1986. P. 25-30). Стоицизм Представители раннего стоицизма одной из важнейших философских задач считали преодоление дуализма платоников, различавших и разделявших материальный и духовный миры. Вернувшись к гераклитовскому представлению о полной имманентности управляющего миром божественного начала, основоположники стоицизма из этой имманентности сделали вывод о вещественной природе божества и стали рассматривать теологию как часть физики. По свидетельству Диогена Лаэртского , стоическое представление о вещественных первоначалах всего было развито уже основателем стоицизма Зеноном Китийским (IV-III вв. до Р. Х.) и в дальнейшем поддержано его преемниками Клеанфом (IV-III вв. до Р. Х.) и Хрисиппом (III в. до Р. Х.), которые не внесли в него к.-л. существенных изменений ( Diog. Laert. VII 1. 134). Ранние стоики объявляли Л. активным внутримировым первоначалом, к-рое всегда существует в неразрывном единстве с веществом (материей; λη), c пассивным первоначалом: «Есть два начала мироздания - действующее и испытывающее воздействие. То, которое испытывает воздействие,- это бескачественная сущность, или вещество. А действующее - это присутствующий в ней логос, или бог; он вечен и творит все, что в ней существует» (Ibidem=SVF. I 85; ср. также: SVF. II 300, 301, 303). Возникновение мира мыслилось Зеноном Китийским как процесс трансформации божественного «семенного логоса» (λγος σπερματικς): «Бог, будучи семенным логосом мира... порождает четыре элемента - огонь, воду, воздух и землю» (см.: Diog. Laert. VII 1. 135-136; SVF. I 102). Поскольку Л. всегда присутствует в мире и управляет им, мир «одушевлен и разумен» (SVF. I 110-114), при этом Л. «так же пронизывает вещество, как мед - соты» (Ibid. 155). При рассмотрении различных аспектов существования Л. и присущей ему деятельности стоики нередко отождествляли с Л. и сводили к нему др. первоначала, учение о к-рых было ранее развито греч. философами. Т. о., Л. оказался наделен мн. бытийными свойствами, выражаемыми посредством прилагаемых к нему наименований, к-рые являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими (см.: SVF.

http://pravenc.ru/text/2110648.html

На месте империи Гуптов образовалось множество гос-в разного размера. Политическое единство Сев. Индии не восстанавливалось до XIV в. Появляются также первые, документально зафиксированные царства на Декане и в Юж. Индии. В V-VII вв. на территории И. находилось ок. 50 разного рода политических образований, существовавших одновременно или сменявших друг друга. Возникавшие время от времени т. н. империи были по существу конфедерациями мелких княжеств и быстро распадались. Центрами политических образований, как правило, являлись земли бассейна Ганга, Гуджарат, территория Зап. Декана и Тамилнад. В бассейне Ганга центр политической активности постепенно перемещался с востока на запад - с территории нынешнего шт. Бихар в шт. Уттар-Прадеш (Каннаудж в VII-XII вв.), а затем в район Дели. С мусульм. завоеванием и образованием Делийского султаната признанной столицей Сев. Индии (а в нек-рые периоды и всей И.) был г. Дели. Об истории И. до XII в. известно не много, т. к. от раннего периода не сохранилось ни хроник, ни исторических сочинений. Основным источником для воссоздания истории И. до мусульм. завоевания служат дарственные надписи на стенах храмов и медных табличках; всего их найдено ок. 90 тыс. (преимущественно в Юж. Индии и на Декане). Однако надписи имеют цель прославить дарителя - царя или его вассала, поэтому многое в них приукрашено и даже в деловой части - сообщении о том, что и в каком