Самобытная высокоразвитая культура А. ц., сложившегося на рубеже эр на севере Эфиопского нагорья вокруг г. Аксума , оформилась под влиянием 2 несхожих и разновременных цивилизационных факторов: сабейского и эллинистического. Сабейские колонии в сев.-вост. части Африканского Рога (как в окрестностях буд. Аксума, так и ближе к побережью, в районе совр. поселений Сэнафе и Адди-Кэйих) были основаны в VIII-VII вв. до Р. Х. в качестве перевалочных пунктов, через к-рые шла доставка ладана и др. благовоний с территории совр. Сомали на юг Аравии (см. Саба ). Их создатели, выходцы из Мариба, Хадакана и др. городов раннесабейского гос-ва, познакомили местное население (как семито-, так и кушитоязычное) с южноарав. консонантным алфавитом и с развитой политеистической религией древнего Йемена, в пантеоне к-рой были представлены божества Астар (‘str ), Хубас (hbs) , Алмаках ( " lmqh) и богини Зат Химйам (dt-hmym) и Зат Бадан (dt-b‘dn). К кон. VII в. до Р. Х. эти колонии объединились в протогосударственное образование, властители его носили титул «мукарриб [народа] дамат и сабейцев» (mkrb/d‘mt/w-sb " ). После того как на рубеже VII-VI вв. до Р. Х. Саба установила контроль над ладаноносными районами в самой Юж. Аравии, потребность в транзите благовоний через заморские колонии потеряла для нее актуальность и они быстро пришли в упадок. Местное население, ядро к-рого составляло, очевидно, племя дамат, вернулось в догосударственное состояние, сохранив, однако, хотя и в искаженном виде, письменность и религию пришельцев. С кон. IV - нач. III в. до Р. Х. монархия Птолемеев стала активно осваивать бассейн Красного м. Через основанную ими на его зап. побережье Птолемаиду Охотничью и располагавшийся более чем в 500 км южнее ее г. Адулис , ставший позже главным аксумским портом, они вывозили в Египет африкан. слонов для использования в качестве боевых животных. Постепенно в связанных с побережьем сев.-вост. областях Эфиопского нагорья распространились греч. язык и эллинистическая культура. Результатом сабео-эллинистического синтеза на местном африкан. субстрате стала аксумская цивилизация. Ранний период А. ц. (I-III вв.)

http://pravenc.ru/text/63940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХЕМЕНИДЫ Династия персид. царей (VII-IV вв. до Р. Х.), создавшая великую Персидскую державу в результате объединения ираноязычных древнеперсид. племен, занимавших сев. часть совр. Фарса (древнеперсид. Парса, в ассир. источниках Парсумаш) с сер. IX в. до Р. Х. Основатель династии Ахемен возглавил это объединение ок. 700 г. до Р. Х. Ок. 645 г. до Р. Х. Парса овладела вост. частью Элама. Она признала свою зависимость сначала от Ассирии (643 г. до Р. Х.), потом от Мидии (с кон. VII в. до Р. Х.). В 553 г. до Р. Х. Кир II Великий , праправнук Ахемена, поднял восстание, захватил в 550 г. до Р. Х. престол Мидийской державы. Мидийская гос. система осталась почти без изменений, но господствующим народом в державе стали персы. Продолжив завоевания, Кир II присоединил к своей державе Лидию и греч. города в М. Азии (546 г. до Р. Х.), Вост. Иран вплоть до Инда и Сырдарьи (ок. 545-539 гг. до Р. Х.) и Вавилонию с зависевшими от нее Сирией, Сузами и Палестиной (539 г. до Р. Х.), создав самую большую в древности империю. Т. о. исполнилось пророчество Исаии (46. 1-2; 47. 1-15). Преемник Кира II Камбис завоевал Египет (525 г. до Р. Х.). За смертью Камбиса последовала смута, в к-рой победил представитель младшей ветви А.