Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним († 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV-XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября» 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

На день памяти свв. Бориса и Глеба положены чтения из истории их мученической кончины, под заглавием: От Бытья чтенье. Первое чтение нач. Братья, в бедах пособии бывайте. Сего ради рожаеться муж безумен в свет зол. Второе: Слышав Ярослав, яко отец его умре, а Святополк сел в Киеве. Третье: Стенам твоим, Вышегороде, устроих стража весь день и всю нощь. Сии чтения (напечатанные в Полном Собрании русс. летоп. в приложении к т. 1 стр. 252–254) полагались в службе свв. Борису и Глебу до XVII века, впрочем, в XV и XVI в. в некоторых церквах возглашались паремии и из свящ. Писания, как увидим далее. 5. (1998.) Евангелие (апракос), расположенное по дням, начиная с пасхи, устав. в два столбца, XIV века, в лист, 164 листа, заглавная заставка фигурная. Содержит: л. 1. Чтения от пасхи до великого поста на все дни, – те же, какие назначены и ныне. л. 122 об. Чтения на субботние и воскресные дни св. четыредесятницы и на все дни страстной седмицы. В неделю 1-ю поста вместо воспоминания Православия положена память св. Пророк Моисея и Арона и прочих, а в великий пяток вечернее евангелие положено на литургии. л. 155 об. Одинадцать евангелий воскресных утренних и чтения по месяцеслову. Из последних, за утратою листов, остаются за сентябрь до 20 числа, ноябрь с 10 до декабря 21 и января в неделю пред Просвещением 6 и 7 числа. В заглавии сентября 10 сказано: Поклоненье честному древу. Отдел II. Толкование Св. Писания 6. (2031.) Апокалипсис толковый Андрея кесарийского , полууст. небрежный, в скоропись переходящий, XV века, в осьмую долю, 120 листов. л. 1 об. Главы явленые еже в Патме Апокалибеи Иоану евагелисту. Число глав, показанное на поле, при переплете отрезано. л. 5. Заглавие предисловия толкователя: Святого Андрея архиепископа Кесарии каподокыйскыя. С обор. л. 7 начинается самый текст с толкованием после каждого стиха. л. 118. Мелкие отрывки духовного содержания, без начала и конца; к книге не относятся. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Апокалипсис келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Симон Азарьин, любознательный старец, в мире Савва Леоньтев, прозвище Булат, в 1624 г. пострижен в монашество, в 1630–1633 был строителем Алатырского монастыря, в 1634–1646 казначеем, в 1646–1653 гг. келарем Т. Сергиева монастыря; скончался схимонахом, кажется, в 1665 году. Отдел III. Отцы Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Древнерусский текст «Заповеди юным инокам» был напечатан К.И.Невоструевым Архиепископ Филарет (Гумилевский) помещает его в переводе на русский язык в житии преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, по рукописям XIII и XIV веков, с некоторыми разночтениями август, 25–27]. В подстрочных выносках к «Житию преподобного Антония Римлянина» архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает: «В обиходе «Завету монаху» предшествует «молебный канон Кирилла грешнаго», святителя Кирилла Туровского . Это указывает на то, что завет принадлежит святителю Кириллу и может быть прислан был в Антониеву обитель самим Кириллом» август, 327]. Это замечание по справедливости было подвергнуто сомнению авторитетным исследователем истории Русской Церкви митрополитом Макарием (Булгаковым) , отметившим, что формальное расположение текстов не может служить достаточным основанием для подобного рода заключений 513]. Однако владыка Макарий признает возможность атрибуции святителю Кириллу некоторых безымянных памятников древнерусской книжности, например, поучения «О подвизе иночьского жития», напечатанного тем же К.И.Невоструевым 513]. Издатель не только высказал предположение, но и привел аргументы, основанные на сравнении выражений данного поучения с изданными К.Калайдовичем трудами святителя Кирилла Туровского . Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Обзоре русской духовной литературы» с некоторой горечью заметил, что в публикациях о святителе Кирилле Туровском нередко помещается материал «tritum pertritum» 37]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внимательнее отнестись к научным изысканиям и предположениям, и, даже если они далеко не всегда находят научное подтверждение, указывать на их существование в истории. Поэтому гипотезы архиепископа Филарета (Гумилевского) и К.И.Невоструева ждут своего широкого научно-критического освещения, и обязательно в справочно-библиографических изданиях, посвященных творениям святителя Кирилла Туровского .     Библиография 1 . – Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Декабрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1910. Память архиепископа Филарета–1 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Для настоящей темы важна датировка упоминавшегося выше старейшего списка памятника (РГБ, ф. 304/1, собр. Троице-Сергиевой лавры), 745). Р.Д. Босли обнаружил аналог 1424 г. филиграни его бумаги и указал на идентичность почерков того же списка и рукописи 1428/29 г. В результате он отнёс этот список к 1420 г. 216 . Но, исходя из тех же аргументов, правильнее его датировать 1420 годами. Как видим, датировка Жития в работах исследователей колеблется в пределах от конца XIII до начала XV в. И ни одна из этих версий не была надёжно доказана или полностью опровергнута. Переходя к непосредственному рассмотрению поставленного вопроса, можно сказать, что у нас для его решения пока имеется лишь один, более или менее, надёжно установленный факт: Житие уже существовало в 1420 годах. Это будет отправным пунктом последующих рассуждений. Старейший список службы Игнатию, содержится в пергаменной минее 217 , которую до недавнего времени датировали второй половиной XIV в. 218 , но А.А. Турилов считает, что эта рукопись создана лишь в начале XV в. 219 . В данной службе содержатся пересказы эпизодов Жития 220 . Следовательно, оно существовало в начале XV в. Далее проверим, действительно ли, как считает Р.Д. Босли, Житие и Симеоновская летопись текстуально совпадают. Наше сопоставление этих произведений показало следующее. В Житии действительно есть один фрагмент, который близок только одному фрагменту данной летописи. Ниже для сравнения приведены соответствующие отрывки из упомянутой летописи и из двух старейших списков Жития, научного издания которого пока не существует. Симеоновская летопись 221 Житие Игнатия Ростовского Toe же зимы въ Филипово говино преставися князь Глб Василковичь Ростовскии Егда же изволи Богъ преставити его отъ житья сего, тихо и кротко испусти душу и приложися к отцамъ и ддомъ и праддам своимъ, поболе 7 дней, но въ 8 преставися, месяца Декабря въ 13, на память святого мученика Еустратиа и дружины его. Слышавшие же смерть его все люди града Ростова стекошася на дворъ его, велиции и малии плачемъ великимъ плакаху по немъ, убозии, яко кормителя, вдовици и сироты яко заступника и подателя, бояре же и слуги, яко господина оставше. Епископъ же Игнатии съ игумены и съ попы, и диаконы, и черноризци идоша на двор его и взяше тло его, и принесе въ соборную церковь святую Богородицю въ Ростове, и пвше над ним, положиша честно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх Кирилл. Оптимизм по-христиански. Из слова после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя в Москве, 1 мая 2016 года. Заголовок дан редакцией//Фома. - - декабрь 2017. – С.35. – (раздел « Вера »).    Школа «Фомы». Именины:   Андрей . [Иллюстрированная информация: Значение имени. Андрей - имя греческого происхождения. Переводится как «мужественный», «храбрый; Дни памяти : 13 декабря – день памяти святого апостола Андрея; Апостол Андрей Первозванный (I век после Р. Х.). Подготовил Тихон Сысоев ; Известные святые с именем Андрей : Святитель Андрей, архиепископ Критский (ок. 660-740). Священномученик Андрей (Воскресенский) (1884-1937); Известные люди с именем Андрей : Андрей Платонов (1899-1951), писатель; Интересные факты. Ил.: Икона апостола Андрея Первозванного; Призвание апостолов Андрея и Петра. Дуччо ди Буонинсенья. XIV век; Патры, Греция. Фото Guillaume Piolle/Wikimedia Commons/CC BY 3.0; Архиепископ Критский Андрей. Икона; Священномученик Андрей (Воскресенский), Андрей Платонов – фото; Андреевский флаг Российского Военно-морского флота. Андрей Болконский (кадр из кинофильма «Война и мир» по роману Льва Толстого, реж. С. Бондарчук); Принесение креста апостола Андрея Первозванного в Россию в 2013 году. Фото//Фома. - – декабрь 2017. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Емилиан (Киреев) 1903–26.12.1941 . Фото 30-х гг.: священник Емельян Киреев с семьей и прихожанами//Фома. - – декабрь 2017. – С.38-41 . – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Емилиан родился 31 июня 1903 года в селе Большие Кузьминки Ардатовского уезда Тамбовской губернии последним, шестым ребенком в бедной крестьянской семье Алексея и Анисии Киреевых.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-176...

