Во время ежегодного пасхального паломничества в Иерусалим двенадцатилетний Иисус отстает от родителей, и они замечают, что Его с ними нет, но думают, что Он пошел с другой группой. Однако к вечеру им пришлось возвратиться и искать Его в городе. Мальчика нашли в храме, среди учителей; Он слушал, задавал вопросы и Сам говорил, - на удивление разумны были и вопросы, и ответы. Последовал диалог, который для нас не до конца понятен. Богоматерь спрашивает: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя». Это несомненно упрек, но вот каков ответ: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит отцу Моему?». Здесь мы находим слова 12-летнего Христа. Ни в одном Евангелии столь «раннее» Его высказывание больше не засвидетельствовано. И прежде всего обращает на себя внимание то, что это - речения в храме, в «доме Отца». И последние общедоступные беседы Христос проводил тоже в храме. Таким образом получается, что в земной жизни Сына Божия храм, дом Божий,                                   образует своего рода пространственную границу. Кажется, это просто, но если вдуматься... Благовещение Пресвятой Богородицы  XIV век Что же касается содержания краткого диалога, приведенного выше, то нам следует исходить из того, что на Востоке и поныне сын освобожден от послушания матери. Это не мешает восточным мальчикам, юношам, да и взрослым мужчинам уважать своих матерей и прислушиваться к их мнению... но по любви, а не по обязанности. Так что если кому-то кажется, что отрок Иисус недостаточно почтителен с Матерью, то это не так. Заметим еще, что в словах Богородицы на первом месте - Ее забота об Иосифе, Ее огорчение по поводу его скорби. Представим себе это - и такая глубокая взаимная любовь в семье откроется нам через эти немногие слова! А собственно слова Иисуса показывают, что Он прекрасно осознаёт Себя как Сына Божия и знает, что и Его родителям это известно. Тем самым Его слова - это призыв к полной искренности, к «последней прямоте», которая, кстати сказать, так свойственна подросткам. 

http://foma.ru/evangelie-ot-luki-nachalo...

Праведная жизнь во Христе – это всегда жизнь наперекор миру, его страстям и законам. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15: 19). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Мир требует, чтобы все думали и хотели только так, как думает и хочет мир. Мир не терпит, мир не позволяет, чтобы кто-нибудь думал и хотел иное, чем думает и хочет мир. Мир требует, чтобы все подчинялись тому, что исповедует мир, чтобы все думали так, как думает большинство, отвергшее Христа…» Но люди, называемые на Руси «юродивыми во Христе», сей подвиг иной, инаковой жизни возводят до предела. Возлюбив Господа, они всем своим существом стремятся следовать Тому, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2: 7–8). Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1: 21). Юродивых, прославленных в лике святых, Православная Церковь знает совсем немного. Греческая Церковь чтит всего шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный и Симеон Эмесский. На Руси их немногим больше. Георгий Петрович Федотов в книге «Святые древней Руси» приводит такие цифры: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV век – 4; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7». В честь победы над нами? Покров Божией Матери Русский народ удивительным образом умеет сделать «своими» явления или людей, прямо его не касающихся (это лишний раз доказывает: в русской душе нет засилья национализма). Самый яркий пример тому – всенародное почитание архиепископа города Мира византийской провинции Ликия Николая, жившего в IV веке. Этот святой воспринимается едва ли не как самый «наш». И если иной богобоязненной старушке дерзнуть сказать, что Никола угодник – совсем не русский, жил он далеко и задолго до появления на свет русского народа, то, пожалуй, она даже наложит на тебя свою «епитимью».

