О взаимовлияниях с галликанским обрядом свидетельствует, напр., сходство молитвы praefatio мессы на Рождество Христово в беневентанском Миссале X в. (Benev. VI. 33) с аналогичной молитвой в галликанской традиции (Missale francorum/Ed. L. K. Mohlberg. R., 1957. P. 171, 174). Сохранились рукописи (напр., Vat. Ottob. lat. 3), содержащие песнопения с беневентанской нотацией, надписанные как «амвросианские» (cantus ambrosianus). Хотя из сообщения о запрещении папой Стефаном X († 1058) «амвросианского пения» в Монте-Кассино следует, что в этом регионе и в эту эпоху «амвросианским» могли называть всякое пение, отличное от рим. (Chronicon Cassinense. II 94), исследователи находят в этих рукописях амвросианские (а также визант.) элементы. Характерные для миланской традиции обозначения интроита и оффертория - «ingressa» и «offerenda» - засвидетельствованы и в памятниках Б. о. (напр. в Градуалах: Benevento. Archivio di Stato. VI. 40, VI. 38, VI. 35). Схожей с амвросианской является и беневентанская схема воскресных евангельских чтений. Влияние визант. обряда имело место, вероятно, в VI-VIII вв. (в этот же период визант. песнопения появились и в пасхальной вечерне старого рим. обряда), проявилось в наличии в беневентанских рукописях (напр. Vat. lat. 4470, X в.) антифонов на поклонение Кресту в Великую пятницу на лат. и греч. языках, к-рые являются заимствованиями из визант. обряда, напр. «O quando in cruce confixerant» - «λδβλθυοτεΟτε[σε] σταυρ προσλωσαν» (         - тропарь 2-го гласа на 9-м часе Великой пятницы) ( Wellesz. P. 72-73). Ист.: Baumstark A., Dold A. Vom Sakramentar Comes und Capitulare zum Missale. Beuron, 1943; Le Codex 10673 de la Bibliothèque Vaticane, Fonds Latin (XIe siècle). S. l., 1931. Berne, 1971r, 1995r (Paléographie musicale; 14); Le codex VI. 34 de la Bibliothèque capitulaire de Bénévent (Xie-XIIe siècles). Tournai, 1937. (Paléographie musicale; 15); Gamber K. Codices liturgici latini antiquiores. Fribourg, 1968. Pars 2. P. 77-78, 217, 253; Loew E. A. A New List of Beneventan Manuscripts//Collectanea vaticana. 1962. T. 2. P. 211-244; Huglo M. Liste complementaire de manuscrits bénéventains//Scriptorium. 1964. T. 8. P. 89ff.; Le Missel de Bénévent VI-33/Introd. par J. Hourlier, tables par J. Froger. Berne, 1983. (Paléographie musicale; 20); Les Manuscrits en écriture bénéventaine de la Bibliothèque capitulaire de Bénévent. P., 1984. Vol. 1.; Ottawa; P.; Turnhout, 1997. Vol. 2, 3; Beneventanum troporum corpus/Ed. J. Boe and A. E. Planchart. Madison (Wis.), 1989-1994. 2 vols; Benevento, Biblioteca capitolare: [Codex] 40: Graduale/A cura di N. Albarosa e A. Turco. Padova, 1991; Les témoins manuscrits du chant bénéventain/[Sous la dir. de] T. F. Kelly. Solesmes, 1992. (Paléographie musicale; 21).

