Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Акакий. Фреска ц. Спаса на Ковалёве в Новгороде. 1380 г. (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля, 26 или 27, 29 нояб. и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных). Рассказ прп. Иоанна Савваита об А. С. передан в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника (Слово 4 «О послушании»). Будучи послушником у одного сурового старца, юный А. С. подвергался постоянным поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через 9 лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя 5 дней старец поведал о смерти послушника др. старцу; тот усомнился в этом, и, когда они пришли в склеп, где был похоронен А. С., спросил лежащего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» - на что А. С., оказывая послушание и после смерти, ответил: «Обязавшемуся творить послушание невозможно умереть». Старец, бывший наставником А. С., был вразумлен этим чудом и провел остаток дней затворником в келье при гробнице. Гимнография Согласно большинству визант. Месяцесловов, память А. С. совершается 7 июля и 29 нояб. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203, 370). В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) память А. С. отмечена 26 нояб. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 14-115). Согласно принятому ныне в РПЦ Уставу, служба А. С. с каноном (4-го гласа) Феофана Начертанного († 845) с акростихом «Акакия избраннаго послушателя песньми пою», стихирами и седальном (4-го гласа) «Светлостию веры» поется 29 нояб. на повечерии. В греч. печатных афинских Минеях это последование отсутствует. Сохранился лишь стишной синаксарь по 6-й песне канона утрени 26 нояб. (Νομβριος. Σ. ), во многих же греч. рукописях служба выписана 7 июля. По первому печатному рус. Типикону 1610 г. положено совершать службу с Аллилуия 7 июля. Иконография А. С. изображается молодым, с темными волосами и очень короткой темной бородой, в монашеском одеянии (ряса, мантия, кукуль на плечах, схима). Его облик соответствует описанию, данному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в.: «Молодой, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 13. 60). Изображения А. С. сохранились в юго-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас , 30-е гг. XI в., в ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г.,- в руке держит свиток с надписью «Чадо послушания не умирает николиже» (атрибуция Н. В. Квливидзе); на рус. минейной иконе на июль, нач. XVII в. (ЦАК МДА), изображен безбородым; в трапезной мон-ря Хиландар на Афоне, 1621 г.

http://pravenc.ru/text/63802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК Прп. Анатолий Затворник (в Ближних пещерах. Гравюра " Собор Киево-Печчерских святых " . Кон. XVIII-haч. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прп. Анатолий Затворник (в Ближних пещерах. Гравюра " Собор Киево-Печчерских святых " . Кон. XVIII-haч. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Местная канонизация А. З. совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митр. Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд киевских святых (в т. ч. А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1763 г. служба Собору преподобных отцов Дальних пещер (время ее создания неизвестно, но предположительно посл. треть XVII в.) была впервые опубликована в изд. Киево-Печерской лавры «Службы преподобным отцам печерским». В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. А. З. упоминается в рукописном словаре преподобных отцов Дальних пещер, к-рый в XIX в. хранился в б-ке Дальних пещер ( Модест. С. 31). 3 июля память А. З. совершается ради его тезоименитства со свт. Анатолием , Патриархом К-польским. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. облик А. З. описан таким образом: «Сед, брада Власиева, на главе клобук черн, ризы преподобнически, испод бакан, левой рукою держит ризу, правую у сердца положил» (БАН. Строг. 66. Л. 318об., «левыя страны» 49-й). В изображениях Собора Киево-Печерских святых А. З. представлен в правой группе, в ряду иноков, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах, напр. на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, литографии 1859, изд. А. Абрамова). В др. эстампах помещен образ преподобного с надписью на нимбе: «Преп. Антоний»; поскольку святой с таким именем в Дальних пещерах отсутствует, его предположительно можно отождествить с А. З. Он представлен без выраженных индивидуальных черт, в монашеском одеянии, с куколем на голове, с прижатой к груди правой рукой, в 9-м ряду первым слева на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), вероятно из мастерской Киево-Печерской лавры; на раскрашенной литографии 1883 г. изд. А. Абрамова (ГРМ).