- Дарий I. Он провел ряд важных адм. преобразований, изменил систему налогообложения и продолжил военную экспансию, присоединив часть среднеазиат. степей (519 г. до Р. Х.), долину Инда (517 г. до Р. Х.) и сев. часть Балканского п-ова (514 г. до Р. Х.). Однако поход Дария против причерноморских скифов (514 г. до Р. Х.) окончился неудачей. Время ок. 500 г. до Р. Х. было периодом наибольшего могущества гос-ва А. Переломной эпохой в истории А. стали греко-персид. войны (500-449 гг. до Р. Х.). Начавшись с восстания подвластных персам греч. городов Ионии в М. Азии, греко-персид. войны охватили Эгеиду, Кипр, Египет и окончились поражением персов, утративших свои владения на Балканах и зап. берегу М. Азии. Это поражение привело к усилению сепаратистских тенденций среди персид. знати и надломило гос-во А. Цари 2-й пол. V - 1-й пол. IV в. до Р. Х. были поглощены дворцовыми интригами, сатрапы все чаще выходили из повиновения и воевали друг с другом, от державы отложились Египет (404 г. до Р. Х.), Кипр, большая часть среднеазиат. и инд. владений. Хотя энергичный и жестокий Артаксеркс III вернул Египет (343 г. до Р. Х.), после его смерти гос-во А. было завоевано Александром Великим (334-330 гг. до Р. Х.). Различные ветви династии А. продолжали править в нек-рых регионах Ирана и Анатолии; к А. возводили свой род Сасаниды - династия, правившая Ираном в III-VII вв. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/77172.html

Среди главных источников для изучения всех периодов мифологического развития Д. Г. в первую очередь следует выделить героические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», складывавшиеся неск. веков (1-я треть I тыс. до Р. Х.) на границе родового и классового общества, объединив тем самым в одно художественное целое мощные пласты мифологического и исторического бытия - от примитивных до самых утонченных форм. Первым систематизатором мифологии, и особенно мифов о создании мира, о рождении богов, об их генеалогии («Теогония») и о сменах человеческих поколений («Труды и дни»), является поэт Гесиод (VIII-VII вв. до Р. Х.), ставший одним из зачинателей предфилософии. Фрагменты и изложение т. н. киклических поэм (VII-VI вв. до Р. Х.) дают возможность представить в определенной последовательности мифы Троянского цикла. Трагики V в. до Р. Х. Эсхил, Софокл, Еврипид использовали в сюжетах мифологию героизма во всей ее сложности и гибельной безысходности. Традиция насыщать поэмы о героях мифологическими сведениями особенно процветала в эпоху эллинизма, к-рая затем переросла в эллинистическо-рим. период. Познание мира, открывшегося грекам в своей огромности и беспредельности после завоеваний Александра Македонского, способствовало возникновению интересов к экзотике дальних стран, к народам, хранителям древних таинств, чудес и магии, а также к собственному прошлому как к незыблемой основе в быстро меняющемся мире. Поэтому важное значение имеют для изучения мифологии поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика» (III в. до Р. Х.) и огромная поэма (48 песней) Нонна Панополитанского о Дионисе (V в. по Р. Х.). Гимническая поэзия (гимн - одна из древнейших лит. форм, коренящаяся в религ. практике), в т. ч. т. н. гомеровские гимны (с VII в. до Р. Х.- вплоть до византийского времени), гимны Каллимаха (III в. до Р. Х.), орфические гимны (VI в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), гимны Прокла (V в. по Р. Х.), обобщает вековую традицию античной мифологии, воспевая подвиги богов, давая им характеристики с помощью множества эпитетов, наделяя их своеобразными божественными биографиями. Большой и разнообразный мифологический материал использовали и лат. поэты I в. до Р. Х., такие как Вергилий («Энеида») и Овидий («Метаморфозы»).

