Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - под 5 марта сообщает, что св. Конона изображают старцем (Ерминия ДР. Ч. 3. §22. С. 208), не уточняя, К. Г. или исп. Конона Исаврийского. В русских иконописных подлинниках сводной редакции содержится текст о К. Г. Возрастная характеристика та же, что и в Ерминии: седой, «…с брадой Иоанна Богослова, власы с ушей сошли в левую страну»; в левой руке держит деревце или «травку», правая поднята вверх в молитвеном жесте («молебна, персты вверх») (цит. по: Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 284). Т. о., наиболее характерным атрибутом К. Г., определяющим его иконографию, можно считать цветок, деревце или иное растение в левой руке, указывающее на род занятий. Форма бороды К. Г. может различаться. В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова святой описан как старец «греческого типа, с большою седою бородой, волосы просты, ниже ушей» ( Фартусов. Руководстве к писанию икон. С. 201). С длинной заостренной раздвоенной бородой К. Г. представлен в минее на март (нач. XVII в., ЦАК МДА). На гравюре из Святцев работы Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. Г. имеет окладистую округлую бороду, длинные седые волосы, облачен в короткую рубаху и штаны, бос, изображен на фоне условно переданного поля. Седым, со средней длины раздвоенной волнистой бородой и короткими волосами он изображен на миниатюре из рукописной книги «Молитвенник с месяцесловом» (50-е гг. XIX в., РГБ ОР. Ф. 218, 812; 5 марта), созданной для кнг. М. П. Волконской под руководством и при участии академика живописи проф. Ф. Г. Солнцева художниками Н. И. Похвисневым, Л. Кикиным, Л. Львовым, М. А. Межаковым и П. В. Басиным. На иконе «Мч. Конон Огородник (Градарь)» в серебряном окладе (16,5×12 см; посл. треть XVIII в., Центр. Россия; частное собрание) он представлен с небольшой округлой бородой, с седыми кудрявыми волосами, в рубахе, прикрывающей колени, из-под к-рой видны подвернутые штаны. Святой без обуви стоит на вспаханном поле, в левой руке держит плоский сосуд, правая поднята в молении к образу Спасителя, помещенному в левой верхней четверти иконы, в окружении облаков.

http://pravenc.ru/text/1841974.html

происходил из сословия воинов (стратилатов). Они молодые, безбородые, похожи на вмч. Георгия Победоносца или вмч. Димитрия Солунского, но не с кудрявыми волосами, а с короткими прямыми прядками. Одежды отличаются: О. в светлой, богато расшитой тунике и плаще такого же цвета с пурпурной вставкой (тавлионом) - знаком высокого происхождения; П. в светлой тунике, длинные рукава и открытый ворот к-рой видны из-под напоминающего фелонь светло-лилового одеяния с вырезом-горловиной посреди, драпирующего полностью плечи и руки; подобные облачения в том же ансамбле - у мч. Филимона, «распорядителя церемоний»,- возможно, создатели мозаик знали о придворном статусе П. Столь же похожими ликом и одеждами святые изображены на маргинальной миниатюре в рукописи Евангелия с Минологием посл. четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266r) - О. в красном хитоне и синем плаще с золотым тавлионом, П. в синем хитоне и красном плаще с тавлионом, у обоих в руках кресты. В паре как юноши они изображены на одной из миниатюр Минология, принадлежавшего деспоту Фессалоники Димитрию Палеологу (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340), в минейных росписях ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (1371-1381), в росписях ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718). О молодом возрасте О. «с показавшеюся бородою» упоминает мон. Дионисий Фурноаграфиот в чине св. мучеников (Ерминия ДФ. § 10. С. 164). Изображения мучений святых встречаются в минейных циклах в храмовых росписях. На фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18) на аркаде юж. нефа в минее июля (под 16-м днем) - святые в античных одеждах; О. средовек в светлом гиматии, П. ближе к старческому возрасту; их избивают палками 2 палача. В минейном цикле в нартексе Вознесенской ц. мон-ря Вел. Дечаны (1348-1350) святые представлены под 9 нояб. рядом с прп. Матроной Пергийской/К-польской. О. безбородый, он указывает на стоящего рядом средовека П. Все 3 святых показаны рядом под 9 нояб. на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Их фигуры включены в роспись ц.

