войне 1877-1878 гг. перед Троицким Измайловским собором (1885-1886). Колонна, увенчанная фигурой Славы работы скульптора П. И. Шварца, была составлена из 5 рядов трофейных пушек (в 1930 памятник отправлен на переплавку, воссоздан в 2005). Событиям той же войны посвящен спроектированный Г. памятник для Болгарии в виде пирамиды (1878-1879). Последняя большая работа Г.- проект Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1886-1887; доработан при участии А. О. Томишко в 1896). Здание представляет собой образец ретроспективной стилизации в рус. зодчестве рубежа XIX и XX вв. Новое сооружение гармонично вошло в сложившийся ансамбль крепости, несмотря на разностильность архитектурного решения: фасадный декор содержит отдельные черты, характерные для произведений франц. ренессанса и раннего классицизма, в меньшей степени - итал. барокко, объемное же построение здания, увенчанного фонариком с золоченой луковичной главкой, вызывает ассоциации с рус. архитектурой 1-й пол. XVIII в. Усыпальница возводилась после кончины автора проекта под рук. Томишко, в 1901-1908 гг.- Л. Н. Бенуа, к-рый внес в композицию ряд изменений. Г. скончался в доме 39 по 6-й линии Васильевского о-ва, куда переехал в 1893 г. с академической квартиры на Университетской набережной. Похоронен на Смоленском лютеран. кладбище, сохранилось семейное захоронение с высоким надгробием-обелиском. Арх.: РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 56; РНБ ОР. Ф. Собко. 862. Л. 142-149. Лит.: Журнал и отчет Имп. АХ за 1898 г. СПб., 1899. Протокол 40; Д. И. Гримм: Биогр. очерк//Зодчий. 1898. 11. С. 81-85; Д. И. Гримм: Некролог//Строитель. 1898. 21. Стб. 860-863; Врангель Н. Н. Кат. старинных произв. искусства, хранящихся в Имп. АХ//Старые годы. 1908. Прил. С. 42-43; Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. XX в./Под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996. С. 112-113; Соловьева Т. А. Фон Дервизы и их дома. СПб., 1996; Трубинов Ю. В. Великокняжеская усыпальница. СПб., 1997; Иванова Е. Б. Давид Гримм//Зодчие С.-Петербурга, XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 433-446; она же. Вклад семьи Гримм в историю рус. архитектуры//Немцы в России: Петербургские немцы. СПб., 1999. С. 360-366; Акиньшин А. Н. Мат-лы к биогр. словарю воронежских архитекторов//Из истории воронежского края. Воронеж, 2002. Вып. 10. С. 80; Кириков Б. М. , Штиглиц М. С. Петербург нем. архитекторов. СПб., 2002. С. 185-189; Кишкинова Е. М. , Субботина Р. А. Визант. традиция в храмовом зодчестве юга Рос. империи 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.//Вестн. РГНФ. 2002. 4. С. 128-130; Савельев Ю. Р. Визант. стиль в архитектуре России: 2-я пол. XIX - нач. ХХ в. СПб., 2005. Свящ. Александр Берташ Рубрики: Ключевые слова: ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер ПАРЛАНД Альфред (Эдуард) Александрович (1842-1919), архитектор, историк архитектуры, педагог; мастер эклектики и рус. стиля

