Мелкая пластика. В ст-це Передовой (Отрадненский р-н) найден медный перстень сер. VI - нач. VII в. с изображением на щитке сцены «Христос над аспидом», в одном из погребений могильника Казазово, где большая часть умерших похоронена по христианскому обряду,-перстень VII-VIII вв. с изображением Богоматери с Младенцем. Бронзовая иконка XI в. с изображением Божией Матери была найдена при раскопках курганного могильника Мысхако близ Новороссийска. В фондах Краснодарского музея хранится каменная печать XI в., являющаяся литургическим штампом для оттиска изображений на просфорах, со сценой «Крещение Господне в водах Иордана св. Иоанном Предтечей». На Таманском городище была найдена каменная иконка 2-й пол. XII в. святых Бориса и Глеба. В одном из погребений Убинского могильника обнаружена камея (синее стекло с позолотой) с изображением Божией Матери Одигитрии - произведение итал. мастеров XIII-XIV вв. К памятникам визант. сфрагистики из Тамани относятся 5 печатей архиеп. Зихии Антония (сер. XI в.), 2 анонимные печати проэдра (архиепископа) Зихии (2-я пол. XI в.), печать Григория, монаха, кувуклисия и экзарха (X в.), печать Василия, диакона и хартулария (2-я пол. X-XI в.), печать Афанасия, монаха (XI в.). При исследовании Н. И. Веселовским курганов в местности Макитра в погребении был обнаружен бронзовый крест на бронзовой цепочке. Аналогичная находка происходит из погребения (XII в.?) на могильнике Варваровка. На Таманском п-ове известна находка литейной формы для отливки крестов, а также 4 бронзовых креста-энколпиона XI-XII вв.: 2 древнерусских и 2 т. н. сирийских. В окрестностях Новороссийска найден фрагмент энколпиона XII в., в могильниках Циплиевский Кут и Цемдолинский (близ Новороссийска) - бронзовые литые нательные крестики XI-XII вв. На городище Ангелинский Ерик (близ ст-цы Ивановской Красноармейского р-на) известна находка каменной литейной формы для отливки нательных крестов XII в. Из Закубанья, с территории Адыгеи, происходят 2 древнерус. креста-энколпиона XII - нач. XIII в. (могильники у аулов Ленинохабль и Тауйхабль); 4 нательных креста: с расширенными концами и со стеклянной вставкой VIII-IX вв. (аул Тауйхабль), X-XIII вв. (аул Нечерезий), XI-XIII вв. (урочище Чишхо) и XI-XIV вв. (аул Ленинохабль); большой железный кованый крест X-XIII вв. (юж. берег Краснодарского водохранилища); керамический крест XIII-XV вв. с греч. лигатурой «Иисус Христос Победитель» (аул Тауйхабль); медальон с изображением архангела XII-XIII вв. (аул Ленинохабль).

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Сведения о почитании О. в IV в. в Тиане содержатся в надгробном слове свт. Василию Великому, написанном свт. Григорием Богословом. В нем упоминается мартирий О. в связи с конфликтом между свт. Василием и еп. Анфимом, к-рый был назначен на кафедру, учрежденную в Тиане после разделения имп. Валентом (нач. 372) Каппадокии на 2 части. Исходя из этого источника, можно предположить, что мартирий О. приносил немалый доход епархии, поэтому каждый из епископов стремился иметь ее в своем подчинении ( Greg. Nazianz. Or. 43. 58. 3-7). В VIII в. на месте мартирия О., вероятно, существовал мон-рь, о чем свидетельствует подпись игумена обители О. по имени Акакий, к-рый присутствовал на II Никейском Соборе (787) ( Janin. Grands centres. P. 437). В ряде церквей Каппадокии сохранились изображения мч. Ореста ( Jolivet-Lé vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 41-42, 105, 139, 257, 342), нек-рые из к-рых можно отнести к О., тогда как на других написан одноименный Аравракский мученик (см. ст. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (пам. 13 дек.)) ( Walter Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Alderhot, 2003. P. 220). Частицы мощей О. хранятся на Св. Горе Афон, в мон-ре Каракал , и на о-ве Лесбос в Митилине, в мон-ре св. Игнатия Богоносца ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 230). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память О. и краткое сказание о нем, составленное на основе Мученичества, содержатся под 10 нояб. и под 9 июля (SynCP. Col. 210, 810). В рукописном визант. Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1594 - SynCP. Col. 210) под 10 нояб. имеется запись о том, что торжественная служба святому совершалась в посвященном ему храме в К-поле близ квартала Леомакеллий (возможно, совр. квартал Кумкапы - Janin. Églises et monastères. P. 384). Под 9 июля говорится, что синаксис О. совершался в ц. св. Иоанна Богослова рядом с ц. Св. Софии К-польской (вероятно, церковь в квартале Дииппий - Ibid. P. 264-267; в наст. время часть ее территории занимает мечеть Фируз-Ага-джами). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.- PG. 117. Col. 152-153) и в ряде византийских синаксарей (напр.: Paris. gr. 1589, XII в.; Bodl. Auct. T. III. 16, 1307 г.- SynCP. Col. 204-205) память мученика отмечена под 9 нояб. В заметке из «Синаксариста» прп. Никодима Святогорца кончина О. датируется 289 г. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 84).

