В рим. эпоху в Л. сложилась значительная христ. община, которая повлияла на развитие церковной жизни на Востоке Римской империи. Согласно преданию древней Церкви, 1-м епископом был ап. Лукий (Луций), один из учеников ап. Павла, упомянутый в Рим 16. 21. Древнейшие сведения о нем как о епископе Л. сохранились в «Синопсисе», который приписывается сщмч. Дорофею Тирскому. Почитание св. Лукия сохранялось в средние века в Византии; он упоминается в К-польском синаксаре под 22 апр. (X-XII вв.; SynCP. Col. 621-622). О епископах Л. сер. III - нач. IV в. известно из «Церковной истории» Евсевия Памфила. В нач. 50-х гг. III в. еп. Л. Филимидр наряду с Оригеном был в числе адресатов послания «О раскаянии» еп. Александрии свт. Дионисия Великого ( Euseb. Hist. eccl. VI 46). Преемниками Филимидра были Илиодор и Сократ (Ibid. VII 5, 32). Довольно многочисленные подробности известны о жизни 2 следующих епископов Л.- мч. Евсевия (см. ст. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел (пам. 4 окт.)) и свт. Анатолия , происходивших из Александрии. Ок. 259 г. Евсевий был диаконом Александрийской Церкви и сопровождал свт. Дионисия Александрийского в ссылках и заключении. Не будучи сам арестован, он тайно кормил и лечил узников-христиан (Ibid. VII 11. 24). Согласно тексту Евсевия Памфила, и Евсевий и Анатолий получили известность своей ученостью и риторическими талантами в Александрии. Анатолий даже занимал пост председателя городской курии (или по крайней мере был ее членом). Оба они оказались вовлечены в события гражданской войны в Александрии в 261-262 гг. в ходе длительной серии междоусобных войн эпохи кризиса Римской империи. В городе поднял мятеж Мусий Эмилиан, а присланные против него имп. Галлиеном в Египет войска осаждали городскую крепость Брухий. При этом Анатолий оказался среди запертых в крепости, а Евсевий - в занятой рим. воинами части города. Переписываясь друг с другом, они вскоре сумели организовать спасение большого числа людей из крепости. Анатолий уговорил мятежный совет выпустить из крепости тех, кто бесполезны для осады, а Евсевий добился от римлян прощения для всех освобожденных таким образом (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

Тимофея в Эфесе сообщается, что он после гибели ап. Павла был учеником И. Б. (SynCP. Col. 411). В синаксарном Житии мц. Ермионии, дочери ап. Филиппа (SynCP. Col. 14), говорится, что она отправилась с сестрой в Эфес поклониться И. Б., но нашла его уже преставившимся. Учеником И. Б. называется также сщмч. Евтихий (SynCP. Col. 715). В SynCP под 22 июля (Col. 834) сообщается, что после Вознесения равноап. Мария Магдалина переселилась в Эфес к И. Б., где после смерти ее погребли перед входом в пещеру Семи отроков. С зап. стороны храма ап. Иоанна в Эфесе на горе Ливат образуется комплекс почитаемых гробниц др. святых и лиц, связанных с апостолом (SynCP. Col. 664): ап. Тимофея, Марии Магдалины и Семи отроков на горе Хилетон, мц. Ермионии на одной из соседних гор, святых диак. Филиппа, мч. Адавкта, его дочери Каллисфены, мучеников-епископов Аристона, Аристовула и пустынника Павла поблизости. Согласно древнейшей редакции «Чуда архангела Михаила в Хонех» ( Bonnet M. Narratio de miraculo a Micaele Archangelo Chonis patrato//AnBoll. 1889. Vol. 8. P. 289-293), И. Б. предсказал возникновение храма арх. Михаила в Херотопе, близ г. Колоссы (позднее Хоны); после ухода апостолов Варфоломея, Филиппа и И. Б. (такая последовательность возникла под влиянием «Деяний Филиппа») в этом месте забил источник целебной воды. В SynCP под 3 дек. (Col. 275) говорится о прор. Софонии: «Был же он похож на Иоанна Богослова, с небольшой округлой бородой». Относительно пророка Амоса (SynCP. Col. 750) отмечается, что у него была «заостренная борода, подобно евангелисту Иоанну»,- может быть, здесь произошла путаница со свт. Иоанном Златоустом . А. Ю. Виноградов, А. А. Королёв Почитание на православном Востоке Базилика во имя ап. Иоанна Богослова в Эфесе, Турция. Между 548 и 565 гг. Базилика во имя ап. Иоанна Богослова в Эфесе, Турция. Между 548 и 565 гг. В совр. календарях Греческих Церквей и РПЦ 26 сент. отмечается преставление И. Б. Праздник 8 мая связан с исхождением от гробницы И. Б. в Эфесе некоего целебного праха (κνις), о к-ром упоминают визант.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