http://pravenc.ru/text/168139.html

В 80-х гг. XIX в. адвентисты седьмого дня появились в нем. колониях в Донском окр., Астраханской и Саратовской губерниях. В нач. XX в. группы адвентистов действовали в Камышине, в слободе Николаевской, в колонии Кано Николаевского у., в с. Н. Добринка. В 1908 г. Саратовский губернатор разрешил ежегодные собрания адвентистов в Камышине и в 1909 г. в Царицыне. В нач. 1934 г. в Камышине появилась адвентистская община, просуществовавшая, видимо, недолго. В 1977 г. были зарегистрированы общины в Волгограде и в пос. Петров Вал. В нач. 90-х гг. в В. о. действовали 5 общин, к 2005 г. зарегистрировано 17 общин адвентистов. Иудаизм 17 окт. 1888 г. в Царицыне открылась синагога, в 1911 г. в центре города построили хоральную синагогу, община просуществовала до кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. В 1993 г. в В. о. была зарегистрирована иудейская община. В наст. время насчитывается 9 иудейских общин. Они исповедуют ортодоксальный иудаизм (в подчинении Конгресса еврейских религиозных орг-ций и объединений России и Федерации еврейских общин России) и реформированный иудаизм. Ислам К сер. XIX в. в Царицыне действовали 2 мечети, в июне 1919 г. открылась 3-я. В 20-х гг. XX в. после закрытия этих мечетей мусульм. центром области стала мечеть в с. М. Чапурники (ныне Светлоярского р-на), к-рая действовала до 1941 г. и вновь открылась в мае 1946 г. В нач. 80-х гг. были зарегистрированы мусульм. общины в Волгограде, Палласовке, селах Маляевка и Бахтияровка Ленинского р-на, Латошинка Старополтавского р-на; началось строительство мечетей. В В. о. к 2005 г. зарегистрировано 17 мусульм. общин, действует Волгоградское региональное духовное управление мусульман, входящее в Центральное духовное управление мусульман России (центр в Уфе). Большинство мусульман области живут в Волгограде, Волжском, а также в Суровикинском, Светлоярском, Среднеахтубинском, Ленинском, Быковском, Палласовском, Старополтавском р-нах. Все местные орг-ции относятся к традиционному исламу - суннизму ханафитского мазхаба . Буддизм

http://pravenc.ru/text/155148.html

Перекресток Московской и Никольской улиц в Пензе. Фотография. 80-е гг. XIX в. Перекресток Московской и Никольской улиц в Пензе. Фотография. 80-е гг. XIX в. Развивалось и ремесленное производство. Выделка кож и скорняжный промысел получили наибольшее распространение в Пензенском и Нижнеломовском уездах, колесно-тележный промысел - в Керенском, Краснослободском, Саранском и Чембарском уездах, бондарный - в Городищенском, Краснослободском, Наровчатском и Нижнеломовском уездах, гончарный - в Керенском, Краснослободском и Наровчатском уездах, производство мебели и посуды - в Городищенском, Инсарском, Нижнеломовском и Пензенском уездах, изготовление льняной пряжи и изделий из нее бытовало только в Пензенском у., здесь же широкое распространение получило ткачество сарпинки и вязание пуховых платков. Развивалась ярмарочная торговля: в сер. 60-х гг. XIX в. на территории Пензенской губ. проходили 45 ярмарок, крупнейшие - Петропавловская в Пензе, Казанская в Н. Ломове и Александровская в Саранске. Промышленность Пензенской губ. с XVIII в. была представлена кожевенными, мыловаренными, поташными, винокуренными заводами, бумажными, мебельными и сукнодельными фабриками, ковровыми и полотняными мануфактурами. Наиболее доходной и перспективной отраслью являлось винокурение, в кон. XVIII в. 46 заводов Пензенской губ. производили 18% от общероссийского объема выпускаемой продукции. К кон. XVIII в. достиг своего расцвета Николо-Бахметевский комплекс художественной промышленности, производивший предметы роскоши из хрусталя и фарфора (во 2-й пол. XIX - нач. XX в. принадлежал кн. А. Д. Оболенскому). С 30-х гг. XIX в. развивалось свеклосахарное производство, с кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. действовали чугунолитейные заводы в Н. Ломове и Пензе. С сер. XIX в. ведущей отраслью промышленности стало спичечное производство, флагманом к-рого была крупнейшая в Поволжье фабрика Камендровских. Важное хозяйственное значение в Пензенской губ. до посл. трети XIX в. имели речные пути, в особенности реки Сура и Мокша. На Суре действовали 8 пристаней в пределах губернии, в Пензе работала судостроительная верфь. Речные суда строились и на р. Мокша. В сер. XIX в. по Суре перевозили свыше 32,7 тыс. т различных товаров, по Мокше - ок. 19,6 тыс. т. В посл. трети XIX в. открыто постоянное движение по прошедшим через губернию железнодорожным линиям Моршанск - Сызрань (1874), Сасово - Свияжск (1893), Пенза - Рузаевка (1895), Сердобск - Пенза (1896) и Рузаевка - Сызрань - Батраки (1898).

