Русские Служебники XII–XIV вв. (XII в. ГИМ. Син. 604 (Варлаама Хутынского Слу-жебник); XIII в. РНБ. Соф. 518, 524, 525; нач. XIV в. ГИМ. Син. 605 (Антония Римлянина Служебник); XIV в. РНБ. Соф. 522, 523 и др.) по составу несколько отличаются от Служеб-ника, принятого в Русской Церкви с кон. XVII в. Формуляры литургий в Служебниках XII–XIII вв. текстуально близки византийским Евхологиям VIII–X вв. (откуда следует, что в X–XI вв. ли-тургия на Руси совершалась так же, как в XII). Служебники XIV в. приводят более сложное по-следование, зависящее от первых византийских уставов литургий XIII–XIV вв. В русских Слу-жебниках до XVI в. включительно литургии нередко записывались в архаическом порядке: сна-чала Василия Великого , затем Иоанна Златоуста (напр., XVI в. ГИМ. Син. 604; РНБ. Соф. 790), это след древней византийской практики совершения литургии свт. Василия во все празд-ники, в т. ч. и в воскресенья. По своей структуре древнерусские чины литургий, как полной, так и преждеосвященной, в основном не отличаются от принятого в наши дни в РПЦ. Отличия касаются некоторых част-ностей, не всегда маловажных. В числе таковых: 1) литургию совершали на одной, трех, четы-рех, пяти просфорах. В XI–XIV вв. на Руси в соответствии со Студийским уставом проскомисал диакон. 2) Чин литургии содержал несколько молитв, ныне не употребляющихся, напр. молитву «на любовь» (на лобзание мира), и, наоборот, некоторые молитвы современного чина отсутст-вовали, напр., не было молитв при облачении в священные одежды, не было молитвы перед Ев-ангелием и др. Некоторые молитвы литургии Василия Великого заменялись молитвами из ли-тургии ап. Иакова. 3 ) В анафору не включался тропарь 3-го часа «Господи, Иже Пресвятаго», в анафору литургии Василия Великого не включались слова «Преложив Духом Твоим Святым». 4) Отличался порядок великого входа и accessus ad altare (приближение к престолу). 5) Отли-чался порядок преломления хлеба и вливания теплоты (в рукописях XII в. вливание теплоты вовсе не указывается, в рукописях XIII–XIV вв. указывается не всегда), причащения, окончания литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

По мнению Алькена, сказание о К. является агиографическим романом, что, однако, не умаляет интереса к источнику из-за оригинальности повествования. Исследователь считает, что автором был монах, живший при ц. во имя К. в Бедане и заботившийся о ее благосостоянии. В 30 глиняных сосудах, спрятанных под основанием церкви, в действительности могли храниться сокровища, однако, чтобы отпугнуть исаврийских разбойников, к-рые в то время были широко известны своими нападениями, автор придумал историю о заточенных там демонах ( Halkin. 1935. P. 370-371). Почитание В «Хронике» Иоанна Малалы (VI в.) сохранились сведения о существовании мон-ря во имя К. в К-поле в кон. V в. ( Ioan. Malal. Chron. P. 389). В нач. 532 г. монахи этой обители помогли укрыться от властей 2 инициаторам восстания «Ника» (Ibid. P. 473). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) говорится, что недалеко от обители К. находилась ц. мц. Пелагии (SynCP. Col. 119, 659), следов., в это время мон-рь еще действовал. По мнению Р. Жанена, обитель располагалась на возвышенности Касымпаша за Золотым Рогом ( Janin. Églises et monastères. P. 283-284). Вероятно, почитание К. было распространено и в Египте, о чем свидетельствует найденная в Абу-Мине ампула (евлогия) с надписью на греч. языке: «Святой абба Конон» - и с изображением святого, стоящего в молитвенной позе рядом с амфорой, что напоминает об эпизоде заключения бесов в 30 сосудах из сказания о К. Кроме того, в Египте были обнаружены 3 лампы с аналогичным посвящением, но без к.-л. дополнительных деталей ( Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 128). О почитании К. в Сирии, возможно, свидетельствует тот факт, что буд. имп. Льва III (717-741), происходившего из Германикии (ныне Кахраманмараш), первоначально звали Конон Исавр (Κνων Ισαυρος). Основными днями памяти К. в визант. традиции являются 5 марта (напр., Paris. gr. 1617, 1071; Paris. gr. 1587, XII в.; Paris. Coislin. 309) и 6 марта (Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 513-516) и Минологий имп. Василия II (1-я четв. XI в.; MenolGraec//PG. 117. Col. 339-340)). Кроме того, его имя значится под 8 марта в Императорском Минологии, под 4 нояб.- в Минологии по рукописи. Vat. gr. 1669, а также, возможно, под 6 марта - в Палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34 - Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 173). Краткое Житие К. было включено в краткую редакцию славяно-русского нестишного Пролога под 6 марта, в пространную редакцию - под 5 марта. В XIV в. Житие К. и посвященное ему двустишие были внесены под 5 марта в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. 2012. С. 18-20). В ВМЧ под этим же числом содержится Житие из нестишного и стишного Прологов, Исаврия названа здесь Асирией, а место рождения святого - с. Видаиса (ВМЧ. Март, дни 1-11. Л. 44, 46). В зап. церковных календарях память К. не обозначена.

