Люди, живущие на земле , и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 426). Какая власть может быть больше этой ? Отец суд весь даде Сынови ( Ин. 5, 22 ); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам (свт. Иоанн Златоуст , 44, 426). Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа (свт. Иоанн Златоуст , 44, 426). Источник. Все начинают судить о нем не как о существе, облеченном плотию и имеющем человеческую природу, но как об Ангеле, не причастном никаким слабостям (свт. Иоанн Златоуст , 44, 435). Если кто удостоится получить эту честь и будет в ней ходить достойно и беспорочно, то она доставляет ему жизнь и нетленный венец... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 919). Почтим... все чистосердечно имеющих степень священства, зная, что если кто любит друзей царя, то такого еще более любит царь (свт. Иоанн Златоуст , 45, 919). Возлюбим же иереев Божиих, так как они – друзья Божии и всегда ходатайствуют за нас ... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 919). ...Посмотри на мужей и жен, целующих руки священника. Почему они не целуют голову?.. Потому что им (рукам) придана великая сила, они – служительницы неизреченных тайн, ими каждый возрождается к новой жизни (свт. Иоанн Златоуст , 49, 340). Насколько чище лучей солнечных должна быть рука, раздробляющая эту Плоть , уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною Кровию? Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом (свт. Иоанн Златоуст , 50, 826–827). ...Насколько велика разность между душою и растением, настолько и начальство над душою превосходнее начальства над растениями (свт. Иоанн Златоуст , 53, 612). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (1024 - 1109), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» 412-413 413-414 ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы 414-424 424-426 424-426 ГУДСПИД Эдгар Джонсон (1871 - 1962), амер. баптист. богослов и библеист, один из представителей чикагской школы библеистики 426-428 ГУДУЛА († до 714), св. дева (пам. зап. 8 янв., местное почитание в Генте - 19 янв.; перенесение мощей 6 июля и 16 нояб.), покровительница Брюсселя 428-429 ГУЗАР Любомир (род. 1933), кард., верховный архиеп. Киевский и Галицкий, глава Украинской греко-католической Церкви 429-430 430-431 ГУЛЬБИЩЕ в рус. храмовой и гражданской архитектуре открытая терраса, устроенная вокруг здания или его части 431-432 ГУМАНИЗМ многозначный философский и культурно-исторический термин, связанный с пониманием человека, его особого места в бытии, обнимающий ряд разнородных явлений жизни 432-445 ГУМБЕРТ († 680/1), прп. (пам. зап. 25 марта, 6 сент.- перенесение мощей), основатель и 1-й аббат мон-ря Мариколы (совр. Маруаль, Франция) ГУМБЕРТ († 1061), кард., еп. Сильва-Кандидский, деятель григорианской реформы в сер. XI в., участник папского посольства в К-поль в 1054 г., приведшего к разрыву офиц. отношений между Римскими папами и К-польскими патриархами и разделению Церквей 445-447 ГУМБЕРТОВ Менандр, вымышленный автор «Манифеста с прошением» и «Вопросов о греко-российском вероисповедании», якобы поданных им старообрядцам в 1726 г. 447-449 ГУМЕНИССЫ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Гуменисской, Аксиупольской и Поликастрской митрополии Элладской Православной Церкви 449-450 451-454 ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич (1830 - 1869), свящ., духовный публицист, организатор церковной благотворительности 450-451 454-455 ГУММАР († ок. 775), св. (пам. зап. 11 окт.), основатель общины каноников в Нивесдонке (совр. Лир, Бельгия) 455-456 456-457 457-459 ГУНТБЕРТ († кон. VII в.), сщмч. (пам. зап. по Мартирологу Узуарда 29 апр., вместе со св. Бертой 1 мая, местное почитание в Реймсе 11 мая)