На основании различия между описанием подвига П. А. у Евсевия и в лат. Актах Л. С. Тиймон высказывал предположение о том, что в Актах и кн. «О палестинских мучениках» говорится о 2 различных святых (см.: Tillemont. Mémoires. T. 6. P. 748-750), однако уже И. С. Ассемани доказал, что в действительности речь идет об одном святом (см.: Assemani. Calendaria. T. 6. P. 58-62). В издании Acta Sanctorum П. А. ошибочно отождествляется также со святым IX в. прп. Петром Атройским (пам. 13 сент.; пам. греч. 3 янв.) на основании совпадений имени и даты лат. памяти П. А. с датой греч. памяти прп. Петра Атройского. Почитание В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) память П. А. указана дважды - под 11 янв. (здесь мученик именуется Петром Авселамом (Αυσελμος), сообщается, что он был казнен по приказу архонта Элевтеропольского; SynCP. Col. 386) и под 15 окт. (назван Петром Авессаломом (Αβεσσαλμ), рассказывается, что он был сожжен заживо в 6-й год гонений Диоклетиана и Максимиана; SynCP. Col. 141-142). По-видимому, составители Синаксаря подразумевали, что речь идет о различных святых. В рукописном визант. стишном Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582) память П. А. также встречается дважды и под различными именами: 12 янв.- под именем Петра Авесаламита (Αβεσαλαμτης; SynCP. Col. 385-386), 14 окт.- Авселама (SynCP. Col. 137-138). Под 15 окт. указана память П. А. в рукописном Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1589); здесь П. А. назван Петром Авессаломом, но сказание повторяет изложение Синаксаря К-польской ц. под 15 окт. (SynCP. Col. 139-140). Очевидно, в результате ошибки переписчика под той же датой в ином Синаксаре XII в. (сохр. также в составе ркп. Paris. gr. 1589) вместо памяти П. А. указана память 2 святых - «мучеников Петра и Авселама» (см.: SynCP. Col. 139-140). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) память П. А. указана 11 янв. и сопровождается кратким сказанием, в к-ром сообщается, что П. А. был схвачен за открытую проповедь Христа и сожжен заживо за отказ принести жертву идолам; во время казни мученик молился за всю вселенную и за мир св. Церквей (PG. 117. Col. 96-97).

