Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский. Портрет. Худож. Н. С. Лужников. 1786 г. (ГМЗРК) Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский. Портрет. Худож. Н. С. Лужников. 1786 г. (ГМЗРК) 5 апр. 1797 г. вместе с др. архиереями А. присутствовал на коронации имп. Павла I , к-рый впосл. пожаловал ему деньги на покупку в С.-Петербурге подворья и устроение при нем домового храма. В 1797 г. А. по поручению Святейшего Синода посетил Тотьму для освидетельствования обретенных в 1796 г. мощей прп. Феодосия Тотемского . 28 дек. 1798 нояб. 1797?] г. А. был вызван на чреду священнослужения в С.-Петербург, в 1799 г. стал членом Святейшего Синода. А. публиковал свои речи и проповеди в ярославском ж. «Уединенный пошехонец» - первом рус. провинциальном ежемесячном издании. Погребен по собственному завещанию в Макариевском калязинском муж. мон-ре. Награжден орденами св. блгв. кн. Александра Невского (1797) и св. Иоанна Иерусалимского большого креста (1799). На обороте иконы «Святители Леонтий, Исаия и Игнатий, Ростовские чудотворцы», кон. XVII в. (ГИМ) - дарственная надпись, автограф А. 1791 г. Сохранился антиминс 1797 г. (ЦАК МДА), подписанный А. для храма в честь Рождества Богородицы. А. В. Беляева Иконография. В дневниках А. за 1786-1791 гг., 1797-1799 гг. (РНБ) есть упоминание о создании неск. его портретов. Сохранились 2 прижизненных погрудных портрета иерарха 1785 и 1786 гг. (ГМЗРК) работы ростовского худож. Н. С. Лужникова , выполненные маслом на холсте: на первом владыка в келейном одеянии - красном кафтане и зеленом подряснике с широким поясом, на др.- в черном клобуке и архиерейской мантии, с благословляющей десницей, жезлом в левой руке и панагией на груди. На портрете кон. 90-х гг. XVIII в. (ЯИАМЗ) А. изображен с орденским знаком и звездой св. Александра Невского. В словаре Д. А. Ровинского упоминается поколенный гравированный портрет А. в овале, 1783 г., работы Л. Галахова (Стб. 347). Ок. 1795 г. был создан многофигурный портрет, на к-ром А. (облачен в рясу и клобук, с панагией) представлен с братией ростовского архиерейского дома (известен по эстампу, см. Титов А . Ил.).

