Время правления Василия III (1505-1533 г.г.) было характерно тем, что процесс объединения русских земель вокруг Москвы практически завершился. Во многом это стало возможно благодаря той активной поддержке, которую оказывала государству Церковь. Величие и мощь Московской державы столь возросли, что не только земли Северо-Восточной Руси объединились под властью московской династии, но ряд областей был отвоеван у Литвы в ходе войн 1507-1508 и 1512-1522 г.г. В целом же при Василии III к Москве удалось окончательно присоединить Псков (1510 г.) и Рязань (1521 г.), а также отнять у Литовского княжества Смоленск (1514 г.) и установить власть Московского государя над рядом северских княжеств. Смоленская епархия, соответственно, была вновь присоединена к Московской митрополии. Во время святительства Варлаама несколько смягчилось недоверие русских к грекам, уже почти традиционное после Флорентийской унии и разрыва с Константинополем. Вообще для нестяжателей как монахов преимущественно созерцательного направления характерно было возрождение контактов с афонскими исихастами: это, вероятно, восходит отчасти к давней традиции такого центра нестяжательства, как Кубенский монастырь (здесь с XIV в. подвизались греческие иноки), отчасти к традиции преп. Нила, учившегося у афонских старцев непосредственно. Многим позднейшим иосифлянам, напротив, была свойственна известная доля грекофобии. На ее фоне, в антитезе поверженным турками грекам, мыслится некоторыми иосифлянами представление о Москве как Третьем Риме. Однако при митрополите-нестяжателе Варлааме расширяются связи с Афоном и другими духовными центрами Православного Востока. Именно при Варлааме в Москве задумывается грандиозный цикл переводов произведений святоотеческой письменности, и с этой целью сюда прибывает с Афона в 1518 г. преп. Максим Грек. Многое в облике митрополита Варлаама напоминает великих святителей XIV в. Так, например, известно, что он, подобно св. Петру, был талантливым иконописцем. Другой яркий эпизод в его житии связан с крупным набегом казанских татар, которые в 1521 г. подошли к Москве, выжгли посады столицы и осадили Кремль. Василий III по старой доброй традиции московских князей, услышав о приближении татар, отъехал на север «собирать полки». В Москве опять-таки по традиции для руководства обороной города был оставлен митрополит. Варлаам проявил себя как мужественный пастырь и способный организатор обороны. Он воодушевлял москвичей на отпор врагу, объявил всенародный пост. Митрополит сумел подвигнуть всех горожан осознать нашествие как вразумление за грехи и с покаянием молиться об их прощении. В результате Москва была спасена, в чем увидели особую милость Матери Божией, которой всенародно молились перед Ее Владимирским образом. В память об этом событии Церковь доныне празднует 21 мая – день Владимирской иконы Богородицы, избавившей Москву от полчищ Мехмет-Гирея.

http://sedmitza.ru/lib/text/436281/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Х в.), свт. (пам. греч. 4, 5 мая), еп. Коринфский. В Синаксаре К-польской церкви говорится, что А. скончался в царствование имп. Василия II и Константина VIII (SynCP. Col. 660). Есть сведения, что он занимал Коринфскую кафедру еще в 957 г. (Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 484). Считается автором сочинений, от к-рых сохранились небольшие отрывки: «Четверокнижия» (Τετρβιβλος) (PG. 106. Col. 1023-1024); объяснения, почему Христос принял смерть на кресте, а не к.-л. иным образом (PG. 106. Col. 1021); толкования стиха из Евангелия от Луки (24. 43) (PG. 106. Col. 1024), озаглавленное «Против Зота яковита». По мнению С. Г. Пападопулоса, данный комментарий является частью «Четверокнижия». Память А. отмечена под 5 мая в Синаксаре К-польской Церкви, под 4 мая - в ряде греч. рукописных Миней Четий и в «Великом Синаксаристисте» Никодима Святогорца . Она указывается в рус. нестишных Прологах под 4 мая (РГАДА. Син. тип. 174, 1-я пол. XIV в.) или под 5 мая (ГИМ. Син. 246, 2-я пол. XIV в.) и в слав. Стишных Прологах под 4 мая (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Ист.: ActaSS. Mai. T. 4. P. 55; SynCP. Col. 660. Лит.: Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 532; Janin R. Athanase, archevêque de Corinthe (51)//DHGE. T. 4. Col. 1381; Παπαδπουλος Στυλ. Γ. Αθανσιος Κορνθου//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 553-554; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 14; ΕΠΛΒΙΠ. Τ. 1. Σ. 150. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта)

