Архив Пн В Учебном комитете состоялось первое организационное совещание по проекту «Память Церкви» 8 декабря 2023 г. 13:21 7 декабря 2023 года в Учебном комитете Русской Православной Церкви состоялось первое очно-дистанционное организационное совещание представителей семи высших духовных учебных заведений Московского региона и Санкт-Петербургской духовной академии , посвященное началу реализации пилотного проекта « " Память Церкви "/беседы со свидетелями жизни Церкви в советскую эпоху». Заседание проходило под руководством председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова , который, открывая работу собрания, рассказал его участникам о важности и актуальности проекта, о его цели и основных задачах. Главной целью проекта является сохранение и передача от поколения к поколению воспоминаний очевидцев жизни Церкви во времена Советского Союза. На собрании выступали как сотрудники Учебного комитета, так и представители высших духовных учебных заведений, которым предстоит организовать непосредственную «полевую работу» по сбору воспоминаний на местах. От Московской и Санкт-Петербургской духовных академий на совещании с поддержкой проекта и комментариями по его реализации выступили заведующие церковно-исторических кафедр данных духовных школ: А.К. Светозарский и протоиерей Георгий Митрофанов. Все участники особо подчеркнули важность и своевременность проекта и наметили дальнейшие действия по реализации задуманного. Учебный комитет /Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6083074.ht...

Как будет показано ниже, в древней Руси очень устойчивой была традиция освящения храма на престольный праздник. Близкое соседство в святцах Юрьева дня (осеннего) – 26 ноября и Зачатия святой Анны – 9 декабря позволяет сделать предположение, что это совпадение является не случайным, и мы можем говорить о том, что основание обители следует отнести к ноябрю – декабрю 1365 г. Тем самым можно утверждать, что поездка Сергия Радонежского в Нижний Новгород и основание новой обители пришлись на последние месяцы 1365 г. 324 Полное собрание русских летописей. T. XV. Вып. 1. Пг., 1922. Стб. 162. (Далее: ПСРЛ). 326 Горский A. A. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в конце XIV – середине XV в.//Средневековая Русь. Вып. 4. М., 2004. С. 142–143. 328 Цит. по: Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 210–211. 333 Кучкин В. А. Формирование... С. 141–142, 218; Горский A. A. Москва и Орда. М., 2000. С. 69; Он же. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств... С. 144. 335 Экземплярский A. B. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. 1. Спб., 1889. С. 88. 341 Редкие источники по истории России. Вып. 2. М., 1977. С. 40, 165. Ср.: Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. X. М., 1851. С. 54, 106, 247, 251. 344 Макарий (Булгаков) , митрополит московский и коломенский. История русской церкви. Кн. IV. Ч. 1. М., 1996. С. 172–173. Соборное определение опубликовано: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. T. I. СПб., 1836. 284. С. 329–332. 346 Российский государственный архив древних актов. Ф. 181. 20/25. Л. 846 об.–847. Цит. по: Кузьмин A. B. К истории московского боярства конца XIV – начала XVI в.: самосознание и «память»//Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Москва, 4–6 февраля 1998 г. М., 1998. С. 142. Выделено нами. – Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икона избранных святых Среди икон, изображающих множество святых сразу, на первом месте стоят менологии. Здесь в нескольких рядах изображаются праздники и святые того или иного месяца в порядке их литургического празднования. Тип таких икон-менологиев возник в Византии, вероятно, при императоре Василии II (963–1025). Наша икона (Россия, XVI в.) очень близка к этому типу. Она состоит из четырех рядов: в первом