В кон. XIX - нач. XX в. К. м. активно участвовал в общественной и политической жизни Кипра. В 1889 г. обитель выделила значительную сумму на поездку кипрской делегации во главе с архиеп. Софронием III в Лондон по вопросам изменения способа брит. правления островом (К. м. также участвовал в финансировании делегаций в Великобританию в 1919 и 1929). В 1897 г. в греко-тур. войне в числе киприотов-добровольцев было 12 насельников К. м., в Балканских войнах - 7 (в т. ч. буд. игум. Хризостом). В 1894 г. К. м. оказал материальную помощь пострадавшим от наводнения в Лимасоле, в 1917 г.- жителям Фессалоники после пожара, в 1922 г.- беженцам-грекам из М. Азии. Архиеп. Макарий II. Скульптура. Нач. XXI в. Архиеп. Макарий II. Скульптура. Нач. XXI в. В кон. XIX - нач. XX в. в К. м. и на подворьях велось строительство: архим. Агафангел возвел в К. м. большую гостиницу (1890), юж. корпус келий был расширен в зап. сторону (1892). Игум. Герасим (1890-1911) разбил на подворье Айос-Прокопиос парк, который современники сравнивали с Версальским ( Θραγκοδης Γ. Σ. Ιστορα το ρχιεπισκοπικο ζητματος Κπρου (1900-1910). Αλεξνδρεια, 1911. Σ. 12). Это подворье с 90-х гг. XIX в. до 1946 г. являлось агрономическим центром, занималось внедрением передовых методов ведения сельского хозяйства. В 1907 г. для расширения юж. корпуса К. м. на восток была стесана скала, находившаяся рядом с обителью. Большую роль К. м. сыграл в улучшении образования на острове. В 1893 г. игум. Герасим стал одним из инициаторов создания Всекипрской гимназии и выделил деньги на строительство начальной школы в Никосии. В 1898 г. он стал председателем комиссии по образованию, к-рая ввела в кипрских начальных школах учебную программу, аналогичную той, по к-рой работали школы Греческого королевства. К. м. направлял значительные средства на финансирование Всекипрского церковного уч-ща в Ларнаке (1910-1932). Мн. постриженики К. м. основали начальные школы в деревнях: иером. Макарий - в Цакистре (1917), иером. Филофей - в Галате (1919), игум. Клеопа - в Полеми (1922-1923), иером. Епифаний - в Миликури (1931). К. м. поощрял развитие спорта: в 1896 г. обитель передала в дар об-ву «Зинон» участок земли в Ларнаке, на к-ром было построено 1-е в этом городе спортивное сооружение.

http://pravenc.ru/text/1684602.html

В 1882 г. начал отливать К. завод, основанный А. С. Лавровым в Гатчине. В 1882-1892 гг. были выполнены 363 заказа на изготовление К., а в 1893-1901 гг.- 897. Самым известным творением завода стал набор К. для собора Петропавловской крепости в С.-Петербурге (1905). На рубеже XIX и XX вв. Товарищество Гатчинского медно- и сталелитейного завода Лаврова занимало лидирующее положение по производству К. на северо-западе России. Изделия завода были отмечены золотой медалью Всероссийской выставки в Н. Новгороде в 1896 г., серебряными медалями на региональных выставках в Риге в 1880 и 1883 гг. В кон. XVIII - нач. XIX в. в Киеве работал колокольный завод П. П. Романовского. В 1801 и 1824 гг. на нем были перелиты несколько К. Киево-Печерской лавры, в т. ч. «Зосима» (493 пуда) и полиелейный (342 пуда). В кон. XIX в. для городов Киевской губ. К. стали отливать на заводе М. И. Скопинского. В нач. XIX в. в Казани работали 2 колокольных завода братьев Астраханцевых, литейные мастерские П. Н. Корюхова, Л. С. Рукавишникова и др. Во 2-й пол. XIX в. в Суздале колокольным предприятием владел мещанин П. Т. Никуличев с сыновьями. Сохранилось 6 К. его завода. В Костроме изготовлением К. занимались неск. предприятий, самым большим был «Привилегированный колокололитейный завод С. Н. Забенкина в Костроме», основанный в 1880 г. На нем отливали К. для храмов и мон-рей мн. регионов европ. части России - от Архангельской губ. до Кубани, от Витебской губ. до Пензенской. Изделия завода были удостоены медалей на выставках в Ярославле (1893), Нежине (1903) и С.-Петербурге (1904). Один из К. Забенкина находится на колокольне Богоявленского Елоховского собора в Москве. Развитое колокольное производство в сер. XIX - 1-й трети XX в. существовало на Валдае. Владельцами крупных валдайских заводов были Усачёвы. На «Колокололитейном заводе братьев Н. и Я. Усачёвых» (работал до 1930) и на «Валдайском колокольно-литейном заводе А. В. Усачёва» (закрыт в 1918) отливали К. для разных регионов страны. Первое предприятие получило награды на выставках в России (1908, Ростов-на-Дону и Москва; 1909, Боровичи) и за рубежом (Карлсбад (Австрия), Марсель (Франция)).

