Установление англичанами протектората над Бахрейном вызвало опасения у остальных арав. правителей. Шейх Джасим (Касим) бен Мухаммад ат-Тани в 1871 г. принял предложение Стамбула о признании османского сюзеренитета. Вытесненные османами из Эль-Хасы ваххабиты и бедуины использовали К. как базу для набегов на османские гарнизоны. Это привело к высадке в Дохе османских войск и оккупации К. в 1872 г. Шейхи ат-Тани тем не менее сохранили преобладающее влияние на полуострове. В кон. 70-х - 80-х гг. XIX в. продолжались конфликты между Бахрейном, К. и Абу-Даби, за которыми стояли интересы Великобритании, Турции и Германии, стремившихся к контролю над Персидским зал. В нач. 90-х гг. XIX в. Великобритания, окончательно утвердившая протекторат над Бахрейном и Договорным Оманом, приступила к вытеснению Турции из К. и Кувейта. В 1892 г. произошли столкновения катарских племен с османским гарнизоном, расквартированным в шейхстве. Реальная власть османской администрации осталась только в столице К. В 1894-1895 гг. между К. и Бахрейном вспыхнул конфликт, к-рый пресекли действия брит. канонерок, обстрелявших корабли и побережья противоборствующих сторон. Шейх К., обвиненный в нарушении договора 1868 г., должен был заплатить значительный штраф. В дальнейшем шейх Джасим действовал в русле брит. интересов. В 1899 г. катарское ополчение участвовало в военных действиях против Кувейта, что подтолкнуло эмира этого княжества к сближению с Великобританией. В 1914 г. была подписана англо-тур. конвенция, согласно которой Стамбул отказывался от притязаний на Вост. Аравию, в частности признавал независимость К. В годы первой мировой войны шейхи региона сохранили лояльность к Великобритании; т. о., Персидский зал. превратился практически в «британское озеро». Одним из важных шагов на этом пути стало принуждение шейхов катарских племен во главе с Абдаллой бен Джасимом ат-Тани (1913-1949) к принятию брит. протектората (нояб. 1916). Нач. XX - нач. XXI в. Поставив под свой контроль внешнюю политику и оборону К., Великобритания мало вмешивалась в его внутренние дела, тем более что шейх Абдалла всемерно противился усилению британского присутствия в стране.

http://pravenc.ru/text/1681365.html

При Саиде бин Султане (1807-1856) султанат Маскат, контролировавший всю морскую торговлю в регионе, раскинулся широко за пределы Аравийского п-ова. В Африке он охватил Васамбу (зап. берег Индийского океана от экватора до мыса Делгадо с островами Пате, Ламу, Пемба, Мафия, Килва и с центром в Занзибаре), а в Азии - Сокотру, приморский Белуджистан до Пассани и отдельные участки Персидского зал. (о-ва Ормуз, Кешм, Тавила, Харк и Хенгам, области Могистан и Ларистан с торговыми городами Бендараб и Бендер-Ленге). В 1832 г. султан Саид бин Султан временно перенес свое местопребывание на Занзибар, к-рый, украшенный дворцами и садами, превратился в средоточие торговли невольниками и слоновой костью. Оманские культурные традиции проникли на юг до Коморских о-вов, на к-рые занзибарская метрополия оказывала значительное влияние. Во 2-й пол. XIX в. султанат Маскат вместе с большей частью своих портов утратил и ключевые позиции в региональной экономике. В 1853 г. Договор о вечном мире упрочил позиции Великобритании на Пиратском берегу, к-рый отныне стал именоваться Договорным Оманом. После кончины Саида бин Султана двое его сыновей, Маджид и Сувайни, поделили между собой азиатские и африканские владения отца. В 1861 г. Маскат и Занзибар превратились в полностью самостоятельные султанаты, каждый из к-рых напрямую поддерживал отношения с Британской империей. Их статус в 1862 г. закрепила англо-франц. декларация: обе стороны приняли на себя обязательство соблюдать независимость султанатов. С нач. 60-х гг. XIX в. экономика Маската находилась в глубоком кризисе из-за упадка работорговли и нарушения вековых связей с др. странами бассейна Индийского океана. В результате массового оттока населения в Занзибар и соседние суахилийские центры численность жителей столицы уменьшилась за 50-70-е гг. XIX в. с 55 тыс. до 8 тыс. чел. В кон. XIX - нач. XX в. засилье британцев вызвало недовольство племен внутренних районов, а окончательная потеря некогда обширных заморских владений в Африке, поглощенных Германией, привела к упадку городов приморья. В 1875 г. Иран вернул владения на сев. берегу Персидского зал. Под властью правителей Маската оставался только Гвадар (в 1958 продан Пакистану). В 1883 г. с Маскатом установили дипломатические отношения США. В 1886 и 1890 гг. вспыхнули восстания под лозунгами воссоединения Маската с имаматом О. и разрыва неравноправных договоров с Лондоном.