http://pravenc.ru/text/78018.html

Humboldt 1909 — W. Humboldt Gesammelte Schriften. 1–te Abt. Bd. VIII. В., 1909. Kemp 1958 — Deutsche geistliche Dichtung aus Tausend Jahren/Hrsg. v. F. Kemp. Miinchen, 1958. Lehmann 1941 — P. Lehmann. Erforschung des Mittelalters. Lpz., 1941. Lewis 1967 — C. S. Lewis. The Discarded Image. An Introduction to Medieval and Renaissance Literature. Cambridge, 1967. Lisowsky 1958 — Konkordanz zum hebraischen Alten Testament. Nach dem von Paul Kahle in der Biblia hebraica ed. Rudolf Kittel besorgten Masoretischen Text. Unter verantw. Mitw. von Leonhard Rost ausgearb. und gesghrieben von Gerhard Lisowsky. 2te Aufl. Stutgart, 1958. Loofs 1924 — F. Loofs. Paul von Samosata («Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur», 44, 5). B. —Lpz., 1924. Ouspensky 1960 — L. Ouspensky. Essai sur la theologie de l " lcone dans l " Eglise orthodoxe. P., 1960. Philips 1876 — G. Philips. The Doctrine of Addai. L., 1876. Rae 1892 — G. Μ. Rae. The Syriac Church in India. Edinburgh–London, 1892. Ritzel 1958 — W. Ritzel. Selbsverstandnis in den «Confessions». Wilhelmshaven, 1958. Ronen 1979 — Omry Ronen. An approach to Mandelstam. Jerusalem, 1979. Sellin, Fohrer 1969 — E. Sellin, G. Fohrer. Einleitung in das Alte Testament. 2. Aufl. Heidelberg, 1969. Schelling 1859 — F. W. J. von Schelling. Samtliche Werke. I. Abt. Bd. 5. Stuttgart–Augsburg, 1859. Staiger 1939 — E. Staiger. Die Zeit als Einbildungskraft des Dichters. Zurich, 1939. Taranovsky 1976 — Kiril Taranovsky. Essays on Mandelstam. Harvard, 1976. Wellesz 1949 — E. Wellesz. A History of Byzantine Music and Hymnography. Ox., 1949. Wellesz 1957 — E. Wellesz. The Akathistos Hymn I I «Monumenta musical Bysantinae», 9. Copenhagen, 1957. Wellesz 1966 — E. Wellesz. Studien in Eastern Chant. L., 1966. Werner 1959 — E. Werner. The Sacred Bridge: The Interdependence of Liturgy and Music in Synagogue and Church during the First Millenium. L. —N. Y., 1959. Xydes 1948 — Th. Xydes. Die jambischen Kanones des Johannes von Damascus. Alten, 1948. notes Примечания 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i..: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.reisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.eck H. G. Kirche und theologische Literatur im.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i..: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Humboldt 1909 – W. Humboldt Gesammelte Schriften. 1-te Abt. Bd. VIII. В., 1909. Kemp 1958 – Deutsche geistliche Dichtung aus Tausend Jahren/Hrsg. v. F. Kemp. Miinchen, 1958. Lehmann 1941 – P. Lehmann. Erforschung des Mittelalters. Lpz., 1941. Lewis 1967 – C. S. Lewis. The Discarded Image. An Introduction to Medieval and Renaissance Literature. Cambridge, 1967. Lisowsky 1958 – Konkordanz zum hebraischen Alten Testament. Nach dem von Paul Kahle in der Biblia hebraica ed. Rudolf Kittel besorgten Masoretischen Text. Unter verantw. Mitw. von Leonhard Rost ausgearb. und gesghrieben von Gerhard Lisowsky. 2te Aufl. Stutgart, 1958. Loofs 1924 – F. Loofs. Paul von Samosata («Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur», 44, 5). B. -Lpz., 1924. Ouspensky 1960 – L. Ouspensky. Essai sur la theologie de l " lcone dans l " Eglise orthodoxe. P., 1960. Philips 1876 – G. Philips. The Doctrine of Addai. L., 1876. Rae 1892 – G. M. Rae. The Syriac Church in India. Edinburgh-London, 1892. Ritzel 1958 – W. Ritzel. Selbsverstandnis in den «Confessions». Wilhelmshaven, 1958. Ronen 1979 – Omry Ronen. An approach to Mandelstam. Jerusalem, 1979. Sellin, Fohrer 1969 – E. Sellin, G. Fohrer. Einleitung in das Alte Testament. 