http://pravenc.ru/text/2578439.html

Σ. 158. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Гимнография Память Е. отмечается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445), последование Е. включает минимальный набор песнопений - стихиры, канон авторства Иосифа, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа и седален, предполагается совершение вседневной службы с пением «Аллилуия» на утрене. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 145) под 9 апр. упоминается Е. с указанием «Аллилуия». Во всех редакциях Иерусалимского устава описание службы на память Е. отличается краткостью - пишется или только память, или память с указанием «Аллилуия». Подробное описание службы 9 апр. появляется в печатных изданиях (начиная с первопечатного: М., 1610), тем не менее последование Е. по-прежнему состоит из стихир, канона и седальна. Изредка в книгах, следующих Иерусалимскому уставу, можно встретить кондак Е., но это является скорее исключением. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: канон 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, составленный гимнографом Иосифом (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом Τος Εψυχου εψχως δω πνους. Ιωσφ (           в слав. печатных Минеях имя Иосифа отделено от акростиха и напечатано отдельно, как обозначение авторства), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τος θλους εψχως, μκαρ (      ); цикл из 3 стихир-подобнов (в греч. и слав. Минеях набор стихир отличается; в слав. Минее XII в. содержится еще одна стихира на тот же подобен, отсутствующая в совр. слав. Минее - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 56); седален. В рукописях встречается кондак Е., не вошедший в печатные издания, 7-го гласа, «Божественнымъ огнемъ разжегся» (см., напр., в Псалтири следованной нач. XVII в.- РГБ. Троиц. 340. Л. 411 об.). А. А. Лукашевич Иконография Мч. Евпсихий. Фргамент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Мч. Евпсихий. Фргамент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Е. изображается, как правило, безбородым юношей в хитоне и гиматии красного цвета, с крестом в правой руке, редко - в воинских доспехах.

http://pravenc.ru/text/187277.html

(WBC; 46); Johnson L. T. First and Second Letters to Timothy. N. Y., 2001. P. 10, 319. (The Anchor Bible; 35A); Karpos//DHGE. 2003. T. 28. Col. 993; Towner P. H. The Letters to Timothy and Titus. Grand Rapids (Mich.), 2006. P. 627, 629. (NICNT); Fiore B., Harrington D. J. The Pastoral Epistles: 1st Timothy, 2nd Timothy, Titus. Collegeville (Minn.), 2007. P. 184-185; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 287; Twomey J. The Pastoral Epistles through the Centuries. Chichester; Oxf., 2009. P. 187-189. В эпоху позднего средневековья в иконографии К. стал преобладать облик старца, кроме того, его апостольские одежды и атрибуты сменились облачением епископа. Возможной причиной изменений в изображении облика святого было влияние на него иконографии мч. Карпа Фиатирского (см. ст. Карп, Папила, Агафодор и Агафоника ), к-рый изображался старцем. Так, в Строгановском иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. о внешности К. сказано так: «Сед, плешив, брада Власиева пошире (длиной до середины груди, внизу разделенная на пряди.- Ю. У.), на плечах амфор, риза празелень, испод лазорь» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 102), ср. описание внешности мч. Карпа под 13 окт.: «Поп, сед, брада аки Власиева, на конце раздвоилася» (Там же. С. 38). В соответствии с приведенным описанием К. представлен на майской иконе-минее нач. XVII в. (ЦАК МДА), а также на поле пядничной иконы «Ангел-хранитель» сер. XVII в. из ц. Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 281. Кат. 734). Ерминия иером. Дионисия Фурнаграфиота (ок. 1730-1733) также предписывает изображать К. как «старца с раздвоенной бородою» (Ерминия ДФ. С. 157). На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. представлен в рост, в хитоне и гиматии, с широким омофором на плечах, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, на страницы к-рого он указывает перстом правой руки. Волосы короткие, пышные, кудрявые; широкая длинная борода ниже груди ( Ермакова, Хромов. 2004. С. 48. Кат. 34.9). На святцах И. К. Любецкого 1730 г. святой изображен в редком для этой эпохи облике средовека, с короткими волосами и бородой до середины груди, облачен в хитон и гиматий (без омофора), левой рукой придерживает закрытый кодекс Евангелия (Там же. Кат. 35.8). В изданном в 1910 г. «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» В. Д. Фартусов рекомендует изображать К. так: «Сед, плешив, борода широкая и длинная, немного выше пояса; типом грек, в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 138).

