Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.X.14) Иоанн II, 533.I.2–535.V.8 Св.Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VI.8–537.III.11 Вигилий; 537.III.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV.16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.l7–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.III.12 Caбuhuah,604.IX.13–606.II.22 Бонифаций III, 607.II.19–607. XI.12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.X.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.X.25 Гонорий I, 625.X.27–638.X.12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.X.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V.14 Св. Мартин I, 649.VII-653.VI.17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.I.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI.17 Домн, 676.XI.2–678.IV.11 Св. Агафон, 678.VI.27–681.I.10 Св. Лeb II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.X.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.X.30–705.I.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.X.18 Сизинний, 708.I.15–708.II.4 Константин, 708.III.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V.19–731.II.11 Св. Григорий III, 731.III.18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.III.22 Стефан II (антипапа), (752.III.23–752.III.25) Стефан II, 752.III.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лeb III, 795 .XII.27–816.VI.12 Стефан IV, 816.VI.22–817.I.24 Св. Пасхалий I, 817.I.25–824.II.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII-827.IX Григорий IV, 827.X-844.I Иоанн (антипапа), 844 Сергий II, 844.I-847.I.27 Св. Лeb IV, 847.IV.10–855.VII .l7 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII-855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V.15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

и Феодосия Киево-Печерскаго, общих житий начальника, в Дальних пещерах почивающаго (†1074) и преподобных отец Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих: Варлаама игумена (†1065) Иеремии прозорливаго (†ок. 1070) Дамиана пресвитера, целебника (†1071) Матфея прозорливаго (†ок. 1085) Никона игумена (†1088) Исаакия затворника (†1090) Иоанна игумена (†1092) дванадесяти греков, здателей великия церкве Киево-Печерския обители (XI) Агапита, врача безмезднаго (†ок. 1095) Иоанна (†до 1088) и сына его Захарии (†после 1098) Марка гробокопателя (XI †XII) Феофила слезоточиваго (XI †XII) Иоанна богоугодника (XI †XII) Феофила другаго (XI †XII) Феодосия другаго (XI †XII) Иоанна другаго (XI †XII) Прохора чудотворца, лебедника (†1107) Пимена многоболезненнаго (†1110) Алипия иконописца (†1114) Григория иконописца (XII) Никона сухаго (нач. XII) Нестора летописца (†ок. 1114) Пимена постника (†после 1114) Исаии чудотворца (†1115) Спиридона просфорника (†ок. 1141) Никодима просфорника (†ок. 1141) Николы святоши, князя Черниговскаго (†1143) Онисифора исповедника (†1148) Иоанна многострадальнаго (†1160) Еразма черноризца (†ок. 1160) Афанасия затворника (†ок. 1176) Поликарпа архимандрита (†1182) Илии муромца (†ок. 1188) Арефы затворника (†не позже 1190) Тита иеромонаха (†1190) Сильвестра чудотворца (XII) Нектария послушливаго (XII) Иоанна постника (XII) Макария постника (XII) Феофана постника (XII) Анатолия затворника (XII) Авраамия затворника (XII †XIII) Онуфрия молчаливаго (XII †XIII) Саввы богоугодника (XIII) Авраамия трудолюбиваго (XIII) Елладия затворника (XII †XIII) Луки иконома (XIII) Сергия послушливаго (XIII) Сисоя затворника (XIII) Феофила затворника (XIII) Онисима затворника (XII †XIII) Алексия затворника (XIII) тридесяти отец мироточивых глав Ефрема пресвитера (XIII) Евстафия златаря (XIII) Иеронима затворника (XIII) Меладия старца (XIII) Пергия старца (XIII) Павла чудеснопослушливаго (XIII) Мелетия иерея (XIII) Серапиона иерея (XIII) Филарета иерея (XIII) Азарии постника Вассиана

