В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7).

http://pravenc.ru/text/63854.html

Изображается как старец в святительском облачении с Евангелием в руках: на миниатюре минология Служебного Евангелия (Vat. Gr. 1156. Fol. 306v, 3-я четв. XI в.); в Минологиях (ГИМ. Греч. 183. Л. 266. Нач. XI в.- под 31 марта, в день памяти Акакия, исп.; Bodl. F. 1. Fol. 33v, 1327-1340 гг.) - везде в рост. В настенном минологии в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- поясное изображение; на фреске ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг.,- в рост. На рус. минейной иконе на апрель, нач. XVII в. (ЦАК МДА), изображен как преподобный, в мантии и схиме, с кукулем на плечах. Соч.: PG. 77. Col. 1467-1472 [Беседа против Нестория; рус. пер.: ДВС. Т. 1. С. 477-479]; PG. 84. Col. 693, 838; 77. Col. 181, 201, 337 [переписка с Кириллом Александрийским]; ArchOC. 1948. Vol. 1. P. 393-412 [письмо к Армянской Церкви]. Ист.: BHG, N 2008; AHG. Vol. 8. P. 200-209, 416-418; Феодорит. Церк. ист. I 4; ЖСв. Апрель. С. 250-255. Лит.: Болотов. Лекции. Т. 4. C. 214, 227-228, 232, 322; Филарет (Гумилевский). Учение. С. 90; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 111-112, 114; Т. 3. С. 144-145; ActaCO. T. 1/1, 4. S. 20-31, 118; I/2. S. 90-92; DHGE. T. 1. Col. 242-243; BiblSS. Vol. 1. P. 141, 143-144. Иконогр.: Kaster G. S.//LCI. Bd. 5. Sp. 16; Менолог. С. 366, 386. В. В. Василик, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/63774.html

Иконография А. изображается как святитель в омофоре, с Евангелием в руках: в диаконнике ц. св. Софии в Охриде (Македония), 50-е гг. XI в.; на минейной иконе на август, нач. XVII в. (ЦАК МДА), в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. (в рост). В 1892 г. в Москве была построена ц. во имя Александра, архиеп. К-польского, при приюте Василие-Кесарийского попечительства, сохранившаяся до наст. времени (Бутырский вал, 26). Ист.: BHG, N 1279-1280; Александр Александрийский, свт. Послание к Александру Константинопольскому//ДВС. СПб., 1994р. Т. 1. С. 18-29; Афанасий Великий, свт. Послание к брату Серапиону. Гл. 2-4//Творения. Т. 2. С. 99-102; Феодорит, блж. Церк. ист. I 3-4, 14, 19; Созомен. Церк. ист. I 13, 18; II 29; Gelasius Cyzicenus. Hist. Concilii Nicaeni. II 27, 36//PG. 85. Col. 1241, 1312, 1344; Сократ. Церк. ист. I 37-38; ActaSS. Jun. T. 7. P. 71-84; Aug. T. 6. P. 195-198. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 344; Andrieu M. Alexandre (23)//DHGE. Т. 2. Col. 184-186; LTK. Bd. 1. Sp. 314; ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 107-108; Grumel. Chronologie. P. 434; ЖСв. Авг. С. 518-530. Иконогр.: LCI. Bd. 5. Sp. 86; Hamman-McLean, Hallensleben. Plan 4. N 14; Менолог. C. 391; Сорок сороков. Т. 3. 55. С. 170-171. П. И. Жаворонков, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/64292.html

