С кон. 2000-х гг. в Оренбурге существует группа неоязычников (родноверов) (ок. 100 чел.). Значительную их часть представляют различного рода «реконструкторы». Обряды проводятся родноверами на природе, в «местах силы», в дни крупных языческих праздников. В 1996 г. в О. о. зарегистрирован «Гуманитарный центр «Дианетика»», распространявший идеи сайентологии (в 2018 находился в стадии ликвидации). Активисты движения «Ата жолы» (Путь предков) появились в О. о. в 2005 г., организовав собственную сеть. Ячейки орг-ции были созданы в Оренбурге, Орске, Соль-Илецке, Кувандыке и с. Жанаталап Беляевского р-на и др. Каждая ячейка, как правило, объединяет 10-15 чел., общее количество последователей в О. о. достигало неск. сот человек. В окт. 2015 г. эта орг-ция запрещена судом на территории О. о., однако отдельные ячейки продолжают свою деятельность нелегально. 24 янв. 1995 г. в качестве общественной орг-ции в Новотроицке зарегистрировано рериховское об-во «Гармония». На 10 дек. 2018 г. в реестр Управления Мин-ва юстиции РФ по О. о. внесена 31 действующая в регионе религ. группа. Лит.: Каган И. И. Очерк истории евреев Оренбуржья в XIX - нач. XX вв. Оренбург, 1996; Камзина А. Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности РПЦ в Оренбургской епархии: (1859-1917 гг.): Дис. Оренбург, 2004; Потапова А. Н. Религ. политика Советского гос-ва и ее осуществление на Юж. Урале в 1941-1958 гг.: Дис. Оренбург, 2004; Ягудина О. В. Старообрядчество Уральского и Оренбургского казачьих войск в период 1851-1917 гг.: Дис. Оренбург, 2005; Денисов Д. Н., Моргунов К. А. 130 лет Центральной соборной мечети Оренбурга. Оренбург, 2009; они же. Евреи в Оренбургском крае: Религия и культура. Оренбург, 2015; Амелин В. В. Конфессии в Оренбуржье: (1990-2010 гг.). Оренбург, 2010; Шакирова Э. З. Эволюция гос.-церк. отношений на Юж. Урале и Ср. Поволжье во 2-й пол. XX в.: Дис. Оренбург, 2010; Попова К. Ю. Государственно-конфес. отношения в 1964-1991 гг. (на примере Юж. Урала)//Интеллект. Инновации. Инвестиции. Оренбург, 2011. 2. С. 218-223; Денисов Д. Н. Очерки по истории мусульм. общин Оренбургского края (XVIII - нач. XX в.). М.; Н. Новг., 2012; он же. Католицизм в конфес. пространстве Оренбургского края: (Кон. XVIII - нач. XXI в.). Оренбург, 2014; Амелин В. В., Денисов Д. Н., Моргунов К. А. Межэтнические и конфес. отношения в Оренбургской обл. Оренбург, 2013; они же. Ислам в конфес. пространстве Оренбургского края. Оренбург, 2014; они же. Этноконфес. отношения в Оренбуржье. Оренбург, 2014; они же. Религии Оренбургского края: Сист. описание. Оренбург, 2015. 3 т.; Протестантизм в Оренбургском крае: История и современность: Мат-лы Междунар. и Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 2013.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

