Наконец, сочинение Юлия Фирмика Матерна (343–350): De errore profanaram religionum, где рекомендуется истреблять язычество огнем и мечом, по этой практической тенденции составляет антипод речам языческих ораторов. Своеобразный род апологетики составляют сочинения исторического характера, вышедшие из-под пера западных писателей. Масса народная верила, что строй государственной жизни тесно связан с древней отечественной религией, и потому причину всех бедствий народных усматривала в христианах, как нарушителях и отступниках от истинной древней религии. Это обстоятельство побудило Орозия составить «всемирную историю»: Historiarum adversus paganos libri VII (417–418). В начале ее проводится мысль, что бедствия встречались всегда, а затем рассматриваются и настоящие бедствия. В них автор, помимо всего худого, усматривает и некоторые добрые стороны. Одной из таких добрых сторон было обращение варваров в христианство, чего не было бы при счастливых оборотах дел. Те же самые события, но только с философской точки зрения, рассматривает и бл. Августин в своем сочинении «De civitate Dei» (413–426). В основание всемирной истории он полагает факт падения человечества, присоединяя к сему то, что и сами языческие писатели относят падение языческой нравственности ко времени первого успеха римского оружия, завоевания Карфагена. Наконец, и побуждением к основанию римской империи была любовь к славе, добродетель патриотическая, а не религиозная. Но за временную добродетель и награда может быть только временная. Такой наградой и является долговременное существование римской империи. Этому временному «граду» Августин противопоставляет град небесный, основанный на незыблемой скале и все переживающий, т. е. церковь Христову. Град Божий будет существовать до времени совершенного покоя и созерцания Бога. С такой же темой выступает и галльский пресвитер Сальвиан. Причиной написания его сочинения «De gubernatione Dei» или «De praesenti judicio» (439–451) было падение Рима. Это событие на лучших римлян производило ужасное впечатление, тем более, что нападения варваров после этого усилились.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Никита исп. игумен триклийский (апр. 2). Георгий знаменоносец, е. митилипский (апр. 7). Косма, е. халкидонский (апр. 18). Михаил, е. синадский (мая. 23). Емилиан исп., е. кизический (авг. 8). Должно заметить впрочем, что почти все страдавшие в эпоху иконоборства потерпели только заточение, но не смертную казнь. 2). Св. иноки Иночество в византийской империи было самым обычным путем для лиц, ищущих нравственного усовершенствования и душевного спасения. Посему число иноков, знаменитых святостью жизни и включенных в календарь, в византийской империи было весьма значительно. Таковы были: в IV веке: Павел простой и Аммоний подвижники (окт. 4). Иларион отшельник ок. 333 (окт. 21). Пр. Синклитикия (янв. 3). Пр. Домника (янв. 8). Павед Фивейский 343 (янв.15). Антоний великий 356 (янв. 17) 420 . Маркиан куринейский (янв. 18). Макарий египетский и Макарий александрийский -- (янв. 19) 421 . Ефрем Сирин 379 (янв. 28) 422 . Иоанн Колов (февр. 2). Пр. Марон и Авраамий (февр. 14). Пр. Евгений и Макарий (февр. 19). Пр. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевина, Полихроний, Моисей и Дамиан (февр. 23). Пр. Агафон (март. 2). Исаакий Далматский (март. 21 мая 30 и авг. 3). Аполлоний пустынник (март. 31). Пахомий великий ок. 348 г. и Феодор освященный, ученик его ок. 360 г. (мая 15). 423 . Феодор чудотворец (июн. 5). Онуфрий великий (июн. 12). 424 . Паисий великий (июн. 19). Сысой великий (июл. 6). Макрина, сестра Василия великого (июл. 19). В V веке: Симеон столпник 461 (сент. 1). 425 . Феодора александрийская ок. 474 г. (сент. 11). 