представлены четыре праздника, в трех других рядах – различные святые в рост. Однако праздники и святые собраны здесь не по «минейному» принципу: первые, следующие один за другим в верхнем ряду, празднуются не в одном и том же месяце: Благовещение – 25 марта, Рождество Христово – 25 декабря, Сошествие во ад – на Пасху, и Зачатие праведной Анны – 9 декабря. Память святых, изображенных в трех других рядах, также празднуется в разное время. Так, во втором ряду мы видим архангела Михаила (8 ноября) рядом со свв. князьями Борисом и Глебом (24 июля) и здесь же – свв. Константина и Елену (21 мая). В третьем ряду прп. Симеон Столпник (1 сентября) изображен рядом со свв. Симеоном и Анной (3 февраля): тут иконописец, очевидно, руководствовался тождеством имен. И наконец, в нижнем ряду мы видим прп. Марию Египетскую (1 апреля) и свт. Николая (6 декабря и 9 мая). Вероятно, это также и не икона основных святых всего года, ибо тогда совершенно не поддается истолкованию, почему Зачатие праведной Анны изображено здесь вместе с тремя самыми великими праздниками. Следовательно, выбор изображенных на иконе праздников и святых был продиктован иными мотивами в соответствии с пожеланием заказчика. Очень вероятно, что икона эта – семейная и представляет те праздники и тех святых, которые особенно почитались в данной семье. Праздники и святые. Новгород. XVI в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия) Праздники. Мозаичная икона. Начало XIV в. Музей Опера-дель-Дуомо. Флоренция. 189 См.: Окунев Н. Л. Арилье: Памятник сербского искусства XIII века/Seminarium Kondakovianum. Т. 8. Прага, 1936. Вклейка IX, 2 между с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

А.И. Соболевский издал в «Известиях Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук» за 1904–6 гг. и в ряде отдельных небольших выпусков, под общим заглавием «Из области древней церковно-славянской проповеди», пятнадцать памятников древне-славянской проповеднической литературы. Один из напечатанных им текстов (под 14) представляет собой несомненное поучение Климента с его именем в надписании. Это – в утрии богоявления слово похвальное Иоанну Крестителю, открытое Ундольским, раннее изданное A. Н. Поповым по сербскому списку (Опис. ркпп. Хлудова, с. 388) и переизданное А.И. Соболевским по русскому сп. (Виленской Публ. библ. 80 (189), конца XV в.) 4338 . Все осталь- —551— ные тексты следует разделить на два разряда: слова торжественного характера и нравоучительные проложные поучения. К первым относятся слова: 1) похвала христолюбивому и преблаж. архиерею Иринею («Се настоит, христолюбци, светозарнаа память...»), изданная по августовской книге Макарьевских Ч.-Миней, л. 1142 (текст 1) 4339 ; 2) похвала кресту («Днесь, братия, празнующе веселимься о вьзъдвижени крестове...») – a) по среднеболгарскому сборнику И. П. Б. Q. п. I. 56, XIII в. и b) по русскому сборн. XIV в. 20 Чудова монастыря 3 и 2) 4340 ; 3) на Сретение Господне чтение от сказания евангельского («Се пакы светло праздьнство наста...») – по сербск. сборн. XV в. И. П. Б., собрания Бильферд.. 53 4) 4341 ; 4) слово похвальное Свв. апп. Петру и Павлу («Небо я земля торжьствуя веселиться...») – по сборн. библиот. Архива Св. Синода 1301, нач. XV в. 8) 4342 ; 5) похвальное слово на Рождество Иоанна Предтечи («Присно текыи источник божества...») – по Погодинск. сборн. 852, XV в. 10) 4343 ; 6) похвальное слово Свв. Косьме и Дамиану («Похвалим, братие, благаго Бога…»), отличное от изданного Лавровым лишь по началу, напечатанное по сборн. XV в. И. П. Б. Q. I. 1000 11) 4344 . Ко второму разряду относятся поучения: 1) мучение и похвала Свв. трех отроков («Похвалим благаго Бога...») – по сборн. И. П. Б. 850, XVI в. 5) 4345 ; 2) поучение на неделю перед Рождеством Христовым, помещаемое в Прологе под 17 декабря («Се приспе, братие, честная память богоблаженных отец…») – по тому же сборнику 6) 4346 ; 3) поучение на Благовещение («Ныне подобно есть, братие, к вам велегласно изрещи ангельская словеса…») – по Погодинскому Прологу 60, XIV в. 7) 4347 : 4) поучение на Пасху («Послушайте, братие и сынове