http://pravenc.ru/text/1681123.html

Прп. Мелания Римляныня. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Мелания Римляныня. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Первый жен. М. основал для своей сестры Марии прп. Пахомий Великий . Затем стали появляться и др. жен. М. Богатая римлянка Мелания Старшая (IV-V вв.; см. Мелания Римляныня ) основала М. на Елеонской горе в Иерусалиме, а римлянка Павла учредила М. для дев. Позже Мелания Младшая (IV-Vbb.) прославилась основанием мн. М.: близ Иерусалима она создала женскую на Елеонской горе и 2 муж. обители (см.: Сидоров. 1998. С. 219). При М. были мартирии с мощами святых. Зап. монахини жили в Палестине в полном подражании егип. образцам. Блж. Иероним Стридонский перевел для Павлы расширенные Правила Пахомия. На Западе существовал обычай отдавать как в мужские, так и в женские М. детей, к-рые уже не покидали обители (см. Облаты ). В М. поступали девушки, давшие обет безбрачия, вдовы. Жен. М., так же как и мужские, имели школы, внутренние - для готовящихся к монашеству, и внешние, в к-рых обучались девушки, возвращавшиеся в семьи после завершения обучения. В X в. в Германии, напр., установился обычай, согласно к-рому знатные люди отдавали дочерей в монастырские школы (см.: Иванов. 1915. С. 157). В жен. М. девушек учили рукоделию: прясть, шить, ткать, вышивать золотом и жемчугом. Кроме того, грамотные монахини занимались переписыванием рукописей, богослужебных книг, сочинений св. отцов. В IX-XII вв. западноевроп. М. гордились своими книгохранилищами. Под б-ку обычно отводился зал на верхнем этаже, в комнате, обшитой досками, чтобы сырость не могла повредить рукописи. Монахи берегли книги как величайшие драгоценности. Наиболее ценные прикрепляли цепями, сохраняя их от похитителей. Каталог книг составлялся библиотекарем. Уже тогда б-ки делились на ученические и фундаментальные. Из последних получали книги монахи и взрослые ученики ( Иванов. 1915. С. 166). Б-ки пополнялись за счет пожертвований. В них были не только библейские, богослужебные, канонические книги, сочинения отцов Церкви, но и произведения Вергилия, Юлия Цезаря, Гомера, Горация и др. классических авторов, а также исторические сочинения.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Сочинения прп. Феодора Студита подтверждают предположение о том, что приблизительно в это время между ним и И. В. произошел серьезный конфликт: если в письме 461 от 823 г. прп. Феодор превозносит добродетели И. В., то в письме 490 от 825 г. речь идет о неких разногласиях с И. В., а в «Малом Оглашении» прп. Феодор упрекает И. В. и «подобных ему» в том, что они не подвергаются иконоборческим преследованиям ( Theod. Stud. Сатесн. parv. P. 141). И. В. совершал множество чудес, среди к-рых наиболее примечательны исцеления (бесноватой, утратившей человеческий облик, скитавшейся в пустыне и поедавшей собственную плоть (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 27); расслабленной (Cap. 34); Евстратия, страдавшего носовым кровотечением (Cap. 54)). И. В. перемещался по воздуху (Cap. 25), ходил по воде (Cap. 42) и укрощал диких зверей (Cap. 51). По его молитве в безводной пустыне открылся целебный источник (Cap. 45), спаслись схваченные арабами пленники (Cap. 62), а крест, упавший в пропасть, сам вернулся (Cap. 32). Среди чудес И. В. агиографы особенно выделяют победы над чудовищами: драконами (длина одного из них достигала 60 локтей (Cap. 29, 37, 40, 46)), ехиднами (Cap. 40, 41), аспидом (Cap. 47), бесами (Cap. 21, 28, 53), а также над колдунами (Cap. 20). Однажды зимой в дикой горной местности И. В. набрел на пещеру, в которой теплилось 2 огонька. Обрадовавшись возможности погреться у костра, преподобный принялся дуть на огонь, чтобы разжечь костер посильнее, но оказалось, что это был не огонь, а в темноте светились глаза огромного змия. И. В. усмирил его и разделил с ним пещеру до конца холодов (Cap. 48). Помимо упомянутых выше пророчеств о кончине императоров И. В. предсказал кончину митр. Никейского Ингера (Cap. 38), игумена Агаврского монастыря (Cap. 59), мон. Фомы (Cap. 65), Евфимия, брата игум. Даниила (Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 31). Прп. Иоанникий Великий. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Иоанникий Великий. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В период гонений при имп.-иконоборце Феофиле И. В. твердо придерживался иконопочитания и дерзко возражал высокопоставленным имп. посланникам, пришедшим обратить его в свою веру (Cap. 45). В версии мон. Петра в уста И. В. в качестве иконопочитательского исповедания веры вложены слова, принадлежащие др. защитнику Православия, патриарху Никифору (PG. 100. Col. 581-589). Мон. Петр использовал для своей версии и др. произведения антииконоборческой направленности, в частности Житие Никиты Мидикийского, эпилог к-рого был почти полностью заимствован мон. Петром.