количестве принесено в дар,- много неточных и легендарных сведений. На месте империи Гуптов возник ряд гос. образований. Прежде всего это гос-во Майтраков из Валабхи на территории совр. Гуджарата. Оно просуществовало довольно долго, последний правитель династии упоминался в 766/7 г. На территории совр. шт. Мадхья-Прадеш еще с III в. располагалось гос-во Вакатаков. Во 2-й пол. V в. оно стало довольно могущественным. В нач. VII в. это государство исчезло. Уже упоминавшийся Яшодхарман из Мандасора правил в Малве в 1-й пол. VI в. Он сообщил в надписи, что ему подчинялась чуть ли не вся И., однако др. подтверждений его власти не имеется, неизвестны также его наследники.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Наличие двух интеллектуальных и духовных центров еврейства в эпоху кодификации корпуса Талмуда (III–VII вв.) обусловило появление двух его редакций: Вавилонской и Иерусалимской. При этом по вышеописанным причинам Вавилонский Талмуд является более пространным и пользуется большим авторитетом в еврейской религиозной среде. Раввинистический (постталмудический) период (VII–XIX вв.) В VII в. на Аравийском полуострове появляется новая авраамическая религия – ислам, консолидировавшая арабские племена и давшая им мощный импульс для экспансии, приведшей со временем к покорению всего Ближнего Востока 900 . Эти геополитические изменения не смогли не сказаться на судьбе иудаизма как в Палестине, так и в рассеянии. Формирование раввината Однако несмотря на новые обстоятельства, гаоны сумели сохранить своё влияние и даже до некоторой степени упрочить его. Это стало возможным благодаря тому, что исламским лидерам было чуждо представление о разделении власти на духовную и светскую. Они воспринимали последователей ислама как единую общность (умму), а во всех остальных людях видели сообщество неверных, то есть не приемлющих мусульманских критериев веры и жизни, и потому позволяли им существовать согласно собственным религиозным нормам. Пользуясь веротерпимостью ислама первых веков, иудеи активно расселяются по всем подпавшим под исламское владычество территориям в Европе (Иберийский полуостров, позднее – Балканы), в Северной Африке, в Передней Азии. Осваивая новые места, евреи стараются поддерживать национально-религиозное единство, для чего селятся компактно, консолидируясь вокруг синагоги (с др.-греч. συναγωγ – «собрание») – дома собраний, главенствующее положение в котором занимает религиозный учитель, знаток священных текстов и обрядовых предписаний – раввин (с ивр. рав – «учитель»; мн. ч. – раббаним). Раввин, как в те времена, так и ныне, не выполняет жреческих функций. Он не является священнослужителем (представителем духовенства) в традиционном понимании этого слова. Он прежде всего специалист в вопросах применения Закона и талмудических норм к практике жизни. Раввин обучает этому других и консультирует единоверцев в сложных ситуациях.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

J. Haury, G. Wirth. – Lipsiae,1964. – Vol. 4: Peri Ktismaton libri VI sive de aedificiis. – III. 7.13–17. 651 ФирсовА. В. О положении страны Дори в Таврике//ВВ. – 1979 – Т. 40 – С. 106–113; Зубарь В.М., Сорочан С.Б. О положении Херсона... – С. 121; Герцен А.Г. Рассказ о городе Феодоро. Топографические и археологические реалии в поэме иеромонаха Матфея//АДСВ. – Екатеринбург, 2001. – Вып. 32. – С. 261–263; ср.: Мыц В.А. Укрепления Таврики X –X V вв. – К., 1991. – С. 69–70. 652 Сидоренко В.А. «Готы» области Дори Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму. – С. 114 –115, Мыц В.А. Укрепления... – С. 69. 