Маре-Амру в позднейших, по крайней мере, отделах, – хронологический источник совсем незаурядного качества: стоит лишь перечитать Assemani, III, 2, рр. 652–660. 666. 667, чтобы понять, что повествователь, который сообщает массу таких деталей, мог почерпнуть их (посредственно или непосредственно) только из архива католикосов. Правда, речь идет о событиях, начиная с конца IX в.; но все же создается praeiudicium, что Маре и для древнейшей части своего труда умел находить или выбирать источники. Напротив, Бар-Эврайя (которому Ассемани, по-видимому, расположен был давать первый шаг сравнительно с Амру) в своих показаниях довольно ненадежен, и я отношусь к ним с методическим недоверием. Что оно не безосновательно, показывают примечания под 60. 63. 69. 74. 75. Следует еще заметить, что к годам, поставленным по эре селевкидов («d-yauny, ионийцев), я никогда не относился без надлежащей дозы недоверия ( μμνασ πιστεν),– ни даже тогда, когда читал их в хронике Элии. – Из тех извлечений из соборных актов, которые издал проф. Гвиди, и из текста собора I 410 года по р. Хр., – совершенно ясно, что сиро-персидская церковь пользуется лишь общей всем персам хронологией, считает по годам царствующего «царя царей» и вовсе не применяет эры ионийцев. А собор XII 677 г. показывает, что уже тогда сиро-персидская церковь sans phrases приняла счисление по годам арабов («d-tayây»), т.е. от хиджры. Следовательно, годы селевкидов, во всяком случае, не первоначальны: они пересчитаны из годов шахан-шахов, respectiue хиджры; а где есть счет, там возможны и errores calculi. Вынужденный летописным характером своего труда, Элия нисивинский во главе своих а lunea до самого 622 г. по р. Хр. ставит год ионийцев; но есть все основания предполагать, что с этими годами он отождествляет годы шахан-шахов целиком, не беспокоясь о том, что, напр., 933 год ионийцев начался 1 окт. 621 г. по р. Хр., а соответствующий 32-й год Хосрау II Парвеза – с 19 июня 621 г. А с 622 года Элия переходит к счислению по годам «арабов». – Если, таким образом, в годы селевкидов у Элии вкрадываются лишь неточности, вызванные условностями летописного изложения, то годы ионийцев у Амру нередко прямо ошибочны, так как неверно им пересчитаны из годов арабских или персидских. Отсюда вытекает методическое правило: если есть возможность, следует отправляться от годов шахан-шахов, respesctiue хиджры, а годы селевкидов ставить на задний план.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

ProdArist M.Cacouros, Nouvelles recherches sur le Commentaire du Second livre des Analytiques Posterieurs d’Aristote par Théodore Prodrome. Mémoire de D.E.A. Paris 1988. [s.XII] ProdBasel Cyri Theodori Prodromi epigrammata ut vetustissima, ita piissima ... [ed. H.Guntius]. Basel 1536. [s.XII] ProdCal A.Acconcia Longo, Il calendario giambico in monostici di Teodoro Prodromo. Roma 1983. [s.XII] ProdCom Theodori Prodromi Commentarios in carmina Cosmae Hierosolymitani et Ioannis Damasceni ed. H.Stevenson. Roma 1888. [s.XII] ProdCor R.Browning, Unpublished Correspondence between Michael Italicus and Theodore Prodromos. Byzantinobulgarica 1 (1962) 279–297. [s.XII] ProdEpig C.Giannelli, Epigrammi di Teodoro Prodromo in onore dei santi megalomartiri Teodoro, Giorgo e Demetrio. SBN 10 (1963) 349–378. [s.XII] ProdEpithal I C.Castellani, Epitalamio di Teodoro Prodromo per le nozze di Teodora Comnena e Giovanni Contostefano. Venezia 1888. [s.XII] ProdEpithal II C.Castellani, Epitalamio di Teodoro Prodromo per le nozze di Giovanni Comneno e ... Taronita. Venezia 1890. [s.XII] ProdGed W.Hörandner, Theodoros Prodromos, Historische Gedichte. Wien 1974 (Index 588–604). [s.XII] ProdGreg Verse des Theodoros Prodromos auf Greg.Naz., ed. I.Sajdak, Historia critica ... (=SajdHist) 259–265. [s.XII] ProdKat H.Hunger, Der byzantinische Katz-Mäuse-Krieg. Theodoros Prodromos, Katomyomachia. Wien 1968 (Index 127–132). [s.XII] ProdLaz Theodori Prodromi epistulae, ed. P.Lazeri, Miscellanea ex mss. libris bibliothecae Collegii Romani Societatis Jesu, II. Roma 1754, 562–568. [s.XII] ProdLogos K.Manaphes, Θεοδρου Προδρμου λγος ες ωννην Θ´ γαπητν. ΕΕΒΣ 41 (1974) 223–242. [s.XII] ProdMeg Théodore Prodrome, Sur le grand et le petit (à Italicos). Texte grec inédit et notice par P.Tannery. Annuaire Assoc. ét. gr. 21 (1887) 104–119. [s.XII] ProdPapadim S.Papadimitriu, Feodor Prodrom. Odessa 1905. [s.XII] ProdPoemes E.Miller, Poèmes historiques de Théodore Prodrome. Revue archéologique, n.s. 25 (1873) 251–255. 344–348. 415–419; 26 (1873) 23–24. 153–157. [s.XII]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