http://pravenc.ru/text/76222.html

В рус. календарях память Ан. и Аф. 9 окт. появляется в кон. XIV - нач. XV в. с распространением Иерусалимского устава : в Уставе (РГАДА. Тип. 45. Л. 159об., кон. XIV в.); в Минее служебной (ЯМЗ. 15466. Л. 36об., кон. XIV - нач. XV в.); в Апостоле (РГБ. Фадеев. 56. Л. 236, ок. 1417 г.). В нестишном и Стишном Прологах житие преподобных отсутствует. В ВМЧ под 9 окт. помещено Слово отца Даниила об Андронике и жене его Афанасии ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 90 (1-я паг.)). Прп. Афанасия. Роспись в ц. Св. Креста в Киперунте. 1521 г. Прп. Афанасия. Роспись в ц. Св. Креста в Киперунте. 1521 г. Гимнография Последование святых, помещенное в совр. греч. служебной Минее, полностью совпадает с напечатанным в совр. слав., причем в греч. Минее служба святых соединена со службой ап. Иакова Алфеева , празднуемого в этот день, а в слав. Минее помещены тексты службы святых с указанием их пения на повечерии, что предписывает Типикон, принятый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 205), а также первопечатный рус. Типикон 1610 г., где святым выписан кондак и указано чтение на утрени «Повести об Андронике и жене его Афанасии». В богородичны канона 8-го гласа из указанного последования вписано имя некоего Димитрия (Δημητρου). В греч. печатных Минеях по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь святым (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 86). Ист.: BHG, N 120-123i; ActaSS. Oct. Т. 4. Р. 998-1000; PG. 115. Col. 1049-1054; ЖСв. Окт. С. 202-211. Лит.: Clugnet L. Vie et récits de l " abbé Daniel le Scétiote//ROC. T. 5. Col. 370-387; Византийские легенды. М., 1994. С. 188-192; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 41. О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная Иконография Святые изображаются вдвоем как преподобные, облачены в хитон и гиматий, голова Аф. покрыта платом, подобным вост. головному убору, или мафорием. Представлены: в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 59), в росписи целого ряда кипрских церквей: ц. св. Антония в Келлии, XI в. (?); ц. Панагии Мутулла в Мутулласе, 1280 г.; ц. св. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе, XIII в.; ц. арх. Михаила в Педуласе, 1474 г.; ц. св. Мамаса в Луварасе, 1495 г.; ц. Панагии Хризелеусы в Эмпе, XV в.; ц. св. Созомена, 1513 г., и ц. арх. Михаила (Пресв. Богородицы), 1514 г., в Галате; ц. Св. Креста в Киперунте, 1521 г.; ц. св. Феодосия в Ахелье, XVI в. (?), и др.; в рус. памятниках: на 2-сторонней иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ), в гравированных святцах на октябрь, кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА), и др. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) память святых и указания об их изображении содержатся под 9 окт. и 6 мая (согласно греч. печатной Минее - Сергий (Спасский).Месяцеслов. Т. 2. С. 134)). Обликом Ан. уподобляется прп. Сергию Радонежскому: «Сед, аки Сергий, риза преподобническая, у мантии испод связан, испод вохра с белилом», а Аф.- прмц. Евдокии Илиопольской (?).

http://pravenc.ru/text/115420.html

Лит.: SynCP. Col. 187-190; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 452; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 22; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1206; Janin. Églises et monastères. P. 15-16. М. В. Грацианский Гимнография Эти мученики особо почитались в Византии, и их память содержится в большинстве Месяцесловов : в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование в «их мартириуме в Девтероне» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), в Стишном прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во мн. др. источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341). В Студийско-Алексиевском уставе (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330. Л. 90об.) предписано читать на утрене мучение А. и его дружины. Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 47-48), представляющему собой италийскую редакцию Студийского, нек-рым спискам Иерусалимского (напр., XII в., Sin. gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), а также по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставам, используемым совр. греч. и рус. Церквами (см. Типикон. Т. 1. С. 237-238), А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Последование этим святым известно уже по многочисленным рукописям студийского типа (напр., XII в. Ath. Philoth. 28; Ath. Doch. 31; РНБ. Греч. 551. Л. 127-130; РНБ. Греч. 227. Л. 111-112об.), подробное его описание содержится в Мессинском Типиконе (Arranz. Typicon. P. 47-48). Состав гимнографии (стихиры, канон, седален, кондак, экзапостиларий) мало изменился со времен действия Студийского устава (однако в совр. печатных греч. и рус. Минеях помещен особый тропарь мученикам - «    », тогда как, напр., в Мессинском Типиконе и в ркп. РНБ. Греч. 551 выписан общий - «      »). Канон 4-го гласа составлен прп. Феофаном Начертанным († 845). Славник на вечерне в афинской Минее приписывается гимнографу Антонию. Кондак святым содержится в рукописном Кондакаре (1-й пол. XIV в. ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 47об.- 48об.). А. Ю. Никифорова Иконография Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

