Скачать epub pdf Библиография 514 Источники Армянская география – Армянская география VII века по Р. X. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)/Текст, перевод и примечания издал К. П. Патканов. СПб., 1877. Баладзори. Книга завоевания – Из сочинения Баладзори «Книга завоевания стран»/Пер. П. К. Жузе. – В кн.: Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1927, вып. III. Гевонд. История – История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века/Пер. К. Патканьян. СПб., 1862. Ибн-ал-Асир. Тарих ал-Камиль – Материалы по истории Азербайджана из Тарих-ал-Камиль (полного свода истории) Ибн-ал-Асира/Пер. проф. П. Жузе. Баку, 1940. Каганкатваци. История – История агван Моисея Каганкатваци. СПб., 1861. Летопись [византийца] Феофана [от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/В пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского ; С предисл. О. М. Бодянского. М., 1887]. Никифора [патриарха константинопольского] Краткая история [со времени после царствования Маврикия/Перевод Е. Э. Липшиц. – ВВ, III (1950), с. 349–387]. Обращение Грузии – Обращение Грузии (в христианство )/Пер. Е. С. Такайшвили.– СМОМПК, вып. XXVIII (1900), с. 1–48. Себеос. История – История епископа Себеоса/Пер. Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. Скржинская. Иордан – Иордан. О происхождении и деяниях готов/Вступительная статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. М., 1960. Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах/Перевод, введение и примечания М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. Agach. Hist. – Agathiae Myrinae Historiarum libri quinque/Rec. R. Keydell. Berolini, 1967. Bilderstreit [und Arabersturm in Byzanz. Das 8. Jahrhundert (717–813) aus der Weltchronik des Theophanes/Übersetzt, eingeleitet und erklärt von L. Breyer. Graz-Wien-Köln, 1957] Cedr. – Skyl. Compend. – Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae Compendium historiaruni/Ope ab I. Bekkero. Bonnae, 1838, v. I. Chron. brevis – Chronographia brevis ex cod. Coislin. CXCIII, fol. 242 v . – In: Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica/Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1880, p. 218–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Скачать epub pdf Содержание «Темнокожий проповедник и чудотворец» из Вероны Почитание св. Зенона от Вероны до Мюнхена     С IV-ro века распространение христианского благовестия в Северной Италии было тесно связано с именем св. Зенона, епископа Веронского – известного миссионера и ревностного проповедника (день памяти 12 апреля). В Православной церкви этого святого поминают как «священномученика Зинона, епископа Веронийского», однако верующим немного известно о житии и прославлении его в других странах. К этому святому западные христиане обращаются с молитвами во время наводнений и паводков, а также почитают его как покровителя детей и взрослых, имеющих симптомы аквафобии, замедленную речь и слабо развитый опорно-двигательный аппарат. «Темнокожий проповедник и чудотворец» из Вероны Имя «Зенон» ( Zeno) является сокращением от греческого «Зенодот» (Zenodotos) ( 9, с. 869). На немецкий и русский языки «Зенодот» можно условно перевести как «Данный Зевсом». В России встречается и альтернативное написание имени св. Зенона – «священномученик Зинон, епископ Веронийский». Год и место рождения св. Зенона точно неизвестны: в западной литературе называют дату его рождения «ок. 362–380?» (8, с.1422), а «Православная энциклопедия» – «конец III-ro – начало IV-ro в.». В среде богословов и теологов наиболее приоритетной версией, хотя и недостаточно обоснованной, является североафриканское происхождение Зенона. Сторонники приводят, в частности, такие, например, аргументы в пользу гипотезы об африканском происхождении: 1) статуя улыбающегося Зенона в веронской базилике Сан-Дзено Маджоре изображает епископа темнокожим; 2) стиль и содержание проповедей Зенона испытали сильное влияние африканской литературы II-III вв. ( 4 ). Одни источники называют местом рождения св. Зенона Сирию, другие указывают на его греческое происхождение, третьи называют родиной святого Верону, с которой была тесно связана церковная и литературная деятельность этого восьмого по счету, а по другим данным – первого веронского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronski...

