Позднее на основе данной схемы сложился 3-й вариант композиции 3-го обретения - «Богослужение над честной главой св. Иоанна Предтечи», как на иконе (ок. 1552) из Большого Метеорского монастыря: глава (истинных размеров) лежит на св. престоле, ее окружают певчие, диаконы и священники, справа патриарх кадит святыню, за ним стоит император. Подобная композиция запечатлена в клеймах русских икон «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из Балахны (XVI в., НГХМ) и «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу» из храма Покрова на Рву в Москве (глава лежит на престоле, ей предстоят царь и епископы; кон. XVI - нач. XVII в., ГИМ). На 2-сторонней новгородской таблетке (1-я пол. XVI в. (?), ГЭ) помещен следующий извод «Богослужения над честной главой св. Иоанна Предтечи»: в центре клейма стоит драгоценная чаша на высокой точеной ножке, в к-рой лежит глава; ей предстоят, почтительно склонившись, клирики в белых ризах (справа) и император в алых одеждах и золотом венце в сопровождении группы «бояр» (слева); действие происходит внутри белого 3-главого храма. В эпоху позднего средневековья на Руси сложилась еще одна композиция 3-го обретения - «Перенесение честной главы св. Иоанна Предтечи в Константинополь». Патриарх в сопровождении императора и клириков направляется к Царьграду, неся блюдо со святыней на своей голове и поддерживая его руками. Навстречу процессии из столицы выходят священники и люди разных сословий с крестами и иконами. На сложение данной композиции повлияла иконографическая схема «Сретения Владимирской иконы Богоматери»; ношение реликвии на голове патриарха, возможно, является репликой кремлевского чина омовения св. мощей в Великий пяток, во время которого «властем ковчежцы с мощьми и священником блюда на главы» переносились из Благовещенского в Успенский собор (Требник. М., 1894. Ч. 1. Л. 156). Подобный вариант 3-го обретения запечатлен на майской иконе-минее из ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (кон. XVI в.; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. С. 80); на иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 18 клеймах» из ЦАК МДА (XVII в. (?); Михайлова А. Русские иконы из собр. ЦАК МДА: Набор открыток. М., 1998. 11); в клейме на чаше «Усекновенная глава св. Иоанна Предтечи в чаше, с клеймами жития» из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с. Бабурина Даниловского р-на Ярославской обл. (XVIII в.; Клокова. 2003. С. 194). Описание данной композиции встречается также в сводном иконописном подлиннике строгановских мастеров XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 353-354).