http://pravoslavie.ru/2368.html

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Протоиерей именинник . Был чай. Имеется в виду протоиерей Александр Державин, отмечавший свои именины в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. 7/XII Пятница. Святой великомученицы Екатерины. 2 литургии. За ранней 180 причастников. За поздней 200. 8/XII Суббота святого Климента Папы Римского. Служба будничная. 9/XII Воскресенье. 2 литургии. Акафист в 4 часа. Вечером служил Святейший и Архиепископ Макарий . Святейший и Митрополит остались службой довольны. Святейший подарил на престол крестик из чёрного хрусталя. Накануне престольного праздника в честь иконы Божией Матери “Знамение” традиционно совершается водосвятный молебен с чтением акафиста Божией Матери. Всенощное бдение накануне престольного праздника Святейшему Патриарху Алексию сослужил архиепископ Можайский Макарий. 10/XII Понедельник. Знамение Божией Матери. Престольный праздник. Служил Митрополит Николай . Угощения не было. Певчим уплочено в полуторном размере. Приглашали 3 х певцов. Позднюю литургию в день престольного праздника совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. 11/XII и 12/XII Службы будничные. Вечером 12/XII всенощная под праздник апостола Андрея Первозванного. 13/XII Святого апостола Андрея. Четверг. Вечером всенощная. 14/XII Филарета Милостивого. Служба праздничная . В иконостасе правого, Предтеченского, придела храма находится образ святого праведного Филарета Милостивого из храма святого мученика Трифона в Напрудном. Образ этот дорог тем, что связан с именем святителя Филарета (Дроздова). В 1861 году по благословению Святителя был выстроен новый придел в Трифоновском храме и 23 июля 1861 года освящён самим Святителем во имя святого праведного Филарета Милостивого. В день памяти святого 14 декабря нового стиля, в предтеченском приделе совершается особая служба Праведному, составленная святителем Московским Филаретом в 1853 году. 15/XII Суббота. Служба будничная. 16/XII Воскресенье. 2 литургии. Причастников 210 человек. Вечером беседа. 17/XII Святой великомученицы Варвары.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

2-й пол. XII в. датируются несколько эпистилиев. Самый ранний эпистилий (ок. сер. XII в.) на 4 досках с 12 композициями («Благовещение», «Рождество Христово», «Введение во храм», «Крещение Пресв. Богородицы», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Успение Пресв. Богородицы»), по мнению Вайцмана, мог быть выполнен кипрским мастером; не исключено его синайское происхождение. 2-й пол.- 3-й четв. XII в. датируются эпистилии «Чудеса св. Евстратия» и 2 сохранившиеся части с изображением праздников и Деисуса в центре. «Чудеса св. Евстратия» Вайцманом были отнесены также к работе кипрского мастера нач. XII в., Н. Паттерсон-Шевченко заметила, что стилистические приемы указывают на 2-ю пол. XII в. В кон. XII в. были написаны тетраптих с 12 праздниками, «Чудо арх. Михаила в Хонех», мозаичная икона к-польского происхождения с поясным изображением вмч. Димитрия Солунского. Ближе к кон. XII в. написана икона «Лествица прп. Иоанна Лествичника». Типичным произведением позднекомниновского маньеризма является икона «Благовещение». Вероятно, монастырского происхождения образ «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (кон. XII в.), являющийся древнейшим из сохранившихся иконописных произведений на этот сюжет. По иконографии он восходит к миниатюрам XI-XII вв. Мозаичный образ «Богоматерь Одигитрия» рубежа XII и XIII вв. некоторыми исследователями признается работой мастерской крестоносцев, использовавшей к-польские иконографические образцы. Аргументами в пользу этой гипотезы служат пестрый орнаментальный фон иконы и ряд аналогий среди произведений мастеров-крестоносцев (Holy Image. 2007. P. 141-143). Другие исследователи не исключают ее к-польского или местного происхождения (Pilgrimage to Sinai. 2004. P. 70). XIII век представлен самой многочисленной группой икон. В искусстве этого периода прослеживается неск. тенденций и этапов. Иконы нач. XIII в., написанные в К-поле или в Е. в. м., относятся к числу лучших монументальных образов, сохранивших отголоски классических комниновских творений.