http://pravenc.ru/text/2581513.html

В источнике VII в.- Пасхальной хронике - сообщается, что К. проповедовал во времена Нерона и был похоронен в Галлии (Chron. Pasch. 220//PG. 92. Col. 610). Тем не менее в визант. каталоге апостолов от 70, приписываемом свт. Епифанию Кипрскому (V-VI вв.), сказано, что К. был епископом Халкидона (?) в Галлии (Χαλκηδνος τς ν Γαλλ; возможно, Халкис (Халкида)? - Écrits apocryphes chrétiens/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 477), где и претерпел мученическую кончину во времена имп. Траяна, и был погребен там (Vitae prophetarum. 1907. Р. 120); информация о том, что он был епископом Халкидона, содержится в каталоге, приписываемом Дорофею Тирскому (Ibid. P. 136). В списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому, говорится, что К. был епископом Карфагена (Καρχηδνος) (Ibid. Р. 168). В византийских Синаксарях под 30 июня, в день памяти Собора всех апостолов, о К. сказано, что он проповедовал в Галлии, где и упокоился в мире (SynCP. Col. 782). Под 30 июля память К. указана в визант. стишном Синаксаре 1071 г. (Paris. gr. 1617) вместе с памятью апостолов Силы, Силуана, Епенета и Андроника. О К. говорится, что он был епископом Карфагена (Καρχηδνος) в Галлии (SynCP. Col. 856). Между тем в сказании под 9 июля из Синаксаря К-польской ц. сказано, что ап. Павел рукоположил К. в Галатии (SynCP. Col. 808). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память К. совершается 30 июля вместе с памятью тех же апостолов ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 345). В славянских стишных прологах под 30 июля и в ВМЧ присутствует только память апостолов Силы и Силуана ( Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишният Пролог. Пловдив, 2013. Т. 11 С. 64; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 334-336 (2-я паг.)). В слав. традиции память К. закрепилась под 4 янв. в Соборе апостолов от 70 как епископа Кархидона в Галлии ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 8), а под 30 июля архиеп. Сергий отмечает, что, согласно заметке в греческой Минее, К. был епископом Нов. Кархидона в Испании (Там же.