http://pravenc.ru/text/2580366.html

Х в.- SynCP. Col. 564) или под 28 марта (Минологий имп. Василия II, кон. X - нач. XI в.- PG. 117. Col. 373; Синаксарь Paris. gr. 1617, 1071 г., и др.). В кратком синаксарном сказании говорится, что И. последовал за апостолами и служил им, а затем был рукоположен во епископа Нов. Патр (ныне Ипати, ном Фтиотида, Греция). И. обратил мн. язычников ко Христу, тогда иудеи, позавидовав ему, восстали против него вместе с идолослужителями. Вначале они сильно избили И. камнями и палками, а затем закололи мечом. Также И. упоминается под 8 апр. (в некоторых рукописях - под 7 апр.) в Синаксаре К-польской ц. вместе с др. апостолами от 70 Агавом и Руфом и называется епископом Патр в Ахайе (SynCP. Col. 591). В нек-рых др. визант. Синаксарях помимо Агава и Руфа также добавлены Флегонт , Ерма и др. (Paris. gr. 1587, XII в.; Paris. Coislin. 309, XIV в.); в них И. назван епископом Нов. Патр. В визант. Синаксарях в Соборе апостолов под 30 июня И. снова упомянут как епископ Патр (SynCP. Col. 786). В Патмосском Минологии (Patm. 254, X-XI вв.) краткое Житие И., Агава и Руфа помещено под 28 апр. (BHG, N 2174). В апостольских списках Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея упоминается также апостол по имени Родион (Ρωδων), ученик ап. Петра, обезглавленный в Риме при имп. Нероне вместе с ап. Олимпом ; при этом у Псевдо-Епифания указано, что о нем говорится у ап. Павла ( Epiphanius. Index discipulorum [Sp.] 45//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. T. Schermann. Lpz., 1907. P. 122; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei) 19//Ibid. P. 138). В визант. Синаксарях память Родиона (Ροδων), Олимпа, Сосипатра , Тертия , Ераста и Кварта обозначена под 10 нояб. (SynCP. Col. 209); он также включен в Собор 70 апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 788). Однако, поскольку в НЗ упоминается только И. и нет ап. Родиона, в поздней агиографической традиции эти апостолы были отождествлены. В «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского , в сказании об апостолах И., Агаве, Руфе, Асинкрите, Флегонте и Ермии (8 апр.) совмещены тексты биографий И.

http://pravenc.ru/text/674095.html

Росс. Вивл. изд. II, ч. XX, стр. 62). Но в этом году он подвергся только опале и «Сказание о Гришке Отрепьеве» справедливее замечает, что после пострижения Мстиславского в Кириллове монастыре он скончался там «по малех летех» (Р. И. Б. т. XIII, стб. 715; см. также Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 100). 1149 Марк был игуменом Кириллова монастыря 6 лет и 8 месяцев, приблизительно между июлем 1589 и августом – сентябрем 1595 года (См. ниже в главе III). 1150 Евпл был игуменом в Кирилловом монастыре шесть месяцев (Рукоп. Соф. библ. 1499, л. 18), вероятно, в конце 1595 года (не ранее как с августа–сентября) и в начале 1596 года (игуменство его не могло кончиться ранее февраля–марта). См. ниже в главе III. 1151 Здесь заканчивается в Рукоп. Кир. библ. 759–1016, лист 72 об., вслед за которым, очевидно, вырван лист. Пропуск (обозначенный в нашем издании скобками) восстановлен по Рукоп. Кир. библ. 754–1011, л. 38–45. 1152 «На горе старец Герасим преставился» не позже февраля 1604 года (Рукоп. Кир. мон. 8–608, л. 16). 1153 «Преставился старец Еулфереи соборной Кириллова монастыря в лето 7112 году месяца марта в 29 в 8 час. дни в четверток разнемогся в неделю пред вечернее в самый праздник Благовещениа Богородици» (Рукоп. Кир. библ. 665–922, л. 5 об.). 1154 Старец Симеон Иерусалимец значится умершим в мае 1606 года (Рукоп. Кир. мон. 22–622, л. 33 об.). 1155 Старец Боголеп, что в мире был Борис кожевник, значится умершим в мае 1606 года (Рукоп. Кир. мон. 21–621, л. 10 об.). 1158 Старец Иона Телега на Ивановском монастыре умер в сентябре 1606 года (Рукоп. Кир. мон. 22–622, л. 68). 1159 Старец Исаия Крохин умер на Ивановском монастыре в октябре 1606 года (Рукоп. Кир. мон. 22–622, л. 86). 1160 Старец Павел Мытов упоминается, как умерший, в расходных книгах за январь 1607 года (Рукоп. Кир. мон. 22–622, л. 120). 1161 Сорокоуст по старце Зосиме Малом был назначен в ноябре 1606 года (Рукоп. Кир. мон. 22–622, л. 93). 1162 Старец Селиван Колос умер в январе 1607 года (Рукоп. Кир. мон. 21–621, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В Синаксаре К-польской церкви (архетип кон. X в.) Н. поминается под 30 июня в Соборе св. апостолов (SynCP. Col. 786). В некоторых визант. стишных синаксарях XIV-XV вв. память Н. без сказания обозначена вместе с памятью апостолов от 70 Стахия, Амплия, Урвана под 31 окт. (Paris. gr. 1582. Fol. 108v - 109 - SynCP. Col.179-180; Codex Basileens. A. III. 16 - SynCP. Col. 183-184). Впосл. поминовение этих апостолов было внесено под 31 окт. в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и под 30 окт. вместе с ап. Аристовулом в Минею, изданную в Риме (1888-1902 гг.- SynCP. Col. 183-184). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 31 окт. Н. вместе с апостолами от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом посвящено двустишие, в краткой заметке говорится, что Н. «был поставлен епископом Афин, научал истине Евангелия, претерпел различные страдания и таким образом через мученичество завершил путь своего служения» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 460-461). При переводе визант. синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи под 31 окт. вошла только память апостолов Стахия, Амплия, Урвана, но без Н. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 282), т. о. воспроизводятся сведения из Василия II Минология 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 134-135). В стишные Прологи (XIV-XV вв.) память Н. включена вместе с теми же апостолами, но в сказании о его мученичестве, вероятно, пропущено сообщение о его проповеди ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2: Месец Октомври. С. 97). В синаксарных заметках все апостолы, кроме Н., представлены как ученики и спутники ап. Андрея, это привело к тому, что рус. исследователи кон. XIX - нач. XX в. ошибочно причислили и Н. к спутникам апостола ( Димитрий (Самбикин). 1907. С. 91). Под этими датами установилась память Н. и в рус. богослужебной традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 4, 339; Т. 3. С. 9). В ВМЧ под 31 окт. представлено сказание о Н. вместе с апостолами Стахием, Урваном и Амплием, но ничего не сказано о его епископстве, при этом приведены сведения из слав. стишных прологов о его мучении (ВМЧ. Окт., дни 19-31. Стб. 2060). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского память Н. вместе с памятью апостолов от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Апеллием и Аристовулом отмечена под 31 окт. и сказано, что он «в Афинах... Христово проповедовал Евангелие» и что Н. и др. апостолы «после многих трудов и подвигов блаженныя своя души в руки Господа предали» (Жития святых. М., 1764. Кн. 1. Л. 285). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, о Н. сказано, что его упоминает ап. Павел в своем Послании (Там же. Кн. 2. Л. 265). Эта информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 57; Окт. С. 637).