Составленный Иосифом († 883) канон А. (1-го гласа) с акростихом «Αγαθονκου τος πνους με επεν θμις», содержащийся во многих рукописях (XII в. Doch. Gr. 32; кон. XIII-XIV в. ГИМ. Син. Греч. 450. Л. 161-172), вошел в совр. греч. и слав. печатные Минеи (в слав. Минеях акростих не указан). Из рукописи (1353 г. Alex. Patr. 118. Fol. 158v - 163) известен др. канон Георгия (4-й глас) попразднству Успения Богоматери и А. («Μεθορτον νυν πανδαισαν τεκοσα» - Ταμεον. N 851. Σ. 271). Славник на вечерне на «Господи воззвах» атрибутируется Анатолию . Службы в совр. греч. и слав. печатных Минеях в целом идентичны друг другу, в греч. (Μηναον. Αγουστος. Σ . 224) имеется после 6-й песни канона на утрене стишной ямбический синаксарь святому. По совр. рус. Типикону, так же как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), по греч.- со славником на вечерне. Иконография А. изображается как юный безбородый мученик, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, его волосы кудрявы: на левой створке складня-триптиха слоновой кости из Палаццо Венеция в Риме, сер. X в.; на эмальерной вставке потира из К-поля, сер. X в. (Венеция, сокровищница Сан-Марко); на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 125об.), на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Мученичество святого представлено в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Успения Трескавацкого мон-ря (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., рекомендует изображать А. молодым, «с малою бородой» (Ч. 3. § 10. 50). Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1. 22 авг.). Ист.: BHG, N 39-43; ActaSS. Aug. T. 4. P. 519-524; SynCP. P. 913-915; ЖСв. Август. С. 376-378.

http://pravenc.ru/text/63268.html

Лит. Hannick Chr. Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1972. S. 36; Ταμεον. Ν 279-285. Σ. 106-108. А. Ю. Никифорова Иконография Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. и древнерус. искусстве А. С. обычно изображался седобородым старцем в монашеских одеждах, на столпе-колонне с резной капителью, с поднятыми в молении руками: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 208, 976-1025 гг.); на фреске капеллы 7 в Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), X в.; на миниатюре Минология на ноябрь (Paris. gr. 580. fol. 2v, 1055-1056 гг.); в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269r); на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в Минологии XII в. мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 228a); в рукописи житий и мучений святых из Великой лавры на Афоне, XII в. (Laur. Δ 71. Fol. 181b),- вместе со свт. Амфилохием Иконийским ; в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 18v); в настенных минологиях нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны ( Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.); в росписи ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.,- со свитком в левой руке; на рус. минейной иконе, нач. XVII в. (ЦАК МДА); на греч. иконе письма К. Контариниса, 1716 г. (собрание С. Амберг-Герцога. Швейцария); на рус. гравированной минее работы Г. П. Тепчегорского , 1722 г. (РНБ). Образ А. С. нередко помещался в ряду изображений столпников, напр. в Лондонской Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26), между преподобными Симеоном и Даниилом Столпниками; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- образы А. С. и прп. Даниила Столпника; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.