http://pravenc.ru/text/1841964.html

Вассы Эдесской и ее сыновей Феогния, Агапия и Писта. Храм, посвященный И., сгорел в 1908 г. В наст. время ее честная глава хранится в соборе прп. Антония Нового Веррийского в Веррии ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 196). На фресках и иконах И. представлена в монашеском одеянии с атрибутом мученичества - крестом в правой руке. Древнейшее сохранившееся изображение И. с 3 детьми находится в нартексе ц. св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.). Секенд и Секендик помещены по сторонам И., Кегор - перед матерью. Секендик изображен безбородым юношей, Кегор - ребенком, фигура Секенда сильно повреждена. На вост. стороне зап. столпа Ст. Митрополии в Веррии (1215/16-1224/25) представлены предстоящие Христу И. с одним из сыновей и апостолы Петр и Павел, к-рым посвящен кафедральный собор. Нижняя часть фрески утрачена. Древнейшая икона И., относящаяся к 3-й четв. XIV в., происходит из Веррии и в наст. время хранится в Византийском музее в Афинах. Ее иконография повторяет фреску в Кастории, но двое старших сыновей И. изображены с бородами. К поствизант. периоду относятся фрески с изображением И. в веррийских церквах свт. Николая Чудотворца (1617), св. Андрея (1720), Пресв. Богородицы Палеофоритиссы (1730). В ц. свт. Николая Чудотворца сыновья И. изображены как отроки, в ц. св. Андрея И. представлена с младшим из сыновей, в ц. Пресв. Богородицы Палеофоритиссы - одна. День памяти И. 4 сент. не встречается в визант. синаксарях. Возможно, одноименная святая, упоминаемая в греч. календарях под 25 или 26 июля, является одним лицом с И. В Синаксаре 1172 г. (Lipsiensis. R. II. 25) имеется приписка о праздновании памяти И. 9 авг. (SynCP. Col. 877). Ист.: BHG, N 2183, 2183 b; SynCP. Col. 843, 845, 877; Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Βροιας κα Ναοσης. Η σκτρια τς Βροιας σιομρτυς Ιερουσαλμ: Αϒιολοϒικ κα μνοϒραφικ κεμενα. Βροια, 1997. Σ. 37-145 [тексты]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 115. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224-225; Т. 3. С. 286; Παπαζτος Θ. Η Βροια κα ο ναο της (11ος - 18ος α.). Αθνα, 1994. Σ. 162-163, 168, 193-196, 207-208; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 213; Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Βροιας κα Ναοσης. Η σκτρια τς Βροιας σιομρτυς Ιερουσαλμ: Αϒιολοϒικ κα μνοϒραφικ κεμενα. Βροια, 1997. Σ. 1-36 [исследование]; Χαρλαμπος (Βασιλπουλος), ρχιμ. Η Αϒα Ιερουσαλμ ν Βρροια. Αθναι, 20045. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/293778.html