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Скачки) и Наровчатском у. (с. Вьюнки). К 1912 г. в Пензенской губ. проживало до 150 последователей хлыстов. Одно из последних упоминаний о них в регионе относится к 20-м гг. XX в. В нач. 60-х гг. XIX в. в Пензенской губ. появились скопцы , проживавшие в с. Оленевка Пензенского у. и поселившиеся в соседней дер. Ахлебиновка, а также в Пензе. Распространением скопчества занимались пензенские мещанин М. С. Сухов, устроивший особую молельню, и мещанка А. Новикова, носившая в среде скопцов титул попа (по др. данным - Богородицы) (Там же. С. 101). В 1866-1867 гг. происходило расследование о скопцах. Решением Пензенской уголовной палаты от 13 февр. 1867 г. группа крестьян дер. Ахлебиновки (11 чел.), а также Сухов были высланы в Сибирь. Однако в 1877 г. возникло новое дело, в к-ром подсудимыми стали 3 крестьянина Ахлебиновки и пензенская мещанка Новикова, оправданная в 1867 г. По сведениям 1893 г., в регионе насчитывалось свыше 70 последователей секты. После 20-х гг. XX в. информации о скопцах в регионе нет. Из с. Базарный Сызган Симбирской губ. в регион пришло учение субботников (жидовствующих). Их община имелась в с. Аристовка Городищенского у. (ныне Инзенского р-на Ульяновской обл.; в 1891 выявлено 6 семей), жители к-рого имели тесные торговые связи с Базарным Сызганом (Там же. С. 93), а также в с. Аришка того же уезда (ныне Никольского р-на). К нач. XX в. численность субботников в регионе составляла ок. 70 чел. К кон. 40-х гг. XX в. в П. о. насчитывалось 9 групп истинно правосл. христиан (ИПХ) численностью ок. 140 чел. Они действовали в Пензе, Городищенском р-не (с. Мордовский Ишим), Каменском р-не (села Ахматовка, Пустынь), Мокшанском р-не (села Варварино, Ключи). В результате действий работников партийно-советских органов и сотрудников органов гос. безопасности к нач. 60-х гг. XX в. их деятельность была в основном прекращена. В 1960 г. руководитель пензенской группы ИПХ М. А. Миронов был осужден за антиобщественную и антисоветскую деятельность на 7 лет лишения свободы. В 1961 г.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

ХХ в. Единственным памятником бюджетного варианта неорусского стиля на территории епархии была Покровская ц. в с. Катарбей (Нижнеудинский р-н, 1909-1911, не сохр.), построенная по проекту А. Н. Померанцева для переселенцев. Храм завершался высокой 2-скатной кровлей с маленькой главкой, над зап. частью возвышалась небольшая звонница с 3 главами по поперечной оси. Лит.: Грабарь И. Э. История рус. искусства. М., Т. 2. С. 137-143; Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: Иркутская губ.//ИИАК. 1913. Вып. 50. С. 99-138; Лукомский Г. К. Памятники старинной архитектуры России в типах худож. строительства. Пг., 1915. Ч. 1: Рус. провинция. С. 92-93; Серебренников И. И. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губ. Иркутск, 1915; Болдырев-Казарин Д. А. Народное искусство в Сибири. Иркутск, 1924; Сперанский М. Н. Повесть о городах Таре и Тюмени//Тр. комиссии по древнерус. лит-ре. 1932. Т. 1. С. 13-32; Ащепков Е. А. Рус. народное зодчество в Вост. Сибири. М., 1953; Одинцова М. К. Из истории рус. деревянного зодчества в Вост. Сибири: (XVII в.). Иркутск, 1958; Кочедамов В. И. Антон Лосев - иркутский архитектор кон. XVIII - нач. XIX вв.