http://pravenc.ru/text/189637.html

В Преславе в Дворцовом мон-ре был найден керамический «иконостас» с иконами 893-927 гг. из керамики же, имеющими закругленную вверху форму. согласно реконструкции Т. Тотева, иконы помещались в верхней части арочных интерколумниев, а найденная там же прямоугольная керамическая икона - в нижней. Т. о., предполагается, что в этой А. п. было 2 ряда икон в интерколумниях. Однако, по мнению большинства исследователей (А. Эпштейн, М. Аспра-Вардавакис), процесс заполнения интерколумниев иконами получил свое развитие не ранее нач. XIII в. К этому времени формируется двухъярусная система декорации (иконы на архитраве и в интерколумниях), напр. в ц. Богородицы Елеусы около с. Велюсы (Македония), 80-е гг. XI в. Традиция закрытия А. п. иконами окончательно сложилась к поздневизант. эпохе. С XII в. в греч. и слав. Типиконах как студийской, так и иерусалимской традиции встречаются указания на правила возжигания лампад и свечей перед образами Спасителя, Богоматери и святых на темплоне (см., напр.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 677; Gautier P. Le Typicon de la Théotokos Kécharitôménè//REB. Vol. 43. 1985. P. 109-113; Типикон. Т. 1. С. 79-81). А. п. первых каменных соборов Руси делались в основном из камня или плинфы. Каменные преграды Десятинной ц., кон. X в.; собора Св. Софии в Киеве , 1-я пол. XI в.; Успенского собора Киево-Печерского мон-ря, 2-я пол. XI в., реконструируются как преграды с колоннами, парапетами, архитравами, т. е. представляют тип конструкции, известный по памятникам визант. круга. В XII-XIII вв. А. п. на Руси делались преимущественно из дерева (только в 4 памятниках XII-XIII вв. открыты следы каменных архитектурных преград: в соборе Рождества Богородицы в Боголюбове, 2-я пол. XII в.; в Успенском соборе в Галиче, сер. XII в.; в церкви в Василёве близ Галича, нач. XIII в.; в Благовещенской ц. в Чернигове, кон. XII в.). По данным Т. А. Чуковой и В. Д. Сарабьянова, А. п. известны примерно в 30 памятниках кон. X - раннего XIII в.: 7 - из камня, 2 - из плинфы (ц. Иоанна Богослова в Смоленске, 2-я пол. XII в., и предположительно в Спасской ц. в Переяславе-Хмельницком, нач. XII в.), 1 - из камня и дерева (Спасский собор в Чернигове, 1-я пол. XI в.), церкви Новгорода и Ст. ладоги и др., XII-XIII вв.- из дерева.

http://pravenc.ru/text/115170.html

Алексидзе А.Д. Византийская литература XI-XII веков. Тбилиси, 1989. Бармин А.В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII веков. М, 2006. Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов: (Запад в крестоносном движении). М., 2003 (2 изд.). Ермилов П.В., Фокин А.Р. (ред.). Епископ Николай Мефонский и византийское богословие. М., 2007. Заборов М.А. Крестовые походы. М., 1956. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. Заров И. Византиската естетика и средновековниот живопис во Makeдohuja од XI и XII век. Ckonje, 2003. Златарски В. История на българската държава през средните векове, II-III. София, 1972 (3/2 изд.). Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М., 1974. Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975. Каждан А.П. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002 (2-е изд.). Каждан А.П. Никита Хониат и его время. СПб., 2005. Князький И.О. Византия и кочевники южнорусских степей. СПб., 2003. Культура Византии, [II]: вторая половина VII-XII в. М., 1988. Литаврин Г.Г. Болгария и Византия в XI-XII вв. М., 1960. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб., 2000. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М, 2001. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь, 1997. Морозов М.А. Монастыри средневековой Византии: Хозяйство, социальный и правовой статусы. СПб., 2005. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII веков. М., 2001. Оке Ж.-К. Средневековая Венеция/Пер. с фр. М., 2006. Пападимитриу С. Феодор Продром: Историко-литературное исследование. Одесса, 1905. Полякова С.В. Из истории византийского романа: Опыт интерпретации «Повести об Исмине и Исминии» Евмафия Макремволита. М., 1979. Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения. Л., 1987. Степаненко В.П. Византия в международных отношениях на Ближнем Востоке (1071–1176). Свердловск, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