http://pravenc.ru/text/115008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), на Никольской ул. в Китай-городе. Основан, вероятно, на рубеже XVI и XVII вв., до 1614 г. Наименование мон-ря отражает посвящение главного престола и топографическое положение обители до нач. XIX в. (за Иконным торговым рядом вдоль Никольской ул.). В документах XVII в. З. м. именовался как «Спасский», «Спасский за Иконным рядом», «Спасский Училищный», в «Привелегии...» Симеон Полоцкий высокопарно называл его «Всемилостивого Спаса иже в Китае на Песках, нарицаемый Старый». Возможно, именно со 2-й пол. XVII в. появлялись версии о древнем происхождении монастыря и наименования: «Спасский на Никольском крестце, на Песках, на Старом месте». В XVIII в. мон-рь чаще именовался Заиконоспасским Училищным, в XIX-XX вв.- Заиконоспасским. Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Архим. Леонид (Кавелин) датировал основание З. м. 1380 г. (в связи с победой на Куликовом поле) на территории монастыря Николы Старого - московского Греческого во имя свт. Николая Чудотворца монастыря (учреждение к-рого он также относил к XIV в.). Он полагал, что З. м.- это отделившийся зап. участок Никольской обители с расположенной на нем Спасской ц. По мнению архимандрита, именно самостоятельный Спасский мон-рь упоминается в документах с кон. XV в. как «Спас на Старом», «Спас Старый». Однако приведенный архим. Леонидом корпус летописных известий является спорным, а анализ их содержания - не вполне убедительным. Не подкреплена документами и гипотеза об основании З. м. в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Менее распространенная версия, по к-рой датой основания З. м. считается 1660 г., видимо, связывает этот факт со временем постройки в мон-ре собора в честь Нерукотворного образа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/182479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Свт. Агапит, папа Римский, прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Фрагмент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Свт. Агапит, папа Римский, прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Фрагмент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) († ок. 845), прп. (пам. 11, 18 апр.), ученик прп. Григория Декаполита . Житие святого не сохранилось, но сведения о нем содержатся в Житиях прп. Григория Декаполита (BHG, N 711) и прп. Иосифа Песнописца (BHG, N 944, 946), к-рый, так же как и И., был учеником прп. Григория. Вероятно, И. был пострижен в монахи своим учителем (скорее всего в Фессалонике), а затем путешествовал с ним и нек-рое время жил с прп. Григорием в К-поле. Прп. Иосиф Песнописец , вернувшись ок. 842 г. из заключения на Крите, не застал прп. Григория в живых, но встретил И. Оплакав своего учителя, они отправились в то место, где прежде жили с прп. Григорием, в ц. св. Антипы, и провели там в уединении неск. лет. И. во всем подражал своему учителю - и в образе жизни, и в благочестии, так что прп. Иосифу, прожившему с ним нек-рое время, стало казаться, что он видит не И., а прп. Григория Декаполита. И. обладал также даром красноречия (греч. εχε τ γλσσ τς χριτας). Когда И. скончался, изнурив свое тело строгим постом и ночными бдениями, прп. Иосиф похоронил его рядом с прп. Григорием в ц. свт. Иоанна Златоуста, а через 5 лет он основал мон-рь, куда и перенес с почестями мощи учителя и ученика. Точную дату кончины И. определить сложно, исследователи называют 845 и 850 гг. В синаксарной заметке под 19 апр. сообщается также, что после смерти прп. Григория Декаполита И. отправился на Св. землю, где жил в лавре св. Харитона и там же скончался (SynCP. Col. 615-616). Однако эти сведения не встречаются в др. источниках, и в данном случае произошло смешение фактов жизни И. с биографией др. святого - прп. Иоанна Палеолаврита. Гимнограф Феофан составил канон в честь прп. Григория Декаполита и И., к-рый в заглавии назван Иоанном Исихастом (Ταμεον. Σ. 188. N 568).

