76.– Развалины Ура, отечества Авраама Первые обетования, данные Богом Аврааму; мессианское благословение Бог, повелевши Аврааму, после потери им отца своего Фарры, покинуть город Харран для того, чтобы идти в чужую землю, благословил его и сказал ему: Я произведу от тебя великий народ, И благословлю тебя, И возвеличу имя твое; И будешь ты благословен. Быт.12:2 . Здесь четыре различных обетования, и восходящая последовательность в пророчестве, которое заключает этот стих, такова: 1) обетование многочисленного потомства: Я произведу от тебя великий народ; 2) обетование частного благословения, т. е. материального и духовного благословения; 3) обетование возвышения имени Авраама, т. е. обещание великой славы и 4) обетование, что Авраам сам станет источником благословения для других: не только он будет благословен, но и сообщит людям благословение, которое получил. LXX и Вульгата перевели: и будешь ты благословен; оригинальный текст еще сильнее: ты будешь в благословение. Так как четвертое обетование самое важное из всех, то стих 3-й развивает и объясняет его: Я благословляю благословляющих тебя, И злословящих тебя прокляну; И благословятся в тебе все племена земные. Это благословение, которое Авраам получит и перенесет всем народам земли, есть повторение, продолжение и развитие благословения, данного предку Авраама Симу ( Быт.9:26–27 ). Авраам – наследник Сима, Иегова – его Бог . Иафет будет обитать в его шатрах, потому что в Аврааме благословятся все народы земли. Мотив и цель его призвания и новой истории, которая начинается с этим патриархом – истории народа Божия, ясно определены: от него произойдет благословение всего рода человеческого. В божественных словах личность Мессии не выделяется еще заметным образом, но она начинает обрисовываться: миссия избранного народа, которая будет вполне осуществлена Мессиею, точно обозначена. В Отрасли Авраама получит свое исполнение обетование, возвещенное Адаму, 1225 и ей будет дано благословение Сима; 1226 эти плоды спасения произрастут в земле, куда Бог приведет Своего служителя, т. е. во Святой земле; здесь И. Христос будет проповедовать новую веру, и принявши эту новую веру, мы становимся все детьми Авраама, как учит нас об этом Новый Завет: Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: И в семени твоем благословятся все племена земные, говорит св. ап. Петр, вслед за исцелением хромого ( Деян.3:25 ). Св. Павел писал в свою очередь галатам: Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: В тебе благословятся все народы. И так верующие благословляются с верным Авраамом ( Гал.3:7–9 ). Чрез Мессию, чрез И. Христа, мы благословлены в Аврааме и становимся его чадами по духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

 «И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9, 21–22). Почему Хам называется отцом Ханаана? Есть такое истолкование: когда они находились в ковчеге, плавали достаточно длительное время, они дали обет, что на время плавания не будут вступать в сексуальные отношения со своими женами. И только Хам нарушил этот обет и от этого нарушения родился Ханаан. Потому что ничьи другие дети не упоминаются. В фильме «Ной», этим согрешает почему то Сим… «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9, 22). И вот здесь возникает вопрос: как нам относиться к тому, если мы видим наготу наших родителей? Если мы видим наготу отца, матери, если мы видим наготу духовных наших отцов, пастырей и архипастырей, видя (слыша), как какие-то слухи раздаются о том, что тот или иной совершил ужасный какой-то грех? Ной был, прежде всего, религиозным лидером этой общины. Он был настоящим патриархом в своей семье. А действует ли благодать через недостойных служителей Церкви? Ефрем Сирин пишет, что если принявший священство и недостоин, то благодать все равно продолжает действовать. И когда Ной повел себя недостойно, его сыновья должны были буквально закрыть глаза на то, что произошло. Поступок Хама – то, что он осудил своего отца, дал название этому преступлению. Всякий, кто не почитает старших, называется хамом. То, что делает Хам – это, действительно, хамство в полном смысле этого слова! «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом (реально, закрыв глаза свои – О.С.) и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его» (Быт. 9, 22–24). И далее мы читаем слова, которые немножко непонятны: «И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9, 25). Ной проклинает не Хама, он проклинает сына Хама, своего внука Ханаана. Почему? А потому, что, когда они выходили из ковчега, Бог их всех благословил! А то, что Бог благословил – никто не имеет права проклясть.

