Включение образа И. в рус. минеи достаточно устойчиво. Под 14 мая он может быть представлен: единолично, как, напр., на минейной иконе на март нач. XVII в. (ЦАК МДА) и на Минее годовой нач. XIX в. (УКМ); в паре с соименным ему блж. Исидором Ростовским, как, напр., на одной из ранних икон из годового комплекта миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) и на иконе на май из комплекта миней письма И. Ф. Липина (1758, КГОИАЗМ; средовек в красном до колен хитоне и в красном же плаще, на голове шапочка, в правой руке держит крест). Определяющим моментом в идентификации этих соименных святых, особенно при утрате надписи, является состав одежд, характеризующий чин их святости. Однако на Минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен; в кн.: Бенчев. 2007. С. 177 - атрибутирован как И.) неясно, кто из Исидоров представлен на иконе, поскольку изображенный облачен в одежды преподобного. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, ГЛМ) И. и блж. Исидор показаны в легком повороте друг к другу, И.- в воинских доспехах. На минейном офорте на май с раскраской в 5 цветов работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) - такое же парное изображение, что и в святцах, но И.- в хитоне и гиматии. На иконе на май XIX в. (частное собрание; Там же. С. 163) дано парное изображение, но в надписи святой в одеждах блаженного ошибочно поименован Максимом (день памяти мч. Максима приходится также на 14 мая). Лит.: LCI. Bd. 7. Sp. 11; Менолог. С. 299, 372, 387; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 58; С. 63. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 220, 303; Νξος. Αθνα, 1989. Σ. 30-37 (Εικ. 8), 90-94; Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Painting of Crete. Leiden, 2001. P. 174-175. Fig. 153-156; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007; Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы св. воинов. М., 2008. С. 156. Э. В. Шевченко, Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/674882.html

Яркие образы М. были созданы в византийском искусстве нач. XIV в.: ростовое изображение на мозаиках церкви мон-ря Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315); на фресках работы мастера Георгия Каллиерга в ц. Воскресения Христова в Верии (1315) - поясное изображение в медальоне. В искусстве Афона и Балканских стран М. может изображаться и как старец (фрески мастера Феофана Критского в мон-ре Ставроникита на Афоне, XVI в.), и как средовек (фрески мон-ря Дионисиат на Афоне, XVI в.), и как юноша (фрески ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, Сербия, XVII в.; фрески ц. Рождества Пресв. Богородицы, Сливница, Македония, XVII в.). В рус. искусстве образ М. встречается как на миниатюрах из Книги пророков с толкованиями (напр., РГБ. Ф. 173/I. 20 (МДА 20). Л. 81 об., 1489 г.), так и на иконах пророческих рядов иконостасов, гл. обр. поясных (напр., икона «Пророки Малахия, Наум» из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497, ГРМ); икона «Пророки Иаков, Малахия, Захария, Иоиль» из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (ок. 1502, КБМЗ); икона «Пророки Малахия, Наум» из ц. арх. Гавриила Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1534, КБМЗ); икона «Прор. Малахия» из Пахомиева Кенского мон-ря (посл. четв. XVI в., ЦМиАР); икона «Прор. Малахия» (XVI в., ЦАК МДА) - редкий вариант прямоличного изображения). Образ пророка присутствует на минейных иконах на янв. (напр., на иконе северных писем 1-й пол. XVI в. (ГРМ); на иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА)). В большинстве рус. памятников М. представлен старцем. Так, напр., в иконописном подлиннике кон. XVI в. о нем сказано: «Сед, брада Иоанна Богослова, риза лазорь, исподь кеноварь в левой руце свиток, а в сви(т)це глаголет: се аз послю ангела моего» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. (с вариантами из списков И. Е. Забелина и Г. Д. Филимонова). М., 1873. С. 59). В иконописном подлиннике XVII в. (Сборник иконописный подлинник алфавитной редакции) при сохранении возрастной характеристики встречается др. уподобление его облика: «Малахий пророк бяша в юности возраста своего лицем благолепен… сед власы и сломлен и главою долговат аки Илия пророк…» (РНБ. Q XVII 32. Ф. 550. ОСРК. Л. 116-116 об.).