http://pravenc.ru/text/2459071.html

Ранние Минеи отличались одна от другой не только календарем, но и составом песнопений. Минеи IX–XII вв. оказались источником первостепенной значимости для изучения канонов VII–VIII вв. Тогда как каноны Космы вошли в поздние «иерусалимские» Минеи в полном объеме, то каноны Иоанна, Андрея и Германа – лишь частично. Более всего во время редактирования книг пострадали произведения одаренного византийского гимнографа, святого патриарха Германа (†730 г. или 742 г.). В синайских Минеях IX-XII вв. нами был обнаружено 18 неизданных его канонов. Устранение гимнографии VII–VIII вв. из Минеи начиная с XI–XII вв. было связано с появлением в XI в. уставного предписания: «Если в Минее на память какого-либо святого содержатся каноны разных песнописцев, то предпочтение отдается канону кир Космы. Если есть канон кир Иоанна и другого песнописца, то – Иоанна, если кир Феофана и других, то кир Феофана. А если же есть канон Иосифа, то он предпочитается всем остальным» 1011 . Это подтверждает состав Миней. Так в Минее XII в. (Ath. Vatop. Gr. 218) оказалось 27 канонов Иосифа, 22 – Феофана, 5 – анонимных, 1 – Иоанна. Выше упомянутое предписание было продиктовано необходимостью унификации богослужебного чина. Каноны Иосифа как нельзя лучше отвечали этой задаче: в отличие от ярких, самобытных и технически неоднородных канонов гимнографов VII–VIII вв. они были составлены по единообразной схеме и основаны на текстах Константинопольского Синаксаря. В отношении состава гимнографии синайские Минеи IX–XII вв. отличались от позднейших рукописей и печатных книг, а также между собой. При сравнении древнейшей Минеи IX-X вв. Sinait. Gr. 607 с печатными, греческими и славянскими Минеями на март-апрель оказалось, что только 10 служб из 61 вошли в издания в полном составе. В 51 службе Sinait. Gr. 607 содержался гимнографический материал, неизвестный печатным книгам. Итак, все греческие Минеи IX–XII вв. имели: 1) общевизантийское эортологическое ядро, близкое месяцеслову Константинопольского Синаксаря; 2) локальную эортологическую специфику (византино-палестинскую, южноитальянскую и т.д.); 3) особую для каждого комплекта программу. Уже в XIII–XIV вв. система памятей и гимнографическое наполнение служб были унифицированы и сокращены. Из обнаруженных в синайских Минеях IX–XII вв. 107 мартовских и 102 апрельских служб в «иерусалимские» рукописные, а затем и печатные Минеи вошли 32 мартовских и 33 апрельских последования. Попытка собрать утерянные после перехода на Иерусалимский Устав памяти была предпринята в стишных прологах, которые помещались после шестой песни канона утрени, напр., в январской Минее ГИМ. Син. Греч. 331 (XIV в.) или в печатной Минее, изданной в Венеции 1012 . В этих источниках на каждый день было указано до десяти памятей святых, при этом только одна-две из них имели особую службу, все остальные – краткий стишной пролог.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Критические заметки о завещании Евстафия Воилы (1059 г.)//ВВ. 1961. Т. 19. Бартикян Р. Г. Миграция армян в XI в. Причины и последствия//XVe Congres intern, d» etudes byzantines. Rapports et co-rapports. I. His-toire. Athenes, 1976. Бартикян Р. Г. О феме «Ивирия»//ВОН. 1974. « 12. Бартикян Р. Г.; Каждан А. П., Удальцова 3. В. Социальная структура восточных границ Византийской империи//Actes du XIVe Congres intern, des etudes byzantines. Bucarest, 1976. Бapuiuh Ф. Дипломатар Фессалщских монастирей//ЗРВИ. 1976. Т. 16. Безобразов П. В. Завещание Воилы//ВВ. 1911. Т. 18. Безобразов П. В. Патмосская писцовая книга//ВВ. 1900. Т. 7. Васильевский В. Г. Материалы для внутренней истории Византийского государства//ЖМНП. 1879. Ч. 202; 1880. Ч. 210. Вернадский Г. В. Заметки о византийских купчих грамотах XIII в.//Зборник в чест на В. Н. Златарский. София, 1925. Вернадский Г. В. Заметки о крестьянской общине в Византии//Ученые записки, основанные Русской ученой коллегией в Праге. 