Ницца – 105 Нобеока – 711 Новгород – 395, 620, 632, 640, 688, 707, 734, 760, 788, 805, 821 Новоград-Волынск – 241, 246 Новочеркасск – 814, 819 Нои-мура – 647 Нонами-мура – 647 Ното – 71 Нумадзу – 882 Нью-Йорк – 302, 343   Оби – 452, 498 Обирихро – 388 Обисиро – 97, 143 Обо – 69, 259, 512 Огава – 589 Одавара – 46–48, 53, 54, 58, 62, 89, 120, 150, 257, 258, 341, 344, 346, 358, 360, 395, 396, 408, 409, 414, 417, 418, 430, 434, 449, 454, 502, 559, 564, 570, 599, 601, 674 Одесса – 139, 277, 316, 563, 606, 632, 634, 635, 657, 693, 784, 887 Одзия – 434 Оита – 25 Оказаки – 32, 45, 46, 62, 72, 162, 381, 430, 433, 458, 464, 578, 635, 686, 693, 723, 758 Окаяма – 69, 124, 367, 423, 424, 620, 622, 674, 721, 722, 725–729, 731, 739, 751, 752, 756, 780, 785 Оки – 423, 426, 427, 428, 437, 503 Оккава-мура – 82 Омигава – 131 Оодате – 737 Ооисо – 43, 70, 360, 396, 408, 409, 591 Оойсо – см. Ооисо Ооми – 596 Оомия – 77, 587, 684, 688, 754 Оомори – 387, 509, 523, 524, 593, 693 Оосава – 670 Оосака – 21, 28, 41, 62, 66, 71, 85, 86, 91, 92, 100, 107, 133, 142, 179, 181, 185, 193, 199, 224, 259, 260, 342, 245, 360–362, 373, 380, 387, 418, 421, 423, 429, 433, 438, 439, 444, 446, 450, 451, 457, 467, 469, 473, 486, 492, 497, 501, 502, 514, 515, 518, 521, 522, 524, 527, 530, 534–536, 541, 551–553, 557, 558, 561–564, 571, 572, 576, 582, 591, 595, 601, 603–608, 610, 617, 619–622, 624, 627–630, 632, 634–636, 638–641, 646, 647, 651, 652, 655–657, 659–661, 663–673, 675, 678–680, 682, 688, 695, 697, 700, 703, 706, 707, 711, 712, 720, 723, 729, 736, 752, 758, 769, 777, 785, 786, 791, 799, 800, 804, 806, 820, 828, 830, 831, 834, 837, 863, 870, 872, 875, 893 Оосима – 710 Оота – 19, 131, 350, 353, 387, 521, 577, 630 Оотавара – см. Одавара Оотомари – 797 Ооцу – см. Оцу Ооцуцу – 52, 449, 810 Оою – 533 Оренбург – 492, 761, 763 Оренбургская губерния – 695 Осака – см. Оосака Отака – 63, 514 Отару – 78, 339, 371, 419, 485, 561, 563–567, 569, 572, 573, 651, 655, 658, 693 Охотское море – 518 Оцииси – 32 Оцу – 28, 67, 71, 137, 218, 228, 346, 352, 357, 359, 364, 365, 373, 454, 460, 480, 520, 526  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Принявши сан игумена, Феодосий нисколько «не измни съмрени свого правила на памти га им рекъша. иже аще кто въ васъ хощеть быти стари боуди всхъ оубо мьнии и всмъ слоуга. тмь же съмршес мьнии всхъ с твор и всмъ слоужа. и собою образъ вьсмъ да и на дло преже всхъ исход... (л. 36, d). И никто же го николи же вид на ребрхъ своихъ лежаща ли водоу възливающа на тло. разв тъкмо роуц оумывающа (л. 42, d). Не бо николиже на ребрхъ своихъ лжашеть. нъ аще коли хотщю моу опочиноути то сдъ на стол. и тако мало посъпавъ въстанше пакы на нощьно пни. и поклонени колномъ твор (л. 38, а–в)... А дежа го б свита власна остра на тл извьноу же на неи и ина свита, и таже вельми хоуда соущи и тоже сего ради възволочааше на с ко да не вити с власници соущи на неи. о сеи одежи хоуди мнози несъмысльнии роугахоус моу оукарюще го. блженоуоумоу же си съ радостию вьс приимающю оукоризноу ихъ... Прпдбьныи же оць нашъ иже по истин. земльныи англъ и нбсныи члвкъ (лл. 42, d–43, а; 36, d–37, а). Савва Освященный, по словам его биографа