http://pravenc.ru/text/2561704.html

И. ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19013. Т. 2: Домашний быт рус. цариц в XVI и XVII ст. С. 723). Это древнейший надгробный покров святого (ГММК) с традиционным для таких произведений фронтальным изображением, к-рое в значительной степени следует его ранним иконам (форма венца, трактовка шубы), но имеет ряд особенностей: в левой руке св. царевич держит свиток, правая сжата в кулак (по мнению Н. А. Маясовой, хотя подобная деталь встречается в ряде шитых изображений мучеников, где не был вышит крест, здесь Д. И. представлен сжимающим в кулаке орешки, которыми играл в момент гибели). Иконография покрова 20-х гг. XVII в. повторена в покрове сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК). Вмч. Димитрий Солунский и св. царевич Димитрий. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) Вмч. Димитрий Солунский и св. царевич Димитрий. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) Новый вариант прямоличного изображения Д. И. имеется на крышке его раки, выполненной в 1628-1630 гг. мастером Серебряной палаты Гаврилой Овдокимовым (ГММК, на полях крышки - изображения патрональных святых царской семьи). В отличие от упомянутых произведений здесь св. царевич представлен с руками, скрещенными на груди, открытый «городчатый» венец ранних икон заменен закрытой «императорской» короной с высокой тульей (по наблюдению И. Л. Бусевой-Давыдовой, рисунок короны аналогичен рисунку короны на свадебной медали Лжедмитрия I, где, вероятно, представлен венец, заказанный царем Борисом Годуновым, также известный как «венец Ивана Грозного»). К тому же типу принадлежит покров 50-60-х гг. XVII в. (ГММК), повторявший образ на крышке раки. С 30-х гг. XVII в. закрытая корона встречается во мн. изображениях святого, напр. на серебряной дробнице, украшавшей надгробный покров блгв. вел. кнг. Евдокии (Евфросинии) Московской, 1637 г. из собора Вознесенского мон-ря Московского Кремля ( Гурьянов В. П. Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907. Табл. 5), однако продолжает использоваться и более ранний вариант с «городчатым» венцом (в провинциальных произведениях и памятниках, связанных с родом Строгановых).

http://pravenc.ru/text/178207.html

Ранним типом монастырской иконы стал образ «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких», созданный, вероятно, после перенесения мощей Соловецких чудотворцев. Он получил распространение в XVII в., известно ок. 20 таких икон, как правило пядничного размера, по форме близких к квадрату ( Мильчик. 1999. С. 52-55; Бузыкина Ю. Н. Иконы XVII в. с изображением Соловецкого мон-ря как образа рус. святости//Наследие Соловецкого мон-ря. 2007. С. 152-161). В центре - Преображенский собор с образом Спасителя или иконой Преображения Господня на фасаде, перед ним - З. и С. в молении. Слева от него или по сторонам святые изображены в гробницах. В левой части композиции - Успенская и Никольская церкви, представлена также колокольня (или 2 звонницы) с монахами. Обитель окружена стеной, вокруг острова - Белое м. Стены вокруг обители могут быть деревянными (построены ок. 1578), что является признаком более раннего иконографического извода (образ из ГММК), или каменными (1582-1594), как на иконах из собр. ГИМ, ЯХМ, АОКМ (Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 22-23. Кат. 1). На иконе кон. XVII в. (ГМЗК) стены показаны каменными в нижней части и деревянными вверху ( Полякова. 2006. С. 172-175, 248. Кат. 34). Впервые 2 произведения под названием «Обитель Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия» упоминаются в описи монастыря 1597 г. (Описи Соловецкого монастыря XVI в. СПб., 2003. С. 133, 157). К этому изводу относятся, в частности, иконы кон. XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 220-221. 642), кон. XVI - нач. XVII в. (?) (ЦМиАР), 1-й пол. XVII в. (ГТГ, ЦАК МДА, см.: Антонова, Мнева. Т. 2. С. 351. 834. Ил. 125; «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 110-111), икона нач. XVIII в. из собр. В. А. Бондаренко (Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 49, 201. 22), 2 образа 1-й трети XVII в. и 2-й трети XVIII в. из частного музея рус. иконы (Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат./Сост.: И. А. Шалина. М., 2008. С. 78-81, 164-167. Кат. 18, 51), прорись с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 270-271).