(архетип кон. X в.) память П. и пострадавших с ней помещена под 2 февр. Краткое сказание составлено на основе «Страстей...», однако здесь говорится, что П. происходила из африкан. г. Тубританы; вместе с Фелицитатой она была отдана на растерзание дикой корове, а затем вместе с проч. молодыми оглашенными усечена мечом по требованию толпы (SynCP. Col. 440). Второй раз П. и Сатур без сказания упоминаются в Синаксаре под 4 марта (Ibid. Col. 508). Память мучеников под 2 февр. отмечена также в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.), в кратком сказании к-рого описывается 1-е видение П., а затем говорится, что брат мученицы Динократ, как и она, находился в др. тюрьме. Во сне П. увидела, что он напился из емкости с водой, и поняла, что ее брат скончался (PG. 117. Col. 292). В нек-рых визант. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) память П. и пострадавших с ней указана под 1 февр. (SynCP. Col. 440). Прп. Никодим Святогорец также поместил в «Синаксаристе» память и заметку о святых под 1 февр. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 206-207). Под этим же числом они вошли в «Новый синаксарист» иеромон. Макария Симонопетрского ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 6. Σ. 10-13 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 493-496)). Славянское почитание Саркофаг мц. Перпетуи в ц. Нотр-Дам в Вьерзоне, Франция. XIX в. Фото: Gaetan Poix/Wikimedia Commons Саркофаг мц. Перпетуи в ц. Нотр-Дам в Вьерзоне, Франция. XIX в. Фото: Gaetan Poix/Wikimedia Commons В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., под 2 февр. содержится сказание о П. и пострадавших с ней, составленное на основе заметки из Синаксаря К-польской ц. (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 704-707). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., поминовение мучеников смещено на 1 февр., т. к. на 2 февр. приходится праздник Сретения Господня ( Петков, Спасова. Стиш.

http://pravenc.ru/text/2580044.html

СПб., 2009. Вып. 2: Богословие Церкви эпохи Вселенских Соборов в трудах рус. ученых (CD-Rom). В визант. Синаксарях память И. З. помещена под 14 сент. (с указанием, что это день его кончины); имеется отсылка к основному празднованию - 13 нояб.: торжество было перенесено на это число из-за совпадения с праздником Воздвижения Честного Креста Господня (SynCP. Col. 46). Под 13 нояб. в Синаксаре К-польской ц. помещено краткое жизнеописание И. З., объяснение, почему память перемещена на эту дату, и иконографический подлинник (Ibid. Col. 218-219). В разных визант. Синаксарях сказания различаются по содержанию и степени подробности, но в целом все имеют общую основу: сведения древних церковных историков (Сократ, Созомен, Феодорит Кирский) и ранних агиографов (Палладий, Георгий Александрийский). В Типиконе Великой ц. под 13 нояб. помещено последование И. З.; в Синаксаре при Типиконе указано, что это день изгнания И. З. из К-поля (что расходится с датой, указанной Сократом - 20 июня: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 18). Следующая дата, указанная в Синаксаре К-польской ц. как день хиротонии И. З. во епископа К-польского,- 15 дек. (SynCP. Col. 312-313). 27 янв. значится как день перенесения мощей И. З. (Ibid. Col. 425). Эта дата праздновалась в К-поле с не меньшей торжественностью, чем 13 нояб. В Типиконе Великой ц. под 27 янв. указан собор (синаксис) И. З. с крестным ходом от Великой ц. к ц. ап. Фомы в квартале Амантия (ν τος Αμαντου) и далее к ц. св. Апостолов ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 213-215). Служба 13 нояб. тождественна службе 27 янв., но маршрут крестного хода 13 нояб. указан другой: от Великой ц. до Форума и далее к ц. св. Апостолов (Ibid. P. 99-101). День памяти Трех святителей: И. З., Василия Великого и Григория Богослова (30 янв.) - был установлен в 1084 г. (имеется т. зр., что это произошло в сер. XI в.), во 2-й пол. XI в. Евхаитский митр. Иоанн Мавропод составил на этот праздник 2 канона (о датировках см.: Никифорова А. Ю. К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника//КВНФ. 2000. Вып. 1. С. 81-88). Имп. Мануил I Комнин в сер. XII в. постановил считать 13 нояб. праздничным днем, предписав воздерживаться в этот день от всех занятий (ActaSS. Sept. T. 4. P. 691).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Дата памяти П.- 4 окт., под к-рой его Мученичество помещено в груз. Минологии, засвидетельствована и в визант. традиции. Под этим числом краткое сказание о П. приводится в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.; SynCP. Col. 105-106); в нем уточняется, что П. был поставлен во иереи митрополитом Бостры, очевидно уже после того, как стал вести уединенный образ жизни. В сказании из имп. Василия II Минология (1-я четв. XI в.) под тем же числом (PG. 117. Col. 85) П. назван епископом Капитолиады; описание его истязаний в целом соответствует повествованию Мученичества, но исторический контекст изменен: П., согласно Минологию, был обращен в христианство вместе с семьей из язычества и пострадал от идолопоклонников (на этой версии, вероятно, основана встречающаяся в лит-ре ошибочная датировка его смерти III - нач. IV в.). В нек-рых более поздних визант. Синаксарях (напр., Paris. gr. 1589, XII в.) память П. отмечена под 5 окт. (SynCP. Col. 107-108). В Палестино-грузинском календаре (Sinait. iber. 34, X в.) память П. как епископа Капитолийского указана под 23 нояб.; по мнению Ж. Гаритта , в этом сказалось влияние соседних памятей сщмч. Петра I , еп. Александрийского (25 нояб.), и Петра , патриарха Иерусалимского (26 нояб.) ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 105, 393). В слав. Стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в., сказание о П. было включено на основании сведений из Синаксаря К-польской ц. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 15). В ВМЧ митр. Макария оно было заимствовано из Минология имп. Василия (ВМЧ. Окт. Дни. 4-18. Стб. 795). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)), митр. Ростовский, внес под 4 окт. в «Книгу житий святых» краткую заметку о П. как о преподобномученике ( Димитрий (Туптало), свт. Ростовский. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 179 об.); в совр. изложении она была незначительно расширена (ЖСв. Окт. С. 111). В 1-е издание Римского Мартиролога 1583 г. память П., очевидно, была включена дважды: под 21 февр.- как Петра Маюмского (вместе с памятью еп. Петра Дамасского на основании сообщения прп. Феофана Исповедника; Martyrologium Romanum, ad novae kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. R., 1583. P. 32-33) и под 4 окт.- как пресвитера «в Амасии у Меотидского озера» (Ibid. P. 176), что Петерс интерпретировал как искаженное «в Эмесе, мон-ре Дайр-Мимас» ( Peeters. 1940. P. 123-125). В пересмотренном издании Мартиролога 1586 г. обе памяти отсутствуют, а на 4 окт. перенесена память Петра, еп. Дамасского (MartRom. P. 433).