http://pravenc.ru/text/63888.html

В иконописных подлинниках содержатся разные предписания об изображении А.: его внешность уподобляется облику прп. Сергия Радонежского ( Большаков. С. 76), святителей Иоанна Новгородского (ИРЛИ. Бобков 4. Л. 82 об. 2 марта), Филиппа Московского, Гурия (Руготина) , архиеп. Казанского. В памятниках кон. XVII-XVIII в. А. часто изображался вместе с блгв. вел. кн. Михаилом Ярославичем на фоне Твери, как на иконе кон. XVII в. (ТКГ): святитель представлен слева, в архиерейской мантии, омофоре и схимническом куколе, с седой бородой средней величины, на левой руке Евангелие, правая - в молении; в центре вверху - образ Преображения Господня, внизу - вид Твери с пятиглавым Спасо-Преображенским собором и колокольней. Образы А. и Михаила Ярославича помещены на водосвятной чаше 1687 г. (ТГОМ), происходящей из Спасо-Преображенского собора; на прориси с иконы XVIII в. (ГРМ), где святые предстоят Господу Иисусу Христу в облачном сегменте; на иконе нач. XIX в. (ЦМиАР); иконе 1802 г. (частное собрание. Москва), происходящей из Твери, где, вероятно, представлен вид Жёлтикова мон-ря. В архиерейской мантии, омофоре и митре, с жезлом в левой руке, на фоне пейзажа А. изображен на иконе 1738 г., выполненной Егором Греком (ЦМиАР),- вместе со сщмч. Феодотом , еп. Киринейским (память к-рого также празднуется 2 марта); с Евангелием в руках - в правой части складня-мощевика 2-й пол. XVIII в. (ГММК); в полном богослужебном облачении (саккосе, омофоре, палице и митре, с панагией и крестом на груди, жезлом в руке) - на иконе-мощевике кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР), к-рой в 1803 г. была благословлена кнж. А. Гагарина. Редкий образ А. в полной схиме, с окладистой бородой, имеется на деисусной иконе сер. - 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), а также на прориси с иконы 1814 г. «Русские святые» ( Маркелов. С. 461), где А. назван «преподобным». К небольшим паломническим иконам относится поясной образ святого, кон. XIX в. (ЦМиАР). Преставление святителя помещено на Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК), выполненных в технике финифти. На хромолитографии 1893 г. (РГБ), изданной в Москве, А. изображен в молении Пресв. Богородице, вокруг - 15 клейм его жития. В храме Воскресения Христова («Спас-на-крови») в С.-Петербурге (1894-1907) есть мозаика с образами прп. Антония Сийского и А.

http://pravenc.ru/text/76186.html

Однофигурные изображения В. известны на иконах XIX - нач. XX в. В святительских, орнаментированных золотом одеждах, высокой митре, именословно благословляющий, с Евангелием в руке, В. стоит фронтально на орлеце, в проеме царских врат, по сторонам массивные колонны (2-я пол. XIX в., ЦМиАР; этой иконой, по надписи на обороте являвшейся «копией с оригинальнаго Образа св. Святителя и Чудотворца Варсонофия», архиеп. Тверской Григорий благословил кимрского купца И. П. Малюгина). В нач. XX в. существовали иконы с поясным изображением именословно благословляющего В. с массивным Евангелием в руке, на золотом канфаренном фоне, с орнаментом на полях, имитирующим цветные эмали. Лик В. исполнен в академической манере с влиянием неорус. стиля (ЦМиАР). В медном литье изображения святителей Гурия и В. в молении помещены на левой створке складней (на правой - Иоанн Предтеча и свт. Николай) со «Спасом Смоленским» или Богоматерью Одигитрией (оба XVIII в., ЦМиАР), Казанской или Страстной Богоматерью в центре (XVIII, XIX вв., ЦМиАР); на отдельных иконках в молении Богоматери «Знамение» (XVIII в., ЦАК МДА). Сохранилась крышка серебряной позолоченной раки, изготовленная в Казани в 1834 г., с рельефным изображением святого в фелони, омофоре и митре (ГОМРТ; фотография (ок. 1941) самой раки, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, также хранится в ГОМРТ). Лит.: Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 222, 287, 314; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. Кат. 98, 99, 108; Пречистому образу Твоему поклоняемся…: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1994. Кат. 166. Ил. на с. 266; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. 60; Завьялова М. К. , Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ//Древнерус. художественное шитье. Мат-лы и исслед. М., 1995. С. 79. Ил. 9; Опись церковной утвари и ризницы москов. Казанского собора 1771 г./Публ., вступ. ст. С. А. Смирнова//Культура средневек. Москвы, XVII в. М., 1999. С. 390, 398-399, 407; Гнутова С. В. , Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI - нач. XX в. из собрания ЦМиАР. М., 2000. Кат. 208, 210.