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

Там же, ф. 19, оп. 113, д. 4320, л. 137 об. – 139 об. М. Галкин находился за штатом с 25 сентября 1908 г. по 6 апреля 1911 г. (Там же, л. 137 об. – 138). РГИА, ф. 777, 1907 г., оп. 8, д. 333, л. 1–1 об.; 1909 г., оп. 14, д. 392, л. 1. Там же, ф. 777, 1907 г., оп. 8, д. 333, л. 1–1 об.; 1909 г., оп. 14, д. 392, л. 1. Трезвые всходы. 1910. 1; Галкин Евгений Владимирович. С. 54. Галкин Евгений Владимирович. С. 53–54;РГИА, ф. 777, 1910 г., оп. 16, д. 119, л. 1–3. ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 113, д. 4320, л. 137 об. – 139 об. Там же, л. 137 об. – 138. Там же, оп. 115, д. 426, л. 2, 5–5 об., 6–6 об. Там же, л. 2, 4, 5–5 об., 6–6 об., 7, 15–15 об., 16. Владимир (Богоявленский; 1848–1918 гг .), 3 июня 1888 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 19 января 1891 г. назначен епископом Самарским и Ставропольским. С 18 октября 1892 г. — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Святейшего Синода. 21 февраля 1898 г. назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры. С 23 ноября/6 декабря 1912 г. по 23 ноября/6 декабря 1915 г. — митрополитСанкт-Петербурский и Ладожский, с 19 августа/1 сентября 1914 г. Петроградский и Ладожский. С 1892 г. постоянный, а с ноября 1912 по март 1917 г. первенствующий член Святейшего Синода. Иоанн Евграфович Острогорский (1872–1937 гг.), священник в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга, с 29 июля 1907 г. до конца 1918 г. настоятель, 6 мая 1911 г. возведен в сан протоиерея. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. С апреля 1936 г. обновленческий «митрополит» Воронежский. ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 115, д. 426, л. 4. Там же, л. 7, 25 об. – 26 об.; РГИА, ф. 806, оп. 5, д. 10037, л. 14–14 об. ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 115, д. 426, л. 8–9 об.; см. также: л. 12–12 об.; 15–15 об. Николай Никанорович Сперанский (1869–1918 гг.), состоял в штате петербургской Воскресенской церкви при женском Училище (Институте) принцессы Терезии Ольденбургской, законоучительствовал в разных учебных заведениях и военных подразделениях столицы. С 1900 по 1908 г. настоятель в Кирилло-Мефодьевской церкви при Введенской гимназии (параллельно был в ней законоучителем). В январе 1908 г. возглавил клир Спасо-Преображенской Колтовской церкви, стал городским попечителем Петербургского учебного округа. В 1913 г. возведен в сан протоиерея, в 1915 г. переведен в настоятели Матфиевского храма, назначен благочинным VIII округа столичных церквей. В 1918 г. арестован в качестве заложника после убийства председателя ПетроЧК М. С. Урицкого и расстрелян (Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин… (по документам ЦГИА СПб). С. 252–253).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

64 Текст этой рукописи опубликован: Pitra J. Analecta sacra et classica, spicilegio Solesmensi parata. Romae, 1891. Vol. 6. Критическое издание: Demetrii Chomateni Ponemata diaphora. Berolini, 2002. 64 Πατμιακ Βιβλιοθκη ... π ωννου Σακκελωνος. θναι, 1890; рецензия Г. С. Дестуниса: ЖМНП. 1891. Апрель. С. 426–437. 65 Πατμιακ Βιβλιοθκη ... π ωννου Σακκελωνος. θναι, 1890; рецензия Г. С. Дестуниса: ЖМНП. 1891. Апрель. С. 426–437. 66 По-видимому, сведения нужны были И. В. Помяловскому для передачи французскому ученому Эмилю Леграну, с которым он тесно сотрудничал. См. об этом: Медведев И. П. Русский вклад в созда­ние «Греческой библиографии» Эмиля Леграна//Учен. зап. Российского Православного университе­та ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 5. С. 205–216. 