http://pravenc.ru/text/200051.html

XVII в. из Московского Кремля, икона вмц. Екатерины (с надписью на обороте: «Моление воеводы Петра Головина, 1678» из ЦМиАР, 2-я четв.- сер. XVII в. ЦМиАР); «Вмц. Екатерина, со сценами жития», кон. XVII в., АМИИ; «Вмц. Екатерина, с 4 сценами жития», 1-я пол. XVIII в., Русский Север, ЦАК МДА - у Христа свиток; «Вмц. Екатерина» (2-я четв. XVIII в., ГТГ). На развернутом свитке Е. в большинстве случаев воспроизводится текст ее молитвы к Господу, иногда читаются слова из Символа веры. В развернутом варианте композиции у ног Е. изображают коленопреклоненные фигуры (иконы 30-40-х гг. XVI в. и XVIII в. из собрания М. Е. Елизаветина). В нек-рых произведениях в ответ на моление Е. Христос протягивает ей свиток (иконы из собрания М. Е. Елизаветина, ЦМиАР, ЦАК МДА). В XVIII в. под влиянием западноевроп. образцов, а также в связи с изменением текста Жития (об этом см. ниже) сложилась иконография «Обручение вмц. Екатерины». Е. сидит, на коленях Богоматери Младенец Христос надевает кольцо Е., что символизирует обручение святой с Церковью и Христом, у ее ног - орудия мучений (сломанное колесо и меч), в руках пальмовая ветвь (знак грядущей победы над смертью). Это изображение представлено на иконе мастера Василия Афанасьева Аленева, 1778 г., Вел. Устюг (частное собрание) и на иконе 80-х гг. XVIII в., оклад 1786 г. (клеймо пробирного мастера «Н·М»), С.-Петербург (частное собрание). С XIX в. композиция встречается в гравюрах, лито- и хромолитографиях. Сохранился рисунок с изображением этой сцены ярославского иконописца Константина Серебрен(н)икова (1-я пол. XIX в., ГИМ). Кольцо в руках у Христа с XVIII в. встречается в изображениях молящейся Е.: икона 1-й четв. XVIII в., Москва (ГТГ); икона, 1721 (ГРМ). Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В рус. искусстве известно неск. икон XVII-XVIII вв., копирующих критские памятники с образом сидящей Е. («тип Палладаса»), напр. икона из ГРМ (ошибочно опубликованная как средиземноморский памятник в кн.: Синай, Византия, Русь.

http://pravenc.ru/text/189599.html

и сев. галереях ц. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле в 1976-1981 гг. М., 1982. Машиноп. С. 42. Фото 125, ж 25401). В лицевом шитье Г. вместе со свт. Варсонофием занимает важное место в ряду К-польских святителей на полосах передних сторон строгановских саккосов: митр. Казанского и Свияжского Лаврентия (автор канонов Г. и свт. Герману) (ок. 1665, мастерская А. И. Строгановой, вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых; хранился в ризнице Благовещенского собора Казани, ныне в ГОМРТ) и митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) (1665, вклад Строгановых в Успенский собор Ростова, ЯИАМЗ). Иконография последнего произведения повторена в технике темперной росписи по холсту на саккосе ок. 1665 г. (СИХМ). При саккосе митр. Лаврентия имелась палица с изображением Воскресения Христова с апостолами по сторонам, ниже - образы Г. и свт. Варсонофия ( Яблоков. 1909. С. 40). На сохранившейся палице 1654 г. (ГОМРТ) из Благовещенского собора Казанского кремля Г. и свт. Варсонофий изображены по сторонам Благовещения Богородицы, на строгановских пеленах - в молении иконе Божией Матери «Знамение» (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ) или Казанскому образу Божией Матери (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ). На створках небольшого серебряного складня-мощевика XVII в. (СПГИАХМЗ), находившегося в ТСЛ, представлены резные изображения Г. и свт. Варсонофия (над ними свт. Николай Чудотворец и прп. Сергий Радонежский). Фронтальные фигуры благословляющих Г. и свт. Варсонофия с Евангелиями на омофорах, исполненные чернью по серебру, украшают дробницу драгоценного оклада Казанской иконы Божией Матери сер. XVII в. в серебряном складне-киоте 1677 г. (ГИМ), вероятно связанной с заказом царской семьи. Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Литая икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЦАК МДА) Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Литая икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЦАК МДА) Казанские святители Г., Герман и Варсонофий часто изображаются вместе. Перед древней их иконой в Ильинской ц. Казани особенно часто служились молебны, в т.