http://pravenc.ru/text/76828.html

Священномуч. Пиония . Иер. (12 мар.). Сатира, Сатурнила, Ревоката, Перпетуи и Фелицитаты . Вас. Петр. 1370. (1 февр.). Св. муч. Александра в Дризипаре. 245. (13 мая). Иоанна в Руфинианех. Иер. Слепч. (16 мар.). Терентия . Хлуд. 35 (10 апр. сн. 13 марта из дружины Африкана. Муч. Христины в Персиде. Акад. Охр. Сирм. (13 мар.). Аристовула ап. Гр. 364 (16 марта). Григория папы. ЧГр. XI в. (12 марта). Кирилла и Мефодия , еп. в Моравии. Италогр. (11 мая). 15 I. Свв. мучеников: Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Дионисиев и двух Александров в Кесарии палестинской, † 303 г. Вас. 43. Мст. У. 1298. Рун. Сирл. 240. М. 451. М. 1345. 1369. Канон Иосифа. Служба. (Агапия и дружины Мст. втор. 19 мар. 240 втор. 24 апр. Тимолая и Ромула 245. 1429 марта 21. Всех по некоторым греч. минеям 17 мая. Неап. Остр. МКр. Греч. часослов 24 Муз. М. Р. У. 24 марта †. 1621 апр. 20. Публий в греч. минеях Плисий ( Πλσιοσ) или у Евсевия Паисий ( Παησισ). Св. муч. Александра иерея в Сяде при Аврелиане. Супр. 245. ДоМак. Мак. Св. муч. Никандра египтянина при Диоклитиане, † ок. 302 г. Вас. (имя). Екл. Петр. 240. М. Р. (МГр. 1820. Сирл. 24 мар.). Память труса. Пролог. Флор. 1. Ев. 44. (13 мар. 16. Сн. 17 марта). II. Муч. Мануила критского, в Хиосе пострадавшего в 1792 г. Никод. Солов. III. Пр. Никандра городенского, основавшего в начале XVII века монастырь в городенском погосте при озере Городном в Валдайском уезде, где ныне церковь и мощи его. Св. мучеников месукевийских (они 15 апр), обращенных ап. Фаддеем в I веке, пострадавших от аланского полководца Барама (Барлапа). Груз. Кал. (по другим груз. памятник. 25 апр.). IV. Св. Вукола . Папебр. (3 или 6 февр.). Память Евареста иконома церкви, иже в Иерусалиме. Хлуд. М. XIV в. 154. Св. о. Сергия . (1621, из иерея Александра в Сиде). V. Муч. Папы . Хил. (16 марта). Пр. Венедикта . Акад. Антон. Нан. 2 и др. (14 мар.). Матроны . Син. 1. (27 мар.). Иакова исповедника. Кал. (21 мар.). Св. о. Евсхимона . Белоз. 36 (14 мар.). Александра в Пидне. Иер. Мак. (13 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Преподобный Петр, царевич Ордынский, был племянником хана Золотой Орды Бергая. В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский (память 21 мая), ходил в Орду для ходатайства о церковных нуждах своей епархии и рассказывал хану о чудесах, совершавшихся при мощах святителя Леонтия (память 23 мая). В числе слушателей был и юный племянник хана, на которого рассказ святителя произвел очень сильное впечатление. Через некоторое время у Бергая заболел сын. Вспомнив рассказ русского епископа об исцелениях, он вызвал святителя Кирилла, и по его молитвам больной исцелился. Хан щедро одарил святителя Кирилла и отпустил в епархию. На пути святителя догнал отрок, племянник хана Бергая, и умолил святителя взять его с собой в Ростов. В Ростове отрок был крещен с именем Петр и женился. Святой Петр отличался любовью к молчанию, богомыслию и молитве. После чудесного явления ему апостолов Петра и Павла он построил при озере Неро монастырь в их честь. По смерти своей супруги, незадолго до своей кончины, святой принял иночество в основанной им обители. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 году. Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Повсеместное празднование установлено на Соборе 1547 года, при митрополите Всероссийском Макарии. Пренесение мощей святаго благовернаго царя великомученика Стефана Уроша третияго, Дечанскаго, Сербскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: От благочестиваго корене Немани,/святопомазанная розга, произшед,/плод принесе себе преподобия и правды,/премирно благоухая верно чтущия тя,/о нихже со Ангелы Христу молися, блаженне Стефане,/даровати нам мир и велию милость. Земных всех возгнушався,/к Небесным духом прилепил еси себе,/тем Безплотных подражав житию,/отрасле царскаго корене и постничества,/со святыми всеми водворился еси,/с нимиже, великомучениче сербский Стефане,/Христу молися,/память твою творящим о пренесении мощей/подати мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 357-359; SynCP. Col. 551-552, 558; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 116; ЖСв. Март. С. 415. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 81, 84; T. 3. C. 112, 115; Π[απαδοπουλος] Σ. Γ. Ικωβος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 638; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 207-208; PMBZ, N 2637. Д. В. Зайцев, Э. П. А. Гимнография Память И. Н. в Типиконах студийской традиции встречается нерегулярно. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429) память И. Н. отмечается 24 марта; последование святому включает только канон и стихиры. В слав. списке XIV в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. 333) И. Н. упоминается 21 марта без богослужебного последования. Во всех редакциях Иерусалимского устава память И. Н. отмечается 21 марта, совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене, включающая канон, стихиры, седален святому. Последование И. Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает канон, составленный гимнографом Игнатием, 2-го гласа без акростиха, ирмос: ετε, λαο (    ), нач.: Τν φωτισμν το σο εσπτου, Ικωβε (    [твоего Владыки],   - в слав. Минеях начало канона переведено неточно), цикл из 3 стихир-подобнов, седален. В греч. печатных Минеях приводятся иные стихиры и седален И. Н. В слав. рукописях встречаются кондаки И. Н.- 2-го гласа       (РГБ. Троиц. 340), 4-го гласа     (РГБ. Троиц. 541). А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/200335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР († ок. 305), мч. Солунский (пам. 9 или 7 нояб.); происходил из Солуни (Фессалоника); в гонение при имп. Максимиане он был схвачен за исповедание Христа. Когда его стали принуждать принести жертву идолам, он ногой опрокинул жертвенник. Император приказал отсечь ему голову, но видение остановило палача, и мученику было дозволено перед смертью молиться в течение часа. После казни А. император, пораженный явлением ангела, позволил похоронить мученика в его родном городе. Приводимое в греч. и слав. памятниках житие А. весьма схоже с лат. сказанием о мч. Александре Пиднском (пам. 13 марта). Возможно, житие одного мученика было соотнесено с памятью др. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память святому переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие (под 9 нояб.) и память (под 7 нояб.) включены в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 139, 142). Изображение мученической смерти А. представлено в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. gr. 1613. P. 170). Ист.: SynCP. Col. 208. Иконогр.: MenolBas. T. 2. Tav. 170; ЖСв. Ноябрь. С. 189-190. В. А. Бугаевский Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/64212.html