69 Λμπρος Σπ. στορα τς λλδος, μετ εκνων, π τν ρχαιοττων χρνων μχρι τς λσεως. 1886–1908. T. 1–6. Здесь имеются в виду первые тома издания. 71 Буслаев Ф. И. Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с века по XIX. Μ., 1884. 73 Советом Академии работа Н. В. Покровского была признана заслуживающей денежной награ­ды как одно из лучших студенческих сочинений. См.: Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной академии за 1874 г. СПб., 1875. С. 23, 25. 74 ХХХ. Профессор Николай Васильевич Покровский ... Автобиография. С. 3. В 1876–1877 гт. часть диссертации была опубликована в журнале «Странник» в виде трех отдельных статей. См.: 1) Черты современности в проповедничестве конца прошлого и начала нынешнего столетия//Стран­ник. 1876. T. 1. С. 69–93; 2) Проповедническая деятельность преосвященного Анастасия Братановского//Там же. С. 173–195; 3) Экзарх Грузии Феофилакт Русанов и его проповеди //Там же. 1877. T. 1. С. 3–18. 78 Журналы заседаний Совета... за 1876 г. СПб., 1876. С. 41–43, 128–130. Подробнее о целях и итогах поездки см.: Отчет о заграничной командировке за 1-е полугодие 1876–1877 гг.//Журналы заседаний Совета... за 1876/7 учебный год. СПб., 1877. С. 119–130; Отчет об ученых занятиях за границею за 2-е полугодие 1876–1877 г.//Журналы заседаний Совета... за 1877/8 учебный год. СПб., 1878. С. 180–200.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 «Проскинитарий» Иоанна Комнина был очень популярен не только в эпоху, в которую жил его создатель, но и в последующие времена, неоднократно перепечатывался на Западе, но почти не известен в России. Текст был написан в 1698 году и вскоре переведен Дамаскином (1703), следовательно, в указанную эпоху внимание к Афону, как сакральному центру греко-славянского мира со стороны русских и греческих книжников было обоюдным – за стенами Москвы и афонских монастырей шла неустанная работа по созданию и сохранению ценностей в самых разных областях –  живописи, архитектуре, книгопечатном деле, литературе. В это созидание были вовлечены грекофилы – и русские, и греки, посещавшие Москву в те годы и работавшие в ней Коснемся теперь второго сказания об Афоне – оригинальной статьи иеродиакона Чудова монастыря Дамаскина, которая помещена в ярославской рукописи следом за переводным «Проскинитарием» Иоанна Комнина Моливда. «Сказание о Святой Горе Афонской и о Соловецком монастыре» В композиционном отношении повествование Дамаскина делится на три части: краткое вступление, сравнительное описание (затрагивающее географию, рельеф местности, монастырское устроение, святыни, монашеский быт, растительный мир) и пространное заключение, которое является выражением собственных размышлений автора. Сам автор характеризует свой труд как «краткое повествование, чем разнствует Святая Гора Афон от нашего Соловецкого монастыря, и чем разнствуют монастыри Святой Горы от обители Соловецкой». Сочинение Дамаскина отчасти напоминает даже командировочный отчет о совершенной поездке. Однако многие оценочные суждения и остроумные характеристики делают текст не только информативным, но и ярким по своей эмоциональной насыщенности: о Святой Горе Дамаскин пишет как о духовном пространстве, имеющем свои отличительные черты. «В Афонской бо Горе совершенное есть монашество,//корень же и источник нашего благочестия . И жители тамошние не страждут в вере изменения никоего, яко же из начала содержали – тако и ныне, все по единому чину совершается у них Божественное пение, яко же в церквах, тако и в келиах, и жития, и чина, и всего устроения монашескаго» (л. 426–426 об.)

