Покрывать все недочеты и слабости… Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость, а заодно обнажаем себя, свою гордость, свое превозношение над окружающими, 14 октября, 2009 Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость, а заодно обнажаем себя, свою гордость, свое превозношение над окружающими, Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Вспомним известную древнюю историю. Наконец-то, метавшийся по безбрежному океану Всемирного потопа, ковчег остановился на первом клочке показавшейся суши. Из него вышли праведный Ной и три его сына – Сим, Хам и Иафет. Каждый выбрал себе род трудовых занятий. Праотец Ной занялся земледелием, выращивал виноград, часть которого шла на приготовление вина. Во время знойного дня, отдыхая в своем шатре в саду, он выпил сладкого вина и от усталости крепко уснул. Во время сна он случайно обнажился. Один из его сыновей Хам, проходивший мимо, увидел в шатре спящего обнаженного отца, посмеялся над ним и пошел поделиться, как ему показалось, веселой историей с братьями. Сим и Иафет, услыхав непристойную веселость брата, возложили покрывало на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих. (Быт.9,20-25) Для чего мы вспомнили, как нам кажется, не ко времени и не к месту эту историю? Дорогие мои, сегодня мы, как всегда, с любовью чествуем Пресвятую, Пречистую Матерь Божию, а по благодати и нашу Небесную Матерь, усыновившую нас у Креста, Своего умирающего за нас Божественного Сына. Из года в год мы слышим историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы и радуемся за жителей древнего Константинополя, предстоящих в храме и трепетно молящихся своей Небесной Покровительнице, чтобы спасла Она их город, окруженный неисчислимыми вражьими силами от погибели, и их самих от лютой смерти.

http://pravmir.ru/pokryvat-vse-nedochety...