http://pravenc.ru/text/471450.html

В рус. минейных циклах образ святого устойчиво встречается под 10 авг. В иконописи: на иконах на август из комплекта годовых миней, напр. XVII в. (ЦАК МДА); на годовой минее (XIX в., УКМ). На гравированных святцах: работы Г. П. Тепчегорского (1714, 1722) - среднего возраста, с недлинной бородой, в стихаре, концы перекинутого через левое плечо ораря скреплены внизу с правой стороны, обеими руками придерживает раскрытый кодекс, перстом правой руки указывает в текст; в варианте И. К. Любецкого (1730) - Л. средовек с бородой средней длины, в орнаментированной крупными цветами ризе, в правой руке кадило, в левой дарохранительница. Рус. иконописные подлинники сводной редакции (XVIII в.) предлагают описание единоличного образа св. диакона. Облик Л. уподоблен облику мч. Космы Асийского («рус, брада Козмина… с правого уха власов повилося»), т. е. предпочтительной является возрастная характеристика как средовека ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 127; то же - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 414). В составе диаконских одежд названы «стихарь и оларь (орарь)». В качестве атрибутов приведены «кадило и фимиамница», тут же упомянута «риза празелень», перекинутая через руку и плечо, наподобие плаща - ни что иное, как покровец, на к-ром Л. держит богослужебный сосуд (ср., напр. образ Л. на мозаике в соборе Св. Софии в Киеве и в росписи Вознесенского собора Жичского мон-ря). ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 414). В версии позднего описания святого в руководстве для иконописцев В. Д. Фартусова (1910) также ничего не сказано о мученичестве Л., к-рое лишь поминается в одном из вариантов предлагаемой надписи в хартии - «с его изречением… Аз благодарю Бога моего, яко сподобил мя части святых мучеников» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 382). Лит.: Ерминия ДФ. С. 163; Rossi F. Vetri dorati cristiani nel Museo Nazionale di Firenze//Miscellanea di storia dell " arte in onore di I. B. Supino. Firenze, 1933. P.1-22; Менолог. С. 257, 284, 303, 375, 390; Coarelli F. Dintorni di Roma. R.; Bari, 1981. (Guide archeologiche Laterza; 7); Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Chiarucci P. Albano Laziale. Albano Laziale, 19882. Р. 97; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 322; Andaloro M., Romano S. e. a. Arte e iconografia a Roma: Da Costantino a Cola di Rienzo. Mil., 2000; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 45. Кат. 33.12; С. 53, Кат. 35.11; Костромская икона. Кат. 259; «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА/Сост.: Л. П. Тарасенко. Серг. П., 2004. С. 122-123, 218; Palombi C. Albano: Le catacombe de San Senatore//Colli Albani: Protagonisti e luoghi delle ricerca archeologica nell " Ottocento. R. 2012. P. 124-129.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Две иконы посл. четв. XVII в. «Прор. Илия в пустыне, с житием в 20 клеймах» дают представление о среднерус. традиции. Одна икона написана «по обещании Гликерии Тимофеевой» в 1682 г. (ЦАК МДА), другая - в 1690 г. мастерами Борисом и Иоанном (ГТГ). Средник отделен от клейм широкой полосой, заполненной либо орнаментом, либо картушами с надписями. На обеих иконах изображен ворон, несущий в белом плате пищу И. На иконе из ЦАК МДА необычно изображение оплакивания умершего сына сарептской вдовы - мать изображена вместе с др. ребенком. Нек-рые функциональные элементы превращаются в декоративные детали. Так, на иконе из ГТГ традиц. огненные пелены И. заменены ковриком, богато украшенным жемчугом. Уникальный житийный цикл сохранился во фресках Ильинской ц. в Ярославле (1680). Это единственный дошедший монументальный цикл И. в посвященном ему храме. Он начинается на юж. стене с композиции «Нет пророка во отечестве своем», затем следуют: предсказание о рождении И.; рождество И.; явление И. Ахаву; И. в пустыне; И. в доме сарептской вдовы; смерть сына вдовы; воскрешение ребенка. На зап. стене: И. возвращает воскресшего ребенка матери; И. направляется к Ахаву; встреча И. с Ахавом и Авдием; жертвоприношение на горе Кармил; избиение жрецов Ваала. На сев. стене: моление о дожде; И. в пустыне; присвоение Ахавом виноградника Навуфея; смерть Иезавели; встреча с Елисеем; попаление пятидесятников; переход посуху через Иордан; огненное восхождение. Над житийным циклом И. расположены соответствующие по смыслу сцены деяний прор. Елисея. Эти «параллельные места» дополняет чудо исцеления нижегородского купца от иконы И. Композиция «Прор. Илия в пустыне» еще раз повторена в росписи сев. стены Покровского придела. На внутренней стене сев. галереи располагается композиция «Христос с предстоящими Гурием, Самоном, Авивом, прор. Илией и Варлаамом Хутынским». Эти святые еще раз изображены на стене зап. галереи. Новаторские приемы живописи Ильинской ц.- сложные барочные архитектурные фоны, драпировки одежд и т. д., во многом восходившие к западноевроп. гравюрам, нашли отражение на нек-рых житийных иконах.

http://pravenc.ru/text/389301.html

К числу ранних относятся иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский» (сер. XVI в., ГМЗРК; у И. крещатая фелонь, острая борода на конце раздвоена, надпись: «  ») и «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14). На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И.- в 1-м ряду 2-й слева, в белом клобуке, с длинной седой бородой. Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) В древнерус. иконописи И. изображался преимущественно среди избранных святых. На правой створке складня «София Премудрость Божия, с избранными святыми» (2-я пол. XVI в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 100-101. 482. Ил. 26-28) И. представлен в небольшом повороте влево, держит в руках Евангелие, на нем светлая фелонь и белый клобук, борода широкая, с небольшой проседью. На обороте 2-сторонней таблетки из Суздаля (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 276-279. Кат. 65; на лицевой стороне - «Жены-мироносицы у Гроба Господня») изображены святители Игнатий, И. (в центре, в зеленоватой фелони, борода сужается книзу) и прп. Авраамий Ростовский. На иконе «Избранные святые» в басменном окладе 2-й пол. XVI в. (ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 86-89) - ростовые образы равноап. кн. Владимира, блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (в центре), святителей Петра и Алексия Московских (слева), блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, святителей Леонтия и И. (справа). И. написан в клейме со святителями на иконе «Походная церковь» 3-й четв. или посл. трети XVI в. из ц. Св. Троицы («Белой Троицы») в Твери (ТОКГ; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 272-273. Кат. 169. Ил.). Наряду с др. избранными чудотворцами он предстоит Владимирской иконе Божией Матери в одной из групп святителей на створке строгановского складня нач.

