Святой апостол от 70-ти Евод Святой апостол от 70-ти Евод был первым после святого апостола Петра епископом в Антиохии Сирийской. О нем упоминает его преемник священномученик Игнатий Богоносец (память 20 декабря), ученик святого апостола Иоанна Богослова , в своем послании к антиохийцам: " Поминайте блаженного отца вашего Евода, который был поставлен вам от апостолов первым пастырем... " Святой Евод служил в сане епископа 27 лет и скончался мученической смертью при императоре Нероне (54-68). Святой Евод написал несколько сочинений. В одном из них он пишет о Пресвятой Деве Марии, что Она родила миру Спасителя в возрасте 15-ти лет. Другие сочинения святого не дошли до нас. Из них известна книга под названием " Светило " , о которой упоминает церковный историк XIV века Никифор Каллист. Мученическая кончина святого Евода последовала в 66 году. Иконописный подлинник Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 января, 20 (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913556.htm...

Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою " . Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года, ссылаясь на эти правила, указал на " недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку " . Х.2. Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства современных государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания. Римский юрист Модестин (III век) дал следующее определение брака: " Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве " . В практически неизменном виде это определение вошло в канонические сборники Православной Церкви, в частности, в " Номоканон " патриарха Фотия (IX век), в " Синтагму " Матфея Властаря (XIV век) и в " Прохирон " Василия Македонянина (IX век), включенный в славянскую " Кормчую книгу " . Раннехристианские отцы и учители Церкви также опирались на римские представления о браке. Так, Афинагор в своей Апологии к императору Марку Аврелию (II век) пишет: " Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам " . " Апостольские постановления " , памятник IV века, увещают христиан " заключать брак в согласии с законом " . Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. " Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

В данном исследовании нам представляется важным обратить внимание на переписанные именно на российской почве произведения и переводы преподобного Паисия (Величковского), появлявшиеся как еще до выхода в свет печатного сборника «Добротолюбие», так и после его выхода и, самое интересное, вне его. 26 октября 2022 27 сентября 2022 12 сентября 2022 6 сентября 2022 26 декабря 2020 Организаторы: Лаборатория лингвосемиотических исследований, Лаборатория медиевистических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Институт славяноведения РАН; Центр древнерусской культуры ШАГИ РАНХиГС 18 декабря 2020 На восьмом заседании Славянского библейского семинара ПСТГУ 8 декабря 2020 года, впервые прошедшем в дистанционном формате, выступила с докладом «Южнославянская рукописная традиция книги Исход» профессор Веселка Желязкова, руководитель сектора Кирилло-Мефодиевского научного центра Болгарской академии наук в Софии. 8 декабря 2020 5 декабря в возрасте 84 лет в Санкт-Петербурге ушёл из жизни известный советский и российский историк, профессор Игорь Фроянов. О трудах его жизни и его вкладе в историческую науку рассказывает историк Евгений Спицын. 1 декабря 2020 Конференция пройдёт 2—4 декабря 2020 г. В сети Интернет. Организаторы: Центр славяно-иудаики, Институт славяноведения РАН, Центр научных работников и преподавателей иудаики «Сэфер». 1 декабря 2020 Семья и семейные ценности в славянской и еврейской культурной традиции/Отв. ред. О.В. Белова. – М., 2020. – 350 с. (Серия «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия»). 27 ноября 2020 25 ноября 2020 года состоялась  встреча с куратором Русской коллекции библиотеки Гарвардского университета Анной Ракитянской. 30 октября 2020 Славяноведение. 2020. 6. 22 сентября 2020 Славяноведение. 2020. 5. 5 сентября 2020 Подборка статей от Studia Slavica et Balcanica Petropolitana для исследователей средневековья. 27 августа 2020 Очередной том серии «Славянское и балканское языкознание» содержит монографию «Палеославистика – 3» международного коллектива авторов. Разделы коллективной монографии посвящены обсуждению новейших результатов текущих исследований славянских рукописей X–XIV вв. – их языка, текстологии и палеографии.