Потом Он благословил Ноя и трех его сыновей: Сима, Хама и Иафета, и сказал им ( Быт.9:1, 9, 12, 14:15 ): Раститеся и множитеся, и наполните землю и обладайте ею. Се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас; сие знамение завета, еже аз даю между мною и вами. И будет, егда наведу облаки на землю, явится дуга моя во облаце. И помяну завет мой, иже есть между мною и вами, и между всякою душею живущею во всякой плоти. Ной, сохранивший род человеческий, сохранил и искусства необходимые в жизни. Он более всего прилежал к земледелию, и первый начал разводить виноград. Однажды, напившись вина, которого не знал еще силы, он опьянел, заснул, и лежал обнажен в шатре своем Хам, второй его сын, увидев его в сем положении, вместо того, чтоб поступить, как повелевала ему сыновняя любовь, стал смеяться над тем, что видел, и даже побежал уведомить о сем братьев, дабы и их сделать участниками непочтения своего. Но Сим и Иафет, негодуя на брата своего за его презрение к отцу, взяли одежду, пошли задом и покрыли оною наготу Ноеву. Поступок сей не остался без награждения. С. Патриарх, узнав, по пробуждении своем, о происходившем, воскликнул ( Быт.9:25–27 ): Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета: и да вселится он в шатры Симовы; Ханаан же будет рабом ему. Сии пророческие слова в последствии совершенно исполнились. Несчастное потомство Ханаана, отверженное Богом, истреблено было потомками Сима и Иафета. Из семейства Симова произошел народ любимый Всевышним, Патриархи, Пророки и Сам Иисус Христос ; и Сего-то божественного Избавителя благословил Ной под именем Господа, Бога Симова. Наконец Иафет, от коего произошла большая часть Язычников, вселился в шатрах Симовых, тогда, когда потомки его призваны были к вере, и достигли спасения, собственно принадлежавшего Иудеям. Так продолжалась сия цепь пророчеств, предмет коих был возвещение людям Искупителя, обещанного от начала мира. Ной умер девяти сот пятидесяти лет и потомки его столько уже размножились, что вздумали разойтись в разные стороны. Но прежде рассеяния сего, они хотели исполнить намерение, ясно показывавшее их безрассудность и тщеславие ( Быт.11:4 ). Построим себе, сказали они друг другу, город и башню, высотою до небес. Сие безумное намерение породилось из двух побуждений равно суетных: одно побуждение было то, чтоб увековечить свое имя построением великолепного здания, а другое, чтоб защититься против Самого Бога, если бы Он захотел вторично наказать мир потопом. Они немедленно принялись за работу, и не прежде совершенного окончания решились оставить оную. Но Господь смешал язык их; они не понимали более друг друга и принуждены были оставить свое предприятие, – сей первый памятник гордости и слабости человеческой. Город и башня, оставшиеся недоконченными, названы Вавилоном, то есть, смешением, ибо там смешал Бог язык людей и рассеял их по всей земле.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Свернуть Песнь 3 В третьей песни вспоминается ветхозаветный праведник Ной. Он жил в то время, когда люди полностью забыли о Боге, и был избран Господом как единственно достойный продолжить человеческий род. По повелению Божию, Ной построил ковчег — большой корабль, чтобы пережить потоп, посланный в наказание за человеческие грехи. Сорок дней и сорок ночей продолжался ливень, вызвавший глобальное наводнение, в котором погибло все живое. После того как оно закончилось, ковчег еще шесть с половиной месяцев плавал по водам, пока наконец не появилась суша. В каноне преподобный Андрей сравнивает себя с грешниками, которые утонули в водах всемирного потопа. «При Нои, Спасе, блудствовавшия подражах, онех наследствовав осуждение, в потопе погружения» (Я подражал, Спаситель, развращенным современникам Ноя и наследовал осуждение их на потопление в потопе). У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Однажды Ной выпил вина, охмелел и заснул в шатре без одежды. Хам, увидев отца в таком виде, пошел и со смехом рассказал обо всем братьям. В отличие от Хама, Сим и Иафет, не осмеливаясь даже взглянуть на обнаженного отца, пятясь, вошли в шатер и прикрыли наготу Ноя одеждой. С тех пор имя Хам стало нарицательным, а хамство означает неуважение, грубость и пренебрежение к людям. Вспоминая сыновей Ноя, Андрей Критский упрекает себя за то, что его душа, подобно Хаму, выставляла на посмешище ошибки и неблаговидное поведение других людей. «Хама онаго, душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися» (Подражая отцеубийце Хаму, ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад). Также здесь Андрей Критский упоминает бегство Лота из Содома, о чем говорилось в третьей песни понедельника. Читать полностью отрывок из Библии Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

У других детей Ноя, однако, данная информация не убавила почтительности к отцу: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9: 23). Вот в этом-то случае – в случае ошибок и грехов родителей – и становится максимально очевидна природа хамства (в его библейском понимании). Сим и Иафет дали пример не-хамского поведения. Хотя Хам, по современным понятиям, ничего дурного и не сделал: сказал все «как было». Некоторые, пожалуй, добавят, что еще «проявил принципиальность и честность, не стал замалчивать». К описанному сюжету – отношению «детей» к «грехам отцов» – мы еще вернемся не раз на современном материале. А пока стоит задуматься о более общем: о том, почему же так по-разному понимается «хамство» (а заодно и «честность», «принципиальность» и т.д.) в разных культурах: например в культурах с традиционными ценностями и – современной либеральной культуре. Ослы и дети В новогодние каникулы–2017 случилось увидеть по телевизору удивительные кадры. Один из ведущих телеканалов страны, позиционирующий себя как «первый развлекательный» и, что куда более важно, «семейный», в течение всего дня показывал анонс широко известного голливудского мультфильма: продукция, рассчитанная и на детей, и на взрослых, то есть тот самый случай, когда у экранов собирается вся семья. И сам анонс был построен на сценке, где за столом собралась как раз вся семья – семья персонажей из самого популярного ситкома этого канала. А ситком этот настолько семейный, что в название просто вынесена фамилия главных героев. То есть чтобы вы понимали: семейные ценности вдоль и поперек. И вот сюжет ролика: за столом два поколения – отец и его сыновья с женами, и один из сыновей отпускает шутку про то, что их семья похожа на героев знаменитого мультфильма (того самого, анонсируемого), и – внимание: изюминка! – финальная фраза шутки: «…а наш папа – Осел!» Папа в долгу не остается, и в ответной шутке титул осла достается уже сыну. Напомню, это – выходные дни, вся страна у экранов, дети в первую очередь. Ролик под рабочим названием «Неудачная шутка» шел целый день, в каждой рекламной паузе.

