Kollwitz, J. Oströmische Plastik der theodosianischen Zeit. Mit einem Beitrag von P. Schatzmann. Berlin, de Gruyter, 1941. IV, 206 S. 7 Bl. Abb., 56 Taf. Niederle, L. Pispvky k vyvoji byzantskych šperk ze IV–X stoleti. Praha, C. Akademie, 1930. 154 p. Peirce, H. and Tyler, R. Three Byzantine works of art. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, 1941. 26 p., 30 1. ill. (Half title: Dumbarton Oaks papers, 2). Talbot, R. Byzantine glazed pottery, with an introd. by Bernard Rackham. New York, Oxford Univ. Press, 1930. XII, 120 p., 21 pi. Tiby, O. La musica bizantina. Teoria e storia. Milano, Bocca, 1938. VIII, 213 p. 8 tav. Wellesz . E. Tresor de musique byzantine. I. Paris, L’oiseau Lyre, 1934. 22–39 p. Tardo, L. L’antica melurgia bizantina nell interpretazione della Scuola monastica di Grottaferrata. Roma, Coll. Meridionale Editr., 1938. XXI, 402 p. Tillyard. H. J. W. Handbook of the middle byzantine musical notation. Kobenhavn, Levin & Munksgaard, 1935. 50 p. Hoeg, C. La notation ekphonetique. Kobenhavn, 1935. 162 p. Theocharidis, G. J. Beiträge zur Geschichte der Profantheater im IV und V Jahrhundert hauptsächlich auf Grund der Predigten des Johannes Chrysostomos, Patriarchen von Konstantinopel. [Diss.] München, Thessaloniki, 1940. 126 S. Страны, связанные с Византией De Lacy O’Leary, E. The Ethiopian Church. Historical notes on the Church of Abyssinia. London, Soc. for Promoting Christ, knowl., 1936. 79 p. Kraus, J. Die Anfänge des Christentums in Nubien. [diss.] Münster, 1930. VIII, 156 S. Monneret de Villard, U. Storia delle Nubia cristiana. Roma, Pontif. 1st. di Stud. Orient. 1938. 250 p., 1 ill., 10 cart. (Orientalia Christiana Analecta, 118). Oliverio, G. II decreto di Anastasio I sul’ordinamento politico- militare della Cirenaica. Iscrizioni di Tocra, El Chamis, Tolemaide, Cirene. Bergamo, 1st. ital. arti grafiche, 1936. 135–283 p., ill., tav. (Docum. antichi dell’Africa Ital. Vol. II: Cirenaica, fasc. 2). Schwartz, A. Der Kampf der arianischen Vandalen gegen die Kirchenpolitik Roms und Byzanz. Leipzig, Klein, 1938. 77 S.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Τ. 1; Schneider H. Die biblischen Oden//Biblica. R., 1949. Vol. 30. P. 28-65, 239-272, 433-452, 479-500; Mateos J. Quelques problèmes de l " orthros byzantin//Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 1961. T. 11. P. 17-35, 201-220; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. 1961; Longo A. Il testo integrale della Narrazione degli abati Giovanni e Sofronio attraverso le Hermineiai di Nicone//RSBN. N. S. 1965/1966. Vol. 12/13. P. 233-267; Baar A. H., van den. A Russian Church Slavonic kanonnik (1331-1332): A Comparative Textual and Structural Study Including an Analysis of the Russian Computus. (Scaliger 38B, Leyden Univ. Library). The Hauge, 1968; Bernhard L. Der Ausfall der 2. Ode im byzantinischen Neunodenkanon//Heuresis: FS f. A. Rohracher/Hrsg. T. Michels. Salzburg, 1969. S. 91-101; Follieri E. The «Initia Hymnorum Ecclesiae Graecae»: A Bibliogr. Suppl.//Studies in Eastern Chant. L.; N. Y., 1971. Vol. 2. P. 35-50; Μιτσκης. Βυζαντιν μνογραφα. 1971; Τωμαδκης Ε. Ι. Καννες τς Παρακλητικς Πρς κριτικν κδοσιν τν νεκδτων κα λλιπς κδεδομνων//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Τ. 39/40. Σ. 253-274; idem. Βυζαντιν μνογραφα. 