Екл. Нам. 3. Остр. Мст. Окр. Слепч. (1295 сент. 2. Вас. 11 дек. М. Р. 22 апр. умер среду последние недели Пятдесятницы. Об нем еще 3 ноября с А-. Анфал, с сирского Акталлаг, значит: принес Бог.) Свв. мучч. 40 дев постниц и Аммуна диакона учителя их при Ликинии. LVII. Син. 1 и 2. Вас. Остр. Петр. Юрьев. Нан. 3. Слепч. У. 328. X. Р. Соф. М. XIV в. Хлуд. 144. Стихиры Германа и I. монаха. Служба. (1295. МГр. 2 сент. Готф. у Мая 19 июля). Св. муч. Каллисты и единоутробных ее братий Евода и Ермогена в Никомидии при Диоклитиане или 309 году. Син. 1 и 2. В стихире Дамаскина. Петр. 239. У. XII в. 1295 (Сир. Сирл. М. Р. 2 сент. Остр. 30 авг. М. Р. (втор.) Иерон. А. У. Н. апр. 25 †.) Память великого пожара в Царьграде при Льве Великом ок. 470 г. Петр. Екл. Нан. 2 Лавр. 1295. Слепч. У. 328. Печ. Пролог. II. Пр. Еванфии в мире. 1295. Никод. Пр. Мелетия нового в горе миупольской в конце XI в. в Греции. Жизнь в новом Рае. Св. Ангелиса , замученного турками в 1680 году. Солов. III. Александрийской иконы Божией Матери. IV. Муч. Агафоклии . Екл. Слепч. (известна одна 17 сентября). V. Седмиотроков в Ефесе. В стихире I. монаха. Син. 1 в 2. Лавр. и др. (4 авг.). Св. праведного Гедеона . Мак. (МГр. 26 сент.). Пр. Феодора студийского. Хлуд. ев. XIII в. 28 и 31 (ноября 11). Прозрение Савла . Петр. (Св. 15 сент.). 2 I. Св. муч. Маманта в Кесарии каппадокийской, † 275 г. Сын свв. Феодота и Руфины . Мамант во всех за 42, Конст. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Феофана. Служба. Феодот или Феодотий в Асс. Феодот и Руфина в Абис. (Маманта М. Р. Иерон. мР. и все западные 17 августа. Копт. 1338 сент. 11. Феодот и Руфина в М. Р. 31 авг. Сн. М. Гр. 12 июля). Св. Иоанна постника, архиепископа константинопольского, † 595. 42. Конст. Син. 1 и 2. Вас. Кап. Иер. КАЛ. Флор. 1. Нан. 43. Акад. и др. МКр. М. XV в. Служба. Канон Германа, по Долоцкому, нового или второго. Но едва ли не первого; ибо в М. Кр. еще есть ему служба, ранее Германа нового (1295. Сирм. втор. 18 февр. Охр. 21 февр. Сн. 31 авг. См. об нем у Филар. Учен. об отцах § 237).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