352 Dawson T. Byzantine infantryman. Easten Roman Empire 900–1204. Osprey Publishing, 2007. P. 9. 354 Иоанн Киннам. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180)//Византийские историки, переведенные с греческого при С. Петербургской духовной Академии. СПб., 1859. С. 157–191. 357 См.: Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб, 1860. Т. 1. С. 204–216. 358 См.: Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб, 1860. Т. 1. С. 259–261. 359 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб, 1860. Т. 1. С. 258–259. 360 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб, 1860. Т. 2. С. 34–37. 362 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб, 1860. Т. 2. С. 53. 363 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб, 1860. Т. 2. С. 63–64. 364 Никита Хониат. История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии СПб., 1860. Т. 2. С. 82–83. 365 См.: Алексидзе А. Д. Литература XI-XII вв//Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 158. 367 Алексидзе А. Д. Литература XI-XII вв//Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 206. 369 Алексидзе А. Д. Литература XI-XII вв//Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 154. 370 См.: Сметанин В.А. Византийское общество XII-XV вв. (по данным эпистолографии) Сведловск: Изд. Уральского университета, 1987. С. 122. 371 Литаврин Г.Г. Политическая теория в Византии с середины VII до начала XIII в//Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 88. 372 См.: Никита Хониат История//Византийские Историки, переведенные с греческого при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб, 1860. Т.. 2. С. 339–341.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Естественно, что при такой календарной вариативности Минеи IX–XII вв. характеризует и разнообразие состава песнопений. Их изучение показало, что если каноны Космы вошли в поздние “иерусалимские” Минеи в полном объёме, то Иоанна и Андрея — лишь частично. Более же всего пострадали каноны одарённого песнописца святого Патриарха Германа (†730 или 742). В синайских Минеях IX–XII вв. обнаружено 18 его неизданных канонов, выпавших из книги в процессе унификации. Унификация Минеи происходила в соответствии с уставным предписанием (XI в.): “если в Минее на память какого-либо святого содержатся каноны разных песнописцев, то предпочтение отдаётся канону кир Космы. Если есть канон кир Иоанна и другого песнописца, то — Иоанна, если кир Феофана и других, то кир Феофана. А если же есть канон Иосифа, то он предпочитается всем остальным”. Так, в Минее XII в. Ath. Vatop. Gr. 218 помещено 27 канонов Иосифа, 22 — Феофана, 5 — анонимных, 1 — Иоанна. Каноны Иосифа, составленные в отличие от ярких и технически неоднородных канонов VII–VIII вв. по единообраз­ной схеме, как нельзя лучше отвечали задаче унификации. В результате из византийского богослужения выпали многие службы. При сравнении Минеи Sinait. Gr. 607 (IX–X вв.) c печатными греческими и славянскими книгами на март-апрель оказалось, что только 10 служб из 61 в издания вошли в полном составе. А из вышеназванных 107 мартовских и 102 апрельских в “иерусалимские” рукописные, а затем и печатные Минеи вошли 32 мартовских и 33 апрельских службы. Попытка собрать утерянные памяти была предпринята в стишных прологах, которые помещались после 6-й песни канона, например, в январской Минее ГИМ. Син. Греч. 331 (XIV в.) или в печатных Минеях, изданных в Венеции, где на каждый день указано до десяти памятей святых, при этом только одна-две имели особую службу, все остальные — краткий стишной пролог. Структура Миней IX–XII вв. Синайские Минеи IX–XII вв. содержали седален, три стихиры и канон. В целом они унаследовали структуру Тропология, приспособленную к порядку богослужения, с той разницей, что в начале служб поместили седальны, особые для каждого святого (что нарушало строгое следование богослужения), а в песни канонов вставили богородичны. На большие праздники объём гимнографии в Минеях, как и в Тропологии, увеличивался за счёт тропаря, стихир стиховны, стихир на “Хвалитех”, кондака, икоса, с XI–XII в. — эксапостилария, иногда праздничных блаженн и молебного канона.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