http://pravenc.ru/text/469013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь. Гравюра. XIX в. (ЦАК МДА) Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь. Гравюра. XIX в. (ЦАК МДА) Находился в 4 верстах к северо-западу от г. Ахтырка Харьковской губ. на берегу р. Ворсклы. В 1654 г. игум. Георгиевского мон-ря в мест. Лебедин под Киевом Иоанникий и 40 чел. братии, спасаясь от притеснений со стороны униатов, переселились на Слободскую Украину, находившуюся под властью московских государей. В том же году по указу царя Алексея Михайловича для устроения новой обители братии была отведена гора Ахтырь (Ахтурь) с полями, лугами и рыбными ловлями. Первый деревянный храм в мон-ре был освящен в XVII в. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, поэтому мон-рь первоначально назывался Благовещенским, а по местоположению - Ахтырским. Вскоре на средства главнокомандующего слободскими полками бригадира Ф. Осипова вместо деревянной была построена каменная трапезная церковь с тем же посвящением. В 1724 г. по инициативе духовника имп. Петра I и имп. Екатерины I прот. московского Благовещенского собора Тимофея Васильевича Надаржинского в А. м. был возведен каменный Троицкий собор, вокруг мон-ря - каменная стена. Указом Белгородского еп. Епифания (Тихорского) мон-рь был переименован в Троицкий. В 1729 г. прот. Тимофей Надаржинский принял в А. м. схиму с именем Товия и подвизался здесь до своей кончины, был погребен под Троицким собором в древних пещерах, впосл. замурованных. По смерти иеросхим. Товии его сын Иосиф на собственные средства построил в мон-ре каменную ц. в честь Преображения Господня с братской трапезной и каменную колокольню. В А. м. до 1922 г. хранился портрет иеросхим. Товии, на к-ром он изображен в молитвенном предстоянии пред Распятием Спасителя в рясе с красной епитрахилью. В верху портрета - «Всевидящее око», с 2 сторон - гос. гербы, а по бокам и внизу - символические изображения из Псалтири с соответствующими надписями.

http://pravenc.ru/text/77222.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ [Сераион; греч. Ανδρου ποστλου σκτη, Σεργιον], на г. Афон, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). До XV в. здесь находился Ксистский мон-рь, принадлежавший Ватопедскому мон-рю . Еп. Порфирий (Успенский) сообщает, что с давних времен на этом месте была келья с ц. во имя прп. Антония Великого, называемая Руэн-ду (албан.- пастырь), к-рую построил предположительно монах-пастух из Албании и к-рая принадлежала к числу наемных келий Карейской лавры. Во 2-й пол. XVII в. келья была перестроена для вышедшего на покой в 1652 г. К-польского Патриарха свт. Афанасия III (Пателлария) . После его смерти в течение 107 лет келью занимали снимавшие ее у протата монахи. В 1766 г. К-польский Патриарх Серафим II , будучи на покое, приобрел келью и окружавший ее участок земли. По его просьбе мон. Пахомием, зодчим-хиосцем, там был заложен храм в виде башни с нижней ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и верхней - во имя ап. Андрея Первозванного, впосл. переосвященной греками во имя прп. Антония Великого, также был построен 4-этажный корпус, получивший название Серай (тур.- дворец). В нижнем ярусе корпуса размещались кладовые, в 1-м - хозяйственные службы, во 2-м - кельи и трапезная, в верхнем - Патриаршие покои и обширная б-ка. Патриарх Серафим прожил в обители 2 года, состоя в духовном общении с прп. Паисием Величковским , основателем скита Илии пророка. После смерти Патриарха старший архидиакон, его ученик, заведовавший хозяйством Серая, переселился в Ватопедский мон-рь, к-рому передал Серайскую келью. После греч. восстания 1821 г. Ватопед не смог более поддерживать Серай, и келья, переходившая из рук в руки, пришла в запустение. Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Основание А. а. с.