http://radonezh.ru/analytics/o-filme-noy...

А что мы приведены и к широте сердца, избегая скорби жизни законной, на это указывает нам третий, Иафет, имя которого означает «широту», ибо к иудеям взывал Бог устами Исаии: «слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме» ( Ис. 28, 14 ). И еще: услышите утесняемые ( Ис. 66, 5 ). Вышедший из этой тесноты в законе Павел взывает к некоторым, уже уверовавшим: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, -распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» ( 2Кор. 6, 11–14 ), ибо они еще следовали правилам иудейским и бесполезным пустым советам. Поет также в одном месте и Давид Спасителю всяческих Христу как бы от лица нового, христианского народа: «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» ( Пс. 118, 32 ); ибо расширился ум наш для премудрости, так как вселился и обитает в душах всех чрез Духа Еммануил. Таковы суть те, которые – во Христе чрез веру. 8. Что чистейшее общество оправданных верою весьма многочисленно, а общество иудейское гораздо меньше, это без труда может всякий узнать из нижеследующего. Ной ввел в ковчег по семи из животных чистых, но по два – из нечистых, то есть убийц Господа иудеев: ибо спасен «остаток», по слову пророка ( Ис. 10, 22 ; ср.: Рим. 9, 27 ). Но предызображено было опять и то, что некоторые из племени Израилева по времени имели отступить и уклониться от веры; ибо " выпустил, – сказано, – из ковчега врана видети, аще уступила вода: он же не возвратися» ( Быт. 8, 7 ). Утонул он, я думаю, в водах, не нашедши опоры и места для стояния. Посему отпадение и удаление от веры Христовой во всяком случае причиняет погибель. Так и блаженный Павел говорит тем, которые после принятия веры усовершаются или думают быть совершенными в законе: «оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» ( Гал. 5, 4–5 ). Смотри же, как ворон из нечистых пернатых был отступником: ибо были некоторые из иудеев, которые после принятия оправдания во Христе возвращались назад к теням закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

б)      Дети должны быть смиренны пред своими родителя­ми. Это свойство естественно детям, если они правильно понимают свое отношение к родителям. Родители ви­новники их бытия: этого довольно, чтобы детям всегда сознавать свою зависимость от родителей и показывать себя пред ними кроткими и смиренными во всех обстоятельствах жизни. Пусть дети в продолжении жизни будут образованное родителей, и выше их займут место в общественной жизни; но дети должны всегда пом­нить, что первым условием всех благ, какими поль­зуются, то есть бытием, они обязаны своим родителям. Потому, чем более дети получают даров в продолжение своей жизни, частной или общественной; тем более должны ценить благо жизни, и тем более благоговеть пред даровавшими это благо. Премудрый учит: «Пом­ни об отце и о матери твоей, когда сидишь среди вельмож, чтобы тебе не забыться пред ними, и по привыч­ке не сделать глупости, и не пожелать, что лучше бы ты не родился, и не проклясть дня рожденья твоего». в)      Дети должны переносить с терпением, извинять и покрывать недостатки и слабости своих родителей. Эту обязанность внушает им чувство глубокого уважения к своим родителям, как великим благодетелям. Премудрый учит: «Сын! прими отца твоего в старо­сти его, и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей. Ибо милосердие к отцу не бу­дет забыто; не смотря на грехи твои, благословение твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты разрешатся грехи твои. Остав­ляющий отца – то же, что богохульник и проклят от Господа раздражающий мать свою» ( Сир.3:12 –16). Как опасно нарушать эту обязанность уважения к родителям, священная история показывает нам в при­мере Хама, сына Ноева. Патриарх Ной, после потопа, однажды от употребления виноградного сока подвергся опьянению, и в этом состоянии открылась нагота его. Хам увидел отца в этом положении. Почтение к отцу требовало, чтобы сын, увидев наготу, скромно покрыл ее одеждою и молчанием. Но Хам не сделал ни того, ни другого: он по­смеялся над отцом, и сказал о том обоим братьям своим. Но Сим и Иафет, будучи почтительными к от­цу, не последовали примеру Хама; они берут одежду, подходят с обращенным назад лицом, покрывают отца, и отходят, не видев наготы отца. Когда Ной проснулся и узнал о случившемся, произнес проклятие на Хама и потомство его, и благословение на Сима и Иафета и на потомков их ( Быт.9:21–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