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Прп. Николай, архиепископ Солунский. 30 ноября - свт. Александр, епископ Мифимнский, чудотворец. Согласно преданию, участвовал в Первом Вселенском Соборе. Среди подвижников благочестия он был «образцом мудрости, столпом монашества». Гробница с его мощами находится в Лафионе, в руинах старинного монастыря. 1 декабря - свт. Феоклит, архиепископ Лакедемонский, чудотворец. Подвизался в VIII в. 3 декабря - мч. Ангелис Аргосский. Пострадал на острове Хиос в 1813 г. 4 декабря - свщм. Серафим, епископ Фанарийский и Неохорийский. Пострадал в Фанарии в 1601 г., во время восстания Дионисия Скилософа. На месте мученичества св. Серафима находится прекрасный храм. В храме сохраняется камень, которым святой в момент своей мученической кончины был поражен в грудь и живот. Честные мощи его находятся в монастыре Коронис. 7 декабря - прп. Герасим Эвбейский, родом из Клазомен Малоазийских, ученик прп. Григория, основателя обители Григориат на Афоне (XIV в.). Память прп. Герасима совершается в этом монастыре, в храме свт. Николая, в тот же день, что и память основателя монастыря. 11 декабря - прп. Леонтий Монемвасийский. 12 декабря - свт. Иоанн, епископ Зихнский (в монашестве Иоаким). Он был племянником Иоанникия, основателя и игумена обители Иоанна Предтечи (Серрский монастырь) на горе Меникии. Св. Иоаким также был монахом этого монастыря. Слава о его добродетельной жизни начала распространятся еще при жизни подвижника. Уступая просьбам жителей Зихны, св. Иоаким в 1288 г. согласился стать епископом Зихнской епархии. Незадолго до своей кончины он ушел с епископской кафедры и возвратился в монастырь, о котором ревностно заботился в течение всей своей жизни. О процветании монастыря особенно заботились также император Андроник III Палеолог, король Сербский Душан и другие владетели, которые почитали обитель за благочестие ее иноков. Свт. Иоаким принял в монастыре великую схиму с именем Иоанн. Он отшел ко Господу в 1333 г. Свт. Иоанн был канонизирован в 1505 г. при Патриархе Пахомии, который был родом из Зихны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