В 1882 г. в К. е. имелось 84 благочиннических округа, в 1913 г.- 80 (3 в Киеве, по 6 в Киевском, Васильковском, Липовецком, Радомысльском, Сквирском, Черкасском уездах, по 7 в Бердичевском, Звенигородском, Каневском уездах, в Уманском у.- 8, в Чигиринском у.- 5). Количество приходских церквей в кон. XIX - нач. XX в. увеличивалось. В 1882 г. в К. е. насчитывалось 1326 приходов, в 1895 г.- 1340 приходов (в т. ч. 13 соборных храмов, 23 церкви при уч-щах, благотворительных и др. заведениях, а также при кладбищах), в 1913 г. имелось 1384 прихода. В 1908-1909 гг. в К. е. действовали 12 муж. мон-рей (5 штатных и 7 заштатных) и 7 женских (2 штатных и 5 заштатных). В муж. обителях жили 474 чел., в жен. мон-рях - 438 насельниц. В нач. ХХ в. система духовного образования К. е. включала КДАиС, 4 духовных уч-ща - Киево-Подольское, Киево-Софийское, Уманское и Черкасское, 2 киевских жен. епархиальных уч-ща. Ок. 90% священников имели семинарское образование, 5% священников и 40% протоиереев были выпускниками духовных академий. В 1900-1919 гг. в Киевской консистории были представлены только клирики из белого духовенства. Во время первой мировой войны в ряде мон-рей К. е. открылись лазареты, работали церковные приюты для сирот. В 1914 г. начал работу крупнейший в епархии лазарет при Киевском Владимирском епархиальном братстве. Большой детский приют (для 49 мальчиков и 27 девочек) существовал при Киево-Печерской лавре (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3. Д. 726); в нач. 1917 г. 31-й Киевский епархиальный съезд принял решение выделить 25 тыс. р. на строительство приюта для детей погибших воинов при Межигорском Преображенском жен. мон-ре. При поддержке Церкви в Киеве и Киевской губ. нашли приют многочисленные беженцы из оккупированных австрийскими и нем. войсками юго-зап. и северо-зап. губерний Российской империи. Особенно много беженцев прибыло весной-летом 1915 г., 3 приехавших униат. священника (Сваричевский, Кульчицкий и Криницкий) приняли в Киеве Православие. По указу Киевского митрополита от 6 мая 1915 г. представители интеллигенции размещались в Киево-Софийском и Киево-Подольском духовных уч-щах (на 1916 в каждом из них размещалось по 300 чел.), студенты - в Ионинском и Выдубицком мон-рях, учащиеся девушки - в Киево-Покровском и Межигорском жен. мон-рях. С 1915 г. епархиальное духовенство проводило регулярный сбор денег и продуктов питания для солдат на фронтах, в 1916-1917 гг. проходили сборы средств на нужды инвалидов войны. В нач. 1917 г. настоятель церкви в мест. Хабное Радомысльского у. провел сбор золотых вещей для передачи в фонд поддержки раненых.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в. В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II. Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки. Иконография

http://pravenc.ru/text/153805.html

Н. А. изображали в кругу семьи: напр., на прогулках с Александрой Феодоровной - на акварелях Зичи (1897, ГМЗ «Царское Село») или на его же зарисовках карандашом - в альбомах из ГМЗ «Павловск», с супругой и детьми - на акварели Самокиш-Судковской (1902, частное собрание). Сохранился рисунок младшей сестры Н. А., вел. кнг. Ольги Александровны, которая, будучи художником-любителем, изобразила на акварели Н. А., возможно, с Александрой Феодоровной, Марией Феодоровной и вел. кн. Михаилом Александровичем в жанровой сценке (ок. 1899, ГАРФ. Ф. 643. Оп. 1. Д. 193. Л. 4; см.: Рисунки членов Российской имп. фамилии: Изобразительные мат-лы XIX - нач. XX в.: Кат. собр. ГАРФ. СПб., 2012. Кат. 1701. С. 84). Худож. Р. Ф. Френц изображал Н. А. на охоте, напр. на картине «Николай II на охоте» (1903, ГМЗ «Павловск»), на акварелях отчетов об имп. охоте за 1908, 1911 и 1912 гг. (ГЭ). Воспроизводились семейные сцены и на литографиях, напр. «Государь имп. Николай II и Александра Феодоровна с младенцем Ольгой во время крещения» (1895), «Имп. Николай II и имп. Александра Феодоровна у окна» (1901), «Имп. Николай II играет со своими детьми» (ок. 1906). В большом количестве тиражировались хромолитографии семьи Н. А. изд-вом И. Д. Сытина. Скульптурные портреты и памятники Одним из первых скульптурных портретов Н. А. был выполненный М. Антокольским мраморный бюст (1896, ГРМ), парный с бюстом Александры Феодоровны. Н. А. позировал Антокольскому в 1895 г., что нашло отражение в дневнике Н. А. и письмах Репина (скульптор исполнил бюст, уже находясь в Париже, в дальнейшем он сделал неск. повторений в мраморе, а также отлил бюст в бронзе). В 1897 г. Севрская фарфоровая мануфактура исполнила бюст Н. А. по модели скульптора Л. Б. А. Бернштама (ГЭ). Две небольшие конные скульптуры Н. А. хранятся в ГМЗ «Павловск»: скульптора П. А. Самонова 1895 г. (Н. А. в гусарском мундире) и скульптора Х. Петерсена кон. XIX - нач. XX в. (Н. А. в казачьей форме). В ГИМ находится небольшая стоящая фигура Н. А. скульптора Н. Г. Шлейфера (нач. ХХ в.). В 1911 г. 2 бюста Н. А. делал Кустодиев (оба в ГРМ). Он работал с натуры, что зафиксировано в письме И. А. Рязановскому от 12 февр. 1911 г.: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Расстались по-хорошему, но, видимо, сеансы ему надоели. Правда, очень хорошо позировал - по часу и больше без отдыха. Сделал законченный этюд, кажется, похож. Посылаю в бронзе его в Рим, а сейчас делаю для музея в гусарской форме» ( Кустодиев Б. М. Письма, статьи, заметки, интервью. Л., 1967. С. 114-115).