http://pravenc.ru/text/2579942.html

обр. выходцы из Республики Кореи, стран Юго-Вост. Азии и Африки. В 2016 г. был рукоположен 1-й священник-монгол. Католическая миссия активно участвует в социальных проектах: содержит детский сад, техническую школу, столовые для бездомных, 2 фермы. Центр им. Ф. Вербиста оказывает помощь бездомным детям. Протестантизм Протестантский миссионер из Шотландии Дж. Гилмор. Фотография. 2-я пол. XIX в. Первые попытки проповеди протестантизма в М. предпринимались с севера - из Бурятии, и с юга - из Китая (Внутренняя М., Калган (ныне Чжанцзякоу)). Миссионеры старались общаться с монголами, приезжавшими в Китай по торговым делам или в паломничество, передавали им Библии. В нач. XIX в. моравские братья начали работу над переводом Библии на калм. язык. Для этого они привлекли Я. И. Шмидта, к-рый к 1826 г. перевел НЗ на монг. и калм. языки (в 1829 вышло исправленное издание перевода). В 1817-1841 гг. в Бурятии работали протестанты Лондонского миссионерского об-ва (Эдвард и Сара Сталибрас, Корнелиус и Бетти Рамн и др.), завершившие перевод Библии на монг. язык. С 1870 г. миссионерской деятельностью в степных районах М. занимался шотл. миссионер Дж. Гилмор. В нач. 1884 г. он обратил в христианство одного монгола, к-рый в течение последующих 4 лет распространял Библию в М. После смерти Гилмора (1891) и до восстания ихэтуаней в 1900 г. миссионеры Т. Кокрейн и др. проповедовали в Чаояне (Китай), куда по торговым делам приезжало много монголов. В 1893 г. в М. прибыл шведский миссионер Ф. А. Ларсон. В основном проживая в Ордосе (Внутренняя М.), Калгане (Китай) и Кяхте, он тем не менее провел ок. года в Урге и бывал там почти ежегодно по делам. Начав как представитель Миссии Скандинавского альянса, в 1902 г. он примкнул к Британскому и зарубежному библейскому об-ву. С 1896 г. в Урге работали неск. норвежских миссионеров. В 20-х XX в. шведские миссионеры начали деятельность в Халун-Ус (Внутренняя М.). В нач. XX в. протестантские миссионеры, работавшие в Китае (напр., Р. Стерт), неоднократно выезжали в М., распространяя там Библию. В 1919 г. шведка Г. Нильсон открыла в Урге клинику. Однако все попытки христианизации монголов в XIX - нач. XX в. приводили к весьма скромным результатам, что было связано с сильными позициями буддизма и кочевым укладом жизни коренного населения. В 20-х гг. ХХ в. протестант. орг-ции в М. оказались вне закона, монг. правительство провело против них ряд репрессий.

http://pravenc.ru/text/2564110.html

Новосиб., 1999; Хаховская Л. Н. Деятельность РПЦ на Охотском побережье (XIX - нач. ХХ вв.)//Магадан: годы, события, люди: Тез. докл. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию г. Магадана, Магадан, 15-16 июля 1999 г. Магадан, 1999. С. 19-20; она же. Из истории строительства Тауйской Покровской церкви//Христианство на Дальнем Востоке: Мат-лы междунар. науч. конф., Владивосток, 19-21 апр. 2000 г. Владивосток, 2000. Ч. 1. С. 93-96; она же. Из истории РПЦ на Охотском побережье (XIX - нач. ХХ в.)//Диковские чт.: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рожд. чл.-кор. РАН Н. Н. Дикова. Магадан, 2001. С. 171-176; она же. Охотские церкви в XIX - нач. XX в. (Гижигинская, Тауйская, Ямская и Ольская)//Мат-лы по истории Севера Дальнего Востока. Магадан, 2004. С. 5-25; Ист. исследования на Севере Дальнего Востока: Сб. ст. Магадан, 2000; Бацаев И. Д., Козлов А. Г. Дальстрой и Севвостлаг ОГПУ-НКВД СССР в цифрах и док-тах. Магадан, 2002. Ч. 1: 1931-1941; Ч. 2: Дальстрой и Севвостлаг НКВД СССР в цифрах и док-тах (1941-1945); Бацаев И. Д. Особенности промышленного освоения Северо-Востока России в период массовых полит. репрессий (1932-1953): Дальстрой. Магадан, 2002; он же. Очерки истории Магаданской обл. (нач. 20-х - сер. 60-х гг. XX в.). Магадан, 2007; Жуков Н. Н. Конфессиональная деятельность РПЦ на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX в.: Дис. Магадан, 2002; Дударенок С. М. и др. Особенности религ. ситуации Магаданской обл. (60-90-е годы ХХ века)//Религиоведение. М., 2003. 2. С. 34-49; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сб. трудов митр. Нестора (Анисимова)/Авт.-сост.: О. В. Косик. М., 2005. 2 т.; Дударенок С. М. Политика советской власти в отношении религ. организаций, 1960-1980-е гг.//Россия и АТР. Владивосток, 2005. 2. С. 123-135; Орехов А. А. Модели приморской адаптации Берингоморья и Охотоморья (канчаланская и древнекорякская культуры)//Российский Дальний Восток в древности и средневековье: Открытия, проблемы, гипотезы. Владивосток, 2005. С. 319-356; Ткалич А.

