Церковный обычай есть требование, имеющее на практике обязательную силу свойственную правилам, но не основанное ни на каком прямом, формальном постановлении церковной власти (I, 18. Васил. в. 4. 87). Не всякое обыкновение, замечаемое в клире или народе может быть названо церковным обычаем с правовым характером, а только такое, обязательная сила которого признана подлежащей церковной властью, только не в форме формального постановления, а косвенно, посредством допущения употребления его в административной или судебной практике. Таким образом юридическая сила церковного обычая зиждется на авторитете той же церковной власти, которой принадлежит и формальное церковное законодательство; отличие его от положительных правил и постановлений заключается лишь в форме происхождения. Затем, в силу тесной связи церковного обычая с положительным церковным правом по его происхождению, он и по содержанию и характеру своему не должен противоречить заповедям Господним, апостольским и правилам соборным и отеческим; в случае возникновения такого обычая, он подлежит прекращению по распоряжению церковной власти, как бы широко ни был распространен (I, 15. 18. VI, 7. 12. 13. 28. 29. 32. 33. 45. 55. 56. 81. 82. VII, 5. 7. Киприан. Письмо 63 к Цецилиану. По рус. пер. стр. 344. 347. Толков. Вальс. на 55 и 69 пр. трул., на 15 пр. VII, на 18 и 44 лаод., на 6, 19, 23 и 36 карф. Зонары толк. на 13 и 14 лаод. Окр. посл. Геннадия и пр.). Равным образом церковный обычай не должен противоречить духу христианского учения, существенным задачам церкви и основным нормам церковного устройства и порядка. Обычай без рассуждения, без разума, без истины, говорит Киприан, есть старое заблуждение, не более (Письмо 58 к Квинту, 60 к Юбаяну, 61 к Помпею. По рус. пер. стр. 279. 291. 308). Церковный обычай, обладающий надлежащими указанными выше качествами, имеет силу равную церковным правилам (Трул. 102. VII, 7. Гангр. 21. Васил. 4. 87. 91. 92. Феоф. 1. 2. Толкования на эти правила. Толк. Зонары на 81 пр. карф., на 3 конст., на 15 Петра ал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Траян – 28. LXVIII, 15; 29, 1. 42. К 103 г. н. э. – римский принцепс (98–117 гг. н. э.). Он достиг Эритрейского моря (=в 42 – Красного моря; здесь – нын. Персидский залив) после побед в войне с Парфией в 116 г. н. э. (а не в 103 г., как указано в 42). Об этом же событии сообщает и Эвтропий 3, 2). трещотки – 8. XV, 1, 22 (ρταλον) – музыкальный инструмент у индийских фокусников. Триглипт – см. Триглиф. Триглиф – 23. VII, 2, 23 (Р: Τργλυφον; Η: Τργλυπτον, τ α Τρλιγγον – Триглипт, он же и Трилинг); VIII, 27, 7 (Η: Τρλινγον) – столица (βασιλειον), названная в числе внутренних городов в Индии по ту сторону Ганга, после указанных вдоль по Гангу; в этом перечислении названо много главных городов (μητρπολις). Этот город пытаются локализовать, исходя из самых различных многочисленных этимологий (главным образом связанных со словом tri – «три»; например, Trilinga, «три фаллоса Шивы», Trikalinga – см. модогалинги, и мн. др.): 1) в юго-западной части нын. Бирмы (здесь тоже разные локализации); 2) у восточного побережья Индии (к востоку от дельты Ганга?); 3) вопреки Птолемею – в южной Индии. Кроме того, в подтверждение локализации одни указывают на наличие отмеченных Птолемеем в этой местности бородатых петухов и белых ворон и попугаев, а другие, напротив, утверждают, что там таких нет. триетериды, триетерики – 6а. III, 58 (Trieterides). 7. IV, 3, 2–3 (τριετηρδες θυσαι). 