http://pravenc.ru/text/578008.html

Ист.: BHG, N 2386; ActaSS. Apr. 1675. T. 3. P. 617; PG. 117. Col. 429; SynCP. Col. 637-638; Lackner W. Eine unedierte Passion der neun Märtyrer von Kyzikos (BHG 2386)//JÖB. 1973. Bd. 22. S. 45-48 [текст]; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 4. Σ. 284; ЖСв. Апр. С. 466-471. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 125; Sauget J.-M. Rufo, Filemone, Antipatro, Magno, Teodoto, Teostico, Artemas, Tomasio е Teognide//BiblSS. 1968. Vol. 11. Col. 488-489; Lackner W. Eine unedierte Passion der neun Märtyrer von Kyzikos (BHG 2386)//JÖB. 1973. Bd. 22. S. 37-45 [исслед.]; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 173; Αγαθγγελος, π. Θαναρου. Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2005. Τ. 4: Απρλιος. Σ. 315; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 8: Απρλιος. Σ. 266. О. В. Л. Иконография Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Мастер И. Фёдоров (ЦАК МДА) Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Мастер И. Фёдоров (ЦАК МДА) Древнейшим в рус. традиции изображением К. м. следует считать образ «Девяти Кизических мучеников» со Спасителем «в облаце» из числа икон, находившихся весной 1584 г. «в чердаке» государева дворца в Московском Кремле (Опись домашнему имуществу. 1850. С. 3; о датировке документа см.: Жаринов Г. В. О происхождении т. н. «Описи имуществу царя Ивана Васильевича…»//Архив РИ. 1992. Вып. 2. С. 178-183). Икона имела серебряный золоченый оклад со скаными венцами, вероятно рус. работы. Неизвестно, была ли она рус. письма; однако тот факт, что икона находилась в личных покоях царя Иоанна IV Васильевича, дает возможность предполагать ее связь с дарителями самого высокого ранга: митрополит Кизика , напр. свт. Иоасаф («митрополит Иасаф Кизицкой»), мог привезти образ К. м., покровителей города и митрополии, в сент. 1557 г. (ПСРЛ. 1906, 2000р. Т. 13. С. 275). После 1584 г. эта икона была передана «Борису Феодоровичу» (Опись домашнему имуществу. 1850. С. 3). Несомненно, имеется в виду боярин Б. Ф. Годунов, брат царевны Ирины Феодоровны и шурин буд. царя Феодора Иоанновича. В сер. XVII в. в Образной палате находилась икона «Девяти мученик, иже в Кизице» в басменном окладе с серебряными венцами, описание к-рой несколько отличается от того, что дано в «Описи имущества царя Иоанна IV». После посещения Образной палаты 2 апр. 7184 (1676) г. царь Феодор Алексеевич «сеи образ изволил взять… в свои великого государя хоромы» ( Успенский. 1902. С. 20); судьба иконы во дворце, к-рый неоднократно перестраивался в XVIII-XIX вв., неизвестна. Композиция ее также неясна; возможно, к ней восходит прорись Сийского иконописного подлинника (кон. XVI в.), в к-рой К. м. без к.-л. атрибутов предстоят в 2 ряда Нерукотворному образу Спасителя.