http://pravenc.ru/text/2578387.html

Различные формы трансформации жанра К. можно обнаружить в творчестве Гречанинова, Никольского, Чеснокова, Калинникова и др. представителей Нового направления в рус. церковной музыке. К написанию сочинений в жанре духовного К. обращались и композиторы-регенты кон. XIX - нач. XX в.: Г. В. Музыческу , Г. М. Давидовский («О Всепетая Мати», «В молитвах неусыпающую Богородицу»), Ф. Е. Степанов («Вскую прискорбна еси», «Услыши, Боже», «Доколе, Господи»), Г. И. Рютов («Зряще мя безгласна», «Господь воцарися», «Се ныне благословите Господа»), Н. А. Добровольский (нач. XX в.; «Гласом моим», «Слава в вышних Богу»), свящ. М. Д. Ерхан («О Всепетая Мати») и мн. др. К. продолжали создаваться и в первые годы советской власти. Они не были опубликованы и в лучшем случае исполнялись в церквах по рукописным нотам. Так, среди сочинений регента Казанского собора в С.-Петербурге В. А. Фатеева (рукописи хранятся в СПбДА) выделяются протяженные многочастные К. на стихи псалмов: «Суди, Господи, обидящих мя», «Бог нам прибежище и сила» (1918), «Боже, приидоша языцы» (1919), «Глаголы моя внуши, Господи» (1923) и др. Последние К. Фатеева датированы 40-ми гг. XX в. Московский регент В. В. Локтев написал свадебный К. «Господи, Боже наш, благословивый брак» (1922). В этот период духовные К. также писали композиторы, чья основная деятельность была сосредоточена в области светской культуры. Среди них Н. С. Голованов («Радуйтеся Богу, Помощнику нашему» (1908, переработан в 1941)), имевший аттестат Синодального училища церковного пения, и А. В. Александров («Помилуй мя, Боже» (1926)), получивший звание регента в Придворной певческой капелле. Для рус. церковнопевч. искусства этого времени были характерны не эволюционные, а охранительные тенденции. Изменения начались со 2-й пол. 40-х гг. XX в., когда значительными событиями в жизни страны стали духовные концерты. 6 февр. 1945 г. на концерте, посвященном интронизации патриарха Алексия I, прозвучали духовные К. и песнопения Бортнянского, Турчанинова, Львова, Веделя, С. В. Смоленского , Архангельского, Чайковского, Рахманинова, Чеснокова, Н. М. Данилина , Кастальского. 16 июля 1948 г. на концерте в честь 500-летия автокефалии РПЦ патриарший хор под упр. В. С. Комарова исполнил духовные сочинения Рахманинова, Гречанинова, Чеснокова, Данилина, К. Н. Шведова , Веделя, Архангельского, Бортнянского.