38. XXII, 8, 23 (trieterica sacra) – празднество в честь Диониса, справлявшееся по всей Греции «каждые три года» (что и означает это название), по античному счету, включавшему и исходное число, но в действительности – «каждые два года», «через год». Дионис первоначально был богом растительности, поэтому естественно было бы справлять праздник не через год, а каждый год. Предполагают, что у фракийцев (от которых культ Диониса пришел в Грецию) была паровая обработка поля (т. е. через год). Но триетеридами назывались в Греции и другие празднества, не в честь Диониса. Трикадиба – 23. VII, 1, 95 (Τριαδβα) – остров в прибрежной части до Колхского залива (нын. Манарский залив, у юго-восточной оконечности Индии), следовательно, у юго-западной оконечности Индии. Считают, что острова, названные здесь (в § 95), это нын. Лаккадивские острова (находящиеся довольно далеко к западу от этого побережья). Название (санскритское) «Трикадиба» означает «три острова», поэтому Трикадиба (предположительно?) идентифицируется как нын. три острова на самом севере Лаккадивских о-вов: Четлат (11°42», 72°42»), Килтан (11°29», 73°00») и Кадмат (11°14», 72°47») (в группе Аминдивских островов). Здесь же, в § 95, назван и остров Тринесия (см.), который, уже по-гречески, означает тоже «три острова».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адаптации А. из Вавилона сопутствовали изменения традиц. представлений о богах и проникновение в греч. мир новых идей. Важнейшими из них для развития А. являются следующие. 1. Учение о великом годе и испытании огнем в конце времен. Пифагор утверждал, что «все, что некогда произошло, через определенные периоды времени происходит снова, а нового нет абсолютно ничего» (DFV. 14. 8a). Пифагореец Гиппас и Гераклит Эфесский (VI-V вв. до Р. Х.) говорили о периодических мировых катастрофах, в к-рых мир, возникший из огня, в огне погибает (Ibid. 18. 7; 22. A10). Продолжительность великого года определялась неоднозначно (Ibid. 22. A13) и, возможно, в соответствии с вавилонской традицией ( Ван-дер-Варден. С. 150). 2. Представления о бессмертии души и перевоплощении . Начиная с VI в. до Р. Х. распространяется вера в личное бессмертие, отличная от традиц. представлений о загробной жизни. Эпихарм (VI-V вв. до Р. Х.) говорил, что души благочестивых пребудут на небе (DFV. 23. B22). Учение о переселении душ связано с орфизмом (Orphicorum fragmenta/Coll. O. Kern. B., 1922. Fr. 27). О том же учил Пифагор (DFV. 14. 8a). У пифагорейцев утвердилось представление, согласно к-рому душа после смерти восходит к Солнцу и Луне (Ibid. 58. C4). Платон из учения о перевоплощении делал выводы об устройстве космоса (Phaedo. 108c - 114e). В «Федре» он указывает сроки, к-рые проводят души на небесах перед очередным воплощением (248e - 249b). 3. Учения о мировой душе и небесной гармонии. У пифагорейцев космос предстает живым, разумным и божественным независимо от принятой модели его физического устройства: геоцентрической (см., напр.: DVF. 58. B1a) или модели Филолая, согласно к-рой небесные тела вращаются вокруг Гестии , космического огня (Ibid. 44. A16). Платон в «Тимее» рисует величественный образ звездного неба, космоса, к-рый, пребывая в вечном вращении, не только прекрасно сконструирован геометрически, но слышит, видит и обладает высшим разумом. Это совершенный самодовлеющий организм (32a - 34a). Роль Гестии отводится мировой душе: она находится в центре и одновременно объемлет космос и управляет им (34b-c). Наиболее последовательно это учение развивалось у стоиков. Клеанф (III в. до Р. Х.) описывал Солнце как живой огонь и ведущее начало в космосе (SVF. I 499, 504). Хрисипп (III в. до Р. Х.) и Посидоний (II в. до Р. Х.) учили, что космос одушевлен и разумен и каждая душа имеет в нем частицу ( Diogenes Laertius. VII 142). Пифагореец Архит обосновывал родство музыки и астрономии тем, что движение небесных тел должно сопровождаться звуком (DVF. 47. B1). По учению пифагорейцев, планетам соответствуют определенные ноты, порождающие т. н. музыку сфер, к-рую люди не замечают, т. к. привыкли к ней с рождения. Скорости вращения планет и расстояния между ними подчинены закону гармонического ряда как наиболее совершенному (Ibid. 58. 35). Т. о. устройство космоса следует эстетическому критерию.