//Архит. наследство. 1972. Вып. 19. С. 102-106; он же. Первые рус. города Сибири. М., 1978; Ащепков Е. А., Оглы Б. И. Архит. памятники Иркутска XVIII-XIX ст.//Вопросы науч.-метод. работы над сводом памятников истории и культуры народов Сибири. Новосиб., 1974. С. 111-120; Скопин В. В. Новые мат-лы по Богоявленскому собору Иркутска//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 245-246; Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири: Кон. XVII-XVIII в. Новосиб., 1979; Оглы Б. И. Архит. памятники Иркутска XVIII - нач. XIX вв.//Архит. наследство. 1979. Вып. 27. С. 161-169; он же. Особенности архитектуры городов Вост. Сибири 2-й пол. XVIII - нач. XIX в.//Сибирские города XVII - нач. XX в. Новосиб., 1981. С. 196-219; он же. Иркутск: О планировке и архитектуре города. Иркутск, 1982; Полунина Н. М. У истоков каменного града.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Недолгое время Л. преподавал логику в средней школе (1951), читал лекции в Петрозаводском педагогическом ин-те (1952). В 1953 г. Л. поступил на работу младшим научным сотрудником в Ленинградский государственный музей истории религии и атеизма по приглашению его директора В. Д. Бонч-Бруевича . За время работы в музее (1953-1957) Л. принял участие в подготовке изданий: Путешествия рус. послов XVI-XVII вв.: Статейные списки. М.; Л., 1954. (Лит. памятники); Сочинения И. Пересветова/Подгот. текста: А. А. Зимин. М.; Л., 1956. В соавторстве с Н. А. Казаковой Л. подготовил и опубликовал фундаментальную монографию «Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в.» (1955). Л. принадлежит 2-я часть книги, посвященная «новгородско-московской ереси» кон. XV - нач. XVI в. (см. Жидовствующие ), которую он понимал как реформационно-гуманистическое движение, не имевшее вопреки утверждению церковных обличителей и основному мнению историографов XIX - нач. XX в. элементов иудаизма в своем учении. «Новгородско-московская ересь», по мнению Л., развилась в Новгороде из предшествующей ереси стригольников , широко распространилась среди русского городского населения (она уподоблялась «бюргерским ересям» зап. средневековья, о которых писал Ф. Энгельс) и оказала значительное влияние на развитие рус. культуры. Л. также подготовил к изданию комплекс источников по истории рус. ересей XIV - нач. XVI в.; нек-рые из них были опубликованы впервые, а другие получили научное издание согласно совр. археографическим нормам (Источники по истории еретических движений XIV - нач. XVI в.//Антифеод. еретические движения на Руси. 1955. С. 230-276, 305-503, 510-513). С 1954 г. Л. начал печататься в «Трудах Отдела древнерусской литературы» Ин-та рус. лит-ры (Пушкинского Дома) АН СССР (далее: ИРЛИ), ведущем научном издании по проблемам изучения древнерусской литературы и культуры. В 1957 г. по приглашению Лихачёва перешел на работу в ИРЛИ, где до 1982 г. работал в Отделе древнерусской лит-ры младшим (с 1960 - старшим) научным сотрудником.