http://pravenc.ru/text/168357.html

В XVII в. появились печатные книги с гравюрами на тему «Лествицы»: «Триодь Постная» (Триодион) и «Лествица» (Киево-Печерский мон-рь, 1627), «Лествица» (с гравюрой Ф. И. Попова по рис. Т. Аверкиева, М., 1647), «Триодь Постная» (с гравюрой работы В. Л. Ушакевича, Львов, типография Ставропигийского братства, 1664). Композиция «Лествица» нередко воспроизводилась на стенах рус. храмов. Так, на юж. стене зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) представлены в клеймах, имеющих форму келий, светлые фигуры отшельников в покаянных позах, олицетворяющих 5-ю ступень лестницы (покаяние). В XVII в. сюжеты на тему «Лествицы» появились в росписях поволжских храмов: цикл «Видение Лествицы», состоящий из 30 сцен, в «каморе» в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (1640-1641); в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме, рядом со «Страшным Судом» (ок. 1652, артель Василия Ильина); «Видение Лествицы» в Троицком мон-ре в Калязине (1654, артель Василия Ильина). В иконописи сюжеты на тему «Видение Лествицы» присутствуют на отдельных иконах XV-XVI вв. На иконе сер. XVI в. «Видение Лествицы», возможно созданной в Москве (ГРМ, из собрания Н. П. Лихачёва), И. Л. представлен стоящим около храма (или в пространстве храма?). Подробное изложение событий Жития И. Л. содержит икона «Видение прп. Иоанна, с житием и монашескими подвигами» (посл. треть XVI - нач. XVII в.; РГИАХМЗ): житийный цикл открывает сцена прощания с родителями - И. Л. с братом отправляются «во учение», иллюстрируется история кораблекрушения, после к-рого спасшиеся братья решили стать монахами; в др. клеймах рассказывается о предсказании И. Л. игуменства, чудесном спасении им ученика Моисея, изображаются сцены монашеских подвигов. На иконе «Лествица прп. Иоанна со страдальцами» кон. XVII-XVIII в. из Выгореции (часовни д. Шелтопорог Медвежьегорского р-на Карелии) (МИИРК) сцена «Видения» смещена в верхний угол и по размерам приравнена к клеймам подвигов. На иконе «Прп. Иоанн Лествичник» («Проповедь прп. Иоанна Лествичника и Лествица Небесная») (2-я пол. XVIII в., ЦАК МДА) преподобные, поднимающиеся по лестнице, показаны с крыльями, что соответствует тексту «Видения прп. Иоанна Колова» («Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 166-167); И. Л. представлен у лестницы перед группой иноков с учительным жестом и раскрытым свитком в руке (начало текста: «Внимайте, братие, себе…»).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Вместе преподобные Сергий и Н. изображались и в произведениях иконописи: на писанной «повелением» царя Алексия Михайловича иконе 1671 г. из местного ряда иконостаса Троицкого собора лавры (крайняя слева; серебряная пластина с надписью хранится в СПГИАХМЗ); на большом храмовом образе 3-й четв. XVII в. (собрание Ф. Р. Комарова, см.: Большая рус. икона: 300 икон из колл. Ф. Комарова. М., 2014. С. 52-53. Кат. 12) между фигурами преподобных, возносящих молитвы Св. Троице в небесах, находится условный вид белокаменной Троицкой обители. На фоне пейзажа Радонежские игумены представлены на иконе кон. XVIII в. из Федоровского мон-ря Переславля-Залесского (ПЗИХМЗ). Вероятно, для 1-й из икон предназначалась пелена того же извода 70-х гг. XVII в. (СПГИАХМЗ; упоминается в ризнице с 1701). На пелене (кон. XVII в. (?), СПГИАХМЗ) святые склонились друг к другу, протянув вперед руки. В молении Св. Троице прп. Сергий и Н. предстоят на миниатюре из Синодика 1679/80 г. (СПГИАХМЗ). Их фигуры расположены симметрично и в др. изводах, напр., на индитии «Предста Царица одесную Тебе», вышитой по испанскому бархату в 1601/02 г. в мастерской царевны Ксении Годуновой, они молятся на коленях у ног Иисуса Христа Великого Архиерея (вклад царя Бориса Феодоровича Годунова, СПГИАХМЗ). В ризнице Троицкого мон-ря хранились 2 небольшие парные иконы прп. Сергия и Н. в молении Пресв. Богородице с Младенцем в небесном сегменте (30-40-е гг. XVII в., СПГИАХМЗ; образ Н. поновлен в кон. XIX в.). В XVI в. получил распространение появившийся ранее извод «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому», где вместо прп. Михея показан Н. (чаще с нимбом, в руке - свиток) как преемник троицкого игумена. По Житию, Н. не присутствовал при этом чудесном «посещении», однако во время его настоятельства стало исполняться обетование, данное Пресв. Богородицей прп. Сергию. В отличие от «исторического» варианта, точно следующего тексту Жития, Н. писали преимущественно стоящим за спиной наставника, а не в земном поклоне, как прп. Михея. К этой группе памятников относится такое значимое произведение, как икона-складень 1588 г. (с образами арх. Михаила и ангела-хранителя, св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца на створках) - работа келаря Евстафия (Головкина) , находившаяся в иконостасе Троицкого собора над юж. дверями (СПГИАХМЗ; написана на доске от гроба святого). Копия этой иконы нач. XX в. работы лаврских мастеров хранится в собрании ЦАК МДА («Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 210-211). Н. представлен на створке складня с этим сюжетом сер. XVI в. (из собрания П. И. Щукина, ГИМ), на московской иконе кон. XVI в. с избранными святителями на полях (ГИМ) и др.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

