Ист.: Strunk O. Specimina notationum antiquorum. Copenhagen, 1965. Pars suppl. P. 7. (MMB, Facs.; 7); Follieri E. , Strunk O. Triodium Athoum [: Cod. Vatop. 1488]. Copenhagen, 1975. Pars suppl. (MMB, Facs.; 9); Λμπερτς Ε. , Λτσας Ε. Κατλογος χειρογρφων Σκτης Αγου Δημητρου. Θεσσαλονκη, 1975; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. XXX-XLII; Τ. 2. Σ. 597; Τ. 3. Σ. 751, 758, 842; Χατζιακουμς Μ. Χειργραφα κκλησιαστικς μουσικς: 1453-1820. Αθνα, 1980. Τ φωτογραφικ δεγματα, 15; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи С.-Петербурга. М., 1996. Т. 1. С. 54-56, 578-579, 592-593, 622-623; 1999. Т. 2. С. 440, 452-453, 486, 487. Лит: Velimirovic M. Byzantine Composers in ms. Athens 2406//Essays presented to E. Wellesz. Oxf., 1966. P. 7-18; Гранстрем Е. Каталог греч. рукописей ленинградских хранилищ//ВВ. 1951-1971. Т. 16, 18-19, 23-25, 27, 31; Στθης Γ. Θ. Τ μουσικ χειργραφα//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση, στορα, τχνη. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. 1996. Τ. 2. Σ. 598-604, 679; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греч. Церкви. СПб., 1996. С. 112-114. Э. П. М. Жалованная грамота царей Иоанна V и Петра I Ватопедскому мон-рю. 1688 г. мон-ря находится на нижнем этаже башни Богородицы. Огромный массив греч. документов был систематизирован в кон. XIX - нач. ХХ в. ватопедскими иеродиаконами Анфимом и Вениамином. Они обработали ок. 150 кодиков, содержащих материалы с 1645 г. до ХХ в. Их дело продолжили др. археофилаксы, и в наст. время число кодиков с документами (до 1959) достигло 282. К визант. периоду относится ок. 250 документов (акты афонских мон-рей, хрисовулы визант. императоров, сигиллии К-польских Патриархов, перечни монастырского имущества и др.), к XVI в.- 43, к XVII-XVIII вв.- 5 тыс., к XIX-XX вв.- 300 тыс. документов. Румын. архив состоит из 12 659 документов, 25 свитков, 45 карт и 150 реестров, из к-рых на румын. языке написано 11020 документов, на греч.- 874, на рус.- 464, на слав.- 285, на др.- 30 документов. Наиболее ранний из них относится к молдав. господарю Александру Доброму (1428).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Лит.: Leclercq H. Laudes Gallicanae//DACL. T. 8. Col. 1898-1910; Tillyard H. J. W. The Acclamations of Emperors in Byzantine Ritual//Annual of British School at Athens. 1911-1912. Vol. 18. P. 239-260; Wagner P. Geschichte der Messe. Lpz., 1913. 1972r; Peterson E. ΕΙΣ ΘΕΟΣ. Gött., 1926; Hanssens I. M. Institutiones liturgicae de ritibus Orientalibus. R., 1930-1932. Bd. 2-3. N 1184-1190; Kantorowicz E. H. Laudes Regiae: A Study in liturgical Acclamations and medieval Ruler Worships. Berkeley; Los-Angeles, 1946. 19582; Wellesz Е. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxf., 1949. 1962r. N 2; Klauser Т. Akklamation//RAC. Bd. 1. Sp. 216-233; Delling G. Der Gottesdienst im Neuen Testament. B., 1952; Сюзюмов М. Я. Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточно-Римской империи IV века//Учен. зап. УГУ. 1952. Вып. 11. С. 84-134; Opfermann B. Die liturgischen Herrsher-Akklamationen im Sacrum Imperium des Mittelalters. Weimar, 1953; Levy K. Three Byzantine Acclamations//Studies in Music History: Essays for Oliver Strunk. Princenton, 1968; Treitinger O. Die oströmische Kaiser- und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im höflichen Zeremoniell. Bad Homburg v. d. Höhe, 1969; Liebeschuetz J. Antioch: City and imperial administration in the Later Roman Empire. Oxf., 1972; Lepelley C. Les cites de l " Afrique romaine au Bas-Empire. T. 1. P., 1979; Лебедева Г. Е. Социальная структура ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана). Л., 1980; она же. Некоторые проблемы эволюции городского плебса в ранневизантийском законодательстве IV-VI вв.//Из истории Византии и византиеведения. Л., 1991. С. 5-20; Reventlow H. G., Deichgräber R., Hall S. G., Schmidt-Lauber H.-Ch. Formeln, liturgische//TRE. Bd. 7. S. 252-271 [библиогр.]; Taft R. The Dialogue Before the Anaphora in the Byzantine Eucharistic Liturgy III: «Let us give thanks to the Lord - It is fitting and right»//OCP. 1989. Vol. 55. P. 63-74; Τρεμπλας Π. Ν. Α τρες λειτουργαι κατ τος ν Αθναις κωδκας. Αθναι, 19973.

http://pravenc.ru/text/63896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ КРИПТОФЕРРАТСКИЙ [греч. Αρσνιος τς Κρυπτοφρρης] (1-я пол. (?) XI в.), игум. мон-ря Гроттаферрата на юге Италии, греко-итал. гимнограф. Считается автором 3 богослужебных канонов (не вошедших в печатные Минеи) святых мучеников Вита , Армодия (пам. 11 мая) и прп. Ахиллия , еп. Лариссы. Х. Г. Бек считал вероятным авторство А. К. в отношении 4 самогласных стихир (или нек-рых из них), помещенных под именем Арсения в службах святых арх. Михаила (8 нояб.), апостолов Петра и Павла (29 июня) и прор. Илии (20 июля). Лит.: Emerau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1922. T. 21. P. 274; P é trid è s S. Arsène//DHGE. T. 4. Col. 748; Schiro G. Stefano italo-greco. Grottaferrata, 1947; Minisci T. Innologia greca per S. Vito martire tratta dai manoscritti di Grottaferrata//Silloge bizantina in onore di S. G. Mercati. R., 1957. P. 305-317; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 545, 608-609; Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxf., 1961. P. 239; Follieri E. Initia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Città del Vaticano, 1960-1966. Vol. 5.1. P. 256; AHG. T. 5. P. 84-94; T. 9. P. 91, 176; T. 10. P. 11; Σοφινος Δ. Ανκδοτος κανν το μρτυρος Αρμοδου συνταχθες π το Αρσενου τς Κρυπτοφρρης, ΙΑ αν//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Τ. 39/40. Σ. 96-109; Scz ö v é rffy. Hymnography. Part 1. P. 28; Pt 2. P. 60. В. В. В. Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем

http://pravenc.ru/text/76298.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010