св. Саввы основана преподобным Саввою Освященным в VI b. Обитель эта замечательна как колыбель иерусалимского устава, принятого потом всеми палестинскими монастырями. Иерусалимский устав был также принят потом почти повсеместно и у нас на Руси с XIV века. малоазийская область. святого Пимена последовала в конце VI века. Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина эфиоп. мера длины, равная приблизительно двум километрам. прп. Арсения 8 мая. св. Моисея Мурина последовала около 400 года. ( < < back) Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца месяцеслову Вершинского, прп. Савва по происхождению был серб. Богородичный монастырь — один из древнейших монастырей Псковского края (упоминается в 1265 году); находился в местности, называемой Снятной горой, на берегу реки Великой в расстоянии 4-х верст от Пскова. был Спасо-Великопустынский монастырь на реке Толве в Псковской губернии, в 30 верстах от Пскова, основанный прп. Евфросином около 1450 года. Память прп. Евфросина празднуется 15 мая. Под этим числом помещена и память его. был управлявший Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский. 1487 году князь Ярослав Васильевич выдал грамоту на землю для обители  и приказал построить чрез мхи и болота мост к монастырю прп. Саввы в 1400 саженей длины. Этот мост и доныне называется Ярославовым. в Прологе надо предполагать опечатку, так как во всех сказаниях о преподобном Савве днем кончины его указан 28 день августа. Память святой праведной Анны святой Анны совершается еще 3 февраля, вместе с памятью святого Симеона Богоприимца. Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна унаследованный от предков, обычай ужичества у евреев, состоял в следующем, по описанию книги Второзакония: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