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Административная структура Гос. органы В. и. за более чем тысячелетнюю историю претерпели ряд существенных трансформаций, что позволяет говорить о различных адм. структурах в эпоху ранней (IV- VII вв.), средней (VII-XII вв.) и поздней (XIII-XV вв.) империи. Тем не менее они всегда в той или иной мере сохраняли общую основу, унаследованную от Римской империи. Инвеститура сановника Феодосием I. Блюдо. 388 г. (Академия истории. Мадрид) Инвеститура сановника Феодосием I. Блюдо. 388 г. (Академия истории. Мадрид) В ранний период огромная территория гос-ва, объединявшего области, разнородные в экономическом и демографическом отношении, а также культурная полицентричность империи требовали гибкой и неоднородной системы управления. Эту задачу должен был решить развитый адм. аппарат, сочетавший усиление центральной власти с дроблением и специализацией ее органов. Деление территории империи на 4 части закрепилось в виде системы префектур: 1) Восток; 2) Италия и Африка; 3) Галлия, Британия и Испания; 4) Иллирик; во главе их стояли гражданские чиновники I ранга - префекты претория (praefecti praetorio) (высший пост в имп. администрации - префект претория Востока). Обе столицы, Рим и К-поль - Нов. Рим, были поставлены наравне с префектурами и управлялись городскими префектами (praefecti urbani). 4 префектуры делились на 12-14 диоцезов (dioeceses), управлявшихся чиновниками II ранга - викариями (vicarii), или вице-префектами (во главе Вост. диоцеза стоял комит Востока (comes Orientis), а во главе Египта - августальный префект (praefectus Augustalis)). Диоцезы делились на провинции (от 97 в кон. III в. до 116 при Константине и 120 в нач. V в.), наместниками к-рых были чиновники II (проконсулы Асии, Ахайи и Африки) и III рангов (консуляры, корректоры, президы). В систему центрального управления входили совет при императоре - консисторий (consistorium), а также ведомства во главе с чиновниками I ранга: магистр оффиций (magister officiorum - начальник дворцовых служб) возглавлял канцелярию, штат секретарей и поверенных агентов, почтовую и дипломатическую службу; комиты священных щедрот (comes sacrarum largitionum) и личных имений (comes rerum privatarum, rei patrimonii) заведовали гос. и имп. собственностью и финансами; квестор (quaestor) ведал юридическими вопросами. Звание куропалата (κουροπαλτης от лат. cura palatii - охрана дворца) в сер. VI в. превратилось в один из высших придворных титулов. Огромным (хотя и неформальным) влиянием нередко пользовался препозит священной опочивальни (praepositus sacri cubiculi, обычно евнух), в подчинении к-рого находились примикирий (primicerius) и комит священных облачений (comes sacrae vestis). Своеобразными «представителями народа» при имп. дворе являлись т. н. димоты, члены 4 факций (партий, команд) ипподрома (см. ст. Димы ).

http://pravenc.ru/text/372674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСОМТАВРУЛИ [груз. от - буква, - заглавный], древнейший вид груз. письма, послужившего основой для церковнострочного письма нусхахуцури (IX в.), из к-рого в кон. X в. развилось гражданское письмо мхедрули , используемое с нек-рыми изменениями и в наст. время. А.- капитальное письмо, в к-ром все буквы, расположенные в двухлинейной сети, имеют одинаковую высоту и состоят из круга, полукруга и прямой линии. Из-за преобладания в графической системе букв А. круга и полукруга это письмо называют еще и «мргвловани» ( - круглый). А. состоит из 37 букв, 38-я буква ó (u) не входит в алфавит, т. к. соединяет графические знаки букв í (о) и (y). Вопросом времени создания древнегруз. письма интересовались еще средневек. историки: так, по мнению арм. историка V в. Корюна , арм., албан. и груз. письмо было создано арм. деятелем V в. Месропом Маштоцем ; по теории груз. историка XI в. Леонтия Мровели , составителя основной части древнегруз. исторических хроник Картлис Цховреба , груз. письменность была создана царем Иберии Парнавазом (III в. до н. э.). По мнению основоположника груз. палеографии И. А. Джавахишвили (1926), А. возникло путем постепенного превращения букв финик. письма еще с VIII-VII вв. до Р. Х.; В. Гардтхаузен (1876), Д. З. Бакрадзе (1881, 1889), Д. Каричашвили (1905) и др. считали, что А. происходит из греч. письма. Последнее положение было развито К. С. Кекелидзе (1924) и аргументировано акад. Т. В. Гамкрелидзе (1989), к-рый писал, что «с объявлением христианства официальной религией древней Иберии создается новая алфавитная письменность на основе греческой системы письма» ( . . С. 304-305). В груз. письменных памятниках А. господствовало в основном в V-VIII вв.; до 2-й пол. XIX в. оно применялось в виде заглавных букв в некоторых рукописях, выполненных нусхури. Древнейшие надписи, сделанные на А., сохранились в Болнисском Сиони (одна из них строительная - 493 или 503) и в груз. мон-ре во имя св. Феодора в Палестине (2 мозаичные, ок. 433 - датировка акад. Г. В. Церетели). Подавляющая часть памятников груз. эпиграфики, выполненная на А.,- это неск. тысяч надписей лапидарного, фрескового, чеканного письма, граффито, надписей на вышивке и т. д., охватывающих период V-XVIII вв., неск. сот пергаменных палимпсестных листов V-VI вв. (Кекел. А-89, А-373, А-844, H-999). Нижний текст этих листов, содержащий отрывки из Свящ. Писания и агиографические сочинения, смытый в X-XI вв., был прочитан И. Джавахишвили, И. Абуладзе , Л. Каджая и издан под названием Ханметных текстов . А. выполнены такие известные груз. памятники, как Синайский Многоглав (864 г. Мон-рь св. Екатерины на Синае), Адишское Четвероевангелие (897 г. Местийский музей, Зап. Грузия), Опизское Евангелие (913 г. Мон-рь Ивирон на Афоне), Джручское Евангелие (Кекел. H 1660, 936 г.), Пархальское Евангелие (Там же. A 1453, 937 г.) и др.