http://pravenc.ru/text/114450.html

Вмц. Евфимия. Фрагмент иконы " Минея на сентябрь " . Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Вмц. Евфимия. Фрагмент иконы " Минея на сентябрь " . Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Родители Е. В. погребли тело дочери недалеко от Халкидона, впосл. вблизи от ее гробницы был построен храм, где позднее проходили заседания IV Вселенского Собора (см. ниже). В храме находилась чтимая икона великомученицы, описание которой в «Слове на страдание вмц. Евфимии» принадлежит свт. Астерию (BHG, 623-623a). Известно, что он, скончавшийся в глубокой старости до 431 г., составил это описание в юности, во 2-й пол. IV в., т. е. во время, близкое к жизни Е. В. Согласно Астерию, перед иконой, на которой были подробно изображены страдания святой, стояла рака с ее мощами, однако там же говорится, что гробница святой находилась близ храма (PG. 40. Col. 338). Это описание было дважды прочитано на VII Вселенском Соборе в защиту иконопочитания. Подробное описание храма и раки с мощами Е. В. оставил церковный историк Евагрий Схоластик, по свидетельству к-рого святая время от времени являлась во сне благочестивым людям города с призывом «собирать плоды» в ее храме. Тогда открывалось небольшое отверстие в серебряной раке, и туда просовывался прут с привязанной губкой, к-рая касалась останков. Губка пропитывалась кровью в таком изобилии, что ее собирали в пузырьки и раздавали всем присутствовавшим ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 3). Об этом же чуде сообщает историк Феофилакт Симокатта. По его сведениям, в 594 г. имп. Маврикий усомнился в чуде и пытался исследовать кровь, но, когда крови истекло необычайно много и храм наполнился невероятным благоуханием, император раскаялся в своем неверии ( Theophyl. Sim. Hist. III 14). О вероятном расположении ц. Е. В. в Халкидоне см.: Janin R. La banlieue asiatique de Constantinople//EO. 1923. Т. 22. P. 380-381. Чудо на IV Вселенском Соборе (Халкидон, 8 - 31 окт. 451), созванном имп. Маркианом по поводу монофизитской ереси к-польского архим. Евтихия,- одно из самых известных посмертных чудес Е. В. Заседания проходили в базилике Е. В.- кафедральном соборе митрополии Халкидона. Из-за большого стечения приверженцев противоборствующих сторон на заседаниях шли бесконечные прения, к-рые ни к чему не приводили,- противники все больше убеждались в своей правоте. Тогда архиеп. К-польский св. Анатолий предложил написать оба учения - монофизитское и православное - на кусках пергамена и положить их в раку с мощами Е. В., что и было сделано. В течение 3 дней рака с мощами оставалась запечатанной. На 4-й день сняли печать и открыли раку. Свиток с положениями монофизитской ереси лежал в ногах святой, а правосл. свиток она держала в правой руке. Когда к мощам приблизился архиеп. Анатолий, Е. В. на глазах всех присутствующих сама протянула ему свиток с правосл. вероисповеданием. Так была утверждена истинность правосл. учения, монофизитское учение было объявлено ересью и предано анафеме, а священники-монофизиты лишены сана.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Дело защиты еп. Мелетия сблизило Е. со свт. Василием Великим . В 370 г. Е. принимал участие в избрании Василия на кафедру Кесарии Каппадокийской. В 70-х гг. Е., святители Василий Великий и Григорий Богослов вели оживленную переписку. Известно ок. 20 посланий Василия к Е. и 5 посланий Григория; ответные послания Е. не сохранились. Также Василий направил 2 послания к жителям Самосаты в тот период, когда Е. был изгнан из города, и 4 послания к Антиоху, племяннику Е. и впосл. его преемнику на кафедре. Эта переписка весьма лаконична по содержанию, поскольку, вероятно, ее участники не всегда считали возможным распространяться о нек-рых известных им вопросах. Во мн. местах она носит личный характер. Свт. Василий постоянно выражает почтение Е. как старейшему и более опытному собрату; хвалит его благочестие, святость жизни, заботу о Церкви, описывает его сожаление о господстве арианской ереси на Востоке и пытается утешить; просит у Е. молитв за себя. Он консультировался с Е. относительно своих контактов с Западом, начатых в 371 г. (ср.: Basil. Magn. Ep. 120). Е. одобрил инициативу свт. Василия направить на Запад коллективные послания с просьбой о помощи в борьбе с арианством и проект созыва на Востоке общего Собора из вост. и зап. епископов. Кроме того, Е. подписал послание свт. Василия в Рим, где высказывалось требование поддержки еп. Мелетия и критиковалась антиохийская община евстафиан ( Basil. Magn. Ep. 92). Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Фрагмент иконы«Минея на июнь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Фрагмент иконы«Минея на июнь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В 70-х гг. IV в., при имп. Валенте, господствовавшая партия омиев видела в еп. Мелетии и Е. изменников, перешедших в стан никейцев. В 373 г. Е. получил приказание имп. Валента отправиться в ссылку во Фракию. По сообщению Феодорита, Е. уговорил присланного имп. чиновника, к-рый должен был проводить его к месту ссылки, не арестовывать его публично, чтобы не возбудить беспорядков в городе. Ночью Е. отплыл с конвоем из Самосаты в Зевгму, вниз по Евфрату. Однако утром группа жителей Самосаты отправилась за Е., к-рого они догнали уже в Зевгме. Е. с большим трудом убедил их вернуться ( Theodoret. Hist. eccl. IV 13; Basil. Magn. Ep. 181, 236). Е. проехал через Каппадокию, где, возможно, встречался со свт. Григорием Богословом ( Greg. Nazianz. Ep. 64). Е. оставался в ссылке вплоть до переселения и начала восстания готов на Дунае (376-378). Феодорит сообщает, что посланные вместо него в Самосату 2 арианских епископа не пользовались уважением жителей города. Один из них, Луций, устроил жестокие репрессии против граждан и клира, сочувствовавших сосланному Е. Среди пострадавших был и пресв. Антиох, племянник Е., к-рого в наказание отправили в Армению. Находясь в ссылке, Е. был свидетелем гот. вторжения во Фракию и опустошения этой страны войной в 376-378 гг. ( Theodoret. Hist. eccl. V 4).