1993; Velimirovi M. The Byzantine Heirmos and Heirmologion//Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift L. Schrade. Bern: Münch., 1973. S. 192-244; Ξδης Θ. Βυζαντιν μνογραφα. Αθναι, 1978; Sz ö verffy. Hymnography; Taft R. F. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//DOP. 1988. Vol. 42. P. 179-194; Hannick Chr. Reference Materials on Byzantine and Old Slavic Music and Hymnography//J. of the Plainsong and Medieval Music Society. Sutton (Surrey), 1990. Vol. 13. P. 83-89; Δετορκης Θ. Η Βυζαντιν θρησκευτικ ποηση κα μνογραφα. Ρθυμνο, 1992; Лурье В. М. «Повествование отцов Иоанна и Софрония» (BHG 1438w) как литургический источник//ВВ. 1993. Т. 54. С. 62-74; он же. Этапы проникновения гимнографических элементов в структуру всенощного бдения иерусалимского типа и ее производные//Византинороссика. СПб., 1995. Т. 1: Литургия, архитектура и искусство визант.

http://pravenc.ru/text/1470225.html

1175 Воскресная утренняя молитва обнаруживает, сверх того, близость к анонимному Слову о Лазаревом воскресении, которое, возможно, также было написано Кириллом: Рождественская Μ.В. О жанре Слова о Лазаревом воскресении//ТОДРЛ. 1972. Т.27. С. 111, 115. См. ниже, прим. 1213 и сл. 1177 О деисусе см . von Bogyay T. Deesis und Eschatologie//Polychordia: FS F.Dölger. (Byzantinische Forschungen. Bd.2). Amsterdam, 1967. Bd.2. S.59–72 [cp.: idem. Bemerkungen zur Deesis-Forschung//FS K.Wessel – in memoriam/Hg. Μ. Restle. München, 1989. S.49–55. – Прим. изд. (К.А.)]. 1178 PG. Т.92. Col. 1335 А–1348 А; новое изд.: Wellesz Е. The Akathistos Hymn. (Monumenta Musicae Byzantinae Transscripta. T.10). Copenhague, 1957 [последнее, критич. изд. (по девяти спискам) см.: Trypanis С.А. Fourteen Early Byzantine Cantica. (WBS. Bd.V). Wien, 1968. P. 17–28 (комментарий), 29–39 (текст); критич. изд. древнейшей славянской версии (по семи спискам): Filonov Gove A. The Slavic Akathistos Hymn: Poetic Elements of the Byzantine Text and its Old Slavonic Translation. (Slav.Beitr. Bd.224). München, 1988. S.225–275. – Прим. изд. (К.А.)]. 1180 См. об этом месте и аналогичных случаях (канон): Spengler А. Gebete für den Herrscher im frühmittelalterlichen Abendland und die verwandten Anschauungen im gleichzeitigen Schrifttum. Göttingen, 1950 (машиноп. дисс.). 1182 Упоминание двух последних представляет собой, несомненно, позднейшее добавление, равно как и имена московского митрополита Ионы, Варлаама Хутынского и Евфросинии Полоцкой. 1184 О форме “великого канона”, изобретенной Андреем Критским (PG. Т.97. Col. 1306–1444 ), см.: Vailhé S. S.André de Crete//EchOr. 1901/1902. T.5. P. 378–387; Виноградов А. Св. Андрей, архиепископ критский//ХрЧт. 1902. Февраль. С. 247–269; Emerau С. Hymnographi byzantini//EchOr. 1922. Т. 21. Р. 267–271; Iljine V. Le mystère de la pénitence et le grand canon de S. André de Crete//Mess, de I’Exarch. du Patriarc. russe en Europe Occident. 1951. P. 8–16; Chrestos P.K. Μγας Κανν Ανδρεου το Κρτης. Thessalonike, 1952; Beck H.-G. (прим. 141). S. 500–502; Henning J. The “Megas Kanon” of Andrew of Crete and the “Félire” of Oengus the Culdee//Medieval Studies. 1963. T.25. P. 280–293. В древнерусском языке “великий канон” получил название “мефимон”: Фасмер Μ. (прим. 892). Μ., 1986. Т.2. С.611 [от греч. μεθ’μν, “с нами”, по начальным словам канона. – Прим, перевод.]; ПСРЛ. Т.1. Стб.428.