http://pravenc.ru/text/2564686.html

Впосл. тело И. было перенесено в К-поль, и там же был воздвигнут посвященный ей храм, где от мощей мученицы происходило множество исцелений (Ibid. P. 472). Прокопий Кесарийский в соч. «О постройках» сообщает о реставрации имп. Юстинианом I храма, посвященного мц. И.: «При входе в так называемые Золотые ворота налево стояла церковь святой Ии мученицы; император, застав ее уже в состоянии разрушения, восстановил со всей щедростью» ( Procop. De aedificiis. I 9 1). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 5 авг. говорится о праздновании памяти И. в 3 посвященных ей церквах: «Вне Золотых ворот и в Эптаскале и по ту сторону Стенона», т. е. Босфора ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100). Список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (Х в.) приводит эти сведения под 4 авг. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358). После взятия К-поля крестоносцами (1204) ц. мц. И. у Золотых ворот была разорена, а ее мощи перенесены в Манганский монастырь ( Delehaye. 1905. P. 472). Помимо основных дней памяти И. (5 авг. и 11 сент.) сведения о ней нередко помещались в рукописях под соседними датами. В тексте Ватиканского списка анонимного Мученичества днем кончины И. названо 5 авг., а в Венском списке - 3 авг. (Ibid. P. 461). Из авторитетных агиографических источников память И. под 5 авг. содержат Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 868) и Патмосский список Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 100), под 4 авг.- список Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 358) и греч. стишные Синаксари (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 867-868). Житие И. под 11 сент. в визант. Минеях-Четьих не встречается. Однако мы видим ее в Синаксарях и Минологиях (напр., в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 35-36; в Минологии имп. Василия II - PG. 117. Col. 41). При этом Синаксари семейства С по классификации И. Делеэ (SynCP. Col. 31-34), нек-рые стишные Синаксари (напр., в ГИМ. Син. греч. 391(355), XV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516) и греческая печатная Минея (Венеция, 1592) помещают сведения об И. под 10 сент., а Синаксарь Paris. gr. 1578, XV-XVI вв.,- под 9 сент. Под 25 сент. память И. внесена в Патмосский и Крестовый списки Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 9; Mateos. Typicon. T. 1. Р. 44) и в некоторые стишные Синаксари (напр., ГИМ. Син. греч. 390(354), 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 519).