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ, ИОАНН И ЕВСТАФИЙ (Кумец, Нежило, Круглец; 1347, Вильна), мученики (пам. 14 апр., 26 июля и в Соборе Белорусских святых), литовцы, братья, приближенные вел. кн. Ольгерда . Существуют проложное и пространное жития мучеников, служба (автор - некий Димитрий) и похвальное Слово (автор - ритор Великой ц. Михаил Вальсамон; греч. текст сохранился в рукописи XV в. Ватопедского мон-ря на Афоне), написанные первоначально на греч. языке в связи с канонизацией мучеников в 1374 г. Греч. оригиналы проложного и пространного житий неизвестны, слав. переводы (в списках начиная с XV в.) сохранились в 2 редакциях: южнослав., более близкой к греч. оригиналу и восточнослав., переработанной и сокращенной. Служба известна только в слав. переводе в 2 редакциях - краткой (в списках XV в.) и пространной (в списках XVI-XVII вв. и в печатных Минеях). Наиболее ранний список слав. текста пространного жития (в южнослав. редакции) и службы - БАН Литвы. Ф. 19. 174. Житие мучеников в списке нач. XVI в. из Супрасльского мон-ря (БАН Литвы. Ф. 19. 98) предварено синаксарными стихами. Известен также слав. перевод похвального Слова Вальсамона в 2 молдав. рукописях: БАН Румынии. Слав. 164, 1438 г. и Библиотека Святейшего Синода (БСС) Румынии. III. 26, XVI в. Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент А., И. и Е. были тайно обращены из язычества в Православие свящ. Нестором, духовником кнг. Марии Ярославны, жены Ольгерда. После принятия Крещения братья отказались следовать языческим обычаям. Ольгерд, решив испытать их повиновение, предложил им вкусить мясо в постный день (согласно проложному житию, это было в пятницу, накануне праздника Рождества Христова). Мученики ответили, что обязанности по отношению к Богу выше послушания князю. Братья были заключены в тюрьму. Не выдержав заточения, И. согласился выполнять языческие обряды и был отпущен. В надежде, что А. последует примеру брата, отпустили и его. Однако А. твердо исповедал Православие, и его снова заключили в темницу. Скорбя о малодушии брата, А. отказался от общения с ним. Беседы со свящ. Нестором укрепили И., новым свидетельством своей веры он вызвал гнев княжеского окружения, был жестоко избит и вновь брошен в тюрьму. Вскоре братьев казнили: А. был удавлен 14 апр., И. повешен 24 апр. После жестоких пыток (ему перебили ноги, отсекли нос и уши) 14 дек. был также повешен Е. Местные христиане тайно погребли останки мучеников. В погребении Е. участвовали принявшие христианство старшие сыновья Ольгерда. На месте казни мучеников в Вильне попечением второй жены кн. Ольгерда кнг. Иулиании была позднее построена ц. во имя Св. Троицы.

http://pravenc.ru/text/116066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Прп. Григорий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор Киево-Печерских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА) Прп. Григорий Киево-Печерский. Фрагмент гравюры «Собор Киево-Печерских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА) (XIV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник, чудотворец. Краткое описание подвижничества Г. помещалось на доске, к-рой до XVIII в. была закрыта ниша, где покоились мощи преподобного (скопированные в XVII в. с досок «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» опубл. архиеп. Модестом (Стрельбицким) ). Г. сподобился дара чудотворения за подвиги поста и молитвы. Преподобный питался невареными овощами и травами, ночи проводил в молитве. Больные, вкушая его еду с верой в молитву святого, получали исцеление. В древнейший помянник Киево-Печерского мон-ря кон. XV - нач. XVI в. внесены 5 монахов с именем Григорий, одним из них мог быть Г. ( Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI ст.)//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. С. 5-6). Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Г. упоминается во 2-м тропаре 5-й песни Канона преподобным отцам Дальних пещер, имеется отдельный кондак преподобному. Обследование мощей Г. показало, что на момент смерти ему было 40-50 лет ( Колпакова В. М. , Кабанець П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя св. мощей лаври//Дива. С. 93). Ист.: Служба прп. отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают//Службы прп. отцем печерским. К., 1763. Л. 108; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 14, 53-54.