http://pravenc.ru/text/2561168.html

В 1386 г. К., как и мн. др. города Закавказья, был разграблен войском Тимура. В XVI в. в ходе неск. войн между Османской империей и Ираном К. в числе др. земель Закавказья перешел под контроль турок. На основной части территории Вананда был образован Карсский эйалет. В 1734-1735 гг. иранский хан Надир одержал ряд побед над османами и ненадолго вернул К. под контроль Ирана. К этому времени в результате регулярных разорений обл. Вананд была почти безлюдной. В нач. XIX в. в К. насчитывалось 850 домов, в т. ч. 600 армянских. К 1828 г. во всем Карсском эйалете проживало 22 тыс. чел., в т. ч. 14,7 тыс. армян (1842 семьи). Карс. Открытка. Нач. XX в. Карс. Открытка. Нач. XX в. В XIX - нач. XX в. К. и его окрестности стали одним из главных районов противостояния в ходе серии войн между Россией и Османской империей (1806-1812; 1828-1829; 1853-1856; 1877-1878; 1914-1918). Военные действия нередко сопровождались актами насилия со стороны тур. войск и ополчения в отношении мирного арм. населения и др. христиан. Русские впервые подошли к стенам К. в 1807 г., но осаждать город не решились. Летом 1828 г. рус. Кавказский корпус И. Ф. Паскевича предпринял поход вглубь Армянского нагорья и в кон. июня захватил К. В кон. весны и летом 1829 г. турки пытались отбить К. и ряд др. крепостей, однако 19-20 июня близ урочищ Каинлы и Миллидюз Паскевич разбил главные силы тур. армии Гакки-паши и Гаджи-Салеха. Перехватив инициативу, русские 27 июня принудили к капитуляции Эрзурум. Свидетелем этих событий стал А. С. Пушкин, находившийся в то время при рус. армии. По условиям Адрианопольского мирного договора (2(14) сент. 1829) русские оставили К. и др. крепости. В период Крымской войны (1853-1856) русские войска в Закавказье, располагая ограниченными ресурсами, действовали осторожно. Летом 1854 г. корпус В. О. Бебутова продвинулся от русско-тур. границы до К., 24 июля (5 авг.) разбил турок у сел. Кюрюк-Дара, но осаду К. не начал из-за сохранявшегося численного превосходства тур. сил в районе крепости.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

Евр. общины Новгородской губ. не были замкнутыми образованиями в территориальном плане, но имели свою внутреннюю организацию. Евр. общество избирало раввина, к-рый становился его главой, блюстителем и толкователем евр. закона; избранный раввин утверждался губернатором. С 1859 г. до нач. XX в. евр. общину Новгорода возглавлял раввин Израиль Давидсон. По сведениям 1874 г., евр. община Новгорода включала 88 семей. Первая иудейская молельня в Новгородской губ. появилась в Новгороде в 1843 г. и находилась на Торговой стороне на ул. Дворцовой. Долгое время это помещение хозяйственное правление общины арендовало, а в 1909 г. приобрело в собственность. В 1911 г. хозяйственное правление обратилось в Новгородское губ. правление с ходатайством о разрешении постройки синагоги на участке по Фёдоровскому ручью и Коржовой ул.; разрешение было получено, и вскоре синагога была возведена и открылась. В др. городах и уездах Новгородской губ. иудейские молельни стали появляться с 60-х гг. XIX в., сначала открылась молельня в Новгородском у., затем в Ст. Руссе, а к 1883 г.- в Тихвине и Белозерске. Всего в 1883 г. в Новгородской губ. действовали 6 иудейских молелен. Их количество не было постоянным: в 1888 г.- 9, в 1890 г.- вновь 6. Постоянно действовали синагоги в Новгороде, Новгородском у. и Ст. Руссе. В нач. XX в. была открыта синагога в Боровичах. Небольшие евр. кладбища в то время существовали в Ст. Руссе, Боровичах, Валдае, Демянске, М. Вишере. Новгородская синагога на ул. Дворцовой продолжала действовать вплоть до 1941 г. Кроме того, в нач. 20-х гг. XX в., в периоды крупных иудейских праздников, вызывавших скопление верующих иудеев в Новгороде, по разрешению Новгородского губисполкома открывалось «отделение» синагоги на Софийской стороне по ул. Газон в доме Шабина. Новгородская синагога на ул. Коржовой была закрыта в 1930 г. на основании постановления президиума Новгородского горсовета, а помещение было предложено передать Об-ву землеустройства еврейских трудящихся для использования под культурно-просветительные нужды. Помимо синагоги на Дворцовой ул. иудеи Новгорода в 30-х - нач. 40-х гг. XX в. совершали богослужения в доме, находившемся на территории еврейского кладбища. Синагоги в Ст. Руссе и Боровичах были закрыты в 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