http://pravenc.ru/text/2580128.html

Часть честной главы И. хранится в мон-ре Хиландар на Афоне; по сведениям, собранным болландистами, частицы мощей И. находились в кафедральном соборе в Бриндизи, в ц. св. Гереона в Кёльне, в мон-ре Санто-Стефано и ц. Сан-Джованни ин Монте в Болонье. Память И. праздновалась в Византии 9 мая. В этот день, согласно Типикону Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 284) и Синаксарю К-польской ц. (SynCP. Col. 667), торжественная служба в честь пророка совершалась в ц. св. Лаврентия. В греч. стишных Синаксарях память И. отмечается также 25 янв. с указанием на местонахождение его мощей - «близ св. Лаврентия» (SynCP. Col. 423). Видимо, эта дата связана либо с перенесением мощей И. со Св. земли в К-поль, либо с днем освящения церкви, построенной в столице в честь пророка. В груз. календарях V-VIII вв., ориентированных на древнейший Иерусалимский Святогробский Типикон, празднования в честь И. встречаются значительно чаще. Они совершались в разных церквах Иерусалима: 5 мая - память И. вместе со святыми Миной и Фокой в ц. вмч. Мины, построенной Вассой, приближенной имп. Евдокии (после 444) ( Кекелидзе. Канонарь. С. 112; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 64; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 8); 9 мая - память И. вместе со св. Иоанном Предтечей, с апостолами Петром, Павлом, Иоанном Богословом, Филиппом, Фомой и др. святыми в ц. Учеников на Елеоне, построенной равноап. Еленой ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 65; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 10); 3 июня - память св. Иоанна Предтечи, И., мучеников Иулиана, Тимофея, Мавра (Мавриана) и др. в ц. мч. Иулиана на Елеоне, построенной Флавией ок. 454/5 г. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 115; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 70; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 13); 16 июня - обретение или положение мощей И. в ц. вмч. Мины ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 73; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 16); 17 июня - память пророков И. и Амоса в храме Гроба Господня ( Garitte.

