Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    [Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха, бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания.    Помилуй мя, Боже, помилуй мя.     Помилуй, Господи, помилуй мя, вопию Ти, егда приидеши со Ангелы Твоими воздати всем по достоянию деяний.    Помилуй мя, Боже, помилуй мя.] Преступи вторнику первыя седмицы даже до Славы. От зде чти среде первыя седмицы на повечерии.   Благословения Симова не наследовала еси, душе окаянная, ни пространное одержание, якоже Иафеф, имена еси на земли оставления. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:23—27).    Так закончилась история отцеубийцы Хама.    «Имена в Библии даются не случайно: имя заключает в себе судьбу своего носителя, говорит о главном его предназначении, об основных свойств его души. По преданию, древних патриархов в миг, когда они нарекали име своим детям, осенял Дух Божий...    Что же означают имена сыновей Ноя? Их значение таково: Сим () Шем) — «имя», «слава»; Хам ( Хам) — «жар», «страсть», “горячность»; Иафет ( Иафе?т) — «красота» (от йафэ — «красивый»), а также “распространение», «расширение» (от глагола пата? — “давать простор»).    Еще одно имя, которое здесь упоминается, “Ханаан», Кенаан происходит от глагола кана — «покоряться», «унижаться», «подчиняться». Таким образом, «Ханаан» означает «подчиненный».    Итак, когда Ной узнал о деяниях сыновей своих, «он благословил [двух] других сыновей своих, а Хама хотя и не проклял вследствие столь близкого родства с ним, но зато проклял его потомков. Таким образом, в то время как все прочие избегли проклятия, сыновей Ханаана, — имеет и более глубокий смысл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя!» — эти слова преподобного Серафима, которые так любит цитировать Святейший Патриарх, относятся именно к этому роду смирения. Знаешь ли ты его? Знаешь ли хотя бы, чего надлежит искать?    Так возопи же ко Господу вместе с преподобным Андреем: «Очисти мя!» Ведь «для чистых всё чисто» (Тит. 1:15., а для нечистого и чистый родник — мутен).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Хама онаго, душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися.    «Божественное Писание повествует обо всем приспособительно к нашей немощи», — говорит божественный Златоуст. Снисходя к немощи нашей, оно готовит нас к исполнению заповедей рассказами о том, что бывает, когда заповеди эти нарушаются.     «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли», — повелел Господь в Десятословии (См.: Исх. 20:12; Втор. 5:16). Рассказавши же ранее историю нечестивого Хама, Моисей показал тебе, душа моя, что бывает, когда грех побеждает природную любовь человека к родителям его.     «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9:22—23).    Хам, «человек похотливый и невоздержный», «с самой ранней поры был развращен душою» и оскорбил родителя «по той же (развращенной) воле, по которой он не воздерживался от деторождения при таких обстоятельствах» (то есть во время потопа), — ведь «начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. Ведь все сыновья Ноевы одной и той же природы и братья между собою, имели одного отца, родились от одной матери, воспитаны были с одинаковой заботливостью и, несмотря на то, обнаружили неодинаковые расположения — один уклонился ко злу, а другие оказали отцу должное почтение».    «Дабы почувствовать непристойность поступка Хама, должно представить, что нагота Ноя осталась бы закрытой для Сима и Иафета, если бы Хам им не сказал о ней. Итак, сей открыл ее снова. Сие обнаружило в нем самом гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности, свойственной целомудрию, и неуважение к родителю. Противные сим качества показали в себе Сим и Иафет, которые «не видали наготы отца своего».