О. И. умер «в черньцехъ и въ скиме» в среду Страстной недели, на память мц. Фотины Самаряныни, и был похоронен «оу святаго Спаса» в Рязани (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475). В тексте Лаврентьевской летописи допущена ошибка в месяце смерти князя (май вместо марта; Пасха в 1258 праздновалась 24 марта; память Фотины Самаряныни празднуется 20 марта, см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 296), в нек-рых поздних летописцах встречается и др. ошибка в дате смерти О. И.- «декабря 20 день» (см., напр.: ПСРЛ. Т. 30. С. 92). Почитание О. И. почитался в Рязанском княжестве с 1258 г. как представитель местной династии. Он являлся фактическим родоначальником династий вел. князей Рязанских (угасла в кон. 1-й трети XVI в.), великих и удельных пронских князей (в сер. XV - XVII в. проживали как в Русском гос-ве, так и в Литовском вел. княжестве). С посл. трети XIII в. основное поминание О. И. проходило в Спасском соборе в Рязани, а со 2-й четв. XIV в.- в Успенском соборе Переяславля-Рязанского (ныне Рязань). Помимо династических соборов и мон-рей почитание О. И. происходило во владычных церквах и обителях. По-видимому, перед смертью князь сделал щедрые вклады в пользу епископской кафедры и кафедрального Борисоглебского собора. Согласно выписи из включенной в неизвестную правую грамоту жалованной данной, тарханной и несудимой грамоты вел. кн. Рязанского Михаила Ярославича епископу Рязанскому Стефану на земли, «тянувшие» к владычному с. Столпцы у р. Прони (ныне Старожиловский р-н Рязанской обл.), это владение являлось «куплей первых владык», к-рую дали ему «деди и прадеди» вел. кн. Михаила Ярославича (АСЭИ. Т. 3. 309. С. 339), а прямым прадедом князя по муж. линии был именно О. И. На протяжении XIV - нач. XVI в. формировалось устойчивое ошибочное отождествление О. И. с кн. Олегом Игоревичем Красным, которое в XIX-XX вв. получило поддержку в историографии, прежде всего литературоведческой. После образования Русского государства и окончательного присоединения к нему Рязанского вел. княжества (1521) имя О. И. было включено для поминания в состав царского синодика (РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 2 об., список 2-й пол. XVI в.; см. также: Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV в.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 122. Прил.). В февр. 1557 г. в К-поль вместе с миссией митрополита Евгрипского и Кизического Иоасафа и архим. Феодорита из суздальского Спасо-Евфимиева мужского мон-ря патриарху Константинопольскому Иоасафу II был отправлен список его текста, в к-рый включили и имя О. И. (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400, 423).