http://pravenc.ru/text/2057176.html

Пермиёво, дер. Б. Садовка) и Чембарский у. (с. Поим). К 1914 г. их насчитывалось 1502 чел. Общее количество старообрядцев-беглопоповцев в Пензенской губ. на 1914 г. составляло 7183 чел. Представители распространившей свое влияние в регионе в сер. XIX в. Белокриницкой иерархии проживали к нач. XX в. в Городищенском у. (села Аришка, Павловское-Куракино, Уранка, дер. Б. Садовка), Мокшанском у. (села Бекетовка, Белогорка и Елизаветино, дер. Варваровка), Чембарском у. (села Грязнуха (ныне Ульяновка), Крюковка (ныне Крюково), Мача (ныне Пушанино), Митрофаново, Поганка (ныне Шереметьево), Поим, Свищёвка, деревни Белозёрка, Голощапово, Дерябиха, Котиха, Нов. Опалиха (Апалиха; ныне Алексеевка), Плетнёвка, Ст. Опалиха (ныне Апалиха), Топориха). Городищенские и мокшанские окружники находились в юрисдикции епископа Саратовского, а чембарские - архиепископа Московского. Противоокружники проживали в Нижнеломовском у. (села Каменка и Ростовка, деревни Александровка, Дмитриевка и М. Верхи) и находились в ведении епископа Нижегородского. Общая численность последователей Белокриницкой иерархии к 1914 г. составляла 7199 чел. Беспоповщина была представлена в регионе всеми основными толками - спасовским, поморским, федосеевским, филипповским и странническим (бегунским). Спасовцы-нетовцы появились в Пензенском наместничестве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. из Нижегородского наместничества и первоначально поселились в с. Поим Чембарского у. (Там же. С. 70). Их главным наставником стал крестьянин М. Г. Колесов. Из Поима спасовцы распространяли свои идеи в ближайшие деревни. Так, в 1856 г. нетовцы появились в дер. Котихе (Там же. С. 72). Также в Чембарском у. нетовцы проживали в Агапове, Белозёрке и Топорихе. Благодаря деятельности наставника С. Цацина нетовцы появились в с. Буртас Керенского у. Также они расселились в Саранском у. и Саранске (ныне Республика Мордовия). К 1914 г. в Пензенской губ. насчитывалось 3045 спасовцев (в т. ч. глухие нетовцы (староспасовщина), поющая нетовщина и самокрещены). Старообрядческая ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Поим. Между 1873 и 1876 гг. Фотография. 1929 г. Старообрядческая ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Поим. Между 1873 и 1876 гг. Фотография. 1929 г. Поморцы были представлены в регионе гл. обр. старопоморцами-безбрачниками, лишь в Чембарском у. присутствовали новопоморцы-брачники. Впервые в регионе они появились в 1792 г., когда в с. Поим Чембарского у. из Москвы прибыл крестьянин Иван Васильев (Там же. С. 62). К нач. XX в. поморцы помимо Поима проживали в Городищенском у. (села Аристовка, Мордовский Качим, Рус. Качим, Серман, пос. Чаадаевка и др.), Керенском у. (дер. Пеньки), Нижнеломовском у. (с. Кочетовка), Саранском у. и Саранске. Общая численность поморцев в Пензенской губ. к 1914 г. составляла 2607 чел.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Н. о.- один из крупнейших научно-технических центров РФ. На ее территории действуют свыше 50 академических ин-тов и более 60 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных ин-тов, ок. 100 крупных и 1700 малых предприятий, связанных с технико-внедренческой деятельностью, один из крупнейших в мире научно-производственных биотехнологических комплексов - Гос. научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (Академпарк) является самым крупным и успешным комплексным научно-технологическим парком России. Э. П. Р. Лит.: Список населенных мест Сибирского края. Новосиб., 1928-1929. Т. 1-2; Сибирский край: Стат. справ. Новосиб., 1930; Молодин В. И. Эпоха неолита и бронзы лесостепного Обь-Иртышья. Новосиб., 1977; он же. Древнее искусство Зап. Сибири. Новосиб., 1992; Горюшкин Л. М., Бочанова Г. А., Цепляев Л. Н. Новосибирск в историческом прошлом (кон. XIX - нач. XX в.). Новосиб., 1978; Троицкая Т. Н., Молодин В. И., Соболев В. И. Археологическая карта Новосибирской обл. Новосиб., 1980; Сасса Г. А. По земле новосибирской. Новосиб., 1988; Миненко Н. А. По старому Московскому тракту: О первых рус. поселениях на территории Новосибирской обл. Новосиб., 19902; Елагин В. С., Молодин В. И. Бараба в нач. I тыс. н. э. Новосиб., 1991; Гусаченко В. Л., Матвеева Л. Л., Тимяшевская Л. В. Каинск исторический. Новосиб., 1995; Матвеева Л. Л., Гусаченко В. Л. Колывань историческая. Новосиб., 1996; Адамов А. А. Новосибирское Приобье в X-XIV вв. Тобольск; Омск, 2000; Новониколаевская губ.- Новосибирская обл., 1921-2000: Хроника, док-ты. Новосиб., 2001; Атлас Новосибирской обл. М., 20022; Савицкий И. М. Оборонная промышленность Новосибирской обл.: Опыт послевоенного развития (1946-1963 гг.). Новосиб., 20032; История промышленности Новосибирска. Новосиб., 2004-2005. 5 т.; Власть в Сибири: XVI - нач. XX в. Новосиб., 20052; История города: Новониколаевск - Новосибирск: Ист. очерки. Новосиб., 2005-2006. 2 т.; Российская академия наук.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