http://pravenc.ru/text/76752.html

119 . Избрание епископов в каждой поместной церкви должно совершаться собором епископов этой церкви, с учетом волеизъявления народа церковного данной епархии (Карф. 61). 120 . Согласно требованиям древних правил должны быть категорически осуждаемы рукоположения, полученные незаконным путем, чрез симонию (подкуп), вмешательства мирских начальников и тому подобное. Получивший сан таким путем должен быть лишен его (Ап. 29, 30, 76; IV Вс. с. 2; VI Вс. с. 22; VII Вс. с. 3, 5; Вас. В. 90). 121 . Епископ, совершивший рукоположение за деньги, подлежит церковному суду (IV Вс. с. 2; VII Вс. с. 4, 5, 19; Вас. В. 90). 122 . Епископ или пресвитер, не радящий о причте и народе церковном и не учащий их благочестию, недостоин быть пастырем и подлежит церковному суду (Ап. 58). 123 . Нельзя требовать плату за причащение. Повинные в нарушении сего правила подлежат церковному суду (VI Вс. с. 23). 124 . Переход клирика из одной епархии в другую может совершиться только с засвидетельствованного отпускной грамотой согласия епископа той епархии, в которой клирик состоял. Точно так же переход епископа одной поместной церкви в юрисдикцию другой может иметь место только с разрешения синода или иного органа, представляющего высшую церковную власть в той поместной церкви, в которой епископ состоял (Ап. 12,13,15,16, 32, 33; I Вс. с. 16; IV Вс. с. 15, 26; VI Вс. с. 17, 18; VII Вс. с. 10; Сард. 15; Карф. 65, 91:101). 125 . Клирик отлученный, запрещенный или изверженный из клира в одной епархии, не может быть восстановлен в своей дееспособности в другой епархии. Равно как епископ, отлученный, запрещенный или изверженный одной поместной церковью, не может быть восстановлен в своей дееспособности в другой поместной церкви. Однако такой епископ может быть восстановлен в епископских правах по суду Вселенской Церкви (Ап. 12, 32; Сард. 3, 13; Соф. 1 ; Ант. 3; Карф. 118). 126 . Епископ является не временным руководителем своей паствы, а отцом ее, связанным с ней благодатными узами, и потому перемещение епископа с одной кафедры на другую может быть допускаемо только в случае церковной необходимости (Ап. 14; I Вс. с. 15; IV Вс. с. 5; Ант. 21; Сард. 1:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

175. Ср.: Рим 2:24. Чедвику это изречение представляется «христианской версией» 396 афоризма. 178. Ср.: 94, 389а. Чедвик указывает, что этот афоризм встречается в нескольких византийских сборниках. 183. Ср.: Мф 7:1—2. 185. Ср.: 152. 187. Несколько туманное изречение, но, исходя из сопоставления с 165 а-в и другими афоризмами, можно приблизиться к его правильному пониманию. По-видимому, Секст предостерегает от стремления победить словесно во что бы то ни стало, с одной стороны, и от огорчения, если тебя кто-то «переспорил», — с другой. Ср. тж.: 408. 189. Ср.: 65; ттХ pismXj e_nai di тоа e_nai Руфин переводит как fidelis esse magis quam videri stude, то есть сближает с 64 афоризмом. 190. Ср.: 450; Клим. Алекс . Стром. VII.16.5; 29.4; 64.6. 191. Ср.: Сенека . Письма. 80.9. 193. Богатящемуся — ploumoanma. Выбор архаизирующего слова продиктован церковнославянским переводом Лк 1(см. тж. Синодальный перевод. Ср.: Мк 10:23. 194. Ср.: 214, 229, 259. 195. Ср.: 21. 196. Ср.: 215. 197. Ср.: 131. 198. Ср.: 433. 