http://pravoslavie.ru/107602.html

Через семь дней по вступлении Ноя в ковчег, в 27-й день второго осеннего месяца (в начале ноября, за 3246 лет до Рождества Христова, и спустя 2262 года от сотворения мира) полился сильный дождь и шел непрерывно в течение 40 дней. Моря и реки выступили из берегов и покрыли землю. Люди спасались от воды на высокие деревья на горы, но вода поднималась выше и выше, и мало-помалу настигала их всюду. Через 150 дней она поднялась на 15 локтей над вершиною самых высоких гор. Все животные и люди на земле погибли; спаслись только бывшие в ковчеге. После сего поднялся сильный ветер, дождь перестал и вода стала убывать. Ковчег остановился в Армении на горах Араратских. Ной отворил окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, стекла ли вода, но ворон не возвратился. Тогда Ной выпустил голубя; голубь, не нашедши сухого места, где бы присесть, обратно прилетел в ковчег. Через семь дней Ной снова выпустило, голубя и к вечеру он принес во рту свежий масличный лист. Ной понял, что деревья уже вышли из-под воды. Спустя другие семь дней, Ной опять выпустил голубя, но на этот раз оно» уже не возвратился. Спустя год от начала потопа, земля обсохла и Ной вышел, из ковчега и выпустил животных. Первым делом его было поставить жертвенник и принести Богу благодарственную жертву за свое спасение. Жертва Ноева была приятна Господу, так как она была принесена с живою верою и от чистого сердца. Господь благословил Ноя, сынов его и всех животных плодиться и распространяться по земле; дозволил людям употреблять в пищу не только растения, но и животных, запретив только питаться их кровью; объявил, что будет строго взыскивать со всякого за человекоубийство и наконец, обещал, что всеобщего потопа никогда более не будет. Знаком сего обещанья Бог поставил радугу, таинственно изображавшую будущее нисшествие на землю Сына Божия для примирения неба с землею. § 6. Дети Ноя и его пророчества о судьбе их По выходе из ковчега Ной начал обрабатывать землю и насадил виноград. Когда доспели ягоды, он отведал их сока, опьянел и заснул среди шатра. Во время сна он сбросил с себя одежды и обнажился. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Хам, увидев отца обнаженным, с злым смехом пересказал о том братьям. Но Сим и Иафет взяли одежду, пошли в шатер и, отвратив взоры от своего отца, прикрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о дерзком поступке Хама и о прекрасном поведении Сима и Иафета, то проклял Хама в лице сына его Ханаана и благословил Сима и Иафета со всем их будущим родом. «Проклят Ханаан» (сын Хамов), сказал Ной в пророческом духе, «рабом рабов будет он у братьев своих. Благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых, Ханаан же будет рабом ему». Слова Ноевы имели такой смысл: наибольшее пространство земли займут потомки Иафетовы, истинная же церковь сохранится в потомстве Сима. § 7. Столпотворение, рассеяние народов и появление идолопоклонства

