История Церкви патриархальной I. Состояние рода человеческого в первые времена после потопа 1. Обновление мира, человеческого рода и веры Быт. 8:16–22 Когда земля осушилась, Бог сказал Ною: «Выдь из ковчега сам и с тобою жена твоя, сыновья твои и жены их; выведи с собою и всех животных: пусть разойдутся по земле и пусть плодятся и размножаются». Ной вышел со всем своим семейством, и все звери, гады и птицы вышли из ковчега. Тотчас же Ной устроил жертвенник и, взявши из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, принес всесожжение Богу. Эта жертва, служившая свидетельством благодарности за сохранение от всеобщей погибели, вместе с тем выражала такую крепкую веру в будущего Избавителя мира, что Бог определил с того времени, за злодеяния человеческие, не поражать судом всей земли и всего живущего на ней и возвратить природе обыкновенное круговращение времен года и смену дней и ночей. Быт. 9:1–17 Между тем Бог дал Ною и сынам его то же благословение, какое некогда Адаму и Еве, то есть, чтобы они плодились, размножались и распространялись по земле; подчинил власти их зверей, птиц, пресмыкающихся и рыб и наложил на все животные страх, дабы сильнейшие из них не выходили из повиновения человеку, и дозволил, кроме зелени и плодов, употреблять в пищу и животных, но запретил питаться кровью, в которой заключается душа животного, и произнес приговор смерти на всякого – и зверя, и человека, который прольет кровь созданного по образу Божию. Наконец, Бог сказал Ною и сыновьям его: «Вот, я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас и со всеми животными земными в том, что не будет …(пропущена часть текста, плохо отсканировано) в облаке. Когда Я наведу облако на землю,– явится радуга в облаке. Я увижу ее и вспомню завет вечный между Богом и между вами и всякою душою живою: и воды уже не произведут потопа на истребление всего, что существует на земле». 2. Пророчество Ноя о судьбе сыновей своих Быт. 9:20–27 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды выпил он вина и опьянел, и лежал, раскрывшись, посреди шатра своего. Хам, который не имел почтения и любви к своему отцу, обрадовался, когда увидал, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении. Он поспешил к братьям своим и имел преступную нескромность рассказать им, как видел своего отца. Сим и Иафет взяли одежду, и оба, положивши ее себе на плечи, пошли, оборотясь спиною, и прикрыли обнаженного отца: они не позволили себе и взглянуть на его наготу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Итак, ковчег, согласно толкованию святых отцов, – это прообраз Церкви. Заметим, что Бог не предлагает в случае, если кто-то не согласен с Ноем, построить альтернативный ковчег. В беседе «Всякое ли служение угодно Богу» мы говорили о том, что только то служение угодно Богу и полезно, которое согласуется с Его волей. Так и здесь. Воля Бога такова, что каждый, кто хочет спастись, должен войти в ковчег. Так и сегодня: все желающие обрести спасения первое, что должны сделать, – войти в Церковь посредством Таинства Крещения и начать дело своего спасения. Как там не было альтернативы спасения вне ковчега, так и сегодня нет спасения вне Церкви – вне Христа, потому как Церковь есть Тело Христово, а мы – живые клеточки этого Живого Организма, и Сам Христос – ее Глава. И когда Православная Церковь обращается к людям других религий словами неповрежденного Благовестия, мы делаем это не потому, что боремся против них, – мы боремся именно за них, за их бессмертные души, спасение которых возможно только в Иисусе Христе. Святитель Феофан Затворник пишет в книге «Путь ко спасению» об этом так: «Протестанты захотели поправить католичество, но сделали еще хуже. Желают спастись вне ковчега Церкви на своих ботиках…» И напоминает, что все не вошедшие в ковчег – погибли. Недостаточно называть себя христианином, нужно им еще и стать, а стать им можно в полном смысле этого слова, только в Церкви, где через Таинства происходит соединение с Господом по благости Его к человеку. Потоп И мы читаем далее: «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними» (Быт. 7: 10–13). Дальше описывается, как Ной призывал животных в ковчег. Интересно, что даже животные услышали призыв Ноя. Даже животные шли в ковчег, чтобы спастись, а люди пренебрегали спасением!