http://pravenc.ru/text/674804.html

А. Е. Петров Почитание И. В правосл. Церквах И. имеет общую память с др. праотцами. В визант. синаксарях сказание о праотцах помещалось также после сказаний о святых между 16 и 20 дек. (SynCP. Col. 315 sq.). 18 дек. встречается отдельное празднование в честь 3 первых патриархов - Авраама, Исаака и И. иногда к патриархам присоединяется также прор. Давид (SynCP. Col. 321 sq.). Выделение Авраама, Исаака и И. в особую группу, имеющее основание в тексте Библии (Исх 3. 6; Мф 22. 32 и др.), характерно для Римско-католической и древних Вост. Церквей. В зап. традиции их память приходится на 3-е воскресенье адвента. В XIV-XVI вв. на Западе отмечена тенденция закрепить определенную дату (5 февр.) для празднества в честь патриархов от Авраама до сыновей Иосифа (напр., в «Перечне святых» Петра Наталиса (ActaSS. Febr. T. 1. P. 594)), однако в дальнейшем эта дата не закрепилась. В Коптской Церкви память Авраама, Исаака и И. отмечается 28 месоре (21 авг.), вероятно, потому, что раньше, как видно из копто-араб. Александрийского синаксаря, на этот день приходился канун копт. Рождества (29 месоре) (PO. T. 10. Fasc. 2. N 47. P. 208). В эфиоп. версии Александрийского синаксаря память 3 патриархов дана под 28 хамле (22 июля) (PO. T. 7. Fasc. 3. P. 438). В Маронитской Церкви она зафиксирована под 20 авг. в календаре из рукописи XVII в. (PO. T. 10. Fasc. 4. N 49. P. 353), а также 29 дек. вместе с памятью прор. Давида и прав. Иосифа Обручника ( Mariani. Col. 339). В Минологиях Сирийской яковитской Церкви память Авраама, Исаака и И. встречается 21 или 22 авг. (с памятями прор. Давида и прав. Иосифа), прор. Даниила, Исаака и И.- 17 дек. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 44, 84, 106, 116). В Армянской Церкви память И. включена в общее празднество в честь праотцов (начиная с Адама) в четверг перед 2-м воскресеньем после Преображения. Лит.: Odeberg H. L. Ιακβ //TDOT. Vol. 3. P. 191-192; Mariani B. Giaccobe, patriarca//BiblSS. Vol. 6. Col. 332-340; Walters S. D. Jacob Narrative//ABD. Vol. 3. P. 599-608; Good R. Jacob//EncDSS. Vol. I. P. 395-396; Gen. 12-50/Ed. M. Sheridan. Downers Grove (Ill.), 2002. P. 187-191, 219-222, 382-383. (Ancient Christian Comment. on Scripture. OT; 2); Rippin A. Jacob//Encycl. of Qur " an. Leiden, 2003. Vol. 3. P. 1-2; Hayward C. T. R. Interpretations of the Name Israel in Ancient Judaism and Some Early Christian Writings. Oxf.; N. Y., 2005; Sarna N. M., Aberbach M., Hirschberg H. Z. Jacob//EncJud. Vol. 11. P. 17-25.

