Ок. 1291 г. 1295, 8 сентября Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (8 сентября, 27 ноября). Ок. 1298 г. Св. блгв. кн. Феодор Смоленский и Ярославский (11299, память 19 сентября) благословил родовой иконой Пресвятой Богородицы (по типу Тихвинской) своего сына св. Давида († ок. 1321 г., память 19 сентября, 5 марта). Явление Пресвятой Богородицы во сне свт. Максиму, митр. Киевскому и всея Руси († 1305, память 6 декабря), в знамение соизволения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Написание Максимовской иконы Пресвятой Богородицы (18 апреля). XIII в. Прославление Белыничской иконы Пресвятой Богородицы (13 апреля). Явление Новгород-Северской иконы Пресвятой Богородицы (20 декабря). Нач. XIV в. Св. Петр, игумен Ратский († 1326, память 21 декабря), написал Новгородскую икону Пресвятой Богородицы (20 декабря). Ок. 1307 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Петровскую икону за свт. Петра († 1326, память 21 декабря) при его путешествии в Константинополь для поставления митрополитом Киевским и всея Руси (24 августа). Явление и прославление (исцеления) Толгской иконы Пресвятой Богородицы (8 августа). Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), при перенесении кафедры из Владимира в Москву перенес в Успенский собор Московского Кремля Петровскую икону (24 августа). Ок. 1326 г. Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, помещенную в Успенском соборе Московского Кремля (15 августа). Принесение в Нижний Новгород из Киево-Печерского монастыря свт. Дионисием († 1385, память 15 октября, 26 июня) списка Печерской иконы Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием – Нижегородской (3 мая). Прп. Сергий Радонежский († 1392, память 25 сентября) принес в основанную им Троицкую обитель моленную Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» – родительское благословение (28 июля). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Новгородскую икону «Умиление» (вознесение на воздух, истечение слез) за г. Новгород от морового поветрия (8 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Явление и прославление (истечение слез) Рядитенской иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде (6 июля). 1340 (?) Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе (23 июля). Явление Виленской иконы Пресвятой Богородицы (14 апреля). Явление прп. Авраамию († 1375, память 20 июля) Галичской (Чухломской) иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (20 июля, 28 мая, 15 августа). Сер. XIV в. Вел. кн. литовский Ольгерд Гедиминович (1345–1377) подарил своей супруге привезенную из Херсонеса в Вильно икону Пресвятой Богородицы Виленскую-Остробрамскую. Великая княгиня пожертвовала икону в Свято-Троицкую обитель (26 декабря). Ок. 1360 г. Явление иконы Пресвятой Богородицы на воздухе прп. Лазарю Муромскому († 1391, память 8 марта) с повелением построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ок. 1361 г. Обретение Холмской иконы Пресвятой Богородицы после разорения г. Холма (8 сентября). Прославление (прекращение пожара) Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (8 июля). Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси († 1378, память 12 февраля), перенес в нижегородский Благовещенский монастырь Корсунскую икону Пресвятой Богородицы, написанную в Киеве в 993 г. (9 октября). Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392, память 11 февраля) принес в основанный им Спасо-Прилуцкий монастырь келейную Страстную икону Пресвятой Богородицы (13 августа). Ок. 1375 г. Явление Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном прп. Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября) (24 августа). По распоряжению свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси († 1378, память 12 февраля), для серпуховского Владычнего монастыря написана икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения прп. Варлаама Серпуховского († 1377, память 5 мая) (21 ноября). 1377 (1350 ?) Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Ченстоховскую икону «Одигитрия» за г. Белз при осаде его язычниками литовцами и татарами. Вынесенный на стену чудотворный образ был ранен стрелой, и потекла кровь. В наказание нечестивцев окутала мгла и многие умерли от страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития святых включены под 7 и 8 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 150). Гимнография По Типикону Великой ц. (IX–X вв.) 7 мая совершается воспоминание «обновления храма святого Акакия в Эптаскале», а 8 мая - воспоминание «страсти святого Акакия», совершаемое в «святейшем его мартириуме» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 282-285), тогда как, согласно нек-рым литургическим памятникам XI в., празднование обновления храма совершается 21 июля, а память святого в большинстве визант. минологиев указана 7 мая. В тот же день упоминается А. в стишном К-польском синаксаре XI в., составленном Христофором Митилинским . Поскольку празднование А. совпадает с празднованием «честного Креста, явившегося на небе при императоре Констанции, сыне императора Константина», воспринимавшимся как более значимое, в нек-рых визант. Типиконах (напр., в Мессинском, в ранних списках Иерусалимского) память А. отсутствует. Содержащаяся в совр. слав. Минее служба А. с каноном (4-го гласа) св. Феофана Начертанного († 845), седальном и стихирами поется на повечерии 7 мая, как указано и в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. Эта служба известна по греч. рукописям XI-XIV вв. (напр., XI в. Grypt. Δ. α. IX. Fol. 28-31; XII в. Messin. gr. 121. Fol. 155-157 и др.). В греч. Кондакаре XIV в. (ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 176 об) помещен кондак А. В печатных греч. афинских Минеях последование А. отсутствует, однако 7 мая по 6-й песне канона утрени выписан стишной ямбический пролог А. (Μος. Σ. 68). Иконография А. изображается как юный безбородый мученик в хитоне и красном гиматии, с крестом в руке: на эмали потира из К-поля, сер. Х в. (ныне в сокровищнице ц. Сан-Марко в Венеции); на миниатюре в минологии Служебного Евангелия (Ркп. 3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 306v); на фреске ц. Богородицы Перивлепты (Климента) в Охриде, 1295-1296 гг.; на фреске ц. Иоанна Богослова в Земене (Болгария), 1-я четв. XIV в.; на фреске ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; в греко-груз. рукописи XV в. А. представлен мужем средних лет с короткой бородой (РНБ. О. I 58. Л. 113). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает изображать мученика «юным, без бороды» (Ч. 3. 22. Май, 7). Мученичество А. изображено на фреске настенного минология в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; на фресках нартекса архиеп. Даниила II, Печская патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1565 г.

