Комментарии Закрыть Закрыть 7. На конкурс «Встанем всем миром против «Матильды» … И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. (Книга Бытие 9:22,23) Сейчас времена поменялись, одни хамы снимают кощунственные фильмы, другие хамы об этих фильмах распространяются. Нормальные люди не смотрят подобные вещи, не нужно всех впрягать в борьбу непонятно с чем.... 6. Ответ на 5., Сергей Абачиев: Речь идёт исключительно о сущности той войны, которая и близко не может быть поставлена рядом с Великой Отечественной, когда речь шла о физическом существовании русского народа и остальных народов Советского Союза, которых в случае победы Гитлера ожидало практически поголовное истребление, а остатки должны были стать рабами арийских поселенцев.Так-то оно так, но если бы в советскую эпоху 20-30-х годов троцкисты-глобалисты свергли бы Сталина, то победа этих " идиотов-исполнителей " (по выражению притчевых " Протоколов сионских мудрецов " ) привела бы к тому же результату. И это было бы продолжением той же Первой мировой войны без надобности форсированно взращивать режим Гитлера для Второй мировой войны в Европе. Так не будь ПМВ, или не участвуй в ней Россия, или участвуй, но на стороне европейских монархий, а не антимонархических сил, то не было бы ни Февраля, ни Октября, ни советской эпохи, ни Сталина, ни троцкистов, ни ВМВ. Всё началось именно в августе 1914 года. Столыпин спас Россию в 1908 году, когда убедил Императора не поддаваться на Балканскую провокацию, но в 14-м его уже не было, а второго равного ему не нашлось. Примечательно, что Столыпин и Распутин, которые терпеть не могли друг друга, совпадали во мнении, что Россию погубит большая война, и что Россия ни в коем случае не должна в неё втягиваться, тем более, на стороне Британии и Франции, против Германии и Австрии, что противоречило всему внешнеполитическому курсу Империи, начиная с Петра Третьего (союз с Фридрихом Великим) и оканчивая Александром Третьим ( " Союз Трёх Императоров " ). Примечательно и то, что Россия была втянута в войну в тот момент, когда Распутина не было в столице, он лечился в Сибири после совершенного на него покушения.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/01/...

Кроме того, два символа напоминают людям о Завете Бога и Ноя: в небе - радуга (Быт.9,13), а в живописи - голубь с маслиничною ветвью в клюве как вестник примирения (Быт. 8,11). Однако от истории с Ноем и его семьей до настоящего времени дошла еще одна весточка. Это - слово " хамство " . " Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и они не видели наготы отца своего " (Быт. 9,20-23). Чтобы эта сценка была понятнее, стоит вспомнить, что вплоть до позднего Средневековья люди спали нагими, лишь одеялами защищая себя от ночной прохлады. Кроме того, одежда восточных народов была весьма легкой и по сути представляла собой те или иные формы накидки (брюки или шаровары - это изобретение кочевых наездников). Так что случайная обнаженность во время сна (тем более сна нетрезвого) не была проявлением разврата. Грехом же Хама было не созерцание как таковой наготы. Нет - это был грех против святыни жизни. Для Ветхого Завета характерно чрезвычайно благоговейное отношение к браку, зачатию и деторождению. Некоторые обряды предписывали совместное омовение и, значит, обнаженность людей (даже в Храме). Хам же, видя чресла отца, посмеялся над источником своей собственной жизни. Непочитание отца и матери для библейского восприятия - это не просто нарушение одной из заповедей, не просто неэтичное поведение. Это - надругательство над самой тайной жизни человека, а, значит, в конечном счете, и над подателем всякой жизни - над Богом. Поведение Хама - Богохульно. " Хамство " же есть в той или иной форме поругание святыни, профанация. Хамство не только ругань. Отпрысками Хама показали себя, например, журналисты, которые при начале строительства Храма Христа Спасителя в Москве утверждали, что питание россиян недостаточно разнообразно и изобильно, чтобы можно было позволить строить Храм. Народу, который считает, что Храм можно строить только от избытка, только от сытой жизни, Храм действительно не нужен. Ему нужно только стойло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

« Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (то есть должен быть суд справедливый, – О. С.) : ибо человек создан по образу Божию » ( Быт. 9:6 ). Здесь устанавливается статус человека. Древнее предание прибавляет к заповедям Ноя запрет на блуд, идолопоклонство и богохульство. И далее Бог подтверждает: « Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней » ( Быт. 9:7 ). Вот эта заповедь: «плодитесь и размножайтесь» останавливает блуд, эта заповедь против блуда! Потому что в Писании сказано: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор. 7:9 ). И еще заповедь «плодитесь и размножайтесь» нас учит тому, что сколько Бог пошлет детей, столько и должно быть. Если бы было сказано: «плодитесь», то достаточно было бы иметь и одного ребенка, ну двоих: одного мальчика, одну девочку. Но здесь сказано: «размножайтесь»! И еще добавляется: «и распространяйтесь» – это уже точно больше одного-двух. То есть сколько Господь пошлет, столько и должно быть детей! Итак, семья живет в долине Арарата. Они боялись далеко уходить от ковчега, и Господь заключает «завет радуги»: чтобы люди не боялись дождя на небе, будет появляться радуга, и всякий раз, увидев ее, люди будут понимать, что такого потопа, который был, уже не будет. И сказано: « Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля » ( Быт. 9:19 ). То есть все мы их потомки, а Сим, Хам и Иафет – родоначальники человеческих рас. И вот далее рассказывается об одном семейном кризисе, который случился с Ноем и который повлек за собой тяжелые последствия для членов его семьи, для некоторых из них. « Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем » ( Быт. 9:20–21 ). Некоторые говорят, что Ной, поскольку это первое упоминание о вине, не знал, что такое вино. Он посадил виноградник, сделал сок, оставил горшки с соком на солнце, они забродили, и получилось вино. «Случившееся произошло по неопытности, а не от невоздержанности. Ной был первым из людей, взявшим сок от плода виноградной лозы, и не знал не только приемлемого количества напитка, но и того, что надлежит сначала разбавлять его водой и лишь потом пить; потому и впал он в глубокий сон. И ничего необычного не было в том, что он обнажился. Да и теперь всякий, укладываясь, раздевается, потому что сон притупляет чувства. Опьянение же, способствующее сну, еще более извиняет его наготу» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор. 13:8 ). А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше ( 1Кор. 13:13 ). ...вера, действующая любовью ( Гал. 5:6 ). ...и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Еф. 3:19 ). Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа ( Фил. 1:8 ). Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол. 3:14 ). Одним словом, в любви – весь закон. И над любовью нет закона, как нет закона над Богом, ибо Бог есть любовь. Таким образом, царский закон Нового Завета превосходит нравственный закон Ветхого Завета, как небо превосходит землю. Конец закона – Христос, – говорит святой апостол Павел ( Рим. 10:4 ). XXIII. Последнее средство Великий русский святитель и тайновидец Серафим Саровский , упокоившийся 2 января 1833 года, в разговоре с ученым архимандритом Макарием, ректором семинарии, объяснял, что всюду есть нечто лучше лучшего. Этот свой тезис он ставил в один длинный ряд всечеловеческой драмы, от начала ее до конца. «Радость моя, есть нечто лучше лучшего, – говорил он. – Это истина и под водой, и на земле, и на небесах. Под водой водоросли хороши, рыбы еще лучше, а жемчуг прекраснее всего. На земле растения хороши, животные еще лучше, а человек совершеннее всего. На небесах стоит чин над чином, лик над ликом, круг над кругом, всё совершеннее, лучше лучшего. Такой порядок действует и для всей истории рода людского: детство человечества длилось до Закона, юность – под Законом, а когда пришло время, то есть в зрелые годы человечества, послал Бог Сына Своего Единородного. С того времени, радость моя, и начались последние дни, которые завершатся светом невечерним». Преподобный Кассиан в своих размышлениях о праотцах, живших прежде данного на Синае закона, вопрошает: «Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего ( Быт. 4:4 )? Как Ной различал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десяток от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

" Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится " (Сир. 3, 14). Он удостоится и очищения от грехов, ибо почитающий отца очистит грехи: " как лед от теплоты, разрешатся грехи твои " (Сир. 3, 15). Наконец, он не только благословен будет Богом на земле, пока жив, но и по смерти на страшном суде Христовом он услышит эти желанные слова: " приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " (Мф. 25, 34). Святитель Димитрий Ростовский (103, 327-328). Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (Быт. 9, 23), которые прикрыли наготу своего отца. Так говорится в Притчах: " Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится " (Притч. 23, 22). Хам, сын того же Ноя, показавший наготу отца своего, был наказан (Быт. 9, 25) (104, 605). Святой апостол учит: " Дети, будьте послушны родителям вашим во всем " (Кол. 3, 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему. Потому и святой апостол наказывает детям слушать родителей своих о Господе, то есть, слушать в том, что угодно Господу: " Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе " (Еф. 6, 1). Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: " Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня " (Мф. 10, 37)( 104, 605-606). За непочитание родителей Бог великие наказания определил детям: 1) проклятие: " Проклят злословящий отца своего или матерь свою! " (Втор. 27, 16); 2) смерть: " Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти " (Лев. 20, 9). Святитель Тихон Задонский (104, 607).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Моисей ведет прямую родословную праотцев до Потопа по лини первенцев, совершенно ничего не сообщая о других сыновьях: " имел сыновей и дочерей " . Родословная Каина ведется Моисеем отдельно. После же Потопа Моисей сообщает о сыновьях Сима, Иафета и Хама с их потомствами, причем пишет, что Хам был меньший (Быт. 9, 24), а, перечисляя, Моисей пишет: " Сим, Хам и Иафет " (Быт. 9, 18), не придавая значения порядку перечисления, как это сделали бы мы в настоящее время. Почему? Неизвестно, как неизвестно, почему Моисей не указал места жительства Адама после изгнания из Рая, говоря " против Рая " , но не называя конкретно какое-нибудь известное во времена Моисея место. Моисей не указывает и места жительства Ноя ни до Потопа, ни после Потопа, или считая это маловажным, или по Промыслу Божию оставляет последнему человечеству открыть тайну, чтобы перед концом мира еще раз дать огромное неопровержимое доказательство истинности Откровения Божия. В этом скрыт такой же смысл, как в пришествии на землю во времена антихриста одного из первых людей – Эноха, который в своей проповеди расскажет о своем времени и откроет все нераскрытые тайны истории Рая и первых людей. Это великое событие, описываемое в Апокалипсисе, будет происходить перед концом мира на " великой реке Евфрат " . Именно там, на родине человечества произойдут величайшие апокалиптические события. " Освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, чтобы умертвить третью часть людей " (Апок. 9, 14-15). " Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат, и высохла в ней вода. И увидел я выходящих из уст дракона трех духов нечистых. Они выходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на брань в великий день Бога Вседержителя " (Апок. 16, 12-14). Возвратимся теперь к родословной Сима. Перечисляя его сыновей, Моисей не указал Арфаксада первым, не соблюдая порядок, как и при перечислении сыновей Ноя. Но Моисей указывает, что Арфаксад родился у Сима через два года после Потопа. Следовательно, он – старший сын, почему его родословная ведется даже до Авраама. Арфаксад – первенец; ему и надлежало наследовать отчий дом и власть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Недаром праведный отец Иоанн Кронштадтский говорит, что для сего святого Таинства Господь выбрал наиболее доступные человеку вещества – хлеб и вино. " И увидел Хам наготу отца своего и рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду свою и положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего. Лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего». Только что совершился отбор человечества, только что было оно очищено от испорченности водами Потопа, и только лучшее в нем было сбережено для дальнейшей истории. И вот, в первом же поколении этих сбереженных Богом лучших людей нарождается новый отвратительный вид греха – хамство: издевательство сына над отцом, низшего над высшим, дерзкое презрение всякого авторитета. Ной, пробудившись от сна, и узнав о случившемся, проклял Хама в потомстве его, а  Сима и Иафета благословил. С этим событием связано первое расовое деление человечества. Авраам, Моисей и Илия как подготовители спасения человечества Именами трех праведников: патриарха Авраама, Боговидца Моисея и пророка Илии – в Ветхом Завете отмечаются  этапы духовного созревания человечества. Святой Василий Великий говорит, что он никогда не мог видеть без слез изображения жертвоприношения Исаака Авраамом. Действительно, если вдуматься в нравственный образ праведного Авраама в этом деле, наша душа не может не проникнуться самым пламенным восхищением. Повинуясь слову Господню, Авраам бросает родной город Ур Халдейский, цветущий культурой, удобствами жизни, всем привлекательнейшим для жизни, и идет в далекую страну, которую Господь обещает дать во владение его потомству: «благословятся в тебе все племена земли» ( Быт. 12:3 ). После его переселения прошло много лет. Авраам, уже состарившийся, но еще бездетный, вопрошает Господа: «что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем, этот Елиазар из Дамаска... Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой – наследник мой» ( Быт. 15:2–3 ). Но какой горячей любовью воспламеняется этот могучий и великий в своей праведности патриарх, когда в старости, наконец, рождается его долгожданный сын Исаак! Эта любовь всеобъемлющая: в ней и естественная привязанность отца к сыну, и радостно торжествующее созерцание начала исполнения Божиих обетовании, которые чрез этого сына должны совершиться. Поэтому в любви Авраама к Исааку можно увидеть зарождение элементов совершенной любви, которая будет явлена через два тысячелетия после Авраама благословенной его Внучкой в отношении Сына и Бога Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

«Ной, говорит бытописатель, выпил вина и опьянел, и лежал обнажённым в шатре своём». Толкователи объясняют это тем, что Ной не знал силы вина, и ему первому пришлось испытать её. Но этим объясняется только печальный результат, неожиданный для самого Ноя, и оставляется открытым вопрос: что же побудило Ноя выпить вина в количестве, очевидно большем того, какое потребно для простого утоления жажды? Объяснить последнее можно не иначе, как предположением, что, испытав приятное состояние после умеренного принятия вина, он увлекся, пожелал увеличить удовольствие и незаметно переступил меру 499 . Это было, во всяком случае, падение праведника, возможность (и действительность) которого обусловливалась тем, что Ной, хотя был и праведник, но человек, носивший в себе наследие первородного греха, и потому не свободный от человеческих слабостей. Но велико различие между падением первого праотца людей и падением второго праотца, как по существу того и другого, так и по их последствиям. Адам, вышедший совершенно чистым из рук Создателя, нарушил прямую заповедь Божию, поставил свою волю выше воли Божией, вступил в союз с противником Бога (сатаной); Ной не нарушил никакой прямой заповеди, он только обнаружил моральную слабость на почве уже повреждённой грехом природы человеческой. Последствия первого падения, как мы видели, изменили всю судьбу рода человеческого, и устранение их требовало, кроме беспримерного снисхождения любви Божией к человеку, борьбы и страданий во все прошедшие и будущие тысячелетия земной жизни человека. Падение Ноя отразилось только на нём самом – угрызениями совести, мучительным чувством стыда и раскаяния; оно же открыло ему глаза на мятежный нрав одного из его сыновей и на печальное положение потомков последнего среди потомства его братьев. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и вышедши (из шатра) рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет, взявши одежду и положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