ЖМП 5 май 2011 /  12 мая 2011 г. Музей русской иконы: собрание шедевров Вопрос музеефикации и сохранения образцов церковного искусства стоит сейчас особенно остро. Осознав ценность поругаемых в течение 70 лет святынь, общество весьма озабочено, как же вернуть и сохранить остатки нашего наследия, рассеянные по всему миру. С февраля в Москве действует первый частный музей иконы. Это стало не только значимым культурным событием в жизни столицы, но и важным шагом к раскрытию для широкой публики частных коллекций, где до сегодняшнего дня хранится значительная часть сокровищ древнерусского искусства. Музей русской иконы — не только самое крупное и значительное по уровню представленных произведений частное собрание, но и, безусловно, самое широкое по охвату материала, поражающее своими хронологическими рамками. Оно включает произведения разных художественных центров восточнохристианского искусства: античные и позднеримские памятники, служившие основой византийской образности; раннехристианские и собственно византийские древности VI–XIV веков, некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших музейных собраниях страны, греческие иконы, целый музей эфиопской христианской культуры. Основа коллекции — обширное собрание (около шестисот памятников) русской иконописи, охватывающее период от XIV до начала XX века и даже включающее произведения современной церковной живописи. Высокий уровень коллекции отличается подлинно музейным характером, позволяя проследить основные направления, художественные течения, особенности различных местных центров Руси на протяжении всего периода ее развития — от становления национальных особенностей в XIV веке и вплоть до эпохи возрождения древних иконописных традиций в начале XX столетия. Среди древнейших памятников музея отметим сирийскую надгробную стелу III века, надпись на которой сохранила имя погребенного под ней Клеоника, а вырезанный позже на ее обороте Голгофский крест — память о неизвестном благочестивом христианине. Уникальна по своему составу, древности и художественной значимости произведений византийская коллекция музея. Светильники-подсвечники, различные по форме и назначению кресты, поликанделоны, лампады и другие предметы литургического убранства VII–XII веков позволяют отчасти реконструировать образ византийского храмового пространства и церквей новокрещеной Киевской Руси, украшенных в домонгольское время привезенными сюда изделиями греческих мастеров. К числу особо ценных памятников относятся редкие выносные запрестольные кресты IX–XII веков.

http://e-vestnik.ru/analytics/muzey_russ...

Ок. 935 г. кн. Вячеславом была построена ц. св. Вита в Праге, к-рая с учреждением в 972/3 г. Пражской епископии стала кафедральным собором. В легендах о св. Вячеславе 1-й пол. XIII в. содержится рассказ о том, что чеш. князь получил руку В. в дар от герм. кор. Генриха I и в связи с этим Чехия была освобождена от повинностей в пользу Свящ. Римской империи. Благодаря ключевой роли чешско-польск. отношений в Крещении польск. кн. Мешка I (ок. 966) почитание В. проникает из Чехии в Польшу; именно В. посвящена базилика, построенная Мешком в Гнезне. Распространение почитания В. у полабских и поморских славян могло быть связано с созвучием его имени с именем слав. языческого божества Святовита, главный храм к-рого находился на о-ве Рюген. У юж. славян (сербов, словенцев, хорватов) В. почитается как целитель от глазных болезней. В серб. истории день памяти В. («Видов дан») приобрел особое значение в связи с тем, что 15 июня 1389 г. произошла битва на Косовом поле - «гибель царства» (в кон. XIX в. в связи с этим событием дата была внесена в серб. церковный календарь). На Руси почитание В. распространилось в киевский период. Память В., М. и К. указана в древнейших календарях - месяцесловах Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 277) и Архангельского Евангелия (Л. 165) под 15 июня. Если в южнослав. месяцесловах память В., М. и К. встречается только под этим числом, то в древнерус. богослужебных книгах эти даты четко разведены в жанрово-типологическом отношении: 15 июня - в Минеях служебных и месяцесловах, 16 мая - в Прологах и в Четиих Минеях (о возможных причинах выбора этой даты см.: Турилов. 2000. С. 22). Служба В., М. и К. с каноном, известная во всей правосл. слав. традиции, отлична от греч., содержащихся в рукописях южноитал. происхождения. Помимо древнерус. служебных Миней XII в. (РНБ. Соф. 206; ГИМ. Син. 167) она встречается также в составе серб. рукописей XIII - нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 156, «Минея попа Гюрга» - БАН. 4. 5. 10, и др.; болг. списки неизвестны). Возможно, она попала в них через посредство древнерус. рукописей (рукописная традиция и редакционные особенности текста изучены недостаточно). В служебные Минеи, составленные по Иерусалимскому уставу, получившие распространение у юж. славян с 1-й пол. XIV в., а на Руси - с нач. XV в., служба В. не была включена.

http://pravenc.ru/text/158860.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010