http://bogoslov.ru/topic/27631

Говорят, что Иннокентий XIII, по получении этого сочинения, задумал совсем уничтожить орден иезуитов, но он скончался два месяца спустя (1724 г.), а приемник его, Бенедикт XIII, не наследовал его взглядов. Избранный в папы в 1730 году Климент XII относился к иезуитам менее благосклонно. Когда пекинский епископ разрешил в 1733 году некоторые церемонии, допущенные самим Меццо Барбой для успокоения беспорядков, Климент XII отменил в 1735 пастырское послание пекинского епископа. Но этот поступок не положил конца давнему спору. Бенедикт XIV попробовал прекратить его торжественной буллой. 11 июля 1742 он издал буллу Ex quo singulari, в которой перечислял главнейшие распоряжения папского престола, относительно этого вопроса, подтверждал их и предписывал всем миссионерам новый формуляр. Но и этот торжественный акт был оставлен иезуитами без внимания. Они оставили в руках христиан те пасквили, которые были написаны специально против буллы Ex illa die, а пропаганда отправила 8 октября 1743 года письмо к папским викариям, приказывая отобрать у народа все эти скверные книги. Впрочем, сопротивление, оказанное иезуитами булле Бенедикта XIV, подтверждается самыми достоверными документами. 12 декабря 1743 года епископ Макао писал префекту пропаганды, что иезуиты словно взбунтовались по получении буллы и кричали: «Это конец, это конец китайской миссии! невозможно исполнить эту буллу»! Тот же епископ замечает, что иезуиты, считавшие, что они одни могут быть в Китае, суть единственные из миссионеров, которых там не должно быть, потому что они мешают другим проповедникам Евангелия и злоупотребляют некоторыми привилегиями, основываясь на которые, не хотят признавать над собой никакой духовной власти. В том же духе писал он и 12 декабря 1744 года. Пекинский епископ-иезуит счел долгом обнародовать для формы эту буллу, сожалея, в то же время, в своем послании о печальных и плачевных последствиях этого акта. Последствия были плачевны только, вследствие непокорности иезуитов; это доказывается письмами папских викариев и большинства епископов; укажем только на одно из них, а именно, на письмо почтенного Петра Санца, погибшего за веру в 1747 году; но епископ-иезуит не видел для веры иного спасения, как только в терпимости к язычеству. В 1740 году Бенедикт XIV прислал ему грамоту, в которой укоряет его в неповиновении булле Ex illa die. В римских архивах хранится письмо этого епископа к папе, написанное в 1744 году в ответ на обвинение в неповиновении булле Ex quo singulari. Не покоряясь папе, он дает сколько угодно клятвенных обещаний исполнять папские повеления. Его товарищи поступали так же и, таким образом, к возмущению прибавляли клятвопреступление. Все письма и записки, адресованные папскими викариями на имя Пропаганды, служат доказательством того, что они упорствовали в своем непокорстве до уничтожения иезуитского ордена папой Климентом XIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В Женеве проходит выставка средневековых армянских книг и манускриптов 18 сентября 2007 г. 20:35 В Женеве проходит выставка средневековых армянских манускриптов и книг «Миниатюры Армении. Собрание Матенадарана». «Выставка рассказывает о вкладе Армении, как страны, находящейся на перекрестке Запада и Востока, в сокровищницу общемировых духовных ценностей, и раскрывает основополагающее влияние религии, философии, культуры, искусства и науки на формирование самобытности армянского народа», — сообщили агентству «Новости-Армения» в управлении прессы и информации МИД Армении. В числе экспонатов выставки — хранящиеся в Матенадаране Арцахское Евангелие (XIV век), Евангелие Татевской школы (XIV век), уникальные рукописные творения армянских средневековых мыслителей Григора Татеваци, Григора Нарекаци и Давида Анахта. На выставке широко представлена также киликийская школа миниатюры, в частности, Евангелие Акнера (1287 год), Царское Евангелие Саркиса Пицака (1336 год), Евангелие Смбата Гунстабля (XIV век). Кроме того, будут представлены армянские манускрипты, хранящиеся в библиотеке Конгрегации Мхитаристов в Венеции и Национальной библиотеке Франции, в том числе История Александра (XIV век), являющаяся уникальным образцом нерелигиозного миниатюрного искусства. Выставка продлится до 30 декабря. В ее рамках пройдет выставка фотографий известного французского деятеля искусств Режи Лабурдета «Символический крест», посвященная армянским церквам. Выставка, организованная Институтом древних рукописей имени Месропа Маштоца «Матенадаран», Музеем-библиотекой Мартина Бодмера и посольством Армении в Швейцарии, проходит под патронажем президента Швейцарии Мишлин Калми Рей и министра иностранных дел Армении Варда Осканяна. На открытии выставки 14 сентября приняли участие министр науки и образования Армении Левон Мкртчян, директор «Матенадарана» Грач Тамразян, председатель Совета кантона Женева Шарль Бер, высокопоставленные представители федерального и кантонального уровня, представители действующих в Женеве международных организаций и аккредитованные в Швейцарии дипломаты.