http://pravenc.ru/text/154327.html

С. 116-163. В. А. Кучкин, И. А. Епифанов Иконография В иконописном подлиннике XVIII в. под 22 июля об А. К. сказано: «Подобием аки Евдокия, в схиме, мантия багряная, исподняя зеленая» ( Филимонов. С. 64). В Воскресенском соборе Кашина находились древний чтимый образ святой, икона св. блгв. кн. Михаила Тверского и А. К.; икона XVII в. принадлежала Е. А. Голицыной (ЧОИДР. С. 175-177). В сохранившихся прорисях с икон XVII-XIX вв. святая представлена старицей в монашеской мантии и куколе, с поднятыми в молении руками, в рост; на одной из прорисей - на архитектурном фоне, где помещен сюжет ее жития ( Маркелов. Т. 1. С. 81, 97, 99). Поясное прямоличное изображение А. К. в мантии и схиме, без нимба, с прижатой к груди правой рукой и свитком в левой, имеется на литографии 2-й пол. XIX в. (ИРЛИ), с подписью: «Изображение благоверной великой княгини Анны Кашинской». Известно, что во время коронационных торжеств имп. Александра III ему была поднесена в Твери икона А. К. В росписи кон. XIX в. в Анастасиином Богоявленском мон-ре Костромы святая была изображена среди рус. праведниц, в княжеских одеждах и венце. Существовали иконы-картины «Прощание блгв. кн. Михаила Тверского с блгв. кн. Анной и детьми» (напр., в часовне близ с. Едимонова). Наиболее распространенный иконографический извод появился, очевидно, после восстановления почитания А. К. в нач. XX в.: молодая княгиня в схиме, прижав правую руку к груди, с четками в левой, стоит на берегу р. Кашинки, склонив голову перед благословляющим ее Христом в облачном сегменте; слева Воскресенский собор с колокольней (1817), где почивали мощи святой. К этому изводу относится икона нач. XX в. над ракой с мощами А. К. в Вознесенском соборе Кашина, многочисленные аналойные иконы 10-х гг. XX в. (ЦМиАР, ЦАК МДА), нек-рые с частицами мощей - напр., образ в ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве, икона 10-х гг. XX в. (только фигура преподобной; мастерская А. Узикова, С.-Петербург; происходит из Александровского дворца Царского Села, вероятно, была поднесена имп.

http://pravenc.ru/text/115602.html

Характеристика образа П. обоих чинов сходна: седовласый старец с клиновидной бородой средней длины, различается в основном составом одежд и атрибутами (П.-епископ облачен в фелонь, омофор, в руках держит Евангелие). В рус. иконописных подлинниках сведения об облике П. представлены в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции: «Потапий сед, брада аки Власьева (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.); обема рукама держит свиток, ряска дымчата, лазорь» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 50). К этому тексту восходят описания в подлинниках Палехской редакции нач. XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 208) и сводной редакции XVIII в. ( Большаков. Подлинник иконописный. C. 55), оба с уточнением: «риза преподобническая». Изображение в лицевой части подлинника из собрания С. Т. Большакова соответствует описанию в части месяцеслова (см.: Там же. Ч.: Лицевые святцы. С. 55). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев (1910) дает пространное описание облика П., основанное на его Житии: «Глубокий старец египетского типа, с большой седой бородой, лицом худ и бледен, так как был в затворе; одежда: власяница, подпоясанная ремнем, мантия, на голове куколь. Можно писать и хартию, по сказанию Жития: «Безмолствоваше, аки в пустыни, не знаемый быв никомуже, точию единому Богу, ведущему сущыя Своя, и Тому Единому собеседоваше непрестанною молитвою»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 97). Упоминание П. в ранних месяцесловах и подлинниках под 8 дек. как единственного святого (позже - 1-го в списке святых, память к-рых празднуется в этот день) определило устойчивое включение образа преподобного в иконные и гравированные минеи. П. изображен, напр., на иконах на дек. из комплекта годовых миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ, см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 61) и нач. XVII в. (ЦАК МДА); в святцах работы граверов Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ ИЗО) и И. К. Любецкого (1730, РГБ ИЗО) (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра. С. 39-40. Кат. 33.4; С. 50-51. Кат. 35.4).