Тула. Кремль. Кремль. Действует.   Год постройки:Между 1514 и 1521. Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, д. 8. Координаты: 54.19451, 37.619185 Изменить описание объекта Храмы на территории кремля: Собор Богоявления Господня Собор Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Впервые упоминаемый в Никоновской летописи под 1146 г., город Тула, вероятно, еще в IX-XI вв. был одним из укрепленных поселений вятичей. Наверное, от тех стародавних времен дош­ло до наших дней «старое городище» при впадении речки Тулицы в Упу. Тулица, видимо, и дала название городу, хотя по Далю старинное толкование слова «Тула» означает «скрытое, недо­ступное место, затулье, притулье для защиты». Топоним с та­ким значением также мог послужить названием для города. В земле вятичей самостоятельного княжества не образова­лось. Эти территории входили во владения сначала чернигов­ских, а позднее рязанских князей. Вот почему упоминания о небольшом вятичском укрепленном поселении Тула, расположен­ном вдали от политических центров Руси, не попадают в лето­писи, и начальная история города на протяжении двух столетий нам не известна. Наверняка Тулу не миновало страшное Батыево нашествие. Мы знаем лишь, что спустя столетие ею владели баскаки царицы Тайдулы. В 1382 г. рязанский князь Олег по до­говору передал Тулу Москве, а через столетие город окончатель­но вошел в состав Московского государства. В начале XVI в. резко обострилась обстановка на юге стра­ны. После смерти Ивана III крымский хан Менгли-Гирей превра­тился в злейшего врага Москвы. В 1507 г. Василий III повелел построить крепость на печально известном Муравском шляхе, главной дороге, по которой осуществлялись вторжения крым­чаков. Прежние укрепления при впадении Тулицы в Упу не были достаточно надежными, в связи с чем новую крепость перенес­ли с правого берега Упы на левый, менее затопляемый в поло­водье. Низинные берега Упы, речки Хомутовки и топкой Ржев­ской гати не служили естественным препятствием для врага. Однако крепость срубили именно здесь, в месте пересечения единственной в этих местах крупной реки Упы с Муравским шля­хом. Причем построили ее не на северном берегу, под защитой реки, а на южном, на территории необжитого Дикого поля, что может свидетельствовать о далеко идущих планах Москвы по освоению степных просторов. Новая крепость должна была не просто вести пассивную оборону, но проводить активную насту­пательную борьбу под защитой крепких каменных стен.

http://sobory.ru/article/?object=17051

Формирование годового богослужебного круга Развитие годового богослужебного круга с I по IV век В раннехристианской Церкви (I–III вв.) годовой богослужебный круг основывался на двух праздниках – Пасхе и Пятидесятнице. Оба праздника Церковь унаследовала от иудейской традиции, где Пасха была воспоминанием об исходе израильского народа из Египта, а Пятидесятница – воспоминанием завета, заключенного на Синае между Богом и народом израильским (см.: Исх. 19:1–16 ). В христианской Церкви Пасха с самого начала была празднованием Воскресения Христа, а Пятидесятница – воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов (см.: Деян.2:1–13 ). Дата празднования Пасхи поначалу не была одинаковой для всех христианских Церквей. В конце II века по этому вопросу разгорелись споры между асийскими Церквами и Римским епископом Виктором. От имени асийских христиан в споре участвовал епископ Поликрат Ефесский, который защищал местный обычай (восходящий якобы к апостолу Иоанну Богослову) праздновать Пасху вместе с иудеями 14 нисана, на какой бы день недели это число ни приходилось. Епископ Виктор, напротив, настаивал на том, что Пасха должна праздноваться непременно в воскресный день: в этом он следовал традиции Церквей Рима, Александрии, Коринфа и Палестины. Дело чуть не дошло до взаимных отлучений, однако в спор вступил Ириней Лионский , которому удалось примирить враждующие стороны. Празднование Пасхи во II-III веках предварялось одним, двумя или несколькими днями поста. В частности, в «Апостольском предании» упоминается двухдневный пост перед Пасхой. Ириней Лионский пишет: «Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и сорок ночных часов». Более продолжительный пост предписывался готовящимся к принятию крещения. Предпасхальный пост был посвящен воспоминанию страданий и смерти Христа на кресте и назывался «пасхой распятия», в отличие от «пасхи воскресения», которая заключалась собственно в воспоминании воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНБИДЖ [Араб.  ; сир.   - Маббуг; греч. Ιερπολις - Иераполь], город в Сев. Сирии (в 80 км к северо-востоку от Халеба (Алеппо), в 30 км к западу от излучины Евфрата), значительный христианский центр в позднеантичную эпоху и средние века. Находится на плодородной равнине, в оазисе, с юга и запада окруженном пустыней. Местоположение города в одном дневном переходе от переправы через Евфрат и наличие водных запасов сделали М. с древности главным связующим звеном на пути между долинами Оронта и Евфрата, Средиземноморьем и Месопотамией. Древность Первые достоверные свидетельства существования М. (Маббуга) относятся к IX в. до Р. Х.; в 856 г. ассирийцами было завоевано небольшое арам. царство Бит-Адини, а М. входил в его состав. Вскоре Салманасар III построил здесь царскую резиденцию. В IX-VII вв. до Р. Х. город неоднократно переходил под власть Ассирии и вновь обретал независимость. В составе Персидской державы Ахеменидов (сер. VI-V в. до Р. Х.) М. сохранял нек-рую автономию; здесь правили местные цари, к-рые одновременно являлись верховными жрецами культа Ашторет-Атаргатис. После завоеваний Александра Великого и образования системы эллинистических гос-в на Ближ. Востоке М. в кон. IV в. до Р. Х. вошел в состав державы Селевкидов. В 53 г. до Р. Х. вместе со всей Сирией город почти на 700 лет перешел под власть Рима. В эллинистическую, рим. и визант. эпохи население М. было преимущественно сирийским, в обиходе преобладал сир. язык, хотя высшие классы часто использовали греческий в офиц. надписях и на надгробиях. Святилище Атаргатис в М. в античном мире на протяжении мн. столетий пользовалось большой славой. Его ранняя история малоизвестна из-за отсутствия источников. Особое значение святилище приобрело в эллинистическую эпоху, когда реконструкцию древних храмов в М. начали Селевкиды; с этого времени распространяется и название Иераполь (Священный город), к-рое широко употреблялось до средневековья.

http://pravenc.ru/text/2561810.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 26. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI–XII вв. и 1106–1125 гг.) Фрутольф (умер в 1103 г.), автор всемирной «Хроники» и трактатов по теории музыки, работал в монастыре св. Михаила (Михельсберг) в Бамберге. «Хроника», большая часть которой сохранилась в автографе (Jena, Universitätsbibliothek, Bose qu. 19), доведена до 1099 г. До работы X. Бресслау 1896 г. «Хроника» приписывалась Эккехарду. В части до 1002 г. (до восшествия на престол германского короля Генриха II) «Хроника» не содержит оригинальных известий, являясь обширнейшей компиляцией известных источников. В 1106 г. сочинение Фрутольфа было продолжено Эккехардом (с 1108 г. – аббатом монастыря Аура к северу от Вюрцбурга), который радикально переработал при этом заключительную часть (за 1098–1099 гг.); в итоге возникла так называемая редакция I «Хроники» Эккехарда. Переработка на основе новых источников (прежде всего – «Хроники» Сигеберта из Жамблу) и продолжение до 1116 г. носит название редакции III. Продолжение до 1125 г. представляет собой редакцию IV (перечисляем только реально сохранившиеся редакции). Издания: Ekk. Р. 1–267 (текст Фрутольфа с добавлениями Эккехарда под именем «Хроники» Эккехарда); Frut./Ekk. Р. 48–208, 268–376 (только начиная с 1002 г.). Переводы: На немецкий язык: Frut./Ekk. S. 49–209, 269–377 (только с 1002 г., a latere); на русский язык: Свердлов 1. С. 185 (только «русские» фрагменты). Литература: Помимо введения к изданию Frut./Ekk. S. 1–43, см.: Bresslau 1896. S. 139–234; Manitius 3. S. 350–361; Wattenbach, Holtzmann 2. S. 491–506; 3. S. RFHMAe 4. P. 574. 