http://pravenc.ru/text/2578291.html

Явление Девпетерувской иконы Пресвятой Богородицы (29 февраля). 1392, 26 декабря Явление Барловской иконы Пресвятой Богородицы «Блаженное Чрево» (26 декабря). Прп. Арсений († 1447, память 12 июня) принес в благословение с Афона Коневскую икону Пресвятой Богородицы (10 июля). Явление Пресвятой Богородицы прп. Кириллу († 1427, память 9 июня), когда он жил в московском Симоновом монастыре, с повелением идти на Белоозеро и основать там обитель. Прп. Кирилл принес в основанную им обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы свою келейную Смоленскую икону Пресвятой Богородицы. 1395, 15–26 августа Перенесение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы из Владимира в Москву и заступничество Пресвятой Богородицы за Русскую землю при нашествии войск Тамерлана (26 августа). Заступничество Пресвятой Богородицы за г. Великий Устюг чрез Ее икону «Одигитрия» при разбойном нападении новгородцев (поражение слепотою, корчами и ломотою святотатцев и разбойников) (28 июля). XIV-XV вв. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Свенскую-Печерскую икону за брянский Свенский монастырь при нашествии иноплеменников (3 мая). Прп. Дионисий Глушицкий († 1437, память 1 июня) написал икону в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Явление Молченской иконы Пресвятой Богородицы близ Путивля (18 сентября). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Владимирскую икону за Москву при нашествии войска хана Едигея в отсутствие великого князя и митрополита. Прославление Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение во время пожара в Ростове) (15 августа). Явление и прославление (исцеления) Колочской иконы Пресвятой Богородицы близ Можайска (8 июля). Сохранение от пламени и изрубления Двинской иконы Пресвятой Богородицы в д. Цыгломине Архангельской епархии при нападении норвежцев (25 ноября). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Чирскую-Псковскую икону (истечение слез) за г. Псков при моровой язве (16 июля). Явление иконы Пресвятой Богородицы «Призри на смирение» (Псковской) (16 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Затем селом владел его сын, капитан Фёдор Иванович Дурново. Он в 1702 г. построил новую деревянную церковь Михаила Архангела, которая и была в 1703 г. освящена строителем Лукиановой пустыни иеромонахом Моисеем. В 1805 г. она сгорела, но иконы и утварь успели спасти. В это время селом владел капитан Иван Иванович Супонев. По свидетельству священника годуновской церкви о. Василия Новгородского, близкого к тому времени по поступлении на место, Иван Иванович особенно чтил память святителя Иннокентия Иркутского. Супонев давно страдал какой-то не поддававшейся излечению болезнью и, убедившись в безуспешности всех врачебных пособий, с горячей мольбой обратился к Богу. В то время по всей России была молва о новопрославленном чудотворце, святителе Иркутском Иннокентии (скончался в 1731 г., мощи обретены в 1764 г., 1 декабря 1804 г. указом Святейшего Синода установлено праздновать память святителя Иннокентия 26 ноября, а в 1805 г., 16 февраля, его мощи были перенесены в соборную церковь обители, в которой потом почивали более 100 лет). С верой в промысл Божий больной Супонев отправился в дальний путь, спеша ко дню перенесения мощей святителя. Прибыв, молясь Милосердному Богу и Его угоднику и облобызав мощи, больной получил облегчение, а затем и совершенное исцеление от недуга. В благодарную память об этом он приобрёл точную копию иконы святителя для молитвенного напутствия, а возвратясь в Годуново, пожелал на свои средства построить храм и устроить в нём придел Святителя Иннокентия. Немедля он испросил благословение преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского, который в грамоте от 24 марта 1806 г. благословил «вместо сгоревшей деревянной Архистратига Михаила церкви устроить вновь каменную в то же именование с приделом Святителя Иннокентия церковь на удобном месте». Супонев выстроил кирпичный завод, в котором по его приказу сначала работали только крестьяне его с. Годунова и вытребованные из других его имений в прочих уездах: мяли глину, делали кирпичи. Когда же были вырыты рвы под фундамент, то крестьяне и других селений прихода приняли участие в трудах, помогая скорейшему созданию храма. Супонев доставлял необходимые для постройки материалы. Он же пожертвовал в строящийся храм свою святыню, им вывезенную из Сибири и украшенную серебряной ризой с таковым же позлащенным венцом, - икону святителя Иннокентия Иркутского. Иван Иванович Супонев вскоре скончался, не дожив до совершения начатого им дела, но строительство не замедлилось. Каменный придел был построен в 1809 г. и в том же году (8 ноября) освящён. Это был первый в европейской России храм Святителя Иркутского Иннокентия. Главный храм (во имя Архангела Михаила) тогда же был достроен и покрыт одновременно с приделом, но внутренняя отделка и возведение каменной колокольни, по бедности прихожан, затянулись, и церковь Архангела Михаила была освящена только 16 мая 1819 г. Супоневы - древний дворянский род (известен с XIV в.).

http://sobory.ru/article/?object=06593

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010