426 . Евфросиния, дщерь Пафнутия египтянина (сент. 25). Кириак отшельник 408 (сент. 29). Роман, творец кондаков, автор песни: Дева днесь пресущественного рождает (окт. 1). Пр. Пелагия бывшая прежде блудница (окт. 8 и март. 4). Андроник ок. 500 г. и жена его Афанасия (окт. 9). Пр. Василиан (окт. 10). Ученица его пр. Матрона (ноябрь 9). Нил синайский (ноябрь 12) Иоанн молчальник (дек. 3). Даниил столпник 490 г. (дек 11) 427 . Маркелл игум. Обит. неусыпаемых ок. 460 г. (дек. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Псиол Глафира Ивановна, в замуж. Дунина-Барковская 240, 415 Пушкин Александр Сергеевич 11, 12, 14–16, 35, 36, 50, 75, 76, 88 («новая утрата»), 89 («Ничего не предпринимал я без его совета»), 91, 93 («Великого не стало»), 97, 98, 105, 108, 110, 112, 123, 192, 195, 233, 247, 255, 262, 330, 364, 366, 367, 373–375, 378–380, 382–384, 388, 393, 394, 399, 406, 414, 426, 436, 445, 451 — «Вновь я посетил» («Отрывок») 16, 108, 388 — «Галуб» 132, 394 — «Евгений Онегин» 122 («которым и больно и смешно»), 132 («которых мы обязаны любить и почитать, и с рождеством их поздравлять, чтоб в остальное время года о нас не думали они»), 148 («Привычка свыше нас дана, замена счастия она») 287, 392, 394, 397, 434 — «Египетские ночи» 132, 394 — «Капитанская дочка» 85, 382 — «Моцарт и Сальери» 81 («таким счастливцем праздным»), 380 — «На выздоровление Лукулла» 414 Пушкин Александр Сергеевич, «На статую, играющую в свайку» 123 («по стихам Пушкина, написанным на его Сваечника»), 392 — «Полководец» 85, 382 Пушкина М. А. 375 Пушкина Н. Н. 12 ( «Пушкин в письме к жене») Р адзивилов 34 Раевская Прасковья Ивановна 24, 279–281, 284, 289, 297, 302, 304, 327, 337, 375, 428, 431, 433, 435, 436, 438, 445, 447, 449 Раевские 313 Рафаэль 95, 100, 138, 177, 224, 260, 353, 435, 450, 451, 453 — «Изгнание Илиодора из храма» 349 и 353 («за копию женщин из Илиодора»), 451 — «Положение во гроб» 353, 453 — «Преображение» 353, 435, 453 Раштадт 58, 111 («Растан»), 375, 388 Редкин Петр Григорьевич 23 Рейн 13, 41, 50, 56, 57, 133, 343 Рейтерн Елизавета, в замуж. Жуковская 441, 450 Рейтерн, художник 441 Репнин Василий Николаевич 375, 401 Репнин-Волконский Николай Григорьевич 32, 195, 240 («княгине и князю»), 364, 375, 401, 406 Репнина Варвара Алексеевна (княгиня) 120, 170, 195, 240 Репнина Варвара Николаевна 18, 68, 146, 155, 168, 171, 172, 193, 195, 239, 375, 391, 396, 398, 401, 402, 406, 411, 414, 415 Репнина Елизавета Николаевна 141 («Ваша сестрица») 396 Репнина Елизавета Петровна, рожд. Балабина 274, 375, 395, 401, 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Тора, т. е. Закон, или Пятикнижие Моисеево/Буквальный пер. Л. И. Мандельштама, канд. Петерб. ун-та. Берлин, 5622 Об этом пер. см.: Чистович. История перевода Библии . С. 343. Закон, или Пятикнижие Моисея/Пер. с евр. архим. Макария. Бытие. М., 1863. 426 с. [Отд. отт. из: ПО. 1862. 8–12.] Штейнберг О. Н. Пятикнижие Моисеево, с дословным русским переводом и коммента­риями. Т. 1–2 (ч. 1–5). Вильна, 1899–1900; 2-е испр. изд.: Вильна, 1901; 3 1903; 4 1914. Перевод выполнен известным знатоком древнеевр. языка, белостокским раввином, и на­печатан с параллельным евр. текстом. Ред.: И. Т.//ХЧ. 1901. 5. С. 866–867; И. Троицкий//ХЧ. 1902. Ч. 1. С. 216–221. Священные книги ВЗ/В пер. с евр. текста. Вена, 1911. 351 с. От Бытия до Откровения: Пятикнижие Моисеево/Пер., введение и коммент. И. Ш. Шиф-мана.М., 1993. 335с. Пятикнижие Моисеево, или Тора/С рус. пер., коммент., основанным на классических толкованиях Раши, Ибн-Эзры, Рамбана, Сфорно и др., и гафтарой. Пер. и отбор ком­мент. Э. Левина, Б. Хаскелевича, И. Векслера, под общ. ред. проф. Г. Брановера. М., 5752(1991). 591с. Книга Бытия/Пер. и предисл. М. Г. Селезнева//Мир Библии. 1997. Вып. 4. С. 67–75. (Отд. изд.: М.: РБО, 1999.) Переизд.: Книга Бытия/[Пер., вступительная статья и коммент. М. Г. Селезнева; ред. А. Э. Графов]. 2-е изд., испр. М.: РГГУ, 2001. 125 с.; Бытие. Исход. М.: РБО, 2007. 