615-620 620-621 ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире 621-622 622-628 ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА лит. форма, характерная для лит-ры Древнего мира, представляющая собой разновидность благословения; узком смысле - общее наименование 8 речений Господних в Нагорной проповеди 628-629 629-630 ЗАПОРОЖСКАЯ И МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ. Учреждена 27 июля 1992 г. на территории Запорожской обл. Украины, отделена от Днепропетровской епархии 630-631 ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв., располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества 631-635 635-636 ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист 636-637 638-640 ЗАРА ЯКОБ (1600-1693), эфиоп. мыслитель; считается основоположником философско-религ. свободомыслия на Африканском Роге 640-641 ЗАРЕМБА одно из названий помет в древнерус. музыкально-теоретических трактатах XVII в.- см. Пометы ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви 641-647 648-649 ЗАРИН Дмитрий Иванович (1862? - 1925), учитель пения, хоровой дирижер, автор методических пособий по церковному и светскому пению, общественный деятель 649-650 ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества 650-657 ЗАРНДЖА с. в горной местности (Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества 657-658 ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник 658-660 ЗАРУЦКИЙ Афанасий Алексеевич (2-я пол. 60-х гг. XVII в. - до 1723), прот., проповедник, автор панегириков 660-661 ЗАСУРСКИЕ ПРЕПОДОБНЫЕ (2-я пол. XIV - нач. XV в. (?)), 3 неизвестных по именам монаха, прославившиеся праведной жизнью

http://pravenc.ru/vol/xix.html

После принесения тела М. в обитель прп. Симеона святая до ее погребения явилась в светлой одежде и с сияющим лицом 2 ученикам. Она сказала, что Господь сопричислил ее не к мертвым, а к живым и она пришла помогать им бороться с диаволом, чтобы, победив его, они получили жизнь вечную. В субботу на погребение М. собрались народ и священнослужители из окрестных деревень и селений. Они заметили, что тело святой не имело никаких признаков разложения. Прп. Симеон велел похоронить тело М. справа от церкви, рядом со столпом. На следующий день после похорон церковному чтецу Иоанну явилась во сне М., с сиянием на лице восходившая по лестнице на столп к прп. Симеону, а над ее гробом он увидел херувимскую колесницу, запряженную шестикрылыми животными. После погребения М. братия возжигала над ее гробницей лампаду, но спустя нек-рое время стали забывать об этом. Прп. Симеон не напоминал им о лампаде, чтобы ученики не упрекали его в безмерном почитании матери. В то время эконом обители заболел дизентерией и находился почти при смерти. Ему явилась М. и сказала, что не нуждается в светильнике, но братия возжигает его для собственного спасения, побуждая ее к ходатайству за них перед Господом. Святая коснулась эконома частицей животворящего Тела Христова, к-рую держала в правой руке, и тот сразу же выздоровел. В благодарность эконом устроил так, чтобы перед гробницей М. горел неугасимый светильник (ActaSS. Mai. T. 5. P. 418). При гробе святой совершалось множество исцелений. Она явилась прп. Симеону и велела перезахоронить ее в юж. приделе церкви. Позднее здесь был погребен и прп. Симеон. Согласно Житию, М. преставилась 5 июля, однако во мн. календарях ее память указана под 4 июля. В ряде рукописей память М. отмечается 23, 24 мая или 25 мая, в день преставления ее сына - прп. Симеона Дивногорца. Краткое Житие М. содержится в визант. Синаксарях (SynCP. Col. 797-800) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524) под 5 июля, тогда как в стишных Синаксарях под этой датой приводятся только память М. и посвященное этой святой двустишие (Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 799-800). Только в стишных Синаксарях Житие помещено под 25 мая (Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 707-709). Под 4 июля Житие М. включено в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 27-28).