http://pravoslavie.ru/98976.html

Итак, рассмотрим, что и почему произошло во времена Ноя и какое духовное значение это имеет. Ной принадлежал к десятому поколению после Адама, однако люди в то время жили намного дольше, чем сейчас — по многу сотен лет, так что отец Ноя – Ламех, согласно Библии, был младшим современником самого первого человека. Во времена Ноя было немало тех, кто застал праотца Адама еще живым: помимо Ламеха это Мафусал, Иаред, Малелеил, Каинан, Енос, и, вероятно, другие, чьи имена не сохранились в Книге Бытия. Так что Ной слышал о трагедии грехопадения, произошедшей в начале мира, от тех, кто лично знал ее очевидцев и участников. Уже при рождении Ноя на него возлагались особые надежды: «Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» (Быт. 5:28–29). Само имя Ной означает «утешение». Святые отцы объясняют эти слова как пророчество Ламеха: как говорит Златоуст, «он провидел будущее, и, усматривая, что нечестие людей умножается, наименованием сына предсказывает бедствия, имеющие постигнуть весь род человеческий, дабы люди, вразумившись хотя бы страхом, удержались от греха и обратились к добродетели» . Преподобный Ефрем Сирин так толкует слова Ламеха о Ное: «Сей упокоит нас жертвой своей, которой умилостивит Бога от дел наших и от печали рук наших» . Ной «действительно явился благодатным утешителем, как сохранитель человеческого рода и восстановитель его в лучшем виде» . По свидетельству святителя Иоанна, благодаря такому пророчеству «это дитя, мало–помалу возрастая, для всех видевших его служило уроком… этот человек, живший пред глазами всех, всем напоминал о гневе Божием» . Из Библии о первых пятистах годах жизни Ноя известно лишь то, что в этот период он женился, и у него родилось трое сыновей: Сим, Хам и Иафет (Быт. 5:32). Святой Кирилл Александрийский пишет, что Ной «обращал на себя общее внимание, весьма знаменит был и известен» . Во время жизни Ноя было «велико развращение человеков на земле, и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), «потому что не временами только, но постоянно и во всякой час грешили, ни днем, ни ночью не переставая исполнять лукавое свое помышление» . Однако ветхозаветный патриарх отличался от своих современников: «Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8). Почему? Потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

http://pravoslavie.ru/70247.html

Итак, справедливо будет сказать, что всё допотопное время от Адама до Ноя люди жили Протоевангелием – ожиданием Семени жены, которое сотрет главу змия и спасет людей. Это должен быть человек или муж 40 от Ягве, как это уразумела еще Ева ( Быт. 4:1 ). Она ведь думала, что первенец ее Каин и есть тот самый муж. Но это был еще не он... Потом протоевангелие, данное еще в Эдемском саду, восполнилось пророчеством праведного Еноха, взятого на небо, о грядущем суде Господа над нечестивыми грешниками. Сотериология восполнилась эсхатологией. Образ Сокрушителя главы змиевой, при этом поражаемого в пяту, воссиявает в глазах Еноха небесной славой и пришествием с ангельскими воинствами на суд миру. Однако и это последнее пророчество было забыто людьми. Именно забвение пророчества, утрата надежды и ожидания, обратившаяся сугубой материализацией всего образа жизни и мышления, означены словами Писания – И сказал Ягве (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими); потому что они плоть ( Быт. 6:3 ). То, что пренебрежение Духом Божиим означает именно забвение пророчества, весьма созвучно словам Апокалипсиса: ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества ( Откр. 19:10 ). Без духа пророчества – плоть, а где плоть, там и грех . Потому с горечью увидел Ягве (Бог), что велико развращение человеков на земле ( Быт. 3:5 ). В результате первый мир и его цивилизация гибнут в водах всемирного потопа. Послепотопный период мессианских пророчеств. Ноево пророчество Сошли воды потопа. Устроил Ной жертвенник Ягве. Жертву принес. Бог ответил радугой в облаках, заключил завет с родоначальником нового человечества, со второй цивилизацией на земле. И вновь грех. Ной-праотец опьянел, Хам, сын его, согрешил. Потоп уничтожил нечестивых, а человек опять повержен и лежит в грехе. И как после грехопадения Адамова Бог дал надежду протоевангелия, так и теперь дает новую силу чрез благословение и проклятие Ноево своим сыновьям. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, сыновья Ноя – Сим, Хам и Иафет – это родоначальники человеческих рас. «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 12). Как понять эти слова? Истолкователи говорят, что тогда очень сильны были сексуальные извращения. Причем не только среди человеков, но и среди животных. Началось какое-то дикое смешение! Это связывают и с тем, что две линии – сифиты и каиниты – стали перемешиваться, а это недопустимо, когда в дом верующих берут неверующих невесток или неверующих женихов, это недопустимо! И в мир вошел хаос, и происходит Потоп… И вот когда Потоп окончился, восемь душ спаслись от вод: Ной, его жена по имени Ноема, Сим, Хам, Иафет со своими женами. То, что у Ноя была жена Ноема – это только версия. Дело в том, что Ноема принадлежала к каинитам (Быт. 4, 22). И те комментаторы, которые утверждают, что она была жена Ноя, строят свои предположения только на том основании, что внешне трудно объяснить, почему в родословных каинитов вдруг появляется имя Ноема. А это имя по корневой основе близко к имени Ной (Ноах), как, например, Олег – Ольга. И ими был сделан вывод, что Ноема – жена Ноя. И через нее эти хамитские крови проникли в новый мир, не удалось все это потопить. В церкви иногда произносятся слова молитвы: «от бесовской крови очисти мя, Господи!», что и имеется в виду. Но есть, правда, текст в Библии, где сказано: «Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши - Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все он брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю» (Тов. 4, 12). По крайней мере, такая версия есть, что через Ноему мир Каина вошел, пройдя воды Потопа, на новую землю… И вот люди выходят из ковчега. Сказано: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]» (Быт. 9, 1). Вот здесь нам очень важно обратить внимание на то, что когда они выходили из ковчега, Бог их благословил. Есть учение Церкви (это, собственно говоря, библейское учение): то, что Бог благословил, человек не имеет права проклясть.

http://radonezh.ru/analytics/o-filme-noy...

Как понять эти слова? Некоторые истолкователи говорят, что тогда очень сильны были сексуальные извращения. Причем не только среди людей, но даже и среди животных! Началось какое-то дикое смешение! Мы говорили в прошлый раз, что это связывают с тем, что две линии – сифиты и каиниты – стали перемешиваться, а это ни в коем случае не допустимо, когда в дом верующих берут неверующих невесток или неверующих женихов, это, простите, недопустимо! И тогда в мир вошел хаос, и произошел потоп! А когда потоп окончился, восемь всего душ спаслись от вод: Ной, его жена по имени Ноема, Сим, Хам, Иафет со своими женами. То, что у Ноя была жена Ноема – это только версия. Дело в том, что Ноема принадлежала к каинитам (см.: Быт. 4:22 ). И те комментаторы, которые утверждают, что она была жена Ноя, строят свои предположения только на том основании, что ее имя по корневой основе близко к самому имени Ной (Ноах), как, например, Олег – Ольга. Ими, комментаторами, и был сделан соответствующий вывод, что Ноема – жена Ноя, и именно через нее хамитские крови проникли в новый мир, не удалось полностью хамитство это потопить! Вот, например, в церкви иногда произносятся слова молитвы: «От бесовской крови очисти мя, Господи!» – именно это и имеется в виду! Есть текст в Библии, где сказано: «Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши – Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все он брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю» ( Тов. 4:12 ). По крайней мере, такая версия есть, что именно через Ноему мир Каина попал, миновав воды потопа, на новую землю… И вот люди выходят из ковчега. Сказано: « И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею] » ( Быт. 9:1 ). Здесь нам очень важно обратить внимание на то, что когда они выходили из ковчега, Бог их благословил. Есть учение Церкви (это, собственно говоря, библейское учение): то, что Бог благословил, человек не имеет права проклясть.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Книга вторая О Ное и ковчеге 1. Ной был человек добрый, истинный любитель высшего благочестия и славу в этом предпочитавший всему (ср.: Быт. 6, 9 ). Поскольку же был славен, обращал на себя общее внимание, весьма знаменит был и известен, будучи увенчан высшими похвалами, то по справедливости был предметом удивления. Итак, речь наша обращается к нему, и мы, полагая в совершившемся относительно его как бы какое изображение и прообраз спасения чрез Христа, немало, думаю, принесем пользы читателям. Будем же разъяснять, насколько возможно, в отдельности все, до него касающееся, уменьшая грубость исторического смысла и совершившееся в действительности искусно возводя к духовному созерцанию. 