654 Procopii Caesariensis Opera omnia/Rec. J.Haury, G.Wirth. – Lipsiae: Teubner,1964.– Vol. 4: Peri Ktismaton libri VI sive de aedificiis. – III. 7. 11; cp. Амброз A.K. Юго-Западный Крым: Могильники IV–VII вв.//МАИЭТ. – (1994) 1995. – Вып. 4. – С. 64; Могаричев Ю.М. Средневековый Крым. – С. 96. Термином «фрурия» ромеи обозначали поселения, выполнявшие функции, присущие крепостям (Гоголев Д.А. Города и крепости Византии... – С. 22). 655 Kazhdan A. Byzantine Town and Trade as Seen by Niketas Choniates//BS. – 1995. – T. 56. – F. 1. – P. 213; Миланова А. Типология на укрепените селища в България под византийска власт (според лексиката на византийските автори)//CIVITAS DIVINO-HUM ANA В чест на професор Георги Бакалов. – София, 2004. – С. 247–248. 656 Ср.: Вус О. Npuмopcьki фopmeцi Biзahmicьkoi IMnepii у Nibдehhoмy Криму//Льbibcьkuй нац. ун-т im . I. Франка. Наукови зошити историчного факультету. – 2003. – Вип. 5–6. – С. 39–40. 657 Зеленко С. М. Торговельне судноплавство cepeдhьobiчhoi Таврики (VI–XII ст.): Днс .... канд. icm. наук/Kiebcьkuй нац. ун-т. – К., 2004 (рукопись). – С. 125. 658 На это указывает известная, остающаяся до сих пор уникальной для всех прочих кастра Юго-Западной Таврики находка Р.Х. Лепера в 1913 г. фрагмента надписи супоминанием «автократора Юстиниана», которая оказалась на части известняковой плиты (0,47 х 0,23 х 0,07 м) среди камней, вторично использованных в качестве стройматериала при устройстве одной из могил с левой стороны центрального нефа большой мангупской базилики (Производство археологических раскопок: Таврическая губерния.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. о., этноним и язык достались историческим арабам в наследство от одних предков - южно-центральных семитов, а племенная генеалогия от др.- зап. семитов. В северо-центральной А. сложилось неск. основных племенных союзов: исконно араб. Ариби (вошел в состав др. племен к сер. I тыс. до Р. Х.), происходившие от Авраама Дедан, Кедар и Небайот (библ. Наваиоф) (в нач. VI в. до Р. Х. образовал могущественное Набатейское царство), переселившийся с крайнего юга Самуд и др. В VI-V вв. до Р. Х. кочевые араб. племена скенитов заселили долину Ср., частично Н. Евфрата и большую часть В. Месопотамии. В IV-III вв. до Р. Х. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, считавшийся главным городом А. Пустынной. Как правило, у арабов были напряженные отношения с Ассирией и более поздними великими державами: Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом. Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106 г. до Р. Х. захватили Набатейское царство. На юге Аравийского п-ова в XI-VIII вв. до Р. Х. сложились высокоразвитые гос-ва южно-периферийных семитов: Саба (библ. Сава), Маин, Катабан, Аусан и Хадрамаут. Их ожесточенные войны привели в конце концов к выдвижению нового Химьяритского гос-ва (кон. II в. до Р. Х.), за неск. веков объединившего всю Юж. А. В VI-VII вв. по Р. Х. южно-периферийные семиты были ассимилированы арабами, и на них также распространилось название «арабы». С тех пор потомки арабов, известных еще в предыдущую эпоху, рассматривались в основном как «северные арабы», а южно-периферийные семиты и их арабизированные потомки - как «южные арабы». А. в Свящ. Писании В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р. Х. В Синодальном переводе термин «арабы» (евр.  ,  ) обычно передается как «аравитяне». При этом Сев. А. иногда специально именуется «землей восточной» (евр.    ,    ) (Быт 25. 6), а ее обитатели - архаическим термином «сыновья востока» (3 Цар 4.