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имя «Осий» не только лишь на Востоке, но и вообще, по–видимому, в древнее время не было обычным. В Smith and Wace. Diction, of Christ. Biography, III, 174, указывается, напр., кроме Осия Кордубского, еще лишь один Осий — епископ Лакедемонский, подписавший ответное послание провинции Эллады в 458 г. на запрос императора Льва о Халкидонском соборе (Mansi, VII, 612). С именем σιος встречаются еще два епископа в списках никейских отцев той редакции, где епископы не распределены по провинциям: в cod. Vat. Reg. 44, XIV в. (Gelzer. Loc. cit.), Sinait. graec. 1117, XIV в. (Бенешевич В. Η. Синайский список отцев Никейского Первого Вселенского собора//Известия Имп. Академии Наук. 1908. С. 281–306) и в арабском переводе списка (Gelzer. Loc. cit.). 1) σιος, πσκοπος σιανν (Gelzer, 73, VI74)=σιος Θασας (Бенешевич, З01235)="" s " lB " sj " s [Hosius Basias] (Gelzer, 171, X236). 2) σιος Δορτν (Gelzer, 73, VI76)=σιος Δορετν (Бенешевич, 28842)="" lTwrtwtn [Hosi[b]us Dorto[t]n] (Gelzer, 149, X47). Но значение этих списков пока еще не выяснено, и самое существование таких епископов неизвестных кафедр может подлежать сомнению. У архи–еп. Сергия. Полный месяцеслов Востока. 2–е изд. Владимир, 1901, упоминаются, кроме Осии пророка (17 октября) и «Осии исповедника, епископа Кор–дувийского» (27 августа), еще «Осия исповедник в Асмануе в Эфиопии, t ок. 500» (18 ноября) (I, 693, по Miiller. Allgem. Martyrologium, 1860) и «свв. мучч. Амвросий и Осий» (16 декабря) (II, 1, 386, на основании славянских святцев СПб. Публ. библиот. 51, нач. XVII в.). О необычности на Востоке имени «Осий» может свидетельствовать отчасти, напр., тот факт, что в армянском переводе списка никейских отцев " Οσιος принято за прилагательное и передано словом «святой»: «sanctus episcopus urbis Curdubae» (Gelzer, 186–187, cf. XXXIII). — На Западе, по–видимому, это имя потом не было популярно ввиду «отступничества» бывшего исповедника и великого защитника веры в его последние годы и резких инвектив против него по этому поводу не только люцифериан, но и такого авторитета, как св. Иларий Пик–тавийский. В Римской и вообще Западной церкви святым Осий не признается и в западных календарях имени его нет. Не так отнеслась к заслуженному сподвижнику св. Афанасия Великого в борьбе за веру, частью согласно со взглядом на него самого Афанасия, Восточная церковь. Память Осия в ней чествуется 27 августа, как исповедника. См.: Сергий, архиеп. II, 1, 259 (месяцеслов имп. Василия X в., месяцеслов при греч. апостоле XI-XII вв. Моск. акад., месяцеслов при греч. Евангелии XII в. Киевск. акад., минеи Макария XVI в.). Энергичную, но не удавшуюся попытку реабилитировать память Осия и достигнуть введения его почитания в Западной церкви предпринял некогда и написал для этого обширное сочинение испанец–иезуит Mich. Jos. Maceda. Hosius vere Hosius " Οσιος αληθς σιος (s. Athan.), hoc est Hosius vere innocens, vere sanctus, dissertationes II. Bononiae, 1790. (4°, XVI+495 pp.:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Поскольку второй извод Жития Петра тесно связан с Похвалой Петру, то образование этого извода датируется примерно концом XIV в. (после 1372 г.), протограф же списков Жития, в которых представлена 2-я редакция Похвалы, сформировался в начале XV в. Таким образом, исключается возможность авторства Прохора в отношении и Похвалы, а появление его имени в заголовках Жития 2-го извода следует объяснить ошибочным восприятием текста Жития (где говорится, что «взем свиток преподобный епископ Прохор, возыиде на омбон и нача чести чюдо, бывшее во граде Москве») в том смысле, что Житие и есть «Се чтение (творение) Прохора, епископа Ростовьскаго». Третий извод Жития митрополита Петра содержит списки, сочетающие чтения первых двух изводов. 