1924. Т. I. Вып. 2. Вин Ю. Я. Право предпочтения в освещении Димитрия Хоматина//Право в средневековом мире. М., 1996. Вин Ю. Я. Право предпочтения в поздневизантийской деревне//ВВ. 1985. Т. 45. Горянов В. Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962. Жаворонков П. И. Состав и эволюция высшей знати Никейской империи//ВО. М., 1991. Каждан А. П. Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв. М., 1952. Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975. Каждан А. П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа//ВВ. 1971. Т. 31. Каждан А. П. Деревня и город в Византии IX-X вв. М., 1960. Каждан А. П. Из экономической жизни Византии XI-XII вв.//ВО. М., 1971. Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1974. Каждан А. П. Формы условной собственности в Византии в Х-ХИ вв. М., 1960. Каждан А. П. Экскуссия и экскуссаты X-XI вв.//ВВ. 1953. Т, 5. Культура Византии/Под ред. 3. В. Удальцовой. Т. 2. М., 1988; Т.З. М., 1991. Курбатов Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впосл. при переводе греч. Синаксарей на слав. язык память Л., Сикста и Ипполита и посвященные им двустишия были внесены под 10 авг. в стишные и нестишные Прологи и из них - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 407-408). Свт. Димитрий , митр. Ростовский, составил «Страдание святых мученик Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними» на основе лат. и греч. источников и поместил его в «Книгу житий святых» (ЖСв. Авг. С. 147-159). В слав. традиции имена мучеников Абдона и Сеннена передаются как Авдон и Сеннис (пам. 30 июля). В Палестино-груз. календаре, отражающем древнюю богослужебную традицию Иерусалимского Патриархата (Sinait. iber. 34), и в груз. Минее (Sinait. iber. 69) X в. память Л. отмечена под 10 авг. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 83, 299). В груз. традиции сохранилось синаксарное сказание о святых, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем и включенное им в сб. Великий Синаксарь, сохранившийся в рукописях XI в. как в Грузии (НЦРГ. А 97, 193, Н 2211), так и в б-ках Екатерины вмц. монастыря на Синае (Sinait. iber. 4), Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25), Иверского мон-ря на Афоне (Ath. Iver. georg. 30). Сохранилась также служба мученикам (Hieros. Patr. georg. 107. Fol. 236, 1300 г.), написанная мон. Феофаном (Истолкователем): 3 стихиры на «Господи, воззвах» и прокимен ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 262; 2011. Т. 5. С. 400-401). Неизданная греч. служба Л. содержится в рукописях Paris. gr. 1575, Paris. gr. 1568, Ath. Laur. 4. 14, Ath. Laur. 9. 43 и в рукописи из Кавсокаливийского скита на Афоне. Церкви в Константинополе На левом берегу Золотого Рога находилась невзрачная церковь в честь Л., к-рую перестроил имп. Юстиниан I (527-565), придав ей более изящный вид ( Procop. De aedif. I. 6). Вероятно, этот храм находился во Влахернах или поблизости; согласно нек-рым визант. Синаксарям, туда были перенесены мощи прор. Исаии (SynCP. Col. 667). В Пульхерианах находилась величественная базилика Л., воздвигнутая имп. Пульхерией († 453; по одной из версий - совместно с имп. Маркианом ), чтобы принять реликвии святого, принесенные из Рима (по свидетельству Феодора Чтеца , имп. Феодосий II (408-450) доставил в К-поль реликвии мучеников Стефана, Л. и Агнесы). Во время восстания «Ника» (532) церковь служила убежищем для мятежников ( Ioan. Malal. Chron. P. 473). В IX в. она была отреставрирована имп. Василием I Македонянином ( Theoph. Contin. P. 339). Базилика просуществовала до нач. XIII в., о чем свидетельствовал свт. Антоний , архиеп. Новгородский, видевший в ней мощи Л. (Книга Паломник. С. 29). В нек-рых источниках церковь локализуется в Дексиократинах (SynCP. Col. 716), в Петрионе (SynCP. Col. 717) или в Платеях ( Janin. Églises et monastères. Р. 303). Согласно визант. календарю XII в. (Paris. gr. 1587), синаксис святым совершали в К-поле в посвященном им мартирии без уточнения его местоположения. Мощи