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Быт. 9 :5. Ибо вашу кровь, душ ваших 114 , от всякого зверя взыщу (ее) 115 и от руки человека-брата взыщу ее 116 . Быт. 9 :6. Кто проливает кровь человека, того кровь вместо ея будет пролита, ибо Я по образу Божию сотворил человека. Быт. 9 :7. Вы же возрастайте и размножайтесь, и наполняйте землю и умножайтесь на ней 117 . Быт. 9 :8. И сказал Бог Ною и сыновьям его с ним так: Быт. 9 :9. Вот Я поставляю завет Мой вам и потомству вашему после вас, Быт. 9 :10. И всякой душе, живущей с вами, из птиц и из скотов, и всем зверям земным, которые с вами (суть) 118 из всех вышедших из ковчега. Быт. 9 :11. И поставлю завет Мой с вами: и не умрет более никакая плоть от воды потопа, и более не будет водный потоп опустошать всю землю. Быт. 9 :12. И сказал Господь Бог Ною: вот знамение завета, который Я установляю 119 между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды вечные: Быт. 9 :13. Дугу Мою полагаю в облаке, и будет она знамением завета (вечнаго) 120 между Мною и землею. Быт. 9 :14. И когда Я наведу облака на землю, явится дуга Моя в облаке. Быт. 9 :15. И вспомню Я завет Мой, который существует между Мною и вами и между всякою душею, живущею во всякой плоти, и не будет более вода потопом для истребления всякой плоти: Быт. 9 :16. И будет дуга Моя в облаке, и увижу ее, чтобы вспомнить вечный завет между Мною и землею 121 , и между всякою душею, живущею во всякой плоти, которая находится на земле. Быт. 9 :17. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставлю между Мною и между всякою плотью, которая находится на земле. Быт. 9 :18. Сыны же Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отцом Ханаана. Быт. 9 :19. Сии три суть сыны Ноя: оть них распространились (люди) по всей земле. Быт. 9 :20. И стал Ной земледельцем, и насадил виноградник, Быт. 9 :21. И испил вина и опьянел, и обнажился в доме своем. Быт. 9 :22. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышел вон и разсказал обоим братьям своим. Быт. 9 :23. Сим и Иафет, взявши одежду, положили (ее) 122 на оба плеча свои, и пошли смотря взад, и покрыли наготу отца своего, и лицо их было обращено назад, и наготы отца своего они не видели.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В Священном Писании мы встречаемся и с другими выражениями символического значения радуги: она служит одним из атрибутов божественного суда над миром вместе с молнией ( Пс. 17:14 ) или же является знамением божественного величия и славы ( Иез. 1:27–28 ; Сир. 43:12–13 ; Откр. 4:3, 10:1 ). Идея об особом таинственном знаменовании радуги, по-видимому, нашла себе отклик и в универсальных мифах языческой древности, где радуга чаще всего изображалась в виде кроткой посланницы небес, несущей на землю радость, мир и благоволение богов. Быт.9:14 . И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; Глагол «наводить» в священно-библейском языке употребляется главным образом для выражения понятия какой-либо надвигающейся опасности или грозы ( Быт. 6:17 и мн. др.). Таким образом, в момент наибольшего ожидания опасности, Господь и обещает посылать радугу, как символ помилования и избавления от небесной кары. Быт.9:15–16 . и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. Это не более, как антропоморфическое изображение идеи божественного промышления о людях, которое, по аналогии с человеком, представляется вспоминающим о них всякий раз, когда им грозит какая-либо скрытая опасность. Это общее промыслительное отношение Бога к людям не исключает и частных специальных действий божественного промышления, вытекающего из факта заключенного между Богом и Ноем завета. Быт.9:17 . И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле. Это – заключительные слова ко всей довольно пространной речи о завете и его значении. Ной насаждает виноградник Быт.9:18 . Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Отсюда начинается новый библейский раздел – история детей и дальнейшего потомства Ноя (toldoth Noach). Что касается значения самих имен его непосредственных детей, то, согласно наиболее принятому толкованию, слово «Сим» значит «знак, помета», отсюда – вообще «имя»; слово «Хам», вероятно, значит «жгучий, черный, темный, смуглый» и слово «Иафет» означает «распространение». Само перечисление сыновей Ноя сделано здесь с той целью, чтобы показать, что человечество не имело кроме них никаких других родоначальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Жизнь Ноя и его детей после потопа    Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет.    Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.    Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались.    Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие» (Быт.9:18-29; Быт.10). Столпотворение вавилонское и рассеяние людей...    Размножившиеся потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.    Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Жизнь Ноя и его детей после потопа Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет. Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима. Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались. Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. " Бытие " : гл. 9, 18-29; гл. 10. Столпотворение вавилонское и рассеяние людей Размножившиеся потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке. Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