http://pravoslavie.ru/93985.html

Изображение принадлежит кисти Иеронима Косидо, Испания, Наварра Зато изображение «Троица Новозаветная» встречается часто, хотя в нем присутствует другая крайность — разделение Сущности Божества. Наиболее известная икона данного канона — «Отечество» новогородской школы (XIV век). На троне восседает Отец в виде седовласого старца, на коленях у него — Отрок Иисус, держащий круг с изображением Святого Духа в виде голубя. Вокруг престола — серафимы и херувимы, ближе к раме — святые. Не менее распространено изображение Новозаветной Троицы в виде Старца-Отца, по правую руку — Христа-Царя (либо Христа, держащего Крест), а в середине — Святого Духа также в виде голубя. XVII в., Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева Как появился канон «Новозаветной Троицы», если изображение Бога Отца, Которого никто не видел, соборно запрещено? Ответ прост: по ошибке. В книге пророка Даниила упоминается Ветхий Денми — Бог: Воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна. (Дан.7:9). Существовало мнение, что Даниил видел Отца. На самом деле, точно так же апостол Иоанн видел Христа: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег… (Откр.1:12-14). Изображение «Ветхий денми» существует само по себе, но является образом Спасителя, а не Троицы. Например, на фреске Дионисия в Ферапонтовом монастыре хорошо виден нимб с Крестом, с которым всегда изображается Спаситель. Богородица на изображениях Троицы Из Католической церкви пришли еще два интересных изображения «Новозаветной Троицы». Употребляются они редко, но также заслуживают внимания. «Поклонение Святой Троице» Альбрехта Дюрера (картина хранится в венском музее истории искусств): в верхней части композиции изображен Отец, под Ним — Христос на Кресте, а над ними — Дух как голубь. Поклонение Троице оказывает Церковь Небесная (ангелы и все святые с Божией Матерью) и Земная — носители светской (император) и церковной (папа) власти, священники и миряне.

http://pravmir.ru/10-ikon-svyatoj-troicy...

" Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости, и не ниспослал свыше Святого Духа« (Прем. Солом. IX, 17). 154. В чем ипостасное свойство Святого Духа, которым Он отличен от Отца и от Сына? Личное свойство Святого Духа в том, что Он предвечно исходит от Отца, как личное Свойство Сына – предвечное рождение от Отца. Исхождение непостижимо умозрению, но эта истина ощутима в духовном созерцании. 155. Как особо возвышен Святой Дух в проповеди Иисуса Христа? " Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения во-век, но подлежит он вечному осуждению» ( Mk. III, 28, 29 ). Хула на Духа есть озлобленное отвержение голоса совести, что не простится человеку, если он останется в таком нераскаянном ожесточенин. 156. Что обозначает наименование Святого Духа – Утешителем? По свойству нашей души быть утешенным в горе – всегда является желанным исходом, необходимым концом. Изречения Плача Иеремии сетуют, что нет утешения. То-же выражают псалмы 72-й и 118-й. Это-же высказано у Екклезиаста: «И обратился я и увидел всякия угнетены . . . и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нит» ( Ekk. IV, 1 ). Но Спаситель говорил в прощальной беседе с учениками – об Утешителе, имея в виду не разлуку Свою с ними, но раскрывая особую силу Святого Духа . Господь убеждал их в том, что близость к ним Святого Духа станет более существенной, чем дальнейшее Христово пребывание с ними: »Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам« ( Uoah. XVI, 7 ). Утешитель, по гречески «параклитос», по еврейски «менахем», обозначает – нравственное удовлетворение; наприм.: «о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими» ( Uc. I, 24 ). Утешение от Святого Духа заключается в том, что Он таинственно подает страдающим за веру во Христа, гонимым за истину и скорбящим за Божие дело, внутреннее удовлетворение, даже необычную радость, как некую духовную победу. После Христовых слов : »И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя ...« (Иоан. XIV, 16) дальнейшая прощальная беседа выясняет, что другой Утешитель, могущественно изменяющий в человеке чувство уничижения на внутреннюю радость, должен быть для этого сильным не менее, чем Христос. Тогда, это не безличная сила Божия, но – Божественное Лицо, отличное от Отца и от Сына, это – Дух Святой, третия Ипостась Пресвятой Троицы. Такое внутреннее озарение в страданиях присуще только христианам, которые всегда так славно одолевали своих гонителей этой силой Утешителя. »Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми – Он хулится, а вами прославляется« ( 1Nem. IV, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Еще более бойтесь и берегитесь, когда дьявол или развращенный человек внушает вам, под разными хитростями, изворотами умствований с обольстительными приманками для вашей чувственности и страстей, мысли против правды и закона Божия: они смертоноснее и опаснее змеиного яда; бегите от них под сень церкви, или бейте их словом Божиим. Вам отвратительна пресмыкающаяся жаба. Пусть же она вам напоминает, что так же отвратительны те люди, которые как лягушки валяются в тине невежества, страстей и пороков, и жизнь которых проходит в одном насыщении чем-либо своего чрева, и которые в ленивом бездействии ума не только не размышляют о путях Божиих, свете жизни и о просвещении души, но не думают ни об опрятности, ни об удобствах жизни. Вы гнушаетесь пауком! Помните ж, что так же гнусен тот человек, который данный ему Богом разум употребляет на уготовление сетей и ковов в погибели ближнего. А не то те же жаба и паук станут пред Господом вашими обличителями и скажут: «вы гнушались нами, а в сущности вы были такими же, как мы, только мы были такими по воле Творца для вашего вразумления, а вы, несмотря на то, стали такими по своей развращенной воле». И сколько явится таких обличителей, и как безответны мы явимся пред своим Творцом, когда на страшном Его суде будем говорить: «мы не видели в мире ни премудрости, ни благости Творца, мы не слышали законов Его, мы не знали Его воли, или: мы знали, да не могли соблюсти заповедей Его». XIV. Псалмы 28 и 103, и ода: Бог Воздайте же Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Егο. Глас Господень над водами; Бог слаы возгремел, Господь над водами многими. Глас Господень силен; Глас Господа величествен. Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские и заставляет их скакать, подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу. Глас Господа высекает пламень огня. Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес. Глас Господа разрешает от бремени ланей, и обнажает леса; и во храме Егο все возвещает ο Его славе. Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем во век. Господь даст силу народу Своему; Господь благословит народ Свой миром. (Пс . 28:1–11).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Почти то же повторяет Матфей Властарь (Синтагма, литера К, гл. В), и такое же объяснение дает нам в начале XIV века Матфей Ангел Панарет Николай Кавасила переходит уже к чистому символизму. Для него " теплота " есть аллегория схождения Духа Святаго на Церковь Симеон Солунский (XV век) говорит: " Теплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим (ζωοποιν) и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа " То же он повторяет и в ответ на 58-й вопрос епископу Пентапольскому Гавриилу. Как мы видели, в последующих кодексах формула благословения теплоты меняется. Вместо " теплота Святаго Духа " устанавливается " Теплота веры исполнь Духа Святаго " . Тем не менее этот оригинальный литургический обычай свидетельствует об учении Церкви о нетленности Тела Господа. P. Lagrange. «Un eveque syrien du V s». in: «Melanges d’histoire religieuse». Paris, 1915, p. Grondijs, op. cit., pp. 83-87, 96. LEW, p. 341. А. Дмитриевский. «Описание литург. рукописей», т. II, стр. 170. Ibid., стр. 150. Ibid., 262. Ibid., 612. Ibid., 475. Ibid., 817. Op. cit., p. 57. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. «Святый Грааль» в: «Путь», N 32, 1932, стр. 4. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. M. P. Gr. T. 119, col. 667; 126, col. 61. Grondijs, op. cit., pp. 118-119. Grondijs. op. cit., pp. 81-82. Grondijs, op. cit., pp. 123-124. M. P. Gr. T. 150, col. 449 D - 452 A. Expositio de divino Templo, cap. 94. Причащение Одной из самых любопытных подробностей византийского чина литургии является вливание " теплоты " , т.е. горячей воды, после раздробления Агнца и вложения частицы IC в Потир, т.е. после освящения Даров. Это действие интересно по разным причинам. Во-первых, эта подробность есть достояние одного только византийского чина, неповторяющаяся более ни в одной другой части христианского мира. Во-вторых, это явление вошло в литургию сравнительно поздно и, во всяком случае, не сразу и не всюду принято было с одинаковым единодушием. В-третьих, толкование этого акта разными литургистами древности не вполне согласованно. Это действие представляет собой настолько значительный момент не только в литургическом обиходе, но и в литургическом богословии, что оно заслуживает полного внимания исследователя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