http://pravenc.ru/text/2579730.html

Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва) Благословение прав. Алексием Мечёвым мон. Иулиании на иконописание. Клеймо иконы «Прав. Алексий Мечёв, в житии». 2000 г. Иконописец И. Н. Ватагина (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках, Москва) В 1970 г. И. тайно приняла монашеский постриг с именем в честь мц. Иулиании Птолемаидской. В 1971 г., ко дню интронизации Патриарха Московского и всея Руси Пимена, она написала копию в размер подлинника с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери (по разрешению икона копировалась в ГТГ). До 1980 г. все реставрационные работы в лавре осуществлялись при непосредственном участии И. В 1965-1967 гг. проводилась реставрация стенной живописи (1883?) в трапезной палате ц. прп. Сергия Радонежского. В 1970-1972 гг. под рук. Кирикова И. выполняла ответственную работу по укреплению икон древнего иконостаса Троицкого собора. В 1973-1974 гг. вместе с учениками она отреставрировала (укрепление, расчистка) иконы главного иконостаса (80-е гг. XVII в.) храма прп. Сергия. В 1969 г. И. организовала реставрационно-иконописную мастерскую в ЦАК МДА. В 1976 г. по благословению Патриарха Пимена в лавре была создана реставрационная мастерская во главе с И. И. была награждена орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени (1964) и 2-й степени (1974), прп. Сергия Радонежского (1980). Ее иконы находятся во мн. мон-рях и храмах (напр., в ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке в Москве), у частных лиц; они отличаются особым узнаваемым стилем. И. писала плащаницы Спасителя и Божией Матери, иконы на митры и панагии, образы на пасхальные яйца. В 1970 г. игум. Марк (Лозинский) собрал 4 альбома фотографий работ И. (ЦАК МДА, иконописная школа МДА). У нее учились иконописцы и реставраторы схиеп. Алипий (Погребняк), мон. Митрофания (Емельянова), А. Е. и Н. Е. Алдошины, Ватагина, Е. М. и И. М. Волковы, Т. Я. Волкова, Л. С. Говядина, О. В. Маркевич, Е. А. Правдолюбова, Чуракова и др.

http://pravenc.ru/text/Иулиания ...