http://pravenc.ru/text/76662.html

Фрагменты книг евр. Б., обнаруженные в каирской генизе в кон. XIX в., содержат текст, уже значительно более близкий к масоретскому. Самые древние из фрагментов рукописей Б. датируются IX или VIII в. по Р. Х. В нек-рых из рукописей имеются масоретские знаки огласовки, представлены все 3 системы вокализации консонантного текста: палестинская, вавилонская и тивериадская. Книги имеют форму свитка или представляют собой кодексы. Большинство фрагментов из каирской генизы еще не изданы, однако существует неск. обзоров этого материала (П. Э. Кале. 1913; М. Дейвис. 1978; И. Йейвин. 1973). Папирус Нэша. II–I вв. до Р. Х. Папирус Нэша. II–I вв. до Р. Х. III. Огласовка консонантного текста, масора, знаки кантилляции. Приблизительно до VI-VII вв. по Р. Х. рукописи евр. Б. не имели знаков для огласовки: традиция чтения консонантного текста передавалась изустно и включала не только произношение слов, но и кантилляцию, а также членение текста на стихи, полустишия и т. д. Видимо, потребность в записи этой устной традиции для устранения сомнений в правильности произношения текста, его понимания и интерпретации существовала достаточно давно, но только в VI-VII вв. по Р. Х. появились первые диакритические знаки для гласных, к-рые позднее были организованы в систему. Одним из импульсов к созданию такой системы, по-видимому, послужило наличие системы огласовок в сир. текстах. Первой системой огласовок стала палестинская (или южнопалестинская), а также появились еще 2 системы - надстрочная вавилонская и подстрочная тивериадская (или севернопалестинская). Древние филологи, трудившиеся над созданием системы огласовок и знаков кантилляции, получили название «масореты» (от евр.     - традиция (чтения и переписывания библейского текста)); в их задачи входило также хранение и приумножение знания о консонантном составе текста, правилах его записи, о разночтениях в имеющихся рукописях (напр., вост. и зап.) и проч. Термин «масора» в применении к рукописи или печатному изданию евр. Б. имеет 2 значения: в узком смысле - это пометки масоретов на полях рукописей (masora parva - малая масора), под текстом (masora magna - большая масора) и в конце каждой книги (masora finalis - конечная масора); в широком смысле «масора» также включает и знаки огласовок, и знаки кантилляции.

http://pravenc.ru/text/209477.html

План синагоги базиликальный, зал прямоугольной формы (по внешнему периметру - 23,8×14,8 м, по внутреннему - 18,4×13,8 м) делится на 3 нефа 2 рядами колонн (по 4 опоры в каждой). Фусты колонн разные по диаметру, отличаются друг от друга и интерколумнии. Расположение колонн довольно странное: они пересекают поперечное пространство синагоги в его вост. части, оставляя зап. пространство широким и открытым, что явилось, видимо, результатом перестройки. Кладка в интерьере синагоги была покрыта белой штукатуркой, в то время как в экстерьере каменная фактура темного базальта оставалась открытой, что создавало красивый контраст (как и в Бараме). Среди деталей архитектурного декора найдены ионические капители колонн в интерьере, коринфские капители пилястр в экстерьере, геометрический мотив из 3 рядов меандра, к-рый аналогичен скульптурному украшению в синагогах в Бараме, Набехе и, судя по всему, в христ. базилике в Канавате (Канафе, Сирия) (над центральным дверным проемом). Это может свидетельствовать об участии группы мастеров одной архитектурной мастерской или школы, чьи приемы не встречаются в др. памятниках. Также найдены рельефные фигуры 2 львов, к-рые фланкируют вазон на одной из дверных перемычек, 2 др. перемычки, рельефная менора на фасадной стене, осколок раковины-конхи, фрагменты евр. текста в tabula ansata (на «доске с ручками»). Не все рельефы сохранились: напр., утрачен известный только по описаниям XIX в. фрагмент рельефа с изображением орла (очевидно, увенчивал перемычку центрального дверного проема). Нек-рое число черепиц свидетельствует о том, что они покрывали