199. Ср.: 333. 200. Ср.: Epict . Dissert. I.24.1. Чедвик отмечает, что это общестоическая тема. 201. Ср.: 216; 1 Петр 4:6. 203. Ср.: изречение Солона у Диогена Лаэртского (I.59. 204. Точнее, «не взойдет» — оЩк " setai, ср.: 209. По мысли Климента Александрийского, как отмечает Чедвик, различие между языческой и христианской этикой состоит в следующем: греческие философы учат, что влечение должно быть подавлено, а христианство - что оно не должно ощущаться вообще (Стром. III.57. 210а. Ср.: 260; Клим. Алекс . Стром. VII.86.2. 210b. ­­ 89. Ср.: Мф 7:12. 213. Ср.: Мф 5:44. 214. Ср.: 145; Сенека . Письма. 76. 4. Сенека пишет, что vir bonus и внимающие ему inepti et inertes vocantur. 215. Ср.: 196 и соответствующий комментарий. 216. Ср.: 201. 217. Ср.: 378. 221. Ср.: 58—59. 224. Ср.: Клим. Алекс . Стром. VII.35. 227. Ср.: Евагрий . Зерцало иноков и инокинь. Увещание к девственнице. 30. «Не говори: это мое, а то твое, ибо во Христе все общее» (Цит. по изд.: Евагрий . Творения аввы Евагрия. М., 1994.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

Свентослава, см. Святава (Свентослава) Свердлов М. Б. 18–19, 25, 44, 57–58, 64–65, 72, 78, 84, 97, 105, 107, 109, 115, 117, 120, 123, 135, 154–155, 158, 160, 188, 191, 197–198, 200, 208, 218, 225, 230, 238, 252, 254, 273–274, 276, 282–283, 285–286 Святава (Свентослава), ж. чешского кор. Братислава II, д. польского кн. Казимира I (ум. в 1126 г.) IV VI, 173 Святоплук, кн. чешский (1107–1109) VI, 303 Святополк (Святоплук) II, кн. великоморавский (870–894) 225 Святополк Владимирович, кн. киевский (1015–1016, 1018–1019) IV, IXa, 39, 61, 67–68, 71–74, 76–77, 80, 80–83, 82, 132, 135, 170–171, 228–229, 229, 298, 344 Святополк Изяславич, кн. киевский (1093–1113) IV, V, IXa, 175, 177–178, 198–199, 202, 207, 214, 255, 265, 360–361, 363 Святополк Мстиславич, кн. новгородский (1142–1148), владимиро-волынский (1150– 1154) VI, IXb, 263 Святослав Всеволодович, кн. киевский (1176–1194, с перерывом) IXa Святослав Игоревич, кн. киевский (ок. 960–972) IXa, 23, 45, 49, 65–66, 117, 164 Святослав Игоревич, кн. перемышльский (уб. в 1211 г.) IXa Святослав Мстиславич, кн. владимиро-волынский (ум. в 1182/4 г.) IXb, 310–312, 318 Святослав Ольгович, кн. черниговский (1157–1164) IXa Святослав Ярославич, кн. черниговский (1054–1073), киевский (1073–1076) II, III, IXa, 112, 119–121, 155, 157, 250, 339–341, 352, 357–358 Се(мо)мысл, кн. поморский (1040-е гг.) 351 Серватий, св., еп. тонгернский и маастрихтский (ум. ок. 384 г.) 84 Сердик, легендарный основатель династии кор. западных англо-саксов (кон. V в.) 195 Сигеберт из Жамблу, лотарингский историограф (ум. в 1112 г.) 156–158 Сигрид (Свентослава?) Гордая, ж. шведского кор. Эрика Победоносного, затем – датского кор. Свена I Вилобородого, д. польского кн. Мешка I (?) (ум. после 1014 г.) IV, VII, 130 Сигурд I Крестоносец, кор. норвежский (1103–1130, с 1122 г. единолично) VII, IXb Сигурд Свинья, из рода норвежского кор. Харальда Прекрасноволосого (нач. XI в.) VII Сильвестр II, п. римский (999–1003) 55, 69, 278 Сим, с. библ. праотца Ноя 215 Симеон (Трирский), св. (ум. в 1035 г.) 120