240 с. Бытие/Пер. Международного Библейского Общества. [М.:] ББИ, 1998. Первая книга Моисея: Поэтическая интерпретация/А. П. Шведчиков. Лос-Анджелес, 2002. 52 с. Древнецерковная экзегеза 29 Никитин П. Б. Замечания к тексту «Шестоднева» Георгия Писидийского//Журнал Министерства народного просвещения. 1888. Т. CCLV. С. 1–29. Levene A. The Early Syrian Fathers on Genesis: From a Syriac ms. on the Pentateuch in the Mingana Collection; the First 18 Chapters of the Ms. edited with Introd., Translation and Notes, and Including a Study in Comparative Exegesis. London, 1951. 352 p. Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs de l " Octateuque et des Rois (fragments tires des chaines). Cittä del Vaticano, 1959 (Studi e Testi; 201). 208 p.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Церкви, двух нераздельных друзей, которые буквально вторят друг другу, что человек – храм Божий. Напрашивается вопрос: чем же мог не понравиться несторианам свт. Григорий Богослов , этот вселенский учитель? Очевидно – своим учением о Лице Господа нашего Иисуса Христа. Из имеющихся в творениях свт. Григория многочисленных фрагментов на христологическую тему, которые еще до появления феодоровской христологической концепции уже обличали это заблуждение, стоит упомянуть два письма к пресвитеру Кледонию притив Аполлинария. В этих письмах содержатся так называемые «Десять анафематизмов», которыми анафематствуется не только учение Аполлинария, но и Нестория и Феодора Мопсуестийского 16 . По этой причине, как нам представляется, свт. Григорий Богослов для несториан был не меньший враг, чем свт. Кирилл Александрийский . Для того чтобы окончательно убедиться в том, что интерполяция была внесена со стороны несторианских переписчиков, обратим внимание читателя на следующий аспект: в несторианских рукописях указание на автора цитаты с заменой имени свт. Григория на «толкователя» 17 отнесено не к последующему высказыванию о «храме благодати», а к предыдущему – о «скорби ума» 18 . Для наглядности сначала приведем сравнение переводов. Таблица 5. Сравнение переводов Перевод с греческого ( Исаак Сирин , 1911, 426) Перевод «оригинального» сирийского текста издания (Isaacus Ninivita, 1909, 352–353. Cap. 50) Скорбь ума достаточна, чтобы заменить всякое телесное делание. Святой Григорий говорит: тот – храм благодати, кто срастворен с Богом и всегда озабочен мыслью о суде Его. Скорбь ума способна заменить все телесные труды, как сказал толкователь (). Храм благодати есть тот, кто смешался с Богом через постоянное попечение () о том, что принадлежит Ему. Возможно, это «удачная» попытка выхода из трудного положения, предпринятая несторианским переписчиком. Дело в том, что, по учению Феодора Мопсуестийского, человек только в будущем веке может стать «храмом благодати». Феодор учил, что «теперь нам даются только начатки благодати Святого Духа в надежде на будущие блага, а тогда примем совершенное воздействие Святого Духа» [Гурьев, 1890,333]; (см.: (Theodoras Mopsuestenus, 1880, 38)). По мнению Феодора, благодать могла только побуждать человека и укреплять его в вере и надежде на будущие блага, но внутреннее и непосредственное действие благодати на человека будет возможно только в будущем веке [Гурьев, 1890, 339–340, прим. 1]; (см.: (Theodoras Mopsuestenus, 1880, 133; Theodoras Mopsuestenus, 1882, 200)). Надо сказать, что «учение об обожении человека как завершении его преображения через Божественный Дух богословию Феодора было чуждо» [Каввадас, 2016, 142; Гурьев, 1890, 338–343]. Напротив, у свт. Григория эта мысль является одной из главных в сотериологии. Святитель Григорий в своих поучениях часто говорит о человеке как о «храме Бога Живого» (Gregorius Nazianzenus, 1985, 188), или просто о «храме, когда душа смешается с Божеством» (PG 37, 1399) 19 и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