Кирилла, «бше... тихомъ смысломъ. кротокъ же нравомь простомъ 426 оумомь. исполненъ вско дховны прмдрти. любовь же непорочноу имше къ блаженомоу цю федосоу... Преодолваше всмь смреномь съмысломь и послоушанимь. и блгочтьными и прочими троуды свои. И тломъ блгъ бше и крпокъ... и къ семоу же куновиискымъ работникомъ, споспшнимь всмъ помогаше. водоу нос. и дръва влача, и иноу всю слоужбу твор. бъд же вс нощи. въ славлньихъ биихъ... преже всхъ въ црквь приход. и послже всхъ излаз.. Имше бо кротость великоу. и смрни истиньно. подража о смь ха. истиньнаго ба. подавъшагос хотщимъ на подражание. главъшаго навыкнте мене. ко кротъкъ смь и смренъ срдцмь. на се показани възира смршес. послднии с твор всхъ и слоужникъ когождо ихъ... Земныи англъ нбсныи члвкъ сава».. (Ж. С., 371–3; 23; 39; 37; 77; 343). Евфимий Вел., «бразъ подражаа свое оучител никако поминаа различына брашна. ни имаше ни праздна бываахоу оуста ег славы но службоу црковнаго чина сътжа вьси оумм. в нарочита времена творще съ страхм и помышла ко пдобааше съ страхм и трепетм слоужити боу. а не смхм...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Репнина 13, 15, 121, 153, 392, 398, 399, 401, 432 Рим 15–19, 25, 26, 41, 87-105, 107, 109–111, 113–118, 120–122, 124, 126–133, 135–137, 139–141, 143–147, 151, 156, 158–164, 166, 167, 169, 170, 172–180, 182–186, 188, 190, 191, 193–195, 197–202, 204, 206, 209–212, 217, 219–222, 225–227, 229, 231, 233, 234, 238, 240–242, 247, 252, 254, 255, 267, 270–274, 277, 278, 283, 288, 289, 294, 295, 299–301, 304, 308, 311, 315, 319–322, 324–327, 329, 331, 333, 334, 336–341, 343, 344, 346, 349, 350, 354, 356, 360, 368, 378, 380, 383–398, 400, 401, 403–415, 418–420, 424, 427, 440–442, 447, 449, 451 Рихтер Федор Иванович 250, 419 Роберт Леопольд 122, 392 — «Карнавал в Венеции» 122 («или той картины, которую написал Роберт») 392 Роза 121 Рона 59 Россет Александр Осипович 16 Россини 200 Россия, Русь 15, 20, 27, 49, 60, 62, 74, 77, 84, 88, 93, 104, 108, 111, 114, 119, 120, 136, 153, 163, 165–167, 174, 182, 190, 208, 211, 228, 229, 231–233, 248, 253, 255, 259, 266, 316–318, 320, 323, 326, 334, 346, 348, 375, 379, 388, 391, 399, 400, 403, 405, 415, 418–420, 422, 423, 440, 442–444, 446, 448, 449, 452, 454 Рубини Джованни 81, 178, 218, 219, 381, 403, 410 Ружемонт 191 Руссо Жан-Жак 72 С абины, деревня 146 Савойские горы 62, 67 Савойя 105 Садовников В. С. 373 Саломин, актер 422 Саркизов-Серазин И. М. 417 Сахаров Иван Петрович 223, 287, 390, 411, 434 — «Песни русского народа» 287 («Русские песни»), 434 Свербеевы 374 «Северная пчела» 157, 189, 373 ( «Пчела»), 399, 405, 409 Семевский Михаил Иванович 452 Семененко Петр 391 Семереньки, имение 132, 154, 205, 342, 394 Сенковский Осип Иванович 13, 363, 393, 405, 409 Сибирь 42, 105 Симоновский Иван Павлович 13, 34, 96, 121, 204 («Семеновский»), 365, 385, 392, 408 Симплон, горный перевал 117 («Сенплон»), 390 Синявский Н. 12 Скалон Софья Васильевна, рожд. Капнист 280, 431 Скотт Вальтер 14, 60, 73, 376, 389 Скриб 407 Смирдин Александр Филиппович 23, 49, 89, 100, 101, 116, 134, 269–271, 373, 385–388, 426 Смирна 218 Смирнов Николай Михайлович 14, 16, 107, 109, 149, 388, 397