б) говорить о них со всяким почтением; в) перед ними вставать; г) сидящим предстоять; д) при случае достойнейшее место им отдавать; е) когда говорят, слов их не прерывать и в них безрассудно не примешивать ничего; ж) дела никакого без их воли не начинать; з) ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести. Такое почтение царь Израилев Соломон к матери своей Вирсавии оказывал, как читаем в книге 3-й Царств: И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии, и встал царь навстречу ей, и поклонился ей, и сел на престоле своем; и поставили другой престол для матери царя, и она села по правую руку его (3 Цар 2:19). II. Всякое им должны оказывать послушание. Так приказывает святой апостол: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем (Кол 3:20). Послушание же это, разумеется, должно быть тогда, когда родители своим детям приказывают что-либо, согласное со словом Божиим или непротивное ему. Потому и святой апостол приказывает детям слушать родителей своих в Господе, то есть слушать в том, что в Господе приказывают: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (Еф 6:1). Если же что противное слову Божию повелевают, в том совсем не должно слушать, так как несравненно в большей чести Божие повеление должно быть, нежели родителей. Об этом Христос, Сын Божий, научил в святом Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37). III. Дети родителям должны показывать всякую благодарность, потому что от них жизнь, наставление и все, что они имеют, получили. Благодарность эта в следующем состоит: 1) во всяких нуждах им помогать; 2) когда не имеют довольствия, питать и одевать их; 3) в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт 9:23), которые подобающим образом наготу отца своего прикрыли. Это и Приточник приказывает: слушай, сын, отца, родившего тебя, и не презирай матери твоей, когда она и состарится (Притч 23:22). Хам, сын того же Ноя, показывая наготу отца своего, наказан был.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

б) И как не почитать, т.е. как не любить родителей и не повиноваться им, когда родители готовы отдать жизнь свою за детей? В истории библейской и гражданской есть множество прекрасных примеровь глубокой любви родителей к детям. Вспомните из Библии о пораженном Аароне при смерти его двух первенцев Надава и Авиуда от огня Господня, «и Аарон молчал» ( Лев. Х, 3 ). Вспомните о плаче Иакова по его погибшем сыне Иосифе: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быm. XXXVII, 35 ). Вспомните о Давиде, разразившемся рыданием о своем умершем сыне; он стонал сдавленным от ужаса голосом: «сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 царь. XVIII, 33). Вспомните из истории Греции о знаменитомь Перикл, возлагавшем венок на чело своего умершего сына и отвернувшемся, чтобы в горести скрыть свое лицо; его железное сердце, перенеся все ужасы войны и чумы и ропот своего народа, было разбито последним горем. Наши родители любят нас, своих детей, несмотря на всю нашу заурядность, на все наши дурные качества, своенравие и бессердечие. в) Не должны ли после этого и дети быть снисходительны к прегрешениям своих родителей? Священное писание еще в очень раннее время делает нам предостережение по этому поводу. Когда Ной лежал обнаженный в своей палатке, его сын Хам заслужил вечное проклятие своими грубыми насмешками, которые оскорбили нравственное чувство даже в том суровом мире. Сим же и Иафет заслужили вечное благословение за свою неизменную почтителъность, вследствие которой они покрыли наготу своего отца. Поэтому, во имя всех тех нежных воспоминаний, всего священного семейной жизни, будем помнить, что в своей семье всегда и везде мы должны нести «бремена друг друга» ( Гaлam. VI, 2 ), что грех и порок одного лица всегда будут и останутся позором и страданием всей семьи. Родственные узы, соединяющия нас с каждым отделъным членом семьи, – узы неразрушимыя. г) Св. ап. Павел называет пятую заповедь «первой заповедью с обетованием» ( Eфec. VI, 2 ), и мы обратимся