http://pravenc.ru/text/2110914.html

Вплоть до 60-х гг. XIX в. среди жителей Новгородской губ. присутствовали немногочисленные последователи ислама. По сведениям за 1857 г., их насчитывалось всего 4 чел. В основном это были военные, проходившие службу в войсковых соединениях, дислоцировавшихся в регионе. С нач. 60-х гг. XIX в., несмотря на колебания численности мусульман. населения, отмечается тенденция к их постепенному увеличению: 66 чел.- в 1863 г., 77 - в 1883 г., 513 - в 1897 г., 489 чел.- в 1903 г. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. Новгород был избран местом расселения одной из партий пленных «кавказских горцев» («турецких пленных»). Первая партия, прибывшая в город в нояб. 1877 г., составила 446 чел., в дек. 1877 г. ожидалось прибытие еще 780 чел. с дальнейшим их размещением в казармах бывших военных поселений в с. Медведь Новгородского у. В эти годы число мусульман в Новгородской губ. было рекордно высоким: в 1878 г.- 1492 чел., в 1879 г.- 1049 чел. С окончанием войны пленных начали освобождать и численность мусульман стала снижаться. В 1878-1880 гг. в Новгородской губ. было отмечено присутствие исламского духовенства (1-4 чел.). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. мусульмане проживали гл. обр. в Новгородском у. Второе место по их численности в сер. 60-х гг. XIX в. принадлежало Крестецкому у., а с 80-х гг. XIX в. его надолго занял Маловишерский посад. С 80-х гг. XIX в. мусульм. население концентрировалось на ограниченной территории - в Новгороде, Новгородском у., Ст. Руссе, Маловишерском посаде, Крестецком и Валдайском уездах. В дореволюционный период отдельных богослужебных зданий мусульмане Новгородской губ. не имели. Во 2-й пол. XX в. на территории Н. о. проводились масштабная мелиорация земель, для выполнения работ приглашали специалистов из республик Ср. Азии, в т. ч. из Узбекской ССР. Некоторые из приехавших остались жить в регионе. По данным Всероссийской переписи населения (2010), из предполагаемых последователей ислама в Н. о. проживали татары (1658 чел.), азербайджанцы (1497 чел.), узбеки (1062 чел.), чеченцы (727 чел.), таджики (539 чел.), туркмены (127 чел.), арабы (114 чел.).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Соч. «История религии...» отражало появление в кон. XIX - нач. XX в. самостоятельной научной области, к-рую ранее рассматривали как часть богословия, этнографии или общей истории. В нач. XX в. профессорами богословия российских ун-тов было написано неск. фундаментальных исследований по истории и философии религий (см., напр.: Смирнов А., прот. Курс истории религий. Каз., 1908; Галахов И., прот. О религии: В 2 т. Томск, 1914-1915 и др.). В своем труде К. прежде всего рассматривал философские и методологические проблемы, уделяя основное внимание выяснению внутреннего смысла религии путем филологического анализа терминов, используемых в разных языках (гл. 1). Основная часть монографии делится на очерк религий «некультурных народов» - кельтов, германцев, славян, народов Азии, Африки, Америки и Австралии (гл. 2) и очерк религий «культурных народов» семитической группы - ассиро-вавилонян, финикийцев, сирийцев, хеттеев, арабов, египтян, евреев (гл. 3). Рецензенты, с одной стороны, признали вклад проведенного исследования в развитие новой области науки и отметили обстоятельность изложения и научно-академический подход к материалу ( Кагаров. 1911. С. 741; Отзыв С. С. Глаголева. 1913. С. 10). С др. стороны, высказали критические замечания относительно классификации религий на «откровенные и естественные, истинные и ложные» (Отзыв С. С. Глаголева. 1913. С. 11). Рецензенты обратили внимание на нек-рые выражения и идеи К., некритически заимствованные у зап. богословов; на плохое знание новейшей историографии, особенно истории религий «некультурных народов»; на несовпадение предложенной датировки истории семитических народов с традиц. библейской хронологией (Там же. С. 12-16). Кроме того, указали автору на недостаточную осведомленность в проблемах библейской текстологии, исагогики и в транскрипции евр. слов, а также отметили «поверхностное отношение к сложным библиологическим проблемам» (Отзыв свящ. Е. А. Воронцова. 