http://pravenc.ru/text/2566092.html

Лит.: Чудновский С. Л. Енисейская губ.: Стат.-публицистические этюды. Томск, 1885; Смирнов В. А. Ист. очерк Приенисейского края. Красноярск, 1926. Ч. 1: Край до русских, рус. завоевание, хозяйство и быт в XVII и XVIII вв.; Островская Л. В. Некоторые замечания о характере крестьянской религиозности: (На мат-лах пореформенной Сибири)//Крестьянство Сибири XVIII - нач. XX в. Новосиб., 1975. С. 172-186; Быконя Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. Новосиб., 1981; он же. Казачество и другое служебное население Вост. Сибири в XVIII - нач. XIX в. Красноярск, 2007; Стахеева Н. Н. Старообрядчество Вост. Сибири в XVII - нач. ХХ в.: АКД. Иркутск, 1998; Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002; Сосковец Л. И. Религ. конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003; Рафиков Р. Г. Религ. объединения Красноярского края в посл. четв. ХХ в.//Край большого будущего: История, действительность, перспектива: Мат-лы науч.-практ. конф. «70 лет Красноярскому краю: итоги и перспективы развития». Красноярск, 2004. С. 125-130; он же. Этнические мусульмане Красноярского края на совр. этапе (2001-2004 гг.)//Информ. бюл. Совета мусульман. Красноярск, 2004. 4; Доброновская [впосл. Дворецкая] А. П. Религ. возрождение в Красноярском крае в 1970-1985 гг.//Проблемы демократии: история и современность: Мат-лы науч. конф. с междунар. участием. Красноярск, 2006. С. 221-228; Казанцева Т. Г. Особенности служения по Псалтири в старообрядческой общине титовского согласия//Народная культура Сибири. Омск, 2006. С. 91-95; она же. Некоторые наблюдения над богослужебной певческой практикой старообрядческих общин индустриальных регионов Сибири//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2014. Т. 2. С. 288-298; Данилова В. Е. Евангельские христиане-баптисты и их деятельность в Красноярском крае: (Совр. история)//Свобода совести в России: ист. и совр. аспекты: Сб. ст. М., 2007. Вып. 5. С. 66-74; Горбатов А. В. Гос-во и христиане веры евангельской в Сибири (1945-1970 гг.)//Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер.: История. Полит. науки. 2008. Т. 3. 4. С. 68-73; Мармышев А. В., Елисеенко А. Г. Гражданская война в Енисейской губ. Красноярск, 2008; Излученко Т. В. Ислам на территории Красноярского края//Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее: Мат-лы междунар. конф., посвящ. 75-летию Красноярского края. Красноярск, 2009. Т. 2. С. 279-282; Чернышов В. В. Старообрядцы в Енисейской губ.: (По мат-лам КГКУ «Государственный архив Красноярского края»)//Красноярские архивы. 2011. 6; Путешествие по Красноярскому краю: Культура и традиции. Красноярск, 2012; Старообрядцы Приенисейской Сибири: История и современность. Красноярск, 2012; Маслова Ю. В. Историко-культурное значение старообрядческого храма: (На примере Покровской ц. г. Минусинска)//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2014. С. 383-398.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Камчатские земли были присоединены к России в 1708-1731 гг., входили в Якутский у. Сибирской губ., население Камчатки в этот период не превышало 25 тыс. чел. Освоение сев.-вост. земель Российской империи продолжилось в XVIII в. военными и географическими экспедициями, во время которых были построены крепости: Нижнекамчатский (1703) и Большерецкий (нач. XVIII в.) остроги и др. Освоение новых земель нередко сопровождалось конфликтами с местными народами, эксплуатацией коренных жителей. С 1731 г. территория К. к. входила в Охотское приморское управление в составе Сибирской (с 1764 Иркутская) губ. В XIX - нач. XX в. на камчатских землях трижды (1803-1812, 1849-1856, 1909-1922) создавалась отдельная Камчатская обл., в остальное время они входили в состав Иркутской губ. и Приморской обл. В 1912 г. в Камчатской обл. постоянно жило ок. 35 тыс. чел., в адм. центре Камчатки - Петропавловске насчитывалось ок. 500 жителей, менее 150 зданий. Советская власть на территории К. к. установилась в 1922 г., тогда же была образована Камчатская губ., вошедшая в 1926 г. в Дальневосточный край. В 1932-2007 гг. существовала Камчатская обл., из к-рой в 1993 г. был выделен самостоятельный субъект РФ - Корякский АО, в 2007 г. Камчатская обл. и Корякский АО объединились в К. к. Во 2-й пол. XX в. население Камчатки быстро росло: в 1959 г. здесь жило более 220 тыс. чел., в 1989 г.- 466 тыс. чел., с нач. 90-х гг. XX в. идет отток населения из региона. Религия К 1 мая 2011 г. в К. к. были зарегистрированы 53 религ. орг-ции: 35 общин РПЦ (принадлежат к Петропавловской и Камчатской епархии ; имеются также незарегистрированные общины), община Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ), римско-католич. приход, 2 прихода баптистов (имеются также 4 незарегистрированных группы), неск. общин др. протестант. деноминаций (действуют также незарегистрированные группы), 3 группы Иеговы свидетелей (и столько же незарегистрированных общин). Немногочисленны в регионе приверженцы буддизма, ислама, иудаизма, новых религ.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