http://patriarchia.ru/db/text/296713.htm...

б) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 18 декабря 1912 г. за 3472, с уведомлением о получении рукописи Волоколамской библиотеки за 3 (Стихирарь), высланной для научных занятий преподавателя Московского Синодального Училища священника Д. Аллеманова. в) Графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, от 10 января, с препровождением, для научных занятий и. д. доцента Академии Н.Л. Туницкого, рукописи собрания графа А. С. Уварова за 1772 (509) (Царск. 362) в 4°. г) Императорской Археографической Комиссии, от 21 декабря 1912 года за 714, с препровождением, на трёхмесячный срок, для научных занятий того же Н.Л. Туницкого, рукописного сборника за 211 (по описанию Барсукова). д) Совета С.-Петербургской Духовной Академии, от 2 января за 4, с препровождением, на трёхмесячный срок, для научных занятий того же Н.Л. Туницкого, рукописи Софийской библиотеки за 1376 (312) (Минея-Четья за месяцы июль и август, XIV–XV в.). е) Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевы Лавры, от 21 декабря 1912 года за 1869, с препровождением, на трёхмесячный срок, для научных занятий того же Н. Л. Туницкого, рукописей Лаврской библиотеки за 9 (2022), 12 (2023), 199 (1640), 804 (1643) и 745 (1886). ж) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 18 декабря 1912 года за 2406, с препровождением, на месячный срок, для научных занятий экстраординарного профессора священника Е. А. Воронцова, еврейской рукописи I Собрания Фирковича В. 6. (отрывок Библии) и книги Revue des Etudes Juives за 1880 год. з) Совета С.-Петербургской Духовной Академии, от 22 декабря 1912 года за 1570, с препровождением, на трёхмесячный срок, для научных занятий того же священника Е. А. Воронцова, книги: Zeitschrift für alttestamentliche Wissenschaft, 1884 (Giessen). —20— и) Управления Московской Синодальной Типографии, от 18 декабря 1912 года за 10378, с препровождением, на трёхмесячный срок, для научных занятий и. д. доцента Академии В. П. Виноградова , принадлежащего Московской Типографии Библиотеке „Греческого Устава“ (Венеция, 1577 г.) за 3046 (29, 2553).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К юбилею преподобного Сергия Радонежского выпущена детская игра «Монастыри» 5 октября, 2013. Новостная служба Сюжетной основой игры послужили жития преподобного Сергия, а также круга его учеников и последователей: св. преподобных Никона Радонежского, Кирилла и Ферапонта Белозерских, Зосимы и Савватия Соловецких и других почитаемых святых XIV-XVI вв. 5 октября. ПРАВМИР. В честь отмечаемого в 2014 году 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского выпущена настольная историческая игра «Монастыри». Об этом сообщает пресс-служба игростудии «Кубики». Сюжетной основой игры послужили жития преподобного Сергия, а также круга его учеников и  последователей: св. преподобных Никона Радонежского, Кирилла и Ферапонта Белозерских, Зосимы и Савватия Соловецких и других почитаемых святых XIV-XVI bb. «Преодолевая опасности и нужду, подвижники идут в неведомые дикие земли. Много невзгод и опасностей подстерегает их на этом пути: кочевники, язычники, лихие люди, голод и стужа. Подчас лесные обитатели, ворон или медведь, их единственные собеседники и помощники. Иноки собирают единомышленников, строят кельи, заводят промыслы. В глухих лесах средневековой Руси один за другим возникают монастыри», — говорится в релизе игры. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 июня, 2021 1 января, 2020 1 апреля, 2024 15 марта, 2024 14 декабря, 2023 10 декабря, 2023 1 декабря, 2023 21 сентября, 2023 24 октября, 2021 5 июня, 2021 1 января, 2020 1 апреля, 2024 15 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/k-yubileyu-prepodobnog...