1. В лето Господне 937-е: [Сообщение о походе князя Игоря на Константинополь 753 .] (Ekk. Р 189) 2. В лето Господне 1089-е. [Смерть регенсбургского епископа Оттона и назначение на его место Гебхарда.] В Кёльне император 754 отпраздновал свадьбу, взяв в жены вдову маркграфа Удона (Uto) 755 , дочь короля Руси (Rusci) 756 . [Затем император собирает войско и осаждает, хотя и безуспешно, замок маркграфа Экберта 757 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава четвертая. Мелитон, епископ сардийский Мелитон в ряду апологетов христианства II в. замечателен как наиболее плодовитый писатель. Но церковное предание дает нам очень скудный известия об этом апологете. Имя Мелитона не упоминается ни в одном из сохранившихся до нашего времени литературных памятников II и III вв., так что с до-евсевианским преданием о Мелитоне мы знакомимся только чрез Евсевия, бл. Иеронима и бл. Феодорита. От этих писателей мы узнаем, что Мелитона между 190 и 230 гг. читали и почитали в Малой Азии, Александры, Риме и Карфагене. Так Поликрат, епископ Ефесский, в цитированном Евсевием письме к римскому папе Виктору (†190 г.) между прочими светилами малоазийской церкви упоминает „евнуха» 169 . Мелитона, который во всю свою жизнь был полон Святого Духа и почивает в Сардах, ожидая посещения небесного, в которое он воскреснет из мертвых” 170 . По словам Евсевия 171 , Климент Александрийский написал, по поводу 172 двух книг Мелитона „О Пасхе» свое сочинение о том же предмете. От того же Евсевия мы узнаем, что с сочинениями Мелитона был хорошо знаком автор „Малого Лабиринта» (†230 г.) 173 . Опровергая утверждение артемонитов, будто их христология была господствующей до конца II в., автор „Малого Лабиринта» ссылается на св. писание и продолжает: „у некоторых братий есть сочинения, которые простираются до времени Виктора, и которые написаны к защите истины против язычников и тогдашних еретиков, – именно сочинения Иустина, Мильтиада, Татиана и некоторых других, в которых всех утверждается Божество Христа. Кто не знает сочинений Иринея, Мелитона и других, которые возвещали Христа как Бога и человека?» („Ц. И.» V, 28). Бл. Иероним в „Книге о знаменитых мужах” свидетельствует, что Тертуллиан в семи книгах „Об экстазе» 174 , написанных против церкви, в защиту Монтана, осмеивает 175 искусный и риторический талант Мелитона, прибавляя, что он у многих из наших 176 почитался пророком”. Вот – все, что Евсевий и бл. Иероним сохранили нам из до-евсевианской литературы о Мелитоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОДНЕНСКИЙ КОЛОЖСКИЙ ВО ИМЯ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Коложанский) находился в г. Гродно на ул. Мостовой. Первоначально (до 1854) Г. м. размещался на территории Коложского посада Гродно, на правом берегу р. Неман. Основным источником по ранней истории Г. м. является составленная архим. Игнатием (Кульчинским) по материалам монастырского архива «Хроника игумнов, архимандритов, ктиторов и покровителей Гродненского Коложского монастыря» (1738). Борисоглебская (Коложская) ц. Фотография. 2006 г. Борисоглебская (Коложская) ц. Фотография. 2006 г. Г. м. основан при ц. во имя св. Бориса и Глеба (построена в 80-е гг. XII в.), время основания неизвестно. Первоначально Г. м. подчинялся Туровским епископам, с рубежа XIV и XV вв.- непосредственно митрополитам Киевским и всея Руси, имел право выборного самоуправления. Под 1480 г. «Хроника...» упоминает первого известного настоятеля игум. Каллиста, отмечая, что и «до него должно быть были игумены». Согласно «Хронике...», мон-рем управляли также архим. Арсений (с 1492), игум. Лука (ок. 1500), игум. Феоктист (1506-1520), архим. Иона (до 1546), архим. Сергий (до 1550), архим. Мисаил (до 1570). Среди покровителей и ктиторов в «Хронике...» упоминаются гродненский мещанин Иван Сергеевич, завещавший в 1480 г. мон-рю фольварок Понемонь, и Гринко Ходкевич, сделавший ок. 1500 г. запись в Евангелии о ежегодном продовольственном пособии (АСЗР. Т. 9. С. 413-416). Ок. 1500 г., во время военных действий между Великим княжеством Литовским и Московским гос-вом, Г. м. был частично разрушен, ц. святых Бориса и Глеба «стояла обвалившейся и от того опустевшей», богослужения в ней не совершались (Там же. С. 419). В 1500 г. вел. кн. Литовский Александр Ягеллончик по ходатайству его супруги Елены Иоанновны , дочери вел. кн. Иоанна III, пожертвовал мон-рю «из уважения к древности святыни» сад на Коложе близ р. Неман. В нач. XVI в. при поддержке Киевского митр.