http://pravenc.ru/text/75810.html

Первым гос. образованием на территории совр. К. стал Бапном (Фунань) (I-VI вв. по Р. Х.) с центром в нижнем течении р. Меконг, где находилась столица Вьядхапур. Во II-IV вв. его влияние распространялось на территории, занятые современными Таиландом, Бирмой и Малайзией. Гос. языком был санскрит, а религией - брахманизм (шиваизм и вишнуизм). В III в. стал распространяться буддизм. Население в долинах было занято земледелием, в основном выращиванием риса по берегам р. Меконг и оз. Тонлесап, и в ремесленном производстве. В стране развивалась внутренняя торговля, о чем свидетельствуют находки местных монет из золота, серебра, бронзы и олова, а также каменных и металлических гирь. К VI в. Бапном приходит в упадок, тогда как на севере все более крепнет ранее зависимое от него гос-во Ченла. В сер. VI в. правитель Ченлы Бхававарман I (ок. 550 - ок. 600) завоевал Бапном и основал новое гос-во кхмеров, хотя легенда называет основателем аскета Камбу Сваямбхуву, мифического родоначальника династии правителей Ченлы. Дошедшие до нас надписи Ченлы были сделаны на старокхмерском языке, а не на санскрите. Из них известно, что в тот период доминирующим был культ Харихары - синкретического божества, в статуях к-рого соединились черты Шивы и Вишну. После падения Ченлы никто больше не поклонялся Харихаре, район распространения буддизма значительно сократился в сравнении с фунаньским периодом. Политическое единство нового гос-ва оказалось непрочным. Непрерывные войны и междоусобицы привели в VIII в. к его распаду. IX-XVII вв. В IX в. в дельте р. Меконг и прилегающих к ней районах возникло кхмерское гос-во - империя Камбуджадеша (Ангкорская К.), основателем к-рого был Джаяварман II (802-850). Начался ангкорский период в истории страны, к-рая в XI-XII вв. превратилась в крупнейшее в Индокитае гос-во, занимавшее долину Меконга вплоть до Луангпрабанга (Луангпхабанга), юж. часть долины р. Менам и сев. часть п-ова Малакка. Постоянными соперниками Камбуджадеши были Тьямпа (Чампа) на востоке, бирм. царство Паган и мелкие монские княжества на западе и гос-во Дайвьет на севере. При Сурьявармане II (1113-1150) была построена новая столица с центром в храмовом комплексе Ангкор-Ват. Он считается вершиной кхмерского искусства и символом расцвета кхмерского гос-ва, подчинившего Тьямпу и неоднократно вторгавшегося в Дайвьет. Широкая завоевательная политика, грандиозное светское и религ. строительство ослабляли гос-во, к-рому приходилось также бороться с восстаниями и вторжениями монов и сиамцев. После смерти Сурьявармана II более 30 лет длилась борьба за трон, начались набеги тямов, восставших против центральной власти и в 1177 г. захвативших и разграбивших Ангкор. Воспользовавшись борьбой кхмерского населения против захватчиков, очередной правитель Джаяварман VII (1181-1219) разгромил тямов, чья страна опять стала вассалом кхмеров, вновь объединил и значительно расширил страну, границы К. проходили по территории современных Лаоса, Вьетнама и Малайзии.

http://pravenc.ru/text/1320197.html

В нем можно проследить различные влияния: греческое, скифское, кельтское и римское, переработанные в духе местных традиций, что придает ему несомненную оригинальность. Хотя поселения скифов в Пруто-Днестровском междуречье известны уже с VI в. до Р. Х., наиболее частые курганные находки датируются IV-III вв. до Р. Х., среди них выделяются золотые изделия с зооморфными мотивами. На первые века по Р. Х. пришлось переселение народов, сначала - сарматов, позже - готов. Для данного периода с археологической т. зр. характерным отражением является культура Сэнтана-де-Муреш-Черняхов, сочетающая благодаря долгим контактам черты провинциальной рим. культуры c элементами культуры переселившихся народов. С приходом гуннов культура прервалась. Сохранившаяся керамика очень высокого качества, выделяются сосуды с высоким горлышком и черной полированной поверхностью, а наиболее интересной находкой является