крышу синагоги. Синагога построена во 2-й пол. III в. в поселении, существовавшем уже в I-II вв. (найдено неск. монет III в., фрагменты вост. рельефной керамики «терра сигиллата» и обломок светильника времени Ирода Великого ). Здание было разрушено на рубеже IV и V вв., как считают нек-рые историки, христианами. Однако вероятность этого в Сев. Израиле, где преобладало иудейское население, мала. Синагогу могли разрушить вандалы, к-рые дошли до этого региона, находящегося недалеко от побережья, где есть много следов их погромов V в., напр. в Тель-Шикмоне. Постройка была восстановлена в тех же размерах в V-VII вв. с использованием многих прежних деталей, но уже не иудеями, а христианами: найдены крест и фрагменты сосудов с изображением святых в нимбах. Также заметно изменилась экономика Хорват-Сумаки (и в целом К.). Так, напр., свиные кости, число к-рых увеличилось с 1 до 4%, были обнаружены даже в синагоге. Окончательно поселение было разрушено в VII в.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

Сасанидская эпоха имела огромное значение для последующего развития иранской духовной и материальной культуры. Искусство (по преимуществу придворное - рельефы с царскими надписями, дворцы с фрагментами стенных росписей, торевтика, в т. ч. знаменитое сасанидское серебро) повлияло на художественные традиции самых разных обществ - от Вост. Туркестана до Атлантики, в т. ч. на развитие византийского стиля. Гос. язык - среднеперсидский (условно называемый «пехлеви»), как и парфянский, использовал арам. письмо с обильным употреблением аллограмм. Эллинистическое влияние на И. не прекращалось благодаря сир. образованности, центром к-рой был Гундишапур. На среднеперсид. языке были написаны династические и героические сказания, дидактические и космологические сочинения. Лит.: Labourt J. Le christianisme dans l " Empire perse sous la dynastie sassanide. P., 1904; Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII вв. М.; Л., 1946. (Тр. Ин-та востоковед.; Т. 46); она же. Города Ирана в раннем средневековье. М.; Л., 1956; Ghirshman R. L " Iran dès origines à l " Islam. P., 1951; Бокщанин А. Г. Парфия и Рим. М., 1960-1966. 2 ч.; Луконин В. Г. Культура сасанидского Ирана: Иран в III-V вв. М., 1969; он же. Иран в III в.: Новые мат-лы и опыт ист. реконструкции. М., 1979; он же. Древний и раннесредневековый Иран: Очерк истории культуры. М., 1987; Кошеленко Г. А. Родина парфян. М., 1977; Периханян А. Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М., 1983. И. в составе халифата (VII-X вв.) К 641 г. войска халифата заняли Хузестан, а в 642 г. разгромили армию Йездигерда III под Нехавендом и захватили Зап. Иран. После этого страна распалась на неск. владений (титул сасанидского государя - шаханшах, т. е. царь царей,- указывал на то, что в И. он был главой мелких владетелей). В Парсе, Хузестане, Кермане, Табаристане, Дейлеме, Горгане, Хорасане, Азербайджане были наследственные владетели с местной титулатурой. В 651 г. гос-во Сасанидов было завоевано арабами полностью. Йездигерд бежал в Мерв, где и был убит. Завоевание положило конец господству зороастризма и могуществу родовой знати. Однако порядки, установленные Хосровом I, послужили образцом в налогообложении (джизья и харадж) и землепользовании. Джизья, т. е. подушная подать, взималась только с неверных; принявшие ислам ее не платили. Первые десятилетия после завоевания харадж также взимался только с иноверцев - зороастрийцев, христиан, евреев, если они обрабатывали землю. Мусульмане же, владевшие землей, платили только десятину (араб. «ушр»), т. е. поземельную подать гораздо меньшего размера.