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смертная казнь, назначаемая по суду, производилась четырьмя способами: чрез побиение камнями, сожжение, убиение мечом и удушение (Сангедрин, VII, 1). Но наиболее частое применение, согласно Моисееву закону, находил первый способ совершения смертной казни, т. е., чрез побиение камнями. Так, он применялся к богохульникам, к идолослужителям, к не соблюдающим субботы, к отклоняющим от истинной веры и лжепророкам, к чародеям и заклинателям, к оскорбляющим своих родителей, к невестам, изобличенным в неимении девства, к прелюбодеям, к кровосмесителям, к сожительствовавшим с матерью, мачехой или снохой, к мужеложцам, скотоложникам, волшебникам и буйным сыновьям (ср. Сангедрин, VII, 4). Способ совершения казни чрез побивание камнями подробно в священном писании не описывается: здесь только говорится, что эта казнь совершалась вне города ( Лев. 24:14 ; ср. Деян. 7:58 ) и что свидетели бросали в побиваемого первые камни ( Втор. 17:7 ), причем для большей легкости и свободы движений руками они снимали с себя платья ( Деян. 7:58–59 ). Но в мишне есть довольно подробное описание совершения этой казни; здесь она изображена так. По произнесении приговора, осужденного вели на место казни, которое находилось вне суда, причем у входа суда стоял человек с платком (sudarium) в руке, на некотором расстоянии от которого ехал на коне всадник, но так, что видел первого. Если кто-либо из судей хотел говорить в пользу осужденного, то первый человек махал всаднику платком, и тот останавливал осужденного. Вместе с тем, осужденному предоставлялось право самому заявлять, что он имеет сказать что-либо в свое оправдание, и его возвращали опять в помещение суда. Кроме того, впереди его шел глашатай, который возглашал: «такой-то, сын такого-то идет на казнь за то, что совершил такое-то преступление, и такой-то с таким-то его свидетели. Всякий, кто знает для него оправдание, пусть придет и приведет свой довод». Если кто-либо из судей, посторонних лиц или наконец сам осужденный находили что-либо существенное, достойное оправдания, то осужденный освобождался от казни; если же этого не было, то он следовал далее к месту казни. Когда он был на расстоянии десяти локтей от места казни, ему предлагали исповедать свои грехи; если он не умел читать исповедания, то предлагали сказать слова: «моя смерть да будет прощением за все грехи мои». Когда осужденный находился от места казни на расстоянии четырех локтей, его раздевали, причем мужчину закрывали спереди, а женщину – спереди и сзади; потом его ставили на возвышенное место (в два человеческих роста) и отсюда сталкивали вниз, дабы он разбился; но если после падения он оставался жив, то свидетели брали большой камень и бросали на него; если и после того он оставался жив, то бросал камни собравшийся народ (Сангедрин VI, 1–4). Кроме того, осужденные за богохульство и идолослужение, после побивания камнями, вешались на дереве (ibidem), причем их тела оставались до вечера, после чего погребались ( Втор. 21:22–23 ; ср. Сангедрин, VI, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Моисеево авторство Второзакония не оспаривалось до появления критики XIX века. Несколько мест были истолкованы как отдельные вставки, сделанные позднейшими редакторами для того, чтобы пояснить текст (2:1011,20–23, 3:9,11,13614, 10:69:34), другие же места объясняли письменный характер материала (27:3,8, 28:58, 29:21,29, 30:10,19, 31:24), указывая на руку Моисея. Появление критики XIX века привело к развитию исследовательских работ, которые пошли значительно дальше этих простых взглядов на авторство и вылились в огромный пласт научной литературы, охватившей широкий спектр идей и теорий. Здесь мы сможем отметить только основные вехи этого процесса. 