновенным повелением, данным патриархом, Бог — «искушал Авраама» (1 ст.). Конечно, искушение это нужно было не для Бога, Который, как Всеведущий, знал, что патриарх выйдет победителем из предстоящего ему искушения, но для самого Авраама и для всех последующих поколений. По отношению к самому Аврааму настоящее искушение имело своею целью укрепить веру патриарха. Силу и значение глубокой веры Авраама выясняет святой апостол Павел, когда говорит: «верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и имея обетования принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресит» (Евр. 11:17–19 ст). «Но, по апостолу Иакову, «Вера без дел мертва», и потому Авраам оправдался от дел «возложив на жертвенник Исаака, сына своего». «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» (Иак. 2:20–22). С другой стороны пример Авраама имел важное значение для всех последующих поколений, которым в великом самоотверженном подвиге патриарха указан достойный подражания пример (14 ст.). На конец искушения, Авраама имел и глубокое преобразовательное значение: в жертве Исаака Господь предуказал великую голгофскую жертву. Подобно тому, как Авраам не пощадил ради Господа сына своего возлюбленного (12 ст.), так Сам Господь «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32; Ин. 3:16). По святому апостолу Павлу Авраам при жертвоприношении Исаака думал «что Бог силен и из мертвых воскресит. Почему и получил Его предзнаменование» (Евр. 11:19), то есть получил его как прообраз воскресения Христа Спасителя, последовавшего после Его искупительной смерти. Поэтому Исаак, приносимый в жертвы, по словам церковной песни — был образом Христовой смерти (тропарь по 6 песни канона, в неделю праотцев). «Авраам же, жряше сына, предвоображал заклание вся Содержащаго» (тропарь по 6 песни канона 20 декабря).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

После шестой паремии чтение снова прерывается пением тропаря Возсиял еси Христе, от Девы Разумное солнце правды: И звезда Тя показа В вертепе вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, С нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе. Исполняется тропарь подобно тому, как и тропарь после третьей паремии со стихами 92-го псалма (того самого, из которого взяты стихи прокимна воскресной вечерни «Господь воцарися»). Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу, и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси. Воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь: свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня Господи, в долготу дний.   Исаия 9:6 Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. 7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. Седьмая паремия говорит о рождении чудесного младенца, которые именуется «Великого совета ангелом» (согласно греческому переводу Семидесяти толковников), «Чудным советником», «Отцом вечности» (или «будущего века» в славянском переводе), «Князем мира» («Властителем» по-славянски). «Ревность Господа Саваофа соделает это» – говорит пророк, имея в виду ревность о славе Имени Божия и благе Его народа. В ближайшем историческом контексте это означает избавление Иудеи от смертоносного нашествия Ассирии ради того, чтобы через семь веков мог родиться Богомладенец, Который спасет весь мир. Эта паремия, несмотря на свою краткость, важна ещё тем, что ирмос 5-й песни 1-го канона Рождества содержит ссылки на нее, соединяя титулы Сына Божия из данного отрывка с образами пророческой песни Исаии «От нощи утренююще», послужившей образцом для ирмосов 5-й песни канона.

http://blog.predanie.ru/article/chteniya...

Придите, вкусим нового плода/виноградной лозы,/Божественного веселья,/в славный день воскресения,/и примем участие в Царстве Христа,/воспевая Его, как Бога, вовеки. Придите – нового винограда плода, божественного веселья, в славный день восстания Царства и Христа приобщимся, воспевая Его как Бога во веки. Приидите, приобщимся новаго винограднаго плода – божественнаго веселия, в именитый день воскресения и царствия Христа, воспевая его, как Бога, во веки. Этот тропарь приглашает всех приобщиться Христову Царству. Виноградная лоза – древний символ Израиля (вспомним песнь пророка Исаии о винограднике – Ис 5:1-7 ), – в Новом Завете становится символом Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» ( Ин 15:1 ). Чтобы приносить плод, необходимо приобщиться Христу: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Соединяя эти образы Евангелия от Иоанна со словами Евангелия от Луки вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» — Лк 22:18 ), преподобный Иоанн Дамаскин сравнивает день Воскресения Христова с плодом винограда от нового урожая и призывает вкусить от него. Можно также увидеть здесь отголосок слов апостола Павла о Христе как о «начатке и первенце из мертвых» (см. Кол 1:18, 1 Кор 15:20). Очевидно, что и настоящий тропарь, подобно ирмосу 3й песни, имеет несомненный евхаристический смысл. Не удивительно, что в своем комментарии преподобный Никодим настоятельно призывает всех православных христиан к причащению Святых Христовых Таин на Пасху. Это является исконной практикой древней Церкви, но к концу XVIII века было, к сожалению, довольно прочно забыто, и большая часть христиан причащалась всего раз или два-три раза в год. Преподобный Никодим Святогорец решительно выступал против этой привычной, но, увы, порочной практики, побуждая вернуться к подлинно духовному празднованию Пасхи через причащение в этот нарочитый и святой день. Песнь 8, тропарь 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010