Уже вскоре после создания КазДА стала центром научной деятельности в разных направлениях (богословие, философия, церковная история, филология, языковедение и т. д.). По Уставу 1814 г. лучшие выпускники, обычно ок. 1/3 курса, становились магистрами богословия. По Уставу 1869 г. и следующим за ним всем успешно окончившим академию присваивалось звание кандидата богословия, магист. диссертации требовали публикации монографий и публичной защиты. В 1869-1918 гг. Совет КазДА присвоил ученую степень 132 магистрам богословия и 44 докторам богословия, церковной истории и церковного права. Т. о., КазДА заняла 1-е место среди 4 академий. Круг интересов академических ученых был достаточно широк. Наибольшее значение имели следующие научные школы. Свящ. Писание ВЗ представляли П. А. Юнгеров, один из лучших библеистов России нач. XX в., и его ученики - Григорьев, В. И. Протопопов . Изучением Свящ. Писания НЗ руководил М. И. Богословский . Патрологией занимались проф. Д. Гусев, прот. Писарев, Пономарёв. Одним из важнейших достижений казанских патрологов стали переводы на русский язык творений св. отцов как с греческого, так и с латинского языка. Западные вероисповедания исследовали проф. Н. Я. Беляев и В. А. Керенский. Были известны труды казанских профессоров по нравственному богословию А. Ф. Гусева и А. И. Гренкова . Философию в 1870-1889 гг. преподавал Снегирёв, автор многочисленных трудов и талантливый педагог. Самый известный ученик Снегирёва В. И. Несмелов преподавал в академии в 1895-1921 гг., учеником Несмелова был прот. Н. В. Петров . Основателем школы церковного права считается А. С. Павлов . Его ученик Бердников - самый известный канонист России кон. XIX - нач. XX в. Другой ученик Бердникова, П. Д. Лапин, был активнейшим участником Поместного Собора 1917-1918 гг. В нач. XX в. мн. ученики Бердникова занимали должности профессоров церковного права в духовных академиях и ун-тах России: А. И. Алмазов , П. А. Прокошев, В. К. Соколов, проф. церковного права Казанского ун-та, Е. Н. Темниковский . В области литургики и церковной археологии известны труды Красносельцева, А. А. Дмитриевского , В. А. Нарбекова. Церковной археологией занимался Е. Я. Полянский . Библейскую историю преподавали Я. А. Богородский и Протопопов. Исагогикой занимались преподаватели греч. и лат. языков А. А. Некрасов , Н. П. Родников (патролог).