290 Некоторые критики XIX века связывали Второзаконие с предполагаемым документом D, датируемым VII веком до н.э. Вельхаузен утверждал, что книга «была найдена и издана» в восемнадцатый год правления царя Иосии с целью проведения реформ Иосии и централизации поклонения в Иерусалиме ( 4Цар.22 ). 291 Несколько, как кажется, справедливых причин указывали на связь между этими событиями в 4 Книге Царств и Второзаконием. 292 (1) 12 глава Книги Второзакония требует разрушения ханаанских высот и централизации богослужения, что и было сделано Иосией ( 4Цар.23:420 ). (2) Празднование Пасхи, описанное в 16 главе Книги Второзакония, в отличие от праздника, описанного в 12 главе Книги Исход, проходило в центральном храме по указанию Иосии ( 4Цар.23:2122 ). (3) Книга Второзакония 18:1422 требует уничтожение медиумов и всех форм гадания, что и было сделано Иосией ( 4Цар.23:24 ). (4) Похоже, что Иосия испытал сильное потрясение ( 4Цар.22:13:19 ), прочитав именно о проклятиях в 28 главе Второзакония. (5) Книга Второзакония 17:1819 требует от царей управления по закону, что и старался делать Иосия ( 4Цар.22:11 ). (6) «Книга завета» ( 4Цар.23:2 ), похоже, была признана Второзаконием, после того, как ученые смогли показать схожесть Второзакония и древних ближневосточных договоров. (7) Материал Книги Царств отражает богословие Второзакония в вопросе места, которое избирает Бог для Своего имени ( Втор.12:5 ; 4Цар.23:27 ) и в вопросе божественного наказания за непослушание ( Втор.31:2429 ; 4Цар.22:1620, 23:2627 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Байона (или Байон?) – 13. 42 (Βαινης) – остров у входа в северную часть нын. Камбейского залива; идентифицируется как нын. о-в Пирам (=Перам, 21°36» 72°41»). Идентификация как о-ва Диу (20°42» 70°59» у южной оконечности п-ова Катхиявар, около начала Камбейского залива) отвергается. Байтана – 23. VII, 1, 82; VIII, 26, 14 (Βαιθνα) – внутренний город области Ариака, на западе от реки Бенд, столица (βασλειον) Сириптолемея. Этот город отождествляется с эмпорием Пайтана (см.). байты – 23. VI, 16, 5 (Βαται; другое чтение – Βται, баты; конъектура – Βαται, бауты, на основании названия реки Βατισος, Баутис) – народ в стране серов, к югу от аспакаров; ниже байтов, на самом юге страны, у Эмодских и Серских гор – отторокоры. Область байтов предположительно локализуется в юго-восточном углу Тибета. Название «байты» возводится к самоназванию тибетцев «Bod», «Bod.ba» (индийское обозначение их – санскр. Bhôa и т. п.). Бакара – 11. VI, 105 (Весаге). 13. 55; 58 (Βααρ; рукописные чтения искажены). 