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

РИБ. Т. 6. 41. Стб. 361–366; РФА. М., 2008. 129. С. 463-464. РИБ. Т. 6. 42. Стб. 365–376; РФА. М., 2008. 120. С. 403-407. РИБ. Т. 6. 43. Стб. 375-384; РФА. М., 2008. 136. С. 490-494. РИБ. Т. 6. 44. Стб. 385-388. РФА. 133. С. 482–485; см. также: РИБ. Т. 6. 46. Стб. 391–400. РФА. 137.I. С. 495–501; см. также: РИБ. Т. 6. 48. Стб. 403–418. ПСРЛ. Т. 17. Стб. 58–59; Т. 35. С. 56. В августе 1420 г. польский король Владислав Ягайло также встретился с Мануилом Филантропеном и обсуждал с ним в числе других и вопрос о созыве церковного Собора для объединения католической и православной Церквей. ПСРЛ. Т. 17. Стб. 59; Т. 35. С. 56. Фотий, митр.Указ. соч. 17. С. 331–336, 462–463. Там же. 12. С. 259–278, 443–447; РФА. 126. С. 437–453. ПСРЛ. Т. 17. Стб. 59; Т. 35. С. 56. Там же. Т. 35. С. 33. Там же. Т. 8. С. 91; Т. 25. С. 246; Т. 35. С. 56. Там же. Т. 35. С. 56.; Т. 42. С. 177. Кучкин В. А. Василий Димитриевич. С. 105–110. ПСРЛ. Т. 8. С. 92; Т. 25. С. 343. ПСРЛ. Т. 8. С. 92–93; Т. 25. С. 246–247. Там же. Т. 35. С. 56. Флоря Б. Н. Василий II Васильевич//Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 110–115. ПСРЛ. Т. 35. С. 56. Там же. Т. 35. С. 56. РФА. 130. С. 465–468. ПСРЛ. Т. 35. С. 56. Там же. С. 33, 57. Там же. Т. 8. С. 94. РИБ. Т. 6. Стб. 421–426. РФА. М., 2008. 131.I. С. 469–475. Наиболее обстоятельно современные научные представления о ереси стригольников изложены в трудах А. И. Алексеева ( Алексеев А. И. О стригольничестве//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1996. С. 54—58; он же. Ересь стригольников: вольнодумцы или колдуны? (этимологический аспект)//Исследования по русской истории. Сборник статей к 65-летию профессора И. Я. Фроянова/Отв. ред. В. В. Пузанов. СПб.; Ижевск, 2001. С. 184—195; он же. К изучению ереси стригольников//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. 4(18). С. 22–34; он же. Стригольники: обзор источников//Вестник церковной истории. 2012. 3/4(27/28). С. 151–203; он же. Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. М., 2012.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Сато Павел, катих. – 274, 721 Сато Пантелеймон – 54, 114, 167, 168, 199, 233, 331, 340, 475, 477, 481, 548, 649, 778, 827, 828 Сато Петр – 39 Сато Прасковья (Параскева) – 156, 158, 159 Сато Тит – 46, 47 Сато Циёмацу – 691 Сато Яков – 68 Саул – 439 Сахаров Александр – 102 Сахаров В. В. – 459 Свит – см. Sweet Святополк Мирский, князь – 257, 311, 312 Секи, семинарист – 734 Секи, свящ. – 807 Секи Ефимий – 73 Секи Исайя – 73, 129, 139, 219, 417 Секи Петр – 470 Секи Тимофей – 178, 239, 468, 630 Секигуци Павел – 465, 468 Секигуци Пантелеймон, врач – 180 Селезнев Д. К. – 297 Семен, плотник – 9 Сеноо – 311 Сенума Елена – 778, 779, 797, 800, 812, 831–833, 837 Сенума Иван (Иоанн) Акимович – 557, 570, 582, 593, 602, 603, 615–617, 618, 623, 625, 631, 646, 663–664, 666, 670–671, 698, 700, 701, 702–708, 712, 735, 736, 743, 753, 755, 778–780, 792, 797, 800, 805, 812, 814, 815, 828, 833 Сенума Иоаким – 498 Сергий, архимандрит – 331, 508, 581, 572, 635, 636, 638, 666, 668, 670, 674, 575, 680, 681, 685, 686, 688, 693, 696–699, 708, 709, 713, 