Подвиги В. Б. очень скоро после его кончины стали примером для подражания. Др. московский юродивый - св. Иоанн († 1589) - также ходил по городу обнаженным, обличал правителей и завещал похоронить себя рядом с В. Б. В памятниках XVI-XVII вв. указаны различные годы кончины В. Б. Полное житие относит ее ко 2 авг. 7065 (1557) г. (Дата м. б. неточна, поскольку под 2 авг. 1588 в летописях помещены сообщения о чудесах от мощей В. Б.; год кончины не подтверждается более ранними источниками, в частности Степенной книгой.) В сборниках исторического характера XVII-XVIII вв. (на примере рукописей, хранящихся в РГБ) встречаются следующие годы преставления святого: в сборниках из собрания В. М. Ундольского 233 и 771 и сходных с ними назван 7060-й (1552), в сборнике из того же собрания 134 - 7061-й (1553), в рукописях 125 и 755 того же собрания и Месяцеслова Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.- 7063-й (1555), в сборнике 237 - 7065-й (1557) и т. д. В Летописце до 1659 г. из собрания С. Т. Большакова 131) читаем: «Лета 7064 (1556) мая 29 народися царевич Иван, да преставися Василей оуродивый Московский». В вятском «Летописце старых лет» 1-й трети XVIII в. отмечается, что В. Б. ходил нагим «с 10 лет», преставился 1 авг. 7060 (1552) г. в Москве, «жив всех лет 94» (Летописец старых лет. С. 322; такие же сведения приведены в «Летописце о царствующем граде Москве». С. 333). Это известие было принято нек-рыми историками (Н. М. Карамзиным , Н. П. Барсуковым и др.). Вериги св. Василия Блаженного (?) (ЦАК МДА) Вериги св. Василия Блаженного (?) (ЦАК МДА) Погребение святого проходило при участии «царей и князей», к-рые несли тело В. Б. «на главах своих», в погребении также участвовало большое число духовенства и множество народа. По свидетельству жития, во время погребения блаженного больные получили исцеление. На отпевании присутствовали царь Иоанн IV и его супруга царица Анастасия Романовна . Др. «царями», видимо, следует считать казанских царей Александра и Симеона, принимавших участие в освящении приделов собора Покрова (или Св. Троицы) на Рву в окт. 1559 г. В сокращенном житии приводятся предсмертные слова В. Б., завещавшего «благочестивому царю Иоанну и царице Анастасии тело свое положити... у Живоначальныя Троицы и Покрова Пресвятыя Богородицы». Однако это свидетельство позднего происхождения, поскольку Флетчер, писавший о В. Б. в 1-й пол. 1589 г., отмечал, что тело святого совсем недавно было перенесено в центральный московский храм, в к-ром, по описанию англичанина, можно узнать храм Покрова на Рву ( Флетчер. С. 113). Т. о., первоначально блаженный был похоронен в др. месте, мощи его перенесли в Покровский собор, по-видимому, во время канонизации в 1588 г. Канонизация

http://pravenc.ru/text/150789.html

С.-Петербурбургская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками в ц. Св. Троицы («Кулич и Пасха») С.-Петербурбургская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками в ц. Св. Троицы («Кулич и Пасха») На рубеже XVII-XVIII вв. в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон «В. с. Р.» со страждущими, где изображения Богоматери варьировались. На том основании, что нек-рые из них восходят к 2 гравюрам Леонтия Бунина (кон. XVII в.), О. Р. Хромов предположил, что могла существовать графическая серия подобных изображений, задуманная в качестве иллюстраций к неосуществленному изданию (очевидно, акафисту), посвященному новопрославленной иконе Божией Матери. В свою очередь они могли стать образцами для московских икон того времени. Известны следующие варианты: Богоматерь сидит на престоле (ЦМиАР), Богоматерь стоит, держит Младенца на скрещенных руках по типу «Salus populi Romani» (Богоматерь Римская), Богоматерь без Младенца по типу «Madonna Misericordia» (1713, ЦАК МДА), Богоматерь представлена так же, но с распростертыми ангельскими крыльями (ЦАК МДА), Богоматерь стоит на луне, прижав руки к груди и отведя взор вниз,- по зап. типу «Immaculata» (Непорочное зачатие Богородицы) (1703, ЦМиАР), Богоматерь в развороте вправо, восходящая на небеса, к-рые могут изображаться в развернутом варианте, с «бегами небесными» (ГММК; А. Квашнин, 1707, ГТГ). В списках более позднего времени эти варианты встречаются редко. Иконы, на к-рых изображалась Богоматерь без Младенца и в окружении страждущих, независимо от того, как Она была представлена, в авторских подписях назывались «Образ умиления и посещения в беде страждущим». К сер. XVIII в. на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии «В. с. Р.», перешло название последней. Среди таких изображений наиболее популярным был вариант, восходящий к композиции Семена Спиридонова Холмогорца, где Богородица, держащая в правой руке жезл, представлена в раю. Символизирующий рай белый фон постепенно был вытеснен разноцветными фонами, но изображения цветов и ветвей сохранялись. Появилась новая деталь - белый плат на главе Богородицы поверх мафория. Этот извод был широко распространен, в т. ч. в старообрядческой среде (Урал, Ветка). К нему относится чудотворная икона из часовни у стеклянного завода в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/155562.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010