http://pravenc.ru/text/63804.html

ОНИСИФОР (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник ОНУФРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/123220_6.html

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

История канонизации святых в Русской Церкви может быть разделена на семь периодов: Для каждого периода мы приводим список святых, которым было установлено общецерковное празднование. Обзор местных канонизаций за всю историю был бы слишком велик, поэтому мы ограничились тем, что впервые привели список местных канонизаций за время после 1917 г.; имена местночтимых святых XI – нач. XX в. и подвижников благочестия XI–XX вв. можно найти в списках «Святая Русь», в приложениях к изд.: Макарий. Кн. 1–9. 1. Канонизация святых в XI в. – 1547 г. В данный период к общецерковному почитанию были прославлены следующие святые: 1–2) благоверные князья страстотерпцы Борис (в крещении Роман, † 24.07.1015) и Глеб (в крещении Давид, † 5.09.1015), пам. 24 июля. Празднование общецерковное установлено в 1072 г. 3) Прп. Феодосий, игум. Печерский († 3.05.1074). Празднование общецерковное установлено в 1108 г., местное – вскоре после кончины святого. 4) Равноап. вел. кнг. Ольга († 11.07.969). Празднование общецерковное установлено до сер. XIII в. (память указана в Прологах XIII–XIV вв.— РГБ. Рум. 319; РГАДА. Син. тип. 168). 5) Прп. Антоний Киево-Печерский († 7.05.1073, пам. 10 июля). Празднование общецерковное установлено ок. 1132–1231 гг., древнейший текст жития датируется не позднее 90х гг. XI в. 6) Равноап. вел. кн. Владимир Святославич († 15.07.1015). Празднование общецерковное установлено вскоре после 15.07.1240. 7–8) Блгв. кн. Михаил Черниговский (см. Михаил Всеволодович) и боярин его Феодор, мученики († 20.09.1246). Празднование общецерковное установлено до 70х гг. XIII в. 9) Свт. Леонтий, сщмч., еп. Ростовский († ок. 70х гг. XI в., пам. 23 мая). Празднование общецерковное установилось к нач. XIV в. (пам. указана в Уставах кон. XIV в.— ГИМ. Син. 332 и 333, в агиографическом сборнике XIV в.— РГБ. Троиц. 745 и более поздних), а местное празднование было установлено в 1190 г. еп. Ростовским Иоанном на день обретения мощей 23 мая (1164). 10) Петр, свт., митр. Киевский и всея Руси († 21.12.1326). Празднование общецерковное установлено митр. Киевским Феогностом по благословению Патриарха Кпольского Иоанна XIV Калики в 1339 г.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Видя жизнь людей, твердых в вере, последуем и мы их примеру и станем исповедовать Христа делом, чтобы стяжать рай еще здесь, на земле. Рейтинг: 9.9 Голосов: 604 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   В соборном храме г. Сучавы покоятся святые чудотворные мощи великомученика Иоанна Нового, называемого в русской традиции Сочавским (XIV в., память 2/15 июня). – Примеч пер. скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна Железнова 5 мая 2019, 08:31 Такие истории восхищают, вдохновляют. Читая, понимаешь - вот оно истинное счастье - жизнь в Боге. Таких людей всегда немного по сравнению со всем человечеством. И ведь всё это тоже от Бога. Кому-то сразу даётся, а кто-то приходит к концу жизни к пониманию себя в Боге. На всё ведь воля Божья? 15 июля 2018, 23:47 Свт.Иоанн Златоуст не имел привычки говорить пустые банальности и бессмысленности. Откуда взяты слова, с которых начинается эта замечательная статья ? Первоисточник назовите, пожалуйста. 13 апреля 2018, 01:18 Великолепно!) Светлана Диагенова 24 сентября 2016, 23:20 У нас тоже 10 детей. Но мы не такие мудрые как матушка. Искушений много, раздражение и суета о мирском... Как научиться такой мудрости, такой любви... помоги Господи+ марина петровна васичкина 13 декабря 2014, 18:26 очень нужная и светлая история этой семьи, от всего сердца молю Бога о семье и детях для сына своего Игорь 28 февраля 2014, 09:22 Спаси, Господи, всех кто донес до нас статью о настоящей вере, смирении, любви и простоте. Без Бога - ни до порога. Без смирения нет спасения. Бог есть любовь. Где просто, там ангелов со сто! Юлия 19 февраля 2014, 00:19 М.Аглая, сама не ведая, высказала те же мысли, что и старец Паисий.)) Он бы очень радовался, если бы знал про нее, и приводил бы ее в пример. Ксения 18 декабря 2013, 00:02 Святой Иоанн Златоуст говорил: «Дайте мне одно поколение хороших матерей-христианок, и я изменю мир!» Пожалуйста, не могли бы вы указать (дать ссылку) из какого издания взята цитата Иоанна Златоуста,которой начинается статья. Благодарю заранее. Мария 5 августа 2013, 21:54