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Ариппара – 23. VII, 1, 48 (Р: ριππρα; Η: ρσπαρα – Ариспара) – город в области каспиреев, локализуется в нын. шт. Джамму и Кашмир, в области реки Джелам. Ср. ариспы. Арисабий – см. Аресабий. ариспы – 17б. 4, 9 (ρσπαι) – народ, в области которого течет река Синар (см.), впадающая в Гидасп (нын. Джелам); считают, что ариспы были горным племенем в пограничной области Кашмира. Ср. Ариппара (другое чтение – Ариспара). Аристобатра – 23. VII, 1, 57 (ριστοβθρα) – город в Индоскифии, на западе от Инда, из числа городов «вдоль (=у) самой реки»; локализуется в области между нын. провинцией Синд (на юго-востоке Пакистана, вокруг нижнего течения и дельты Инда) и Пенджабом, не идентифицируется. Предполагается санскритская форма aria-pâtra (пракр. -bathra) – «невредимый, неуязвимый оплот» или «священный напиток». Ср. Пардабатра. Аристобул – 8. XV, 1, 17–19; 21–22; 33; 45; 61. 17а. V, 20, 2; VI, 22, 4 – сын Аристобула, IV–III вв. до н. э., принимал участие в походах Александра Македонского в качестве строителя, инженера. Уже после 300 г., в свои 84 года, написал произведение об Александре и его походах, уделяя особое внимание описанию новых стран; оно не сохранилось, но использовано главным образом Страбоном и Аррианом. Аристократ – 15г. – сын Гиппарха, из Спарты, предположительно I в. до н. э., автор «Лаконики», антикварного и исторического произведения о своей родине (не сохранилось). Аристоксен – 35. XI, 3, 8 – из Тарента (в Южной Италии), затем переселившийся в Афины, сын и ученик музыканта Спинтара, ученик пифагорейца Ксенофила, затем Аристотеля, знаменитый музыкант, а также философ, IV–III вв. до н. э. Был автором 453 произведений, касающихся теории музыки, философии, истории, воспитания. Ему принадлежали «Жизнеописания», в частности Пифагора, Сократа, Платона. В своем учении о душе он следовал Пифагору; известен как один из первых мыслителей, объединивших перипатетику (философию Аристотеля) с пифагореизмом. Аристотель – 8. XV, 1, 38. 11. VII, 26. 27.1, 1 (Вступление) – древнегреческий философ (384–322 гг. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Максимови Илирик. – Максимови Л. Северян Илирик у VI веку. – ЗРВИ. 1980, т. 19. Малеванный. Связи славян. – Малеванный A.M. Этнические и исторические связи славян и иллирийцев. – Античный мир и археология. Межвузовский научный сборник. Вып. 5. Проблемы истории древнего мира и Северного Причерноморья. Саратов, 1983. Малингудис. Симбиоз. – Малингудис Ф. Славяно-греческий симбиоз в Византии в свете топонимии. – ВВ. 1987, т. 48. Малингудис. Псевдо-Кесарий. – Малингудис Ф. К вопросу о раннеславянском язычестве. Свидетельство Псевдо-Кесария. – ВВ. 1991, т. 51. Мартынов. Методика. – Мартынов В. В. Лингвистическая методика обоснования гипотезы о внсло-одерской прародине славян. Минск, 1963. Матузова. Английские источники. – Матузова В. И. Английские средневековые источники IX–XIII вв. М., 1979. Махно. К вопросу. – Махно Е.В. К вопросу о времени существования и судьбе Черняховской культуры. – КСИА. 1984, вып. 178. Мачинский. Тихонова. О местах обитания. – Мачинский Д.А., Тихонова М.А. О местах обитания и направлениях движения славян I–III вв. н.э. (по письменным и археологическим источникам). – Acta archaeologica Carpathica. Krako. 1976, 16. Мейе. Общеславянский язык. – Мейе А. Общеславянский язык. М., 1951. Меликишвили. К истории. – Меликишвили Г.А. К истории древней Грузни. Тб., 1959. Менгес. Восточные элементы. – Менгес К. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». М., 1979. Мещерский. Два отрывка. – Мещерский И.А. Два неизданных отрывка из древне-славянского перевода «Хроники» Иоанна Малалы. – ВВ. 1956, т. 11. Muxajnoeu. Антропонимн. – Muxajлobu В. Словенски антропоними од VII до X века у немачким изворима у са нашим ономастичким основама. – Balcanica. Sofia, 1985–1986, vol. 16–17. Мордасова. Разложение. – Мордасова И. В. Разложение родового строя и формирование фаталистических представлений. – СЭ. 1975, 3. Морошкин. Именослов. – Морошкин М. Славянский именослов. СПб., 1867. Муравьев. Пять свидетельств. – Муравьев СИ. Пять античных свидетельств в пользу «птолемеевой» трансгрессии Каспия. – Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1984. М., 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010