С распространением в XIV в. у юж. славян Иерусалимского богослужебного устава служба на обретение мощей К. 30 янв. выходит из употребления. В 1-й пол.- сер. XIV в. краткое Житие К. трижды переводилось с греч. языка на славянский (дважды болгарами и 1 раз сербами) в составе стишного Пролога. Тогда же был осуществлен новый перевод ноябрьской службы К. в составе Миней служебных. В кон. XVII-XVIII в. у южных славян и на Афоне получает известность Житие К. в версии «Книги житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского. Вопрос о посвящении К. храмов в южнослав. странах для периода средневековья в научной лит-ре не разработан, но, судя по всему, они были немногочисленны. На Руси Сщмч. Климент, еп. Римский. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Сщмч. Климент, еп. Римский. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в. (ЦАК МДА) На Руси почитание К. имеет собственную традицию, хотя сказание с «Похвальным словом» и служба, написанные св. равноап. Кириллом Философом, получили здесь известность еще в период обращения страны в христианство на рубеже IX и X вв., а первый из памятников сохранился исключительно в восточнослав. списках. Однако, поскольку оба памятника не имеют указания на авторство в заглавии, они не связывались в сознании рус. книжников со слав. первоучителем. Сказание в рус. рукописной традиции (старший список в составе древнейшего комплекта Миней Четьих - РГБ. Вол. 592; посл. четв. XV в.) приурочено к памяти свт. Климента Анкирского (23 нояб.) либо (реже) к 25 нояб. Согласно сообщению Роже, еп. Шалонского, посетившего Киев в сер. XI в. и ссылающегося как на источник на свидетельство кн. Ярослава Мудрого, там в то время было распространено предание (возможно, херсонесского происхождения) о том, что мощи К. были обретены в Чёрном м. Римским еп. Юлием I ( Назаренко. 2013. С. 143-174). После взятия Корсуни в 989 г. св. равноап. кн. Владимиром часть мощей К. (в т. ч., глава) и мощи его ученика св. Фива, согласно «Повести временных лет», были перенесены в Киев (ПСРЛ. Т.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Изображения Г. В. без индивидуальных особенностей, но с возрастной характеристикой присутствуют на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в.- Голицынского тома (напр., здесь представлено положение главы князя в гроб с его телом - РНБ. F. IV. 225. Л. 336 об.) и особенно Лаптевского тома, где проиллюстрированы основные события жизни и княжения Г. В., в т. ч. походы против рязанских князей (F. IV. 233. Л. 717-722), женитьба (Л. 726 об.), завещание ему вел. княжения (Л. 729 об.- 732 об.), противостояние с кн. Константином и битва на р. Липице (Л. 738-826), начало вел. княжения Г. В. во Владимире (Л. 846), прием болг. послов (Л. 877-879), основание Н. Новгорода (Л. 890) и др. Владимирские чудотворцы: кн. Андрей Боголюбский, мч. Аврамий, князья Александр Невский, Глеб Андреевич, Георгий Вселодович. Литография. Мастерская И.А. Голышева, Мастера. 1864 г. (ЦАК МДА) Владимирские чудотворцы: кн. Андрей Боголюбский, мч. Аврамий, князья Александр Невский, Глеб Андреевич, Георгий Вселодович. Литография. Мастерская И.А. Голышева, Мастера. 1864 г. (ЦАК МДА) Судя по росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. (строго следующей программе росписи 1564-1565), образ Г. В. как одного из царских предков, к-рому уделено большое внимание в тексте Степенной книги, был включен в первоначальное убранство храма (помещен на юж. грани юго-зап. столпа). Одно из ранних изображений сохранилось на иконе блгв. кн. Александра Невского с 36 клеймами Жития кон. XVI - нач. XVII в. из придела Входа Господня в Иерусалим собора Покрова Пресв. Богородицы на Рву (ГИМ): в 32-м клейме «Чудо о победе на Молодех» представлены святые Борис и Глеб и Г. В. среди владимирских блгв. князей, к-рые, встав из гробов, помогают рус. войску в сражении 1572 г. с крымским ханом Девлет-Гиреем ( Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи нач. XVII в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 315-317). Единоличные образы святого появились, очевидно, вскоре после обретения его мощей в связи с их почитанием, хотя могли существовать и немного раньше, т.

http://pravenc.ru/text/164457.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010