http://pravoslavie.ru/46951.html

Церковное и народное почитание святителя Феодора Суздальского начинается сразу после его праведной кончины. Честные мощи святого были обретены еще до нашествия Батыя 1237 года. В 1754 году епископ Суздальский Порфирий (Крайский; † 1768) предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». В 1794 году стараниями епископа Владимирского и Суздальского Виктора (Онисимова; †1817) нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Служба святителю Феодору, а также его житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре, основанном в XIV веке. Епископ Феодор Суздальский почитается в лике святителей. Память его совершается 23 мая (5 июня н.ст.)  и 21 июня (8 июля н. ст.) в Соборе Ростово Ярославских святых и 23 июня (6 июля н.ст.) в Соборе Владимирских святых. В 1998 году в связи с аварийным состоянием Рождественского собора в Суздале раку первого суздальского епископа перенесли в Казанскую соборную церковь Суздаля, расположенную на Торговой площади. Именно с владыки Феодора идет счет суздальским и владимирским архиереям, который вместе с викариями уже приближается к полутора сотням. Но современник князя Владимира Святого и духовный отец святого Бориса навсегда останется самым первым архипастырем Владимирского края. И не случайно на возведенном в 2007 году в центре города Владимира памятнике рядом с крестителем Руси стоит епископ Феодор Суздальский. Святитель Феодор — начаток христианства на нашей земле Не во всех древних русских городах своими святыми мощами пребывает сподвижник самого крестителя Руси — святого равноапостольного князя Владимира. Промыслом Божиим у невеликого Суздаля, в котором проживают всего девять тысяч человек, такой небесный заступник есть — святитель Феодор. Теперь, через тысячу лет после окончания его земного пути, на небольшом по географическим меркам пятачке площадью около 15 квадратных километров действуют три десятка приходов, открыты пять монастырей. Честные мощи еще нескольких угодников Божиих из сонма святых Владимиро-Суздальской земли доступны для поклонения верующих в пределах нашего града: святителя Иоанна, преподобного Евфимия, святителя Арсения, преподобной Евфросинии, преподобной Софии. Даст Бог, в этом году удастся обрести мощи святителя Илариона Суздальского. Но первым бриллиантом в будущем ожерелье святости воссиял епископ Феодор.

http://patriarchia.ru/db/text/6046514.ht...