на средства ссыльных поляков и их потомков (костел был закрыт в 1930, в 1946 на короткое время в нем возобновились богослужения). Протестантизм К 1 янв. 2003 г. во В. о. действовали следующие общины протестант. направления: 1 община Евангелическо-лютеранской церкви, 10 общин евангельских христиан- баптистов , 6 общин евангельских христиан, 10 общин христиан веры евангельской - пятидесятников , 10 общин христиан веры евангельской, 10 общин адвентистов Седьмого дня, община уэслианцев (веслианцев). В 1861 г. во Владимире по просьбе Об-ва христиан лютеранского вероисповедания была открыта деревянная кирха, в 1884 г. она была построена в камне (закрыта в 1928, в нач. 30-х гг. снесена). Баптисты на территории В. о. известны со 2-й пол. XIX в. К 1950 г. были зарегистрированы 2 баптистские общины, к 1962 г.- 6 (во Владимире, Александровском, Владимирском, Вязниковском, Гусь-Хрустальном и Ляховском р-нах), к 1966 г.- 10 общин. В 90-х гг. XX в. во Владимире построили молитвенный дом, ставший областным центром баптистов. Община адвентистов, существовавшая в крае с нач. XX в., была зарегистрирована ок. 1966 г., в сер. 90-х гг. адвентисты построили молитвенный дом во Владимире, в 1992-1994 гг. в городе действовал адвентистский кружок по изучению Библии «Новая жизнь». В 90-х гг. адвентисты активизировали деятельность в Кольчугине, Лакинске, Муроме и Александрове, но общины в этих городах не сложились. Община пятидесятников была зарегистрирована ок. 1966 г. Ислам К нач. 2004 г. во В. о. существовала мусульм. община, зарегистрированная 17 февр. 1992 г., в нее входят татары, азербайджанцы и выходцы с Сев. Кавказа. Иудаизм К нач. 2004 г. в области действовали 2 иудаистские общины: Владимирская евр. религ. община (зарегистрирована в 1997, входит в Конгресс евр. религ. орг-ций, возглавляемый раввином Адольфом Шаевичем) и Еврейская община г. Владимира (зарегистрирована в 2002, входит в Федерацию евр. общин России, возглавляемую раввином Бер Лазаром). При общинах работают общественные орг-ции, евр. школа, молодежный театр, семейный клуб. В нач. XX в. во Владимире действовала синагога (закрыта в 30-х гг.), евр. молитвенные дома имелись в Коврове и Муроме. Новые религиозные движения