http://pravenc.ru/text/168167.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Часто можно услышать, что христианское Писание испорчено: оригинал, мол, до нас не дошел, Иисус в свое время проповедовал одно, а его ученики (прежде всего Павел) добавили к его проповеди нечто свое, иное. Да и пресса периодически сообщает о находке какого-нибудь очередного “сенсационного” документа, представляющего евангельскую историю в совершенно ином свете… Так есть ли у нас подлинный текст Священного Писания? Оригинал или копия? Оригиналы библейских книг – то есть рукописи, выполненные собственноручно пророком Моисеем или апостолом Павлом – до нас, конечно же, не дошли. Материалом для письма в их времена служил папирус – широкие длинные листы, сделанные из стеблей растения, распространенного в дельте Нила и некоторых других заболоченных местах Ближнего Востока, или, гораздо реже, пергамен – особым образом выделанная кожа животных. Но пергамен был слишком дорог, а папирус слишком недолговечен – редко какая папирусная книга сохранялась дольше полувека. По сути, все дошедшие до нас оригиналы древних рукописей – это обрывки частной переписки и деловых бумаг, выброшенных когда-то на египетские помойки (только в Египте сухой климат позволял им сохраниться), да надписи на твердых поверхностях (глиняных табличках, черепках, камне). А все древние литературные произведения дошли до нас в более поздних копиях. Первые известные списки поэм Гомера отстоят от смерти их создателя не менее чем на полтысячелетия. Рукописей “Илиады”, самого читаемого и чтимого в древней Греции произведения, до нас дошло немногим более шестисот, трагедий Еврипида – около трехсот, а шесть первых книг “Анналов” римского историка Тацита вообще сохранились в одном-единственном списке IX века. Для сравнения: сегодня известно более пяти тысяч рукописей, содержащих те или иные части Нового Завета. Самые ранние из них были сделаны на папирусах в Египте на рубеже III вв. н.э., всего несколько десятилетий спустя после смерти апостолов. Они, в частности, содержат отрывки из Евангелия от Иоанна, написанного в самом конце I века.

http://azbyka.ru/doshel-li-do-nas-origin...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Архиереи Русской Православной Церкви (кон. Х—сер. XIII в.) Приводится по изданию: Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского настыря, 1995 г. Кн. 2, с. 633-634; Кн. 3, с. 641. Список архиереев составлен А. В. Назаренко. В список включены только достаточно надежно засвидетельствованные иерархи; курсивом даны гипотетические даты; в квадратные скобки помещены имена архиереев, заимствованные из поздних источников. За основу взят перечень иерархов из книги: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси X–XIII вв. М., 1989 (раздел о Киевских митрополитах составлен А. В. Поппэ). В этот перечень внесены дополнения и исправления. Даты, указанные в настоящем списке, могут не совпадать с датами, приводимыми высокопреосвященным Макарием. Киевские митрополиты Свт. Михаил 988 – 992. 992 – 1008 Иоанн I упом. в 1020-е гг. Феопемпт упом. в 1039 г. [Кирилл I] Свт. Иларион 1051 — до 1055 г. упом. в 1055 г., ( вероятно, после 4.11.1061. Георгий прибытие в Киев в 1062 г., упом. в 1072–1073 гг. Свт. Иоанн II до 1077/1078 г.— 1089. Иоанн III 1090 – 1091. Свт. Николай упом. в 1097–1101 гг. Никифор I прибытие в Киев 6.12.1104, настолование 18.12.1104 — 04.1121. Никита настолование 15.10.1122 — 9.03.1126. Михаил I 1130 – 1145/1146. Климент Смолятич (признан не во всех епархиях). 27.07.1147 — 03.1159 (в 1155 — 12.1158 г. был изгнан из Киева). Свт. Константин I (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях). рукоположен в конце 1155 г., прибытие в Киев летом 1156 г.— 03.1159. Феодор 08.1160 –1161/1162. Иоанн IV 1163–1166. Константин II упом. в 1167–1169 гг. Михаил II рукоположен до 24.03.1171, прибытие на Русь до 07.1171 (?). Никифор II упом. в 1183 – после 01.1198. Матфей

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010