http://pravenc.ru/text/1684590.html

Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА). Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Греческое архиерейское богослужение. Архидиакон с трикирием . Ставленник. С. 265-329). В греч. практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега . См. в ст. «Облачения церковные» . Для А. б. в России принято устраивать в центре храма возвышение - т. н. архиерейский амвон (др. названия - рундук, облачальное место; в Чиновнике изд. 1982-1983 неправильно назван кафедрой), на к-ром стоит архиерей, когда находится не в алтаре, а в храме, и с к-рого читается Евангелие. Сооружение высоких амвонов (метр и более высотой) в центре храма в Византии и на Руси было обычным явлением, не связанным исключительно с А. б.,- с амвона читалось Свящ. Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении . В греч. практике уже с XIV в. архиерейский амвон часто не устраивается. За рус. А. б. нередко звучат оставленные непереведенными греч. тексты: «Ες πολλ τη, δσποτα» (На многая лета, владыко - см. Ис полла эти , дэспота ); «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Κριε, φλαττε» (Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани), «ρδβλθυοτεΑξιος» (Достоин - см. Аксиос ), «Κριε, λησον» (Господи, помилуй) и др.; в конце Патриаршей службы поется полихронион . Это след того, что РПЦ в течение долгого времени возглавляли греч. иерархи (Голубцов. С. 115-120). В Византии книгой, содержавшей чинопоследования А. б., был Евхологий ; на Руси рукописи Евхология (в слав. традиции разделяется на Служебник и Требник), приспособленные для А. б., обычно называли «святительскими Служебниками». С сер. XVII в. за епископской редакцией Евхология закрепилось название Чиновник архиерейский (в слав. Церквах) или Архиератикон (в греч. Церквах). Первые печатные издания: слав.- Венеция, 1538-1540; Москва, 1600, 1610, 1668, 1677, 1688, 1721, 1722, 1760, 1798; греч.- Венеция, 1714 (переиздан в 1773, 1777, 1778); К-поль, 1820. Первые печатные униатские издания: Супрасль, 1716 (под названием: «Понтификал, си есть Служебник святительский»); Унев, 1740; Супрасль, 1793. В 1910 г. в Москве с благословения Святейшего Синода был напечатан единоверческий Чиновник (тексты в нем скопированы из рукописей ГИМ. Син. 909 и 680, XVI в.). Основными богослужебными книгами, регламентирующими совершение А. б. в наст. время, являются: в РПЦ -      (М., 1982-1983. 2 т.); в греч. Церквах - Αρχιερατικν. (Αθναι, 19992). Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/Архиерейское ...

«Тяжелые думы» (свящ. С. Н. Дурылин). Худож. М. В. Нестеров. 1926 г. (ЦАК МДА) «Тяжелые думы» (свящ. С. Н. Дурылин). Худож. М. В. Нестеров. 1926 г. (ЦАК МДА) В мае 1913 г., на Пасху, Д. с матерью, А. В. Дурылиной, впервые посетил Оптину пуст. , исповедовался у иеросхим. прп. Анатолия (Потапова) . По приезде написал, что в Оптиной молитва «кажется короче» и легче произносятся слова «смирения, простоты и беспомощности»; это «место, куда можно прийти плакать о себе и о всем мире, где мне... вспомнилось и помянулось молитвенно все дорогое и милое... и все, что верилось и желалось вокруг России» ( Буткевич Т. А. Восп. Ркп.//Архив Дурылина). Смерть матери 11 нояб. 1914 г. на фоне начавшейся войны стала для Д. потрясением. Через неск. дней после похорон, а также предположительно в янв. 1915 г. он ездил в Оптину пуст. в состоянии, близком к нервному истощению, просил у старца Анатолия благословения поступить в мон-рь. Старец (со слов И. А. Комиссаровой-Дурылиной) ответил: «Носи монастырь в сердце своем, а время покажет, в какой монастырь тебе идти». В июле 1915 г. Д. писал: «Я был на пороге двух аскетизмов: в юности рационалистического, интеллигентского, теперь стою на пороге полумонашеского... И я знаю, что должен стоять,- постояв, переступить этот порог и уйти... А во мне борется что-то, я люблю молодость, красоту, вот это самое тело» (Там же). По возвращении из Оптиной пуст. в 1916 г. в ст. «Начальник тишины» (1916) Д. цитировал слова Гоголя об Оптиной и продолжал от себя: «Да, быть в Оптиной,- быть в ней всегда, когда пишешь, учишься, работаешь, страдаешь, умираешь далеко от нее...» (Русь прикровенная. С. 317). К этому времени Д. был духовным сыном старца Анатолия. Начиная с 1915 г. собирал материалы по истории Оптиной и ее старчества, особенно интересовался личностью прп. иеросхим. Амвросия (Гренкова) . Письменные источники дополнял беседами с насельниками мон-ря, еп. бывш. Уфимским Михеем (Алексеевым) , схиигум. Феодосием (Поморцевым) и др. Февральскую революцию 1917 г. Д. встретил с воодушевлением. После восстановления Патриаршества надеялся на духовное возрождение Церкви. Писал статьи для религиозного ж. «Возрождение». В 1917 г. отправился в свою последнюю поездку по Северу, в том же году побывал в Оптиной пуст. В нач. марта 1918 г. получил приглашение участвовать вместе со свящ. П. Флоренским, Новосёловым и С. П. Мансуровым в разработке программы пастырских уч-щ, к-рые должны были заменить духовные семинарии. Тесно общался с В. В. Розановым , Олсуфьевыми, Мансуровыми, Новосёловым. Присутствовал на заседаниях Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, готовил к изданию опись лавры XVII в. В апр. 1919 г. Д. прочитал в Даниловом мон-ре цикл лекций об иконе для слушателей богословских курсов, был намечен план семинара об Оптиной пуст. В Москве пытался убедить власти сохранить Оптину пуст. хотя бы как музей. В 1920 г. вступил во Всероссийский союз писателей.