http://pravenc.ru/text/674806.html

СПб., 1872. Отд. 1. Ч. 1. С. 620-621). Между 1621 и 1668 гг. в Успенском соборе Кириллова мон-ря значилась и др. икона К. «в деянии», вклад А. Ф. Третьякова ( Лелекова. 2011. Т. 1. С. 31). Прп. Ферапонт принимает благословение прп. Кирилла. Клеймо иконы «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях». 1732 г. Иконописец мон. Феодосий (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) Прп. Ферапонт принимает благословение прп. Кирилла. Клеймо иконы «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях». 1732 г. Иконописец мон. Феодосий (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) Образ К. встречается также в житийных циклах его сподвижников и учеников, напр. в клеймах с изображением беседы К. и прп. Ферапонта и благословения прп. Ферапонта перед его уходом от К. на иконе «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях» письма мон. Феодосия (1732, Музей фресок Дионисия в Ферапонтове). Преставление К. проиллюстрировано в Голицынском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 393 об.). Среди лицевых Житий К. наиболее значительным является цикл из 36 оригинальных по композициям миниатюр, открывающих текст каждой главы, в кирилло-белозерской рукописи 10-х гг. XVIII в. (БАН. П I. Б 85). Из житийной иконографии К. выделилась как самостоятельный сюжет композиция «Явление Божией Матери прп. Кириллу Белозерскому в Симоновом монастыре». Такое наименование условно, поскольку, согласно Житию, преподобный во время молитвы ко Пресв. Богородице только слышал голос и видел за окном в небесном зареве место буд. обители. Однако в последионисиевский период в соответствующем клейме на житийных иконах нередко стали изображать Божию Матерь, указывающую К. путь в Белозерье. Так, и на отдельных иконах этого извода, напр. кон. XVII в. (ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 194-195), святой дважды изображен в келье внутри монастырской стены: предстоящим в молитве Богородичному образу и обращенным к Богоматери, протянувшей перст к белокаменной обители на высокой горе у озера (на верхнем поле - образ Св.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Среди немногих сохранившихся образов М. 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. находятся произведения, свидетельствующие об устойчивости традиции совместных изображений М. и др. рус. преподобных - основателей Троицких мон-рей. На иконе посл. трети XVII в. (ЦАК МДА) он представлен в молении Св. Троице вместе с прп. Александром Свирским; на иконе рубежа XVII и XVIII вв. (частное собрание) - припадающим к стопам Христа Вседержителя вместе с прп. Сергием Радонежским (происхождение обоих памятников неизв., они могут быть связаны с кашинско-калязинскими землями). Иногда образ М. включался в более сложные композиции и соседствовал с образами преподобных Макария Желтоводского, Димитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского, Александра Свирского и Кирилла Новоезерского, а также св. князей и прп. Алексия, человека Божия (2-рядная икона 2-й пол. XVII в., ГРМ; Святые земли Русской. 2010. Кат. 294. Ил. 135). По сходному принципу подобраны изображения преподобных на шитой в мастерской А. И. Строгановой пелене из новгородского Антониева монастыря (50-е - 60-е гг. XVII в., НГОМЗ; Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. 142): на ней представлены преподобные Димитрий Прилуцкий, Александр Свирский, М., Макарий Желтоводский и Авраамий Ростовский. В обоих случаях образ М. соседствует с образами святых, подвизавшихся в разных регионах России, однако по традиции он сопоставляется с основателями Троицких мон-рей, а также с Поволжскими святыми. Известны прориси с иконы М. с Верхневолжским прп. Геннадием Костромским и Любимоградским и М. со свт. Стефаном Пермским ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 87, 255); вероятно, выбор святых основывался на пожеланиях заказчиков этих произведений. Образы М. входят в состав неск. ансамблей храмовых росписей XVII в. Кроме упоминавшегося изображения 1654 г. в Троицком соборе Калязинского мон-ря они сохранились в диаконнике собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (1635, под записью XIX в.), в главном алтаре собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря (1649-1650, под записью XIX в.), в одном из окон сев. стены Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684), в жертвеннике Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684). Возможно, изображения М. есть и в др. стенописных ансамблях XVII в., но не идентифицированы из-за поновлений и утраты надписей.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

