Исаак Сирин, преподобный. Беседа 1, 86    Есенин С. «Проплясал, проплакал дождь весенний… (1917)/Есенин С. [Избр. произведения.] М., 1958. С. 101    Догматик, глас 2.    На Господи воззвах стихира воскресна, глас 2.    В Последовании погребения мирских человек в каноне, егоже краестрочие. Шестую припеваю отшедшему песнь, Феофаново, глас 6. ирмос на 6-й песни.     «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих»:    Исповедание грехов повседневное.    1Тим.1:15: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый»:    Великий четверток, тропарь, глас 8.    На утрени в Великий пяток антифон 6-й, глас 7.    На утрени в Великий пяток седален, глас 7.    На утрени в Великий пяток антифон 5-й, глас 6.    На утрени в Великий пяток антифон 3-й, глас 2.    Этот тропарь стоит здесь в последовании первой седмицы. В четверток пятыя седмицы постов он — ниже, где и комментируется.    Эти тропари стоят здесь в последовании первой седмицы. В четверток пятыя седмицы на утрени они — там, где нами комментируются.    Молитва перед Святым Причащением на литургии.    Как говорит Молитва на пострижение власов в Последовании измовения в 8-й день: «Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его ...власы же главу покрыл еси, во еже не вреждатися преложеньми воздушными».    Так, сын Аминадава Зан (Оза) был поражен смертью только за то, что коснулся под благовидным предлогом ковчега Завета, не имея на это никакого права (см.: 2Цар.6); не была принята жертва Корея с сыновьями Авироном и Дафаном (Числ.16), так что «расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества; умерли»:    Иоанн Дамаскин, преподобный. " Точное изложение православной веры " Пер. А. Бронзова. М.— Ростов нД., 1992 [репринт с изд.: СПб., 1894].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Чтобы приносить плод, необходимо приобщиться Христу: « Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ». Соединяя эти образы Евангелия от Иоанна со словами Евангелия от Луки (« сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие » – Лк 22:18), преподобный Иоанн Дамаскин сравнивает день Воскресения Христова с плодом винограда от нового урожая и призывает вкусить от него. Можно также увидеть здесь отголосок слов апостола Павла о Христе как о « начатке и первенце из мертвых » (см. Кол 1:18, 1 Кор 15:20). “Причащение апостолов”. Архимандрит Зинон (Теодор), XX в. Очевидно, что и настоящий тропарь, подобно ирмосу 3-й песни, имеет несомненный евхаристический смысл. Не удивительно, что в своём комментарии преподобный Никодим настоятельно призывает всех православных христиан к причащению Святых Христовых Таин на Пасху. Это является исконной практикой древней Церкви, но к концу XVIII века было, к сожалению, довольно прочно забыто, и большая часть христиан причащалась всего раз или два-три раза в год. Преподобный Никодим Святогорец решительно выступал против этой привычной, но, увы, порочной практики, побуждая вернуться к подлинно духовному празднованию Пасхи через причащение в этот нарочитый и святой день. Песнь 8, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь:/се бо приидоша к тебе,/яко богосветлая светила,/от запада, и севера, и моря,/и востока чада твоя,/в тебе благословящая Христа во веки. Подними очи твои, Сион,/и вокруг посмотри:/ибо вот, сошлись к тебе,/как божественно сияющие светила,/от запада, и севера,/и моря и востока дети твои,/благословляющие в тебе Христа вовеки. Подними твои глаза, Сион, и посмотри вокруг, ибо вот, пришли к тебе источающие Божественный свет, словно светила, с запада и севера и от моря и с востока чада твои, в тебе благословляющие Христа во веки. Возведи взоры твои, Сион, вокруг себя и посмотри: вот стеклись к тебе как богосветлые светила, от запада, севера, моря и востока, дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки.