И выпил он вина, и опьянел/быть может, Ной не знал силы вина, а может, решил заглушить переживание страшной катастрофы/, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам... наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду, и... покрыли наготу отца своего/не оглядываясь на него/... Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним младший сын его "/9, 20-24/. С древности существует представление о высочайшем статусе родного отца, как бы образа Отца Небесного, и о священной тайне отцовства, связанной с креативными органами отца (с этим мы еще встретимся), и потому поступок Хама, посмеявшегося над наготой отца, приравнивается к богохульству. Это первый " хамский " поступок, еще одна грань каинитского поведения. Ной сказал: " Проклят Ханаан/самого Хама нельзя проклясть напрямую, т. к. над всеми детьми Ноя ранее Бог произнес благословение, но собственные имена Сим, Иафет, Ханаан, Моав, Эдом и др. относятся также и к их потомкам, к целым народам и землям, ими населенным, поэтому проклятия и благословения устремлены в будущее/; раб рабов будет он у братьев своих... Благословен Господь Бог Симов; Ханаан/читай: Хам/же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему " ./9, 25-27/. Это интереснейшее пророчество имеет как исторический, так и духовный смысл. В истории ВЗ так и случилось: Ханаан был порабощен, потомков Иафета стало на свете больше всех других, и они к III - II вв. завоевали семитов. К сожалению, толкователи нового времени не избежали соблазна продолжить исторические аналогии, и, в частности, приравняв чернокожих африканцев к хамитам, доказывали действенность пророчества на примере негритянского рабства. На самом же деле важен духовный смысл пророчества Ноя о своих сыновьях. Это не столько три расы, сколько три религиозных типа. " Благословен Бог Симов " ; стало быть семиты - это те, кто веруют в благословенного Бога, люди истинной религии. Это и Израиль, и в будущем христиане.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Между прочим, как сообщал Иосиф Флавий, Веспасиан не хотел разрушать храм, но пророчество исполнилось буквально: в пылу битвы разъяренные римские воины разрушили там все, не оставив буквально камня на камне, и побив почти всех людей. Флавий писал: «павших во время осады было миллион сто тысяч…. Размеры гибели людей превысили все, что можно было ожидать от человеческой и Божеской руки… Римляне, наконец, предали огню и отдаленнейшие части города и срыли стены до основания… … Когда Тит вступил в горо д, он дивился его могучим укреплениям… Рассматривая вышину массивного сооружения, чудо­вищную величину каждого камня и тщательность сочленения их, он вос­кликнул: «мы боролись покровительствуемые Богом; только Он мог оттолкнуть иудеев от таких крепостей, ибо что значили бы человеческие руки или машины против таких башен?»». Примерно так же, как свт. Иоанн Златоуст, истолковал пророчество Ноя Иероним «От Сима рождаются евреи, от Иафета — народ язычников. Итак, поскольку обширно множество верующих, то Иафет получил имя «обширность». Это слово [по-еврейски] звучит как lapheth (). А слова «да поселится он в шатрах Сима» пророчествуют о нас: после отвержения Израиля мы изучаем и познаём Писания».  По времени намного ближе к нам находится дореволюционнный исследователь Писания А. П. Лопухин (1852−1904), который увидел больший срок действия  данного пророчества, чем вышеуказанные святые, жившие полторы тысячи лет назад, и поэтому он более подробно рассказал о них, следуя в русле святых отцов: «Да распространит Бог Иафета…» В еврейском тексте здесь дана своеобразная игра слов (japhet e’jephet), или параллелизм понятий, так как имя «Иафет» и обозначает «широкое распространение».  Потомству Иафета, таким образом, предрекалось самое широкое расселение по лицу земли; и действительно, в лице народов Кавказа оно заселило большую часть Азии, почти всю Европу и Америку, не говоря уже о том, что оно же составляет привилегированную часть населения и в остальных странах Нового и Старого света.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/06/istori...