http://pravenc.ru/text/2562506.html

В Византийской империи почитание Е. Н. распространилось после перенесения части его мощей (вероятно, при имп. Константине I) в К-поль: главы - в Большой дворец и крови - в храм мучеников Сергия и Вакха. О мощах Е. Н. имеется упоминание у св. Антония , архиеп. Новгородского (после 1200; Книга Паломник. С. 19; Janin. Églises et monastères. P. 53). Празднование перенесения мощей Е. Н. впервые встречается под 11 марта в Синаксаре К-польской ц., откуда оно было заимствовано греч. и слав. Минеями. В К-поле память Е. Н. совершалась также в храме св. Апостолов близ мон-ря Сергия и Вакха (SynCP. Col. 179-180). Церковь во имя Е. Н., где, вероятно, хранилась часть мощей мученика, была в Риме. Впосл. там был погребен мч. Гордиан (BHL, N 3612-3613). В дальнейшем совместное почитание этих мучеников выделилось в самостоятельный культ Епимаха и Гордиана Римских с общей памятью 6, 9, 10 мая и 31 окт. Согласно синаксарному сказанию (SynCP. Col. 670; PG. 117. Col. 444-445 [Минологий Василия II]), оба мученика пострадали в Риме при имп. Юлиане Отступнике (361-363) (подробнее см.: Buck. Col. 706-708; Tock B.-M. Gordien et Epimaque//DHGE. T. 21. Col. 737-741). Их память отмечалась в к-польской ц. мч. Стратоника ( Janin. Églises et monastères. P. 478-479). В Коптской Церкви они стали почитаться 4 хатура (31 окт.) под именами Азириан и Епимах (SynAlex. Vol. 2. P. 251-252; SynAlex. (Forget). T. 1: [Versio]. P. 98-99). Е. Н. назван «Новым» по отношению к мч. Епимаху Александрийскому (см. в ст. Епимах и Александр ), с к-рым, однако, иногда отождествляется. Имеется свидетельство паломника Антония из Пьяченцы (ок. 570) о нахождении в Александрии мощей мч. Епимаха, однако неизвестно, о каком из 2 мучеников идет речь ( Anton. Placent. Itinerarium. 45). Ист.: BHG, N 593-595; BHO, N 274; Eutych. Annales. T. 6. P. 16; ActaSS. Oct. T. 13. Col. 712-718 [BHG, N 593]; Col. 720-723 [BHG, N 594]; Col. 724-725 [BHG, N 595]; Rossi F. I martirii di Geoore, Heraei, Epimaco e Ptolomeo con altri frammenti//Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Ser. 2. Torino, 1888. T. 38. P. 271-275 [BHO, N 274]; PG. 117. Col. 133-135 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 181-182, 529-530; Lemm O., von. Koptische Miszellen, N 91//ИИАН. Сер. 4. 1910. Т. 2. C. 1461-1464; SynAlex. Vol. 4. P. 382-384; Delehaye H. Le Calendrier d " Oxyrhynque pour l " année 535-536//AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 84 sq.; SynAlex. (Forget). T. 2: [Versio]. P. 119-120, 291; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 46 1- 463, 467; ЖСв. Окт. С. 634-636.