716, 727, 729, 732, 733, 749, 750, 758, 760, 761, 767, 769, 773, 775, 785–788, 792, 793, 815, 816, 819, 820, 822–824, 826, 838 Сергий Валаамский – 748 Сергий Страгородский – 12, 31, 89, 139, 203, 205, 279, 284, 291, 311, 331, 343, 425, 426, 454, 478, 487, 505, 569, 599 Сёдзи Сергий – 200 Сёо семья – 7, 8 Сёо Илья – 7 Сёо Мирон – 7, 441, 664, 753, 800, 813 Сёодзи Сергий – 163, 238, 735 Сибанай Павел – 204, 207, 255, 265, 336–398, 529, 680 Сибата, студент – 802 Сибаяма Петр – 308, 339, 370, 420, 453, 465, 504, 696, 697, 713, 745, 750, 752, 755, 758 Сига Вера – 564, 565, 594 Сиина Гордий – 278, 535 Симада Моисей – 438, 439 Симада Семен – 126 Симидзу Варнава – 115, 157, 169, 177, 180, 183, 186, 189, 199, 214, 217, 242, 279, 413, 498, 562, 605, 659 Симода Игнатий – 479, 597–599, 601, 616, 669, 685, 700, 728 Симотомае Валентина – 684 Симотомае Моисей – 54, 191, 341, 355, 368, 374, 381, 385, 386, 393, 552, 553, 564, 570, 571, 684 Синовара Иоанн – 35–37, 214, 322, 613, 777, 787

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Стьернон Д. (Stiernon D.) 44 7 , 45 9 , 62, 556 Сугдурис Г. 466 36 Сырку П. А. 456 2 Т ахо-Годи А. А. 312, 447, 498 Терновский Ф. А. 512 Тихомиров П. В. 313 Тыжов А. Я. 226 сн. У спенский Ф. И. 136 35 Ф абриций И. А. (Fabricius) 46 13 Фанургакис В. Д. ( Φανουργκης Β. Δ.) 164 (11) , 165, 172 1 , 556 Феленковская И. В. 504, 510 Феофан Затворник , свт. 5 (2) , 28 93 , 36 сн. , 37 1 , 61, 77, 78 (сн., 4−6) , 79 10 , 80, 81 (14) , 82, 308 9, 10 , 312, 313, 436 сн. , 510, 512, 552 Филарет (Гумилевский) , архиеп. 431 3 Филарет (Дроздов) , свт. 311 Фокин А. Р. 343 78 , 507 Фонкич Б. Л. 309 сн. Фохт Б. А. 488 Х итров М. И., свящ. 72 1 , 504 Хоружий С. С. 552 Хосроев А. Л. 436 сн. Христу П. К. ( Χρ στου Π. Κ.) 163 2 , 164−166, 168, 222 242 , 229 266 , 230 268 , 233 280 , 244 327 , 251 377 , 272 472 , 274 483 , 456 2 , 556 Ч ерниговский В. Б. 51 37 , 490 Ш алькхауссер Г. 53 Шиша-Халеви А. 73 сн. Шленов В. Л. 41 32 Шохин В. К. 47 23 Шуфрин А. М. 490, 508 Ю веналий (Половцев), архиеп. Литовский и Виленский 510 Юнгеров П. А. 7, 39 10 , 127 52 A lberigo G. 268 449 , 270 459 , 271 467 , 272 473 , 273 480 , 403 20 , 513 Allatius Leo см. Алляций Лев Allen P. 277 507 , 506 Angelis-Noah, P. de 422 128 , 491 Angelou A. 509 Angold M. 88 52 Ashiotis H. I. 310 16 Assemani I. S. 24 71 , 118 3 , 410 60 , 501 Aubineau M. 62 Azema Y. 203 157 , 512 B ach t H. см. Бахт Х. Balfour D. см. Бальфур Д. Barbel J. 92 15 , 175 22 , 177 32, 37 , 225 250 , 235 290 , 237 306 , 250 372 , 259 404 , 261 414, 417, 265 434 , 279 529 , 281 534, 539 , 287 562 , 289 569 , 296 612 , 300 11 , 405 31 , 494 Bardenhewer O. 62 Bardy G. 292 585 , 512 Bartelink G. J. M. 25 сн . , 468 46 , 491, 510 Beck H.-G. см. Бек Х.-Г. Bedjan P. 78 6 , 384 215 , 505 Bekker I. 44 8 , 254 386 , 488, 513 Bernardi J. 402 8 , 493 Berthold H. 24 68 , 264 426 , 506 Beyer H.-V. см. Байер Х. Blanc C. 329 сн . , 510 Bobrinsky B. 556 Bohlig G. 18 35 Boor, C. de 47 22 , 512 Boter G. 30 106 , 489, 490 Brock S. 505 Bulovic I. см. Ириней (Булович), еп.