О происхождении национальностей и о том, что такое хамство Беседы на Книгу Бытия, 9: 1–29 Андрей Солодков Важна ли для христианина его национальность, или же он не должен радеть за свой народ? Почему за грех Хама был проклят его сын Ханаан? Как проявляется хамство? Продолжаем читать Книгу Бытия с историком и сектоведом Андреем Ивановичем Солодковым. Ной делает вино. Хамов грех. Мозаика кафедрального собора Монреале, Сицилия      Грех – смерть души? Итак, Бог очистил землю водами потопа от греха. Ной вышел из ковчега, устроил жертвенник Богу, отслужив благодарственный молебен. С ним вышли из ковчега и его дети – Сим, Хам и Иафет. Читаем в главе 9 Книги Бытия: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]… все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9: 1, 3). Преподобный Ефрем Сирин пишет: « И благословил Бог Ноя и сынов его , чтобы плодились и множились и чтобы боялась их всякая плоть и в море, и на суше. Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте, то есть не вкушайте закланного животного и мяса, пока не истекла из него кровь, в которой душа животного». Бог заключает завет с Ноем и напоминает заповедь о рождении детей и распространении людей по всему лицу земли. В следующей лекции – о Вавилонской башне – мы увидим, что эта заповедь будет нарушена. Нарушается она и по сей день. По поводу души животных, которая содержится в крови, мы говорили во второй беседе нашего цикла, когда рассматривали вопрос о творении души человека и затронули тему ошибочного понимания текстов Библии сектой свидетелей Иеговы. На этом заблуждении базируется запрет этой сектой на переливание крови, от чего многие, в том числе и дети членов секты, нуждающиеся в экстренном случае в данной операции, погибают. Напомню, что в иврите есть три слова со значением «душа»: нэфэш , нэшама и руах . Слово нэфэш (душа) употребляется в основном применительно к животным и обычной земной жизни всех живых существ. Это слово не употребляется, когда говорится о бессмертной душе человека. Для именования бессмертной души используется чаще слово нэшама . А руах – это дух, который Господь вдунул в человека при сотворении, и стал человек «нэфэшалим», то есть живым существом.

http://pravoslavie.ru/100630.html

Очевидно, что подобное обличение должно происходить не за глаза, а перед лицом тех, кто в чем-либо обличается. Как пишет прп. Антоний Великий: «Добрые и боголюбивые мужи обличают в чем-либо худом людей, когда они есть налицо, а отсутствующих не только не укоряют сами, но и тем, кои покушаются говорить что-либо о них, не позволяют того». Вместе с тем, хотя ап. Павел и пишет: «испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5, 10–11), но на подобное обличение должны дерзать не многие, а лишь духовно зрелые. Итак, неосуждение не исключает рассудительности, необходимой каждому христианину. И когда его разум говорит ему о грехе или проступке ближнего, то прежде всего надо проявить к ближнему любовь, как сделали Сим и Иафет, как делал Пимен Великий и другие святые. И, боясь подражать сатане или Хаму, надо, по возможности, скрывать от всех грехи и слабости ближних. Если же ради прекращения соблазна выявится нужда в общественном обличении проступка, то надо делать это с большой осторожностью. При этом порядок воздействия на соблазняющего должен быть таков, как это указывается Самим Господом: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним. Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь»  (Мф. 18, 15–17). Здесь следует обратить внимание особо на последние слова Господа: «да будет он тебе, как язычник и мытарь». Очевидно, что как для евреев из-за соблазна заразиться грехом было опасно сближаться с язычниками и сборщиками податей — мытарями, так христианам нельзя сближаться с людьми, далекими по духу от Христа. А для этого совершенно необходимо хорошо разбираться в окружающих нас людях, что невозможно без глубокого понимания или, что то же, суждения о их духовном состоянии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010