Эпидемия чумы в Пскове продлилась несколько месяцев и постепенно прекратилась, не перекинувшись в другие города. Литовцы не смогли захватить Смоленск и в 1522 году заключили мир. В 1523 году Махмет-Гирей был убит в результате заговора ногайцами под Астраханью. После трех русских походов на Казань весной 1524 года Сахиб-Гирей был изгнан оттуда и бежал в Крым. Третье спасение Москвы Владимирской иконой Богоматери в 1521 году началось 21 мая крестным ходом в Сретенский монастырь. Этот день стал праздником Сретенского монастыря в честь избавления от нашествия войск Махмет-Гирея. Рейтинг: 9.9 Голосов: 235 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Зимин А.А . Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания//Записки ОР ГБЛ. 1958. Вып. 20. С. 189–199.  Там же. С. 190–191.  Там же. С. 193–196.   Щенникова Л.А . Вновь обретенная икона-список «Богоматерь Владимирская» начала XVI века. Ч. 1//  http://pravoslavie.ru/30897.html ;  Щенникова Л.А . Вновь обретенная икона-список «Богоматерь Владимирская» начала XVI века. Ч. 2//  http://pravoslavie.ru/30910.html .  До конца XV века празднование чудотворной Владимирской иконы Богоматери напоминало празднество константинопольской «Одигитрии»: совершалась лития с крестным ходом (в Сретенский монастырь, основанный в память о чуде 1395 года), сопровождаемым молебным пением, подобным описанному в «Повести о сретении» иконы 26 августа. О датировке Повести и ее публикации см.: Повесть о Темир-Аксаке/Публ. В.В. Колесова//Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. М., 1981. С. 230–243, 563–565;  Жучкова И.Л . Повесть о Темир-Аксаке//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 2. С. 283–287;  Гребенюк В.П . Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997. С. 39–78, 162–179;  Клосс Б.М . Повесть о Темир-Аксаке//  Клосс Б.М . Избранные труды. М., 2001. Т. 2 (Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков). С. 63–141. О Сретенском монастыре см.:  Романов Г.А . Крест резной. Московский Сретенский монастырь. М., 1992. С. 12–51;  Беляев Л.А . Чудотворная икона в сакральной топографии средневекового города: первый престол иконы Владимирской Богоматери в Москве//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 1996. С. 303–315.

http://pravoslavie.ru/138332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНДРАКТ [лат. Indractus] (IX в.), мч. (пам. зап. 5 февр., 8 мая), ирл. паломник, был убит в окрестностях Гластонбери (Юго-Зап. Англия). Предание об И., известное по анонимному Мученичеству святого (ркп. Bodl. MS Digby 112, нач. XII в.), основано на факте гибели в англосаксон. Англии ирл. аббата Индрехтаха (древнеирл. Indrechtach), 21-го настоятеля мон-ря Иона . Индрехтах Уа Финнахта был преемником аббата Диармада, к-рый в последний раз упоминается в «Ольстерских анналах» под 831 г. В 849 г. Индрехтах посетил Ирландию с реликвиями (co mindaibh) св. Колумбы . Согласно анналам, 12 марта 854 г. аббат Ионы - «наследник Колума Килле (Колумбы), наилучший книжник» - был убит в земле саксов (apud Saxones martirizat). В «Хронике ирландцев» уточняется, что погибшим аббатом был Индрехтах. Краткая заметка об Индрехтахе сохранилась в глоссах к Мартирологу из Таллахта, составленных не позднее 1160 г. (содержатся в Лейнстерской книге - Dublin. Trinity College. MS H. 2. 18 (1139)). Под 8 мая указана память «в Глестонии, т. е. в Гластонбери, св. Индрата мученика, т. е. верного Индрехтаха, ибо за веру он претерпел мученичество». Первым свидетельством почитания И. в Англии является упоминание его имени в литании, сохранившейся в рукописи 2-й четв. XI в. из приората Леоминстер (Lond. Brit. Lib. Cotton. Galba A XIV). Составитель Мученичества И. утверждал, что использовал некое древнеангл. сочинение. Этот утраченный протограф, вероятно, был известен Уильяму из Малмсбери , к-рый упоминал об И. в 3 своих сочинениях: в «Деяниях английских королей» (Gesta regum Anglorum), «Деяниях английских епископов» (Gesta pontificum Anglorum) и «О древностях Гластонберийской церкви» (De antiquitate Glastoniensis ecclesiae). Возможно, Уильям из Малмсбери составил также утраченное впосл. Житие И. (антикварий Дж. Лиленд (1506-1552) утверждал, что это Житие хранилось в Гластонбери в числе др. агиографических сочинений Уильяма из Малмсбери; вероятно, оно значится также в описи б-ки мон-ря Гластонбери 1247 г.).

http://pravenc.ru/text/389585.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010