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Титлинов Б., проф. 420 Тито И. 445 Тихомиров Сергий, свящ. 434 Тихомиров С. Ф. 411 Тихон Белавин , патриарх 378, 380, 383, 384, 389, 392, 395, 398, 400, 402, 407, 410, 413, 414, 415, 418, 421, 422, 423, 424, 425, 426, 427, 429, 434, 439, 440, 467, 469, 470, 471, 478, 479, 483, 495, 496 Тихон Воинов, митроп. 353 ТихонСоколов Задонский, епископ Воронежский 274, 288, 292, 305, 313, 314, 325, 330, 338, 403 Тихон, митроп. 263 Тихон, епископ 473, 476, 489, 491 Толстой А., граф 281 Толстой Д., граф 281, 310 Толстой Л., граф 341, 344 Толстых Андрей 368 Томаницкий Петр, свящ. 337 Тон К. 294 Тохтамыш, хан 54 Траян, император, 9 Троицкий В., проф. 469 Тройден, король 135, 138 Трубецкой, боярин 186 Трубецкой Г., князь 469 Трубецкой Е. , проф. 379 Трупп А. Е. 399 Тузов 402 Турчанинов Петр, прот. 297, 298 Тучков Е. А. 410, 418, 432, 442 Угедей, хан 40 Узбек, хан 41 Уклеин Семен 343 Украинцев Емельян, дьяк 258 Урано Яков 369 Урусов Петр 168 Урусова Евдокия, княгиня 209 Успенский С. 402 Фабр И. 130 Фаддей Кокуйлович, архим. 320 Фаддей Успенский , архиеп. 431 Фейербах 341 Феодор Поздеевский , епископ 285 Феодор, диакон 208 Феодор Пустынный, протопоп 262 Федоров Иван 148 Феогност, митроп. 21, 31, 41 48, 49, 50, 128 Феогност Лебедев, митроп. 284 Феогност, епископ 43, 44, 45, 90 Феодор Поздеевский , епископ 318, 422, 423 Феодор Ростовский, еп. 88, 127, 128 Феодор Студит 7, 97, 102, 115 Феодор Текучев, епископ 445 Феодор, схимонах 335 Феодор Александрович, князь 42 Феодор Алексеевич, царь 193, 194, 211, 212, 214, 220, 225, 226, 227, 228, 229, 235, 250, 257, 259 Феодор Борисович, царевич 158 Феодор, боярин 42, 88 Феодор Бяконт 49 Феодор Волынский, князь 137 Феодор Иоаннович, царь 84, 141, 149, 150, 151, 153, 155, 157, 161, 165, 204 Феодор, князь 14 Феодор Ярославич, князь 129 Феодор Ярославский, князь 120, 129 Феодор, митроп. 37, 49 Феодор, еп. 13, 434, 453, 476 Феодор, муч. 10, 92 Феодор, святой 52 Феодор, преп. 18 Феодор, архим. 48 Феодор, иерей 398 Феодор 38 Феодорит, епископ 172 Феодорит, лжемитроп. 51

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рапорт причта петроградской Спасо-Преображенской Колтовской церкви в Петроградскую духовную консисторию о невозможности сохранять приходское место и доход священника М. В. Галкина на время его командировки в действующую армию от 4 октября 1914 г. (Там же. С. 253–256). ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 115, д. 426, л. 12–12 об. Там же, л. 15–15 об. Там же, л. 16. Там же, л. 1. Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин в годы Первой мировой войны (по документам РГИА)//Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI–XXI вв.: Памяти академика Николая Николаевича Покровского.Новосибирск, 2015. С. 388. Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин… (по документам ЦГИА СПб). С. 257–260. Резолюция митрополита Владимира (Богоявленского) от 14 декабря 1914 г.: «Исполнить» (ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 115, д. 426, л. 21–22, 23–23 об., 26–26 об.). Там же, оп. 113, д. 4320, л. 137 об. – 139 об. Орден был переслан М. Галкину по почте в апреле 1916 г. (Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин… (по документам РГИА). С. 391). Василий Николаевич Грифцов (1868–1918 гг.), во время русско-японской войны священник 17-го Восточно-Сибирского стрелкового полка (в звании благочинного над духовенством 5-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии). 