http://pravenc.ru/text/187319.html

Прп. Евпраксия. Фрагмент иконы «Минея на июль». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Евпраксия. Фрагмент иконы «Минея на июль». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В обители Е. выполняла самую трудную работу: готовила на кухне, колола дрова, прислуживала др. сестрам. С каждым годом она все более усиливала свою аскезу: постепенно Е. научилась вкушать пищу 1 раз в 3 дня, а затем - 1 раз в неделю. Диавол всячески пытался смутить Е., являясь ей в ночных видениях. Борясь с искушениями, она в течение 40 дней неподвижно простояла на молитве с поднятыми к небу руками. Не сумев повредить ей духовно, сатана заставлял Е. страдать физически: он пытался утопить ее в колодце, сбрасывал с высокого здания, устраивал так, что Е. ранила себе ногу топором и обливала себя кипятком. Бог наградил Е. даром чудотворения: она исцелила глухонемого парализованного ребенка. После этого настоятельница поручила Е. ухаживать за бесноватой, много лет жившей в обители. Женщина была связана цепями по рукам и ногам, никто не смел к ней приблизиться, пищу ей подавали в корзине на длинном шесте. Сестры молились об исцелении больной, но тщетно. Зная, что Е. удостоилась принять от Господа особую благодать, настоятельница повелела ей исцелить бесноватую. Е. сказала, что недостойна, но, проявив послушание, пошла к одержимой и в присутствии сестер изгнала беса из женщины. Е. скончалась в возрасте 30 лет. За 10 дней до ее смерти игум. Феодула была удостоена видения, в к-ром Богородица сообщила ей, что Е. войдет в светлую обитель. На могиле подвижницы совершалось множество чудес: одержимые избавлялись от бесов, больные исцелялись. В период иконоборческих споров Житие Е. активно использовалось полемистами. Эпизод, в к-ром Е. припадает к образу Христа, встречается у прп. Иоанна Дамаскина (Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136) и в неопубликованном флорилегии М (ГИМ. Син. греч. 265, IX-X вв. Fol. 226), восходящем к оригиналу сер. VIII в. (подробнее см.: Alexakis. 1996. P. 133, 337). Прп. Иосиф Песнописец ( 886) написал канон Е. и св. Олимпиаде , поминаемой в тот же день. Визант. историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово Е., сохранившееся в ряде афонских рукописей (Ath. Philoth. 87; Ath. Vatoped. 635) и переведенное на новогреч. язык (Δουκκης. Τ. 4. Σ. 369-387).