2. От Адама, после убиения Авеля, родился Сиф, от Сифа же Енос, который «начали призывать имя Господа» своего ( Быт. 4, 26 ): ибо Енос от современников своих назван был богом. Удивившись величию присущей ему праведности, они наименовали его богом, думая, что такое наименование более всего приличествует добродетели этого мужа. От Еноса же, названного богом, произошли другие, после которых произошел и Ламех, отец Ноя, оказавшийся пророком при рождении сына, подобно тому как и Захария при рождении блаженного Крестителя. Ибо Ламех наименовал сына своего Ноем, что значит «успокоение», если перевести это слово на наш язык. Как бы представляя причину такового названия, Ламех говорит: «он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» ( Быт. 5, 29 ). При таких-то светлых и весьма блестящих надеждах предвозвещено было древним рождение Ноя. И он был десятый от Адама, если вести родословие чрез Сифа, и достиг того, что происшедшие от Еноса, прозванного богом, от всех названы были богами. Но " Ною было, – сказано, – пятьсот лет и родил Ной...: Сима, Хама и Иафета» ( Быт. 5, 32 ). И Сим, если перевести это слово с еврейского на греческий язык, означает «совершенство» или «растение», Хам же – «теплоту», а Иафет – «широту». Затем Священное Писание говорит: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Когда Бог увидел, что на земле развращение между человеками достигло крайней степени и что предметом мыслей их во всю жизнь только зло, – Он положил истребить с лица земли человеков, а с ними и скот, и гадов, и птиц, сотворенных для пользы человека. 2. Избрание Ноя и приготовление его для сохранения рода человеческого и других живых тварей Быт. 6:8–22 В это время повсеместного растления нравов оставался непричастным злу богобоязненный Ной. В семействе у него были три сына: Сим, Хам и Иафет. Бог обратился к нему и сказал: «Земля наполнилась злодеяниями от людей, и Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег из смолистых дерев, с отделениями (по длине и широте) и осмоли его смолою со внутренней и наружной стороны. Сделай его длиною в триста локтей 6 , шириною в пятьдесят, а высотою в тридцать, с отверстием наверху в локоть (шириною, простирающимся во всю длину ковчега), и с дверью сбоку ковчега. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. А Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить под небесами всякое существо, в котором есть дыхание. Но с тобою Я поставлю завет Мой: ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жены сыновей твоих. Введи также в ковчег животных всех родов: из птиц, из скотов и из всех пресмыкающихся по земле, из каждого рода по паре войдут к тебе, чтобы им остаться в живых с тобою. Запаси у себя всякой пищи, которою бы могли пропитаться и ты, и они». Ной сделал все, что повелел ему Бог. Быт. 7:4–10 За семь дней до наступления потопа Бог предварил Ноя новым откровением. Он дал ему повеление со всем семейством войти в ковчег, и взять с собою животных, присовокупивши, что чистых жертвенных, из скота – коров, овец и коз, а из птиц –голубей и горлиц надобно взять не по паре, а по семи; и предсказал, что через семь дней начнется дождь, который будет продолжаться сорок дней и сорок ночей. Ной сделал все нужные приготовления. 3. Потоп Быт. 7:11–24 В семнадцатый день второго лунного месяца, считая с осеннего равноденствия 7 , шестисотлетний Ной вошел в ковчег с тремя сыновьями своими, и с ними жена его и жены сыновей его. Особенным действием Промысла Божия собраны были и звери, скот, гады и птицы, и вошли в тот же ковчег. Наконец, Сам Бог затворил за ними дверь. И в тот же день полился на землю дождь, который не прерывался сорок дней и сорок ночей. Между тем и воды бездны морской устремились на сушу. Вода все более и более увеличивалась и подняла ковчег. Наконец, она покрыла самые высокие горы, так что ковчег, погруженный в нее на пятнадцать локтей, то есть, до половины высоты своей, носился беспрепятственно поверх высочайших гор Азии. И лишилось жизни все, что имело движение и дыхание на земле. Поднималась же вода в продолжение пяти месяцев или ровно 150 дней. 4. Прекращение потопа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Когда все люди развратились и не думали об исправлении, к которому призывал их праведный Ной, правосудный Бог осудил их на истребление потопом и повелел Ною построить ковчег (то есть большой корабль), в