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vryonis S. Byzantium and Europe. London, 1967. Vryonis S. The decline of medieval Hellenism in Asia Minor and the process of Islamization from the eleventh through the fifteenth century. Berkeley, 1971. Vryonis S. Byzantium: its internal history and relations with the Muslim world. London, 1971. Walter C. Art and ritual of the Byzantine church. Aldershot, 1982. Weiss G. Byzanz: Kritischer Forschungs- und Literaturbericht 1968–1985. Munchen, 1986. Weitzmann K. Studies in classical and Byzantine manuscript illumination. Chicago, 1971. Weitzmann K. Ivories and steatites. Washington, 1972. Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1961 (2 ed.). Wharton A.J. Art of Empirë painting and architecture of the Byzantine periphery: a comparative study of four provinces. University Park, 1988. Whittow M. (ed.). Byzantium: the economic turn. Oxford, 2010. Wilson N.G. Scholars of Byzantium. London, 1996 (2 ed.). Winkelmann F., Brandes W. (hrsg.). Quellen zur Geschichte des frühen Byzanz (4.–9. Jahrhundert): Bestand und Probleme. Berlin, 1990. Zakythinos D. Byzancë Etat, Société, Economic London, 1973. История византиноведения Басаргина Е.Ю. Русский археологический институт в Константинополе: Очерки истории. СПб., 1999. Византиноведение в СССР: Состояние и перспективы исследований. М., 1991. Каковкин А.Я. Изучение коптского искусства учеными России. СПб., 2006. Курбатов Г.Л. История Византии: (Историография). Л., 1975. Курбатов Г.Л. (ред.). Из истории Византии и византиноведения. Л., 1991. Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси: 1920–1930 годы (по материалам архивов). М., 2000. Медведев И.П. (ред.). Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995. Медведев И.П. (ред.). Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга. СПб., 1999. Медведев И.П. (ред.). Мир русской византинистики: Материалы архивов Санкт-Петербурга. СПб., 2004. Медведев И.П. (ред.). Петербургское византиноведение: страницы истории. СПб., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основная лит.: Pitra J. B. Hymnographie de l " Église grecque. R., 1887; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы; Скабалланович. Типикон; É mereau C. Hymnographi byzantini//EO. 1922. Vol. 21. P. 258-279; 1923. Vol. 22. 12-25, 420-439; 1924. Vol. 23. P. 196-200, 276-285, 403-414; 1925. Vol. 24. P. 164-179; 1926. Vol. 25. P. 178-184; Tillyard H. J. W. Byzantine Music and Hymnography. L., 1923. N. Y., 1976; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ποητα κα Υμνογρφοι τς Ορθοδξου Εκκλησας. Ιεροσλυμα, 1940; P é tit. Bibliogr. d. acolouthies grecques; Τρεμπλα Π. Ν. Εκλογ Ελληνικς Ορθοδξου Υμνογραφας. Αθναι, 1949, 1978²; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography; Τωμαδκης. Βυζαντιν μνογραφα; Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. B., 1967; Τωμαδκης Ε. Ιωσφ Υμνογρφος Βος κα ργον. Αθναι, 1971; Husmann H. Hymnus u. Troparion: Studien z. Geschichte d. musikalischen Gattungen v. Horologion u. Tropologion//Jb. d. Staatl. Inst. f. Musikforschung Preussischer Kulturbesitz, 1971. B., 1972. S. 7-86; Μιτσκης. Βυζαντιν μνογραφα; Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode et les origins de la poésie religieuse à Byzance. P., 1977; Ξδης Θ. Βυζαντιν μνογραφα. Αθναι, 1978; Sz ö v é rffy. Hymnography [Библиогр.]; Χρστου Π. Κ. Θεολογικ μελετματα. Θεσσαλονκη, 1981. T. 4: Υμνογραφικ; Κωνσταντινδου Ι. Υμνολογα. Αθναι, 19813; Δετορκης Θ. Κοσμς μελωδς Βος κα ργο. Θεσαλονκη, 1979. (Ανλεκτα Βλατδων; 28); idem. Η Βυζαντιν Θρησκευτικ ποηση κα Υμνογραφα. Ρθυμνο, 1992, 19972; Griffith S. H. Monks, «Singles» and the «Sons of the Covenant»: Reflections/on Syriac Ascetic Terminology//ΕΥΛΟΓΗΜΑ: Studies in Honor of R. Taft/E. Carr, S. Parenti, A. Thiermeyer, E. Velkovska, eds. R., 1993. P. 141-160. (Studia Anselmiana; 17); Правдолюбов С. , прот. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис./МДА. М., 1987. Т. 1-2; Hannick Chr. Reference Materials on Byzantine and Old Slavic Music and Hymnography//J. of the Plainsong and Medieval Music Society. 1990. Vol. 13. P. 83-89; Renoux Ch. Les hymnes de la Résurrection. Vol. 1: Hymnographie liturgique géorgienne: Textes du Sinaï 18. P., 2000; Fr ø yshov S. S. La Réticence à l " hymnographie chez des anachorètes de l " Égypte et du Sinaï du 6e au 8e siècles//L " Hymnographie: Conf. St.-Serge XLVIe Semaine d " Études Liturgiques. Paris, 29 Juin - 2 Juillet 1999/Ed. A. M. Triacca, A. Pistoia. R., 2000. P. 229-245; Гимнология. Вып. 1-4; Рыбаков В. , прот. Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002; Игнатия (Петровская), мон. Церк. песнотворцы. М., 2005; Никифорова А. Ю. Проблема происхождения служебной Минеи: структура, состав, месяцеслов греч. Миней IX-XII вв. из мон-ря св. Екатерины на Синае: Дис. М., 2005.

http://pravenc.ru/text/165013.html

von P. Plank, C. Lutzka, hrsg. von Ch. Hannick. Paderborn, 2006. 3 Tl. (Abhandl. d. Nordrhein-Westfälischen Akad. der Wissenschaften; 112. Patristica Slavica; 12). Лит.: Мансветов И. Д. Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII ст. М., 1884; Korolevskij C. L " édition romaine des Ménées grecques: 1888-1901 [I]//BollGrott. 1949. Vol. 3. P. 30-40, 153-162, 225-247; 1950. Vol. 4. P. 15-16; Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxf., 19612, 19984; Follieri E. Su alcuni libri greci stampati a Venezia//Contributi alla storia del libro italiano: Miscellanea in onore di L. Donati. Firenze, 1969. P. 119-164 (Idem.// Idem. Byzantina et Italograeca: studi di filologia e paleografia. R., 1997. P. 67-110); idem. Il libro greco per i Greci nelle impresse editoriali romane e veneziane della prima тета del Cinquecento//Atti del II Conv. intern. di Storia della Civiltà Veneziana II. Firenze, 1977. P. 483-508 (Idem// Idem. Byzantina et Italograeca. R., 1997. P. 249-271); Τωμαδκη Ε. Ιωσφ Υμνογρφος: Βος κα ργον. Αθναι, 1971; Hannick C. Studien zu den griechischen u slavischen liturgischen Handshriften der Österreichischen Nationalbibliothek. Wien etc., 1972. (Byzantina Vindobonensia; 6); idem. Hymnographie et hymnographes sabaïtes//The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Vth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 217-228; Δετορκης Θ. Κοσμς Μελδς. Βος κα ργον. Θεσ., 1979; idem. Γεωργου Νικομεδεας Ανκδοτος κανν τν Αγων δκα μαρτρων τς Κρτης//Να Χριστιανικ Κρτη. 1989. Τ. 1. Σ. 270-279; Touliatos D. Research in Byzantine Music Since 1975//Acta Misicologica. Basel etc., 1988. Vol. 60. Fasc. 3. P. 205-228; Попов Г. Химнографското творчество на Климент Охридски//Втори Международен конгрес по българистика: Доклади. София, 1989. Т. 21. С. 307-318; он же. Следи от распространението на Наумовия канон за св. ап. Андрей//Старобългарска лит-ра. София, 1994. Кн. 28/29. С. 10-22; он же. Из химнографското наследие от Константин Преславски: Новооткрит трипеснец за предпразднество на Успение Богородично//Старобългаристика.