http://pravenc.ru/text/1319800.html

В 1716 г. в столице вышло 1-е печатное издание Корана на русском языке. В кон. XVIII в., при Екатерине II, в С.-Петербурге была открыта 1-я мусульманская молельня, татарская колония появилась и в Гатчине. В кон. XIX в. в С.-Петербурге были организованы 2 мусульм. прихода со своими молельнями, в нач. 10-х гг. XX в. открылась еще одна молельня. В 1910-1920 гг. в С.-Петербурге на Кронверкском проспекте была построена крупнейшая в Европе соборная мечеть с использованием композиционных приемов мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. В нач. XX в. в губернии проживало более 6 тыс. мусульман, имелось 5 молелен и мечетей - 4 в С.-Петербурге и 1 в Кронштадте (действовала в 1870-1928). Все они были закрыты к 1941 г. (соборная мечеть - в сент. 1940). В 1956 г. была зарегистрирована мусульм. община в Ленинграде, к-рой передали соборную мечеть. В это время в Л. о. имелось ок. 8 тыс. мусульман. С 1956 г. местом проведения Сабантуя является дер. Кузьмолово Всеволожского р-на. В кон. 80-х гг. XX в. начался рост числа общин и количества членов в них. К 2015 г. зарегистрированы 2 общины в С.-Петербурге и 2 общины в Л. о.: в Выборге (мусульм. община Выборгского р-на Л. о. «Ихлас») и в пос. Сосново Приозёрского р-на, входящие в состав Духовного управления мусульман С.-Петербурга и Северо-Западного региона России. Они представляют суннитское течение ислама. В наст. время в Л. о. происходит заметный рост числа мусульман, в связи с чем создаются мечети и молельни. Разрабатываются проекты постройки мечетей на частной территории в Приозёрском р-не и в Тосне. Иудаизм Евр. колония возникла в С.-Петербурге в 70-х гг. XVIII в., с этого же времени проводились неофиц. молитвенные собрания иудеев. В 1830 г. в городе открылась 1-я молельня в р-не Пески, но в 1839 г. ее закрыли. Широкое распространение иудаизм получил в С.-Петербургской губ. с сер. XIX в. В 1860 г. была вновь открыта молельня в Песках, в 1863 г. разрешена деятельность раввина в С.-Петербурге и создана Обуховская молельня, в 1869 г. получено разрешение на устройство синагоги.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