теперь к этому обетованию. «Почитай отца твоего и мать твою (чтобы тебе было хорошо и), чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе» ( Исх. ХХ, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Блаженный Августин так истолковал эти слова: « И вот проходит Иисус, чтобы мы закричали. А что значит: «Иисус идет мимо»? Только на короткое время Иисус приходит к нам. Что значит: «Иисус идет мимо»? Он совершает то, что проходит. Заметьте, как много сделанного Им прошло… ». – Этими словами святой Августин обращает наше внимание на то, что описанные в Евангелиях события относятся к проходящему потоку времени. Бог в Своем богочеловечестве входит в этот поток времени и действует в нем как современник некоторого промежутка времени. Но так как природа Бога выходит за пределы и времени, и пространства, то любое Его действие приобретает некое вечное значение. И далее Августин пишет: « Теперь Божественность Его пребывает вечно, и бессмертие тела Его уже никогда не прейдет. И все же то, что сделано Им было во времени, прошло; и об этом написано, чтобы об этом читать, чтобы это проповедовать, чтобы этому верить. И во всем этом «Иисус идет мимо» ». « Иисус идет мимо », то есть является и нашим современником в Своем вечном движении, Святаго Благовествования. Сказано: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» ( Откр.14:6 ). Слова «вечное Евангелие» и означают неизменность и вечное значение Нового Завета, между Богом и родом человеческим. А так как в каждом действии Иисуса Христа, как Сына Божия, раскрывается Его неизменяемая сущность (характер), то мы и познаем Вечного в событиях, имевших место во времени, в частности, движении Его из Иерихона в Иерусалим. Ибо сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). Преподобный Епифаний Латинский, живший в V веке, обращает внимание на то, что слепые только слышат, но не видят. И здесь они напоминают нам всех тех, которые не видели Христа, но уверовали в Него. В отличие от евреев, которые и видели Христа по плоти, но так и не поверили в Него по духу. Епифаний обращает внимание на то, что невидевших Христа, но исцеленных Им, было двое, как и других детей у Ноя, кроме Сима (от которого произошли семиты), двое (Иафет и Хам).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Быт.49:28 ). И так как в Божественном Писании много благословений, которые, по-видимому, обращены к каждому святому, например, Симу или Иафету или Иосифу, они, однако, даны не только им, как думают некоторые, полагая, что другие не могут быть причастны этим благословениям; Апостол называет их духовными (ср. Еф.1:3 ), поскольку тот, кто может быть укреплен в добродетелях и духе, как, например, Сим, Иафет, Иосиф, Исаак, Иаков или Иоанн, который был «в духе и силе Илии» (ср. Лк.1:17 ), также может стать причастным этим благословениям, силу и дух которых он будет носить в себе. 2 . Посмотрим теперь, какими словами в книге Левит начинается благословение: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их» ( Лев.26:3 ). Дано три указания: поступать по уставам, хранить заповеди и исполнять их. Поэтому, как мне видится, есть наставления, повелевающие, например, что если кто-то не хранит субботу, «побьет его камнями все общество» (ср. Чис.15:35 ), «и кто будет злословить Бога, камнями побьет его все общество» (ср. Лев.24:15–16 ), и все, что подобным образом предписано. Но есть и установления, согласно которым надлежит, например, отдавать десятину левитам (ср. Чис.18:21 ) или «три раза в году являться пред лице Господа» (ср. Исх.23:17 ) или не являться пред лице Господа «с пустыми руками» (ср. Исх.23:15 ). Поэтому «хранить заповеди» значит понимать и осознавать то, что повелевается, а «исполнять их» – делать то, что повелевается. Поэтому я думаю, что именно так надо понимать сказанное: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их». Но посмотрим, какое первое благословение для тех, кто исполнит заповеданное. Сказано: «Я дам вам дожди в свое время» ( Лев.26:4 ). Спросим прежде всего у иудеев и тех, кто считает, что все это можно понимать просто и по-плотски: если этот дождь дан как награда за труды тем, кто исполняет заповеди, то как этот же самый дождь дается в свое время тем, кто не исполняет заповеди, и почему весь мир наслаждается