1) РГБ, ф. 242 (Собр. Г. М. Прянишникова), 34 (л. 119 об. – 125 об.) – 70-е годы XV в. Филигрань: Корона (2 варианта) – типа Брике, 4646 (1473 г.). Заголовок: «Месяца декабря. Преставление святаго Петра митрополита Киевьскаго и всея Руси». Дмитрий Михайлович на Переяславском соборе назван «князем великим», кончина Петра датирована 21 декабря, но на Владимирском соборе указан «князь великий Александр». 2) БАН, 21.3.3 (л. 118 об. – 122) – 20-е годы XVI в. Филиграни: Голова быка под крестом, обвитым змеей, – Лауцявичюс, 1475 (1524 г.); Тиара: 1-й вариант-Лауцявичюс, 1579 (1528–1529 гг.), 2-й вариант -Лауцявичюс, 1578 (1529 г.). Заголовок: «Месяца декабря в 21 день. Преставление иже в святых отца нашего Петра митрополита. Списано Прохоромь епископом Ростов(ским)». Помимо имени Прохора в заглавии, со 2-ым изводом список сближает упоминание на Переяславском соборе Дмитрия Михайловича в качестве «великого князя». Другие чтения принадлежат 1– му изводу: Петр преставился «месяца декабря в 20 день, на память святого священомученика Игнатия Богоносца », Владимирский собор возглавлял «князь великый Александр». В соответствии с летописями, присутствовавший на Переяславском соборе Прохор назван «архимандритом Ярославским». 3) Ярославский музей-заповедник, 14966 (л. 34–40 об.) – конец 10-х – начало 20-х годов XVII в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры O GR-Лayцяbuчюc, 523 (1622 г.); Кувшин с двумя ручками под розеткой, на тулове литеры МР – Дианова («Кувшин»), 399 (1616–1621 гг.); Кувшин с двумя ручками под горкой из полумесяцев – Дианова и Костюхина, 780 (1616 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О существовании такого устава ровно ничего не говорят такие добросовестные собиратели и исследователи уставов, как Н[икон] Черногорец и Ф[еодор] Тоскани. Впрочем, если только справедливо замечание проф. Голубинского, и сам о. Сергий «сознал уже свою ошибку» (Ист[ория] Русск[ой] Церкв[и]. Т. I, полов. 2. С. 324. прим. 1).” 517 В 1317 году, по словам Ф[еодора] Тоскани, в Твери некто Фома Сириец списывал греческий Типик св. Саввы, хранящийся ныне в Ватиканской библиотеке. Следовательно, появление Иерусалимского Типика в пределах России нужно относить [ко времени] не раньше половины XIV века. И действительно, в настоящее время известны памятники богослужебной письменности, имеющие прямое или косвенное отношение к имени Саввы Освященного, которые по времени своего происхождения [относятся к периоду] не раньше XIV века. Таковыми памятниками нужно считать: два устава М[осковской] Синод[альной] библ[иотеки] 328 (383), 329 (384), два Часослова – один из библиотеки графа Толстого 419, а другой из библиотеки наследника цесаревича (ныне благополучно царствующего государя императора), принадлежавший некогда известному любителю древностей Е.В. Барсову и, наконец, Минея 1400 года из библиотеки С[анкт-]П[етер]б[ургской] дух[овной] акад[емии] (Соф[ийская] библ[иотека], апрель, 200). Все эти богослужебные памятники русского происхождения и никак не могут оправдать того существующего в литературе мнения, что «они принесены к нам из земель юго-славянских (Чтен. в общ. истор. древн. 