2. Aufl. Heidelberg, 1969. Schelling 1859 – F. W. J. von Schelling. Samtliche Werke. I. Abt. Bd. 5. Stuttgart-Augsburg, 1859. Staiger 1939 – E. Staiger. Die Zeit als Einbildungskraft des Dichters. Zurich, 1939. Taranovsky 1976 – Kiril Taranovsky. Essays on Mandelstam. Harvard, 1976. Wellesz 1949 – E. Wellesz. A History of Byzantine Music and Hymnography. Ox., 1949. Wellesz 1957 – E. Wellesz. The Akathistos Hymn I I «Monumenta musical Bysantinae», 9. Copenhagen, 1957. Wellesz 1966 – E. Wellesz. Studien in Eastern Chant. L., 1966. Werner 1959 – E. Werner. The Sacred Bridgë The Interdependence of Liturgy and Music in Synagogue and Church during the First Millenium. L. -N. Y., 1959. Xydes 1948 – Th. Xydes. Die jambischen Kanones des Johannes von Damascus. Alten, 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.reisgau, 1932. S. 166–167;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i..: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.reisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.eck H. G. Kirche und theologische Literatur im.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.reisgau, 1932. S. 166–167;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i..: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957;.: Wellesz E. The Akathistos Hymn. Copenhagen, 1957; Bardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.ardenhower 0. Geschichte der altchristlichen Literatur. V. Freib. i. Breisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.reisgau, 1932. S. 166–167; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.eck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.yzantinischen Reich. München, 1959. S. 427–428; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28.yzantine Cantica (WBS. V). Wien, 1968. S. 17–28. 817 Dölger F. Dielger F. Die byzantinische Dichtung in der Reichsprache. Berlin, 1958. S. 53–55; Wellesz E. The Akathistos Hymn. P. XXVII; Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. S. 427–428; Krypiakiewicz P. F. De hymni Acathisti auctore//BZ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Известно, что на празднование Акафиста в XIV в. во дворце совершалась агрипния, при которой император не присутствовал (Pseudo-Kodinos. Traite, 230.23–33); икона Одигитрии, пребывавшая во дворце в течение всего этого периода выставлялась рядом с иконой Богоматери Никопеи (там же, 228.1–3; 221.1–12). Cp.: Myslivec J. Iconographie Akathistu Panny Marie//SemKond. 5 (1932), p.97–130. 116 Основной источник приписывается Феодору Синкеллу, см.: Theodore Synkellos. Analecta Avarica. Ed. L. Sternbach. Cracow, 1900, особ. 24.10–15 (переизд. c франц. перев. в кн.: Makk F. Traduction et commentaire de l’homelie ecrite probablement par Theodore le Syncelle sur le siege de Constantinople en 626. Szeged, 1975, особ. p.46, 96). Cp. также: Szadeczky-Kardoss S., Der Т., Olajos Т. Breviarium Homiliae Theodori Syncelli Obsidione avarica Constantinopolis//AnalBoll. 108 (1990), c.147–182; Frolow A. La dedicace (прим. 4, p.93–97); Cameron A. Images of Authority: Elites and Icons in Late Sixth-Century Byzantium//Past and Present. Aug. 1979 (переизд. в кн.: Cameron A. Continuity and Change in Sixth-Century Byzantium. L., 1981), p.3–35, особ.5–6, 20–22. 117 Triodion, c.506–516 (для воскресного Акафиста); англ. пер. в кн.: The Lenten Triodion, р.422–437. Многие современные исследователи приписывают акафистный гимн Роману Сладкопевцу ; ср., в частности: Grosdidier Le Matons J. Romanos le Melode et les origines de la poesie religieuse a Byzance. P., 1977, p.32–36; Wellesz E. The Akathistos Hymn//Monumenta Musicae Byzantinae Transcripta 9. Copenhagen, 1957, p.XX–XXXIII (c изданием текста, p.LXVIII– LXXX); Martinez G. de A. EI Himno (прим. 80), p.55–61; Pätzold A. Der Akathistos-Hymnos, S.3–8. Существует предположение, что гимн мог быть в действительности составлен не на празднование Благовещения, а на другой богородичный праздник, приходившийся после Рождества. 