http://pravenc.ru/text/187261.html

Арх.: РГБ ОР. Ф. 236. 137, 138; БАН. Ф. текущих поступлений. 142. Л. 266-282. Соч.: Собр. поучительных слов. СПб., 1755-1759. М., 1828, 1855. Лит.: Заведеев П. История рус. проповедничества от XVII в. до наст. времени. Тула, 1879; Титов Ф. И. К биогр. Гедеона Криновского, еп. Псковского и Нарвского. Каз., 1907; Харлампович К. В. Малорос. влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. А. И. Раздорский Иконография Гедеон (Криновский), еп. Псковский. Гравюра П. Дружинина. 3-я четв. XVIII в. Гедеон (Криновский), еп. Псковский. Гравюра П. Дружинина. 3-я четв. XVIII в. Наиболее ранний известный портрет Г.- гравюра в технике меццо-тинто, 3-й четв. XVIII в., исполненная мастером П. Дружининым на фабрике М. Артемьева в Москве ( Смолич. История РЦ. Ч. 2. С. 29). Это поколенное изображение иерарха в небольшом повороте влево, в черном клобуке и архиерейской мантии с образами святых на скрижалях (у Д. А. Ровинского ошибочно указано, что «в облачении схимника»), правой рукой перелистывает книгу, в левой - жезл со змеевидным навершием, без сулока, на груди - панагия с иконой Спаса Нерукотворного, слева вверху - герб. Портрет дополнен виршами, прославляющими Г. как проповедника («Различны Дух Святый таланты уготова; сего ж благоволил почтить талантом слова...»). Изображение в более упрощенном варианте повторяется на поясном портрете (в овале), награвированном пунктиром в нач. XIX в. мастером И. Розоновым, работавшим для изданий П. П. Бекетова (оттиски 1843: РГБ, ЦАК МДА). По-видимому, на основе первоначального образца была создана литография 2-й четв.- сер. XIX в. работы Л. Лориса, издание И. Х. Дациаро (ЦАК МДА), упомянутая в справочнике В. Я. Адарюкова ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 213). «Оригинальные» (некопийные) портреты архипастыря находились в кон. XIX в. в Митрополичьих палатах ТСЛ, в собрании Н. И. Путилова ( Ровинский. Т. 4. Стб. 236, 291). Лит.: [Бекетов П. П. ] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их крат. жизнеописания. М., 1843; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 553. Т. 4. Стб. 236, 291; Духовные светочи России. С. 98. Кат. 84.

http://pravenc.ru/text/161870.html

Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. Гравюра А. Г. Ухтомского по рис. Воробьёва. 1816 г. (ЦАК МДА) Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. Гравюра А. Г. Ухтомского по рис. Воробьёва. 1816 г. (ЦАК МДА) К нач. XVII в. место, где находился М. Ж. м., оказалось в запустении и поросло лесом. Согласно «Сказанию об обновлении» монастыря, в 1620 г. уроженцу «муромских мест» мон. Авраамию (Алексию; † 1640) было видение, после к-рого он пришел в Лысково на оз. Жёлтые Воды, разыскал старое монастырское место и поставил там келью. Когда собралась братия, мон. Авраамий ушел в Унженский монастырь, где молился у гроба прп. Макария, чтобы святой помог ему возобновить древнюю обитель. Во время молитвы Авраамий получил «извещение от первонаписанной иконы» прп. Макария, что святой будет ему помогать в восстановлении мон-ря. По инициативе мон. Авраамия был создан список унженской иконы, к-рый он принес на Жёлтые Воды и поместил в деревянной часовне. В 1620 г. в Москве строитель Авраамий получил «повеление» царя Михаила Феодоровича Романова и благословение патриарха Московского и всея Руси Филарета на возобновление обители. Большую помощь строителю оказали жители Лыскова, к-рые «от своего усердия насекоша древес доволно к созданию церковному... Великия древеса на рамех своих преносиша». Впосл. «от многих стран прихождаху монаси и мирстии и моляше настоятеля, да повелит им своими руками во обители у чюдотворца Макария от своего усердия потруждатися» (ГИМ. Увар. 1197. 398. 105. Л. 77-77 об., 78 об.). В 1624 г. в М. Ж. м. были построены деревянные храм во имя Св. Троицы с приделами во имя прп. макария Желтоводского и прп. Михаила Малеина - небесного покровителя царя, в 1626 г.- трапезная с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на подклетях, ограда, кельи, в которых к февр. 1638 г. проживало ок. 200 насельников. В 1640 г. строитель Авраамий был погребен слева от входа в св. врата обители; впосл. над его гробницей поставлена 8-колонная ротонда с круглым куполом. Еще в 1626 г. строитель Авраамий «взял в оброк» «из наддачи» рыбные ловли и сенные покосы по р. Керженец до Макарьева Холуя и по рекам М. и Б. Маза. В 1625 г. братия получила «из наддачи» на оброк Великовское и Отрепьевское угодья, а в 1628 г. владела одним из них безоброчно. В 1649 г. по духовной грамоте Б. М. Лыкова мон-рю отошли все его земли на Керженце. Согласно межевой книге Д. Плещеева, в 1670 г. обитель владела землями по всему течению реки и притокам ( Соколова. Роль. 1989. С. 160-161).

http://pravenc.ru/text/2561262.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010