Е. М. переводил литургическую и нелитургическую духовную поэзию (Paris. georg. 5, XI-XIII вв.- Хачидзе. 1991), переводы последней создали предпосылки для развития оригинальной груз. духовной поэзии (впосл. этот жанр развивался в рамках гелатской литературно-богословской школы). На основе гномических стихов свт. Григория Богослова Е. М. составил «Стостишие», перевел нек-рые стихи прп. Ефрема Сирина, эпиграммы греч. авторов, написал оригинальные ямбические стихи, посвященные визант. и груз. авторам. Е. М.- автор сочинений «Сообщения о причинах обращения Картли», в к-ром с целью обосновать правомерность автокефалии Грузинской Церкви собраны сведения из греч. источников (НЦРГ. A 24, XII в.- Повествование об обращении грузин. 1959), «Краткое воспоминание о Симеоне Логофете» (Кут. 4, XII в.; НЦРГ. А 90, XIII в.- Кекелидзе. 1957. Т. 5. С. 212-222). Лит. школе Е. М. принадлежит трактат о греческом артикле, где сопоставлялись груз. и греч. языки и был введен ряд грамматических терминов (Ath. Iber. 6, XII-XIII вв.; изд. М. Шанидзе в 1990). Колофоны рукописей Е. М., составленные по образцу визант. проэмия (вступления), имеют историко-библиографическое и лит. значение (Ath. Iber. 39, XI-XII вв.; НЦРГ. А 24, А 110, S 384, Q 37, Кут. 4, Hieros. Patr. 16, XII в.; Hieros. Patr. 43, XII-XIII вв.; НЦРГ. А 90, А 689, XIII в.; Hieros. Patr. 13, XIII-XIV вв.; Ath. Iber. 18, XV-XVI вв.; НЦРГ. А 292, 1800 г. и др.). В них упомянуты имена греч., груз., антиохийских книжников и духовных лиц; представлены сведения о высоком уровне образованности и книжности греч. и груз. деятелей Антиохии XI в., об антиохийских б-ках, где вместе с церковной лит-рой хранились и античные сочинения. Е. М. затрагивает вопросы визант. риторики, грамматики и т. п., вводит неизвестные по др. источникам сведения из области визант. лит-ры (о точной датировке деятельности Симеона Метафраста , о теории метафрастики, о греч. версии Жития прп. Иоанна Дамаскина, об апоретических (нелитургических) сочинениях свт. Григория Богослова и др. Гомилетический сборник, составленный в основном из переводов Е. М. (НЦРГ. S 1276, кон. XI в. Метревели. 1969. С. 115-125),-единственный сохранившийся его автограф. По нему можно проследить методы работы преподобного над текстами, принципы комментирования и редактирования. При составлении рукописей Е. М. использовал схолии (богословские, мифологические, риторические, грамматические, лексикографические), комментарии, примечания, маргинальные знаки, колофоны, пинакс, пунктуацию, просодию, стихометрию; художественное исполнение рукописей сопоставимо с оформлением лучших визант. сборников того времени.

http://pravenc.ru/text/182161.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010