http://pravenc.ru/text/1237985.html

(622-628) . С осени 621 г. И. переехал в загородный дворец в Иерии (азиат. пригород К-поля) и занялся подготовкой войск в лагерях в Вифинии. 5 апр. 622 г., на 2-й день Пасхи, состоялось торжественное прощание И. со столицей и c двором. После богослужения в соборе Св. Софии было проведено шествие войск во главе с императором, к-рый держал в руках знамя с изображением Спасителя ( Georgius Pisida. De expedicione persica. 1-2. 1959; Theoph. Chron. P. 302-303). С этого дня в течение почти 8 лет И. возвращался в К-поль лишь на краткие периоды; как правило, его сопровождала Мартина. Управление столицей и часть гос. дел были формально переданы старшему сыну И. Константину, при к-ром опекунами были патрикий Вон и патриарх Сергий. В 622-623 гг. состоялась 2-я крупная кампания И. против персов. Летом 622 г. И. продолжал тренировку войск и постепенно продвигал их на восток. Осенью он вступил в М. Армению, где разбил передовой отряд арабов - союзников персов. И. сумел заставить персид. войско Шахрбараза без сражения отступить из Каппадокии в Киликию и захватил неск. горных проходов через хребет Тавр. Зимой 622/3 г. в сражении в Киликии И. победил Шахрбараза, разбил лагерь персов, к-рые отступили дальше на восток. Эти события, вероятно, стали началом важного психологического перелома в сознании византийцев. Хронист прп. Феофан отмечает всеобщую радость от неожиданного успеха лишь недавно мобилизованных воинов, вчерашних ремесленников, в бою против регулярной армии персов ( Theoph. Chron. P. 305-306). Расположив свои войска на зимние квартиры вдоль Тавра, И. отправил письмо Хосрову II, предлагая заключить мир и угрожая в противном случае начать вторжение в Месопотамию (RegImp, N 179). В апр. 623 г. он получил ответ от Хосрова. Согласно версии арм. историка Себеоса, письмо Хосрова не только было оскорбительным для И., но и содержало недопустимые выпады против Христа. Шаханшах называл И. своим негодным рабом и требовал явиться с повинной к персидскому двору, чтобы получить прощение ( Себеос. 1862. Гл. 26. С. 100-101; письмо неизвестно в византийской традиции).