http://pravenc.ru/text/190029.html

Лазаря в Ларнаке, Кипр О рукоположении Л. во епископа Китийского сохранились противоречивые сведения. В Синаксаре К-польской ц. (архетип Х в.) говорится, что хиротонию совершил ап. Петр (SynCP. Col. 147). Традиционно считается, что Л. был поставлен в епископа проповедовавшими на Кипре апостолами Павлом и Варнавой (триодный Синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула, «Сокровище» Дамаскина Студита - Τριδιον κατανυκτικν. Αθναι, 1960. Σ. 346; Δαμασκηνς. 1751. Σ. 89) или только ап. Варнавой (сборник афонских преданий Patria, XV в. или не позднее нач. XVI в.- Γεδεν. 1885. Σ. 297; Λμπρος. 1912. Σ. 124). В Синаксаре К-польской ц. содержится еще одно противоречащее устоявшейся традиции сведение о том, что после своего воскрешения Л. прожил 18 лет (SynCP. Col. 147), тогда как визант. авторы, следуя за свт. Епифанием Кипрским, считают, что воскресший Л. прожил 30 лет ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66//PG. 42. Col. 88). Вероятно, автор синаксарного текста имел в виду годы епископства Л. в Китии. В Китии, на месте захоронения Л., в VI в. была сооружена 3-нефная базилика, имевшая примерно такие же размеры, что и существующий в наст. время храм. Она была разрушена во время араб. набегов. На месте алтаря жители построили небольшую часовню, из которой спуск вел в подземную гробницу Л. В 901/2 г. (устаревшие датировки: 890, 898) на месте раннехрист. базилики был обнаружен мраморный саркофаг с мощами и надписью: «Лазарь Четверодневный и друг Христов» (SynCP. Col. 146). Визант. имп. Лев VI Мудрый перенес мощи Л. в К-поль, а на месте их обретения построил величественный храм ( Georgii Monachi Vitae recentiorum imperatorum// Theophanes Continuatis, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus. Bonnae, 1838. P. 860; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 446; Arethae Scripta Minora. 1972. P. 7-8). Однако, как следует из позднейших описаний паломников, в столицу Византийской империи была увезена только часть мощей святого, а др. часть оставалась предметом поклонения на Кипре. Реликварий с главой прав.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Со средних веков в «Ж. И.» м. совершалось множество чудес, о некоторых из них известно из документов. Самые ранние из источников относятся к X в. (анонимное описание 47 чудес) и к нач. XI в. (4 чуда; см.: G é d é on M. I. Βυζαντινν ορτολγιον. Constantinopole, 1899. P. 126). Никифор Каллист приводит список из 63 чудес, 15 из к-рых имели место в его время (De sacris aedibus deque miraculis Deiparae ad Fontem//ActaSS. Nov. T. 3. P. 878-889). Имеются сведения о чудесах, происходивших в XVII в. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 280). К позднему времени относится легенда о монахе, жарившем рыбу во время захвата К-поля турками в 1453 г. Когда ему сообщили печальную новость, он ответил, что поверит в нее, лишь если рыбы оживут - и после этих слов поджаренные рыбы якобы попрыгали в воду. Косвенно эту легенду отражает та иконография «Живоносного Источника», где на переднем плане изображен небольшой бассейн с 3 рыбами. Но с др. стороны, место, где располагался «Ж. И.» м., имело тур. название Балыклы (рыбное место), что вполне вероятно могло базироваться на факте существования в «Ж. И.» м. водоема с рыбками (который сохранился по сей день). Из особых празднований в «Ж. И.» м., помимо упомянутого Вознесения Господня, на к-ром обычно присутствовал император, в мон-ре торжественно отмечались также: 8 янв. воспоминание о чуде в Кане Галилейской (SynCP. Col. 380; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 191), 9 июля годовщина освящения храма (SynCP. Col. 810; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 335), 16 авг. память о чуде, происшедшем в правление имп. Льва I, когда вода в источнике перестала на время бить, а потом полилась опять (SynCP. Col. 904). В пятницу Светлой седмицы в «Ж. И.» м. до наст. времени поется служба, составленная Никифором Каллистом. Ист.: Manuelis Philae Carmina/Ed. E. Miller. P., 1855. Vol. 1. P. 25, 66, 67, 73, 390, 399. Лит.: B é nay S. Le monastère de la Source à Constantinople//EO. 1899. Vol. 3. P. 223-228, 295-300; Janin. Églises et monastères. P. 223-228; Talbot A.-M. Epigrams of Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art//DOP. 1994. Vol. 48. P. 135-165.