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Украшения: Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения чернилами. На л. 73 об. простая концовка чернилами. Записи: На л. 1-3 запись по нижнему колонтитулу руки схим. Платона: «Сия книжица дадеся иеродиакону отцу Никандру, схимонах Платон». Содержание: л. 1-4. Нила Сорского главы, предисловие. «Блаженнаго Нила пустынника Сорскаго оглавление еже от киих речеся о мысленном делании». Нач.: «Понеже мнози от святых отец рекоша о делании сердечном…» л. 4 об. Оглавление. «Сказание главам». л. 5-67 об. Нила Сорского главы (1-11). «Списание словес тогож святаго старца Нила Пустынника. О еже тщаливо противитися страстем». Нач.: «Различныя убо на нас борба мысленныя брани…» л. 67 об.-73 об. Предание ученикам Нила Сорского. «Тогож святаго старца Нила Пустынника, предание учеником своим и всем прикладно имети сие». Нач.: «Вседействием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…»   246 Исаак Сирин (перевод прп. Паисия 1-й) Начало 19 в. 4 о . 21х17. I+458 л. Полуустав, переходящий в скоропись, двух почерков. I – (л. 1-190, 427-458), II – (л. 190 об.-426) – схим. Климент. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. На полях имеются многочисленные сноски. Переплет картон в коже с тиснением и металлическими застежками. Украшения: На л. I вклеена во весь лист гравюра, изображающая Воскресение Христово. На л. 1 простая заставка чернилами, растительного орнамента. Содержание: л. 1-16 об. Предисловие. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии…» Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоцелна, яже в начале страстных человек душам…» л. 17-24. Оглавление. «Оглавление яже в книзе обдержимых». л. 24 об.-426. Слова подвижнические (1-91). «Иже во святых отца нашего Исаака Сирина, постника и отшельника…» Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели, глаголетжеся быти рождение веры…» л. 427-458. Толкование слов Никифора Феотоки. «Толкование некиих неудоборазуменных словес святаго Исаака Сирина». Нач.: «Слово 1. Иже от человек почести приемляй, едва возможет гордыни убежати сетей…»

http://bogoslov.ru/article/6192471

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 5.08.1628, Ущельский мон-рь (ныне дер. Ущелье Лешуконского р-на Архангельской обл.)), прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Ущельский, основатель Ущельской пуст. в честь Рождества Христова у впадения р. Ежуги в р. Мезень. Житие И. сохранилось в 3 списках XVIII-XIX вв., содержащих 2 редакции текста. К 1-й редакции относятся списки ГИМ. Увар. 426. Л. 122-134, 70-е гг. XVIII в. (полный), и ИРЛИ. Пинежское собр. 405. Л. 8-9 (краткий), сделанный в 1855 г. пинежским свящ. А. Семёновым. Рукопись Увар. 426 помимо Жития святого содержит 47 кратких записей о случаях исцелений, совершившихся по молитвам к И. в XVII-XVIII вв.; в списке из Пинежского собрания представлено только Житие. Считается, что часть памятника, содержащая описание чудотворений, происшедших в XVII в. (1655-1664), была составлена в том же столетии, а описания исцелений, совершившихся в XVIII в., были прибавлены к Житию позднее. Первая часть Жития могла быть создана при участии Исаакия, к-рый в 1659-1665 гг. был строителем Ущельской пуст. Причиной, побудившей Исаакия написать Житие И., вероятно, стало возведение в 1664 г. новой ц. Рождества Христова на месте сгоревшей, находившейся недалеко от погребения святого: последнее из чудес XVII в. датировано 9 янв. 1664 г. В XVIII в. рассказы о чудотворениях могли быть дописаны к Житию в связи с освидетельствованием мощей И. в 1739 г., но не позднее 1764 г., когда Ущельская пуст. была упразднена. Вторая редакция Жития, опирающаяся на текст 1-й редакции, известна в единственном списке 1861 г.: БАН. Собр. текущих поступлений. 424. Дефектный характер списка (множество ошибок и описок) объясняется низкой грамотностью переписчика, к-рым был 14-летний Ф. Ситников - крестьянин из дер. В. Березник, входившей в Ущельский приход. Во 2-й редакции более подробно говорится об устроении Ущельской обители, о мученической кончине И., приводится рассказ об освидетельствовании мощей святого 3 нояб.