118 Wellesz Е. The Akathistos Hymn, p.LXVIII. Традиционный церковно-славянский перевод с греческого начинался со слов «Взбранная Воеводе победительная...». Нет никакой уверенности, что прооймион принадлежит Сергию; патриарх Герман также назывался в числе его вероятных авторов, в связи со снятием арабской осады города 24 марта 719 г., см.: Wellesz E. «The Akathistos»: А Study in Byzantine Hymnography//DOP. 9–10 (1956), p.143–147, особ.147, 152; Grosdidier de Matons J. Romanos, p.34.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МНОГОЛЕТИЕ Многолетие (многолетствование), песнопение с пожеланием долгих лет жизни, исполняемое во время богослужения или внебогослужебного обряда. В византийской традиции М. представлены различными по тексту и литургическому применению песнопениями. Наиболее ранним источником, в к-ром выписаны нотированные М. «Πολλ τη» (Многая лета), вероятно, является Анфология 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144 - М. визант. имп. Андронику III). М. здесь представлены в 2 вариантах на 4-й глас. Аналогичный по напеву образец приводится в статье Г. Тильярда по рукописи 1433 г. (Ath. Pantokr. 214), где 1-й раз «Πολλ τη» распевается орнаментированно, а после имени имп. Иоанна VIII Палеолога и К-польского патриарха Иосифа II повторяется в более простом силлабическом стиле. Подробную информацию о способе исполнения М. можно получить из рубрик певческих рукописей 1416/1417-1425 гг. (Athen. Bibl. Nat. 2061. Fol. 73-74) и 1376-1385 гг. (Athen. Bibl. Nat. 2062. Fol. 55v - 56). Во 2-й из этих рукописей, содержащей М. визант. императорам Иоанну V и Андронику IV Палеологам, выписаны последовательно М., исполняемые доместиком , а затем антифонно 2 хорами; народ (λας) повторяет М., по всей вероятности, речитацией (см. транскрипцию в кн.: Wellesz. 1961. P. 118-120). Респонсорную форму исполнения М. (т. е. чередование пения доместика или протопсалта и причта) отмечал К. Д. Ливи , основываясь на рукописях Ath. Laur. Ε. 173 (1436 г.), Sinait. gr. 1251 и 1584 (между 1427 и 1440 гг.) (см.: Levy. 1968. P. 48). Э. Веллес обнаружил сходство этих мелодических версий М. с песнопением «Kyrie» по напеву «Jesu Redemptor», что, по его мнению, указывает на древнее происхождение визант. мелоса М., представленного в рукописях XIV-XV вв. ( Wellesz. 1961. P. 120-121). В последующие столетия в певч. искусстве визант. традиции создавались разнообразные версии и варианты М., атрибутируемые различным мелургам. Одним из наиболее ранних авторов мелоса «Τν δεσπτην κα ρχιερα» (Владыку и архиерея) на глас βαρς (7-й) считается прп. Иоанн Кукузель , хотя, как в рукописях, так и в печатных изданиях, эта версия М. часто называется древней и имя мелурга не указывается (см.: Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 327-329).

http://pravenc.ru/text/2563872.html

Ware. Introductory Note ­­ K. Ware. Introductory Note.– The Philokalia. The Complete Text. Translated om the Greek by G.E.H.Palmer, Philip Sherard and Kallistos Ware. Vol.3. London – Boston, 1984. P. 282–284. Ware. Traités ­­ К . Ware. Introduction.– Marc le Moine. Traités spirituels et théologiques. Bellefontaine, 1985. P.IX-LI. Ware. Meaning ­­ Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast.– The Lenten Triodion. London, 1977. P. 13–68. Ware. Monk ­­ K. Ware. The Monk and the Married Chris­tian.– ECR6, 1. 1974. P.72–83. Ware. Mystery ­­ K. Ware. The Mystery of God and Man in St Symeon the New Theologian.