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

236 И ныне , на третьем часе. 237 Для понимания этого чувства богословы часто обращаются к Жертве Христовой, ибо Христос вознес на Крестное древо все скорби человеческие, разделяя с человеком все особенности его жизни в этом мире (кроме греха) в целях его всецелого спасения (речь идет о возглашении «Или, Или, лама савахфани»: 238 Исаак Сирин, преподобный. Беседа 1, 86 239 Есенин С. «Проплясал, проплакал дождь весенний… (1917)/Есенин С. [Избр. произведения.] М., 1958. С. 101 240 Догматик, глас 2. 241 На Господи воззвах стихира воскресна, глас 2. 242 В Последовании погребения мирских человек в каноне, егоже краестрочие. Шестую припеваю отшедшему песнь , Феофаново, глас 6. ирмос на 6-й песни. 243 «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих»: 244 Исповедание грехов повседневное. 245 1Тим.1:15: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый»: 246 Великий четверток, тропарь, глас 8. 247 На утрени в Великий пяток антифон 6-й, глас 7. 248 На утрени в Великий пяток седален, глас 7. 249 На утрени в Великий пяток антифон 5-й, глас 6. 250 На утрени в Великий пяток антифон 3-й, глас 2. 251 Этот тропарь стоит здесь в последовании первой седмицы. В четверток пятыя седмицы постов он — ниже, где и комментируется. 252 Эти тропари стоят здесь в последовании первой седмицы. В четверток пятыя седмицы на утрени они — там, где нами комментируются. 253 Молитва перед Святым Причащением на литургии. 254 Как говорит Молитва на пострижение власов в Последовании измовения в 8-й день: «Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его ...власы же главу покрыл еси, во еже не вреждатися преложеньми воздушными» . 255 Так, сын Аминадава Зан (Оза) был поражен смертью только за то, что коснулся под благовидным предлогом ковчега Завета, не имея на это никакого права (см.: 2Цар.6); не была принята жертва Корея с сыновьями Авироном и Дафаном (Числ.16), так что «расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества; умерли»:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Тропарь, гл. 1. «В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя. Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе–Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне». Тропарь, гл. 4: «Погревшись с Тобою в крещении, Христе Боже наш, мы Твоим воскресением сподобились бессмертной жизни и в песни восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне». Величание: «Величаем Тебя, Жизнеподатель Христе, и взываем Тебе: «Осанна в вышних, благословен Идущий, во имя Господне». Стихи из псалмов: «Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле. Слава Твоя простирается превыше небес. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя (Пс. 8; 2–3). Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого (Пс. 9; 6). Камень, Который отвергли строители, сделался главою угла; это от Господа и есть дивно в очах наших (Пс. 117; 22). Господь на Сионе велик и высок Он над всеми народами (Пс. 98; 2). Там сокрушил Он стрелы лука (Пс. 75; 4). Услышал Сион и возвеселился и радуются дщери иудейские (Пс. 47; 12). Чтобы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его во Иерусалиме (Пс. 101; 22). Ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины (Пс. 68; 36). Тебе, Более, принадлежит хвала на Сионе и Тебе воздастся обет во Иерусалиме (Пс. 64; 2). Благословен Идущий во имя Господне. Бог Господь и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника (Пс. 117; 26–27). Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим (Пс. 115; 10). Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род (Пс. 145; 10). Хвала Ему пребудет во век (Пс. 110; 10). Прокимен, гл: 4. «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Стих: «Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле»(Пс. 8; 3. 2). Стихира после Св. Евангелия гл. 2: «Ныне Христос входит в город Вифанию, сидящий на молодом осле, уничтожая неразумное поклонение твари в обоготворении природы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Тропарь 1. Витийствующим Божественная величия апостолом, Духа действом, непщевашеся пиянство неверствующим, имиже Троица познавается, един Бог отец наших. Слава Бога в Троице открылась в день Пятидесятный не только апостолам. Они возвещали спасительный промысел единого троичного Богоначалия тысячам иудеев, собравшихся в этот день в Иерусалим на праздник. Обращаясь к ним со словом проповеди , апостол Петр сказал: «Сего Исуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите... Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Исуса, Которого вы распяли... Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Исуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:32, 33, 36, 38 ). Троица очень уместно названа в тексте тропаря – «Бог отец наших» . Это не только сообразно началу Песни трех отроков («Благословен еси, Господи Боже отец наших...»), но и соответствует смыслу проповеди, в которой апостолы, обращаясь к жителям Иерусалима, свидетельствовали, что Христос есть воистину Сын Божий, пришествие Которого провидели и прославляли патриархи и пророки древнего Израиля. Когда апостолы вещали о великих Божиих делах, по действию Духа, неверующим это казалось опьянением, ио в этих (делах) открывается Троица – единый Бог отцов наших. Тропарь 2. Нераздельное естество православно богословящим, Бога Отца безначальнаго, тоя же власти Слова и Духа. Благословен еси, зовуще, Боже отец наших. Православно богословствуем о нераздельной природе – Боге Отце безначальном и имеющих равную власть Слове и Духе, взывая: благословен Ты, Боже отцов наших. Песнь 7-я 2-го канона. Ирмос. Согласно устраши пищальская песнь, помести златосотворенныи бездушныи образ. Утешителева же светоносная благодать, почествовати еже вопити: Троице единая, равносильная, безначальная, благословенна еси. В ирмосе использован прием поэтического противопоставления: стройное согласие множества разных музыкальных инструментов, играющих по повелению царя, призывает к поклонению идолу. А истину веры в Единого Трисоставного Бога возвещает, без всякого человеческого ухищрения, одна тихая светоносная благодать Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Эта склонность к прямой библейской цитации сохранялась и в позднейшие века. Так многие тексты Минеи испещрены прямыми цитатами из Библии: Евангелие Гимнография службы Благовещения (25 марта) " В шестой же месяц послан бысть ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет» ( Лк.1:26 ) " В шестой месяц послан бысть архангел к Деве чистей» (из стихиры «ины» самогласны, 1-го гласа), «О преславнаго чудесе! Гавриил послан бысть с небесе днесь в город Назарет к Деве чистей» 608 (из стихиры на «Господи, воззвах», 1-ого гласа, подобен «Преславнаго чудесе») и т.п. " Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ) " Радуйся, благодатная, Господь с Тобою» (рефрен ирмоса и тропарей девятой песни канона Иоанна), «Благодатная радуйся, с Тобою Господь, имеяй велию милость» (рефрен стихир на «Господи, воззвах», 1-ого гласа, подобен «О преславнаго чудесе») " Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» ( Лк.1:29 ) " Обрела еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая» (третий тропарь 1-ой песни канона Иоанна монаха), «Не удивляйся странному моему зраку, ни ужасайся, архангел бо есмь...» ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая» (из стихиры самогласны 2-ого гласа) " Мужа не знаю и како, Дева, рожду, мужу необручена, и како Сына царя рожду, како чрево мое вместит Бога егоже небеса не вмещают» " Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тя, и сила Всевышняго осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:35 ) Экзегетика в полном смысле этого слова появилась в византийской гимнографии на следующем этапе её развития, когда песнописец уже не просто цитировал библейский текст, но делал попытки к его интерпретации. «И, тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг! Для чего ты пришел? Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» ( Мф.26:49–50 ). Это евангельское повествование о предательстве Иудой Христа автор VI века Роман Сладкопевец прокомментировал следующим образом: «Не содрогнется ли слышащий, не ужаснется ли видящий Иисуса на погибель лобызаема, Христа на руганье предаваема, Бога на терзанье увлекаема? Как земли снесли дерзновение, как воды стерпели преступление, как море гнев сдержало, как небо на землю не пало, как мира строение устояло, видя преданного и проданного, и погубленного Господа крепкого?» (в переводе С.