котором могла бы поместиться его семья со всеми земными животными. В этот ковчег Ной вошел с женой и тремя сыновьями: Симом, Хамом и Иафетом с их женами и взял с собой животных и птиц, которых приносили в жертву и почитали чистыми, по семи, мужеского пола и женского, а прочих, нечистых, по два, мужеского пола и женского. Сорок дней потом шел дождь, воды вышли из берегов, покрыли всю землю и потопили всех людей и животных. Спаслись только те, кто был в ковчеге. Через несколько месяцев подул сильный ветер, вода начала убывать, и ковчег остановился на вершине горы Арарат. Когда показались из воды верхи гор, Ной выпустил из ковчега ворона; ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя, голубь не нашел места для житья и возвратился. Через семь дней Ной выпустил голубя во второй раз, и голубь возвратился с масличным листком во рту. Маслина была знаком милости. Через семь дней голубь был выпущен в третий раз и не возвратился. Тогда Ной и бывшие с ним, по особому повелению Божию, вышли из ковчега. Ной принес Богу благодарственную жертву за свое спасение. Господь принял эту жертву и дал обещание, что всемирного потопа никогда больше не будет, и в знак исполнения этого обещания указал на радугу, которая явилась в это время в облаке. 6. Дети Ноя. Столпотворение. Появление идолопоклонства Вскоре после потопа нечестие снова начало развиваться между людьми. Ной насадил виноградник и, когда виноград поспел, стал из сока его приготовлять питье. Однажды, не зная, что из винограднаго сока образуется вино, он много выпил его, опьянел и лежал обнаженным в своем шатре. Хам увидел наготу отца и со злой насмешкой рассказал об этом братьям. Но Сим и Иафет не приняли участия в этой насмешке: они тотчас пошли к отцу и покрыли его одеждой, стараясь не видеть наготы его. Ной, проснувшись, осудил непочтительность Хама и предсказал, что потомки его будут рабами у потомков Сима и Иафета; Сима же и Иафета он благословил и при этом предрек Симу, что из его племени произойдет Спаситель всего рода человеческаго, а Иафету, – что потомки его будут многочисленны и сильны и примут от потомков Сима веру в Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Когда люди умножились на земле, сыны Божии (потомки Сифа) стали прельщаться красотою дочерей человеческих (дочерей потомков Каина) и брать их себе в жены. От этого все люди развратились. Тогда Бог сказал: «не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими. Дам им сроку на покаяние 120 лет». В то время были на земле исполины (великаны, нападающие), которые особенно стали рождаться с того времени, как сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Они еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Когда Бог увидел, что велико развращение людей и что земля наполнилась от них злодеяниями, возскорбел и положил истребить людей, а с ними и скотов, и гадов, и птиц. В это время был человек праведный и непорочный, Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Бог сказал Ною: «земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег 50 , с отверстием вверху 51 и с дверью сбоку. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. Осмоли его смолою внутри и снаружи. Вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить на земле всякое живое существо. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег животных всех родов, чистых 52 по семи, мужеского пола и женского, а нечистых по два, мужеского пола и женского 53 . Запаси и всякой пищи». И сделал Ной все, что повелел ему Бог. В конце шестисотого года жизни своей Ной, со своим семейством и с животными, вошел в ковчег 54 . Бог затворил за ними ковчег 55 . В этот же день полился на землю сильный дождь и лился сорок дней и сорок ночей; и воды бездны морской устремились на сушу. Вода покрыла все горы и поднялась на 15 локтей над самыми высокими горами 56 . Все живущее на земле умерло. Остался только Ной и бывшие с ним в ковчеге, который плавал по водам. Воды поднимались над землею 150 дней. Тогда навел Бог ветер на землю, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Показались верхи гор. Через 40 дней после этого Ной открыл окно у ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел сухого места и возвратился в ковчег. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Помедлив еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Когда земля высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всеми бывшими там с ним 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010