http://pravenc.ru/text/154967.html

В 1899 г. К. пережил смерть матери, в 1900 г. умер его брат Георгиос, в 1902 г.- другой брат, Аристидис. Пессимистическая тональность еще более проявилась в стихотворениях нач. XX в. Для поэзии К. этого периода характерны тема смерти («Слезы сестер Фаэтона» (Τ δκρυα τν δελφν το Θαθονος, 1897), «Смерть императора Тацита» (Ο θνατος το υτοκρτορος Τακτου, 1897)) и ощущение быстротечности жизни и бессилия старости («Старик» (Ενας γρος, 1897), «Души старцев» (Η ψυχς τν γερντων, 1901)). В стихотворениях кон. 90-х гг. XIX в. появился характерный для поэзии К. нач. XX в. мотив заблуждения, неспособности человека предчувствовать, предвидеть и улавливать тайные знаки: «Молитва» (Δησις, 1898), «Вмешательство богов» (Η πμβασις τν θεν, 1899), «Препятствие» (Διακοπ, 1901). О творческом поиске К. свидетельствует ряд его прозаических заметок, изданных М. Перидисом в 1963 г. В них прежде всего заметен философский характер поэзии К. По его мнению, поэт должен стремиться к отображению действительности во всей ее неоднозначности и многогранности, а стихотворения должны предлагать варианты прочтения в зависимости от личного опыта читателя. В основе одного из наиболее известных стихотворений нач. XX в. «Фермопилы» (Θερμοπλες, 1903) лежит мотив верности своему предназначению. Постепенному освобождению от элементов поэтики романтизма и символизма, а также от влияния поэзии «Парнаса» и движению к реализму способствовали изменения в языке и системе версификации в творчестве К. В нач. XX в. он обратился к разговорному языку, старался имитировать естественный ход речи, употреблять сжатые и лаконичные выражения и обходиться без эпитетов и сложных образов. В его поэзии стали преобладать стихотворения, написанные свободным стихом. В 1904 г. вышел 1-й сборник К., в к-рый он включил 14 стихотворений, отобрав их после многочисленных редакций. В 1910 г. К. издал 2-й сборник (21 стихотворение). С 1912 г. он издал 5 сборников, руководствуясь хронологическим принципом (т. е. по датам первых публикаций). В 1917 г. из уже опубликованных стихотворений К. издал первый тематический сборник. Как отмечает С. Б. Ильинская, он воплотил «потребность поэта в цикличной композиции» (Русская Кавафиана. 2003. С. 381), подобрав стихотворения по законам «внутренней ассоциативной связи» (Там же). Всего до 1933 г. К. издал 5 таких сборников.

http://pravenc.ru/text/1319750.html

и в 1-е гг. XVIII в.//Воронежская старина. 1904. Вып. 5. С. 381-398; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка. Елец, 1911. С. 89-93, 107-108; Орловские ЕВ. 1912. 23. С. 670-672; 1918. 3. С. 473; Соха и молот. Елец, 1919. 87. С. 4; Классовый враг наступает//Красное знамя. Елец, 1929. 64. С. 2; Сивков К. В. К истории землевладения в России в нач. XVIII в.//ИАН. Отд. обществ. наук. 1933. 3. С. 190; Водарский Я. Е. Численность населения и количество поместно-вотчинных земель в XVII в.: (По писцовым и переписным книгам)//Ежег. по аграрной истории Вост. Европы: Мат-лы симп., 1964. Кишинёв, 1966. С. 217-230; он же. Население России за 400 лет (XVI - нач. XX вв.). М., 1973; он же. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII вв.//Историческая география России в XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-96; он же. Население России в кон. XVII - нач. XVIII вв. М., 1977; он же. Дворянское землевладение в России в XVII - 1-й пол. XIX в. М., 1988. С. 165-168; Чекунова А. Е. Владения Донского мон-ря в кон. XVII в.//Вопр. истории хозяйства и населения России XVII в. М., 1974. С. 308-310; она же. Источники о состоянии зернового хозяйства в монастырских вотчинах 1-й четв. XVIII в.: (По мат-лам Донского мон-ря)//Тр. МГИАИ. М., 1974. Т. 30. Вып. 1. С. 149-156; Горская Н. А. Гос. повинности монастырских крестьян в XVII в.//Общество и гос-во феод. России. М., 1975. С. 317-326; она же. Монастырские крестьяне Центр. России в XVII в. М., 1977; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 34; Колганов Б. Н. Роль мон-рей в заселении и хоз. освоении Воронежского у. в XVII в.//История заселения и хоз. освоения Воронежского края в эпоху феодализма. Воронеж, 1987. С. 34-45; Владения и крепостные крестьяне Рус. Церкви в кон. XVII века: Записи «сказок» духовенства, поданных в 1699-1700 гг., о количестве и размещении дворов крепостных крестьян по переписи 1678 г./Ред.: Я. Е. Водарский. М., 1988; Памятники южновеликорус.

http://pravenc.ru/text/189787.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010