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Чтение Бытия  18–29; 10: 1] 18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отцом Ханаана. 19 Эти трое — сыновья Ноя: от них распространились люди по всей земле. 20 И стал Ной земледельцем и посадил виноградник, 21 и выпил вина, и опьянел, и обнажился в доме своём. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышел вон и рассказал обоим братьям своим. 23 Сим и Иафет, взяв одежду, положили её на два плеча свои, и пошли, смотря назад, и покрыли наготу отца своего; и лицо их было обращено назад, и наготы отца своего они не видели. 24 Когда отрезвился Ной от вина, то узнал, что сделал с ним меньший сын его. 25 И сказал: «Да будет проклят отрок Ханаан: он будет рабом у братьев своих». 26 И сказал: «Благословен Господь Бог Сима, и будет отрок Ханаан рабом у него. 27 Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в селениях Сима, и да будет Ханаан рабом у него». 28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. 29 И было всех дней Ноя девятьсот пятьдесят лет, и умер. 1 Таковы поколения сынов Ноевых: Сима, Хама, Иафета. И родились у них сыновья после потопа.  Прокимен (псалом 72), глас 4: Мне же прилеплятися Богови/благо есть.  Стих: Коль благ Бог Израилев правым сердцем! Чтение книги Притч  23–28; 13: 1–9] 23 Муж разумный — трон знания, сердце же неразумных встретит проклятие. 24 Рука избранных легко будет господствовать, а коварные будут под данью. 25 Страшное слово смущает сердце человека, а добрая весть веселит его. 26 Праведник, дающий себе во всем отчёт, будет самому себе другом, замыслы же нечестивых — жестоки, согрешающих постигнет зло, и путь нечестивых введёт их самих в заблуждение. 27 Коварному не достанется добыча, ценное же приобретение — человек непорочный. 28 На путях правды — жизнь, пути же злопамятных — к смерти. 1 Благоразумный сын послушен отцу, а непокорный сын погибнет. 2 Добрый сын вкушает от плодов правды, души же беззаконных безвременно погибают. 3 Кто хранит уста свои, тот бережёт свою душу, смелый же на язык устрашит самого себя. 4 Всякий празднолюбец живет страстями, руки же мужественных — в работе. 5 Праведный ненавидит ложное слово, а нечестивый позорится и не будет у него смелости. 6 Правда хранит незлобивых, грех же делает нечестивых злыми. 7 Иные выдают себя за богатых, ничего не имея, а другие смиряют себя при большом богатстве. 8 Выкупом за жизнь человека служит собственное его богатство, а бедный не подвергается и угрозе. 9 Для праведных — всегда свет, светильник же нечестивых угасает. Коварные души блуждают во грехах, а праведные сострадают и милуют.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

1: 9). Что же касается слов Спасителя: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26), то блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет их: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания» . Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37). Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем” (Кол. 3: 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему… Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)» . Стоит привести и слова святителя Филарета Московского: «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2: 51)» .

http://pravoslavie.ru/28265.html

2. Гадательно указываемо было еще и на другое таинство, касающееся иудеев. Три народа было всех: бывший в первое время, как и Сим; бывший в среднее время, соответственно проклятому Хаму, наконец третий, подразумеваемый в последнем – Иафете, имя которого толкуется как широта. Когда же Бог и Отец открыл нам Сына Своего, Который означается посредством чресл и, насколько можно сказать в отношении к мысленной красоте Божества, безобразен и непривлекателен по причине человечества: ибо «нет в Нем ни вида, ни величия», по слову пророка ( Ис. 53, 2 ), – тогда, и только тогда, как могло бы засвидетельствовать и самое событие вещей, первый и последний народ, то есть как в начале и в числе первых уверовавшие, так и призванный в последних, постыдились Еммануила. Они же и благословены чрез Него от Бога и Отца. А бывший посреди двоих как бы посмеявшейся над Христом по причине безобразия человечества и от Бога явившегося Сына многообразно обесчестивший подпал состоянию рабства и потерял свободу отцов. Но что уверовавшие в последние времена из иудеев имели быть общниками и едва не домочадцами первых, так же как и собранными в один город или двор, или дом, то есть в Церковь , на это указал, сказав: «да распространит Бог Иафета» ( Быт. 9, 27 ), то есть третьего и последнего, так как Иафет – третий; «и да вселится он в шатрах Симовых» ( Быт. 9, 27 ), то есть первого, и «Ханаан же будет рабом ему» их (там же). Это, я думаю, означает то же самое, что сказал Христос народу Иудейскому: «истинно говорю вам: всякий, делающий грех , есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин. 8, 34–36 ). Ибо подсмеявшиеся над домостроительством Спасителя нашего несчастные иудеи, не почтившие Его откровения, бывшего к нам от Бога и Отца, пребыли в духе рабства. О столпе и его устройстве Ничего недоставало для человеческой природы к тому, чтобы быть хорошею и благоденствовать: ибо Творец всяческих сделал ее полною и исполненною всякого блага.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