В иконописи рубежа XVII и XVIII вв. относительное распространение получили сокращенные житийные циклы (как правило, из 4 сцен), принадлежащие к новому типу житийного образа - с композициями, включенными в поле средника и образующими своего рода фон для фигуры Е. Выделяются 2 основных варианта таких произведений: с фронтальным изображением Е. (пядничная икона из собрания ГМЗРК; местная икона в ГИМ (музей «Новодевичий монастырь») - Schittering van de tsaren. 2002. N 88; ту же традицию продолжает образ XIX в. в УИХМ: Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. Кат. 30. Табл. 50, датирован XVII в.) и с фигурой в молении Христу (ЦАК МДА, см. в кн.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища Церковно-археол. кабинета Моск. Правосл. Духовной Академии. Серг. П., 2004. С. 152-153); храмовая икона Екатерининского придела Никольской ц. в дер. Сырья Онежского р-на Архангельской обл., кон. XVII - нач. XVIII в., АМИИ). Последний вариант генетически связан с присутствующей на ранних иконах композицией «Моление...». Сюжетный состав этих произведений стабилен («Исповедание веры перед царем», «Колесование», «Усекновение главы», «Погребение ангелами на горе Синай»); индивидуальной программой обладает лишь образ из дер. Сырья: сцена «Колесование» заменена композицией «Обращение в христианство царицы Августы», при этом сюжеты объединены сложным архитектурно-пейзажным фоном. Финальный этап развития этой традиции представлен иконой 1719 г. письма Алексея Андреева из московской ц. святых Флора и Лавра на Зацепе (ГМИР). Этот образ, возможно, происходит из ц. вмц. Екатерины на Всполье (Б. Ордынка) (известно, что после ее закрытия в 1931 одна из икон Е. была перенесена в ц. Воскресения в Монетчиках, а оттуда - в ц. святых Флора и Лавра на Зацепе). В этом произведении на фоне пейзажа показано усекновение главы святой, из уст к-рой возносится молитва к восседающему на облаках Господу Вседержителю; рядом с Е. изображено колесо. Сходную композицию имеет икона письма мастера Григория Агапова (1726, ГИМ), где сцена казни заменена сценой погребения Е. на Синае. Возможно, что иконы Е. в молении повторяли утраченный храмовый образ дворцовой Екатерининской ц. в Московском Кремле, написанный Федором Зубовым в 1686 г., чья композиция в общих чертах реконструируется по сохранившемуся венцу 80-х гг. XVII в. (ГММК; Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII вв.: Кат. М., 2002. Кат. 142), или произведения др. мастеров Оружейной палаты (в 1702 Кирилл Уланов написал храмовый образ для Екатерининского придела Троицкой ц. Макариева Решемского мон-ря).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Часто встречаются иконы, являющиеся списками икон кон. XVII в. (ГТГ) и кон. XVIII в. (ЦАК МДА), где М. Г. представлен без атрибутов писателя, но с четками (напр., написанная в Иконописной школе при МДА икона 90-х гг. XX в., ризница Троице-Сергиевой лавры). Та же иконография, но М. Г. без четок, на фреске в медальоне в нижней ц. Троицкого собора Саратова. Существуют иконы преподобного и в реалистической манере, на к-рых он представлен сидящим за столом с раскрытой книгой (напр., икона 1997 г. из мон-ря Ватопед на Афоне) или в полный рост, с раскрытым свитком, на фоне пейзажа с храмами Троице-Сергиевой лавры (напр., икона из иконописной мастерской «Возрождение», иконописец П. В. Воронцов) и др. Лит.: Белокуров С. А. О б-ке моск. государей в XVI ст. М., 1898. Прил. 9-10. С. 13; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. Вып. 4. Рис. 60; он же. Очерки памятников христ. иконографии и искусство. СПб. 19002. Рис. 221; Первухин Н. Г. Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. М., 1913; Успенский А. И. Царские иконописцы. 1916. Т. 4. С. 41; Белоброва О. А. К вопросу об иконографии Максима Грека//ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 301-310; она же. К иконографии Максима Грека//ВВ. М., 1973. Т. 34. С. 244-248; Синицына Н. В. Сказания о прп. Максиме Греке. М., 2006; Юхименко Е. М. Древние памятники Троице-Сергиева мон-ря//Прп. Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции. М., 2015. С. 233-246. О. А. Зверева Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