http://pravenc.ru/text/578160.html

ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 115, д. 426, л. 24–24 об. Там же, л. 26 об. – 27. Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин… (по документам РГИА). С. 389. Питирим (Окнов; 1858–1920 гг.), 17 июля 1894 г. хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. В 1896 г. назначен епископом Тульским и Белевским. С 17 июня 1904 г. — епископ Курский и Белгородский (с 25 февраля 1905 г. именовался Курским и Обоянским). 6 мая 1909 г. возведен в сан архиепископа. 4 октября 1911 г. назначен архиепископом Владикавказским и Моздокским. С 22 декабря 1913 г. — архиепископ Самарский и Ставропольский. С 26 июня 1914 г. — архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода. 23 ноября 1915 г. возведен в сан митрополита. С 23 ноября/6 декабря 1915 г. по 6/19 марта 1917 г. — митрополит Петроградский и Ладожский. Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин… (по документам РГИА). С. 392–394. Прошение настоятеля Спасо-Преображенской Колтовской церкви священника М. В. Галкина в Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства об увольнении от службы в военно-духовном ведомстве от 1 августа 1916 г.; Письмо настоятеля Спасо-Преображенской Колтовской церкви священника М. В. Галкина в Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства с просьбой принять прошение об увольнении и подтвердить награждение орденом Святой Анны 3-й степени с мечами от 2 августа 1916 г. (Там же. С. 394, 395–396). Письмо настоятеля Спасо-Преображенской Колтовской церкви священника М. В. Галкина в Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства о возврате полученных в военно-духовном ведомстве денег от 7 февраля 1917 г. (Там же. С. 396). ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 113, д. 4320, л. 137 об. – 139 об.; оп. 115, д. 426, л. 26 об. – 27; Галкин М. В., свящ. Петроградский Спасо-Преображенский Колтовский приход в 1915 году. Пг., 1916. РГИА, ф. 472, оп. 50, д. 1606, л. 1–6. Кроме того, как утверждал впоследствии (29 августа и 5 сентября 1920 г.) председатель «Исполнительного комитета по делам духовенства всея России» А. Ф. Филиппов, Галкин планировал «самостоятельно прославить в виде мощей останки какого-то Иоанна, строителя Саровской обители, прах коего покоится в ограде Спасоколтовского храма» (ГА РФ, ф. Р–130, оп. 4, д. 287а, л. 143–151, 209–212; Центральный архив Федеральной службы безопасности России (далее – ЦА ФСБ России), д. Р–27993, л. 28–36, 37–40).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Стремясь привлечь к православию жителей губернии, среди к-рых было много раскольников и иноверцев, К. совершал объезды епархии в сопровождении большой свиты, что порой приводило к жалобам недоброжелателей. В связи с этим митр. Филарет писал 17 нояб. 1828 г.: «Позвольте Вам сказать мою мысль, что искушения сего не стало бы, если бы не ввели Вы в оное сами себя помыслом великолепия. На что огромная свита? На что пышность? Не свитою и пышностью апостолы просветили мир... митрополит Михаил не ездил ли по епархии с двумя диаконами и одним певчим? Синодское распоряжение позволяет Вам иметь свою свиту более, нежели была у митрополита Михаила, а Вам и того не довольно. Простите моему безумию» (Переписка. 1888. С. 425-426). В связи с тем что значительную часть населения епархии составляли черемисы, вотяки, зыряне и др., перед К. встали и миссионерские задачи - распространять и утверждать Православие. Однако первые шаги на этом поприще не были успешны. В кон. 1828 г. Синоду донесли, что более 3 тыс. черемисов собирались в лесу для моления по языческому обряду. Митрополиту Московскому было поручено «избрать из московского духовенства способного священника для вразумления сновидцев и для обращения на месте жительства их соплеменников к христианству» ( Беляев. 1888. 10. С. 167). Из Москвы в Вятку был направлен прот. Елоховского Богоявленского собора Александр Покровский, как и К., выпускник 1-го курса СПбДА. За 3 месяца прот. А. Покровский объехал черемисские поселения и доложил об обращении в Православие более 30 тыс. чел. Но когда летом 1830 г. К. вместе с прот. Александром посетил «новообращенных», им представилось неутешительное зрелище. Черемисы заявили о приверженности «старой вере», нежелании посещать церкви и т. д. После этого случая К. поручил дело обращения инородцев приходскому духовенству и епархиальным миссионерам под руководством епархиального начальства, что в дальнейшем послужило примером и для его преемников. В янв. 1832 г. К. был переведен в г. Каменец-Подольский с возведением в сан архиепископа. Избрание последовало в соответствии с пожеланием имп. Николая I Павловича , «чтобы епархии, возвращаемые от польского края, имели архипастырей, отличающихся просвещением, деятельностию и кротостию» (Там же. С. 168). Желая поддержать К. при вступлении на новое служение, митр. Филарет писал ему 11 февр. 1832 г.: «Если Вам представится размышление, что епархия, вновь Высочайше Вам вверенная, имеет свои затруднения, то подумайте и о том, что поручение сие основано на добром мнении, которое имеет о Вас государь император; ибо епархия сия из числа тех, на кои по обстоятельствам обращено преимущественное Высочайшее внимание, чтобы дать им пастырей благонадежных для усовершения местного духовенства и для поддержания силы и достоинства господствуюшего вероисповедания» (Переписка. 1888. С. 426-427). На пути в Каменец-Подольский К. посетил Москву, где из-за болезни задержался на полтора месяца. 27 мая прибыл в Каменец-Подольский.