http://pravenc.ru/text/2462435.html

н. катакомбы св. Соломонии в Пафосе - гробницы эллинистического периода О христ. общинах на Кипре во II-III вв. практически не сохранилось сведений. В 115-117 гг. остров потрясло иудейское восстание, в ходе к-рого погибло множество язычников, христиан и иудеев. В правление Максимиана (285-305, 307-308) в Саламине были казнены пресвитер соборной церкви Тамаса Аристоклий, диак. Димитриан и чтец Афанасий из ц. ап. Варнавы в Ледре (ныне Никосия) (MenolGraec//PG. 117. Col. 508; SynCP. Col. 765-766; см. в ст. Аристоклий, Димитриан и Афанасий , мученики Саламинские). Одновременно с ними пострадал сщмч. Филонид , еп. Курийский, однако краткие синаксарные жития связывают его мученическую кончину с именами имп. Диоклетиана (284-305) и игемона Максима (SynCP. Col. 753, 933-934). В соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского сообщается, что в 309/10 г., во время гонений Максимина Дайи , мн. христиане-исповедники, работавшие в рудниках в Палестине, были сосланы на Кипр, в Ливан и соседние страны ( Euseb. De mart. Palaest. 13. 1-2). При имп. Лицинии (308-324) был подвергнут пыткам и заключен в темницу по приказу игемона Савина сщмч. Феодот , еп. Киринийский. Он был освобожден после издания Миланского эдикта (313) и умер спустя 2 года (SynCP. Col. 404, 502). В источниках упоминается проконсул Кипра Антистий Сабин, управлявший островом немного ранее - в 283-305 гг. Нек-рые из казненных на Кипре мучеников не известны по именам (см. ст. Кипрские мученики ). В лат. Мартирологах сохранились имена кипрских святых, которые не вошли в визант. календари (напр., мученики Потамий, Немесий и Дидим, пам. 20 февр.- MartHieron. Comment. P. 106). В эпоху гонений христиане использовали для собраний и богослужений некрополи эллинистического и рим. периодов (нек-рые из царских гробниц в Пафосе, т. н. катакомбы св. Соломонии и св. Ламприана в Пафосе, и св. Синесия в Ризокарпасо, т. н. темницу вмц. Екатерины близ Саламина и др.) и заброшенные каменоломни (часовня св. Евлампия близ Лампусы, Хрисокава в Киринии).

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

С.Б. Сорочан Список общественных сооржений Херсона в вв. 1427 Культовые памятники Церковь св. муч. Луппа-воина (V–VI вв.) Церковь св. Лонгина (V–VI вв.) Храм и птохион св. Фоки Навта (V–VI вв.; возможно, с ними связана постройка с кладкой opus mixtum, раскопанная в 1902–1904 гг. в восточной оконечности портового района) Церковь св. великомуч. Феодора (VI в.) «Базилика на холме» – (вторая половина – конец VI в.) Базилика Крузе – (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в базилике» – (вторая половина VI – начало VII вв.) Баптистерий в северной галерее «базилики в базилике» (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в квартале L (вторая половина VI – начала VII вв.) «Базилика на агоре с пристроенной к ней с севера крещальней (вторая половина VI – начало VII вв.) Одноапсидный и однонефный храм, открытый в 1958 г. на месте античного театра (VI в.) Загородный ранний одноапсидный храм на Девичьей горе, открытый в 1902 г. (VI–VII вв.) Южный загородный крестовидный храм Богоматери Влахернской (середина – вторая половина VI в.) Баптистерий в южном пастофории храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Церковный комплекс жилых и хозяственных помещений, возможно, птохион с северной стороны храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Молельня с сиденьями в стенах и ограда-перивол с кладкой opus mixtum монастыря Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Тетраконхиальный теофанический мартирий – посвященный чуду епископа Капитона (третья четверть VI в.) Гробничный мартирий с криптой в квартале III (третья четверть VI – начало VII вв.) Гробничный мартирий св. Василия – «часовня рядом с Западной базиликой (вторая половина – конец VI в.) Западная базилика – – церковь св. Леонтия Киликийского с южной галереей, вероятно, носокомионом (конец VI в.) Баптистерий Западной базилики (конец VI – начало VII вв.) Восточная базилика – она же – храм апостола Петра (конец VI – начало VII вв.) Одноапсидная молельня – открытая в 1908 г. рядом с Восточной базиликой (вторая половина VI – начало VII вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В греч. житиях А. содержатся разночтения. В пространном житии (BHG, N 175) местом мученической кончины А. назван Вули в Азии, в кратких синаксарных житиях (BHG, N 175b и 175с) - Валвини (Βαλβνη); житие в составе Минология Василия II повествует о мирной кончине святого. В календарях память А. указывается 8 окт., 24 марта, 12 и 13 апр. Под 8 окт. она содержится как в зап. календарях (напр., в Римском мартирологе), так и в визант. агиографических памятниках к-польского происхождения: Типиконе Великой ц .IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 64), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 121-122), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 312). Под 24 марта житие А. (BHG, N 175b) помещено в печатной греч. Минее (изд. Венеция, 1596). Под 12 апр. память А. отмечается в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 266), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 397-398) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 597-600), под 13 апр.- в памятниках Иерусалимского устава , начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 37), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г. В совр. церковном календаре греч. Церквей память А. празднуется 12 апр. Пространное житие А. (BHG, N 175) сохранилось в 2 слав. переводах. Древнейший находится в составе старослав. Супрасльской Четьи-Минеи XI в. под 24 марта (Супраслъски, или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 220-236). Др. перевод этого жития включен в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 41 (2-я паг.)). Служба А. с каноном Георгия Никомидийского включена под 13 апр. в состав Минеи РНБ. Соф. 199. Л. 3-5, XII в. В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод к-рой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие А. помещено под 12 апр.; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в.,- под 24 марта. Гимнография. По используемому ныне в РПЦ Типикону (Типикон. Т. 2. С. 595) 13 апр. совершается служба А. без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Последование, помещенное в рус. печатной Минее, известно по мн. греч. кодексам визант. периода (напр., РНБ. Греч. 553. Л. 83об.- 86, XI в.). Канон А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с алфавитным акростихом принадлежит гимнографу Георгию, имя к-рого вписано в богородичны (AHG. Т. 8. P. 176-184, 409-411). Из 2 известных седальнов 4-го гласа один (Vindob. hist. gr. 66. Fol. 68-73, XII в.) помещен в рус. печатной Минее, др. (РНБ. Греч. 553. Л. 83об.- 86, XI в.) не вошел в печатные богослужебные книги. В греч. рукописях студийского типа сохранился корпус стихир 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, полностью отличный от опубликованного в совр. слав. Минее. В совр. греч. печатной Минее последование отсутствует, однако по 6-й песни канона помещен стишной синаксарь (Μηναον. Απρλιος. Σ. 89).