В России Г. зародилась позже, чем в Зап. Европе. Централизация рус. гос-ва стимулировала формирование его символики в кон. XV в. (двуглавый орел был заимствован из герба Свящ. Римской империи как визуальная демонстрация претензий на имп. статус), во 2-й пол. XVI в. появились территориальные символы. Полноценные гербы возникли в кон. XVII - нач. XVIII в. под влиянием зап. (преимущественно польск.) культуры. Для развития территориальной Г. большое значение имели военные реформы имп. Петра I (от каждого полка требовалось иметь знамя с гербом того города, где он расквартирован) и реформы местного самоуправления в кон. XVIII в., «Жалованная грамота городам» 1785 г. предписывала каждому городу иметь герб. Большинство городских гербов (более 500) появилось в 70-90-х гг. XVIII в. Частные гербы появились в России в кон. XVII в., в XVIII в. они либо составлялись дворянами самостоятельно для использования в быту (чаще всего для размещения на печатях), либо разрабатывались в специальном учреждении - Герольдмейстерской конторе (создана в 1722, с 1800 - Герольдия, в 1857 учреждено Гербовое отделение Департамента герольдии сената) и выдавались в жалованных грамотах на дворянство или титулы. В 1797-1917 гг. частные гербы кодифицировались в офиц. «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» (более 3100 гербов, 20 частей, из к-рых первые 10 изданы: СПб., Герб Пермской губ. Герб Пермской губ. Гербоведение зародилось в России во 2-й трети XVIII в. под влиянием зарубежного практического и научного опыта. Научный статус дисциплины признан в сер. XIX в. преимущественно в рамках археологии. Существенную роль в ее развитии сыграл труд А. Б. Лакиера «Русская геральдика» (СПб., 1854; 18552; М., 19903), в к-ром излагалась археологическая концепция Г., основывавшаяся на признании самобытности и древности рус. гербов, а также на неоправданных попытках установить их связь с изображениями на древнерус. монетах и печатях. В нач. XX в. были выдвинуты культурологическая концепция Г., рассматривавшая герб как часть истории культуры (Ю. В. Арсеньев), и источниковедческая концепция Г. (В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий), в рамках к-рой разрабатывались методы изучения гербов как источников и гербовая экспертиза. Началось преподавание Г. в археологических ин-тах Москвы (Арсеньев, с 1907) и С.-Петербурга (Лукомский, с 1913). В 1913-1914 гг. в С.-Петербурге издавался ж. «Гербовед», посвященный преимущественно родовой Г. (переизд.: Гербовед, 1913-1914. М., 2003). Были кодифицированы рус. территориальные гербы (П. П. фон Винклер), опубликованы ценные источники (в т. ч. рисунки Титулярника 1672 г., Гербовник А. Т. Князева 1785 г., гербы лейб-кампанцев, «Малороссийский гербовник», составленный Лукомским и В. Л. Модзалевским, и др.); началось систематическое использование архивных материалов. В нач. XX в. Г. окончательно сформировалась в России как отрасль научного знания.