http://pravenc.ru/text/1840315.html

Смерть Аттика в октябре 425 года произвела, по словам Сократа 276 , великую борьбу ( πολλ φιλονεικα) и разделение среди столичных христиан: среди них образовались две «партии» – одна поддерживала пресвитера Филиппа Сидета, а другая Прокла. Но ни одна из этих кандидатур «не прошла», а новым столичным предстоятелем стал престарелый пресвитер Сисиний (январь 426 года), известный своей добротой и нищелюбием 277 . Примечательно, что Прокл охотно примирился с таким избранием Сисиния и, видимо, также пользовался расположением нового Константинопольского архипастыря, поскольку тот сразу же рукоположил его в митрополита Кизического (в том же 426 году). Однако Прокл так и не смог занять эту кафедру, поскольку жители этого города уже избрали своим епископом местного подвижника по имени Далмаций 278 . Проклу, еще не доехавшему до Кизика, оставалось только вернуться в Константинополь, где он, по благословению Сисиния, и остался жить, заслужив славу выдающегося проповедника 279 . Однако Сисиний, заслуживший признание своей паствы, скончался в декабре 427 года, и опять столичные христиане разделились между двумя уже известными кандидатами: Филиппом Сидетом и Проклом. На этот раз волнения в столице приняли столь неприличный характер 280 , что императорский двор решил пригласить чужестранца, которым оказался будущий еретик Несторий. Общеизвестно, что этот до некоторых пор малоизвестный сирийский монах – честолюбивый, видной наружности и обладающий природным даром слова, но отнюдь не отличающийся глубиной богословской мысли и любовью к подвижническим трудам – сразу, как только он, по попущению Божиему, был вознесен на Константинопольскую кафедру, начал жесткую борьбу с еретиками 281 , а затем и сам вскоре впал в ересь. Как то передает Сократ 282 , «при Нестории был пресвитер Анастасий, приехавший вместе с ним из Антиохии. Несторий весьма уважал его и в делах пользовался его советами. Однажды, уча в церкви, этот Анастасий сказал: “Пусть никто не называет Марию Богородицей, ибо Мария была человек, а от человека Богу родиться невозможно”. Эти слова устрашили многих – как клириков, так и мирян, ибо все издревле научены были признавать Христа Богом и никак не отделять Его, по Домостроительству, как человека, от Божества... Итак, когда в Церкви, сказал я, произошло смятение, Несторий, стараясь подтвердить слова Анастасия, – ибо ему не хотелось, чтобы человек, им уважаемый, обличен был в нечестивом учении, – стал часто проповедовать в церкви о том же предмете, нарочито предлагал вопросы и всегда отвергал название Богородицы. А так как вопрос об этом различными людьми был понимаем различно, то в Церкви произошли разделения, – и христиане, как бы сражаясь ночью, утверждали то одно то другое: то соглашались с новым учением, то отвергали его».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010