http://pravenc.ru/text/Минея.html

верджинелистов); в 1953 г. получил диплом магистра искусств. В 1954 г. начал заниматься визант. пением и нотацией с Э. Веллесом , под рук. к-рого в качестве стипендиата центра Дамбартон-Окс готовил докт. дис., посвященную Ирмологию. После присуждения степени д-ра (1957) преподавал в Йельском ун-те (1957-1969), ун-те Висконсина (Мадисон, 1969-1973, профессор), Вирджинии (Шарлотсвилл, 1973-1993, профессор; в 1974-1977 глава кафедры музыки, в 1990-1993 директор Центра рус. и восточноевроп. исследований, с 1993 почетный профессор музыки). В 1963-1964 гг. работал в монастырских б-ках Св. Горы Афон и в мон-ре св. Иоанна Богослова на Патмосе в качестве стипендиата фонда Морса (Morse Fellowship) и фонда Фулбрайта (Fulbright Fellowship), в 1985 - в Югославии как профессор (Distinguished Professor) фонда Фулбрайта. В 1988 г. выступал с докладами на конференциях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, организованных РПЦ в Ленинграде и Библиотекой Конгресса США совместно со Смитсоновским ин-том в Вашингтоне. Участник многочисленных международных научных конгрессов в США, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польше, России, Украине. Соч.: Liturgical Drama in Byzantium and Russia//DOP. 1962. N 16. P. 351-385; Структура старословенских музичких Ирмолога//Хиландарски зб. Београд, 1966. Вип. 1. С. 139-161; Unknown Stichera for the Feast of St. Athanasios of Mt. Athos//Ibid. P. 108-129; Preparation of an Inventory of Old Slavic Mus. Manuscripts//Anf ä nge der slav. Musik. Bratislava, 1966. S. 173-178; Byzantine composers in ms Athens 2406//Essays presented to E. Wellesz. Oxf., 1966. P. 7-18; The Influence of the Byzantine Chant on the Music in the Slavic Countries//Proc. of the 13th Intern. Congr. of Byzantine Studies. L., 1967. P. 119-140; An Unusual Russian ‘Spiritual verse "http://Ibid. P. 166-172; Present Status of Research in Byzantine Music//Acta musicologica. 1971. N 43. P. 1-20; The Present State of Research in Slavic Chant//Ibid. 1972. N 44. P. 235-265; The Byzantine Heirmos and Heirmologion//Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift L.