—5— VI. Отношения Г. Начальника Московского Почтово-телеграфного Округа: а) от 21 декабря 1907 года за 33993: «Главное Управление Почт и Телеграфов, рассмотрев представленную мною переписку по поводу взыскания с Совета Академии штрафа в размере 24 р. 30 к. за пересылку казенного письма с недозволенным вложением за 365, адресованного Советом в Казань на имя Высокопреосвященного Архиепископа Димитрия, разъяснило, что, согласно ст. 13 закона 16 июня 1905 года, пересылка по почте периодических казенных изданий всем без исключения подписчикам подлежит оплате, посему и предписано взыскать за пересылку в помянутом письме журнала «Богословский Вестник» почтовый сбор в ординарном размере, т. е. по 7 к. за каждый лот, а всего за 27 лот – 1 р. 89 к. Сообщая об изложенном Совету Академии, вследствие отношения от 17 сентября с/г за 962, прошу означенную сумму препроводить ко мне почтовыми марками». б) от 4 января 1908 года за 643: «Присланные при отношении от 31 декабря 1907 года за 1288 один рубль 89 к. (почтовыми марками) мною получены, о чём и сообщаю Совету Академии». Определили: Принять к сведению. VII. Отношение Черниговского Предварительного Комитета по устройству XIV Археологического Съезда в г. Чернигове, от 5 января 1908 года за 13: «Комитет имеет честь обратиться к Совету Московской Духовной Академии с покорнейшею просьбою не отказать принять участие в предстоящем XIV Археологическом Съезде, имеющем быть в Чернигове с 1-го по 15-е августа текущего года. О том, кто из представителей Академии имеет пожаловать на Съезд, Комитет просит заблаговременно уведомить его». Определили: 1) Депутатами от Академии для участия в заседаниях XIV Археологического Съезда в г. Чернигове назначить ординарного профессора Академии по кафедре церковной археологии и литургики, А. П. Голубцова и —6— экстраординарного профессора по кафедре русской церковной истории С. И. Смирнова, изъявивших на то своё согласие. – 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства, пред Святейшим Синодом об отпуске профессорам А. П. Голубцову и С. И. Смирнову потребной в пособие на путевые расходы и содержание в г. Чернигове суммы в размере двухсот рублей (200 р.) каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сопоставление греческих и славянских текстов показало, что рубрики, входящие в состав сербских богослужебных книг XIII века, представляют собой точный перевод соответствующих рубрик, находящихся в Евергетидском богослужебном синаксаре. Сравнивая синаксарную часть Евергетидского устава с Минеей Хил. 608 для месяца декабря, можно заметить полное согласие последней с уставом как в порядке последования служб, так и относительно состава гимнографичесих текстов. Это позволяет сделать вывод, что и богослужебные книги, определяющее структуру неподвижного круга богослужения, в рецензии святого Саввы сербского также были ориентированы на евергетидскую богослужебную традицию. Третья группа богослужебных книг хиландарской традиции, которая была создана в результате реформы святого Саввы и ориентировалась на богослужебную практику Евергетидского монастыря, состоит из Октоихов – богослужебных сборников, содержащих изменяемые песнопения седмичного круга богослужения. В эту группу входят следующие богослужебные сборники хиландарской традиции XIII века: – Октоих НБКМ. 172, XIV век, – Отоих НБКМ. 989, XIII век, – Октоих ГИМ. Уваров 521, начало XIV века, – Белградский октоих, середина XIII века; опубликован под названием «Кичевски октоих», – Октоих Хлуд. 135, XIV век . К сожалению, эти Октоихи не содержат пространных синаксарных рубрик евергетидского синаксаря, подобных находящимся в Минеях и Триодях, однако совпадение гимнографического материала и структурных особенностей перечисленных богослужебных памятников с Октоихами евергетидской рецензии свидетельствует о принадлежности первых к группе сборников, испытавших влияние богослужебной реформы святого Саввы Сербского . Специфическим признаком состава этих сборников является компиляция, которая касается не только утренних канонов, но и песнопений на вечерне. Смешение стихир разных циклов явственно иллюстрируется в Октоихе, в котором дублетные циклы четко обособлены. Компилирование в отдельных песнях канона выражается и в совмещении тропарей разных канонов на один и тот же праздник, и, хотя и реже, в смешении тропарей для разных памятей из канонов разных гласов . Кроме того, эти Октоихи отличает и особая структура, в том числе наличие характерной для евергетидской традиции панихиды и агрипнии в субботу вечера, нахождение седальнов перед канонами и в седмичных службах, наличие ипакои на воскресных утренях. Таким образом, идентификацией принадлежности к группе Октоихов хиландарской традиции является большое количество гимнографического материала на всех позициях, по которым службы сближаются с правилами Евергетидского типикона.