С.Аверинцева ) 610 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Но и в этом наказании можно видеть милость Господа, потому что Он дает утомленным старцам – Моисею и Аарону – тот покой, в котором они нуждались по естественной слабости человеческой природы. Вскоре после этого Аарон скончался на горе Ор, а первосвященство перешло к его сыну Елеазару. 18. Медный змей (Числа, 21:4–9) Событие, о котором говорится в книге Чисел (21:4–9), произошло в конце странствования; когда евреи совершили обходное движение от земли Едомской, через которую они не были пропущены (20:14–21). Как только израильтяне начали испытывать неудобства путешествия по пустыне, они начали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ропот теперь был обращен против Бога (стих 5). Возможно, что ропот исходил сначала от старого поколения, приобретшего в Египте склонность к идолопоклонству и чувственности. Поражение народа за ропот произошло через укусы змей. Моисей по просьбе народа помолился Господу‚ и Он повелел ему сделать медного змея, выставить его на знамя для исцеления ужаленных. И когда змея жалила человека, то он, взглянув на медного змея, оставался жив. Змей, очевидно, был только внешним знаком той исцеляющей силы, которую посылал Господь за раскаяние. Змей считался в Ветхом Завете иногда символом зла; его изваяние может быть, служило напоминанием первого искушения ( Быт. 3:1–5 ), обращало мысли и чувства к раскаянию пред Богом, Которого народ еврейский искушал неверием и ропотом, ибо, как говорит апостол Павел, евреи, роптавшие в пустыне, искушали Христа ( 1Кор. 10:9 ). Вознесение на древо изображения змея, напоминавшего о грехе и наказании, а затем – спасении через веру и раскаяние, прообразовало спасение через Искупителя, взявшего на Себя грехи всего мира и вознесенного на крест. На такое прообразовательное значение медного змея указывал Сам Христос Спаситель: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:14–15 ). По словам церковной песни: «Змий, иже Моисеем возвышаемой на древо, божественное возвышение проображаше Христово, льстиваго змия умертвшего, всех же оживившего нас умертвивщихся преступлением» (тропарь по седьмой песни канона утрени, 2 глас) 19. Пророчество Валаама (Числа, 22–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

В современном греческом тексте этого канона (и исходящем из него славянском послениконовском) конец ирмоса и тропарей 8-й песни имеет отличие: «препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси». Но в других канонах прп. Козмы и более поздних песнописцев мы такого окончания не встречаем. Любовь к Богу, сопротивляясь бесстыдной ярости и огню, орошала огонь и смеялась над яростью, звучанием боговдохновенной разумной трехголосой лиры святых споря с музыкальными инструментами среди пламени. Препрославленный Боже отцов наших, Ты благословен! Тропарь 1. Богоделанныя скрижали Моисей, писанныя божественым Духом, яростию сокрушь. Но сего Владыка Рождьшую невреждену в небесныя сохрань домы, ныне внутрь всели. С Нею, играюще, вопием Христови: препрославленыи отец наших Боже, благословен еси. Здесь прп. Козма продолжает созерцание ветхозаветных прообразований Пресвятой Девы. В шестой песни он уже именовал Богородицу «Скрижалью богописанной». Теперь же он вводит контраст между прообразом и его исполнением. Библейская книга «Исход» повествует, что, когда Моисей сорок дней и сорок ночей пребывал в беседе с Богом на горе Синайской, его соплеменники, оставшиеся без твердого руководства пророка, заставили Аарона сделать им идола для поклонения. «Они… сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! " " (Исход, 32, 8). Когда сошедший с вершины Моисей увидел идола и совершаемый в его честь праздник с плясками, «он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали (на которых Божия сила чудесно начертала слова заповедей – С. С.) , и разбил их под горою» (Исход, 32, 19). Но это – прообраз, «тень истины», и он сам показывает в себе свое несовершенство, свое временное и преходящее назначение. Истинная же и совершенная Скрижаль Слова Божия – Приснодева Мария – по благодати Божией, была и остается непричастной какого-либо греховного осквернения. Она ни в чем не уклонилась от воли