1867. Кн. II, V, 8) 518 или Афона и уже в позднейшее время». Ясным доказательством этого могут служить, во-первых, чисто русское письмо, а во-вторых, (в уставах) находим указание на имена русских святых и на русские праздники. Так, напр., в 328 и 329 1 октября положено праздновать Покров Богоматери, 9 мая – пренесение мощей св. Николая Чудотворца, 3 мая – Феодосия Печерского , 15 июля – св. равноап. князя Владимира, 2 мая и 24 июля свв. князей Бориса и Глеба. Частнее, в уставе под 328 23 мая воспоминается обретение мощей св. Леонтия Ростовского, 28 мая – св. Игнатия Ростовского, а устав под 329 20 декабряпамять св. Петра митрополита. В-третьих, наконец, во всех этих памятниках мы не встречаем ни одного имени из южно-славянских святых. Понятно, что все эти богослужебные памятники не создались непосредственно на Руси, а имели для себя прототипы далеко не русского происхождения. Такими прототипами должны быть ближе всего Иерусалимский Типик юго-славянских Церквей и тот же Типик Церкви Греческой Византийской, так как от этих только Церквей мы и могли получать богослужебные книги, необходимые в нашей богослужебной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Преподобный Паисий Печерский был иноком Киево-Печерского монастыря. Из общего канона Киево-Печерским преподобным, почивающим в Дальних пещерах (празднование 28 августа/10 сентября), известно, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Меркурием (сведения о нем помещены под 24 ноября/7 декабря). Оба святых были неразлучны, жили в одной келлии, а после смерти были положены в один гроб. В настоящее время мощи их почивают в отдельных раках. Июль 20 Леонтий Стромынский, преподобный Преподобный Леонтий Стромынский был первым игуменом Успенского Стромынского монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским по просьбе великого князя Димитрия Донского (1363–1389; память 19 мая/1 июня) в честь победы над татарами в 50-ти верстах от Москвы, по дороге в Юрьев. Игуменом в этом монастыре преподобный Сергий поставил своего ученика преподобного Леонтия. Преподобный Леонтий преставился в конце XIV века. Савва Стромынский, преподобный Преподобный Савва Стромынский, ученик преподобного Сергия Радонежского, вместе с преподобным Леонтием основал Стромынский монастырь. С 1381 по 1392 гг. был игуменом основанной обители. Преподобный Савва преставился в 1392 году и погребен в деревянной часовне Стромынского монастыря. Авраамий Галический Преподобный Авраамий жил и совершал подвиг спасения в XIV веке. Точно неизвестно, когда, «сродники своя по плоти Христа ради оставивый», преподобный Авраамий пришел «в тихое пристанище, преподобного Сергия обитель». Известно лишь, что преподобный Авраамий кротко, «яко овча незлобиво», исполнял различные послушания в хлебне, поварне. Летами он был много старше преподобного Сергия и, вероятно, был одним из первых его учеников и постриженников. В Троицкой обители он был удостоен сана священства. После многолетних подвигов в общежитии св. Авраамий молил блаженного своего учителя отпустить его на безмолвие в уединенное место. И преподобный Сергий, провидя, что настало для него время собрания собственных чад духовных, благословил с любовью, много поучил о кознях диавольских, искушающих наипаче пустыннолюбцев и заповедал: «Если приидут к тебе братия в пустыню, принимай их с любовию, не себе угождая, но искреннему твоему, и носи на себе немощи немощных». Когда преподобный Сергий благословлял святого Авраамия, иноки увидели свет благодати «из десницы его, яко пламень огнен низходящ», охвативший преподобного Авраамия. Так с миром отпустил его великий Сергий, дав во Христе целование, и ушел прп. Авраамий в Галическую страну, населенную чудскими племенами. Это было в 1350 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Рейтинг: 9.8 Голосов: 721 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 305—311 гг. Вифиния — северо-западная область Малой Азии, лежащая по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива. Страна эта известна с глубокой древности и свое название получила от Вифинов, переселившихся в нее из Фракии. Вифиния была живописна, плодородна и обильна скотом. В 546 г. до Р. Х. Вифины подпали под власть Персов, но с 327 г. Вифиния опять стала самостоятельным государством; в 75 г. до Р. Х. Вифиния, по