В пространном Житии содержится подробное повествование о жизни М. до избрания аббатом Клюни (1-я кн.; только в этой части произведения сделана попытка соблюсти хронологический порядок повествования), его деяниях во главе монашеской общины, в т. ч. о совершенных им чудесах, а также о его добродетелях (2-я кн.); 3-я кн. посвящена пленению М. сарацинами, его отношениям с имп. Оттоном II и его матерью Адельгейдой , чудесам, последним годам жизни и кончине святого. В Житии приведено развернутое обоснование клюнийской идеологии «монашеской теократии» (см., напр.: Iogna-Prat. 1991). Монашество представлено как высший слой об-ва и призвано руководить людьми, хранить мир и порядок. Близость монахов к Богу обусловлена их нравственным совершенством, к-рое выражалось прежде всего в их целомудрии, а также в смирении, учености и молитвенном созерцании. Клюнийское монашество рассматривалось как продолжение «апостольской общины» и земное отражение сонма ангелов Небесного Иерусалима. Житие М. открывается повествованием о монахах, пострадавших от сарацинов в Леринском монастыре (см. Лерен ): их мученическая смерть, подобно целомудрию («бескровному мученичеству») клюнийцев, была жертвой, открывшей монахам путь к спасению. В Житии подчеркивается важность единения монахов с аббатом, к-рое ведет к единению с Христом. В соответствии с представлениями об особой роли монашества в об-ве агиографы делали акцент на деятельности М. как наставника мирян, вдохновителя «крестового похода» против провансальских сарацинов, советника императоров (внимание, которое уделено отношениям М. с династией Оттонов, согласуется с политикой его преемника Одилона, заинтересованного в укреплении сотрудничества с императором) (см.: Idem. 1988. P. 319-376). По мнению Ионья-Пра, в Житии заметно влияние идей христианского платонизма, заимствованных из сочинений Иоанна Скота Эриугены и Хейрика Осерского (напр.: Idem. 1991. P. 248-249). В рукописях к пространному Житию приложены проповедь о М. (Sermo de beato Maiolo; изд.: Idem. 1988. P. 287-301), составленная в основном из фрагментов «Перифюсеона» Эриугены, трактата блж. Августина «О святом девстве», гомилии в честь св. Иоанна Реомского и сочинений Хейрика Осерского (проповедь в день памяти св. Германа и сказание о чудесах св. Германа; см.: Ibid. P. 48-58), а также стихотворение «Избрание господина Одилона» (BHL, N 6283d; изд.: Iogna-Prat. 1988. P. 303-304). Тексты Жития и приложенных к нему сочинений получили распространение только в клюнийских монастырях; большинство из 9 известных рукописей относится к XI-XII вв. В XII в. в аббатстве св. Марциала в Лиможе была составлена особая редакция Жития М. (BHL, N 5177; изд.: ActaSS. Bened. 5. 786-810; PL. 137. Col. 745-748), в к-рой совмещены тексты раннего Жития (BHL, N 5180) и пространного Жития (BHL, N 5179).

http://pravenc.ru/text/2561244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОРОДИЧНОЕ ПРАВИЛО келейное моление, получившее большое распространение в России с нач. XIX в. и заключающееся в ежедневном чтении «Богородице Дево» 150 раз, часто с прибавлением «Отче наш» после каждого десятка. Б. п. в России становится известным с посл. трети XVII в., когда имела широкое хождение в списках кн. «Звезда пресветлая» , повествующая о чудесах с теми, кто читает Архангельское обрадование 150 раз в день. Согласно приписке к предисловию, это перевод с «белорусской книги», сделанный неким Никитой в Москве в 1668 г. Рассказы заимствованы в основном из зап. источников, хотя есть и рус. происхождения. Известно более 100 рукописей этой книги. Из предисловия к «Звезде пресветлой» следует, что Б. п. может заменять собой Акафист Богородице (в нем содержится ок. 150 хайретизмов). Это, а также др. признаки позволяют утверждать, что книга основана на неком католич. трактате о розарии - молитвенной практике, очень близкой к Б. п. Б. п. пользовалось любовью мн. прославленных рус. подвижников. Киевский старец Парфений (Краснопевцев) читал «Богородице Дево» ежедневно 300 раз. Прп. Серафим Саровский заповедовал сестрам Дивеевской общины исполнять Б. п. во время ежедневного обхода по канавке вокруг Дивеева. Во 2-й пол. XIX в. Б. п. практиковал Илиодор (Захаров), иеросхим. Глинской пуст. Сщмч. Серафим (Звездинский) рекомендовал после каждого десятка воспоминать определенные события из жизни Пресв. Богородицы и читать различные молитвы о себе и о мире. Рубрики: Ключевые слова: МОЛИТВА способ общения с Богом и духовными существами, к-рый представлен в человеческой истории в большинстве религий АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/149545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОКУЛЫ [От лат. мн. ч. loculi - ящички в шкатулке или комоде, и ед. ч. locus, loculus - место], индивидуальные погребальные ниши в катакомбах . Ниши были прямоугольными, их вырубали в стене подземной галереи так, чтобы тело усопшего можно было положить параллельно этой стене (в погребальном обряде иудаизма ниши-кокким вырубали перпендикулярно плоскости стены). Л. имели длину, близкую росту человека, соответствующую телу ширину и небольшую высоту. Каждый Л. закрывали кирпичной кладкой или каменной плитой (на растворе), часто с надписью и иногда с символическим изображением. Л. размещались в стене рядами; по мере заполнения пол в скальной галерее опускался, и ниже заполненных ниш вырубали новый ряд, поэтому верхние ряды Л. в галереях древнее нижних и часто располагаются на высоте, значительно превышающей человеческий рост (нек-рые коридоры имеют 10-13 рядов Л.). В 10-х гг. XX в. швейцар. ученый П. Штайгер предложил использовать стратиграфию накопления Л. для датировки погребений катакомб. Известны, но очень редки, Л. для 2 и даже 3 усопших (бисомы, трисомы). Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата

http://pravenc.ru/text/2110665.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАЛИТУРГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ Чинопоследования подчеркнуто драматического характера, совершаемые в контексте общественного богослужения , главная цель к-рых не столько выражение богопочитания, молитвенное предстояние пред Богом или участие в христ. таинствах, сколько картинное воспроизведение перед молящимися того или иного эпизода из Свящ. истории. Особенно большой популярностью П. о. пользовались в средние века. В частности, в визант. и древнерус. традиции были известны такие П. о., как шествие на осляти на праздник Входа Господня в Иерусалим, «Чин и действо Страшного Суда» в соответствующее воскресенье перед Великим постом , пещное действо в одно из воскресений, предшествующих Рождеству Христову , и проч. В наст. время большинство из П. о. вышли из практики, исключение составляет чин умовения ног в Великий четверг. В зап. литургической терминологии к П. о. относят все чинопоследования, не отраженные в офиц. изданиях богослужебных книг, а также проявления народного благочестия, подражающие церковной обрядности. О театрализованных обрядах в средневек. католич. богослужении см. ст. Литургическая драма . Лит.: Никольский К., прот. О службах, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885; Красносельцев Н. Ф. К истории правосл. богослужения: По поводу некоторых церк. служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Каз., 1889. Свящ. Михаил Желтов Рубрики: Ключевые слова: АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии

http://pravenc.ru/text/2578976.html

По смерти имп. Льва в К-поле был созван Собор (912-913), восстановивший Николая на кафедре и подтвердивший абсолютный запрет 4-го брака. Итог спорам положил принятый Собором 920 г. «Томос единения» , в к-ром В. расценивается как безусловно дозволенное в случае смерти или исчезновения без вести одного из супругов и практически не порицается по сравнению с единобрачием; троебрачие дозволяется с рядом оговорок (по достижении троебрачным 30 лет и при отсутствии у него детей он отлучается на 3 года; по достижении 30 лет и при наличии детей - на 4 года, имея затем право причащаться только трижды в году; по достижении 40 лет и при отсутствии детей - на 5 лет, имея затем право причащаться только на Пасху; по достижении 40 лет и при наличии детей троебрачие не допускается); браки после 3-го «Томос единения» безусловно запрещает ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. T. 5. Σ. 4-10). Последующая визант. практика в целом следовала «Томосу единения», иногда отступая от его предписаний в сторону большей строгости, как об этом свидетельствует Феодор Вальсамон (Ibid. Т. 4. Σ. 480-481). Одним из следствий снисхождения «Томоса единения» ко В., в частности, стало то, что в XI в. и позже второбрачных стали венчать церковно - по особому, реже по обычному чину (так, о фактической отмене прежнего правила Никифора Исповедника о запрете венчания 2-го брака говорится в ответе Никиты Ираклийского - Там же. Т. 5. Σ. 441; Требник Большой. Гл. 20). Об этом свидетельствуют канонисты кон. XI в. митрополиты Никита Ираклийский и Илия Критский (ВВ. 1895. Т. 2. С. 167; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. T. 5. Σ. 378), а также тот факт, что с XI в. в рукописях Евхология регулярно выписывается особая молитва В.: «Господи Боже наш, назвавший Авраама [Своим] другом, и Иакова наипаче возлюбивший, и Иакову в жену Лию сочетавший» (Κριε Θες μν, τν Αβραμ φλον καλσας κα τν Ισακ περηγαπσας κα τν Ιακβ ες γυνακα τν Λεαν συνψας), в к-рой как обоснование В. приводятся известные случаи В. праотцов (см., напр.: Дмитриевский.