http://pravenc.ru/text/76390.html

В визант. и греч. церковной традиции П. обычно почитается вместе с дочерью. Так, их совместная память без сказания указана под 15 февр. в Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.- Mateos. Typicon. T. 1. P. 232), в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.- SynCP. Col. 468) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.- PG. 117. Col. 313). В нек-рых визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 79) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1592; Рим, 1888-1902) под 25 сент. (день памяти прп. Евфросинии) обозначена отдельная память П. Прп. Никодим Святогорец также поместил в составленном им «Синаксаристе» память П. и посвященное ему двустишие без сказания под 25 сент. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского память святого содержится под этим же числом. В рус. переложении «Нового синаксариста» под 25 сент. приводится общее сказание о прп. Евфросинии и П. ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 1. Σ. 295 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 331-333)). На грузинском языке под 25 сент. в коллекциях афонского Иверского монастыря , Иерусалимской Патриархии и Екатерины великомученицы монастыря на Синае сохранилась служба П. и Евфросинии, написанная прп. Иосифом Песнописцем и переведенная в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Ath. Iver. georg. 73/57, XI в.; Hieros. Patr. iver. 124, XI-XII вв. Fol. 100v - 102; Sinait. iber. 7, XI-XII вв.- Георгий Святогорец, прп. Минея: Сентябрь/Сост., исслед.: Л. Джгамаия. Тб., 2007. С. 346-350). Служба содержит 3 стихиры на «Господи, воззвах», прокимен, указание на каноне петь ирмосы 1-го гласа «Фараона с колесницами в мори» ( Габидзашвили. 2011. Переводные памятники. Т. 5. С. 440). В слав. Прологе краткой редакции (перевод с греч. яз. выполнен в кон. XI или нач. XII в.) под 15 февр. содержится память П. и прп. Евфросинии без сказания (слав. и греч. текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 760-761). В стишном Прологе (переведен в Болгарии в XIV в.) под 15 февр. память П. не обозначена, под 25 сент., после памяти прп. Евфросинии и сказания о ней, приводится двустишие, посвященное ее отцу ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 85). Однако в ВМЧ митр. Макария под 15 февр. указан день памяти П. вместе с днем памяти прп. Евфросинии, при этом ошибочно (вероятно, из-за неверного понимания указания Типикона Великой ц.) сказано, что их «собор совершался в диакониссе» ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 482 паг.]). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, под 15 февр. П. не упомянул, под 25 сент. он поместил сказание о прп. Евфросинии, в к-ром речь идет и о П. ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 118 об.- 123). В современной редакции «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского под 15 февр. обозначена память преподобного без сказания.

http://pravenc.ru/text/2579800.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010