http://pravenc.ru/text/164529.html

правосл. братств. Серг. П., 1900; Ефименко А. Я. Южнорусские братства// он же. Южная Русь: Очерки, исследования, заметки. СПб., 1905. Т. 1. С. 206-297; Крамаренко М. Западнорусские церк. братства, их происхождение. К., 1913; Заикин В. Участие светского элемента в церк. управлении, выборное начало и «соборность» в Киевской митрополии в XVI и XVII вв. Варшава, 1930; Я. Д. Братства та ïх роль в розвитку украïнськоï культури XVI-XVIII ст. К., 1966; он же. Haйдabhiшi документи о дiяльhicmi братств на Ykpaïhi//Icmopuчhi джерела та ix використання: Зб. ст./Ред. кол. I. Л. Бутич i ih. К., 1966. Вип. 22. С. 13-23; Kumor B. Kocielne stowarzyszenia wieckich na ziemiach polskich w okresie przedrozbiorowym//Ksiga tysiclecia katolicyzmu w Polsce. Lublin, 1969. Cz.1. S. 503-545; Isajevich J. Between Eastern Tradition and the Influences from the West: Confraternities in early modern Ukraine and Byelorussia//Ricerche Slavistiche. R., 1990. Vol. 37. P. 269-293; Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996. Ч. 1: Брестская уния 1596: Ист. причины события; История РЦ. Кн. 5, 6. С. С. Лукашова Б. п. в Российской империи в XIX - нач. XX в. К нач. XIX в. Б. п., действовавшие в зап. районах Российской империи и испытывавшие сильное давление со стороны католиков и униатов, утратили свое церковно-общественное значение. Хотя предпринятая М. О. Кояловичем в 1862 г. поездка по Зап. краю выявила, что в Минской епархии почти при всех храмах (их было более 500) действовали братские общины, а во всех епархиях Зап. России насчитывалось, по мнению исследователя, ок. 1 тыс. братств, деятельность этих орг-ций ограничивалась участием в праздничных богослужениях, братских обедах (братчинах), братских праздниках и похоронах умерших членов братства и сбором взносов (редко превышавших 15 к. с братчика). Обычно такие Б. п., не имевшие юридического статуса, но порой имевшие свой устав, состояли из 100-200 членов, во главе их стояли старосты или старшие братчики.

http://pravenc.ru/text/153359.html

Среди менее дорогостоящих икон И. массового производства нач. XX в.- работы в масляной технике на цветных фонах мастеров слободы Борисовки (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде; БГИКМ, БГХМ - см.: Белгородский гос. худож. музей: Альбом. Белгород, 2009. С. 17). Образцом иконописания поволжских земель или владимирских сел, напр., является икона святителя с избранными святыми на полях из ц. Рождества Христова в Балахне Нижегородской обл. Встречаются расхожие иконы И. в серебряных или в латунных окладах (Ионинский мон-рь в Киеве, ризница ТСЛ, ризница Николо-Иоасафовского собора в Белгороде), а также цветные печатные изображения на металле или на досках разной толщины и формата (напр., московской фирмы А. Жако, частное собрание). Одна из хромолитографий помечена как «   i                  » (Загаецкий свт. Иоанна Милостивого мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.). В иконостасах храмов и приделов, освященных во имя И., находились его иконописные образы. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в. И. изображался в составе сонма святых, прославленных в Новое время, особенно в кон. XIX - нач. XX в. Так, на столбиках боковых (первоначально центральных) врат (ок. 1914) столичной работы из Казанской ц. Вырицы помещены фигуры новых чудотворцев синодального периода. Вместе со свт. Иннокентием Иркутским И. написан на большом, входившем в серию полотне из Валаамского мон-ря (после 1911, в наст. время в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии). И. изображен последним в нижнем ряду небесных предстателей царя на иконе Божией Матери «Знамение» с собором благоверных князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых на московской фирме Оловянишникова (ок. 1913, происходит из Александровского дворца в Царском Селе, в наст. время в ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237). Вместе с новопрославленными и избранными святыми И. представлен на мн. иконах нач. XX в. (напр., из алтаря ц. Смоленской иконы Божией Матери в ТСЛ; из ризницы Данилова мон-ря в Москве; из частных собраний). Борисовскими иконописцами выполнены изображения И. вместе с прп. Сергием Радонежским, также с ап. Иоанном Богословом и арх. Михаилом (БГХМ).