23. VII, 1, 8 (Р: Βαρη; Η: Βααρε) – по 11, порт народа неакиндов в царстве Пандиона; по 13, деревня у самого устья реки (Барий? Некоторые считают, что это нын. река Памбияр) в царстве Пандиона; по 23, местность (без уточнения) на побережье области Лимирика, после Кореуры, перед устьем реки Барий (область Пандиона здесь отнесена дальше к югу, § 11). Эта местность должна локализоваться на Малабарском береге (юго-запад Индии, шт. Керала). Ее идентифицируют по-разному как нын.: 1) Поракад (Porakâd=Pirakkad=Porka=Porkad; 09°22» 76°22»); 2) Тинере; 3) Kawâi или Kavâi, к северу от мыса Ely, или Yeli-mala, 12°10» с. ш.; 4) Markari, 11°52» 75°38»; 5) у Valiankata (может быть, имеется в виду Vilavancod, 08°17» 77°11»?); 6) Вайккарай, Vaikkarai (указывается как пристань города Коттаям, 09°33» 76°31»; может быть, сейчас=Вайкам, 09°45» 76°24»?); 7) у нын. города Чаваккад (10°33» 75°59»). См. Мелькида. Бактр – 11. VI, 52 (Bactrus) – река в Бактрии, приток Окса (нын. Амударья), идентифицируется как нын. река Балхаб (на севере Афганистана), 36°56» 67°04».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С каким индийским богом отождествляли Диониса, точно не установлено, но предполагают, что с Шивой. См. также Осирис, Сороадей, Драстока. Как общие черты, сближающие Диониса с Шивой, отмечаются: связь Шивы с горой Меру; «космический танец» Шивы (Дионис научил индов танцам); элементы шиваитского культа – звон колокольчиков и барабанный бой, сопровождающие жертвенные действия, окрашивание тела, пользование благовониями; Шива – «правитель гор», «властитель лозы», божественный целитель; его основной символ – фаллос (линга). Версию о том, что Дионис был человеком, затем стал богом (в Индии), некоторые связывают с известным по индийским источникам первым царем Притху (по списку царей Лунной династии), с которым и отождествляют индийского Диониса (но по традиции, основателем Лунной династии был Сома; Притху родился из правой руки своего отца Вены). Диониса, мыс – 23. VII, 4, 5 (Διονσου ρον) – на острове Тапробана (нын. Шри-Ланка), локализуется на юго-востоке острова, к востоку от нын. города Хамбантота (06°09», 81°04»). По поводу этого греческого названия объяснений нет. Дионисий – 11. VI, 58 (Dionysios=греч. Διονσιος) – посол Птолемея II Филадельфа (283–246 гг. до н. э.) в Индии, упоминается только здесь. Считают, что он был послом к одному из двух маурийских царей – Биндусаре (ок. 291–263 гг. до н. э.; см.=Амитрохат), преемнику Чандрагупты (=Сандракотта, см.), или Ашоке (ок. 263–232 гг. до н. э.), преемнику Биндусары. Написал сочинение об Индии, которое имеет в виду здесь Плиний. Ничего достоверного о нем более неизвестно (есть только различные предположения). Дионисополь – 23. VII, 1, 43 (Διονυσπολις) – другое название города Нагара (см.). Диоскор – 23. I, 14, 2; 3 (Δισορος) – упоминается только здесь (и в I, 9, 3–4); как полагают – мореплаватель (или географ?), вероятно, I в. н. э. Диоскорид (или Диоскурид, Диоскориду?) – 13. 30; 31 (sc.) ( Διοσουρδου αλουμνη) – остров; идентифицируется как нын. о-в Сокотра (12°30», 54°00»), ок. 370 км к востоку от мыса Гвардафуй (11°49», 51°15»), восточной оконечности Африки (Сомали). В первые века н. э. принадлежал царству Хадрамаут (на юге Аравийского п-ова; см. Ладаноносная область; сейчас в составе Йемена). Считают, что это современное название (Socotra, Suqûtrâ, Suquttâ) – искажение античного, которое, в свою очередь, есть искажение санскритского названия этого острова Dvîpa Sukhâdâra (и др., Двипа Сукхадара), «Счастливый (Блаженный, Благословенный) остров» (или «Остров блаженства» и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010