20 ГБЛ, ф. 98, собр. Е. Егорова, 209, Устав большой. Нач. XVII в., л. 214 об. По Новгородскому Чиновнику известен следующий устав службы: «Святых патриарх Константинаграда Александра и Иоанна и Павла Новаго. И преставление преподобнаго отца нашего Александра Сверскаго чюдотворца. Вечерню и Утреню и Литоргио поют Александру Сверскому с Предтечею по Уставу. А патриархом на Павечерни. На Вечерни святитель облачается к молебну, а на облачении сак вседневной. А на молебне канон поют Троицы, да Александру Сверскому чюдотворцу» (БАН, 34.3.35. Новгородский Чиновник, XVII в., л. 168–168 об.). 21 О чудотворной иконе Казанской Божией Матери из этого монастыря см.: 38, т. 3, с. 543; 60, с. 408–415. 22 В этом монастыре отмечалось еще переложение мощей Преподобного в новую раку 5 декабря и праздновался день его мирского тезоименитства 15 июня (6, с. 15). 24 О почитании этих двух святителей как неразрывной двоицы см.: Веретенников П., свящ. Новгородский складень XVII века в собрании Церковноархеологического кабинета при Московской Духовной Академии.– Материалы Церковноархеологического кабинета. 1981 г. Машинопись, с. 32–84. 25 У Н. П. Лихачева же дана еще одна икона (29, ч. 2., табл. 567), имеющая на полях такие надписи: «СТ ПРЕД АЛЕКСАНДРЪ СВи». Преподобный изображен со свитком, рядом написан созданный нм монастырь. Над монастырем изображена Святая Троица и выше надпись «СТАЯ ТРОИЦА». На нижнем поле иконы помешена достаточно читабельная надпись: «Сей преподобный отец Александр родися во области града Белаезера отца земледельца сын, постриженик (б)е Кирилова монастыря преставнся преподобный... 7 года апреля в 20 день». Это – агиографические данные преподобного Александра Ошевенского. М. И. Мильчик считает, что Троица была на этой иконе написана позднее, когда была изменена надпись над преподобным (34, с. 337, 344, прим. 24–26). 29 ЦАК МДА, инв. 1а 96, 32,1´28,2, XVII в., дерево, темпера. Икона опубликована в цвете: Православный церковный календарь. Изд. Московской Патриархии, 1978, 6-я полоса вкладки. Аналогичную икону см.: 12, с. 75. Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому было распространено и в книжной гравюре (см.: ЦГИА, ф. 835, оп. 4, д. 122, д. 7, л. 17, 71. Опубликовано в кн.: 53, с. 19, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

В молении перед сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем П. и свт. Алексий представлены на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР); коленопреклоненными перед стоящим Спасителем - на иконе «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с припадающими святителями Петром, Алексием, Ионой и мч. Феодором» кон. XVI - нач. XVII в. (ГММК), и на аналогичной иконе с припадающими П. и прп. Ефремом Перекомским 1760 г. (частное собрание; согласно надписи на обороте, икону написали монахи Задне-Никифоровской пуст. Ефрем и Петр). Вместе с вмц. Екатериной на фоне пейзажа П. предстоит Спасителю в облачном сегменте на иконе 90-х гг. XVIII в. (ЦМиАР; принадлежала Е. П. Филинковой, в окладе 1859 г.); один он представлен на холмистом поземе в молении ко Спасителю на иконе, исполненной в XVII в. или позднее (КБМЗ). Образ П. включали в минейные циклы (иконы на авг. и дек. нач. XVII в. (?), ЦАК МДА); преставление П. помещено на декабрьских минейных иконах из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГРМ) и из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде ( 1-я четв. XVII в. ВГИАХМЗ). Перенесение мощей П. изображено на иконе «Господь Вседержитель с пророками, праздники и святые» сер. XVI в. (из ц. вмц. Параскевы Пятницы в Каргополе, ВГИАХМЗ; этот сюжет расположен на 6-м сверху ярусе, регистром выше П. изображен в рост среди избранных святых); на двусторонней иконе-таблетке «Минея на август» 1698 г. письма К. И. Уланова (ГТГ). Образ П. вводили в сложные и многочастные иконописные композиции, такие как «Древо государства Московского» 1663 г. письма Симона Ушакова из иконостаса московской ц. Св. Троицы в Никитниках (ГТГ; П. вместе с вел. кн. Иоанном Калитой поливает корни древа). Его образ встречается в лике святителей на иконах «О Тебе радуется» (кон. XV в., ГММК), «Покров Пресв. Богородицы» (30-е - 40-е гг. XVI в., из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ), «Страшный Суд» 80-х гг. XVI в. (из Сольвычегодска, ГРМ), на иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 1-й пол. XVIII в. (?) из моленной Никиты Васильева в дер.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010