Итак, проклятие ложится не на Хама, а на Ханаана. « и сказал (Ной, – О. С.): проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих » ( Быт. 9:25 ). И действительно, братья и сестры, Африка – земля Хама! Вы же знаете, как живут эти народы – до сих пор они мучаются от этого проклятья, которое легло на целую расу негроидов! «Ной проклял Ханаана. И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. В чем был бы виновен Ханаан, если бы он находился еще в чреслах отца своего и наготу Ноеву видел не он, а отец его? Говорят: Хам принял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега; и поэтому Ной проклинает не его самого, но его сына, хотя проклятие сына должно было причинить скорбь и отцу [Хаму]. Другие же – на основании сказанного в Писании: и узнал [Ной], что сделал над ним меньший сын его, поскольку известно, что Хам был сын не младший, а средний, – заключают, что под сыном меньшим разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца, Хам же со смеющимся лицом вышел и посреди стогна возвестил братьям своим. Посему можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как совершивший [зло] еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, его заслуживающего» 106 . Далее говорится: « Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему » ( Быт. 9:26 ). Он благословляет Сима за то, что он поступил правильно и не хотел видеть наготу своего отца.«Сын благородный не перенес неблагопристойного обнажения праведника. Нравственность покрыла, что опьянением было раскрыто…» 107 . Потом говорится про Иафета, нашего праотца, от которого произошли мы, славяне: « Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему » ( Быт. 9:27 ). Итак, имя Иафет – мы это уже выяснили, – обозначает «распространенный», «красивый», но что означают слова, что Иафет вселится в шатрах Симовых? Ведь если буквально понять смысл этих слов: он не просто вселится, он будет хозяйничать в шатрах Сима, переселится.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Покрывать все недочеты и слабости… Мы просим покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором. Просим покрыть, а как часто поступаем сами со своими ближними? Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость… 14 октября, 2010 Мы просим покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором. Просим покрыть, а как часто поступаем сами со своими ближними? Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость… Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Вспомним известную древнюю историю. Гюстав Доре. Ной проклинает сына своего Хама Наконец-то, метавшийся по безбрежному океану Всемирного потопа, ковчег остановился на первом клочке показавшейся суши. Из него вышли праведный Ной и три его сына – Сим, Хам и Иафет. Каждый выбрал себе род трудовых занятий. Праотец Ной занялся земледелием, выращивал виноград, часть которого шла на приготовление вина. Во время знойного дня, отдыхая в своем шатре в саду, он выпил сладкого вина и от усталости крепко уснул. Во время сна он случайно обнажился. Один из его сыновей Хам, проходивший мимо, увидел в шатре спящего обнаженного отца, посмеялся над ним и пошел поделиться, как ему показалось, веселой историей с братьями. Сим и Иафет, услыхав непристойную веселость брата, возложили покрывало на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих (Быт.9,20-25) . Для чего мы вспомнили, как нам кажется, не ко времени и не к месту эту историю? Дорогие мои, сегодня мы, как всегда, с любовью чествуем Пресвятую Пречистую Матерь Божию, а по благодати и нашу Небесную Матерь, усыновившую нас у Креста, Своего умирающего за нас Божественного Сына. Из года в год мы слышим историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы и радуемся за жителей древнего Константинополя, предстоящих в храме и трепетно молящихся своей Небесной Покровительнице, чтобы спасла Она их город, окруженный неисчислимыми вражьими силами, от погибели и их самих от лютой смерти.

http://pravmir.ru/pokryvat-vse-nedochety...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010