http://pravenc.ru/text/150149.html

P. 421). Лит.: Christ, Paranikas. Anthologia. P. XXXII; Puyade J. Le tropaire Ο μονοϒενς//ROC. 1912. T. 17. P. 253-258; Gruemel V. L " auteur et la dates de composition du tropaire Ο μονοϒενς//EO. 1923. N 22: Oct.-déc. P. 398-418; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. 19612. P. 165, 178-179; Strunk O. The Byzantine Office at Hagia Sophia//DOP. 1955/1956. Vol. 9/10. P. 175-202; Hannick С. Étude sur l " κολυθα σματικ//JÖB. 1970. Bd. 19. S. 243-260; Amelotti M., Zingale L. M. Scritti teologici ed ecclesiastici di Giustiniano. Mil., 1977; Арранц М. Как молились Богу древние византийцы: Суточный круг богослужения по древним спискам визант. Евхология: Дис./ЛДА. [Л.], 1979. С. 28, 116, 276, 277, 280, 285, 291; Barkhuizen J. H. Justinian " s Hymn Ο μονοϒενς ις το Θεο//BZ. 1984. Bd. 77. S. 3-5; Lingas A. Festal Cathedral Verspers in Late Byzantium//OCP. 1997. Vol. 63. P. 421-448; Taft R. F. Divine Liturgies - Human Problems in Byzantium, Armenia, Syria and Palestine. Aldershot, 2001. Article VIII: Questiones disputatae: The Skeuophylakion of Hagia Sophia and the Entrances of the Liturgy Revisited. С. И. Никитин «Е. С.» в русской монодийной певческой традиции В нач. XVI в. фиксируется мелизматический распев «Е. С.» с указанием «демество» (в некоторых случаях), изложенный столповым знаменем, но с применением нетипичных знаков (РГБ. Ф. 304. 413. Л. 381 об.- 382, кон. XV - нач. XVI в.; 414. Л. 102 об.- 103, 3-я четв. XVI в.; РНБ. Погод. 382. Л. 1-2 об.). Впосл. этот распев заменяется другим, невматического стиля: в певч. рукописях кон. XVI - сер. XVII в. чаще всего можно встретить его в неск. вариантах (с различиями в крюковой орфографии) (ГИМ. Син. певч. 1191. Л. 156 об.- 157, 1-я пол. XVII в.; Син. 819. Л. 18 об.- 19, 1615 г.; Ед. 38. Л. 35 об., нач. XVII в.; БАН. Арх. 4). Вероятно, в кон. XVII - нач. XVIII в. появилась новая версия этого распева, записанная путным знаменем (в одноголосном и многоголосном изложении (в двухголосии: ГИМ. Син. певч. 182. Л. 2 об.- 3; расшифровку см.

http://pravenc.ru/text/189555.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Аколуфии. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 1) [калофония; греч. καλοφωνα, от καλς - прекрасный и φων - голос, звук], греч. певч. стиль, расцвет которого приходится на 2 последних столетия истории Византийской империи (1261-1453). Калофония считается вершиной развития греч. певческого искусства (см.: Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. P. VI; Williams. 1969. P. 388) и принадлежит к эпохе палеологовского возрождения, или визант. гуманизма, с к-рой связаны выдающиеся достижения во мн. областях науки и искусства (см.: Ševcenko I. The Palaeologan Renaissance//Renaissances Before the Renaissance: Cultural Revivals of Late Antiquity and the Middle Ages/Ed. W. Treadgold. Stanford (Calif.), 1984. P. 144-171; Delvoye C. Βυζαντιν τχνη/Μεταφρ. Μ. Παπαδκη, εκδ. Δ. Τριανταφυλλπουλος, Γ. Λκκος. Αθνα, 1999. Σ. 483-492). Наиболее глубокое влияние на богослужебное пение палеологовского периода оказало богословие исихазма с учением о нетварных энергиях, а специфическим литургическим топосом для появившегося К. п. стало всенощное бдение согласно афонской версии Иерусалимского устава (см.: Williams. 1969; Lingas. 1996; Idem. 2004; Bizu I. Imnografia i cântarea liturgic în mistica sacramental a Sfântului Nicolae Cabasila//Studia Universitatis Babe-Bolyai: Theologia orthodoxa. 1999. T. 44. N 1/2. P. 189-209); Σπυρκου. 2008. Σ. 442-443. Визант. К. п. было воспринято и на румын. землях, прежде всего в крупнейшем мон-ре Путна в Молдавии, основанном господарем св. Стефаном Великим, где с кон. XV по кон. XVI в. действовала известная певческая школа (см.: Ciobanu, Ionescu. 1983; Moisescu. 1994; Pennington. 1985; Ocneanu, ed. 2005; Catrina. 2010). Вначале К. п. оставалось в стороне от основных направлений исследования в муз. византинистике, с 60-х гг. XX в. оно привлекло внимание мн. ученых в разных странах (см. библиографию), стало исполняться в концертах и за богослужением, распространяться в аудиозаписях. Типы певческих рукописей и категории К. п.