  34. Библейские тексты о непогрешаемости церкви    И Я говорю (говорит И. Христос) тебе: (ап. Петру) ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф. XVI:18).    Сие пищу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принять верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. III:14 – 16).    Ибо Ему (И. Христу) надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. XV:25).    И Я (И. Христос) умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлеть Отец во имя Мое, научить вас всему, и напомнить вам все, что Я говорил вам (Иоан. XIV:16 – 26).   35. Изречение св. отцов церкви о непогрешимости церкви 1. Св. Феофил Антиохийский: „для мореходцев Бог назначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал Святые церкви, в которых соблюдается учение истины“ („Ad Aumol». lib. XI, сар. 14).2. Св. Киприан, еп. карфагенский: „истинная, спасительная и святая вода церкви (так называет св. отец ее учение) не может измениться и повредиться, как и сама церковь неповрежденна, чиста и целомудренна“; и в другом месте: „те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но церковь, которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадает от Него“ („Cyprian. Epism. LXXIII ad Jubaianum ет Epism. LV“).3. Св. Кирилл Иерусалимский: („церковь) без всякого повреждения преподает все догматы, которые нужно знать людям» („Сатнесн.» XVIII, n. 23).4. Блаж. Августин: „церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утвержение истины‘‘ („In verba 1 ad Timomh. III, 14“).5. Св. Кирилл Александрийский: „церковь непреоборима совершенно, имея Христа основанием и непоколебимою опорою“ („In lib. IV, Ог. 2, Conf. in Sophon n, ХХ“).6. Посему-то и „мы (скажем словами святейших патриархов восточных) не только убеждены, но и несомненно исповедует, как твердую истину, что кафолическая (а не частная какая-либо) церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» („Посл. о прав. вере“, чл. 12; сн. „Введение в православное Богословие“ – Макария, 1847 г., стр. 530, 531, 532, 535 и 543).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Христос пребывает на небе до времен совершения всего: Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века (Деян. III:21).    Его второе пришествие произойдет таким же образом: и сказали (ангелы): мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. I:11) . – Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснуть прежде (1 Сол. IV:16).   5. О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца    (Из твор. св. I. Златоуста)    Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (Пс. CIX,1). Для чего Господь говорит Христу седеть одесную Его? Для того, чтобы показать, что Он имеет с Ним и равную честь, и равную власть, а отнюдь не низшию; ибо слуги не сидят пред господином, но предстоят пред ним. Седение есть признак владычественного достоинства и власти, также как предстояние показывает подчиненное и служебное существо. Посему то и пророк Даниил говорит: зрях дондеже престолы поставившася и Ветхий деньми седе.... престол Его пламень огненный, река огненная течаше исходящи пред ним, тысяща тысящ служаху Ему и тьмы тем предстояху Ему (Дан. VII:9 10). Равным образом, пророк Исаия говорит: видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне и серафимы стояху окрест Его, шесть крыл единому и шест крыл другому, и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема же летаху и взываху друг ко другу и глаголаху; свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его (Ис. VI:1, 2, 3). Пророк Михей свидетельствует тоже: Видех, говорит он, Господа Бога Израилева, седящего на престоле своем, и все воинство небесное стояше окрест Его, одесную Его и ошуюю Его (3 Цар. XXII:19).    Итак, везде в Писании ты находишь, что умные силы небесные предстоят, а Господь восседит. Посему, когда слышишь, что и Сын Божий имеет седение одесную Бога Отца, то и Его достоинство должен представлять себе не как служебное, но как господственное достоинство Владыки. Посему-то и блаженный Павел, постигая совершенно и то и другое, т. е. что предстояние свойственно существам служебным, а седение показывает повелителя и владыку, отделяет особо одно от другого и вот каким образом говорит: и ко ангелом убо глаголет: творяй ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ. К Сыну же: престол Твой Боже в век века, жезл правости жезл царствия твоего. Чрез престол, он показывает здесь ясно царственное достоинство Сына Божия. – Итак, поелику сими местани Писания явно доказывается не служебное, но царственное и владычное достоинство Сына Божия, то мы должны чтить и преклоняться пред Ним, как перед Господом нашим, равночестивым и равнопрестольным Отцу (Воскр. чт. гл. XIV, стр. 55).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   в) лишится благодати: наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией (Евр. XII:15).   