дождем, посланным Богом? Ибо Он «посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Быт.7:6 Ною же было шестьсот лет, когда потоп был на земле. Быт.7:7 И вошел Ной, и сыны его, и жена его, и жены сынов его, с ним, в ковчег, от воды потопной. Быт.7:8 И из скотов чистых, и из скотов нечистых, и из птиц, и из всех пресмыкающихся по земле, Быт.7:9 два – два вошли к Ною в ковчег, самец и самка, как повелел ему Бог. Быт.7:10 И было после седми дней, вода потопная пришла на землю. Быт.7:11 В шестисотый год жизни Ноя, во вторый месяц, в двадцать седьмый день сего месяца, в день сей проторглись все источники бездны, и хляби небесные разверзлись. Быт.7:12 И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей. Быт.7:13 В день сей вошел Ной, Сим, Хам, Иафет, сыны Ноя, и жена Ноя, и три жены сынов его, с ним, в ковчег. Быт.7:14 И все звери по роду, и все скоты по роду, и все ползучее, движущееся по земле по роду, и все летучее по роду его, Быт.7:15 вошли к Ною в ковчег, два – два, самец и самка, всякой плоти, в которой есть дух жизни. Быт.7:16 И входящие самец и самка всякой плоти вошли, как повелел Бог Ною. И затворил Господь Бог ковчег снаружи. Быт.7:17 И был потоп на земле сорок дней и сорок ночей, и увеличилась вода и подняла ковчег, и возвысился (он) над землею. Быт.7:18 И прибывала вода и разливалась быстро по земле; и носился ковчег по воде. Быт.7:19 А вода прибывала быстро, быстро, на земле, и по крыла все горы высокия, кои были под небом. Быт.7:20 На пятнадцать локтей вверх возвысилась вода, и покрыла все горы высокия. Быт.7:21 И умерла всякая плоть, движущаяся на земле, птицы и скоты и звери, и все ползучее, движущееся на земле, и всякий человек. Быт.7:22 И все, что имеет дыхание жизни, и всякий, кто был на суше, умер. Быт.7:23 И истребилось все живущее, что было па лице (всей) земли, от человека до скота, и пресмыкающихся, и птиц небесных, и исчезло с земли. И оставлен один Ной и бывшие с ним в ковчеге. Быт.7:24 И возвышалась вода на земле сто пятьдесят дней. Глава 8 Быт.8:1 И вспомнил Бог Ноя, и всех зверей, и всех скотов, и всех летучих и всех ползецов, какие были с ним в ковчеге. И навел Бог ветер на землю, и прекратил воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Быт. 9:16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. Быт. 9:17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле. Быт. 9:18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Здесь упомянут Ханаан как представитель племени хамитов, на которых падает проклятие Ноя. Но независимо от него родоначальник хананеев, имевших впоследствии такое важное влияние на судьбу Израиля, упоминается здесь потому, что библейский рассказ имеет в виду историю Церкви Божией и подготовляет будущие события. Быт. 9:19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Быт. 9:20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; Вместе с мясом дозволяется ослабевшему человечеству употребление вина, но при первом же опыте виноделия человек злоупотребляет даром Божиим, Быт. 9:21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. Отцы Церкви, говорит автор Зап. на Кн. Бытия, Златоуст, Феодорит, Амвросий, Василий извиняют патриарха в сем падении, полагая, что ему доселе неизвестна была сила вина. В самом деле, не доказано, чтобы вино принадлежало даже к роскоши первого мира ( Мф. 24:38 , см. Запис. стр. 21 II части). Но из этого примера видно, сколько нужно осторожности, чтобы не пасть, когда и величайший из праведников сделался причиной соблазна. Быт. 9 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Вина Хама чрезвычайно велика: в этой поспешности рассказать, что он видел, братьям, видна глубоко испорченная натура, в поступке его видна злобная радость в унижении отца, чувство гордости и собственного превосходства и отсутствие чувства стыда, это – натура, радующаяся падению родителя, и потому-то на него падает наказание, простирающееся и на его потомков. Надобно помнить, что это было начало Церкви Божией на земле и что в лице родоначальника племени давался урок всем будущим поколениям. Хам же из числа восьми душ, спасшихся от потопа, как самых чистых из древнейшего мира, в лице своём снова внёс первое зло на обновлённую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010