http://pravenc.ru/text/1320147.html

Деятельность Екмаляна, а также авторов многочисленных обработок фольклорного материала Хачатура (Христофора) Кара-Мурзы (1853-1902), Никогайоса Тиграняна (1856-1951) и нек-рых др. музыкантов подготовила почву для разностороннего творчества архим. Комитаса (Согомоняна ; 1869-1935). Помимо обработок народных песен архим. Комитас создал свой вариант многоголосного Патарага, к-рый в эстетическом отношении превосходит обработку Екмаляна. Работая с мелодическим материалом народной и традиц. церковной музыки, он опирался на результаты своих исследований по структуре арм. ладов, к-рые трактовал как состоящие из сцепленных тетрахордов (т. е. аналогичные ладам нек-рых др. древних монодических культур). В отличие от своих старших современников, стремившихся « втиснуть » исконные арм. мелодии в рамки стандартной европ. функциональной гармонии XIX в., архим. Комитас бережно относился к ладовой природе напевов. Разработанный им оригинальный, изысканный и экономный гармонический язык по своим принципам родствен т. н. мелодической тональности франц. импрессионистов. Опыт Комитаса по осуществлению синтеза исконного наследия и европ. техники был продолжен и развит ведущими арм. композиторами ХХ в., в т. ч. А. Тертеряном, Т. Мансуряном, А. Зограбяном, Е. Ерканяном. Лит.: Komitas (Keworkian). Die armenische Kirchenmusik//Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft. Lpz., 1899. H. 1; Wellesz E. Die armenische Messe und ihre Musik//Jahrbuch des Musikbibliothek Peters. Lpz., 1920. Bd. 1; · (?)(?) . , 1941 ( Комитас. Статьи и исследования. Ереван, 1941); Кушнарев Х. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л., 1958; Тагмизян Н. Нерсес Шнорали как композитор и музыкант. Ереван, 1973 (на арм. яз.); он же. Теория музыки в древней Армении. Ереван, 1977; он же. Материалы к сравнительному изучению армянского и русского средневекового духовного песнетворчества//Вестник Матенадарана. Ереван, 1980. Вып. 13 (на арм. яз.); Essays on Armenian Music. L., 1978; Tahmizian N. K. De l " unité de la parole poétique et de la musique dans l " hymnaire-Charaknots arménien//Musica Antiqua: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1982. T. 6. P. 881-892; idem. Le Système des xaz (neumes) arméniens et l " art médiéval du chant//REArm. 1990. T. 22. P. 351-369; Ertlbauer A. Geschichte und Theorie der einstimmigen armenischen Kirchenmusik: Eine Kritik der bisherigen Forschung//Musica Mediaevalis Europae, 3. Vienna, 1985. S. 63-164; Kerovpyan A. Les Charakan (troparia) et l " octoéchos arménien selon le Charaknots (Tropologion arménien) édité en 1875//Aspects de la musique liturgique au Moyen Âge: Actes des colloques de Royaumont de 1986, 1987 et 1988. P., 1991. P. 93-123; Акопян Л. Напевы песнопений Шаракана и их разновидности//Эчмиадзин. 1992. 4-5 (на арм. яз); Аревшатян А. Армянские средневековые «Толкования на гласы»//Гимнология: Учен. зап./Моск. гос. консерватория. М., 2000. Вып. 1. Кн. 2. С. 510-516.

http://pravenc.ru/text/76130.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010