В нач. XX в. активизировалась деятельность зап. ученых в Стамбуле, появился ряд монографий об отдельных памятниках столицы ( Millingen A. van. 1912; Ebersolt J. , Thiers A. 1913) и др. районов Византии. Их систематические публикации стали началом составления свода памятников архитектуры отдельных регионов В. и., изучения топографии и построек городов. Обобщение материала дало возможность исследовать происхождение как отдельных архитектурных типов, так и функционально однородных групп построек, напр. мартириев ( Grabar. 1946) или баптистериев ( Khatchatrian. 1982). Внимание нек-рых ученых было посвящено разработке методологии изучения архитектуры В. и., изучению ее отдельных аспектов, напр. конструкций (О. Шуази), типологической эволюции (Й. Стржиговский), символики форм (А. Грабар, К. Леманн), вопросов стиля (О. Вульф). Собор Св. Софии в Константинополе. Вид с юго-запада. Гравюра XIX в. Собор Св. Софии в Константинополе. Вид с юго-запада. Гравюра XIX в. Первые опыты составления истории визант. архитектуры были предприняты в нач. XX в. ( Dalton. 1911), тогда же была сформулирована проблема происхождения визант. храмов. Одни ученые настаивали на вост. корнях (иран., сир., арм., напр. Strzygowski. 1918, и др.), др.- на италийских (Дж. Б. Уорд-Перкинс). Позже появились полномасштабные труды, основанные на материалах многочисленных исследований ( Krautheimer. 1965, 1986; Mango. 1976). Универсальную ценность представляет монография Р. Краутхаймера, организованная по хронологическому и географическому признакам (посл. издание с доп. С. Чурчича). Формированию типологии и стиля купольной архитектуры В. и. V-XII вв. и становлению рус. архитектурной традиции посвящено монографическое исследование А. И. Комеча. Для формирования методологической базы изучения архитектуры В. и. важное значение имеют работы В. П. Зубова и А. М. Высоцкого, значительный справочный материал содержит книга Л. А. Беляева по истории христ. археологии. В последние десятилетия были сделаны попытки объяснить процессы развития архитектуры В. и. с разных позиций: изменения в литургической практике (Т. Мэтьюс, Н. Б. Тетерятникова), строительной техники (Р. Остерхут) и др. Интересы ученых сосредоточены в рамках отдельных вопросов по истории, периодизации, типологии, регионам визант. архитектуры, что продемонстрировал в т. ч. XX конгресс византинистов (Париж, 2001). Ранневизантийский период

http://pravenc.ru/text/383977.html

богослужение органа или фисгармонии, что было решительно отвергнуто. П. Чесноков, возможно в ответ на критику его духовно-муз. произведений с солистами, отказался выступить с лекцией об осмогласии, а в письме Собору заявил, что в его компетенцию входят только гармонизация и «творчество на канве осмогласных распевов», но сам он не видит смысла в осмогласии, а знаменный распев не считает русским по происхождению (Там же. С. 749). Последняя фраза Чеснокова была отголоском дискуссий о степени самостоятельности русских в развитии заимствованных ими визант. форм церковного пения: Смоленский считал эти формы совершенно русскими, «обрусевшими» с глубокой древности, а Преображенский - полностью заимствованными и принципиально не изменившимися. Практических результатов соборных решений не последовало по известным историческим причинам. Лит.: Компанейский Н. И. Современное демество//РМГ. 1902. 6. Стб. 161-170; Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Пг., 1924; Гарднер. Богослужебное пение; Morosan V. Choral Performance in Pre-Revolutionary Russia. Ann Arbor (Mich.), 1984; Ильин В. П. Очерки истории рус. хоровой культуры 2-й пол. XVII - нач. XX в. М., 1985; Гуляницкая Н. С. Русское «гармоническое пение» (XIX в.). М., 1995; она же. Поэтика муз. композиции: Теорет. аспекты рус. духовной музыки ХХ в. М., 2002; она же. Русская музыка: Становление тональной системы XI-XIX вв. М., 2005; Зверева С. Г. К вопросу о «неорусском» стиле в рус. музыке рубежа XIX-XX вв.//Вестн. РГНФ. М., 1997. 1. С. 158-165; Рахманова М. П. Русская духовная музыка в XX в.//Русская музыка и XX в.: Рус. муз. искусство в истории худож. культуры XX в./Ред.-сост.: М. Г. Арановский. М., 1997. С. 392-396; она же. Новое направление в духовной музыке: ист. тенденции и худож. процессы//История рус. музыки в 10 т. М., 2004. Т. 10б: 1890-1917-е/Науч. ред.: Л. З. Корабельникова, Е. М. Левашёв. С. 436-439; РДМДМ. 1998. Т. 1; 2002. Т. 2. Кн. 1; Т. 3; Т. 4; 2004. Т. 2. Кн. 2; 2006. Т. 5; 2008. Т. 6. Кн. 1; 2010. Т. 6.

http://pravenc.ru/text/2577821.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010