http://pravenc.ru/text/182279.html

В греч. календарях память И. С. отмечается 21 февр. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 50; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 51; Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 236; Δπτυχα. 2009. Σ. 41). Кроме того, некий К-польский архиеп. Иоанн, упоминаемый под 30 или 31 авг. вместе с К-польскими архиепископами Александром I и Павлом III ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 110; SynCP. Col. 938; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 386), является, по мнению И. Делеэ и митр. Софрония (Евстратиадиса), одним лицом с И. С., поскольку 31 авг. упомянут как день смерти этого святого (SynCP. Col. 1038; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 233). Однако существуют др. трактовки этой календарной записи: в комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца И. С. отождествлен с Иоанном II Каппадокийцем ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 292-294), а архиеп. Сергий (Спасский) считал, что речь идет об Иоанне IV Постнике ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 345). Последняя т. зр. отражена в совр. календарях греч. Церквей (Δπτυχα. 2009. Σ. 212). Ист.: Eustathius. Vita Sancti Eutychii. 39-41//PG. 86b. Col. 2320-2321; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 38, V 13; Theoph. Chron. P. 240-241, 243, 248; Nicheph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 455; Victor Tununensis. Chronicon//PL. 68. Col. 937; Niceph. Const. Chronogr. P. 118; SynCP. P. 749; Mich. Syr. Chron. IV 30, X 31// Idem. T. 2. P. 249, 292-294, 296-297; Ioan. Ephes. Hist. eccl. 1935. Vol. 2. P. 105-106. Изд.: Бенешевич. ДСК. 1906-1907. Т. 1; Bene š evi V., ed. Ioannis Scholastici Synagoga L titulorum ceteraque eiusdem opera iuridica. Münch., 1937. Vol. 1. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 51; Т. 3. С. 80; Haury J. Johannes Malalas identisch mit dem Patriarchen Johannes Scholastikos?//BZ. 1900. Bd. 9. S. 337-356; DTC. T. 8. Col. 829-831; Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулов и другие юрид. сборники Иоанна Схоластика: (К древнейшей истории источников права греко-вост. Церкви). СПб., 1914; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1959. S. 144, 422-423; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1959. Vol. 2. P. 687-690; Va š ica J. Collectio 87(93) capitulorum dans les nomocanons slaves//Bsl. 1959. Vol. 20. P. 1-8; u ek I. Kormaja Kniga: Stud. on the Chief Code of Russ. Canon Law. R., 1964; Ven, P. van den. L " accesion de Jean le Scholastique aux siège patriarchal de Constantinople en 565//Byz. 1965. Vol. 35. P. 320-352; Allen P. Neo-Chalcedonism and the Patriarchs of the Late VIth Cent.//Byz. 1980. Vol. 50. P. 5-17; CPG, N 7550-7551; Wal, N. van der, Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio: Les sources du droit byzantin de 300 à 1453. Groningen, 1985; RegPatr, N 521-529; ODB. Vol. 2. Col. 1047; EEC. Vol. 1. P. 439; Maksimovi K. Aufbau und Quellen des altrussischen Ustjuger Nomokanons//FM. 1998. Bd. 10. S. 477-508; Белякова Е. В., Щапов Я. Н. Новеллы императора Юстиниана в рус. письменной традиции: К истории рецепции римского права в России. М., 2005. С. 15-39.