http://pravenc.ru/text/578038.html

М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 280-281, 364-365. Кат. 111, 148) созданы в иконописных слободах Владимирской губ., где, возможно, разработка этой иконографии в XIX в. получила новый импульс. Мстёрская икона кон. XIX - нач. XX в. выделяется качественным письмом и подробными текстами: «        »; «                »; «                  »; «                  »; «                    ». В отличие от ряда др. произведений на нижнем поле имеется подпись: «      ». Две маленькие иконы (2-й пол. и кон. XIX в.), писанные на золотом фоне, похожи на паломнические или «раздаточные» образы. На иконе-пяднице 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Образ священный: Редкие иконы XV - нач. XIX в. из частных собр. М., 2014. С. 109. Кат. 221) справа и слева в архитектурных нишах представлены избранные святые (святитель и преподобный), надписей нет. На обороте процарапаны тексты о заказе, относящемся к др. изводу («Кунавино… Федосье Ивановой Калиничевой…» и др.). Существуют совр. иконы «К. р.». Икона «Ключ разумения». 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Икона «Ключ разумения». 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Кроме того, существовал др. тип икон с подобным наименованием, на к-рых изображалась в рост Пресв. Богородица, а в нижней части композиции был нарисован ключ. Местночтимый образ, празднование которому совершалось 1 апр., находился в нач. XX в. в кладбищенской Троицкой ц. г. Балахна Нижегородской губ. Перед иконой служили молебны перед началом учения, прося о помощи в овладении знаниями ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 227). Сохранилась икона с таким названием кон. XIX - нач. XX в., которая, согласно штампу на обороте, была создана иконописцем К. А. Першиным в Палехе (частное собрание). Богородица стоит на облаках вполоборота вправо, Младенец восседает на Ее левой руке (тип «Одигитрия»), изображение ключа под ногами плохо читается или отсутствует; фон золотой с полями «на эмалевое дело». По-видимому, в этом изводе отразился один из прославляющих Божию Матерь эпитетов из Великого Акафиста: «Радуйся, ключу Царствия Христова» (икос 8). Название «К. р.» иногда встречается на иконах Божией Матери «Прибавление ума», напр. на мстёрских образах 2-й пол. XIX в. (ГИМ, ЦМиАР, частные собрания; см.: Образ Богородицы: Иконы XVI - нач. XX в./ГИМ. М., 2012. С. 78-79. Кат. 30; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР; сост.: Л. П. Тарасенко. М., 1995. С. 67. Кат. 58). Э. В. Ш., Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник

http://pravenc.ru/text/1841536.html

К этому же изводу принадлежит ярославская икона сер. XIX в. в серебряном чеканном окладе (частное собрание, Ярославль): слева - коленопреклоненный Д. с поднятыми в молении руками (без имени), справа - Югский образ Божией Матери на дереве с пышной кроной (надпись на верхнем поле: «Юския [Пресвят]ыя Б[огороди]цы»). На окладе, изготовленном в Ярославле в 1850 г. мастером серебряного дела Афанасием Портновым, добавлен нимб у преподобного, отсутствует куст у основания дерева, поля украшены чеканными рокайльными завитками. В посл. трети XIX в. написана икона с аналогичной композицией (РГИАХМЗ), образец народного примитива: Д., с окладистой бородой с проседью, в мантии и куколе, со сложенными в молении перед грудью руками, припал на одно колено, за ним ровная горизонталь реки с деревьями на др. берегу. С небольшими отличиями в деталях этот тип изображения воспроизведен на иконе 2-й пол. XIX в. (ГЭ; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. ХХ в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 31, 101. Кат. 17). Прп. Дорофей Югский. Эмалевая икона. Кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Ярославль) Прп. Дорофей Югский. Эмалевая икона. Кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Ярославль) Др. иконографический извод встречается, напр., на иконе 2-й пол. XIX в. из ц. Покрова Богородицы с. Покров Рыбинского р-на Ярославской обл. Коленопреклоненный седобородый Д. с нимбом изображен справа на берегу р. Юги, на противоположном берегу слева - дерево с Югской иконой Божией Матери и строения Дорофеевой пуст.: св. ворота, Троицкий собор и 3-ярусная колокольня. В композицию введены 2 клейма с образами святых - евангелиста Иоанна Богослова и прп. Матроны, небесных покровителей заказчиков. Иконы такого типа писались в кон. XIX - нач. ХХ в. (РГИАХМЗ), как правило, на золотом фоне с гравировкой - постройки Югской пуст. передают сложившийся к кон. XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря, известный по гравюрам и фотографиям: белокаменные одноглавая и 5-главая церкви и 4-ярусная колокольня с зелеными кровлями и куполами с золотыми главками. Более подробно сооружения обители показаны на фоне небольшой паломнической иконы кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание), более условно, с кирпичной стеной - на иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) «Явление Юския Пре[святыя] Б[огороди]цы» (руки святого сложены крестообразно). На иконе нач. XX в., выполненной в народном стиле в одной из ремесленных мастерских, существовавших в селах Ярославской губ., Д. изображен в правой части композиции, в темной мантии и клобуке, с поднятой для крестного знамения десницей, без вида пустыни (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/180249.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010