Это Анкирский в Галатии (314 г.), составивший 25 правил, которые главным образом разрешают сложный вопрос о принятии в Церковь падших во время гонений, особенно священнослужителей; Неокесарийский в Каппадокии (315 г.) – на этом соборе составлено 15 правил относительно церковного благочиния и чистоты супружеской жизни клира и мирян; Гангрский в Пафлагонии (между 362–370 гг.) – этот собор состоялся по поводу заблуждений Евстафия Севастийского, отвергшего брачную жизнь, и постановил против него и его последователей 21 правило в защиту брачной жизни христиан вообще и священнослужителей в частности; Антиохийский собор (341 г.), составивший 25 правил относительно церковного управления, в них большей частью повторены и подтверждены правила апостольские; Лаодикийский (около 364 г.) собор, составивший 60 правил, в которых тщательно определяются порядок богослужения, нравственное поведение клира и мирян и вообще церковное благочиние; Сардикийский собор в Иллирии (343 г.); он составлен был для исследования дела святого Афанасия Александрийского и вообще для примирения ариан с Церковью; порешив дело Афанасия, собор составил 20 правил по церковному управлению; из этих правил некоторые касаются порядка управления исключительно в западных Церквах (например, 3–5); Карфагенский собор (419–426 гг.) – он собрал правила прежних африканских соборов и, пересмотрев их, одобрил к руководству; таким образом составилось 147 правил, которые приняты Церковью в канон под одним наименованием правил Карфагенского собора; правила эти распадаются на три разряда: одни – общеканонические, другие – местные правительственные и третьи – догматические, против ересей и расколов, особенно пелагиан и донатистов; собор Константинопольский четвертый (861 г.) и собор Константинопольский пятый (879 г.) – эти два собора составлялись по поводу первого и второго избрания Фотия на константинопольский патриарший престол: первый собор постановил 17 правил, а второй – 3 правила; и те и другие касаются вопросов церковного благочиния и управления, возбужденных обстоятельствами времени

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— «Пан Тадеуш» 133, 152, 394 Мишле Жюль 182, 404 Млотковский, режиссер 34, 365 «Молва» 12, 13, 363 Мокрицкий Аполлон Николаевич 85, 218, 382, 410 Моллер Федор Антонович 27, 240, 250, 289, 349, 350, 415, 419, 435, 451, 452 Молчанова София Николаевна 285, 302, 304, 328, 433, 438, 445 Мольер Жан-Батист 14, 73, 82, 376 — «Мнимый больной» 82 — «Тартюф» 82 Монблан 62, 63, 66, 67, 113 Монтре 71 Москва 12, 13, 20–24, 27, 35, 38, 40–46, 60, 91, 166, 209, 212, 217, 242, 243, 249, 251, 253–260, 263, 264, 266–268, 271–281, 283–285, 288, 296, 297, 313, 318, 323–326, 329, 331, 333, 337, 340, 341, 343, 345–347, 349–354, 356, 360, 366, 367, 369–372, 374, 375, 404, 417, 419–427, 429–433, 436–440, 442–444, 447, 449, 452, 454 «Москвитянин» 332 («Журнал Погодина»), 363, 374, 409, 446 «Московские Ведомости» 24, 261 «Московский Наблюдатель» 13, 32, («Наблюдатель»), 364 Московский университет 166, 241, 326, 341, 343, 345, 350, 352 Московский учебный округ 28 Московский цензурный комитет 27 Мосолова Варенька 304, 438 Мочалов Павел Степанович 306 Мусин-Пушкин, граф 49 Мюнстер 55 Мюнхен 19, 183, 241, 247, 416 Н ащокин Павел Воинович 265, 268, 425, 426 Неаполь 17, 41, 80, 95, 126, 132, 151, 153, 155, 156, 160, 161, 163–168, 179, 186, 195, 199, 219, 240, 389, 394, 398, 400, 401, 410 Нежин 61, 74 Нежинский лицей 34, 86 («нежинская бурса»), 365 Неклюдова 275 Нестор, летописец 116, 223 Нибби, составитель путеводителя 127 (Nibbi), 129 («Ниббий»), 180 (Нибий), 349, 393, 404, 451 Нибур Бартольд-Георг 182, 404 Никитин, художник 211 («Никитины»), 409 Никколини Дж. 146, 396 — «Антонио Фоскарини» 146, 396 Николай I (Государь) 33, 47, 97, 98, 100, 108, 111, 114, 116, 149, 210, 224, 288, 368, 385, 395, 399 Никольсбург 20 Нимченко Яким («Аким», «Еким») 47, 48, 50, 55, 189, 373, 405 Новарра, провинция 400 Норов Авраам Сергеевич 417 Ноэль, француз, обучавший Гоголя разговорному французскому языку 14, 121, 133, 204, 392, 408 О бервек (Овербек) Иоган-Фридрих 316, 348, 441, 451 Общество поощрения художеств 26 Одесса 67, 208