http://pravenc.ru/text/166547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРАПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Аравийская, «О, Всепетая Мати»] (празд. 6 сент.), относится к числу наиболее древних явленных икон Богоматери. Достоверных сведений об А. и. не сохранилось. Согласно преданию, время явления иконы связывают с проповедью в I в. ап. Фомой евангельского учения в Индии ( Поселянин. С. 567). По др. версии, икона явилась в нач. IV в., в 301 (Там же) или 322 г. ( Ровинский. С. 675). Арапетская икона Божией Матери. 2-я пол. XIX в. (ЦАК МДА) Арапетская икона Божией Матери. 2-я пол. XIX в. (ЦАК МДА) Иконографический тип А. и.- Одигитрия Аристеруса (Младенец Христос на левой руке Богоматери), Младенец облачен в красные одежды, верхняя часть туловища обнажена, обе ножки не прикрыты (в нек-рых изображениях видна только пятка правой ноги). Отличительными особенностями иконографии являются изображенные на мафории в местах звезд головки ангелов в медальонах, вписанный в кайму текст последнего икоса акафиста Божией Матери («О, Всепетая Мати»), украшенная изображениями облаков ткань мафория. Перечисленные признаки встречаются как вместе (иконы 1-й пол.- сер. XIX в. (Музей СПбДА), 2-й трети XIX в. (ГНИИР), 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА)), так и отдельно; на иконе кон. XIX в. (Частное собр. Москва) - в правой руке Младенца свиток. Прорись с А. и. приводится под 6 сент. в Сийском иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., упоминание о ней содержится также в Клинцовском подлиннике кон. XVIII в. А. и. представлена в своде чудотворных икон Божией Матери на гравюрах нач. XVIII в. работы Г. П. Тепчегорского и на иконах XVIII - нач. XX в., напр. на вологодской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ЧерМО), «Успение Богородицы и свод чудотворных икон Богоматери» XIX в. (ГТГ), иконе кон. XIX - нач. XX в. (ЦАК МДА). Иконография этих памятников отличается от традиционной, в частности, Младенец Христос изображен сидящим на правой руке Божией Матери, отсутствуют характерные изображения на мафории. Согласно архиеп. Сергию (Спасскому) , празднование А. и. не было отмечено в греч. и рус. месяцесловах (Месяцеслов. Т. 2. С. 274, Т. 3. С. 658), в т. ч. в офиц. календарях РПЦ XIX в. В совр. календаре РПЦ празднование А. и. указано и совершается 6 сент. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 675; Поселянин Е. Богоматерь. С. 567; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 53; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 47; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands. Bonn, 1992. S. 27; Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII - нач. ХХ в. М., 1996. С. 129. Кат. 41; Возрожденные шедевры Русского Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл.: Выставка. М., 1998. С. 62. Е. А. И. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/75832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГРИППИНА [лат. Agrippina] († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня). Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мц. Агриппина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Рим. дева, с юности воспитанная в благочестии и чистоте жизни, добровольно предала себя в руки язычников, претерпела избиение палками, заключение в оковы и приняла мученическую кончину через усечение головы в гонение при имп. Валериане . Позднее святые Васса , Павла и Агафоника захоронили останки мученицы в г. Минео (Сицилия), где могила А. прославилась многими чудесами; в нач. XI в. ее мощи были перенесены в К-поль. Сохранились отрывки из посвященной А. греч. службы (Paris. Gr. 345. Fol. 165; 1576. Fol. 72v; 1569. Fol. 129; Laur. 44. Fol. 194). Иконография Изображается как мученица в красном мафории, с крестом в правой руке: в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. Fol. 1. Fol. 44v); в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 118) - в рост; на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное изображение. В мучении - на фресках минологиев в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. Ист.: BHL, N 173, suppl. 10; ActaSS. Jun. T. 4. P. 458-470; Oct. T. 11. P. 157-158; SynCP. P. 706, 763; ЖСв. Июнь. С. 499-500. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 230; Rouziè s U. Agrippine//DHGE. T. 1. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 9-10; LTK. Bd. 1. Sp. 210. Иконогр.: Евсеева. Афонская книга. С. 311. 162; Менолог. С. 281, 339, 359. Сл. 226 (илл.). А. И. Макаров, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия)

http://pravenc.ru/text/82725.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010