http://pravenc.ru/text/180605.html

А. А. Романова Иконография Прп. Мефодий Пешношский. Роспись Михеевской ц. Троице-Сергиевой лавры. 1842 г.(поновления — 1871, 1947) Прп. Мефодий Пешношский. Роспись Михеевской ц. Троице-Сергиевой лавры. 1842 г.(поновления — 1871, 1947) Иконописные подлинники уподобляют облик М. облику прп. Никона Радонежского (под 14 июня), реже - св. бессребреника Космы Асийского (?) (без указания дня памяти): «Подобием сед, брада поменьше Никона Радонежского, власы с ушей, ризы преподобнические» (в иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в.- Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58-59; Большаков. Подлинник иконописный. С. 107; То же//ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 172 об., 30-е гг. XIX в.); «Надсед, брада подобием Козмины, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 156 об., кон. XVIII в.). В руководстве акад. В. Д. Фартусова (1910) М. описан как «старец русского типа, с седою бородой средней величины; одежды монашеские, епитрахиль, на голове клобук» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 305). Наиболее раннее сохранившееся изображение М. представлено на иконе посл. трети XVII в. «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице», написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ; вклад кнг. Анны Шереметевой; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). М. изображен в рост, вполоборота вправо. Он сравнительно молод, у него короткие русые волосы и короткая борода. Традицию изображения М. в виде средовека продолжают 2 иконы «Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (находятся на вост. грани сев.-вост. и на зап. грани юго-зап. столбов). Единоличные иконы святого редки. Вероятно, их писали в Мефодиевом Пешношском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, где в Сергиевой ц. под спудом почивают св. мощи М. В отличие от икон, созданных в Троице-Сергиевом мон-ре, на иконах из Пешношского мон-ря М. представлен в облике старца с седыми волосами на прямой пробор и раздвоенной бородой до середины груди. На иконе 2-й пол. XIX в. (?) (в металлическом окладе), помещенной в наст. время над ракой, святой показан в рост, прямолично, в рясе, мантии, куколь опущен на плечи, десницей именословно благословляет, в левой руке - свернутый свиток; вверху написан образ Св. Троицы, что подчеркивает связь обители с Троице-Сергиевым мон-рем. На иконе нач. ХХ в. (частное собрание), возможно восходящей к оригиналу XVIII в., М. изображен по пояс, прямолично, в схиме, с куколем на плечах, с благословляющей десницей, в левой руке - развернутый свиток с текстом: «Бpamie имите noneчehie еже Бг угодите и дргъ ко». Надпись на фоне: «Св. преп. Мефодий Пéшнош[ский]». На иконе кон. XIX - нач. XX в. (ЦАК МДА) М. изображен погрудно, правой рукой благословляет, в левой - держит развернутый свиток с надписью: «Владыка Господи Боже, сохрани стадо Свое...»

http://pravenc.ru/text/2563098.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010