http://pravenc.ru/text/673855.html

TzetzBa L.Bachmann, Scholia in Homeri Iliadem, vol.I. Leipzig 1835, 746–845. [s.XII] TzetzEp Ioannis Tzetzae epistulae, rec. P.Leone. Leipzig 1972 (Index 190–218). [s.XII] TzetzEpilog H.Hunger, Zum Epilog der Theogonie des Johannes Tzetzes. BZ 46 (1953) 302–307. [s.XII] TzetzEpitMan Tzetzae iambi funebres ad Manuelem imperatorem, in: P.Matranga, Anecdota Graeca. Roma 1850, 619–622. [s.XII] TzetzHist Ioannis Tzetzae Historiae, rec. P.A.M.Leone. Napoli 1968 (Index 672–716). Iterum ed. P.A.M.Leone. Galatina 2007. [s.XII] TzetzIamb P.A.M.Leone, Ioannis Tzetzae Iambi. RSBN N.S. 6/7 (1969/70) 127–156. [s.XII] TzetzIl Tzetzae Allegoriae Iliadis, curante J.F.Boissonade. Paris 1851 (Index 405–414). [s.XII] TzetzIlMatr P.Matranga. Anecdota Graeca. Roma 1850, 599–618. [s.XII] TzetzIned S.Pétridès, Vers inédits de Jean Tzetzès. BZ 12 (1903) 568–570. [s.XII] TzetzKamat S.Pétridès, Epitaphe de Théodore Kamatèros. BZ 19 (1910) 7–10. [s.XII] TzetzLol Der unbekannte Teil der Ilias-Exegesis des Johannes Tzetzes (A 97–609), ed. A.Lolos. Königstein 1981 (Index 191–202). [s.XII] TzetzMetrPind Isaac Tzetzae de metris pindaricis commentarius, ed. A.B.Drachmann. Κøbenhavn 1925. [s.XII] TzetzOd H.Hunger, Johannes Tzetzes, Allegorien zur Odyssee. BZ 48 (1955) 4–48 [XIII–XXIV]; 49 (1956) 249–310 [I–XII]. [s.XII] TzetzPorph Ch.Harder, Johannes Tzetzes, Kommentar zu Porphyrius. BZ 4 (1895) 314–318. [s.XII] TzetzSchluß C.Wendel, Das unbekannte Schlußstück der Theogonie des Tzetzes. BZ 40 (1940) 23–26. [s.XII] TzetzStich Sp.Lampros, ωννου Τζτζου στχοι πολιτικο. ΝΕ 16 (1922) 192–197. [s.XII] TzetzTheog Iohannis Tzetzae Theogonia, ed. P.Matranga, Anecdota Graeca. Roma 1850, 577–598. [s.XII] Uran E.McGeer, Sowing the Dragon’s Teeth: Byzantine Warfare in the Tenth Century. Washington, D.C. 1995, 79–167: The Taktika of Nikephoros Ouranos, Chapters 56 through 65 (Index 371–392). UranIn J.-A. de Foucault, Inédits de Nicéphore Ouranos. TM 5 (1973) 281–312 (Index S.312). [s.X] UspChar Th.I.Uspenskij, Mnenija i postanovlenija konstantinopol’skich pomestnych soborov XI i XII vv. o razdae cerkovnych imušestv (charistikarii). IRAIK 5 (1900) 1–48. [s.XI/XII]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 28 марта приводится общее сказание о мученичестве М. и К., названном левитом, а также о мн. девах, женах и священнослужителях, пострадавших в Аскалоне и Газе (SynCP. Col. 565-568). Сведения о святых в целом соответствуют рассказу о них из «Церковной истории» Феодорита Кирского и отличаются лишь последовательностью изложения и нек-рыми деталями. Синаксарное сказание начинается с описания мученичества и исповедничества М. При этом разрушение М. языческого храма относится ко времени имп. Константина I Великого, тогда как Феодорит датирует его правлением имп. Констанция. После того как епископ мужественно перенес жестокие пытки и издевательства со стороны язычников, те вразумились, освободили его от наказания, просили прощения и впредь почитали как учителя, считая чудом его стойкость в вере. М. скончался в глубокой старости. Далее повествуется о К., местом страдания к-рого названа Финикия без к.-л. уточнений. В конце говорится о пострадавших в Аскалоне и Газе. Всех мучеников и исповедников из этого сказания объединяет только то, что они пострадали при имп. Юлиане Отступнике от разъяренной толпы язычников при попустительстве или одобрении властей. В некоторых византийских Синаксарях XII-XIV вв. (напр.: Paris. gr. 1568; Bodl. Auct. T. 3. 16; Paris. Coislin. 223 - SynCP. Col. 567-568), в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 150-152) сказания о М. и К. приведены под 29 марта; в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.) и нек-рых визант. Синаксарях XII-XIII вв.- под 30 марта (напр., Mess. 103; Paris. gr. 1624 - SynCP. Col. 571-572; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 61-62; Mateos. Typicon. T. 1. P. 260). Память М. и К., а также пострадавших в Аскалоне и Газе с двустишием и сказанием о них из греч. стишных Синаксарей вошла под 28 марта в слав. стишные Прологи XIV-XV вв. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. Т. 7. С. 83-85); в ВМЧ и в Четьи-Минеи свт. Димитрия , митр. Ростовского,- под 29 марта ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 52-53; Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 167-168 об.). Почитание на Западе

http://pravenc.ru/text/2562256.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010