http://pravenc.ru/text/469582.html

VIII в.) кроме М. указаны Марк, племянник ап. Варнавы, еп. Аполлониады (в Вифинии?), и ап. Марк Иоанн, «который упоминается Лукой в Деяниях апостолов», епископ Библа ( Schermann. 1907. S. 124, 126, 141, 142; PG. 10. Col. 957). Эти сведения были включены в визант. Синаксари: напр., Синаксарь К-польской ц. упоминает под 30 июня в Соборе 70 апостолов Марка, племянника Варнавы, еп. Аполлониадского, и Марка Иоанна из Деяний св. апостолов, епископ Библа (SynCP. Col. 787). Помимо этого общего празднования оба Марка получают в календарях собственные дни памяти: ап. Марк Иоанн вместе с апостолами Аристархом и Зиной - 27 сент. В визант. Синаксарях эти 3 апостола имеют еще одну дату празднования - 27 апр. (SynCP. Col. 633-634). 30 окт. отмечается память ап. Марка, племянника ап. Варнавы, и апостолов Тертия, Иуста и Артемы. В визант. период существовали и др. даты памяти М. с теми же апостолами - 20 окт. (SynCP. Col. 153-154) и 21 или 22 июня (Ibid. Col. 761-762, 764). Ист.: BHG, N 1035-1038t; PG. 115. Col. 164-169; ActaSS. Apr. T. 3. Antw., 1675. P. XLVI-XLVII; P., 1863. XXXVIII-XL; Budge E. A. W. The Contending of the Apostles. L., 1899. T. 1. P. 257-264; 1901. T. 2. P. 257-264; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts. P., 1904. T. 1: St. Mark to Theonas (300). P. 141-148. (PO; 1/2); Lewis A. S. Acta Mythologica Apostolorum. L., 1904. P. 126-129; eadem. The Mythological Acts of the Apostles. L., 1904. P. 147-151; Halkin F. Actes inédits de St. Marc//AnBoll. 1969. Vol. 87. P. 343-371; Haile G. A New Version of the Acts of St. Mark//Ibid. 1981. Vol. 99. P. 117-134; Hubai P. The Legend of St. Mark: Coptic Fragments//Studia in honorem L. Foti. Bdpst, 1989. P. 165-189; Elanskaya A. I. The Literary Coptic Manuscripts in the A. S. Pushkin State Fine Arts Museum in Moscow. Leyden etc., 1994. P. 68-74. Лит.: Lipsius R. A. Die Apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. Braunschweig, 1884. Bd. 2. H. 2. S. 321-353; Lemm O., von. Zur Topographie Alexandriens//Bull.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

По мнению И. Делеэ, память И. К. отмечалась в визант. календарях 25 авг. (SynCP. Col. 1035). В этот день в Синаксарях содержится общая память К-польских патриархов Геннадия I (458-471), некоего Иоанна, Епифания (520-535) и Мины (536-552) (SynCP. Col. 924; Mateos. Typicon. T. 1. P. 383) и проводится краткое Житие свт. Мины, к дате смерти к-рого (24 авг. 552) приурочено поминовение всей группы патриархов. Т. к. И. К. на К-польской кафедре был предшественником свт. Епифания, перед к-рым упомянут некий патриарх Иоанн, то данное отождествление выглядит убедительным. Предположение, что И. К. поминается в визант. календарях 18 авг. как некий К-польский патриарх Иоанн, память которого отмечена вместе с К-польским патриархом Георгием I (676-686) (Jean le Cappadocien//DHGE. T. 26. Col. 374), маловероятно. Видимо, в памятной записи 18 авг. речь идет о патриархе Иоанне V , к-рый умер 18 авг. 675 г. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 250). Ист.: ACO. T. 3. P. 76-92; Avitus Viennensis. Ep. 7//PL. 59. Col. 227-228; Hormisda, papa. Epistulae//PL. 63. Col. 429, 443, 449, 480, 506; Victor Tununensis. Chronicon. AD 517//PL. 68. Col. 952; Niceph. Const. Chron. P. 117; Theoph. Chron. P. 164-166; Coll. Avel. Ep. 145-146, 150-151, 159, 161, 169, 171, 182-184. P. 589-592, 598-600, 607-610, 612-613, 624-628, 637-641, 833 (index); SynCP. Col. 924. Лит.: CPG, N 6828-6835; Hefele Ch. J. History of the Christian Councils. Edinb., 1895. Vol. 4. P. 116-123, 176-181; Сергий (Спасский). Месяцеслов Востока. Т. 3. С. 329; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 47-51; RegPatr, N 206-216; Vasiliev A. A. Justin the First. Camb., 1950. P. 161-197. (DOS; 1); DTC. T. 8. Col. 756; Кулаковский. История Византии. Т. 2. С. 19-23; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 303, 309, 362-363. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) ДИОНИСИЙ I (до 1410 - 1492), свт. (пам. греч. 23 нояб.), патриарх К-польский (1467 - 1471 или 1472, 1488 - 1490)

http://pravenc.ru/text/469580.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010