Бога, и Он сохранил Ее девственной в рождении, а в смерти избавил тело Пречистой от тления и вселил в небесные обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Женщины с миром богомудрые за Тобой спешили/бежали; Кого они, как смертного, со слезами искали, Тому поклонились с радостью – Живому Богу, и Пасху таинственную Твоим, Христе, ученикам, благовествовали. Богомудрые жены вслед за тобою спешили с благовонными мастями; но кого они, как мертвого, искали со слезами, тому поклонились с радостию, (как) живому Богу, и ученикам твоим, Христе, возвестили таинственную Пасху. В этом тропаре можно найти две отсылки к Священному Писанию. Первая из них достаточно прозрачна – это повествование о том, как жены-мироносицы пришли ко Христову гробу: « И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему » (Мф 28:8–9). Вторая, куда менее очевидная ссылка, на которую обращает внимание прп. Никодим, – на следующее место из Песни Песней: « Имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; царь ввел меня в чертоги свои » (Песн 1:2–3). При всём различии (например, упоминавшиеся в Песни Песней – юные девушки, мироносицы же, очевидно, не столь молоды) объединяет их то, что в обоих случаях героини были движимы любовью. Песнь 7, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Смерти празднуем умерщвление,/адово разрушение,/иного жития вечнаго начало,/и играюще поем Виновнаго,/Единаго благословеннаго/отцев Бога, и препрославленнаго. Смерти празднуем умерщвление,/ада разрушение,/иной – вечной – жизни начало,/и в восторге воспеваем тому Виновника/– Единого благословенного/Бога отцов и препрославленного. Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение/уничтожение/убийство, иного жития вечного начаток и, прыгая/радуясь, воспеваем Того, Кто есть причина этого, – Единого благословенного Бога отцов и препрославленного. Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой вечной жизни, и в восторге воспеваем Виновника (сего), единого Бога отцев, благословенного и препрославленного.

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

В ВЗ блудный грех рассматривался не столько как нарушение общественной морали, сколько как скверна, оскорбляющая святыню Божию - народ Израиля. Поэтому для иудея недопустим распространенный у язычников обычай «предоставления» дочерей: «Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнялась земля развратом» (Лев 19. 29), хотя формального наказания за это не предусматривалось. Нарушение человеком Божественного закона вызывает горькие последствия - изменение всего мироздания: истребление человека, скота, гадов и птиц «с лица земли» (Быт 6. 2-7, 13); гибель городов Содома и Гоморры (Быт 19. 1-25); истребление 24 тыс. чел. (Числ 25. 1-9) и др. (о Божией каре за Б. ср.: Isaac Syr. Sermo 62). В НЗ присутствуют гораздо более строгие понятия о браке (Мф 19. 8-9; 1 Кор 7. 10-11), целомудрии, об отношении к человеческому телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека - единению с Богом: «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор 6. 13). Ап. Павел называет тело храмом живущего в христианах Св. Духа (1 Кор 6. 19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа - Его Церковью (1 Кор 6. 15-17). Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и Б.) совершается прежде всего в сердце человека, т. е. в мысли и чувстве: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5. 28). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (Мф 15. 19; Мк 7. 21), целомудрие же ап. Павел называет Божиим освящением христиан (1 Фес 4. 3-5). Поэтому Б. и всякая нечистота «не должны даже именоваться» у христиан, «как прилично святым» (Еф 5. 3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, к-рые «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10; ср.: Откр 22. 15), ибо Б. растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом ( Иоанн Кронштадтский . С. 24). Блудник «отторгается от тела Церкви, разрушается ежедневным гниением - греховными удовольствиями...» ( Greg. Nyss. Adv. fornic.), оскверняет в себе образ Божий: «                  » (4-й тропарь 2-й песни понедельника Великого канона прп. Андрея Критского).

http://pravenc.ru/text/149399.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010