373 Ср. с аккадским kinau – «пурпур». (Подробнее см. Шифман И.Ш. Финикийский язык. М.: Едиториал УРСС, 2010; Дьяконов И.М. Языки Древней Передней Азии. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1967; Noll K.L. Canaan and Israel in Antiquity. London – New York: Bloomsbury, 2013.) Библейская история производит название «Ханаан» от имени сына Ноя – Хама. Ср.: Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнажённым в шатре своём. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан (выделено прот. О.К.); раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему ( Быт.9:18–27 ). Примечательно, что проклятие Ноя адресовано не его сыну – Хаму, который проявил непочтительность по отношению к своему отцу, а внуку – Ханаану. По всей видимости, этот пассаж можно объяснить лишь исключительной ненавистью, которую питали израильтяне к жителям этого региона. 374 По другой версии, Финикия получила своё название от красного солнечного божества Феникса (др.-греч. Φονιξ ) – мифологической птицы, рождающейся на востоке. 375 Подробнее о производстве пурпура см. Волков А.В. Загадки Финикии. М.: Вече, 2004. С. 209–215. 376 Некоторые исследователи, говоря об этом разношёрстном, с одной стороны, и близком по культуре и языку, с другой стороны, конгломерате, применяют к нему название «Ханаанская культурная среда» (см. Wyatt N. Royal Religion in Ancient Judah//Barton J., Stavrakopoulo F. Religious Diversity in Ancient Israel and Judah. London: T&T Clark International, 2010. P. 61–81; Noll K.L. Canaan and Israel in Antiquity. London – New York: Bloomsbury, 2013).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

4: 15). Есть родители, которые родили нас в эту временную жизнь. Есть у нас и родители, которые родили и рождают нас в жизнь вечную через Таинство Крещения. К отцам и матерям относятся также и крестные родители, дающие обещание перед Богом и Церковью воспитывать крестников «во всяком благочестии и чистоте». Необходимо почитать и крестных родителей и молиться за них. Непочтение крестных есть тоже некий вид хамства. Как крестные молятся за своих крестников, так же и крестники молятся за своих крестных. Молиться надо и за священников, как и священники молятся за народ. А если мы и узнаём о падении священнослужителя, то надо молиться о нем, а не осуждать его. Всякий человек может впасть в согрешение, но наша обязанность – поддержать человека, даже если это пастыреначальник. Вспомним историю из Книги Исход. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17: 11–13). Священник молится за каждого человека и за весь народ и, как видим из этой истории, нуждается в нашей поддержке. Будем учиться не осуждать друг друга, не хамить, а молиться друг за друга и прощать. Иначе как же нам молиться молитвой «Отче наш», в которой есть слова: «как и мы прощаем», а сами не прощаем, но осуждаем?! Тогда уж более честной будет такая молитва: «и осуди нас, как и мы осуждаем». Да не будет впредь этого с нами, а если и впадем в такое искушение, не замедлим встать. Будем подражать Симу и Иафету. О них сказано, как мы прочитали выше: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего». Мы можем только, слушая поучения священноначалия, проверять, по согласию отцов ли учат, нет ли отклонения в ересь.

http://pravoslavie.ru/100630.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010