1913. С. 18-27). К. писал о состоянии науки, культуры, общества в нач. XX в.; по его мнению, достижения в естественно-научных областях делают, несмотря на их значение, науку «односторонне-практической, чувственной, эгоистически-себялюбивой» (Накануне XX в.: обзор умственного и религиозно-нравственного состояния общества и взор на будущее. К., 1899. С. 5 и др.). Следствием этого процесса К. считал радикальные изменения, происходившие в культуре и обществе, к-рые противоречат истинному христианству: «дух злобы и коварства» ведет культуру «к открытиям царств земных и приобретению их богатств». Противостоять этому процессу, с т. зр. К., может только христианство, причем особая роль в этом должна принадлежать РПЦ: на рубеже веков она приобрела высокий авторитет не только в правосл. мире, но и среди др. христинаских конфессий (Там же. С. 19). Этому противостоянию могло способствовать как признание в рус. образованном обществе важности духовной жизни, так и развитие церковноприходских школ (Там же. С. 20). tab

http://pravenc.ru/text/1841451.html

Во 2-й пол. XIX и в нач. XX в. некоторые местные старообрядцы, прежде всего малоземельные, переселялись в Западную и Северную Л., где появились старообрядческие общины: Дваржищская (позже Дварчяйская, ныне Радвилишкский р-н), Вегерская (Вегеро-Сугинтская, ныне Мажейкяйский р-н), Дубянская (Дубиняйская, ныне Шяуляйский р-н), Жемельгофская (позже Вилейшская, ныне Пакруойский р-н) и др. В это время среди потомков федосеевцев на территории Л. постепенно происходило утверждение брака и сближение с поморским брачным обществом, завершившееся к 10-м гг. XX в. Также шел процесс объединения поморцев. В нач. XX в. Виленская община стала региональным центром поморцев-брачников. В 1901 г. в Вильне состоялся 1-й съезд духовных наставников под председательством наставника Д. В. Батова (Тула), начетчика Т. А. Худошина (Саратов) и попечителя Виленской общины Пимонова. Правовое положение староверов коренным образом изменилось в 1905-1906 гг. В 1905-1915 гг. староверие в Виленской и Ковенской губерниях переживало подъем. В янв. 1905 г. в Вильне прошел съезд старообрядцев Северо-Западного, Привислинского и Прибалтийского краев и др. городов Российской империи, способствовавший утверждению брака среди беспоповцев. Поморцы Л. активно участвовали в подготовке и проведении 1-го Всероссийского собора поморцев в Москве (1909), в деятельности Совета Всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак (Пимонов был заместителем председателя Совета, наставник Виленской общины С. Ф. Егупенок - членом Совета). В нач. XX в. в Виленской губ., по неполным сведениям, имелось 26 староверческих общин, в Ковенской губ.- 42 общины (не менее 11 общин из 68, действовавших в 2 губерниях, возникли после 1905). По сведениям властей, до 1915 г. в Виленской и Ковенской губерниях проживало ок. 81 тыс., по др. данным - до 100 тыс. старообрядцев. Осенью 1915 г. нем. войска оккупировали территорию Л. Мн. старообрядцы были вынуждены уехать, они вернулись в родные места в 1918-1920 гг. С 20-х гг. XX в. в Л. окончательно утвердились вероучение и богослужебная практика поморцев, началось формирование адм.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Ситуация в этой группе Д. существенно изменилась к 80-м гг. XX в. Часть «свободников» купила землю, исправно платит налоги, небольшая группа, отказавшись от покупки, платит налоги, и только единицы продолжают держаться убеждения, что земля - Божия, и не платят налогов. В кон. XX - нач. XXI в. «свободники» стали принимать участие в молитвенных собраниях Союза ДОХ. Рус. язык в их среде сохранился лучше, чем у «общинников» и «независимых», т. к. большинство «свободников» не ходили в англ. школы. «Свободники» и их потомки компактно проживают в Нов. Посёлке в Крестове близ Каслгара, в поселении Гилпин близ Гранд-Форкса. Отношения между 3 группами канад. Д. сложные, но, несмотря на периоды острых конфликтов, они сохраняют общие традиции и религ. представления, имеют родственные связи. За время пребывания в Канаде Д. неоднократно предпринимали попытки вернуться в Россию. Переговоры о возвращении велись с царским правительством в 1904-1906 гг., с Временным