http://pravenc.ru/text/155584.html

«И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» ( Откр. 14:2–3 ). Иоанн видит, что эти 144 тысячи великих, последних праведников отличаются от тех, которые упоминались раньше, в VII главе, то есть от праведников из еврейского народа, обращенных ко Христу в последние времена. Здесь же идет речь о другом разряде праведников, которые особо участвуют в этом великом торжестве Бога – это девственники. Мы бы сказали – монахи, собранные, чтобы спеть великую песнь перед лицом Господа Бога Всемогущего. Это особое служение, особая песнь, особая мелодия чистоты, отвечающая на вызов нечистоты, разврата, мятежа против Бога великой земной блудницы. Бог слышит с неба голоса 144 тысяч этих праведников. Их голос подобен голосу вод многих – они, точно огромные водопады, низвергаются на землю, и пение их противостоит шуму, злой гармонии земных властителей, злому ладу антихриста. Голос праведников подобен шуму вод многих потому, что Господь сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ). Он сказал это о Духе Святом, Которого принимают верующие в Него. Поэтому и пение этих святых подобно голосу вод многих – они поют слова, данные им Духом Святым. Как говорил апостол Павел: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26 ). Испытующий сердца знает, о чем говорит Дух, ибо Он ходатайствует за святых по воле Божией. А Дух Святой учит истинной молитве. Голос праведников уничтожает все силы врага, как голос грома, отгоняющий диавола. Известно, что молитвы святых прогоняют демонов, которые обращаются в бегство, страшась их, как грома. Поэтому и принято у православных молиться словами святых – ведь это пение Бога, Духа Святого, Который учит их. И пение праведников отгоняет злых духов от сердец верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

112 Особенность (греч.). 113 В синод. переводе: …произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. 114 В синод. переводе: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. 115 В синод. переводе: …Который упасет народ Мой, Израиля. 116 В синод. переводе: …Который должен быть Владыкою в Израиле. 117 В синод. переводе: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела… 118 В синод. переводе: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною… 119 Парафрастически, пересказывая (греч.). 120 В синод. переводе: …и камень соблазна. 121 То есть Италой. 122 В синод. переводе: И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна. 123 В синод. переводе: …камень претыкания и камень соблазна. 124 Согласно синод. переводу, Авраам купил у Ефрона Хетгеянина, сына Цохарова, за четыреста сиклей серебра пещеру и поле. 125 В синод, переводе: Иаков купил землю у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. 126 Аквила (лат. Aquila) или Акила — II в. по Р.Х.; из иудеев–прозелитов; переводил книги Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык; известен педантизмом и немыслимым буквализмом при переводе, а также явно антихристианской направленностью. — Ред. 127 Артикли и «предартикли» (греч.); в древнееврейском языке: определенный артикль и особая частица, ставящиеся вместе при объектном винительном падеже. Аквила попытался воспроизвести в своем переводе и то, и другое. — Ред. 128 Педантично, въедливо (греч.). 129 Окончание стиха Быт 1:1 — …небо и землю (греч.) — Ред. 130 Аристарх из Самофракии (II в. до Р.Х.); жил в Александрии, основал собственную филологическую школу. Занимался критикой и истолкованием известнейших греческих поэтов, в частности — Гомера. Имя Аристарха стало впоследствии нарицательным — как своеобразный символ учености и педантичности. — Ред. 131 Ювенал. Сатира 1, 15. 132 Руфин Аквилейский — старый друг 6л. Иеронима, Мелания — римская аристократка, основала монастырь на горе Елеонской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

12:25). Это определяет главную задачу современной России – достижение реального всенародного единства. Многочисленные нации, входящие в ее состав, должны вновь, как в 1612, 1812 и 1941 годах сплотиться вокруг русского народа, но для этого он сам должен быть един. И здесь особая ответственность ложится на христиан, каждый из которых должен вспомнить слова Христа: « Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:13-15). Христиане призваны к единству молитвой самого Спасителя: « Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). К единству призывает нас и Церковь: « Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3:8); « Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12:16); « Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2:2) и т. д. Всякое разделение угодно только дьяволу, поэтому нужно перестать выискивать сучки в чужом глазе, нужно прекратить шушуканье и сплетни: Президент не такой, Патриарх не этакий, епископ неправильно говорит, губернатор плохо руководит и т.д. Всё это есть не что иное, как помощь врагу и вред – самому себе и России. Нужно всё это немедленно прекратить и начать работать для ее спасения. Достижению главной цели – всенародному единству – должен быть подчинен каждый шаг. Прежде всего, необходимо найти принцип единения. Известно, что людей объединяет географическое пространство, трудовая деятельность, экономические отношения – но все эти внешние обстоятельства могут измениться по не зависящим от людей причинам, и связи между ними исчезнут. Также людей может объединить общая беда или общая радость, но как только они проходят, люди вновь разъединяются.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/21/zadach...