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Данилевский Иван Семенович 170, 189, 225, 235, 402, 412, 414 Данилов Сергей Сергеевич 369 Данте Алегьери 102, 247, 251, 417, 419, 450 — «Божественная комедия» 247 («Ты за Дантом») 417, 419 Данченко Николай Федорович 62, 86, 376, 382 Делавинь Казимир 82, 381 Дельвиг Антон Антонович 444, 445 Дементьев Александр Григорьевич 372, 444 Демидов Павел Николаевич 102, 224, 231, 386, 411, 413 Дерман А. Г. 367 Дерпт 149 Дженсапр, деревня 161 Дидро Дени 63 («Дидеро») Днепр 391 Доленга-Ходаковский Зориан 393 — Украинские народные песни 126 («две толстые рукописные книги») 393 Домо д’Осола (Domo d’Ossola), город 159, 400 Донизелли, актер 217, 219 Доттори К. 143 («Autori burleschi italiani» — ), 396 Дмитриев Иван Иванович 287 — Басни 287 Дмитриев М. А. 24 Дрезден 27, 109, 346, 347 Дризен Н. В. 368 Дурнов, художник 122, 151, 211, 397, 409 Дурова Надежда Александровна (Александров) 227, 412 — «Кавалерист-девица. Происшествие в России» 227 («Записки Александрова»), 412 Дурылин Сергей Николаевич 372, 374, 395, 444 Дюр Николай Осипович 12, 38, 368 Дюссельдорф 13, 26, 35, 343–345, 347, 449 Е вропа 50, 56, 57, 62, 95, 106, 108, 176, 191, 295, 333, 370 Егер 240 Екатерина II 63, 403 Елагин А. А. 431 Елагина Авдотья Петровна 279, 280, 284, 293, 299, 356, 431, 433, 435, 454 Елагины 374 Елизавета Фоминишка (Лизавета Фоминишна), родственница Погодиных 263, 308, 424, 439 Estelle 204 Ефимов Димитрий Егорович 222, 409, 411 Ефимовы 211 Ж анен, хозяин гостиницы 94, 385 Жанен Жюль 385 Желтухина, владелица дома 136, 163, 388 ( «Желтухов») Женева 14, 16, 58–60, 62, 63, 66, 67, 71–73, 94, 104, 109, 111, 113, 116, 117, 140, 148, 160, 173, 241, 249, 376, 385, 388, 391, 395 Женевское озеро 59, 62, 113, 132 Жиро Джованни 25, 437, 438 — «Дядька в затруднительном положении» 25, 301 («действие переведенной для него комедии»), 304 («Комедия готова»), 437, 438 Жозепе 121 Жорж m-lle (Маргарита Веммер) 83, 381 Жуков, табачный фабрикант 218 Жуковский Василий Андреевич 11–16, 18, 20, 23, 27, 35, 48, 73, 97, 100, 101, 106, 108, 110–112, 131, 159, 160, 190, 192, 195, 197, 199, 201, 204, 210, 251, 253, 255, 260, 268, 272, 273, 277, 281, 288, 317, 339, 343–345, 348, 363, 368, 371, 373, 379, 381, 385, 386, 388, 390, 393, 394, 397, 400, 403, 405–409, 418–420, 424, 426–432, 441, 443, 448–453, 455

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

194 . Марчевски Ив. Агарянските варварски нападения и обществената насока на исихастите от школата на Теодосий Търновски//Турските завоевания и съдбата на Балканските народи, отразени в исторически и литературни паметници от XIV-XVIII век. В. Търново 1992. 384–394. 195 . Матанов Хр. Света Гора и полигическите отношения между Балканските държави през третата четвърт на XIV в.//Търновска книжовна школа. София 1980. 3. 352–358. 196 . Матев Ив. Мъглижката регистрация на заточението на св. Патриарх Евтимий//Духовна култура. 1997. 1. 19–25. 197 . Матеич П. Българският химнописец Ефрем от XIV век: дело и значение. София 1982. 343. 198 . Мечев К. Григорий Цамблак. София 1969. 324. 199 . Мирчева Д. Евтимий Търновски, писател-творец на литературния български език от късното средновековие//Търновска книжовна школа. София 1974. 1. 197–210. 200 . Мончева Л. Към въпроса за литературната дейност на Киприан в светлината на общославянското и културно-историческото движение през XIV в.//Литературна история. 1982. 9. 21–30. 201 . Налбантова Е. Паисианската традиция в Троянския манастир//ПВНШ 9 .412). 115–120. 202 . Нестор архим. Пренасяне традициите на Евтимиевата книжовна школа извън пределите на България//Духовна култура. 