завещанию царя Никомида III, перешла к Римлянам, на правах самостоятельной провинции, управляемой особым проконсулом. Христианство в Вифинии появилось во времена апостольские (1 послание Ап. Петра гл. 1, ст. 1). Во время Плиния Младшего, правившего Вифиниею, и императора Траяна (98—117 гг.) здесь было очень много христиан не только в городах, но селах и деревнях. При Диоклитиане (284—305 гг.) в Вифинии было страшное гонение на христиан. В IV и V веках Вифиния была особенно замечательна в церковном отношении: здесь было много церковных соборов по поводу различных ересей. Никомидия — великолепный в древности город на берегу Пропонтиды или Мраморного моря. Память их 28 декабря. Память его 3 сентября. См. житие его под 26 июля. Знаменитые врачи древности. Бог врачебного искусства. Святой Пантелеимон был усечен 27 июля 305 года. В месяцеслове Василия говорится, что истекшие при усечении святого кровь и молоко хранились до X в. и подавали верующим исцеления; об этом говорится и в греческом стишном прологе XII в. Память св. Пантелеимона издревле особенно чтилась на Востоке; церкви, во имя его построенные в Севастии армянской и в Константинополе, относятся к IV в. Мощи его перенесены были в Царьград; оттуда большая часть из перенесена в Париж в Сен-Дени, а глава якобы в Лион в 802 г., но русский паломник Антоний в 1200 г. видел главу его в Софии в Царьграде, а по свидетельству Стефана Новгородца (1350 г.) в XIV в. мощи св. Пантелеимона почивали во Влахернской церкви в Царьграде. Часть мощей находится ныне в Афонском Пантелеимоновом монастыре.

http://pravoslavie.ru/63339.html

XIV века: 67 . Феоктист, архиепископ Новгородский, скончавшийся 23-го Декабря 1310-го года. Новгородская 1-я летопись в таких выражениях говорит о нем по поводу его смерти 1467 , что заставляет предполагать раннее установле- —222— ние его почитания. В 1667–1668-м году над его мощами в Благовещенском монастыре, в котором он был погребен, была устроена рака одним усердствовавшим к его памяти Московским боярином (князем Ромодановским). В 1786-м году мощи его перенесены были из Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и в последнем монастыре в 1827-м году устроен был придел, посвященный его имени. 1468 68 . Моисей, архиепископ Новгородский, скончавшийся 25-го Января 1362-го года. Память его чтится местно с ΧV века. 1469 69 . Кирилл Челмский или Челмогорский, основатель упраздненной Покровской Челменской или Челмогорской пустыни, которая находилась в Олонецкой губернии, в Каргопольском уезде, в 43-х верстах к северо-западу от города Каргополя, скончавшийся 8-го Декабря 1367-го года. Начало местного празднования памяти, судя по тому, что у гроба преподобного вскоре после его кончины начались чудотворения, с вероятностью должно быть относимо к древнему времени. 1470 70 . Сильвестр Обнорский, основатель упраздненного Воскресенского Обнорского монастыря, который находился в Любимском уезде Ярославской губернии, скончавшийся 25-го Апреля 1379-го года. Местное празднование памяти началось не позднее второй половины XVI века. 1471 71 . Пахомий Нерехотский, основатель упраздненного Троицкого Сыпанова монастыря, который находился в Костромской губернии, близь города Нерехты, скончавшийся 23-го Марта 1384-го года. «Почитание» памяти с устроением гробницы над могилою и написанием иконы началось еще при жизни учеников преподобного. 1472 За " почи- —223— танием», вероятно, скоро последовало и местное празднование. 72 . Михей, ученик преп. Сергия Радонежского, скончавшийся 6-го Мая 1385-го года. О начале местного празднования ему в Троицкой Сергиевой Лавре ничего не может быть сказано. Судя по тому, что канон ему читается в Лаврской рукописи лишь исхода XVIII века 1473 , нельзя думать, чтобы установление празднования было очень давнее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010