16 По плодам их вы распознаете их. Разве собирают с терновника — виноград, или с репейника — смоквы? 17 Так всякое дерево благородное приносит добрые плоды, но дерево худое приносит дурные плоды. 18 Не может дерево благородное приносить дурных плодов, а дерево худое — приносить добрых плодов. 19 Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь. 20 Итак, по плодам их вы распознаете их. 21 Не всякий, кто говорит Мне: «Господи! Господи!» — войдет в Царствие Небесное, но тот, кто творит волю Отца Моего, Пребывающего на небесах./ 22 Многие станут говорить Мне в оный День: «Господи! Господи! Разве не во имя Твое мы пророчествовали, не во имя Твое изгоняли бесов, не во имя Твое совершили множество чудес?» 23 И тогда объявлю Я им: «Я никогда не знал вас; прочь от Меня, содетели беззакония!» 24 Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет человеку разумному, который построил дом свой на скале; 25 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — а он не рухнул, ибо основание его было на скале. 26 Но всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, подобен будет глупцу, который построил дом свой на песке; 27 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — и он рухнул, и разрушение его было велико.» Примечания по стихам Нагорной проповеди Проповедь Иисуса Христа по внешним чертам своего оформления примыкает к весьма древней библейской традиции пророческой речи. Речь эта была ритмической и пользовалась множеством созвучий; и ритмы, и созвучия (особенно заметные при попытках обратного перевода речений Христа на арамейский язык) имели, между прочими, утилитарную мнемотехническую функцию, помогая ритмико-синтаксическому отрезку задержаться в памяти слушателя. У древней проповеди — особая интонация, решительно непохожая, например, на ту интонацию чуть ли не митингового ораторствования, которая так характерна для известного фильма Пазолини «Евангелие от Матфея». Нашему воображению лучше ориентироваться на чуть-чуть речитативное произнесение, столь неизбежное для сферы учительства в восточном роде; этот легкий распев нисколько не мешает ни взрывам экспрессии (как учат нас мелодии фольклорных причитаний), ни предельной простоте, однако задает тому и другому особый контекст.

http://pravmir.ru/nagornaya-propoved-mf-...

«1. Если кто порицает брак и гнушается верною и благочестивою женой, со своим мужем совокупляющеюся, или её порицает, как немогущую войти в Царствие, тот да будет под клятвой. 2 . Если кто-либо девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства, да будет под клятвой. 3 . Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетавшимися, да будет под клятвой» 68 . Вдовство как ещё одна форма древнехристианского аскетизма естественно вытекает из учения о девстве как добродетели. Приведём рассуждения Тертуллиана , христианского писателя конца II – начала III века, по этому поводу: «Он (Бог) разделил на несколько видов, чтобы мы придерживались хотя бы одного из них. Первый вид – это девственность от рождения. Вторая девственность – от второго рождения, то есть от крещения, состоит в том, чтобы мы во время супружества очищали себя добровольно разлукою между мужем и женою, или чтобы мы сохраняли целомудрие, пребывая постоянно как бы в безбрачном состоянии. Наконец, третья степень заключается в единобрачии, когда мы по смерти первой жены отказываемся от женского пола» 69 . Мы видим, что, оставаясь вдовыми после первого брака, христиане тем самым приравнивались к несущим подвиг девства, поскольку, по словам Тертуллиана , воздержание есть добродетель. К сожалению, впоследствии институт вдовиц был утрачен. Последнее упоминание о вдовицах содержится в 40-м правиле Трулльского Собора 691–692 годов. В наше время вдовство рассматривается как неполноценное человеческое существование, хотя, с точки зрения христианства, добровольный отказ от брака является величайшей добродетелью. Говоря о вдовицах, нужно различать вдовство как социальное положение и вдовство как определённый род церковного служения. Была особая группа вдовиц, о которых писал апостол Павел: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу ( 1Тим.5:9–11 ). Вдова выбиралась из церковного окружения, но в отличие от других церковных степеней над ней не совершалось рукоположение. В чем заключалось служение вдов? Вероятнее всего, они были ближайшими помощниками диаконис, а иногда и выполняли их обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010