т. н. сосуд-календарь из Дэнченского некрополя. Раннесредневековые культуры Раннесредневековые культуры Костиша-Ботошани-Ханска (V-VII вв.), Дриду (VIII-XI вв.) и Рэдукэнени (XI-XIII вв.) обнаруживают некоторые элементы преемственности; благодаря принятию христианства на территории М. распространялось влияние Византии и союзов южнослав. народов. Археологические данные указывают на распространение письменности (буквенные обозначения на керамике, книжная пряжка, обнаруженные в Ханске). Найдены также многочисленные нательные крестики и энколпионы (Ханска, Ст. Орхей, Брынзены, Пепени, Сороки, Четатя-Албэ). Архитектура Первые архитектурные памятники сохранились со времени зарождения молдав. средневек. гос-ва, Молдавского княжества , и относятся к последним десятилетиям XIV в. Начиная с этого момента на основе синтеза традиций православного зодчества (балканского происхождения) и готики в области церковного зодчества сформировался оригинальный архитектурный стиль, названный исследователями молдавским. С XV в. известны и первые памятники настенных росписей, а также произведения книжной миниатюры, иконописи, лицевого шитья и др.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Смерть, Боже, единородного Твоего Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа возвещая, и воскресение и на небеса вознесение исповедуя, и славное Его пришествие ожидая, приносим Тебе эти Дары, пред лицо Твоё, сей хлеб и сию чашу. Молимся и просим Тебя, да пошлёшь Духа Святого Твоего и силу Твою на сие приносимое, на хлеб сей и на чашу сию, (и) да сотворишь хлеб Телом Христовым, (чашу же – Кровью) Нового (Завета) нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа 92 . III. A. 1. j. Пергамен Louvain Copt. 29, около 1000 г. Ещё одна важная коптская рукопись – Louvain Copt. 29, около 1000 г. – погибла во время второй мировой войны. К счастью, её текст – фрагмент Intercessio анафоры (часть прошения о нуждающихся и путешествующих; прошение об урожае; часть прошения об императоре) – был издан в 1940 г. Л. Лефортом 93 . Перевод: ...освободи; и нам, Господи, крепость и силу даруй. Путешествующим братьям или собирающимся путешествовать на всяком месте сопутствуй; и нам, Господи, в жизни сей странствование сохрани необуреваемым до конца. Сделай прямыми пред Тобою шаги наши. Речные воды подними до меры их. Возвесели лицо земли, бразды её напои, умножь порождения её, чтобы взошли посевы и урожаи. Благослови венец лета благости Твоей. Дожди Твои ниспошли на места, имеющие [в них] потребность и нужду. Нам даруй изобилие плодов земли; благослови, умножь их, сохрани их нам целыми и невредимыми. Благослови, Господи, венец лета благости Твоей ради нищих народа Твоего, ради вдов и сирот, ради странников, ради всех нас, надеющихся на Тебя и призывающих имя Твоё святое. Царство раба Твоего, христолюбивого царя, в мире и праведности и мужестве сохрани. По(кори)... III. A. 1. k. Венский папирус PVindob. G 41044, VI–VII вв. В папирусе PVindob. G 41044, VI–VII вв. сохранились некоторые буквы, по которым Ю. Хаммерштедт реконструирует Epiclesis неизвестной анафоры; на обороте папируса читается фрагмент главопреклонной молитвы. Если верить реконструкции Хаммерштедта, то получившийся Epiclesis близок к Epiclesis II литургии ап. Марка; точнее, реконструированный Epiclesis содержит большую часть слов, присутствующих в Epiclesis II анафоры литургии ап. Марка, но он существенно лаконичнее. Таким образом, в папирусе PVindob. G 41044, возможно, до нас дошёл Epiclesis II анафоры литургии ап. Марка в его первоначальной редакции. Реконструкция Ю. Хаммерштедта: Hammerstaedt. S. 164–170 94 ; факсимиле: Treu, Diethart. Op. cit. Taf. XXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