3 июля 1907 г. назначен настоятелем омского Воскресенского военного собора, затем — настоятелем Батумского собора, с июня 1911 г. — настоятелем собора Троицкого лейб-гвардейского Измайловского полка в Петербурге. В годы Первой мировой войны главный священник армий Южного/Юго-Западного фронта (Брест-Литовск). Расстрелян красноармейцами. ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 115, д. 426, л. 24–24 об. После смерти настоятеля Матфиевской церкви протоиерея В. П. Галкина 24 июля 1915 г. на освободившиеся место был перемещен настоятель Колтовской церкви Н. Н. Сперанский. Вслед за этим прихожане обратились к Петроградскому митрополиту с просьбой назначить на ставшую вакантной должность знакомого им «с детства» священника М. Галкина (Там же, оп. 107, д. 40, л. 1–1 об., 6; оп. 113, д. 4320, л. 137 об. – 139 об.; оп. 115, д. 426, л. 25, 26 об. – 27; Петров С. Г. Петроградский священник М. В. Галкин… (по документам РГИА). С. 388.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Наконец, можно начертить и такую схему. CM имел хождение у мессалиан или еще до начала полемики с ними православных в виде отдельных слов Симеона Месопотамского, если предполагать, что по крайней мере одна цитата из него попала (неясно, прямо или опосредованно) в акты Сидского собора, или – вероятнее – уже после первых антимессалианских Соборов как более или менее «полное» собрание слов. По каким-то причинам (скорее всего, чисто хронологическим, связанным со временем обоих антимессалианских Соборов, кончины Макария, составления и распространения CM) Аскетикон оставался в тени до 431 (или до 426) года, и только на Третьем вселенском соборе книга была осуждена вся целиком в дополнение к актам Константинопольского собора, бывшего при Сисиннии (426 г.). Процедура осуждения книги остается неизвестной, но можно предполагать, что представленный Собору полный Аскетикон был осужден без специального соборного рассмотрения 747 и прочтения на основании, главным образом, его обращения в среде еретиков. При этом основанием для осуждения стало свидетельство епископов Валериана и Амфилохия, в епархиях которых мессалиане имели давние корни и уже были осуждены пятьюдесятью годами ранее. Кем и когда были составлены тенденциозные выдержки из Аскетикона на основании анафематизмов Сидского собора, сказать трудно. Возможно, они были составлены какое-то времени спустя после Сидского собора (например, на Антиохийском соборе) и обнаружены Валерианом в епархиальном архиве. Более вероятна гипотеза, что тезисы сочинялись после Константинопольского собора 426 г. и были специально представлены Ефесскому собору в подтверждение еретического характера Аскетикона. Не исключено и предположение, что выдержки из Аскетикона были составлены после осуждения книги Третьим вселенским собором. Основание для этого дает Фотий 748 , упоминающий о двадцати четырех 749 анафематизмах Архелая, составленных на основании глав Аскетикона, и о двух письмах