http://pravenc.ru/text/200151.html

Согласно греч. источникам, в которых Домнина не упоминается, К., А. и Н. были братьями, по происхождению - исаврами из Ларанды (ныне Караман). Они жили при имп. Диоклетиане (284-305) и правителе Киликии Лисии. Юноши отправились в Мопсуестию, чтобы получить наследство умершего отца. Мачеха К., А. и Н., не желая отдавать им имущество, донесла правителю, что они христиане. Братьев схватили и привели на допрос, во время которого они смело исповедали Христа. Лисий приказал подвергнуть их пыткам, а затем распять на столбах за городскими стенами. Останки мучеников он велел отдать на съедение диким зверям и птицам, однако благочестивые христиане взяли их и с честью похоронили. После казни К., А. и Н. к Лисию привели Ф., которую также жестоко истязали до тех пор, пока она не скончалась; тело ее бросили в море. К., А. и Н. упоминаются в 2 редакциях Мученичества сщмч. Зиновия и мц. Зиновии (BHG, N 1884-1885; см. ст. Зиновий и Зиновия ), где также говорится, что братья были исаврами из Ларанды и что приняли смерть за городскими воротами Мопсуестии. Однако, по мнению болландистов, это неверно; более вероятно, что братья родились и пострадали в г. Эги в Киликии (территория совр. Турции), а не в Ликии, как указано в лат. Актах (ActaSS. Aug. T. 4. P. 567). В византийских Синаксарях память святых обозначена под 30 окт. и 27 янв.; Домнина не упоминается, имя Феонилла передано как Неонилла (SynCP. Col. 178; ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). В Синаксаре 1050 г. (Laurent. S. Marco 787) под 30 окт. вместе с К., А., Н. и Неониллой упоминается мц. Евтропия. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 27 янв. говорится, что 3 мученика были обезглавлены; о Неонилле сообщается, что она происходила из знатного рода Памфилии (территория совр. Турции) и вдовствовала 24 года (SynCP. Col. 427). Из визант. Синаксарей имя Неонилла перешло в слав. агиографическую традицию. В Прологах и Четьих-Минеях сказания о мучениках и их память содержатся под 29, 30 окт. и 26 янв. ( Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра, XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 271; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120, 122, 420). В ВМЧ под 26 янв. название г. Ларанды, откуда были родом К., А. и Н., ошибочно приняло вид имен собственных - Радал и Раидеиск ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 420). В «Новом Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 30 окт. Неонилла названа сестрой К., А. и Н., время их страданий отнесено к 288 г. В совр. календаре РПЦ восстановлено первоначальное имя мученицы - Феонилла.

http://pravenc.ru/text/1841221.html

Дементьев С, архитектор – 621 Демин A.C., историк литературы – 421, 497, 533 Демкова Н.С., исследователь литературы Древней Руси – 497 Демьян Многогрешный, украинский гетман – 566 Денисов Андрей, деятель старообрядческой церкви и писатель – 409, 588 Джанумов С.А., исследователь русского фольклора и литературы – 487, 626 Дианова Т.В., исследователь, археограф – 492 Димитрий, белевский священник – 405 Димитрий Муромский, священноинок – 385 Димитрий Ростовский , церковный деятель и писатель – 403, 414, 568 Димитрий Солунский (Митрий Селунский), св. мученик – 294, 520, 584, 621 Диоклетиан, римский император – 621 Дионисий, архимандрит Соловецкого монастыря – 571 Дионисий, иконописец – 601 Дмитрий Донской, великий московский князь – 582, 620 Дмитрий Самозванец, русский царь – 572 Добродомов И.Г., историк языка – 533 Долгополов Трифон, читатель рукописи – 492 Долгоруков Василий, князь – 391 Дорофей, священноинок – 81, 83, 84, 87, 196, 198, 199, 202, 207, 324–327, 330, 351 Досифей II Нотара, иерусалимский патриарх – 69, 185, 310, 408, 587, 591 Дробленкова Н.Ф., историк литературы, библиограф – 468, 497 Дурасов С.В., священник, историк старообрядческой церкви, писатель – 403, 533 Дядиченко В., исследователь – 413 Е вгений Болховитинов, митрополит, историк церкви – 407 Евдокия, дочь В.И. Сабинина (?) – 500 Езекия, иудейский царь, библ. – 612 Екатерина, св. мученица – 605 Екатерина II, русская императрица – 406 Елена, мать византийского императора Константина Великого , св. – 89, 90, 92–94, 97, 100, 203, 206, 208, 209, 213, 217, 328, 329, 332, 333, 337, 341, 593, 596–598, 603 Елена, царевна – 606 Елеонская A.C., историк литературы – 414, 456 Елисей, пророк, библ. – 593 Елисей Плетенецкий, архимандрит Киево-Печерского монастыря – 572 Емельянов Иван, крестьянин – 387 Епифаний, инок, духовный учитель протопопа Аввакума, писатель-старообрядец – 386, 414, 478, 496 Епифаний Кипрский , церковный деятель и писатель – 584 Есипов Г., историк старообрядчества – 402, 484, 623 Ефремов Стефан, старообрядец – 408

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010