правительством в 1917 г., с советским правительством в 20-х гг. XX в. В 20-х гг. на Украину, в Мелитопольский у., переселилась группа «независимых» Д., но в кон. десятилетия они вернулись в Канаду, т. к. не получили освобождения от воинской повинности и права иметь своих учителей. Переговоры «свободников» с советским правительством о переселении велись в 50-х гг. XX в. также безрезультатно. В нач. 90-х гг. представители Союза ДОХ ездили осматривать земли на Алтае, но камнем преткновения вновь стал вопрос о воинской повинности. В нач. XXI в. вопрос о возвращении Д. на родину не ставится. Вероучение Истоки духоборческого учения следует искать в нем. анабаптизме и в протестант. учениях, с кон. XVI в. распространившихся в Речи Посполитой . В лит-ре XIX-XX вв. было принято судить о сути духоборческого учения в первую очередь на основании «Записки, поданной духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 г. губернатору Каховскому». Однако «Записка...» составлена человеком, разделявшим масонские взгляды, и, несмотря на ряд совпадений с учением Д., содержит скорее учение рус. франк-масонов, чем Д. Духоборческое учение изложено в «псалмах», составлявшихся руководителями секты на протяжении ее существования и в совокупности представляющих «Животную книгу». «Псалмы» имели двойной смысл: тайный - для посвященных и явный - для непосвященных. Отсутствие надежных источников делает практически невозможным в полном объеме и абсолютно достоверно реконструировать учение Д., тем более что в сер. XVIII в. в нем, видимо, произошли существенные изменения.

http://pravenc.ru/text/180628.html

Под видом общественных движений действуют слав. неоязыческие орг-ции: объединение «Стрелы Ярилы» (Киров, Зуевка), автономные общины «Светорусье» (Киров), «Род» (дер. Васенёво Шабалинского р-на). Основателем движения неоязычников в К. о. стал переехавший из Москвы публицист А. А. Добровольский («верховный волхв Доброслав»), идеолог «политического язычества», создавший в 1994 г. в Кирове орг-цию «Русское национально-освободительное движение». За пропаганду неофашистских взглядов и разжигание межнациональной и межконфессиональной розни Добровольский в 2007 г. был приговорен к условному заключению, 5 его книг внесены в федеральный список экстремистских материалов. До 2007 г. кировские язычники издавали ж. «Вихрь», который также был запрещен. После смерти Добровольского в 2013 г. неоязыческое движение в К. о. распалось. Буддизм В Кирове с 90-х гг. XX в. действует незарегистрированная община необуддистской школы Карма-кагьюпа . Новые религиозные движения в К. о. представлены Международным об-вом Рериха (см. в ст. Рерихи ), последователями учения П. К. Иванова , объединениями «Шри Чин Мой» и «Сахаджа Йога» (все действуют в Кирове), сектой Богородичный центр (в Котельниче). В 2008 г. впервые было зафиксировано в К. о. движение «Десное братство», или «Два пути к небу» (ильинцы, «десные братья»), которое существовало в нач. XX в. на территории региона. В Кирове действуют без регистрации кришнаиты. Активно в области движение анастасийцев, оформленное как некоммерческое партнерство землепользователей «Чистые истоки» (зарегистрировано в Кирове в 2003). Анастасийцы создали «родовые поместья» («экопоселения») в Кирово-Чепецком, Пижанском и Арбажском р-нах. В «родовых поселениях» от их жителей требуется полное подчинение установлениям орг-ции, нарушители строго наказываются. По мнению религиеведов, в деятельности анастасийцев имеются все признаки тоталитарной секты. Прекратившие существование религиозные группы Секта скопцов в нач. XIX в. имела ряд последователей в Сарапульском у., к нач. ХХ в. исчезла в регионе. Молокане были распространены в Сарапульском у. до нач. ХХ в., также постепенно пришли в упадок. В 1927 г. в Вятке действовала группа чуриковцев-трезвенников, впоследствии не отмеченная. В 2003 г. в Уржуме возникла псевдоправосл. сектантская группа из 70 чел. во главе с бывш. свящ. Александром Кожевниковым, к-рый вскоре вывез своих сторонников в Коми, где создал отдельное поселение. В 2014 г. сектантский «скит» сгорел, после этого деятельность секты не прослеживается.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010