Гераклида. Тогда не совсем понятно, зачем нужно было использовать акты Сидского или Константинопольского соборов. Впрочем, эта трудность вполне преодолима, если предположить, что Ефесский собор не вынес подробных догматических определений относительно мессалиан и единственным готовым вопросом оставался томос Сидского собора (или его константинопольской версии 426 г.), под который только и можно было «подверстать» CM для подтверждения его еретического характера. Однако, при этом трудно объяснить разницу между тезисами Тимофея Константинопольского и Иоанна Дамаскина , если оба автора использовали антимессалианские сочинения, относящиеся ко времени после Третьего вселенского собора. I.2. Выводы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Более вероятным представляется второе предположение. Источник Тимофея имел перед собой акты первого антимессалианского Собора 740 , книгу Аскетикон и скомбинировал их. Когда был составлен этот источник? Здесь возможны два ответа. Он относится ко времени или второго антимессалианского Собора (ок. 390 г.), или Константинопольского (426 г.). Если считать вторым антиеретическим собором Сидский, можно было бы возвести источник Тимофея к Сидскому собору. Однако если придерживаться традиционной последовательности, становится очевидным, что Антиохийский – второй антимессалианский – собор имел дело с Адельфием, а не письменными источниками, и не мог принести в «антимессалианское досье» ничего, что было бы связано с CM. Кроме того, присутствие св. Амфилохия Иконийского на обоих Соборах вполне могло бы обеспечить сходство антиеретического материала обоих Соборов – например, путем внесения в пункты более раннего Собора недостающих тезисов позднейшего Собора. Поскольку же у Феодорита нет никаких цитат из CM, а источник Тимофея описывает еще и новые черты мессалианской ереси (например, руководящая роль женщин), то логично предположить, что Тимофей черпал сведения из актов Константинопольского собора 426 г. (что ему было нетрудно сделать из-за легкого доступа к константинопольскому архиву), заставшего новую фазу мессалианского движения 741 . В таком случае вероятно, что книга Аскетикон попала в руки сторонников Сисинния случайно (по предположению Ж. Грибомона 742 , сочинения CM были принесены Александром Акимитом в монастырь Ипатия и каким-то способом очутились у властей), и Собор не успел соответствующим образом проработать Аскетикон, внеся в соборное определение первую попавшуюся (самую подозрительную) фразу (быть может, две). Ко времени же Ефесского собора Аскетикон был уже внимательно проштудирован и подверстан под готовые тезисы в виде отдельных «цитат». Таким образом, наиболее вероятной представляется схема, уже предложенная Г. Дёррисом 743 . В основе сообщений Феодорита лежат акты Сидского собора (прибл. 383–390 г.), послужившие основой для решений Константинопольского собора 426 г. На последние опирался Тимофей. В свою очередь, анафематизмы Константинопольского собора послужили основой для решений Ефесского собора относительно Аскетикона, откуда и черпал тезисы Дамаскин в первой части своего изложения ереси мессалиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010