1975. 7. 23–27. 203 . Николова Б. Григорий Цамблак за ереста на Варлаам в средновековна България//Търновска книжовна школа. София 1980. 3. 112–118. 204 . Николова Св. Патеричните разкази в българската средновековна литература. София 1980. 426. 205 . Нихоритис К. Атонската книжовна традиция в разпространението ка кирило-методиевските извори. София 1990. 275. 206 . Нихоритис К. Атонската агиографско-химнографска традиция в развитието на българската агиология//Духовна култура 1997. 77(2). 5–13. 207 . Нихоритис К. Света гора – Атон и българското новомъченичество. София 2001. 443, ил. 208 . Павлов П. Ученици и последователи на св. Григорий Синаит в България//Духовна култура. 2000. 9. 24–29. 209 . Павлова Р. Св. Патриарх Евтимий по пътя на заточението//Духовна култура. 1997. 1. 26–28.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

292 «...где на улицах постоянно можно встретить публичных женщин, почти открыто предлагающих свои услуги проходящим мужчинам». Машанов, стр. 188. 293 Клот-Бей. Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии. И друг. См. Машанов, «Мухамм. брак», стр. 188–190. 302 При рассмотрении этих философских воззрении имелись в виду: Die christliche Anschauung der Ehe und ihre modernen Gegner. Dr. Thönes, Leiden. 1881 r. и Die christliche Ehe und ihre modern. Gegner. Wilg Glock Karlsruhe u Leipzig. 1881. 312 Phil. des Unbew. I, 208–209. II, 317, 818. 326. Die Phänomenologie d. sittlich. Bewusseins, Berlin. 1879 s. 686, 688. 318 Не жалко мне прожитой жизни, потому что я так жил, что думаю, что не напрасно был рожден (De senectute). 319 Взгляд Фейербаха на религию выражен, главным образом, в следующих его сочинениях: Wesen des Christenthums; Vorlesungen über das Wesen der Religion; Philosophie und Christenthum и Erläuterungen und Ergänzungen zum Wesen d. Christenthums. 326 Это учение с искусством и обстоятельно рассмотрено в книге проф. В. Д. Кудрявцева: «Религия, её сущность и происхождение». 332 См. «Об ессеях в отношении к христианству», Прибавл. к изданию Творений св. Отцов, ч. 24, стр. 279–281. 333 Излагаем воззрение Пирсона по цит. нами соч. Dr. Thönes – a: Die christlich. Anschauung der Ehe und ihre Gegner. Leiden. 1881 г. s. 217–226. 343 Напр.. г. Загоровский в своем труде: «О разводе по русскому праву» Харьков. 1884 г., стр. 490. 350 Проф. Загоровский (в исследовании: «О разводе по русскому праву», Харьков. 1884) очень сетует о том, что в действующем церковном, а с ним и бракоразводном праве Кормчая в целом её составе потеряла значение главного источника, что номоканон, бывший прежде не фигурально только, а в действительности кормчим для нашего духовного правительства, с 1836 г. не издается более, – что место его с 1839 г. заняла «Книга правил...», а вместе с этим 2-я ч. Кормчей, содержащая византийское право, отошла в историю (см. стр. 425, 426). Основанием для сетования г. Загоровского служит то, что византийское законодательство, хотя оно есть и чуждое нам, но применялось многие века, объединено до известной степени принципиально и сведено формально в одной книге (стр. 428), – что оно давало бы возможность нашим духовным судьям легче вершить бракоразводные дела, потому что предлагает более обильный и более жизненный материал (стр. 427. Курсив принадлежит нам). – Нельзя не видеть крайних натяжек, к которым прибегает г. Загоровский, защищая жизненное значение для нашего законодательства византийского права, которое сам же он признает чуждым нам. Нельзя не видеть, что у г. Загоровского на первом плане стоит не большая правильность в вершении бракоразводных дел, а большая легкость в нем. Уже по одному этому защита со стороны г. Загоровского значения византийского права для нашего законодательства не может заслуживать серьезного внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010