10. Господь наш Иисус Христос оживляет церковь Своею благодатию    Справедливость мысли, что Господь оживляет церковь Своею Божественною благодатию, вытекает из того, что Господь И. Христос есть глава церкви: ибо если Христос есть действительно глава церкви, а она тело Его, то как же возможно, чтобы Он не проникал ее Своею силою? Мысль сия утверждается на обетовании Спасителя ниспослать на землю Всесвятого Духа, который бы пребыл в церкви во век (Иоан. XIV:16, 17) – обетовании, действительно исполнившемся в свое время (Деян. II:2).    С тех пор, этот Всесвятой Дух, Дух Христов, нисходит, во-первых, на всех христианских пастырей в таинстве священства, и облекает их силою и властию, постоянно в них обитающею (2 Тим. I:14), – учит, священнодействовать и пасти духовное стадо.    Нисходит, во-вторых, на всех верующих в таинстве крещения, где возрождает их и соделывает живыми членами таинственного тела Христова; – в таинстве миропомазания, где сообщает им силы для укрепления и постепенного возрастания в жизни духовной, а затем – и во всех прочих таинствах.    Нисходит, в-третьих, на всех верующих, пастырей и пасомых, или справедливее – постоянно почиет на них (пока они остаются того достойными) своими духовными дарами, как Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия. Дух страха Божия (Ис. XI:2, 3); постоянно приносит в них (если они не противятся) свои духовные плоды – любовь, радость, мир, долготерпение благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. V:22, 23) и все прочие добродетели.    Нисходит, наконец, на некоторых верующих в своих особенных, чрезвычайных дарованиях, и одному дает слово премудрости, другому слово разума, иному дарование исцелений, иному действия сил, иному пророчество; одному рассуждение духовное, иному роди языков, другому же сказания языков (1 Кор. XII:7 – 11).    Всего же яснее и осязательнее мы усматриваем единение Христа с церковию и со всеми ее членами в таинстве евхаристии: здесь каждый христианин преискренне приобщается плоти и крови Христовой, а с ними приемлет в себя всего Христа, и каждый после того, может сказать, по примеру апостола: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. II:20). От сего-то происходит совершенное единение верующих как со Христом – главою церкви, так и между собою: ибо все они оживляются одним и тем же Духом (1 Кор. XII, 10), живут одним и тем же Христом, и мнози суще, подлинно, едино суть тело (1 Кор. XII:12). – (Сост. по Правосл. догматич. Богосл.» митр. Макария, ч. II, стр. 305 – 306).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Всем известен первый, несчастно кончившийся, опыт построения «города и башни, высотою до небес» ( Быm. XI, 4 ), представляющий собою отчаянный порыв «земли», посредством одних только внешних усилий, достигнуть «неба». Для чего, в самом деле, первенствовать последнему, – так рассуждали тогдашние благоустроители жизни, – когда сама земля может предохранить себя от грядущих бед? (ст. 4). Заоблачная башня – вот лестница на небо, благодаря которой, само собою, постепенно, без каких-либо нравственных усилий со стороны человека, будет снисходить счастье на землю. Так рассуждали люди, но Бог «посмеялся» над ними и, смесив язык, рассеял их по земле (ст. 8). Как бы то ни было, но смелая мысль об устроении человеческого счастья одними земными средствами не забывалась людьми. Она неоднократно проявлялась в целом ряде опустошительных войн, посредством которых знаменитые полководцы стремились к образованию мировых держав. Соединенные в этих последних под одним монархом, подданные, по мысли завоевателей, должны были наслаждаться беспечальной жизнью. И все это, казалось последним, произойдет, как бы по волшебному мановению, само собой, без участия Промысла. «На небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, и буду подобен Всевышнему», – вот наиболее характерное выражение замыслов всемирных завоевателей (Иса. XIV, 13 – 14), в соответствие с которым находится другое, вышедшее из льстивых уст персидских царедворцев: «царь Дарий, во-веки живи! Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военоначальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров» ( Дah. VI, 7 ). И, действительно, таким завоевателям, как Александр Македонский, император Август, Чингис-Хан, Наполеон Бонапарт и др., мысль о всемирном владычестве предносилась в соединении с другой, – о всеобщем благоденствии их подданных. Так, например современники прославляли римского кесаря за то, что он принес на землю «золотой век», т. е., водворил рай на земле. Таким же благодетелем рода человеческого считал себя и Наполеон с др. завоевателями: настолько очаровательна военная слава, и так усердно раболепствуют люди пред вооруженной силой!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010