– Sobornost 64. London, 1971. P.227–236. Ware. Pathos ­­ К. Т . Ware. The Meaning of «Pathos» in Abba Isaias and Theodoret of Cyrus.– Studia Patristica, XX. Louvain, 1989. P.315–322. Ware.  Symeon  ­­ T. Ware.  Symeon der Neue Theologe.– LTKIX. 1964. P.1215–1216. Ware. Synagoge ­­ K. Ware. Prayer and the Sacraments in the Synagoge.– The Theotokos Evergetis and Eleventh-Century Monasticism. Ed. M.Mullet and A.Kirby. Belfast, 1994, 325–347. Ware. Transfiguration ­­ T. Ware. The Transfiguration of the Body.– Sobornost 48. London, 1963. P.420–434. Wellesz. History ­­ E. Wellesz. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1967. Wheeler Robinson. Man ­­ H.Wheeler Robinson. The Christian Doctrine of Man. Edinburgh, 1926. Williams. Fall ­­ N.P. Williams. The Ideas of the Fall and of Original Sin. London, 1927. Wilson. Libraries ­­ N. G. Wilson. The Libraries of the Byzantine World.– Greek, Roman and Byzantine Studies 8. Durham, 1967. P.53–80. Wilson. Scholars ­­ N.G.Wilson. Scholars  of  Byzantium. London, 1983. Wingren. Man ­­ G. Wingren. Man and the Incarnation. A Study in the Biblical Theology of Irenaeus. Philadelphia, 1959. Winslow. Dynamics ­­ D.F. Winslow. The Dynamics of Salvation. A Study in Gregory of Nazianzus. Philadelphia, 1979. Wirth. Θεολγος ­ P.Wirth. Καινς θεολγος.– Oriens Christianus, 45. Wiesbaden, 1961. P. 127–128. Wolfson. Philosophy ­­ H.A. Wolfson. The Philosophy of the Church Fathers. Cambridge, Massachusetts – London, 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1927. Bd. 7. S. 1-23; Antiphonale Missarum Sextuplex/Ed. R. J. Hesbert. Brux., 1935; Bukofzer М. The Music of the Laudes// Kantorowicz E. Laudes Regiae. Berkeley, 1946, 1967. P. 188-221; Wellesz E. Eastern Elements in Western Chant. Copenh., 1947. (MMB. Subs.; 2); Huglo M. La mélodie grecque du Gloria in excelsis//RGrég. 1950. Vol. 29. P. 30-40; idem. Les Preces des graduels aquitains empruntés à la liturgie hispanique//Hispania sacra. Barcelona; Madrid, 1955. Vol. 8. P. 361-383; idem. Les Chants de la Missa greca de Saint-Denis//Essays presented to E. Wellesz/Ed. J. Westrup. Oxf., 1966. P. 74-83; Anglès H. Latin Chant before St. Gregory//The New Oxford History of Music. Oxf., 1954. Vol. 2. P. 58-91; Gindele C. Die gallikanischen «Laus perennis»-Klöster und ihr Ordo officii//RBén. 1959. Vol. 69. P. 32-48; idem. Der Alleluiaticus: ein elementares Kennzeichnen vorbenediktinischer Psalmodie//Studien und Mitteilungen zur Geschichte des benediktinischen Ordens und seiner Zweige. Salzburg, 1967. Bd. 78. S. 308-320; Claire J. L " évolution modale dans les répertoires liturgiques occidentaux//RGrég. 1962. Vol. 40. P. 196-211, 229-248; idem. Les répertoires liturgiques latins avant l " oktoechos//EGrég. 1975. Vol. 15. P. 11-192; idem. Le cantatorium romain et le cantatorium gallican: Étude comparée des premières formes musicales de la psalmodie//Orbis musicae. Tel-Aviv, 1990/1991. Vol. 22. P. 50-86; Levy K. The Byzantine Sanctus and its Modal Tradition in East and West//Annales musicologiques. P., 1958-1963. Vol. 6. P. 7-67; Gamber K. Codices liturgici latini antiquiores. Fribourg, 19682. N 201-229, 250-266, 270-298, 410; Müller L. Eine westliche liturgische Formel in Ilarions Lobpreis auf Vladimir den Heiligen//L " Annuaire de l " Institut de Philologie et d " Histoire Orienmales et Slaves. 1966/1967. Brux., 1968. Vol. 18. P. 299-305; Weiss G. Introitus-Tropen. Tl. 1: Das Repertoire der südfranzösischen Tropare des 10. und 11. Jh. Kassel, 1970. (MMMA; 3); Van der Mensbrugghe A.

http://pravenc.ru/text/161590.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010