При папе Дамасе († 384) и его некоторых преемниках (Льве I, Геласии I и Григории I) бревиарий всё усложнялся разными вставками, частью из св. Писания (главным образом из Псалтири), частью из творений отцов и учителей церкви, при чём псалмы разделились в нём на дневные и ночные, что было сделано бл. Иеронимом, по поручению папы Дамаса. В конце XI века, при Григории VII-м, бревиарий слагается вполне, т.е. получает бревиарную форму и впервые начинает называться breviarium, в смысле breve compendium sacrae scripturae 43 . В этот бревиарий Григория VII-ro, названный уже римским, вошла вся Псалтирь, многие отрывки из св. Писания и чтения из отцов церкви. В дальнейшей своей истории римский бревиарий, всюду распространяемый папами (начиная с Григория VII), несколько раз пересматривался и исправлялся (при Григории IX в 1241 г., Клименте VII и Павле III)), пока не получил одобрения на Тридентском соборе. Некоторые монашеские ордена, которым разрешено иметь «свои» миссалы, пользуются и бревиариями особого состава 44 . В хорватской народной церкви, как церкви римско-католической, главные богослужебные книги – тоже миссал и бревиарий (последний у них сохранил старое название – Часослов); обе известны только в глаголических текстах. О происхождении этих книг у хорватов мы знаем очень мало, а потому принуждены ограничиться указанием лишь на немногие факты, устанавливаемые частью наблюдениями, сделанными уже до нас над глаголическими рукописями, частью аналогиями из того, что нам известно о латинских богослужебных книгах тех же наименований. Древний текст хорватского миссала восходит к XII в. Это – так называемые Венские листки, найденные и всесторонне исследованные И. В. Ягичем 45 . По указанию проф. Броза, к тому же времени (XII в.) относится и один отрывок часослова, о котором однако мы более ничего не знаем 46 . Все другие списки хорватских миссалов в часословов дошли до нас уже от более позднего времени (XIII–XIV вв.), причём самыми ранними из датированных считаются миссал князя Новака Крбавского 1368 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Иаков, см. Анунд Якоб Иаков Мних, древнерусский агиограф (втор. пол. XI в.) 45, 76 Иафет, с. библ. праотца Ноя 215, 215 Ибн Данишменд, эмир севастийский (нач. XI в.) 212 Ибн Иа‘куб (Якуб) Ибрахим, еврейский купец, кордовский посол (960-е гг.) 50, 148 Ибн Хордадбех, арабский географ (ум. ок. 912/3 г.) 20 Ибрахим Ибн Йа‘куб (Якуб), см. Ибн Йа‘куб Ибрахим IbahчehkoЛ. I 59 Игорь, кн. киевский (после 911 – после 944) IXa, 36, 39–40, 39, 45, 156, 156, 158, 226 Игорь Святославич, кн. новгород-северский, черниговский (1198–1202) IXa, 321 Игорь Ярославич, кн. волынский (с 1054 г.), смоленский (1057–1060) IXa Ида, м. св. Бруно Кверфуртского 69 Ида из Эльсдорфа, теща киевского кн. Святослава Ярославича, двоюродная сестра германского кор. Генриха IV (ум. после 1085 г.) II, III, 338–340, 338–339 ал-Идриси, арабский географ (ум. ок. 1165 г.) 148, 349 Изяслав Владимирович, кн. полоцкий (ум. в 1001 г.) IXa Изяслав Мстиславич, кн. волынский, киевский (1146–1154, с перерывами) IV, IXb, 183, 200, 206, 251, 264, 280–281, 310, 370–371 Изяслав (в крещении – Димитрий) Ярославич, кн. киевский (1054–1078, с перерывами) IV, IXa, 104, 111, 114, 119–120, 155, 157, 174–175, 177–178, 302–303, 339, 345, 351–352, 357–358 Икар, персонаж античной мифологии 305 Иларион, богослов, митр, киевский (1051 – не позднее 1055) 76 Илия II, патр. Градо (853–856) 53 Ильин Н. Н. 88 Илья, с. киевского кн. Ярослава Мудрого, кн. новгородский (1019) VII, IXa, 135, 196 Иммединги, знатный саксонский род (X–XI вв.) 338 Имре (Генрих), с. венгерского кор. Иштвана I (ум. в 1031 г.) V, 107, 108 Имре (Генрих), кор. венгерский (1096–1204) V, 332 Ингвар Путешественник, щведский викинг (ум. в 1041 г.?) 140 Инге I, кор. вестьётский (до 1080 г.), шведский (1080–1112) (тождествен со шведским кор. Анундом?) VII, IXb, 139–140 Ингиборг, ж. ободритского кор. Кнута Лаварда, д. киевского кн. Мстислава Владимировича (ум. после 1131г.) VII, IXb, 271, 343 Ингигерд (Ирина), ж. киевского кн. Ярослава Мудрого, д. шведского кор. Олава Шётконунга (ум. в 1050 г.) VII, IXa, 81, 131–133, 132, 135–136

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010