http://pravoslavie.ru/28177.html

vk fb tw ok @ g+ lj Крещение Господне. Церковь Пресвятой Богородицы Перивлептос vk fb tw ok @ g+ lj Св.вмч. Георгий. Церковь Пресвятой Богородицы Перивлептос vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Св. Наума Охридского vk fb tw ok @ g+ lj Монастырь Св. Наума Охридского vk fb tw ok @ g+ lj Место погребения св. Наума Охридского vk fb tw ok @ g+ lj Архангел Гавриил. Благовещение Начало XII в. Охрид vk fb tw ok @ g+ lj Господь Иисус Христос Середина XIV в. Охрид vk fb tw ok @ g+ lj Икона Божией Матери Душеспасительница. (Богородица Психосострия) Середина XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Богородица Перивлепта Начало XVI в. Охрид vk fb tw ok @ g+ lj Св.Климент Охридский Последняя четверть XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Икона Богородица Епискепсис Нач. XIV в. Охрид vk fb tw ok @ g+ lj Святой апостол и евангелист Матфей vk fb tw ok @ g+ lj Свт. Николай с житием Середина XIV в. Охрид vk fb tw ok @ g+ lj Свт. Николай Конец XIV в. Охрид vk fb tw ok @ g+ lj Богородица со Христом Середина XIV в. vk fb tw ok @ g+ lj Представитель местной фауны vk fb tw ok @ g+ lj Закат на Охридском озере vk fb tw ok @ g+ lj Закат на Охридском озере Рейтинг: 9.7 Голосов: 1102 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Иоанна, Болгария 1 декабря 2022, 01:26 Ольга, во времена, когда на фресках (14 в.) были обозначены греческие титлы (надписи), эти болгарские земли уже были завоеваны сербами - королем Стефаном Милутином. А во времена св. Климента это было Первое Болгарское Царство, Охрид был его столицей при Царе Самуиле (его крепость в Охриде на холме).Греческими эти места были при Филиппе Втором - отце Александра Македонского. Когда храм расписывают греки, вполне логично, что и титлы на греческом. В храмах г. Арбанаси в окрестностях Велико Тырново титлы тоже греческие, а фрески 17 века. Храм расписывали греки-киприоты и для этого киприотам не обязательно было завоевывать Болгарию, уже захваченную турками :) Ольга 2 марта 2017, 21:31 Спасибо за прекрасные фотографии. только - это ведь греческие места, болгары пришли туда намного позже. уже были монастыри и иконы. А язык на иконах - греческий, а не церковно-славянский.

http://pravoslavie.ru/99267.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010